Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 47
ФИ ЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ЭВОЛЮЦИЯ И АРХИТЕКТО НИКА РУССКОГО МИРОВОЗЗРЕН ИЯ: ИЕРАРХИЯ ПАРАДИГ М
Пищик Александр Михайлович
доктор философских наук, профессор
Дзержинского филиала
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
г. Дзержинск
Ефимов Ал ександр Евгеньевич
Доцент
Дзержинского фил иала
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы
г. Дзержинск
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.4.53.180
THE EVOLUTION AND AR CHITECTONICS OF THE RUSSIAN WORLDVIE W: A HIERARCHY OF
PARADIGMS
Pishchik Alexander
Doctor of Philosophy,
professor of the Dzerzhinsky branch
of the Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
Dzerzhinsk
Efimov Alexander
Senior lecturer
of the Dzerzhinsky bran ch
of the Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
Dzerzhinsk
Аннотация
Целью статьи является определение основных этапов эволюции русского мировоззрения от древности
до наших дней и накопление их достижений в его архитек тонике. Методология исследования -
системогенетичес кий и циклогенетический подходы. Выявлены общие закономерности эволюции
русского мировоззрения. Архитектоника русского мировоззрения организована по принципу «матрёшки».
Каждая «матрёшка» – результат того или иного этапа эволюции и управляет поведением люд ей согласно
системогенетическому закону уровней построения движения по Н. А. Бернштейну.
Abstract
The purpose of the article is to determine the main stages of the evolution of the Russian worldview from
ancient to the present day and the accumulation of t heir achievements in its architectonics. The research
methodology is cycle -genetic and system -genetic approach. The General laws of the evolution of the Russian
worldview are revealed. The architectonics o f the Russian worldview is organized on the principle of
"Matryoshka". Each "Matryoshka" is the result of a particular stage of evolution and controls the behavior of
people according to the systemogenetic law of the levels of movement construction accordi ng to N. A. Bernstein.
Ключевые слова: циклогенез русского мировоззрения; смена мировоззренческих парадигм;
системогенетические законы; принцип «матрёшки».
Keywords: cycle -genesis Russian worldview; a change of worldview paradigms; sys tem -genetic laws; the
principle of "Matryoshka».
Данная статья является продолжением статьи
«Эволюция и архитектоника русского
мировоззрения: циклогенез парадигм» [5].
Архитектоника русского мировоззрения
Фундамент архитектоники русского
мировоззрения был заложен в языческой Руси.
Архитектоника русского мировоззрения построена
по принципу «матрёшки». Язычество – это самая
глубокая «матрёшка», которая включена в
православную «матрёшку». Далее следует
«матрёш ка» Нового времени, а затем уже
«матрёшка» Новейшего времени. Русский код
глубоко спрятан, как игла в сказке о том, где
находится кощеева смерть. Русские народные
сказки, на которых воспитываются наши дети, -
осколки русских языческих мифов. «Все
богатырск ие волшебные сказки оказываются
фрагментами древних исторических мифов и
героического эпоса» [6, с. 465]. Ребёнок в
онтогенезе социализации повторяет логику
48 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
филогенеза социализации своего народа.
Психологи утверждают, что полноценное
понятийное мышление де тей строится на базе
сформированного образного мышления [8, с. 308 –
309 ]. Также полноценное христианское
мировоззрение строится на основе
сформированного языческого мировоззрения. На
тему двоеверия русского народа в процессе
становления христианского мирово ззрения можно
посмотреть с позиции принципа «матрёшки».
Становление хр истианского мировоззрения есть
органическое включение системы языческого
мировоззрения в надсистему христианского
мировоззрения. Великие языческие солнечные
праздники, приуроченные к дня м весеннего и
осеннего равноденствия, летнего и зимнего
солнцестояния включаются в церковный
календарь: Комоедица -Масленица, день солнца -
Купайлы – день Ивана Купалы (Рождество Иоанна
Крестителя), день осеннего солнца -старика
Световида – Рождество Пресвятой Богородицы,
рождество солнца -младенца Коляды – Рождество
Христово. Ст ановление есть единство процессов
возникновения и прехождения. Процесс
прехождения язычества, отнюдь, не есть процесс
его исчезновения. Прехождение есть процесс
вытеснения язычества из с остояния системы в
состояние подсистемы в архитектонике русского
миров оззрения. Не удивительно, что проявление
язычества в русской народной жизни специалисты
отмечают до конца XIX – начала XX вв. [7, с. 782].
Можно сказать, даже больше. Атеистический XX
век вовсе не избавился от языческих суеверий.
Чёрные кошки, пустые вёдра , постукивание по
дереву и другие элементы язычества
воспринимались в народном безбожном сознании
всерьёз. Современное неоязычество –
«пробудившийся вулкан», тектонический сдвиг в
русско м мировоззрении, когда глубинная
подсистема разрушает системы, в котор ые она была
исторически упакована. В этом проявляется «ген»
русского нигилизма, разрушающий вышестоящие
культурные слои.
Архитектоника культурных слоёв русского
мировоззрения представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Принцип «матрёшки» в организации русского мировоззрения
Модель «матрёшечного» строения
мировоззрения свидетельствует о том, что в
мировоззрении русского народа ни одна из
названных «матрёшек» не исчезает. Компоненты
Язычества, Христианства, Нового и Новейшего
времени сохраняются в русском миро воззрении.
Русский будет номинально русским, если потеряет
тот или иной компонент (культурный слой) своей
мировоззренческой целостности. Новое
мировоззрение на стадии своего становления
борется с господством предыдущего. Так,
например, христианство загоняе т в подполье
язычество, но при этом язычество не исчезает и
периодически вновь даёт о себе знать, возрождаясь
в той или иной форме. Борьба мировоззрения
нового времени с религиозным мировоззрением
проходила по тому же сценарию. Казалось бы,
православие пол ностью выветрилось из
мировоззрения советских людей, но сегодня храмы
заполнены старухами и стариками поколений
советских лю дей, ранее воспитанных в безбожии.
Гармония человеческой деятельности на всех
уровнях её бытия (от локального до глобального) с
мер ой человека и мерой универсума, включенных в
эту деятельность – идеал Новейшей
мировоззренческой парадигмы. Новоевропейская
мировоззренческая парадигма ориентирована на
преобразование человеком окружающей среды
(экосферы, техносферы, социосферы и
антропосф еры), часто приводящее к разрушению
как меры бытия человека, так и меры предметного
мира, включенных в деятельность. Локальн ые
катастрофы (экологические, техногенные,
социальные и антропологические) от такой
деятельности со временем перерастают в
глобальны е. Новейшая мировоззренческая
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 49
парадигма – ответ на угрозу гибели человечества и
планетарной экосферы. Экологическое мышление
и идея коэволюции человечества и планетарной
природы родились в русле Новейшей парадигмы
жизни. Русская идея в контексте Новейшей
мировоззренческой парадигмы ориентирована на
объединение всех здоровых сил планеты на
предотвращение глобальных катастроф и
выстраивание гармоничной деятельности на всех
уровнях человеческого бытия (от локального до
глобального). В ней интегрированы все луч шие
качества всемирно отзывчивого русского народа,
проявляющиеся в стремлении в конечных целях
своих к соборности, всеединст ву, всечеловечности.
Идеал Новейшей мировоззренческой
парадигмы или образ идеального конечного
результата (термин, сформулированный Г.С.
Альтшуллером в изобретательском творчестве [1, с.
29 -31]) выводит нас на модель архитектоники
русского мировоззрения, п остроенного по
принципу такой «матрёшки», которая призвана
выстраивать гармоничную деятельность по
мировоззренческой вертикали между ценностями
язычества, православия, нового и новейшего
времени, содействующими предотвращению
локальных, региональных и глоб альных катастроф
и выстраивающими гармоничную деятельность на
всех уровнях человеческого бытия.
На стадии Язычества сформированы та кие
положительные качества русского характера как
храбрость, широта души, терпеливость,
добродушие, выносливость, сердечност ь,
жизнестойкость, миролюбие, свободолюбие,
гостеприимство, трудолюбие, дружелюбие,
доброта, ласковость, надёжность, независимость.
Христианство дополнило эти качества сознанием
своей греховности и несовершенства, кротостью и
смирением, нравственным величи ем (в
исторические минуты народного бедствия),
жертвенностью (готовность отдать жизнь «за други
своя»), самообладанием, сострадатель ностью,
милосердием, стремлением к абсолютному добру,
стремлением к соборности, взаимопомощи,
бескорыстию, религиозной и нац иональной
терпимости, патриотизмом, любовью к ближнему
(братству). Новое время дополнило русский
характер всемирной отзывчивостью, с тремлением к
всемирности и всечеловечности, ко всеобщему
воссоединению и единению народов планеты. «Ибо
что такое сила духа русской народности как не
стремление ее в конечных целях своих ко
всемирности и ко всечеловечности?» [3, с. 147].
Рисунок 2. Арх итектоника мировоззрения Новейшего времени
(идеальный конечный результат)
Аналогичны й «идеальный конечный
результат» был открыт советским
нейрофизиологом Н.А. Бернштейном в уровнях
построения движения (см. рис. 3). Согласно Н.А.
Бернштейну, управление дв ижением
выстраивается на пяти уровнях (АВС DЕ), где
уровень интеллектуального движения (письмо,
речь и т.п.) (Е) невозможно осуществить без уровня
представлений ( D), уровня восприятия
пространства и действий в нём (С), уровня
руководства двигательными автом атизмами (В) и
уровня регуляции тонуса и активности (А). С точки
зрения системогенеза нервной системы уровень А –
соответствует аппарату управления медуз, уровень
50 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
В – встречается у рыб, уровень С – у птиц, ящериц
и низших млекопитающих, уровень D – у высши х
млекопитающих, уровень Е – у человека [2, с. 23 –
43].
В архитектонике системы управле ния
движением чётко просматривается принцип
«матрёшки» (см. рис. 4).
Рисунок 3. Уровни построения движения по Н.А. Бернштейну
Рисунок 4. Принцип «матрёшки» в архит ектонике системы управления движением
по Н.А. Бернштейну
Все типы мировоззрения эволюционно
упакованы по принципу «матрёшки», каждая из
которых отвечает за свой уровень управления
поведением людей ( системогенетический закон
уровней построения движения п о Н.А.
Бернштейну) [Там же]. Например, в управлении и
самоуправлении поведением человека Нового
времени, наряду с новоевропейскими
мировоззренческими программами, реализуются
программы, сформированные в период господства
Языческого и Православного мировозз рения.
Гармония меры человека и меры универсума,
включенных в деятельность человека, – критерий
для отбора идей в новую систему русского
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 51
мировоззрения. Идея гармонии меры человека и
универсума в челове ческой деятельности
развивается на протяжении 50 лет (с 1969 по
настоящее время) в Нижегородской
методологической школе, созданной доктором
философских наук, профессором Зеленовым Львом
Александровичем [4].
Список литературы:
1. Альтшуллер Г.С. Творчеств о как точная
наука. - М.: Сов. радио, 1979.
2. Бернште йн Н. А. Физиология движений и
активность / Под ред. академика О.Г. Газенко.
Издание подготовил проф. И.М. Фейгенберг. М.:
Наука, 1990.
3. Достоевский Ф.М. Пушкин (Очерк).
Произнесено 8 июня в заседании Общества
любителей российской словесности. Дневник
пи сателя. 1880 год // Полное собрание сочинений,
т. 26. Ленинград: Наука, 1984. С. 129 –149.
4. Пищик А. М. Нижегородская
методологическая школа: основные концепции //
«Академия Тринитаризма», М., Эл № 77 -6567,
публ.23128, 05.03.2017 – режим доступа к изд.:
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/00011811.ht
m
5. Пищик А.М., Ефимов А.Е. Эволюция и
архитектоника русского мировоззрения:
циклогенез парадигм // Ежемесячный научный
журнал, 2020. – Выпуск 52, Том 1. – С. 8 -12 – режим
доступа к изд.: https://natio nal -science.ru/wp -
content/uploads/2020/03/08 -12-Pishik -A.M. -Efimov -
A.E. -EVOLYuCIYa -I-ARHITEKTONIKA -
RUSSKOGO -MIROVOZZRENIYa -CIKLOGENEZ -
PARADIGM.pdf
6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.:
Наука, 19 81.
7. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.:
Наука , 1987.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия
образовательных технологий. В 2 -х т. Т. 1. М.:
Народное образование, 2005.