ЭТНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ (5-9)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2019/12/27
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
50,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
5-9
Автор:
Бочаров Сергей Александрович
кандидат педагогических наук, Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина , Сыктывкар
кандидат педагогических наук, Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина , Сыктывкар
Анотация: В статье рассматривается природа популярного в последнее время этнического стиля в дизайне среды, его социальная значимость для народов России и творческие проблемы дизайнеров, создающих проекты в этом стиле. Автор опирается на исторический опыт русских художников и архитекторов, а также опыт современных молодых дизайнеров, осваивающих этнический стиль при создании своих проектов по организации средового пространства
Ключевые слова:
барокко;
дизайн среды; дизайнерский проект; модерн; стиль; этнос; примитивизм; этнофутуризм; экологический дизайн; этнический дизайн;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник. – 3-е изд.
перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2000. - 407 с.
2. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие / Н.А.Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2005. – 224 с.
3. Прошева А. Этнический стиль в интерьере (статья) – http://www.dekormyhome.ru.
4. Рисунок 1. http:// www. pastvu.сom. 5. Рисунок 2. http://www. retromap.ru.
6. Рисунок 3. http://www.iknigi.net.
7. Рисунок 6. http://www.fotoload.ru
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 5
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК.74
ЭТНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В Д ИЗАЙНЕ СРЕДЫ: ТЕНДЕН ЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
Бочаров Сергей Александрович
кандидат педагогич еских наук, заведующий кафедрой изобразительного искусства и дизайна,
доцент Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина
РФ , город Сыктывкар
ETHNIC STYLE IN DESIGN: TRENDY AND PROBLEM
S.A.Boc harov
Ph.D., Head of the Depart ment of Fine Arts and Design,
Associate Professor at Syktyvkar State University Pitirim Sorokin,
RF , Syktyvkar
Аннотация
В статье рассматривается природа популярного в последнее время этнического стиля в дизайне сре ды,
его социал ьная значимость для наро дов России и творческие проблемы дизайнеров, создающих проекты
в этом стиле. Автор опирается на исторический опыт русских художников и архитекторов, а также опыт
современных молодых дизайнеров, осваивающих этнический с тиль пр и созда нии своих проектов по
ор ганизации средового прос транства.
Annotation
The article examines the nature of the recently popular ethnic style in the design environment, its social
significance for the peoples of Russia and the creative problems o f desig ners who create projects in thi s style. The
author draws on the historical experience of Russian artists and architects, as well as the experience of
contemporary young designers who master ethnic style while creating their projects to organize the environ ment.
Ключевые слова : барокко, дизайн ср еды, дизайнерский проект, модерн, стиль, этнос, примитивизм,
этнофутуризм, экологический дизайн, этнический дизайн.
Keywords : Baroque, environmental design, design, modern, style, ethnos, primitivism, ethno futurism, ethni c
design.
Понятие «сти ль» при широ те его
использования чаще всего употребляется в связи с
культурой и искусством как специфическими
видами деятельности человека. Поэтому иногда
историю искусств определяют как историю
формирования и взаимодействия стилей. Времена
исторических ст илей в их чистом проявле нии давно
остались в прошлом, им на смену приходят новые,
поскольку искусство развивается, от ражая новые
времена, взгляды, вкусы общества. Только
прошлый 20 -й век со всеми его сложными
перипетиями общественно -политического
характера и научно -техническими о ткрытиями
создал основы для появления новых
художественных стилей. Особенно ярко это
проявило сь в области архитектуры и дизайна как
особого вида художественно -технической
деятельности.
Обеспокоенность мировог о сообщества
сохранение м экологии на планете породила новый
стиль в дизайне – экологический дизайн (эко
дизайн). Не меньшую тревогу во многих странах
мира вызывает проблема глобализации. В связи с
этим каждый этнос стремится сохранить
национальную идентичн ость, возрождая и
сохран яя исторически сложившие ся национальные
традиции. В области пластических искусств, таких
как архитектура и дизайн, ча ще используются
традиции, сформировавшиеся в народном
зодчестве, декоративно -прикладном искусстве и
ремеслах. Так в озник еще один новый сти ль –
этнический, или этн о стиль.
Этнический стиль получил широкое
распространение в дизайне среды, одежды,
графическо м дизайне. Это была определенная
реакция на «интернациональный стиль», который
приводил к однообразию и обезличиван ию среды.
Дизайн не може т опираться «лишь на ути литарно -
функциональные потребности, существующие вне
образов традиц ионной духовной и художест венной
культуры» [2, с.189]. Поэтому использование
узнаваемых традиционных элементов в
материальной культуре каждог о народа, часто,
целой с траны помогало народу со хранить
самоидентификацию, подчеркнуть значимость
собственной культ уры и её вклад в мировую
художественную культуру. Такой прием со
временем стал в определенной мере трендом.
Сегодня в архитектуре, дизайне с реды,
одежды и других ег о видах о сновательно
сформировались понятия: итальянский дизайн,
скандинавский дизайн, дизайн Прованса, японский
диза йн. За каждым названием скрываются
характерные приметы климата, вкусов людей, их
устоявшихся привычек и бытовых пре дпочтений.
Обращаясь к истории форм ирования больших
стилей и направлений в искусстве зарубежных
стран как западноевропейских, так и азиатски х,
6 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
течение которой заняло огромный промежуток
времени, мы обнаруживаем, что их характер
зависел не только от общест венно -исторических
услов ий той или иной формации , вкусов основных
заказчиков, творческой индивидуальности
художника . В них неизменно в опреде ленной мере
находили отражение признаки элементов
традиционных художественных ремесел. Особенно
это стало заметно в эпоху промышленных
рево люций, когда возникла «у гроза»
обезличивания продукции машинного
производства. Как известно , производство
серийной пр омышленной продукции с помощью
машин подвигло художников вмешаться в
производственный процесс, чтобы придать
продук ции определенный художес твенный облик.
По этому поводу сложилась отдельная история –
история дизайна, в которой отр ажено влияние
национальных традиций, эстетических
предпочтений, вкусов разных народов, природно -
климатических условий их проживания на внешни й
облик промышленных изд елий. Таким образом, в
каждой стране мира формировались свои идейно -
художественные принципы , определяющие
понятие сти ля, в рамках которого рождался облик
той, или иной продукции.
Художественные стили, получавшие
распространение в Ро ссии, часто принимали зд есь
своеобразные черты, котор ые мы можем
определить как «национальные». Так сегодня,
говоря о барокко, мы употребляем эпитет «русское
барокко», ампир – «русский ампир», «русский
модерн». Это объясняется многими причинами, в
том числ е национальными традиция ми,
эстетическими вкусам и и п редпочтениями, как
заказчиков, так и художников. К примеру,
достаточно вспомнить историю искусства конца
19 -го начала 20 -го века, время распространени я
стиля модерн. В этот период В. Васнецовым было
спро ектировано здание Третья ковской галереи,
Ф.О. Ше хтеле м - здание Ярославского вокзала,
И.А. Фоминым - особняк Половцева на Каменном
острове Санкт -Петербурга.
Рисунок 1. Шехтель Ф. О. Здание Ярославского вокзала в Москве
Рисунок 2. Васнецов В.М. Здани е Третьяковской галереи в Лавр ушинском переулке. Москва
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 7
Рисунок 3. Фомин И.А. Дача Половцева на Каменном острове в Санкт - Петербурге
На данных шедеврах можно убе диться, как в
рамках одного стиля проявляются, не только
авторские индивидуальности, но и н ациональные
черты, почер пнутые из древнерусской архитектуры
разных городов [1, с.274,275]. Авторы проектов
осмысленно использовали национальное зодчество
прошлого, п ридав каждому произведению
неповторимый образ.
Народное искусство России всегда отличалось
самобытностью, поскольку зарождалось и
разви валось в стороне от официального светского
искусства. Народные мастера усваивали секреты
ремесла от своих предков. Секрет ы отличались
устойчивой неизменностью, что со временем
становилось традицией. Поскольку Рос сия страна
многонационал ьная, и каждый этнос ист орически
формировал собственные традиции в образе жизни
духовной и материальной культуре, эта культура
отличалась мно гообразием и неповторимостью по
стилистике и образности. Часто мастера
профессионального ис кусства прошлого, в свое м
творчестве использовал и отдельные приемы и в
целом стилистику, за имствованные из народного
лубка, народной живописи, зодчества. Подражание
стилю народного искусства породило направление
в отечественном профессиональном искусстве п од
названием примитивизм . Свидетельством этому
является творчество Н. Гончаровой и М. Ларионова
– художников начала 20 -го века. Художник
Татьяны Мавриной все свои об разы создавала на
основе русской народной живописи. Известный
российский художник современн ости Татьяны
Назаренко з начительную часть своего творчества
посвятила примитиву.
Три десятилетия назад группа молодых
художников финно -угорских республик России
орг анизовала целое направление под названием
этно футуризм . Этнофутуристы положили в
основу со держания своих произведе ний древние
мотивы пермского звериного стиля.
Очевидно, что данная тенденция продолжает
сохраняться и, более того, развиваться, приобретая
со временем еще большую актуальность.
Объяснение этому - богатейший культурный
материал в ви де национальных традицио нных
ремесел, художестве нных промыслов, элементов
декора предметов быта, одежды и т.п., который
сохранился почти у каждого российского этноса , и
стал источником нового этнического стиля.
Стремление к сохранению своей истории и
самоб ытности побуждает соврем енных народных
мастеров, проф ессиональных художников,
дизайнеров развивать эти традиции в своем
творчестве.
Народная художественная культура в силу
своей оригинальности и выразительности
продолжает оставаться востребованной и в
проф ессиональной деятельност и современных
дизайнеров [3]. Элементы орнаментов,
традиционный под елочный материал, форма
предметов – все сегодня активно используется при
проектировании новых объектов, благоустройства
и художественного оформления средового
простр анства, оформлении полиг рафической
продукции, су венирных изделий, одежды.
Отличительной осо бенностью российского дизайна
является его художественное многообразие,
об условленное большим количеством
национальностей, проживающих на территории
России. Поэтому российский дизайн – опре деление
не сов сем корректно отражает художественно
образную суть того или иного проекта. Проект с
этническими чертами всегда будет нести черт ы
того этноса, чьи традиции легли в основу образа
изделия: коми дизайн, русский дизайн, чув ашский
дизайн и т.п.
В связи со стилевым многообразием,
распространенным на территории России в
творчестве дизайнера может возникнуть проблема
чистоты стиля (курсив наш – С.Б.) . Насколько
уместен такой критерий для определения
художественных достоинств ди зайнерского
проекта, сто ит рассмотреть подробнее .
Чистота стиля в мире искусства при оценке
художественных достоинств произведения всегда
имела немалое значение. Она помогает полнее
8 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
воспринимать произведение, глубже погружаясь в
его идейно -образное содержа ние. В полной мере
это о тносится и к дизайнерско й продукции, в том
числе объектам малых арх итектурных форм,
заполняющих пространство городского или
сельского поселен ий. При всей креативности
предлагаемых проектов дизайнеры часто
допускают просчеты следующе го характера:
1. Перегружаю т композиц ию деталями
традиционного декора, что приводит к нарочитости
образа и даже разрушению композиции.
2. Соединяет в композиции элементы д екора,
принадлежащие традициям одного этноса, но
отличающиеся районами проживания. К пример у,
декор у южных коми от личается от декора
север ных коми. Декор русских северян отличается
от декора южан или Средней России. Подобный
подход нарушает чистоту стиля, приводит к
эклектике.
3. «Механический » перенос декора,
традиционно выполняемого в одном мате риале и
технике, в друго й. Так, мезенскую перову ю роспись
не стоит п ереводить в вышивку, от этого теряется
выразительность перовой графики, прекрасно
читающейся на д еревянной поверхности. Или
переносить традиционный декор, использованный
когда -то в традици онных изделиях, на
совре менную продукцию, выполн енную в стиле
техно. Такое сочетание в дизайнерской практике
встречается нередко и, конечно, оно недопустимо:
изделие выглядит, по меньшей мере,
дисгармонично. Подобное можно встретить в
оформлении общественн ых интерьеров, где подбо р
мебели, светильников, относится к стилю 60 -х
годов , текстиль выполнен по мотивам народной
вышивки непонятной принадлежности, настенные
росп иси и прочие мелкие атрибуты копируют
этнические мотивы разных национальностей
(рис.4). Сое динение узоров различной плотности от
ручной гра фической авторской росписи до
насыщенного г еометрического орнамента на полу
никак не сочетается.
Рисунок 4. Зал кафе «Северянка» выполнен в этническом стиле*
Подобные просчеты свойственны чаще
начинающ им дизайнерам, которые, используя в
проектах стиль этно, перенасыщают декор
традиционными элементами в ущерб законам
гармонии. Иногда это происходит под влиянием
заказчика.
Бывает, чрезмерное увлечение этно стиле м при
проектировании средового пространства,
превращает проект в теа тральную декорацию. В
городах национальных республик России часто
можно увидеть подобные излишества на
металлических оградах в виде орнаментальных
мотивов, взятых из традиционных узоров дл я
вязаных изделий, вышивок, резьбы по дереву и пр.
Это, как правило, выглядит откровенны м
перебором. Здесь также необходима мера.
Часто, следуя национально -региональным
традициям, дизайнеры предлагают в проектах
использование традиционных строительных
мат ериалов без учета климатических особенностей
региона. В большинстве случаев это происход ит в
северных районах России, где издавна основным
строительным материалом было дерево. Известно,
что этот материал отличается плохой
влагостойкостью и зачастую обречен на короткий
срок эксплуатации. Поэтому диза йнер, предлагая к
исполь зованию дерево в кач естве строительного
или отделочного материала, должен обдумывать
целесообразность его использования, либо
предусмотреть эффективные способы обработки
специальными соста вами, возможно и замену
альтернативными совр еменными материалами. В
проекте на рисунке 5 . Для кровельного материала
предлагается дерево (урна также изготовлена из
дерева). Если учесть, что проект рассчитан для
северного региона, то очевидно, что это неудач ное
предложение дизайнера: деревянная кровля –
вариант не для северн ых широт, хотя в ста рину это
был традиционно распространенный материал.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 9
Рисунок 5. Остановочный комплекс для сельского автобусного маршрута*
В этом же проекте на рис.5 представлено
сочетание материалов: металла, оргстекла,
укра шенного геометрическим о рнаментом, и
дерева, дек орированного геометрической резьбой .
Порой начинающие дизайнеры, создавая проект в
этническом стиле, неудачно сочетают строит ельно -
отделочные материалы, к примеру, дерево и
металл. Металл более уместен в стил е хай -тек, а
дерево, явл яясь материалом традицио нным, в этно
стиле. Поэтому в нашем примере комбинация
металл -дерево не совсем удачно, и скорее всего,
потребовало бы от авто ра других предложений.
Перечень дизайнерских просчетов в работе с
этническим стиле м можно было бы продолжа ть и
далее. Но как этого избежать? Очевидно, здесь
следует исходить из основных задач дизайна –
гармонизация и гуманизация среды. А это:
соблюдение п ринципов соразмерности,
сочетаемости (форм, цвета, материала и т.п.),
отсутствие пе регруженности, эргономич ности.
Дизайнеру, работа ющему над проектом в
этническом сти ле, следует помнить об этом всегда.
Лучшими образцами для изучения
использования этническо го стиля всегда будет
творчество великих русских мастеров искусства
прошлого: В.М. Васнецова, В.Д. Поленова , И.Е.
Репина, братьев К оровиных Константина и Сергея,
М.А. Врубеля, В.А. Серова и других членов
абрамцевского кружка. Где они, будучи
живописцами, в несли неоценимый вклад в
становление и развитие русского национального
дизайна. Зде сь не было слепого копир ования
отдельных элемент ов традиционного искусства,
это был о авторское переосмысление древнерусской
традиционной культуры. Примером является
шедевр, созданный по проекту В.Васнецова и В.
Поленова церковь Спаса Нерукотворного в
Абрам цево.
Рисунок 6. В.В аснецов, В. По ленов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево
Литература и интернет источники
1. Ильина Т.В. История искусств.
Отечественное искусство: учебник. – 3-е изд.
перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2000. - 407 с.
2. Ковешников а Н.А. Диз айн: история и
теория: учебн ое пособие / Н.А.Ковешникова. – М.:
Омега -Л, 2005. – 224 с.
3. Прошева А. Этнический стиль в инте рьере
(статья) – http://www.dekormyhome.ru .
4. Рисунок 1. http :// www . pastvu .сom .
5. Рисунок 2. http ://www . retromap .ru.
6. Рисунок 3. http://www.iknigi.net .
7. Рисунок 6. http://www.fotoload.ru
*Примечание. В рисунках 4 и 5 использованы фото
из дипломных проектов студен тов Сыктывкарского
госуд арственного университета Рычковой Е. и
Першиной Д.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК.74
ЭТНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В Д ИЗАЙНЕ СРЕДЫ: ТЕНДЕН ЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
Бочаров Сергей Александрович
кандидат педагогич еских наук, заведующий кафедрой изобразительного искусства и дизайна,
доцент Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина
РФ , город Сыктывкар
ETHNIC STYLE IN DESIGN: TRENDY AND PROBLEM
S.A.Boc harov
Ph.D., Head of the Depart ment of Fine Arts and Design,
Associate Professor at Syktyvkar State University Pitirim Sorokin,
RF , Syktyvkar
Аннотация
В статье рассматривается природа популярного в последнее время этнического стиля в дизайне сре ды,
его социал ьная значимость для наро дов России и творческие проблемы дизайнеров, создающих проекты
в этом стиле. Автор опирается на исторический опыт русских художников и архитекторов, а также опыт
современных молодых дизайнеров, осваивающих этнический с тиль пр и созда нии своих проектов по
ор ганизации средового прос транства.
Annotation
The article examines the nature of the recently popular ethnic style in the design environment, its social
significance for the peoples of Russia and the creative problems o f desig ners who create projects in thi s style. The
author draws on the historical experience of Russian artists and architects, as well as the experience of
contemporary young designers who master ethnic style while creating their projects to organize the environ ment.
Ключевые слова : барокко, дизайн ср еды, дизайнерский проект, модерн, стиль, этнос, примитивизм,
этнофутуризм, экологический дизайн, этнический дизайн.
Keywords : Baroque, environmental design, design, modern, style, ethnos, primitivism, ethno futurism, ethni c
design.
Понятие «сти ль» при широ те его
использования чаще всего употребляется в связи с
культурой и искусством как специфическими
видами деятельности человека. Поэтому иногда
историю искусств определяют как историю
формирования и взаимодействия стилей. Времена
исторических ст илей в их чистом проявле нии давно
остались в прошлом, им на смену приходят новые,
поскольку искусство развивается, от ражая новые
времена, взгляды, вкусы общества. Только
прошлый 20 -й век со всеми его сложными
перипетиями общественно -политического
характера и научно -техническими о ткрытиями
создал основы для появления новых
художественных стилей. Особенно ярко это
проявило сь в области архитектуры и дизайна как
особого вида художественно -технической
деятельности.
Обеспокоенность мировог о сообщества
сохранение м экологии на планете породила новый
стиль в дизайне – экологический дизайн (эко
дизайн). Не меньшую тревогу во многих странах
мира вызывает проблема глобализации. В связи с
этим каждый этнос стремится сохранить
национальную идентичн ость, возрождая и
сохран яя исторически сложившие ся национальные
традиции. В области пластических искусств, таких
как архитектура и дизайн, ча ще используются
традиции, сформировавшиеся в народном
зодчестве, декоративно -прикладном искусстве и
ремеслах. Так в озник еще один новый сти ль –
этнический, или этн о стиль.
Этнический стиль получил широкое
распространение в дизайне среды, одежды,
графическо м дизайне. Это была определенная
реакция на «интернациональный стиль», который
приводил к однообразию и обезличиван ию среды.
Дизайн не може т опираться «лишь на ути литарно -
функциональные потребности, существующие вне
образов традиц ионной духовной и художест венной
культуры» [2, с.189]. Поэтому использование
узнаваемых традиционных элементов в
материальной культуре каждог о народа, часто,
целой с траны помогало народу со хранить
самоидентификацию, подчеркнуть значимость
собственной культ уры и её вклад в мировую
художественную культуру. Такой прием со
временем стал в определенной мере трендом.
Сегодня в архитектуре, дизайне с реды,
одежды и других ег о видах о сновательно
сформировались понятия: итальянский дизайн,
скандинавский дизайн, дизайн Прованса, японский
диза йн. За каждым названием скрываются
характерные приметы климата, вкусов людей, их
устоявшихся привычек и бытовых пре дпочтений.
Обращаясь к истории форм ирования больших
стилей и направлений в искусстве зарубежных
стран как западноевропейских, так и азиатски х,
6 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
течение которой заняло огромный промежуток
времени, мы обнаруживаем, что их характер
зависел не только от общест венно -исторических
услов ий той или иной формации , вкусов основных
заказчиков, творческой индивидуальности
художника . В них неизменно в опреде ленной мере
находили отражение признаки элементов
традиционных художественных ремесел. Особенно
это стало заметно в эпоху промышленных
рево люций, когда возникла «у гроза»
обезличивания продукции машинного
производства. Как известно , производство
серийной пр омышленной продукции с помощью
машин подвигло художников вмешаться в
производственный процесс, чтобы придать
продук ции определенный художес твенный облик.
По этому поводу сложилась отдельная история –
история дизайна, в которой отр ажено влияние
национальных традиций, эстетических
предпочтений, вкусов разных народов, природно -
климатических условий их проживания на внешни й
облик промышленных изд елий. Таким образом, в
каждой стране мира формировались свои идейно -
художественные принципы , определяющие
понятие сти ля, в рамках которого рождался облик
той, или иной продукции.
Художественные стили, получавшие
распространение в Ро ссии, часто принимали зд есь
своеобразные черты, котор ые мы можем
определить как «национальные». Так сегодня,
говоря о барокко, мы употребляем эпитет «русское
барокко», ампир – «русский ампир», «русский
модерн». Это объясняется многими причинами, в
том числ е национальными традиция ми,
эстетическими вкусам и и п редпочтениями, как
заказчиков, так и художников. К примеру,
достаточно вспомнить историю искусства конца
19 -го начала 20 -го века, время распространени я
стиля модерн. В этот период В. Васнецовым было
спро ектировано здание Третья ковской галереи,
Ф.О. Ше хтеле м - здание Ярославского вокзала,
И.А. Фоминым - особняк Половцева на Каменном
острове Санкт -Петербурга.
Рисунок 1. Шехтель Ф. О. Здание Ярославского вокзала в Москве
Рисунок 2. Васнецов В.М. Здани е Третьяковской галереи в Лавр ушинском переулке. Москва
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 7
Рисунок 3. Фомин И.А. Дача Половцева на Каменном острове в Санкт - Петербурге
На данных шедеврах можно убе диться, как в
рамках одного стиля проявляются, не только
авторские индивидуальности, но и н ациональные
черты, почер пнутые из древнерусской архитектуры
разных городов [1, с.274,275]. Авторы проектов
осмысленно использовали национальное зодчество
прошлого, п ридав каждому произведению
неповторимый образ.
Народное искусство России всегда отличалось
самобытностью, поскольку зарождалось и
разви валось в стороне от официального светского
искусства. Народные мастера усваивали секреты
ремесла от своих предков. Секрет ы отличались
устойчивой неизменностью, что со временем
становилось традицией. Поскольку Рос сия страна
многонационал ьная, и каждый этнос ист орически
формировал собственные традиции в образе жизни
духовной и материальной культуре, эта культура
отличалась мно гообразием и неповторимостью по
стилистике и образности. Часто мастера
профессионального ис кусства прошлого, в свое м
творчестве использовал и отдельные приемы и в
целом стилистику, за имствованные из народного
лубка, народной живописи, зодчества. Подражание
стилю народного искусства породило направление
в отечественном профессиональном искусстве п од
названием примитивизм . Свидетельством этому
является творчество Н. Гончаровой и М. Ларионова
– художников начала 20 -го века. Художник
Татьяны Мавриной все свои об разы создавала на
основе русской народной живописи. Известный
российский художник современн ости Татьяны
Назаренко з начительную часть своего творчества
посвятила примитиву.
Три десятилетия назад группа молодых
художников финно -угорских республик России
орг анизовала целое направление под названием
этно футуризм . Этнофутуристы положили в
основу со держания своих произведе ний древние
мотивы пермского звериного стиля.
Очевидно, что данная тенденция продолжает
сохраняться и, более того, развиваться, приобретая
со временем еще большую актуальность.
Объяснение этому - богатейший культурный
материал в ви де национальных традицио нных
ремесел, художестве нных промыслов, элементов
декора предметов быта, одежды и т.п., который
сохранился почти у каждого российского этноса , и
стал источником нового этнического стиля.
Стремление к сохранению своей истории и
самоб ытности побуждает соврем енных народных
мастеров, проф ессиональных художников,
дизайнеров развивать эти традиции в своем
творчестве.
Народная художественная культура в силу
своей оригинальности и выразительности
продолжает оставаться востребованной и в
проф ессиональной деятельност и современных
дизайнеров [3]. Элементы орнаментов,
традиционный под елочный материал, форма
предметов – все сегодня активно используется при
проектировании новых объектов, благоустройства
и художественного оформления средового
простр анства, оформлении полиг рафической
продукции, су венирных изделий, одежды.
Отличительной осо бенностью российского дизайна
является его художественное многообразие,
об условленное большим количеством
национальностей, проживающих на территории
России. Поэтому российский дизайн – опре деление
не сов сем корректно отражает художественно
образную суть того или иного проекта. Проект с
этническими чертами всегда будет нести черт ы
того этноса, чьи традиции легли в основу образа
изделия: коми дизайн, русский дизайн, чув ашский
дизайн и т.п.
В связи со стилевым многообразием,
распространенным на территории России в
творчестве дизайнера может возникнуть проблема
чистоты стиля (курсив наш – С.Б.) . Насколько
уместен такой критерий для определения
художественных достоинств ди зайнерского
проекта, сто ит рассмотреть подробнее .
Чистота стиля в мире искусства при оценке
художественных достоинств произведения всегда
имела немалое значение. Она помогает полнее
8 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
воспринимать произведение, глубже погружаясь в
его идейно -образное содержа ние. В полной мере
это о тносится и к дизайнерско й продукции, в том
числе объектам малых арх итектурных форм,
заполняющих пространство городского или
сельского поселен ий. При всей креативности
предлагаемых проектов дизайнеры часто
допускают просчеты следующе го характера:
1. Перегружаю т композиц ию деталями
традиционного декора, что приводит к нарочитости
образа и даже разрушению композиции.
2. Соединяет в композиции элементы д екора,
принадлежащие традициям одного этноса, но
отличающиеся районами проживания. К пример у,
декор у южных коми от личается от декора
север ных коми. Декор русских северян отличается
от декора южан или Средней России. Подобный
подход нарушает чистоту стиля, приводит к
эклектике.
3. «Механический » перенос декора,
традиционно выполняемого в одном мате риале и
технике, в друго й. Так, мезенскую перову ю роспись
не стоит п ереводить в вышивку, от этого теряется
выразительность перовой графики, прекрасно
читающейся на д еревянной поверхности. Или
переносить традиционный декор, использованный
когда -то в традици онных изделиях, на
совре менную продукцию, выполн енную в стиле
техно. Такое сочетание в дизайнерской практике
встречается нередко и, конечно, оно недопустимо:
изделие выглядит, по меньшей мере,
дисгармонично. Подобное можно встретить в
оформлении общественн ых интерьеров, где подбо р
мебели, светильников, относится к стилю 60 -х
годов , текстиль выполнен по мотивам народной
вышивки непонятной принадлежности, настенные
росп иси и прочие мелкие атрибуты копируют
этнические мотивы разных национальностей
(рис.4). Сое динение узоров различной плотности от
ручной гра фической авторской росписи до
насыщенного г еометрического орнамента на полу
никак не сочетается.
Рисунок 4. Зал кафе «Северянка» выполнен в этническом стиле*
Подобные просчеты свойственны чаще
начинающ им дизайнерам, которые, используя в
проектах стиль этно, перенасыщают декор
традиционными элементами в ущерб законам
гармонии. Иногда это происходит под влиянием
заказчика.
Бывает, чрезмерное увлечение этно стиле м при
проектировании средового пространства,
превращает проект в теа тральную декорацию. В
городах национальных республик России часто
можно увидеть подобные излишества на
металлических оградах в виде орнаментальных
мотивов, взятых из традиционных узоров дл я
вязаных изделий, вышивок, резьбы по дереву и пр.
Это, как правило, выглядит откровенны м
перебором. Здесь также необходима мера.
Часто, следуя национально -региональным
традициям, дизайнеры предлагают в проектах
использование традиционных строительных
мат ериалов без учета климатических особенностей
региона. В большинстве случаев это происход ит в
северных районах России, где издавна основным
строительным материалом было дерево. Известно,
что этот материал отличается плохой
влагостойкостью и зачастую обречен на короткий
срок эксплуатации. Поэтому диза йнер, предлагая к
исполь зованию дерево в кач естве строительного
или отделочного материала, должен обдумывать
целесообразность его использования, либо
предусмотреть эффективные способы обработки
специальными соста вами, возможно и замену
альтернативными совр еменными материалами. В
проекте на рисунке 5 . Для кровельного материала
предлагается дерево (урна также изготовлена из
дерева). Если учесть, что проект рассчитан для
северного региона, то очевидно, что это неудач ное
предложение дизайнера: деревянная кровля –
вариант не для северн ых широт, хотя в ста рину это
был традиционно распространенный материал.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 9
Рисунок 5. Остановочный комплекс для сельского автобусного маршрута*
В этом же проекте на рис.5 представлено
сочетание материалов: металла, оргстекла,
укра шенного геометрическим о рнаментом, и
дерева, дек орированного геометрической резьбой .
Порой начинающие дизайнеры, создавая проект в
этническом стиле, неудачно сочетают строит ельно -
отделочные материалы, к примеру, дерево и
металл. Металл более уместен в стил е хай -тек, а
дерево, явл яясь материалом традицио нным, в этно
стиле. Поэтому в нашем примере комбинация
металл -дерево не совсем удачно, и скорее всего,
потребовало бы от авто ра других предложений.
Перечень дизайнерских просчетов в работе с
этническим стиле м можно было бы продолжа ть и
далее. Но как этого избежать? Очевидно, здесь
следует исходить из основных задач дизайна –
гармонизация и гуманизация среды. А это:
соблюдение п ринципов соразмерности,
сочетаемости (форм, цвета, материала и т.п.),
отсутствие пе регруженности, эргономич ности.
Дизайнеру, работа ющему над проектом в
этническом сти ле, следует помнить об этом всегда.
Лучшими образцами для изучения
использования этническо го стиля всегда будет
творчество великих русских мастеров искусства
прошлого: В.М. Васнецова, В.Д. Поленова , И.Е.
Репина, братьев К оровиных Константина и Сергея,
М.А. Врубеля, В.А. Серова и других членов
абрамцевского кружка. Где они, будучи
живописцами, в несли неоценимый вклад в
становление и развитие русского национального
дизайна. Зде сь не было слепого копир ования
отдельных элемент ов традиционного искусства,
это был о авторское переосмысление древнерусской
традиционной культуры. Примером является
шедевр, созданный по проекту В.Васнецова и В.
Поленова церковь Спаса Нерукотворного в
Абрам цево.
Рисунок 6. В.В аснецов, В. По ленов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево
Литература и интернет источники
1. Ильина Т.В. История искусств.
Отечественное искусство: учебник. – 3-е изд.
перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2000. - 407 с.
2. Ковешников а Н.А. Диз айн: история и
теория: учебн ое пособие / Н.А.Ковешникова. – М.:
Омега -Л, 2005. – 224 с.
3. Прошева А. Этнический стиль в инте рьере
(статья) – http://www.dekormyhome.ru .
4. Рисунок 1. http :// www . pastvu .сom .
5. Рисунок 2. http ://www . retromap .ru.
6. Рисунок 3. http://www.iknigi.net .
7. Рисунок 6. http://www.fotoload.ru
*Примечание. В рисунках 4 и 5 использованы фото
из дипломных проектов студен тов Сыктывкарского
госуд арственного университета Рычковой Е. и
Першиной Д.