Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ҰЛЫ ҒҰЛАМАЛАРДЫҢ ЕҢБЕКТЕРІНДЕГІ БАЛА ТАНЫМЫ ЖӘНЕ ОНЫ ҚАЛЫПТАСТЫРУ МӘСЕЛЕЛЕРІ (27-30)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2019/12/27
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 50, Том: 2, Страницы в выпуске: 27-30
Автор: Турдалиева Шолпан Жайдақбаевна
М.Әуезов атындағы ОҚМУ, Шымкент
Автор: Жандарбеков Абилхайыр
М.Әуезов атындағы ОҚМУ, Шымкент
Автор: Жұмабай Ләйлә
, М.Әуезов атындағы ОҚМУ, Шымкент
Анотация: Мақалада қазақтың бала тәрбиесіндегі Ұлы ғұламалардың еңбектерін пайлаланудың негіздері қарастырылған. Яғни таным туралы қазақ халқының психологиялық және педагогикалық ой-пікірінің даму тарихы, түп төркіні сонау XVIII ғасырлардағы Орхон-Енесей ежелгі Түрік жазбаларында, Қорқыт ата
Ключевые слова: Бала тәрбиесі; ғұламалар; таным; пікірлер; өнеге;
Данные для цитирования: Жандарбеков Абилхайыр Жұмабай Ләйлә . ҰЛЫ ҒҰЛАМАЛАРДЫҢ ЕҢБЕКТЕРІНДЕГІ БАЛА ТАНЫМЫ ЖӘНЕ ОНЫ ҚАЛЫПТАСТЫРУ МӘСЕЛЕЛЕРІ (27-30). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2019/12/27; 50(2):27-30

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Қорқыт: Оғыздардың батырлық атасы. /Ауд. Ә. Дербесалин Алматы: Қазақстан 1993 2. М.Қашқари. Диуани лұғат ит-турк.(Ауд. К.Бектаев,Ә, Ибатов Алматы Ана тілі, 1993 3. Әл-Фараби Әлеуметтік –этникалық тракт. Қаз ССР Ғылым, Алматы 1975, 60-61 4. А.Құнанбаев Шығармалары мен қара сөздер Алматы-ҚКӘБ-2том.1977 5. М.Жұмабаев Педагогика. Алматы: Рауан, 1993, 59
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 27
занимающемуся всесторонней физической
по дготовки. Но и н е отрицает применения таких
упражнений в учебных занятиях в
ознакомительном аспекте или в качестве
дополнительного средства.
Изучение отдельных систем в ограниченные
часы групповых занятий не дают существенного
эффекта. Для этого требуются каждодневные
самостоятельные упражнения. Они значительно
наращивают и общую двигательную активность, и
оздоровительный эффект.
Вместе с тем , отдельные упражнения,
элементы этих систем или сами системы так же, как
и отдельные отечественные системы (дыхател ьная
гимнастика А. Н. Стрельниковой, Ю. Г. Вилунаса,
комплекс специальных упражнений для глаз Э. С.
Аветисова и др.) могут применяться на за нятиях в
соответствующем учебном отделении, а некоторые
из них в целостном виде в секционных и групповых
занятиях с оздоровительной целью в свободное от
учебы время.
При занятиях отдельными системами
физических упражнений, там где это возможно, не
исключае тся и организация мини -соревнований по
конкретным элементам, комбинациям или
упражнениям. Они не только увеличивают интерес
к заняти ям, но и служат методом контроля за
результативностью учебных занятий.
Выводы
В следствии востребованности зарубежных
систем физических упражнений разнообразной
ориентиро ванности, их рекомендуется применить в
вузах в качестве дополнительног о средства. Здес ь
важно не прямое заимствование данных систем, а
их адаптация к отечественному менталитету и
исторически сложившейся отечест венной системе
физического воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев, С.В. Физическая культура и
спорт в Российской Федерации: новые вызовы
современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г.
Гостев, Ю.Ф. Курамшин. -М.: Теор. и практ. физ.
культ., 2013. - 780 с.
2. Афанасьев П.А. Школа йога: восточные
методы психофизического
самосовершенствования. М.: Полымя, 1991. - 153с.
3. Бар оненко, В.А. Здоровье и физическая
культура студента: Учебное пособие / В.А.
Бароненко. - М.: Альфа -М, ИНФРА -М, 2012. - 336
с.
4. Барчуков, И.С . Физическая культура и
физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и
др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 с.
5. Виленский, М.Я. Физическая культура и
здоровый образ жизни студента: Учебное пособие /
М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013.
- 240 с.
6. Горцев Г. А. Аэробика. Фитнес. Шейпинг.
- Москва: Вече, 2016, - 320с.
7. Дианов, Д.В. Физическая культура.
Педагог ические основы це нностного отношения к
здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян.
- М.: КноРус, 2012. -184 с.
8. Карни Л.В. Цигун. – М.: Будущее Земли,
200 4. – 168с.
9. Кобяков, Ю.П. Физическая культура.
Основы здорового образа жизни: Уч ебное пособие
/ Ю .П. Кобяков. - Рн /Д: Феникс, 2012. - 252 с.
10. Назаренко Л.Д. Оздоровительные системы
физических упражнений. – М.: ВЛАДОС -ПРЕСС,
2002. – 240с.

ҰЛЫ ҒҰЛАМАЛАРДЫҢ ЕҢБЕКТ ЕРІНДЕГІ БАЛА ТАНЫМЫ ЖӘНЕ ОНЫ ҚАЛЫПТАСТЫ РУ
МӘСЕЛЕЛЕРІ

Турдалиева Шолпан Жайдақбаевна
Аға оқыт ушы
М.Әуезов атындағы ОҚМУ,Шымкент, Қазақстан
Жандарбеков Абилхайыр
Аға оқытушы
М.Әуезов атындағы ОҚМУ,Шымкент, Қазақстан
Жұмабай Ләйлә
Аға оқытушы
М.Әуезов атындағы ОҚМУ,Шымкент, Қазақстан
Мекенбаева Эльвира Айдархановна
Аға оқытушы
М.Әуезов атындағы ОҚМУ,Шымкент, Қаза қстан
Мусакулова Дана Акимовна
Аға оқытушы
М.Әуезов атындағы ОҚМУ,Шымкент, Қазақстан

CHILDREN'S KNOWLEDGE IN THE WORKS O F GREAT SCHOLARS AND ISSUES OF
DEVELOPMENT OF ITS

Аннотация
Мақал ада қазақтың бала тәрбиесіндегі Ұлы ғұламалардың ең бектерін пайлаланудың негіздері
қарастырылған. Яғни таным туралы қазақ халқының психологиялық және педагогикалық ой -пікірінің даму
тарихы, түп төркіні сонау XVIII ғасырлардағы Орхон -Енесей ежелгі Түрік жаз баларында, Қорқыт ата,

28 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
Жүсіп Баласағұн, Махмұд Қашқ ари, Ахмет Яссауи т.б. еңбектерінен қалана бастаған ы ақиқат. VI
ғасырлардан бастау алатынына дәлелдер келтіріледі.
Abstract
The article dis cusses the basics of using the works of great scientists in the Ka zakh upbringing of children. it
is true that they b egan their work, the history of the development of psychological and pedagogical thinking of the
Kazakh people in the history of the ancien t Turkic writing of the XVIII century, Korkyt Ata, Zhusip Balasagu n,
Mahmud Kashgari, Ahmet Yassaui and others. Evide nce that this will start from the 6th century.
Кілттік сөздер : Бала тәрбиесі, ғұламалар, таным, пікірлер, өнеге
Keywords: Education, childhood, cognition, opinions, tradition

Біз тәрбиенің өзі отбасынан яғни халақтық
тәрбиеден басталатынына көзімізді жеткіздік.
VI ғасырлардан бастау алатыны дәлел. Яғ ни
таным туралы қазақ халқының психолог иялық
және педагогикалық ой -пікірінің даму тарихы, түп
төркіні сонау XVIII ғасырлардағы Орхон -Енесей
ежелгі Түрік жазбаларында, Қорқыт ата, Жүсіп
Баласағұн, Махмұд Қашқари, Ахмет Яссауи т.б.
еңбектерінен қалана бастағ аны ақиқат.
Осы кезеңнің саяси -қоғамдық, әдеби өмірін
баяндайтын жазба ескерткіштерінің бірі, танымдық
идеясы мен астарлас рухани мұра ның бірі Қорқыт
ата еңбектері VII -IX ғғ. Оғыздарарасынан шыққан
күйші, музыкант, ақын. Қорқыттың «Оғыздардың
батырлық эпос ы», «Қорқыт ата» еңбектерінде
танымдық тәлім -тәрбиелік мәні күшті, афоризмдер,
қанатты сөздер, ұстаздық ұлағаттар көптеп
кездеседі. Қо рқыт ең алдымен тәрбие отбасынан,
яғни ата -анасын сыйлау, құрметтеу, кішіге
мейірімді, үлкенге ізетті бөлеу туралы жазған.
Тұла бойы тұнған өнегеден тәрбие туралы
толғаныстардан тұратын, XI ғасырда жазылған
Жүсіп Баласағұнның «Құтты білік» - дидактикалық
поэмасы. Қазақ халқының педагогика тарихында
ерекше орны бар.
Ойшыл ақынның имандылық идеяларын ұрпақ
тәрбиесіне пайдалану, адамның педагогикалық
көзқарастарын бүгінгі ғылыми айналымға қосу
оқушыларға танымдық тәрбие жөнінде білімін
кеңейту. «Құтты білік» - еңбегі /-6645 бәйіттен және
85 баптан тұрады.
Әр байыттың, баптың өз атаулары бар. «Құтты
білікке» 4 түріктің есімдері айтыл ған . Олар:
Күнталды (Әділ), Айталды (Дәулет), Огдүлміш
(Ақыл), Одғүрміш (Қанағ ат), осылардың арасында
сұхбат түрінде өтеді. 280 - 285 б әйітінде .
«Бұлар зораймай, ғылым қораймайды» - дейді
Әл - Фараби белгілеген таным құралдарын
толықтырып тек ойлау, сөйлеу е мес, пікір алысу,
сақтау, қорғау әрекеттерімен ұштастырады.
Танымдық тәрбиені ұйымдастыру түрлерін
айқындағандай, пікір -талас таным пр оцесіне
қатынасушының өз ойын білдіруіне мүмкіндік
жасау, екінші сақтау, мәдениет функцияларының
бірі.
Осы пікірлерді жалғ астырған, халық
пед агогикасының негізін қалаушы М.Жұмабаевтың
«Педагогика», «Шығармалар» еңбектерінде бала
тәрбиесіне жан -жақты талдау жасаған.
М.Жұмабаевтың еңбегінде баланың жан тәрбиесі
мен тән тәрбиесінің маңыздылығын сөз ете
отырып, жан тәрбиесіне күш ті көбірек жұмсау
қажеттігін көрсетеді.
«Адамның қымбат нәрсесі де сол жан. Қиын
тәрбие тілейтінде сол жан дейді. Осындай пікірді
Әл -Фараби мен Абайдың еңбектерінде анықталған.
Ал педагогика кітабында « Бала сезіну,көру
арқылы, есту, қиялдау, түйсіну арқыл ы дүниедегі
болып жатқанөзгерістерді, қоршаған ортаны , ата -
анасы жайлы мәліметтерге көніл аударатыны» -
жайлы анықталды.
Теориялық тұ рғыдан баланың жан тәрбиесінің
бағыт, заңдылықтарына сүйенер болсаң, әуелі ол
адам танымына тікелей байланысты екенін айта ды.
Осы тұрғыда бала сезіну, көру арқылы дүние
туралы білімі пайда болып, танымы қалыптасады.
Көру сезімі -жарық, туа және қозғалыс әсе рлерін
сезінген адам қоршаған ортаны, табиғаттағы,
қоғамдағы өзгерістерді қабылдауға мүмкіндік
алады.
Медицина, психология ғылымдарының
уағызд ауы бойынша бала анасын иіс арқылы
сезімін, кейін келбетін көріп жаттап анасын өзге
ортадан ерекше таныйтын жағдай ға келеді. Сөйтіп
алғашқыда бала танымы анасының қамқорлық,
жылылық, екенін анықтайды. Таным процесін
қалыптастыру, дамыту құралдары белгіленген.
Яғни олар: Ойлау, түйсіну, қабылдау, сөйлеу екенін
анықтайды.
Келесі ұлы ақын, ойшыл Абайдың
дүниетанымдық сал ыстырып қарасақ идеялық
үндестікті бірден байқауға болады. Ұлы ойшылдың
еңбектерінде жан мен тәннің арақатынасы,
адамның п сихологиялық даму жолындағы тәрбие
мен білімнің атқаратын қызметі, адамның жеке
басына және жас деңгейіне байланысты таным дық
аспектіл ері бар. А.Құнанбаевтың «Таңдамалар
шығармалар», «Шығармалары мен қара сөздері»
т.б. бар.
Ең алдымен Абайдың Қорқыттың
еңб ектерімен ұқсастығы бар. Қорқыт адам өмірін
әртүрлі кезеңдерге бөлген. Бұған Абайда тоқталған.
Олар: балғын, балалық, жігіттік, кемел жас пен
қарттық жас. Алда келтіріп кеткендей тәрбиені
отбасынан, яғни балалық шақтан бастаған жөн.
Бұған дәлел Абайдың 7 -қара сөзі:
«Жас бала анадан туғанда екі түрлі мінезбен
туады. Біреуі - ішсем, жесем десе. Бұл тәннің
құмарлығы, екіншісі көзі көрген , қ ұлағы естігеннің
бәрін сұрап білгенше тыныштық таппайды. Бұл
жанның құмарлығы» -деп жан мен тәннің
байланысын, бірінсіз - бірінің күні жоқ екенін Әл -
Фараби түсіндіре келіп, «Жақсы адамның тәні
өлгенімен, рухани абыройы, ары өлмейді» -дейді.
Абай с ыртқы ортаны ң сырын сезім мүшесі арқылы
қабылдайды.
Оған: жүрек, ми осылар арқылы адамның
танымдық қасиеттері: түйсіну, сезіну, ойлау ,
елестету, ұғыну сияқты күрделі процестер арқылы
жүзеге асады. Абайдың 32 - қара с өзінде :

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 29
«Білім , ғылымды көбейтуге екі қару бар. Оны ң
бірі - Мұлахаза (ойлау, пікір алмасу). Екіншісі -берік
мұхафаза ( сақтау, қорғау).
Сүйіспеншілік, жоқтың қажеттілігін өтей тін
сұраныстан туған таным. Оқушының та нымын
қалыптастыруда зейіннің ықпалы зор.
Суреттеулерді жанның жоғалтпай сақтай білуі
зейін деп аталады. Ал, енді сақталып тұрған
суреттеулерді бұрынғы түрі , бұрынғы ретімен
жанның тіріліп алып келе білуі еске түсіру дейді.
Танымды қалыпьастыруда әр оқушының зейінінің
әр түрлі болуын ескеру қажет. Зейін екі түрге
бөлінеді. 1) көру зейіні - күшті адам нәрсенің
сыртқы түрін есінде сақтап қалады. Мыс: таныс
адамның бейнесі есінде болады, аты -жөні есінде
болмайды.
2)Есту з ейіні ад амзаттың дыбысы есіде
ұстампаз болады.
Мыс: кейбір адам таным адамның аты -жөнін,
пішінін де ұмытып қалып, жалғыз дауы сы ғана
есінде ұстайтын болады.
Оқушының жас ерекшілігіне байланысты
оның зейіні өзгеріп отырады. Зейіннің күшті кезі 7
мен 15 жас арасы. Яғни бұл жаста оқушының
танымын қалыптастыруда ой жүгіртіп, білімді іске
асырыу емес, білімд і молайта беру.
Әл -Фараби белгілеген танымдық
процеске:түйсіну, ойлау елестету ғана емес сезіну,
көру, есту, қиялдау арқылы да анықтауға болады.
Алда айтқаны мыздай бала танымын анасының
қамқорлығынан, жылылығынан, анасынан естіген
ертегілерінен, айтқан әндерін, жаңылтпаш,
жұмбақтар ын естіп, жаттап, жадына сақтап қалудан
басталады.
М.Жұмабаев баланың танымдық тәрбиесінің
құралдарын көрсетпек. Оған: жұмбақ, ерте гілер,
мақал -мәтелдер, жаңылтпаштардың т.б. әсері зор.
Келесі оқушылардың танымы н қалыптастыруына
тәрбие туралы Ж.Аймауытов ж азушылығымен қоса
« қазақ түрік»атты еңбегі өшпес ғылыми мұра.
«Диуат» -XI ғасырда Қарахан дәуірінде жазылған
еңбек.
Бұл еңбек негіз інен түрік сөзд ігі.
М.Қашқаридің « Диуани лұғат ат -түрік» еңбегін
сегіз бөлікке бөліп жазған:
1. Хамза кітабы.( әліптен басталат ын сөздер)
2. Салим кітабы.( әліп, вав, йай сөздер)
3. Музафар кітабы.(қосар дыбысты сөздер)
4. Мысал кітабы.
5. Үш әріпті кітап.
6. Мұрын жолды д ыбыстар кітаб ы.
7. Тор әріпті кітап.
8. Қос дауыссыз дыбысты кітабы.
Бұл еңбекте түркі халықтарының көрген -
білгендерін баяндайтын бәйіт жырлары мен
қайғылы және қуанышты күндерінде айтатын терең
мағыналы мақал -мәтелдер келтірген:
1. «ұлұғны ұлғласы құт болар ».
Үленді сыйласа, құт болар.
2. Тікпейінше өнбес,
Талпынбайынша болмас.
Бұл мақалада әр қандай істе мақсатқа жету
үшін талпыну керек.
Парасатпен жалықпастан үйренесің зор
білімді,
Көрсетесің дандайсымай сынақта асыл
сырынды.
Мақсатқа жетемін,
Ғылыммен еңбек етемін .
Өткелден сан өтемін,
Байлығымды сарын қып.
«Диуаниға» сөздік материал болып енген
атаулар тізбегінде
Сағ -ақыл, зейін; нәк -ес, сана.
Сің -уғу,меңгеру, йол -әдіс, амал.
Түй -түйсіну, ы -ақыл, парасат, ұқ -ұғу, түсіну,
сағтапқырлық және т.б. жатқызуға болады.
Яғ ни танымдық тәсілдер жөніндегі
білімдермен танысып , адам біледі, ақыл, зейін, ес,
сана арқы лы өзінің іс -қимыл құралына ұғу, меңгеру
арқылы ұмтылу қажет. Әрбір білім саласы дүниенің
түрлі құбылыстарымен таныстырумен ғана
шектелмей, өмірге өзіндік көзқарас
қалыптастыруда мінез -құлық қалыптары мен
дағдыларын игеруге қызмет ету педагогиканың
танымды қ тәрбиемен ұштасады. М.Қашқаридың
дүниетанымдық қөзқарасын ұштастырып, өзіндік
жалғасын тапқан Әл -Фарабидің еңбектері күз. Осы
дәуірдің ойшылы математигі музыканты Әбу -
Насыр әл -Фарабидің «философиялық трактаттар»,
«Әлеуметтік өтникалық трактаттар», «Музык алық
трактаттар» және т.б. еңбектері бізге таныс. Соның
ішінде «Әлеуметтік этникалық трактаттар»
еңбегінде: таным мақсаты, таным сатылары және
таным процестерінің б асқыштарын анықтаған «
Таным мақсаты ең алдымен сол текке жататын
нәрсе біткеннің барлығының болмысын анық
білу» - делінген. Денелерді бөліп қарастырған.
Олар: жан, форма және материя. Әл -Фарабидің
түсінігі бойынша жан мен тән бірге дамиды.
Тәнсіз жан жоқ, жан тәннің тірші лік қасиеті.
Тән жанның дамуына, қалыптасып жетілуіне үнемі
әсер етіп отырады. Осыдан барып Әл -Фараби:
адамның жану процесін екі басқышқа бөледі.
Бірінші басқыш сезімдік кезең деп
анықталады. Бұған түйсік, қабылдау, ес процесі
жатады деп те реңірек айқындалады. Түйсік дүние
танудың алғашқы көзі, бірінші баспалдағы. Ойлау -
дүни ені әр қырынан тануға мәселені тереңірек
түсінуге мүмкіндік береді. Екінші басқыш ойлау,
сөйлесумен байланысты топырағында тұңғыш
педагогика, психология, көркемсурет ғылы мдары
саласында қалам тартып , құнды ғылыми зерттеу
еңбектерін қалдырған. Ж. Аймауытов « Адам
мінезінің, ақыл -қайратының әр түрлі болуы
тәрбиенің түрлі болуынан. Адам баласының ұрлық
істеу, өтірік айтуы, танымдық қызығушылығын
дұрыс тәрбиенің жетіспегендіг інен» - дейді. Ол
тәрбиенің екі түрлі болатынын Дене тәрбиесі және
жан тәрбиесі болып б өлінетіндігін атап көрсетеді.
Автор ең алдымен бала тәрбиесіндегі
отасының және мектеп қабырғасындағы тәрбиеге
ерекше тоқталады. Баланың бойына сінген мінезді
қайта түзет у қиындық келтіреді. «Сүтпен сіңген
мінез сүйекпен кетеді» деген сөз ата -ана
тәрбиесін ің күштілігін көрсетеді.
Бала мінезін жас шыбыққа тимейді. Жас кезде
дұрыс тәрбие алмаған бала өскенде қисық ағаш
сияқты болып өсетінін, баланың өмірге деген дұрыс
танымд ық қызығушылық қалыптастыру керек.

30 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
Сондықтан да оқушының танымын
қалыптастыруда ұстаз қызықты мағұлматтармен
баланы шабыттандырып, олардын ынта -ықыласын,
зейін -зердесін психолог -ғалым Жарықбаевтың
«Халық психологиясы», «Психология», т.б.
кітаптары бар.
«Пс ихо логия» кітабында «Таным -прцесті ең
алдымен түйсіктен басталады. Сыртқы заттарымен
құбылыстарының жеке қасиеттерінің сезім
мүшелеріне тікелей әсер етумен пайда болған
мидағы бейнелерді -түйсік деп атайды.
Абай сыртқы ортаны сезім мүшелері арқылы
қабылдайд ы десе, Жарықбаевта сыртқы заттары
мен құбылыстары ның сезім мүшелеріне тікелей
әсер ет етіні анықталады.
Танымды қалыптастыру ол түйсік, ойлау,
қабылдау, ес, сөйлеу, қиял арқылы жүзеге
асады.Яғни бала дүние тану үшін -түйсік, қабылдау
елес арқылы сыртқы дүни е заттары мен
құбылыстарын тікелей таниды. Сондықтан
баланың танымы үнемі іс -әрекетпен айналысып,
оқып көріп, танып отыруымен тығыз байланысты.
Баланың танымын иқалыптастыру үшін
теориялық матиралдарға сүйеніп, бала танымын:
а. жас ерекшеліктеріне қарай жі ктеу.
б . жүйеге бөлу.
в . әдістерін қолдану.
г . құралдарын қолдану.
д . қандай бағыт та қолдануға болады.

Әдебиеттер тізімі
1. Қорқыт: Оғыздардың батырлық атасы. /Ауд.
Ә. Дербесалин Алматы: Қазақстан 1993
2. М.Қашқари. Диуани лұғат ит -турк.(Ауд.
К.Бектае в,Ә, Ибатов Алматы Ана тілі, 1993
3. Әл -Фараби Әлеуметтік –этникалық тракт.
Қаз ССР Ғылым , Алматы 1975, 60 -61
4. А.Құнанбаев Шығармалары мен қара сөздер
Алматы -ҚКӘБ -2том.1977
5. М.Жұмабаев Педагогика. Алматы: Рауан,
1993, 59

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТР АННЫХ ГРАЖДАН ПО БИО ЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сыроватская Лидия Андреевна
старший преподаватель
Северо -Восточный федеральный университет
им.М.К. Аммосова
г. Якутск
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2019.2.50.112
FEATURES OF TEACHING FOREIGN LISTENERS I N BIOLOGY IN THE SYS TEM OF PRE -
UNI VERSITY EDUCATION

Syrovatskaya Lidia Andreevna
Senior Lecturer
Northeastem Federal University
Named after M.K. Ammosova
Yakutsk

Аннотация
На основе технологии модульного обучения с раскрытием понятийно -терминологического аспекта и
с применением метода эк сперимента, моделирования в интерактивной форме раскрывает научно -
исследовательский интерес и формированию аналитического мышления иностранн ых граждан в процессе
учебной деятельности.
Annotation
Based on the technology of modular training with the disclos ure of the conceptual and te rminological aspect
and using the method of experiment, modeling in an interactive form reveals a research intere st in the formation
of analytical thinking of foreign citizens in the process of educational activity.
Ключевые сло ва: модульное обучение; базо вые компетенции; учебная деятельность;
метапредметная кометенция.
Kyewords: modular training; core competencies; educational activities; meta -sudject competence.

В подготовительном отделение иностранные
граждане проходят обуче ние по мед ико -
биологическому профилю из Ирана, Египта,
Зимбабве, Намибии, Индии, Нигерии, Бурундии,
Индонезии, Германии, Таджикистана, Кыргыс тана,
Узбекистана. Довузовское обучение для
иностранных граждан играет важнейшую роль в
плане адаптации к последующ ему обучен ию в
ВУЗе так и для формирования знаний и навыков по
предмету, которые не были сформированы при
обучении на родине. Для успешного о бучения
необходима климатическая и лично -
психологическая адаптация, на которую влияет
новизна российской педагогиче ской систе мы [4
с.81].
Учебную программу по биологии проходят на
русском языке. Опыт показывает, что особых
трудностей не испытывают иностран ные граждане
владеющие английский языком как второй
иностранный язык и владеющие русским языком
как второй иностран ный язык. Сложности
наблюдаются в говорении иностранных граждан
владеющих арабским языком, в основном это
длинные слова и построение предложе ний
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×