ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА КУРСАНТОВ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ (65-68)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.55.208
Дата публикации статьи в журнале:
2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
55,
Том: 1,
Страницы в выпуске:
65-68
Автор:
Пономарев Михаил Александрович
преподаватель , Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, г. Краснодар
преподаватель , Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, г. Краснодар
Анотация: Статья посвящена обоснованию необходимости координации деятельности педагогов в деле патриотического воспитания курсантов. Цель работы заключается в повышении уровня патриотического чувства курсантов военных вузов на базе соответствующих программ его формирования. Достижение поставленной цели реализуется посредством применения таких методов исследования как анализ и сопоставление. Научная новизна материала статьи состоит в представлении вариативных программ формирования патриотического чувства курсантов. Практическое значение работы преломляется в приобщении педагогов к работе по повышению уровня патриотического чувства курсантов с использованием адекватных программ его формирования
Ключевые слова:
квази занятия;
концепция; патриотизм; принцип; программа; синергия;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Бородин С.К. Педагогическая система парашютной подготовки будущих военных лётчиков как составная часть обеспечения безопасности полётов: монография. – Краснодар: КВВАУЛ, 2012.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: утв. Председателем Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 гола № 1493 – режим доступа к изд.:
https://yandex.ru/search/?text=Государственная%20 программа%20«Патриотическое%20воспитание»
3. Дмитренко А.Ю. Профессиональная ответственность офицера Воздушно-космических сил России: содержательно-структурный анализ // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4. – С. 77-84.
4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: одобрена Правительственной комиссией по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003 года – режим доступа к изд.: https://base.garant.ru/6148105/
5. Кулаков В.Ф., Лутовинов В.И. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // Военная мысль. – 1999. – № 5. – С. 3-11.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 65
Alekseyevich , Doctor of Pedagogy, Professor, Head,
Department of Pedagogy and Psychology of Higher
School, Moscow University for the Humanities;
Honored Worker of Higher School of the RF. Postal
address: five, Yunosti St., Moscow, 111395. Tel.: +7
(499) 374 -74-59.
Одишвили Георгий Нодариевич – учитель
истории «Школа № 1538» Департамента
образования города Москвы. Адрес : 125464,
Мос ква , Ново тушинский проезд , дом 8, корпус 2.
Тел . 8-926 -221 -92-83. Odishvili Georgy Nodarievich
- teacher of history of the "school № 1538" of Moscow
Department of Education. 125464 Э, Moscow,
Novotushinsky Passage, House 8, building 2.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта
интересов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТ ИЧЕСКОГО ЧУВСТВА КУР САНТОВ: НЕКОТОРЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТ Ы И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕ ЛОМЛЕНИЕ
Пономарев Михаил Александрович
преподаватель
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков,
г. Краснодар
THE FORMATION OF PAT RIOTIC FEELING OF CA DETS:
SOME THEORETICAL ASPECTS AND PRACTICAL INTERPRETATION
Ponomarev Mikhail
lecturer
Krasnodar Air Force Institute for Pilots,
Krasnodar
DOI: 10. 31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.208
Аннотация
Статья посвящена обоснованию необходимости координации деятельности педагогов в деле
патриоти ческого воспитания курсантов. Цель работы заключается в повышении уровня патриотического
чувства курсантов военных вузов на базе соответствующих программ его формирования. Достижение
поставленной цели реализуется посредством применения таких методов исслед ования как анализ и
сопоставление. Научная новизна материала статьи состоит в представлении вариативных программ
формирования патриотического чувства курсантов. Практическое значение работы преломляется в
приобщении педагогов к работе по повышению уровня п атриотического чувства курсантов с
использованием адекватных программ его формирования.
Abstract
The article concentrates on rationale of necessity of coordination of activities of pedagogues in the matter of
patriotic education of cadets. The purpose of the work is to increase the level of patriotic feeling of cadets of
military universities on the basis of appropriate programs for its formation. The achievement of this purpose is
carried out through the application of the methods of inquiry su ch as analysis and matching. The scientific novelty
of the article’s material is the presentation of variable programs of the formation of cadets patriotic feeling. The
practical importance of the work is interpreted in involvement of the pedagogues in the work to increase the level
of patriotic feeling of cadets using the adequate programs for its formation.
Ключевые слова: квази занятия, концепция, патриотизм, принцип, программа, синергия.
Keywords: quasi classes, concept, patriotism, principle, program, synergy.
Введение
Деятельность военнослужащих относится к
классу опасных профессий. Это требует не только
сформированности у них знаний, умений и
навыков, но и наличия таких свойс тв, как
психологическая готовность к защите Отечества,
духовная близость с теми, кого защищаешь,
уверенность в праведности применения оружия,
твёрдая вера в святость своего предназначения [5,
с. 3 -4]. Данные качества демонстрируют
патриотизм человека, вооб ще, и военнослужащих,
в частности.
Ознакомление с научными материалами,
характеризующими проблему формирования
патриотического чувства курсантов, даёт право
утверждать, что положения документов отвечают
сложившимся реалиям не в полной мере. Так,
понятие “п атриот” для одних курсантов стало
утрачивать должное значение, для других
оказалось нейтральным словом, а для третьих, к
сожалению, и вовсе приобрело отрицательный
смысл. Но потребность воспитания защитников
Отечества и, предварительно, патриотического
чув ства курсантов на основе исторических корней
нации – продолжает оставаться безусловной
задачей.
Результаты исследования
Принципы формирования патриотического
чувства молодёжи нашли своё отражение в ряде
документов. Среди них важно выделить:
Концепцию военн о-патриотического воспитания
молодёжи (1999 г.) [5], Концепцию
патриотического воспитания граждан Российской
Федерации (2003 г.) [4], Государственную
программу патриотического воспитания граждан
Российской Федерации на 2016 -2020 гг. [2].
Положения, изложен ные в них, несут
положительный смысл, имеют широкий охват, но в
66 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
большей своей части трудно реализуемы
в условиях обучения курсантов военных вузов.
Наиболее близка к военной сфере та часть
положений, которая представлена в Концепции
военно -патриотического в оспитания молодёжи
(1999 г.), поскольку на неё следует опереться при
создании программ, повышающих социальные
чувства военнослужащих. Любовь и привязанность
к Родине должны выступить основными пунктами
данных программ. Разработчики концепции
продемонстриро вали определённую совокупность
принципов, которые вполне могут быть
реализованы командным и профессорско -
преподавательским составом военных учебных
заведений.
Имеющийся массив планов, рекомендаций и
предложений предполагает выделение, как
минимум, 4 -х прог рамм формирования
патриотических чувств курсантов:
– основ истории патриотизма;
– духовно -нравственного воспитания;
– реализации профессиональной деятельности;
– формирования психологической
устойчивости.
Целеполагание каждой программы
предполагает формиро вание определенных знаний,
умений и навыков курсантов, а также развитие у
них профессионально -важных качеств военных
специалистов.
Программа «Основы истории патриотизма»
(далее – ОИП) предлагает изуче ние наших корней,
осознание неповторимости Отечества и
неразрывности с его судьбой, появление гордости
за сопричастность к деяниям великих предков /
современников, формирование повышенного
чувства ответственности за принимаемые решения
и их последствия. Существующая система
воспитательной работы пр едполагает в качестве
основной формы предоставления подобной
информации информирование и лектории,
реализуемые, как правило, по утверждённому
плану, который на момент проведения занятий
может утратить свою актуальность. Как вариант,
следует подобрать катал ог тем по истории
патриотизма и проводить их «квази (мини)»
занятиями (5 -7 мин.) в ходе проведения дисциплин
гуманитарной направленности. В этой связи
курсанты больше уделят внимания излагаемому
материалу, чем тогда, когда та же информация
будет доводиться до них в воскресение или
праздник.
С одной стороны, курсанты в меньшей степени
проявляют интерес к материалу, представляемому
на лекториях выходного или праздничного дней,
поскольку они понимают, что это существенно
оттягивает их убытие в увольнительный о тпуск. С
другой – чрезмерное обеспечение информацией
патриотического плана снизит уровень внимания
слушателей, и сведёт на «нет» усилия командира
или преподавателя, добросовестно проводивших то
или иное занятие. Поэтому продолжительность
проведения меропри ятия и объём преподносимого
материала должны быть тщательно выверены.
Привлечение к данному процессу
профессорско -преподавательского состава также
сыграет свою положительную роль.
Преподаватели, как правило, характеризуются
глубиной знания вопроса, а их по дготовка к
занятиям отражает высокое качество, поскольку им
известны приёмы педагогического мастерства,
способы продуктивного использования
мультимедийных средств, что допускает
возможность лучшего усвоения материала
курсантами. По такой причине они получа ют
информацию о патриотизме, его формировании в
различные эпохи, знаковых событиях и людях,
прославивших своё Отечество.
Реализация данной программы может
проводиться методом рассмотрения вопросов,
затрагивающих следующие примерные темы:
– природа патриоти зма и его формирование в
России;
– основы отечественного патриотического
воспитания;
– опыт формирования патриотизма в
зарубежных странах;
– утрата патриотического чувства и
возможные всвязи с этим последствия для России;
– патриотизм в различные историче ские эпохи
и т.д.
Необходимость своевременного
предоставления курсантам дозированной
информации не вызывает сомнения. Объективное
осмысление преподавателями их морально -
психологической готовности к получению
определённого багажа знаний позволяет
определить эту временную точку. Возникает
потребность в их (преподавателей) собственных
выступлениях перед обучающимися курсантами,
или приглашении для разговора с ними свидетелей
конкретных исторических событий. Это
одновременно будет способствовать соблюдению
прин ципа историзма и его плавного перехода к
требованиям духовно -нравственного воспитания.
Программа «Духовно -нравственное
воспитание» (далее – ДНВ) подразумевает
сосредоточение усилий преподавателей на
осознании курсантами высших ценностей и
ориентиров, социа льно значимых процессов и
явлений реальной жизни, их способности
руководствоваться ими в качестве весомых
принципов в своём деятельностном порядке и
этическом предпочтении. Такой подход помогает
сконструировать представление о явлениях,
создать комфортные условия для осознанного
усвоения необходимых знаний. Реализация данной
программы допустит получение не только
информации о существовании людей с высокими
патриотическими чувствами, но и представит
наглядный образ объекта воздействия,
продемонстрирует курса нту навыки деятельности и
жизненной этики.
Метод показа, как средства воплощения
рассматриваемой программы, играет важную роль
в формировании патриотических чувств курсантов,
так как представляет собой самый экономичный
путь формирования знаний и навыков.
Это достигается посредством подготовки и
проведения ряда мероприятий:
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 67
– встречи с ветеранами, участниками
известных исторических событий;
– походы в музеи, на выставки, концерты;
– посещение домов -интернатов, праздников,
религиозных сооружений, городских производств;
– участие в форумах, слётах, сборах
патриотической направленности;
– приглашение в ВУЗ уполномоченных
государственных органов / организаций и
институтов гражданского общества, а также
конфессиональных служителей: МЧС, Полиции,
ГИБДД, Казачества, Церкви и т.д.
Начальный этап прохождения этой программы
поиск людей, с которыми будут организованы
встречи. Нужно отнестись к этому вопросу не
формально, а подобрать харизматичных
представителей, обладающих высоким уровнем
ведения диалога. Так ие личности, как правило,
присутствуют при проведении торжественных
мероприятий в вузе. Они легко соглашаются
выступить перед курсантами. И что отрадно,
граждане, достигшие высокого положения в
военной или другой сфере, являются Патриотами!
Подобные встреч и вызывают неподдельный
интерес и их можно проводить во внеурочное
время. Приглашение на эту встречу отрядов
юнармейцев, закреплённых за вузом, будет
способствовать заложению крепкого фундамента
взаимоотношений между коллективами. Что
является не чем иным, как переходом к программе
«Реализация профессиональной деятельности»
(далее – РПД), которая закладывает навыки
взаимодействия с единомышленниками.
Суть прохождения программы «Реализация
профессиональной деятельности» заключается в
формировании добросовест ного и ответственного
отношения к военной службе, выработке в себе
качества преемственности, связанной со
служением Отечеству. Содержание данной
программы предполагает также раскрытие у
курсантов стремления к активному проявлению
профессионально -трудовых с войств в интересах
успешного выполнения служебных обязанностей и
поставленных задач, возможности самореализация
личности, способности результативно и с высокой
эффективностью исполнять служебные
обязанности. В этой связи реализация данной
программы будет с пособствовать формированию
не только изложенных качеств, но и умения
передавать свои патриотические настроения
подрастающему поколению.
Мероприятия, которые могут стать
внушительными примерами касательно
рассматриваемой программы могут стать
следующие:
– встречи с юнармейскими отрядами,
закреплёнными за вузом;
– совместная деятельность при подготовке и
проведении мероприятий патриотического
характера;
– общественно полезная деятельность;
– встречи с волонтёрами, организующими и
проводящими свою деятельност ь в гарнизоне и т.д.
Прохождение программы «Формирование
психической устойчивости» (далее – ФПУ) требует
отдельного внимания. К сожалению, в условиях
непрекращающегося гибридного давления в адрес
России в учебных программах для курсантов
отсутствуют дисцип лины, которые допускали бы
формирование компетенций в этой области. По
такой причине влияние весомого объёма
негативной информации, направленной на
разъединение граждан России, значительно
снижает уровень патриотизма нации.
Цель прохождения программы «форм ирование
психологической устойчивости» состоит в
выработке у курсантов личностных
профессионально важных качеств. По оценкам
С.К. Бородина, А.Ю. Дмитренко, к ним относятся
высокая волевая устойчивость, готовность к
выполнению ответственных задач, способнос ть
преодолевать тяготы и лишения военной и других
видов государственной службы, выработка
психологических качеств, необходимых для
успешной деятельности в подразделении, части и
гражданском обществе [1, с. 47; 3, с. 78] . Поэтому
необходимо привлечение к пр оведению занятий по
этой программе руководящего состава и психолога
военного учебного заведения, так как информация,
прозвучавшая из уст специалистов высокого
уровня, воспринимается в качестве
неукоснительной к исполнению.
Актуальная тематика проводимых ле кций,
диспутов и бесед может отражать:
– изучение Конституции РФ, Стратегии
национальной безопасности России, Военной
доктрины;
– обсуждение методов и способов введения в
заблуждение граждан России, используемых
потенциальным противником и представителями
несистемной оппозиции внутри страны;
– выявление способов противодействия
деморализующим факторам в военном коллективе;
– обнаружение генезиса и протекания военно -
политических конфликтов;
– описание роли коллектива в преодолении
стрессовых ситуаций и т.д.
Продвижение по программам следует
“переплетать” / “подстраивать” стечение
обстоятельств, и, тем самым, проявлять гибкость в
сложившейся обстановке. Так, важно использовать
возможность пообщаться на тему формирования
патриотического чувства курсантов с при бывшим
на годовщину / юбилей вуза военнослужащим,
участником боевых действий, создателем
передового оружия или техники, свидетелем
исторического события или прошедшим
достойный путь военной службы. Учёт достижений
предлагается вести в дневнике патриотическ ого
роста, либо специальном разделе журнала учебной
группы, что позволит не допустить повторения
пройденных тем при нахождении курсантов на
практике, учениях, или ругой причине отрыва от
вуза.
Доведение информацию заинтересованному
лицу может происходить ч ерез служебные
характеристики курсантов, их личные дела,
портфолио и другие документы служебного
характера. Например: ОИП 90, ДНВ 70, РПД 30,
ФПУ 60 или в виде диаграммы (Рисунок).
68 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
Продемонстрированные аббревиатуры – это
наименование программы, а числовые значения –
процент успешности освоения той или иной
программы. В соответствии с диаграммой,
отражённой на рисунке, командир (педагог)
поймёт, что для курсанта Иванова И.И.
приоритетным становится участие в освоении
программы «РПД».
Рисунок. Диаграмма освоения программ формирования
патриотического чувства курсантом Ивановым И.И.
За 100 % показатель необходимо брать все
проведённые мероприятия относительно каждой
программы за период обучения в вузе. Степень
сформированности патриотического чувства
курсантов соответствует их участию в
мероприятиях той или иной программы. Баллы за
прохождение каждой программы должны
отражаться в рейтинге курсанта при его выпуске из
вуза. Это обеспечит стремление курсантов к
пол учению информации о патриотизме в ходе
мероприятий, проводимых в рамках какой -либо
программы. Словом, успешное освоение
обучающимися всех программ – или большей их
части – будет приводить к синергии (усилению
эффекта) баллов .
Заключение
1. Формирование патриотического чувства
курсантов на платформе исторической памяти и
справедливости должен оставаться
пролонгированным процессом.
2. Эффективность формирования
патриотических чувств курсантов отражается не
столько наличием составленных планов с их
жёсткой регламентацией, сколько морально -
психологической готовностью воинского
коллектива к участию в мероприятиях, актуальных
на данный момент.
3. Простое озвучивание курсантам “понятия”
патриотизм ещё не позволяет говорить о
формировании у них истин ной любви к Отечеству
и готовности защищать его.
4. Представленные в работе вариативные
программы формирования патриотических чувств
курсантов и их реализация позволят им ощутить
действительное чувство патриотизма.
5. Полезные для Родины поступки являются
важным пунктом осознания курсантами того, что
они становятся Патриотом!
Список литературы
1. Бородин С.К. Педагогическая система
парашютной подготовки будущих военных
лётчиков как составная часть обеспечения
безопасности полётов: монография. – Краснодар:
КВВАУЛ, 2012.
2. Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016 -2020 годы»: утв.
Председателем Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2015 гола № 1493 – режим
доступа к изд.:
https://yandex.ru/search/?text=Государственная%20
программа%20«Патриотическое%20воспитание »
3. Дмитренко А.Ю. Профессиональная
ответственность офицера Воздушно -космических
сил России: содержательно -структурн ый анализ //
Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4.
– С. 77 -84.
4. Концепция патриотического воспитания
граждан Российской Федерации: одобрена
Правительственной комиссией по социальным
вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003
года – режим доступа к изд.:
https://base.garant.ru/6148105/
5. Кулаков В.Ф., Лутовинов В.И. Концепция
военно -патриотического воспитания молодежи //
Военная мысль. – 1999. – № 5. – С. 3-11.
Alekseyevich , Doctor of Pedagogy, Professor, Head,
Department of Pedagogy and Psychology of Higher
School, Moscow University for the Humanities;
Honored Worker of Higher School of the RF. Postal
address: five, Yunosti St., Moscow, 111395. Tel.: +7
(499) 374 -74-59.
Одишвили Георгий Нодариевич – учитель
истории «Школа № 1538» Департамента
образования города Москвы. Адрес : 125464,
Мос ква , Ново тушинский проезд , дом 8, корпус 2.
Тел . 8-926 -221 -92-83. Odishvili Georgy Nodarievich
- teacher of history of the "school № 1538" of Moscow
Department of Education. 125464 Э, Moscow,
Novotushinsky Passage, House 8, building 2.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта
интересов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТ ИЧЕСКОГО ЧУВСТВА КУР САНТОВ: НЕКОТОРЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТ Ы И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕ ЛОМЛЕНИЕ
Пономарев Михаил Александрович
преподаватель
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков,
г. Краснодар
THE FORMATION OF PAT RIOTIC FEELING OF CA DETS:
SOME THEORETICAL ASPECTS AND PRACTICAL INTERPRETATION
Ponomarev Mikhail
lecturer
Krasnodar Air Force Institute for Pilots,
Krasnodar
DOI: 10. 31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.208
Аннотация
Статья посвящена обоснованию необходимости координации деятельности педагогов в деле
патриоти ческого воспитания курсантов. Цель работы заключается в повышении уровня патриотического
чувства курсантов военных вузов на базе соответствующих программ его формирования. Достижение
поставленной цели реализуется посредством применения таких методов исслед ования как анализ и
сопоставление. Научная новизна материала статьи состоит в представлении вариативных программ
формирования патриотического чувства курсантов. Практическое значение работы преломляется в
приобщении педагогов к работе по повышению уровня п атриотического чувства курсантов с
использованием адекватных программ его формирования.
Abstract
The article concentrates on rationale of necessity of coordination of activities of pedagogues in the matter of
patriotic education of cadets. The purpose of the work is to increase the level of patriotic feeling of cadets of
military universities on the basis of appropriate programs for its formation. The achievement of this purpose is
carried out through the application of the methods of inquiry su ch as analysis and matching. The scientific novelty
of the article’s material is the presentation of variable programs of the formation of cadets patriotic feeling. The
practical importance of the work is interpreted in involvement of the pedagogues in the work to increase the level
of patriotic feeling of cadets using the adequate programs for its formation.
Ключевые слова: квази занятия, концепция, патриотизм, принцип, программа, синергия.
Keywords: quasi classes, concept, patriotism, principle, program, synergy.
Введение
Деятельность военнослужащих относится к
классу опасных профессий. Это требует не только
сформированности у них знаний, умений и
навыков, но и наличия таких свойс тв, как
психологическая готовность к защите Отечества,
духовная близость с теми, кого защищаешь,
уверенность в праведности применения оружия,
твёрдая вера в святость своего предназначения [5,
с. 3 -4]. Данные качества демонстрируют
патриотизм человека, вооб ще, и военнослужащих,
в частности.
Ознакомление с научными материалами,
характеризующими проблему формирования
патриотического чувства курсантов, даёт право
утверждать, что положения документов отвечают
сложившимся реалиям не в полной мере. Так,
понятие “п атриот” для одних курсантов стало
утрачивать должное значение, для других
оказалось нейтральным словом, а для третьих, к
сожалению, и вовсе приобрело отрицательный
смысл. Но потребность воспитания защитников
Отечества и, предварительно, патриотического
чув ства курсантов на основе исторических корней
нации – продолжает оставаться безусловной
задачей.
Результаты исследования
Принципы формирования патриотического
чувства молодёжи нашли своё отражение в ряде
документов. Среди них важно выделить:
Концепцию военн о-патриотического воспитания
молодёжи (1999 г.) [5], Концепцию
патриотического воспитания граждан Российской
Федерации (2003 г.) [4], Государственную
программу патриотического воспитания граждан
Российской Федерации на 2016 -2020 гг. [2].
Положения, изложен ные в них, несут
положительный смысл, имеют широкий охват, но в
66 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
большей своей части трудно реализуемы
в условиях обучения курсантов военных вузов.
Наиболее близка к военной сфере та часть
положений, которая представлена в Концепции
военно -патриотического в оспитания молодёжи
(1999 г.), поскольку на неё следует опереться при
создании программ, повышающих социальные
чувства военнослужащих. Любовь и привязанность
к Родине должны выступить основными пунктами
данных программ. Разработчики концепции
продемонстриро вали определённую совокупность
принципов, которые вполне могут быть
реализованы командным и профессорско -
преподавательским составом военных учебных
заведений.
Имеющийся массив планов, рекомендаций и
предложений предполагает выделение, как
минимум, 4 -х прог рамм формирования
патриотических чувств курсантов:
– основ истории патриотизма;
– духовно -нравственного воспитания;
– реализации профессиональной деятельности;
– формирования психологической
устойчивости.
Целеполагание каждой программы
предполагает формиро вание определенных знаний,
умений и навыков курсантов, а также развитие у
них профессионально -важных качеств военных
специалистов.
Программа «Основы истории патриотизма»
(далее – ОИП) предлагает изуче ние наших корней,
осознание неповторимости Отечества и
неразрывности с его судьбой, появление гордости
за сопричастность к деяниям великих предков /
современников, формирование повышенного
чувства ответственности за принимаемые решения
и их последствия. Существующая система
воспитательной работы пр едполагает в качестве
основной формы предоставления подобной
информации информирование и лектории,
реализуемые, как правило, по утверждённому
плану, который на момент проведения занятий
может утратить свою актуальность. Как вариант,
следует подобрать катал ог тем по истории
патриотизма и проводить их «квази (мини)»
занятиями (5 -7 мин.) в ходе проведения дисциплин
гуманитарной направленности. В этой связи
курсанты больше уделят внимания излагаемому
материалу, чем тогда, когда та же информация
будет доводиться до них в воскресение или
праздник.
С одной стороны, курсанты в меньшей степени
проявляют интерес к материалу, представляемому
на лекториях выходного или праздничного дней,
поскольку они понимают, что это существенно
оттягивает их убытие в увольнительный о тпуск. С
другой – чрезмерное обеспечение информацией
патриотического плана снизит уровень внимания
слушателей, и сведёт на «нет» усилия командира
или преподавателя, добросовестно проводивших то
или иное занятие. Поэтому продолжительность
проведения меропри ятия и объём преподносимого
материала должны быть тщательно выверены.
Привлечение к данному процессу
профессорско -преподавательского состава также
сыграет свою положительную роль.
Преподаватели, как правило, характеризуются
глубиной знания вопроса, а их по дготовка к
занятиям отражает высокое качество, поскольку им
известны приёмы педагогического мастерства,
способы продуктивного использования
мультимедийных средств, что допускает
возможность лучшего усвоения материала
курсантами. По такой причине они получа ют
информацию о патриотизме, его формировании в
различные эпохи, знаковых событиях и людях,
прославивших своё Отечество.
Реализация данной программы может
проводиться методом рассмотрения вопросов,
затрагивающих следующие примерные темы:
– природа патриоти зма и его формирование в
России;
– основы отечественного патриотического
воспитания;
– опыт формирования патриотизма в
зарубежных странах;
– утрата патриотического чувства и
возможные всвязи с этим последствия для России;
– патриотизм в различные историче ские эпохи
и т.д.
Необходимость своевременного
предоставления курсантам дозированной
информации не вызывает сомнения. Объективное
осмысление преподавателями их морально -
психологической готовности к получению
определённого багажа знаний позволяет
определить эту временную точку. Возникает
потребность в их (преподавателей) собственных
выступлениях перед обучающимися курсантами,
или приглашении для разговора с ними свидетелей
конкретных исторических событий. Это
одновременно будет способствовать соблюдению
прин ципа историзма и его плавного перехода к
требованиям духовно -нравственного воспитания.
Программа «Духовно -нравственное
воспитание» (далее – ДНВ) подразумевает
сосредоточение усилий преподавателей на
осознании курсантами высших ценностей и
ориентиров, социа льно значимых процессов и
явлений реальной жизни, их способности
руководствоваться ими в качестве весомых
принципов в своём деятельностном порядке и
этическом предпочтении. Такой подход помогает
сконструировать представление о явлениях,
создать комфортные условия для осознанного
усвоения необходимых знаний. Реализация данной
программы допустит получение не только
информации о существовании людей с высокими
патриотическими чувствами, но и представит
наглядный образ объекта воздействия,
продемонстрирует курса нту навыки деятельности и
жизненной этики.
Метод показа, как средства воплощения
рассматриваемой программы, играет важную роль
в формировании патриотических чувств курсантов,
так как представляет собой самый экономичный
путь формирования знаний и навыков.
Это достигается посредством подготовки и
проведения ряда мероприятий:
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 67
– встречи с ветеранами, участниками
известных исторических событий;
– походы в музеи, на выставки, концерты;
– посещение домов -интернатов, праздников,
религиозных сооружений, городских производств;
– участие в форумах, слётах, сборах
патриотической направленности;
– приглашение в ВУЗ уполномоченных
государственных органов / организаций и
институтов гражданского общества, а также
конфессиональных служителей: МЧС, Полиции,
ГИБДД, Казачества, Церкви и т.д.
Начальный этап прохождения этой программы
поиск людей, с которыми будут организованы
встречи. Нужно отнестись к этому вопросу не
формально, а подобрать харизматичных
представителей, обладающих высоким уровнем
ведения диалога. Так ие личности, как правило,
присутствуют при проведении торжественных
мероприятий в вузе. Они легко соглашаются
выступить перед курсантами. И что отрадно,
граждане, достигшие высокого положения в
военной или другой сфере, являются Патриотами!
Подобные встреч и вызывают неподдельный
интерес и их можно проводить во внеурочное
время. Приглашение на эту встречу отрядов
юнармейцев, закреплённых за вузом, будет
способствовать заложению крепкого фундамента
взаимоотношений между коллективами. Что
является не чем иным, как переходом к программе
«Реализация профессиональной деятельности»
(далее – РПД), которая закладывает навыки
взаимодействия с единомышленниками.
Суть прохождения программы «Реализация
профессиональной деятельности» заключается в
формировании добросовест ного и ответственного
отношения к военной службе, выработке в себе
качества преемственности, связанной со
служением Отечеству. Содержание данной
программы предполагает также раскрытие у
курсантов стремления к активному проявлению
профессионально -трудовых с войств в интересах
успешного выполнения служебных обязанностей и
поставленных задач, возможности самореализация
личности, способности результативно и с высокой
эффективностью исполнять служебные
обязанности. В этой связи реализация данной
программы будет с пособствовать формированию
не только изложенных качеств, но и умения
передавать свои патриотические настроения
подрастающему поколению.
Мероприятия, которые могут стать
внушительными примерами касательно
рассматриваемой программы могут стать
следующие:
– встречи с юнармейскими отрядами,
закреплёнными за вузом;
– совместная деятельность при подготовке и
проведении мероприятий патриотического
характера;
– общественно полезная деятельность;
– встречи с волонтёрами, организующими и
проводящими свою деятельност ь в гарнизоне и т.д.
Прохождение программы «Формирование
психической устойчивости» (далее – ФПУ) требует
отдельного внимания. К сожалению, в условиях
непрекращающегося гибридного давления в адрес
России в учебных программах для курсантов
отсутствуют дисцип лины, которые допускали бы
формирование компетенций в этой области. По
такой причине влияние весомого объёма
негативной информации, направленной на
разъединение граждан России, значительно
снижает уровень патриотизма нации.
Цель прохождения программы «форм ирование
психологической устойчивости» состоит в
выработке у курсантов личностных
профессионально важных качеств. По оценкам
С.К. Бородина, А.Ю. Дмитренко, к ним относятся
высокая волевая устойчивость, готовность к
выполнению ответственных задач, способнос ть
преодолевать тяготы и лишения военной и других
видов государственной службы, выработка
психологических качеств, необходимых для
успешной деятельности в подразделении, части и
гражданском обществе [1, с. 47; 3, с. 78] . Поэтому
необходимо привлечение к пр оведению занятий по
этой программе руководящего состава и психолога
военного учебного заведения, так как информация,
прозвучавшая из уст специалистов высокого
уровня, воспринимается в качестве
неукоснительной к исполнению.
Актуальная тематика проводимых ле кций,
диспутов и бесед может отражать:
– изучение Конституции РФ, Стратегии
национальной безопасности России, Военной
доктрины;
– обсуждение методов и способов введения в
заблуждение граждан России, используемых
потенциальным противником и представителями
несистемной оппозиции внутри страны;
– выявление способов противодействия
деморализующим факторам в военном коллективе;
– обнаружение генезиса и протекания военно -
политических конфликтов;
– описание роли коллектива в преодолении
стрессовых ситуаций и т.д.
Продвижение по программам следует
“переплетать” / “подстраивать” стечение
обстоятельств, и, тем самым, проявлять гибкость в
сложившейся обстановке. Так, важно использовать
возможность пообщаться на тему формирования
патриотического чувства курсантов с при бывшим
на годовщину / юбилей вуза военнослужащим,
участником боевых действий, создателем
передового оружия или техники, свидетелем
исторического события или прошедшим
достойный путь военной службы. Учёт достижений
предлагается вести в дневнике патриотическ ого
роста, либо специальном разделе журнала учебной
группы, что позволит не допустить повторения
пройденных тем при нахождении курсантов на
практике, учениях, или ругой причине отрыва от
вуза.
Доведение информацию заинтересованному
лицу может происходить ч ерез служебные
характеристики курсантов, их личные дела,
портфолио и другие документы служебного
характера. Например: ОИП 90, ДНВ 70, РПД 30,
ФПУ 60 или в виде диаграммы (Рисунок).
68 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
Продемонстрированные аббревиатуры – это
наименование программы, а числовые значения –
процент успешности освоения той или иной
программы. В соответствии с диаграммой,
отражённой на рисунке, командир (педагог)
поймёт, что для курсанта Иванова И.И.
приоритетным становится участие в освоении
программы «РПД».
Рисунок. Диаграмма освоения программ формирования
патриотического чувства курсантом Ивановым И.И.
За 100 % показатель необходимо брать все
проведённые мероприятия относительно каждой
программы за период обучения в вузе. Степень
сформированности патриотического чувства
курсантов соответствует их участию в
мероприятиях той или иной программы. Баллы за
прохождение каждой программы должны
отражаться в рейтинге курсанта при его выпуске из
вуза. Это обеспечит стремление курсантов к
пол учению информации о патриотизме в ходе
мероприятий, проводимых в рамках какой -либо
программы. Словом, успешное освоение
обучающимися всех программ – или большей их
части – будет приводить к синергии (усилению
эффекта) баллов .
Заключение
1. Формирование патриотического чувства
курсантов на платформе исторической памяти и
справедливости должен оставаться
пролонгированным процессом.
2. Эффективность формирования
патриотических чувств курсантов отражается не
столько наличием составленных планов с их
жёсткой регламентацией, сколько морально -
психологической готовностью воинского
коллектива к участию в мероприятиях, актуальных
на данный момент.
3. Простое озвучивание курсантам “понятия”
патриотизм ещё не позволяет говорить о
формировании у них истин ной любви к Отечеству
и готовности защищать его.
4. Представленные в работе вариативные
программы формирования патриотических чувств
курсантов и их реализация позволят им ощутить
действительное чувство патриотизма.
5. Полезные для Родины поступки являются
важным пунктом осознания курсантами того, что
они становятся Патриотом!
Список литературы
1. Бородин С.К. Педагогическая система
парашютной подготовки будущих военных
лётчиков как составная часть обеспечения
безопасности полётов: монография. – Краснодар:
КВВАУЛ, 2012.
2. Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016 -2020 годы»: утв.
Председателем Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2015 гола № 1493 – режим
доступа к изд.:
https://yandex.ru/search/?text=Государственная%20
программа%20«Патриотическое%20воспитание »
3. Дмитренко А.Ю. Профессиональная
ответственность офицера Воздушно -космических
сил России: содержательно -структурн ый анализ //
Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 4.
– С. 77 -84.
4. Концепция патриотического воспитания
граждан Российской Федерации: одобрена
Правительственной комиссией по социальным
вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003
года – режим доступа к изд.:
https://base.garant.ru/6148105/
5. Кулаков В.Ф., Лутовинов В.И. Концепция
военно -патриотического воспитания молодежи //
Военная мысль. – 1999. – № 5. – С. 3-11.