4 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ ФЭШН -ИЛЛЮСТРАЦИИ ПО Д ВЛИЯНИЕМ РУССКОГО
ДЕКОРАТИВ НО -ПРИКЛАДНОГО ИСКУС СТВА
Исаева Мария Сергеевна
студентка гр. ЛКШ -118
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство),
г. Москва
Герасимова Мария Павловна
руководитель,
cтарший преподаватель кафедры «Спецкомпози ция»
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина
(Технологии . Дизайн . Искусство ),
г. Москва
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.52.146
FORMATION OF FASHION ILLUSTRATION IMAGES UNDER THE INF LUENCE OF RUSSIAN
DECORATIVE -APPLIED A RT
Isaeva Maria Sergeevna
student gr. LKSH -118
N. Kosyg in`s Russian State University
(Technology. Design. Art),
Moscow
Gerasimova Maria Pavlovna
Senior Lecturer the department “ Speckompozicia”
N. Kosygin`s Russian State University
(Technology . Design . Art ),
Moscow
Аннотация
В статье даётся характеристика фэшн -иллюстрации, описывается работа на д созданием серии эскизов
на основе предметов русского декоративно -прикладного искусства – пермогорской росписи по дереву,
гжельского фарфора и филимоновской игрушки. Рассмотрены особенности народных промыслов и
представл ена эскизная часть коллекции с применением идей народных промыслов.
Abstract
In the articl e gives a characteristic of fashion illustration, describes the work on creating a series of sketches
based on objects of Russian decorative and applied art - Permogo rsk painting on wood, Gzhel porcelain and
Filimonovo toys. The features of folk crafts are considered and a preliminary part of the collection using the ideas
of folk crafts is presented.
Ключевые слова: фэшн -иллюстрация, эскиз, источник, декоративно -прикл адное, искусство,
коллекция, образ.
Keywords: fashion illustration, sketch, source, decora tive, art , collection, image.
Фэшн -иллюстрация появилась почти 500 лет
назад, но наибольшую популярность этот жанр
приобрёл с появлением журналов мод, модных
домов и универмагов. Данный вид живописи или
графики предполагал умение зарисовывать модели
одежды и образы носителей в наиболее
выигрышном варианте для привлечения
покупателей.
Известно имя чешского рисовальщика Вацлава
Холлара, знаменитого в том числе изображ ением
женских костюмов, который работал в Лондоне в
XVII веке.
Наибольшего расц вета фэшн -иллюстрация
получила в XIX веке. Это время развития рекламы.
Появление новых возможностей в технологии
печати дало новые идеи в жанре графики. Самые
известные художни ки этого времени – французы
Джованни Болдини, Чарльз Дана Гиббон. Пол
Ирибе, Жор ж Лепап, чьи зарисовки манекенщиц в
дизайнерских нарядах появлялись на обложках
Vogue , много сотрудничали с модельером одежды
Полем Пуаре. [4] .
Художник русского происхождения , живший в
Париже и вошедший в историю под именем Эрте,
образованном по первым б уквам его настоящего
имени Роман Тыртов, стал мастером иллюстраций
в стиле ар -деко, а сотрудничество с журналом
Harper’s Bazar принёс мировую славу [4] .
Период 1930 -40-50 -х год ов, дал миру такие
мног о имен модных иллюстраторов, работавших с
журналам мод и сотрудничавших с модными
домами. Казалось бы, шедшая на спад в 1960 -е годы
мода на фэшн -иллюстрацию, получила новое
развитие в 1970 -1980 -е годы – это время расцвета
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 5
панк -музыки и поп -культуры, оказавших влиян ие
на художников [4] .
Для изображений 1980 -90 -х годов эталонной
стала графика 1920 -х годов, а в 1990 -2000 новый
виток развития жанр получил благодаря появлению
компьютерных технологий [4].
Количество современных авторов и
разнообразие из работ велико. Наравне с новыми,
заимствуются старые приёмы выполне ния эскизов,
у каждого фэшн -иллюстратора своя манера
исполнения.
Изучая историю можно легко заметить, что на
стиль иллюстраций влияет много факторов:
политическая обстановка, социальное окружение,
страна проживания и т. п. Многие художники
изучали работы других мастеров, чтобы
разработать собственный почерк в исполнении
рисунков.
Русский стиль, в частности, народные
промыслы, давно стали визитной карточкой нашей
страны. Декорат ивно -прикладное искусство
России было и сейчас является источником,
способным вд охновить современного художника
на создание новых образов, не являясь цитатой, а
переосмыслением традиций.
Одним из образцов для выполнения серии
эскизов была выбрана пермогор ская роспись по
дереву (рис. 1 [1] ). В сюжетах применены приёмы
выполнения книжн ых миниатюр Древней Руси.
Композиция мотивов выстраивает рассказ, видна
законченная история, включающая растительные и
геометрические элементы, фантастических
персонажей. Пермо горская роспись
характеризуется наличием традиционных мотивов
тюльпана, трилистн ика, дерева, птицы Сирин,
считающейся являющейся визитной карточной
данной техники [1] .
Рисунок 1 – Пермогорская роспись
В фэшн -иллюстрации акцент сделан на
графической подаче, на характере исполнения
линий, способе наложения краски, отдельных
элементах. Нашли применение такие элементы как
бордюры, ленточки, придающие работе
завершённость и узнаваемость. Задействованы
геометризированные формы, характерные для
пермогорско й росписи. Похожее оформление
видно в эскизах костюма.
Однородные мотивы, например, горох,
заполняют, организуют пространство графической
работы. Этот орнамент присутствует не только в
принте платья, но и в фоне эскиза для цельности
образа. Также раститель ные элементы – листочки,
ягодки, «огуречики» или их части – в
тран сформированном виде использованы в
орнаменте иллюстрации (рис. 2 [5] ).
6 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
Рисунок 2 – Эскизы на основе пермогорской росписи
Рассматривая и анализируя стиль исполнения
самой росписи, можно увидеть, что внимание
акцентировано на отдельных эле ментах росп иси.
Так, в ряде работ была заимствована манера
исполнения лиц и одежды. Аналогичным образом
использовано лаконичное покрытие одним цветом
определенных деталей (рис. 3 [5] ).
В эскизах на шло применен ие монохромной
полосы, которая в пермогорской росписи игр ает
далеко не последнюю роль. В виде обводки она
окаймляет отдельные участки росписи, тем самым
предавая завершенность готовой работе. Этот
приём присутствует в фэшн -иллюстрациях.
Рисунок 3 – Эскизы на основе пермогорской росписи
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 7
Вторым источником для серии эскизов служит
Гжель, где в роспис и используется кобальт (рис. 4
[2] ).
Рисунок 4 – Гжельская роспись
Такая техника производится четырьмя
основными кисточками: мазково й, пестрёжной
(тоненькой), капельной кистями и кисточкой для
точе к и основана на комбинировании наборных
мазков, капе ль, точек, завитков, полосок,
растительных элементов – роза, колокольчик, пион,
ромашка и т. п. [2].
Главным элементом в самом изображении
является мазок, техника исполнения кот орого взята
для ряда эскизов (рис. 5 [5] ).
Рисунок 5 – Эскизы на основе г жельской росписи
Также одним из элементов росписи является
линия и она разнообразна. Во -первых, линии
средней толщины и толстые линии в ыполняются
кисточкой для точек. В основном их используют в
обводках, с помощью них изображают некоторые
декоративные э лементы. Во -вторых, линии,
которые делаются тоненькой кисточкой. Их
выполняют на последнем этапе росписи для того,
чтобы предать завершённ ость и целостность [2] .
Рассматривая изделие, сделанное мастером,
внимание обращается на локальные участки
росписи, которые закрашиваются разными тонами
одного и того же цвета. Заимствуя подобный
приём, можно оживить сам эскиз, используя на
одежде несколь ко цветов, необязательно
традиционно «гжельских», в которых будут
присутствовать несколько тонов.
Таким образом можно отображать складки,
делать акценты на определённых деталях.
В работе над эскизами не ставилась цель
досконально повторить приёмы, использ ующиеся в
данном промысле, а творчески переработав,
8 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
создать эскизы, напоминаю щие об источнике, не
копируя его (рис. 6 [5] ).
Рисунок 6 – Эскизы на основе гжельской росписи
Еще одним источником служит
филимоновская игрушка (рис. 7 [3] ).
Фигурки жи вотных или людей в этом
промысле трансформированы, упрощены, имеют
плавные простые формы и статичные движения.
Рисунок 7 – Филимоновска я игрушка
Только детали отличают один персонаж от
другого, не редки композиции, слепленные из
нескольких персона жей [3] .
В эскизах, созданных на основе народной
игрушки, использованы эффекты, традиционно
применяющиеся в росписи (рис. 8 [5] ). Яркость
анили новых красителей, растёртых на яичном
желтке или белке, имеет ограниченную цветовую
палитру – малиновый, зелёный, жёлтый, иногда
синий и фиолетовый цвета. Благодаря этому
эскизы, также как и игрушки, получились яркими и
весёлы ми – выполнены простым локальн ым
орнаментом с возможным рисунком из полосок,
точек, кругов, овалов, звёздочек, треугольников [3] .
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 9
Рисунок 8 – Эскизы на основе росписи филимоновской игрушки
Одежда филимоновских фигурок сложилась
под влиянием с одной стороны городского
костюм а, с другой — крестьянских домотканых
сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент
(разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки),
нанесённый без определённой схемы, создает
броский пёстрый декор. Детали росписи в игрушке
легко расшифровать – они напоминают о связях
человека и природы [3].
Способ подачи эскизов выбран по аналогии с
красочным оформлением декора источ ника –
чёткая графичность с применением простых
фактурных эффектов или аксесс уаров (рис. 9 [5] ).
Используя цвет можно выделить тот или иной
элеме нт. Именно красочная палитра цветов
отражает особенность игрушки, притягивает
взгляд.
Рисунок 9 – Эс кизы на основе росписи филимоновской игрушки
Итогом проделанной работы служит серия
фэшн -иллюстраций в единой манере исполнения с
использованием элементов русских промыслов –
пермогорской росписи по дереву, гжельского
фарфора и филимоновской игрушки. Соз дание
эскизов современных моделей на основе
10 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
дек оративно -прикладного искусства не должно
быть механическим повторением или переносом
элементов народного творчества, необходимо
учитывать тенденции моды и образ носителя.
Переосмысление и трансформация источни ка
играет в этом случае решающую роль. В данном
случае работа построена на ассоциативном
использовании конкретного источника для
создания целостного образа серии фэшн -эскизов,
выработан индивидуальный стиль изображения
моделей.
Список литературы и интер нет
источников:
Пермогорская роспись
https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie -i-
tvorchestvo/rospis/permogorskaya -rospis.html
Симачев П. Гжельская роспись: особенности,
виды росписи гжель, цвета и элементы
https://masteridelo.ru/category/remeslo/rukodelie -i-
tvorchestvo/rospis/gzhel
Филимоновск ая игрушка
https://www.livemaster.ru/topic/2232333 -
filimonovskaya -igrushka
Фэшн -иллюстрация (статья)
http://womanwiki.ru/w/
Рисунки 2, 3, 5, 6, 8, 9 – Исаева М. С.