Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА КУРСАНТОВ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ (65-68)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.55.208
Дата публикации статьи в журнале: 2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 55, Том: 1, Страницы в выпуске: 65-68
Автор: Пономарев Михаил Александрович
преподаватель , Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, г. Краснодар
Анотация: Статья посвящена обоснованию необходимости координации деятельности педагогов в деле патриотического воспитания курсантов. Цель работы заключается в повышении уровня патриотического чувства курсантов военных вузов на базе соответствующих программ его формирования. Достижение поставленной цели реализуется посредством применения таких методов исследования как анализ и сопоставление. Научная новизна материала статьи состоит в представлении вариативных программ формирования патриотического чувства курсантов. Практическое значение работы преломляется в приобщении педагогов к работе по повышению уровня патриотического чувства курсантов с использованием адекватных программ его формирования
Ключевые слова: квази занятия; концепция; патриотизм; принцип; программа; синергия;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Бородин С.К. Педагогическая система парашютной подготовки будущих военных лётчиков как составная часть обеспечения безопасности полётов: монография. – Краснодар: КВВАУЛ, 2012. 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утв. Председателем Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 гола № 1493 – режим доступа к изд.: https://yandex.ru/search/?text=Государственная%20 программа%20«Патриотическое%20воспитание» 3. Дмитренко А.Ю. Профессиональная ответственность офицера Воздушно-космических сил России: содержательно-структурный анализ // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4. – С. 77-84. 4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: одобрена Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003 года – режим доступа к изд.: https://base.garant.ru/6148105/ 5. Кулаков В.Ф., Лутовинов В.И. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // Военная мысль. – 1999. – № 5. – С. 3-11.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 65
Alekseyevich , Doctor of Pedagogy, Professor, Head,
Department of Pedagogy and Psychology of Higher
School, Moscow University for the Humanities;
Honored Worker of Higher School of the RF. Postal
address: five, Yunosti St., Moscow, 111395. Tel.: +7
(499) 374 -74-59.
Одишвили Георгий Нодариевич – учитель
истории «Школа № 1538» Департамента
образования города Москвы. Адрес : 125464,
Мос ква , Ново тушинский проезд , дом 8, корпус 2.
Тел . 8-926 -221 -92-83. Odishvili Georgy Nodarievich
- teacher of history of the "school № 1538" of Moscow
Department of Education. 125464 Э, Moscow,
Novotushinsky Passage, House 8, building 2.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта
интересов.


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТ ИЧЕСКОГО ЧУВСТВА КУР САНТОВ: НЕКОТОРЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТ Ы И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕ ЛОМЛЕНИЕ

Пономарев Михаил Александрович
преподаватель
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков,
г. Краснодар
THE FORMATION OF PAT RIOTIC FEELING OF CA DETS:
SOME THEORETICAL ASPECTS AND PRACTICAL INTERPRETATION

Ponomarev Mikhail
lecturer
Krasnodar Air Force Institute for Pilots,
Krasnodar
DOI: 10. 31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.208
Аннотация
Статья посвящена обоснованию необходимости координации деятельности педагогов в деле
патриоти ческого воспитания курсантов. Цель работы заключается в повышении уровня патриотического
чувства курсантов военных вузов на базе соответствующих программ его формирования. Достижение
поставленной цели реализуется посредством применения таких методов исслед ования как анализ и
сопоставление. Научная новизна материала статьи состоит в представлении вариативных программ
формирования патриотического чувства курсантов. Практическое значение работы преломляется в
приобщении педагогов к работе по повышению уровня п атриотического чувства курсантов с
использованием адекватных программ его формирования.
Abstract
The article concentrates on rationale of necessity of coordination of activities of pedagogues in the matter of
patriotic education of cadets. The purpose of the work is to increase the level of patriotic feeling of cadets of
military universities on the basis of appropriate programs for its formation. The achievement of this purpose is
carried out through the application of the methods of inquiry su ch as analysis and matching. The scientific novelty
of the article’s material is the presentation of variable programs of the formation of cadets patriotic feeling. The
practical importance of the work is interpreted in involvement of the pedagogues in the work to increase the level
of patriotic feeling of cadets using the adequate programs for its formation.
Ключевые слова: квази занятия, концепция, патриотизм, принцип, программа, синергия.
Keywords: quasi classes, concept, patriotism, principle, program, synergy.

Введение
Деятельность военнослужащих относится к
классу опасных профессий. Это требует не только
сформированности у них знаний, умений и
навыков, но и наличия таких свойс тв, как
психологическая готовность к защите Отечества,
духовная близость с теми, кого защищаешь,
уверенность в праведности применения оружия,
твёрдая вера в святость своего предназначения [5,
с. 3 -4]. Данные качества демонстрируют
патриотизм человека, вооб ще, и военнослужащих,
в частности.
Ознакомление с научными материалами,
характеризующими проблему формирования
патриотического чувства курсантов, даёт право
утверждать, что положения документов отвечают
сложившимся реалиям не в полной мере. Так,
понятие “п атриот” для одних курсантов стало
утрачивать должное значение, для других
оказалось нейтральным словом, а для третьих, к
сожалению, и вовсе приобрело отрицательный
смысл. Но потребность воспитания защитников
Отечества и, предварительно, патриотического
чув ства курсантов на основе исторических корней
нации – продолжает оставаться безусловной
задачей.
Результаты исследования
Принципы формирования патриотического
чувства молодёжи нашли своё отражение в ряде
документов. Среди них важно выделить:
Концепцию военн о-патриотического воспитания
молодёжи (1999 г.) [5], Концепцию
патриотического воспитания граждан Российской
Федерации (2003 г.) [4], Государственную
программу патриотического воспитания граждан
Российской Федерации на 2016 -2020 гг. [2].
Положения, изложен ные в них, несут
положительный смысл, имеют широкий охват, но в

66 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
большей своей части трудно реализуемы
в условиях обучения курсантов военных вузов.
Наиболее близка к военной сфере та часть
положений, которая представлена в Концепции
военно -патриотического в оспитания молодёжи
(1999 г.), поскольку на неё следует опереться при
создании программ, повышающих социальные
чувства военнослужащих. Любовь и привязанность
к Родине должны выступить основными пунктами
данных программ. Разработчики концепции
продемонстриро вали определённую совокупность
принципов, которые вполне могут быть
реализованы командным и профессорско -
преподавательским составом военных учебных
заведений.
Имеющийся массив планов, рекомендаций и
предложений предполагает выделение, как
минимум, 4 -х прог рамм формирования
патриотических чувств курсантов:
– основ истории патриотизма;
– духовно -нравственного воспитания;
– реализации профессиональной деятельности;
– формирования психологической
устойчивости.
Целеполагание каждой программы
предполагает формиро вание определенных знаний,
умений и навыков курсантов, а также развитие у
них профессионально -важных качеств военных
специалистов.
Программа «Основы истории патриотизма»
(далее – ОИП) предлагает изуче ние наших корней,
осознание неповторимости Отечества и
неразрывности с его судьбой, появление гордости
за сопричастность к деяниям великих предков /
современников, формирование повышенного
чувства ответственности за принимаемые решения
и их последствия. Существующая система
воспитательной работы пр едполагает в качестве
основной формы предоставления подобной
информации информирование и лектории,
реализуемые, как правило, по утверждённому
плану, который на момент проведения занятий
может утратить свою актуальность. Как вариант,
следует подобрать катал ог тем по истории
патриотизма и проводить их «квази (мини)»
занятиями (5 -7 мин.) в ходе проведения дисциплин
гуманитарной направленности. В этой связи
курсанты больше уделят внимания излагаемому
материалу, чем тогда, когда та же информация
будет доводиться до них в воскресение или
праздник.
С одной стороны, курсанты в меньшей степени
проявляют интерес к материалу, представляемому
на лекториях выходного или праздничного дней,
поскольку они понимают, что это существенно
оттягивает их убытие в увольнительный о тпуск. С
другой – чрезмерное обеспечение информацией
патриотического плана снизит уровень внимания
слушателей, и сведёт на «нет» усилия командира
или преподавателя, добросовестно проводивших то
или иное занятие. Поэтому продолжительность
проведения меропри ятия и объём преподносимого
материала должны быть тщательно выверены.
Привлечение к данному процессу
профессорско -преподавательского состава также
сыграет свою положительную роль.
Преподаватели, как правило, характеризуются
глубиной знания вопроса, а их по дготовка к
занятиям отражает высокое качество, поскольку им
известны приёмы педагогического мастерства,
способы продуктивного использования
мультимедийных средств, что допускает
возможность лучшего усвоения материала
курсантами. По такой причине они получа ют
информацию о патриотизме, его формировании в
различные эпохи, знаковых событиях и людях,
прославивших своё Отечество.
Реализация данной программы может
проводиться методом рассмотрения вопросов,
затрагивающих следующие примерные темы:
– природа патриоти зма и его формирование в
России;
– основы отечественного патриотического
воспитания;
– опыт формирования патриотизма в
зарубежных странах;
– утрата патриотического чувства и
возможные всвязи с этим последствия для России;
– патриотизм в различные историче ские эпохи
и т.д.
Необходимость своевременного
предоставления курсантам дозированной
информации не вызывает сомнения. Объективное
осмысление преподавателями их морально -
психологической готовности к получению
определённого багажа знаний позволяет
определить эту временную точку. Возникает
потребность в их (преподавателей) собственных
выступлениях перед обучающимися курсантами,
или приглашении для разговора с ними свидетелей
конкретных исторических событий. Это
одновременно будет способствовать соблюдению
прин ципа историзма и его плавного перехода к
требованиям духовно -нравственного воспитания.
Программа «Духовно -нравственное
воспитание» (далее – ДНВ) подразумевает
сосредоточение усилий преподавателей на
осознании курсантами высших ценностей и
ориентиров, социа льно значимых процессов и
явлений реальной жизни, их способности
руководствоваться ими в качестве весомых
принципов в своём деятельностном порядке и
этическом предпочтении. Такой подход помогает
сконструировать представление о явлениях,
создать комфортные условия для осознанного
усвоения необходимых знаний. Реализация данной
программы допустит получение не только
информации о существовании людей с высокими
патриотическими чувствами, но и представит
наглядный образ объекта воздействия,
продемонстрирует курса нту навыки деятельности и
жизненной этики.
Метод показа, как средства воплощения
рассматриваемой программы, играет важную роль
в формировании патриотических чувств курсантов,
так как представляет собой самый экономичный
путь формирования знаний и навыков.
Это достигается посредством подготовки и
проведения ряда мероприятий:

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 67
– встречи с ветеранами, участниками
известных исторических событий;
– походы в музеи, на выставки, концерты;
– посещение домов -интернатов, праздников,
религиозных сооружений, городских производств;
– участие в форумах, слётах, сборах
патриотической направленности;
– приглашение в ВУЗ уполномоченных
государственных органов / организаций и
институтов гражданского общества, а также
конфессиональных служителей: МЧС, Полиции,
ГИБДД, Казачества, Церкви и т.д.
Начальный этап прохождения этой программы
поиск людей, с которыми будут организованы
встречи. Нужно отнестись к этому вопросу не
формально, а подобрать харизматичных
представителей, обладающих высоким уровнем
ведения диалога. Так ие личности, как правило,
присутствуют при проведении торжественных
мероприятий в вузе. Они легко соглашаются
выступить перед курсантами. И что отрадно,
граждане, достигшие высокого положения в
военной или другой сфере, являются Патриотами!
Подобные встреч и вызывают неподдельный
интерес и их можно проводить во внеурочное
время. Приглашение на эту встречу отрядов
юнармейцев, закреплённых за вузом, будет
способствовать заложению крепкого фундамента
взаимоотношений между коллективами. Что
является не чем иным, как переходом к программе
«Реализация профессиональной деятельности»
(далее – РПД), которая закладывает навыки
взаимодействия с единомышленниками.
Суть прохождения программы «Реализация
профессиональной деятельности» заключается в
формировании добросовест ного и ответственного
отношения к военной службе, выработке в себе
качества преемственности, связанной со
служением Отечеству. Содержание данной
программы предполагает также раскрытие у
курсантов стремления к активному проявлению
профессионально -трудовых с войств в интересах
успешного выполнения служебных обязанностей и
поставленных задач, возможности самореализация
личности, способности результативно и с высокой
эффективностью исполнять служебные
обязанности. В этой связи реализация данной
программы будет с пособствовать формированию
не только изложенных качеств, но и умения
передавать свои патриотические настроения
подрастающему поколению.
Мероприятия, которые могут стать
внушительными примерами касательно
рассматриваемой программы могут стать
следующие:
– встречи с юнармейскими отрядами,
закреплёнными за вузом;
– совместная деятельность при подготовке и
проведении мероприятий патриотического
характера;
– общественно полезная деятельность;
– встречи с волонтёрами, организующими и
проводящими свою деятельност ь в гарнизоне и т.д.
Прохождение программы «Формирование
психической устойчивости» (далее – ФПУ) требует
отдельного внимания. К сожалению, в условиях
непрекращающегося гибридного давления в адрес
России в учебных программах для курсантов
отсутствуют дисцип лины, которые допускали бы
формирование компетенций в этой области. По
такой причине влияние весомого объёма
негативной информации, направленной на
разъединение граждан России, значительно
снижает уровень патриотизма нации.
Цель прохождения программы «форм ирование
психологической устойчивости» состоит в
выработке у курсантов личностных
профессионально важных качеств. По оценкам
С.К. Бородина, А.Ю. Дмитренко, к ним относятся
высокая волевая устойчивость, готовность к
выполнению ответственных задач, способнос ть
преодолевать тяготы и лишения военной и других
видов государственной службы, выработка
психологических качеств, необходимых для
успешной деятельности в подразделении, части и
гражданском обществе [1, с. 47; 3, с. 78] . Поэтому
необходимо привлечение к пр оведению занятий по
этой программе руководящего состава и психолога
военного учебного заведения, так как информация,
прозвучавшая из уст специалистов высокого
уровня, воспринимается в качестве
неукоснительной к исполнению.
Актуальная тематика проводимых ле кций,
диспутов и бесед может отражать:
– изучение Конституции РФ, Стратегии
национальной безопасности России, Военной
доктрины;
– обсуждение методов и способов введения в
заблуждение граждан России, используемых
потенциальным противником и представителями
несистемной оппозиции внутри страны;
– выявление способов противодействия
деморализующим факторам в военном коллективе;
– обнаружение генезиса и протекания военно -
политических конфликтов;
– описание роли коллектива в преодолении
стрессовых ситуаций и т.д.
Продвижение по программам следует
“переплетать” / “подстраивать” стечение
обстоятельств, и, тем самым, проявлять гибкость в
сложившейся обстановке. Так, важно использовать
возможность пообщаться на тему формирования
патриотического чувства курсантов с при бывшим
на годовщину / юбилей вуза военнослужащим,
участником боевых действий, создателем
передового оружия или техники, свидетелем
исторического события или прошедшим
достойный путь военной службы. Учёт достижений
предлагается вести в дневнике патриотическ ого
роста, либо специальном разделе журнала учебной
группы, что позволит не допустить повторения
пройденных тем при нахождении курсантов на
практике, учениях, или ругой причине отрыва от
вуза.
Доведение информацию заинтересованному
лицу может происходить ч ерез служебные
характеристики курсантов, их личные дела,
портфолио и другие документы служебного
характера. Например: ОИП 90, ДНВ 70, РПД 30,
ФПУ 60 или в виде диаграммы (Рисунок).

68 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
Продемонстрированные аббревиатуры – это
наименование программы, а числовые значения –
процент успешности освоения той или иной
программы. В соответствии с диаграммой,
отражённой на рисунке, командир (педагог)
поймёт, что для курсанта Иванова И.И.
приоритетным становится участие в освоении
программы «РПД».

Рисунок. Диаграмма освоения программ формирования
патриотического чувства курсантом Ивановым И.И.

За 100 % показатель необходимо брать все
проведённые мероприятия относительно каждой
программы за период обучения в вузе. Степень
сформированности патриотического чувства
курсантов соответствует их участию в
мероприятиях той или иной программы. Баллы за
прохождение каждой программы должны
отражаться в рейтинге курсанта при его выпуске из
вуза. Это обеспечит стремление курсантов к
пол учению информации о патриотизме в ходе
мероприятий, проводимых в рамках какой -либо
программы. Словом, успешное освоение
обучающимися всех программ – или большей их
части – будет приводить к синергии (усилению
эффекта) баллов .
Заключение
1. Формирование патриотического чувства
курсантов на платформе исторической памяти и
справедливости должен оставаться
пролонгированным процессом.
2. Эффективность формирования
патриотических чувств курсантов отражается не
столько наличием составленных планов с их
жёсткой регламентацией, сколько морально -
психологической готовностью воинского
коллектива к участию в мероприятиях, актуальных
на данный момент.
3. Простое озвучивание курсантам “понятия”
патриотизм ещё не позволяет говорить о
формировании у них истин ной любви к Отечеству
и готовности защищать его.
4. Представленные в работе вариативные
программы формирования патриотических чувств
курсантов и их реализация позволят им ощутить
действительное чувство патриотизма.
5. Полезные для Родины поступки являются
важным пунктом осознания курсантами того, что
они становятся Патриотом!

Список литературы
1. Бородин С.К. Педагогическая система
парашютной подготовки будущих военных
лётчиков как составная часть обеспечения
безопасности полётов: монография. – Краснодар:
КВВАУЛ, 2012.
2. Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016 -2020 годы»: утв.
Председателем Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2015 гола № 1493 – режим
доступа к изд.:
https://yandex.ru/search/?text=Государственная%20
программа%20«Патриотическое%20воспитание »
3. Дмитренко А.Ю. Профессиональная
ответственность офицера Воздушно -космических
сил России: содержательно -структурн ый анализ //
Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4.
– С. 77 -84.
4. Концепция патриотического воспитания
граждан Российской Федерации: одобрена
Правительственной комиссией по социальным
вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003
года – режим доступа к изд.:
https://base.garant.ru/6148105/
5. Кулаков В.Ф., Лутовинов В.И. Концепция
военно -патриотического воспитания молодежи //
Военная мысль. – 1999. – № 5. – С. 3-11.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×