Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 29
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФЕНОМЕН ВДОХНОВЕНИЯ: АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ГЕНИЕВ
Семёнова Мария Александровна
младший научны й сотрудник
факультета психо логии МГУ имени М.В. Ломоносова,
Москва
CREATIVITY ANALYSIS OF GENIUS
Sem еnova Mari ia
junior researcher faculty of Psychology,
Moscow State University Lomonosov,
Moscow
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.59.290
Аннтотация
Рассмотрены наиболее значимые подходы к опр еделению и исследованию тв орческого процесс а и
вдохновения. Рассматриваются как прикладные аспекты, направленные на обучение творческим навыкам,
так и теоретические и философские взгляды на природу творчества и вдохновения.
Abstract
The most significant ap proaches to the definition and study of the creative process and inspiration are
considered. It considers both applied aspects aimed at teaching creative skills and theoretical and philosophical
views on the nature of creativity and inspiration
Ключевые сл ова: вдохновение, творчест во, творческий процесс , методики креативности
Keywords : inspiration, creativity, creative process, methods of creativity.
Вопросы вдохновения и творчества
интересуют не только психологов, но и научных
работников сферы естественны х наук, социологов,
филос офов и изобретателей. На сегодняшний день
накопилось достаточное количество как се рьезных
попыток разобраться в сути дела, так и разного рода
спекуляций, а зачастую и просто попыток привлечь
к себе внимание, создав «мыльный пузырь»
популярности.
Согласно ф илософском у словарю Вл.
Соловьева вдохновение в общем смысле есть
«такое особое состояние субъекта, при котором он
способен к наиболее интенсивным,
целесообразным и ценным по внутреннему
достоинству действиям в области религиозной,
умственной и эстетическо й».
Платон рассматривает вдохновение, как
внутренний эффект, сопровождающий возвышение
разумной души в сферу со зерцания истинно -
сущего или вечных идей. Под творчеством, как
правило, понимается высшая форма мыслительной
деятельности человека, «совершенно ос обый
феномен человеческой родовой истории» [1, с. 5].
Черты гения обозначил в свое время Иммануил
Кант [8, с. 1 80]. Четыре признака гения по Канту
следующие:
1) способность создать новое,
2) произведение гения является образцом
сов ершенства,
3) гений дейст вует интуитивн о, по
вдохновению (то есть он не в состоянии объяснить,
как возникает творческая идея),
4) гениал ьность проявляется сильнее в
искусстве, чем в науке.
Вдохновение приходит внезапно, однако часто
такому озарению предшес твует длительная
подготов ка и поиск. Подобные заме чания мы
встречае м в записках многих композиторов.
Например, Глинка писал из Варшавы в 1848 году,
что он нашел сближения между слышанными им
деревенскими песнями и благодаря этому он
написал целую пьесу для оркестра [6, с. 133]. В
другой раз он писал, что, когда он хотел написать
оперу Жуковский предложил ему описать сюжет
«Ивана Сусанина», и вдруг в этот самый момент у
него создался целый план новой оперы [6, с. 64].
С другой стороны, в творческом процессе у
Глинки интуиция сочета лась с рациона льным
мышлением [6, с. 67]. В целом в творческом
процессе Глинки интуитивное начало было
ведущим, а рациональное – уравновешивалось с
чувственным. Роль идеи -импульса, зерна
музыкального произведения выделял П.И.
Чайко вский [14, с. 35]. Он оди н из немногих
анализирова л свой собственный творческий
процесс, выделяя две составляющих:
a) ежедневный труд,
b) вдохновение.
Он писал об этом так, что он будто окрыляем
высшей и не поддающейся анализу силой
вдохновения [11, с. 42] .
Н.А. Римский -Корсаков г оворил о том, что он
по падает в плен к вдохновению [12, с. 129].
Австрийский композитор Йозеф Гайдн писал, что
он садиться импровизировать несмотря на
настроение, и как только его захватывает идея, он
старается несмотря ни на что р азвивать её. [13, с.
40]. Он замечал, что «... Сво бодные искусства и
прекрасная наука композиции не выносят
30 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
технических цепей. Разум и д уша должны быть
свободны» [13, с. 40].
Значит, истина приходит по вдохновению –
как акт взаимодействия бессознательного с
сознательным посредство м слуха, внутреннего
слыш ания глубинных основ музыки.
Па радоксальность в истоке музыкального творения
сказалась на разных типах сочинения музыки.
Русский композитор, музыковед и
общественный деятель Э.В. Денисов писал [8, с.
39], ч то, если он сочиняет без всякой внутренней
подгото вки тогда это сочинения, которые он
относит к первому типу. Сочинения же второго
типа ему писать легче, они возникают сами собой,
в них возникает момент прозрения, он говорит о
том, что в эти моменты его ру кой «водит Бог».
Таким об разом, Э .В. Денисов выделял две
особенности в своем творческом процессе:
1) Сознательная, рациональная работа.
2) Работа в моменты прозрения, когда рукою
«водит Бог».
В чем заключается математическое
творчество? Согласно Анри Пуанк аре «Творчество
состоит к ак раз в том, чтобы не со здавать
беспол езных комбинаций, а строить такие, которые
оказываются полезными; а их н ичтожное
меньшинство. Творить это отличать, выбирать». То
есть, по мнению Пуанкаре результатом творческого
акта математи ка являются новые полезны е
комбинации.
А что происходит в душе математика во время
творческого акта? Здесь Пуанкаре приводит свои
личные воспоминания [10, с. 17] внезапного
прозрения, который свидетельствует о
предварительной бессознательной работе, роль
которой в процессе математ ического творчества
кажет ся Пуанкаре неоспоримой [10, с. 140]. Он
утверждает, что бессознательн ая работа может
быть «плодотворна лишь в том случае, если ей
предшествует и за нею следует период
сознательной работы».
Жак Адамар разви вает мысль Пуанк аре,
гово ря о пери оде инкубации, которая предшествует
озарению. Он отмечает, что для периода инкубации
характерна скрыта я (бессознательная) работа
разума, не заметная сознательному уму. В связи с
этим Адамаром ставится вопрос о том, что, ес ли
существует какая -то бе ссознательная работа,
про исходит ли вообще что -то или нет? В качестве
ответа на вопрос Адамар п риводит две гипо тезы [1,
с. 35]:
1. Гипотеза отдыха – здесь ответ на вопрос
состоит в том, что причиной нового состояния ума
служит отды х для мозга и ума.
2. Гип отеза забвения – работа идет без
ложных путей и стесняющих предположений, и
сама проблема рассматривается непре двзято.
Таким образом, Адамар как бы вырисовывает
следующую схему творческого процесса (рис. 1):
Рис. 1. Схема творче ского процесса по Ж. Ад ама ру
Далее Адамар отмечал одно любопытное
явление – некоторые мыслители, погруженные в
творческую работу, предчу вствуют наступление
озарения [1, с. 39]. Уоллас дал этому особенному
явлению название «предчувствие». Таким образом,
схе му творческого процес са можно дополнить ещ е
одним звеном (рис. 2.):
Рис. 2. Уточненная схема творческого процесса по Ж. Адамару
Далее дается еще одно уточнение [1, с. 43]:
«В отчете о докладе Пуанкаре литературный
критик Эмиль Фаге писал: «Проблема внеза пно
проясняется, когда ее больше н е изучают и,
вероятно, потому, что ее больше не изучают; когда
собираются отдохнуть, расслабиться на к ороткий
период. Это факт, который мог бы служить
доказательством того, что отдых является условием
открытия (и следует о пасаться, что лен тяи
воспользуются этим во вред)»».
Таким образом, можно нарисовать еще один
вариант схемы творческого процесса (рис. 3) :
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 31
Рис. 3. Другой вариант схемы творческого процесса
После того, как исследователь испытал
состояние озарения, он продо лжает работу над
результат ами, доводя их до состояния, доступного
восприятию и удовлетворяющих, например,
требованиям математической стр огости изложения
доказательств. Итак, полную схему творческого
процесса можно обобщить следующим образом
(рис. 4):
Рис . 4 . Обобщенная схе ма творческого процесса.
В 19 -20 веках стали развиваться так
называемые методики креативности. Это методы и
техники, способствующие творческому процессу
генерации оригинальных идей, нахождения новых
подходов к решению известных проблем и задач.
Цель подобных методик – помочь
формулировать задачи, ускорять процесс поиска
идей, расширять взгляд на проблему и
преодолевать с тереотипные представления. В
принципе, методики действительно сокращают
время поиска идей и увеличивают их количество.
В середине 20 века в СССР Г.С. Альтшуллером
была разработана теория решения
изобретательских задач [2, c. 34], а чуть позднее и
теория ра звития творческой личности [5, с. 320]. С
точки зрения Альтшуллера, способность к
творчеству не талант, а природа челов ека.
Творчество – это норма человеческого
существования. Творческие способности есть у
всех, но творческий «генетический клад» сам по
себ е не откроется, пока не возникнет потребность у
общества и не появится возможность реализации у
личности [3, с.13].
Че тко и кратко основные идеи Г.С.
Альтшуллера изложил израильский математик Р.Э.
Гут [7 с.130 -137].
Во -первых, Р.Э. Гут дает «осредненное»
определение понятию творчества [7, с.130 -137]. По
его мнению, сегодняшнее представление о
творческом процессе сродни «ч ерному ящику»: на
входе задача, на выходе результат, обладающий
нетривиальными свойствами. Такое определение
не конструктивно для поиска того, что же
происходит внутри этого «ящика». Поэтому Гут
дает определение процесса творчества как
продуктивной мыслите льной деятельности,
которая помогает достичь результата путем
разрешения противоречий [7, с.130 -137].
Следовательно, творческая задача по Гуту есть
задача на преодоление противоречия. Модель
творческого процесса решения задачи или
творческой проблемы предс тавляется как некое
исходное множество возможных состояний
рассматриваемого в задаче объекта, из которого
строится модель задачи. С помощ ью пространства
состояний и модели задачи, как элемента этого
пространства, приводят к тому, что противоречие
должно ра зрешаться методом разделения по
обобщенным координатам. В пространство
состояний вводится новая обобщенная координата,
она становится нос ителем нового свойства, которое
ранее противоречило имеющимся свойствам [7,
с.130 -137].
Таким образом, автор делает сле ду ющий
вывод относительно процесса творчества [7, с.130 -
137]:
1. Всякая творческая задача преодолевает
какие -то противоречия.
2. Противоречия разрешаются методом
разделения.
Эти концепции лежат в основе, созданной
Альтшуллером теории решения изобретательск их
задач (сокращенно – ТРИЗ).
Позднее этим же исследователем была создана
теория развития творческой личности [5, с 320]. По
Альт шуллеру творческая личность имеет:
1. Достойную цель, обладающую такими
качествами как новизна, общественная полезность,
32 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
конкре тность, значительность, еретичность,
практичность и независимость.
2. Комплекс реальных рабочих планов
достижения цели и регулярн ый контроль за
выполнением этих планов
3. Высокую работоспособность и
выполнение намеченных планов.
4. Хорошую технику решения задач,
подразумевающая владение теорией решения
изобретательских задач.
5. Способность отстаивать свои идеи или
умение «держать у дар».
6. Результативность.
По Альтшуллеру творческими личностями
являются все люди, просто кто -то обладает
необходимыми качеств ам и для реализации себя как
творческой личности, а кто -то – нет [4, с.5].
Максимально обобщенная философская точка
зрения (по Вл. Соловьеву) сводит все
существующие взгляды на вдохновение к трем
основным:
«1) или вдохновение понимается как действие
в челов еке и через человека внешних духовных сил,
2) или как акт имманентного раскрытия в
человеческом духе его высшего идеального
содер жания, 3) или, наконец, как проявление
особой психофизической организации при
известных физиологических условиях».
Эти три осно вн ые взгляда отвечают на три
вопроса:
• в первом имеется в виду причина данного
явления, действующая или производящая;
• во второ м – причина формальная или
идеальная;
• в третьем причина материальная или
субстрат.
Таким образом, феномен вдохновения все еще
остается загадкой, своеобразным «черным
ящиком». Вдохновение, как непознанное явление,
постепенно вытесняется на более высокие у ровни
творческой активности, по -прежнему оставаясь
неожиданным и неуправляемым компонентом,
позволяющим получать инновационные,
«прорывные» решения, отдавая на откуп
«интеллектуальных технологий» некий суррогат –
«вдохновение» по заказу.
Список литературы
1. Адамар Ж. Исследование психологии
процесса изобретения в области математики. – Пер.
с франц. – М: МЦНМО, 2001. – 128 с.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная
наука. – М.: Сов. Радио, 1979. – 184 с.
3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. -
М: Московский рабочий, 1969. - 272 с
.4. Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия:
(Мысли о методике научной работы). – Баку, 1960.
– 12 с.
5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать
гением: Жизненная стратегия творческой
личности. – Минск: Беларусь, 1994 . – 478 С.
6. Глинка М.И. Записки / Подготовил А.С.
Розанов. – М.: Музыка, 1988. – С. 133.
7. Гут Р. О. творчестве в науке и технике / Р.
О. Гут // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С.
130 –139.
8. Денисов Э. В. Когда рукою водит Бог (из
записных книжек Эдисона Денисова) / Э. В.
Денисов; публ. В. С. Ценовой // Музыкальная
жизнь: критико -публицистический журнал. - 1997.
- № 5. - С. 37 -40.
9. Кант И. Критика способности суждения. –
М.: Наука, 2006. – 512 с.
10. Пуанкаре А., Математическое творчество.
– О науке Пер. с фр./Под ред. Л. С. Понтрягина. -
2-е изд., стер. - М.: Наука. Гл. ред, физ. -мат. лит.,
1990. -736 с.
11. Римский -Корсаков Н.А. Летопись моей
музыкальной жизни. – 9-е изд. – М.: Музыка, 1982.
– 440 с.
12. Самохвалова В.И. Творчество:
божественный дар; космический принцип; родовая
идентичность человека. Научное издание. – М.:
РУДН, 2007. – 537 с.
13. Смирнов -Садовский Д. О тайнах
творческого процесса в музыке «Музыкальная
академия», № 2, 2002, с. 39 -48, Москва, ISSN
0869 —4516
14. Чайковский П.И. О композиторском
творчестве и мастерстве. – М.: Музыка , 1964. – 272
с.