ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (67-70)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2019/12/27
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
50,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
67-70
Автор:
Курцадзе Нано Имедаевна
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Автор:
Курцадзе Анна Имедаевн
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Автор:
Оноприенко Юлия Геннадиевна
к.э.н., Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
к.э.н., Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Анотация: В статье дана краткая характеристика развития малого и среднего предпринимательства в России. Рассмотрена система поддержки и регулирования предпринимательства в нашей стране. Выделены основные функции и меры государства, необходимые для поддержки предпринимательской деятельности
Ключевые слова:
малое и среднее предпринимательство;
бизнес; стимулирование; государственные программы; государственная поддержка; стартап-проекты;
Данные для цитирования: Курцадзе Анна Имедаевн Оноприенко Юлия Геннадиевна. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (67-70). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Экономических наук. 2019/12/27;
50(2):67-70
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Зиятдинов И.Т. Методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Студенческий форум: электрон.научн. журн. 2017. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/3/19299 (дата обращения: 11.09.2019).
2.Ляшевич И. А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе [Текст]//Журнал российского права. –2012. –№ 5. — С. 61–64.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства Рос.
Федерации от 15.04.2014 № 316 (ред. от
08.06.2016). URL: http://base.garant.ru/70644224/
(дата обращения: 11.09.2019).
4.Фрумина С.В. О государственных программах, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 98-107./(дата обращения 11.09.2019).
5.Юрченко А. В. Развитие системы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 146-149. — URL https://moluch.ru/archive/192/48131/ (дата обращения: 11.09.2019).
© Н. И.Курцадзе, А. И.Курцадзе, Ю.Г.
Оноприенко, 2019
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 67
позволит снизить риск несостоятельности и
банкротства организации.
Литература:
1. Антонова О.В. Методические подходы к
анализу д ебиторской и кр едиторской
задолженности как фактор эффективного
управлению ею. URL:
http://www.rus nauka.com/pdf/235372.pdf
2. Смирнова О.А. Система управления
дебиторской и кредиторской задолженности:
формирование в современных условиях // Научный
диалог: эко номика и управл ение — Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс »
3. Трухина Т.Г., Гурлева Е.А., Волченко
А.М., Ильина А.В. Управление дебиторской и
кредиторской задолженностью хозяйствующего
субъекта // Молодой ученый. — 2017. — № 5.
4. Финансы организаций // Росстат. UR L:
http://www.g ks.ru/free_doc/new_site/finans/graf_zado
l.htm
5. Ш ишова Л.И., Вагапова Х.Ю. Управление
дебиторской и кредиторской задолженностью на
предприятии. URL: http://edrj.ru/article/11 -04 -2018
6. Щ ербак А.В., Управление дебиторской и
кредиторской задолжен ностью как осно ва
обеспечения финансовой устойчивости
предприятия // Молодой учёный №2 (240) январ ь
2019 г.
УДК 330
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДД ЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГ О И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Курцадзе Нано Имедаевна,
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград, Российская Федерация
Курцадзе Анна Имедаевна,
Волгоградский го суд арственный технический университет,
г. Волгоград, Российская Федерация
Оноприенко Юлия Геннадиевна ,
к.э.н., доцент кафедры «Менед жмент и финансы
производственныхсистем»,
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград,Российская Фед ерация
Магеррамова Фируза Наил кызы,
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград, Российска я Федерация
Гасанова Залина Владиславовна ,
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград, Российская Федерация
STATE SUPPORT FOR THE DEVE LOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES
KurtzadzeNano Imedovna,
Volgograd State Technical University,
Volgograd, Russian Feder ation
Onoprienko Julia Gennadievna,
Ph.D., associate professor of the department "Management and finance of i ndustrial systems",
Volgograd State Technical University,
Vo lgograd, Russian Federation
Magerramowa Firuza Nail kizi
Volgograd State Technical Univ ersity,
Volgograd, Russian Federation
Gasanova Zalina Vladislavovna
Volgograd State Technical University,
Vol gograd, Russian Federation
Аннотация
В статье дана краткая характеристика развития малого и среднего предпринимательства в России.
Рассмотрена системаподдержки и регулирования предпринимательства в нашей стране. Выделены
основные функции и меры государств а, необходимые для поддержки предприн имательской деятельнос ти.
Abstract
The article gives a brief description of the development of small and medium -sized enterprises in Russia. The
system of support and regulation of entrepreneurship in our country is con sidered. The main functions and
meas ures of the state nece ssary to support entrepreneurial activity are highlighted.
68 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
Ключевые слова : малое и среднее предпринимательство; бизнес; стимулирование; государственные
программы; государственная поддержка; стартап -проекты.
Keywords : Small and medium enterprises; business ; incentives; government support; startup projects.
Значение малых и сре дних предприятий для
развития современной российской экономики
трудно переоценить, поскольку они должны
поддерживать здоров ую конкурентную среду и
предотвращать монополизацию рынка. П о словам
И.А. Ляшевича, основная часть национальных
ресурсов создается в секторе малого бизнеса,
которые, в свою очередь, являются питательной
средой крупных и средних предприятий. Сегодня
большое внимание уделяется развитию малых и
средних предприятий (МС П). Совершенствуется
сфера права, расширяются инструменты
государственной поддержки, оптимизируется
налогообложение и др. [2, cтр.62].
Термин «государственная поддержка
предпринимательства» можно рассматривать как
целенаправленное создание экономических и
правовых условий, стимулов для развития отраслей
производств, и инвестиро вание в него
материальных и финансовых ресурсов на выгодных
условиях.
В настоящее время система государственной
поддержки и регулирования малых и средних
предприятий должна быть эффек тивной и
интегрированной, поскольку МСП являются
важной предпосылкой форм ирования так
называемого среднего класса - социальной основы,
обеспечивающей устойчивое развитие России,
общества [4, cтр.1 02 -105].
Сектор малого бизнеса ориентирован на
торговлю и об щественные услуги. Большинство
средних компаний в основном представлены в
сфере производства, строительства и сельского
хозяйства. В то же время в России созданы
организационно -правовые основы
гос ударственной поддержки малого и среднего
предпринимательства [5,стр 146].
Система поддержки и регулирования малого
предпринимательства в России представлена
органами государственной власти, местного
самоуправления и др. (рис. 1) .
Система поддержки и регу лирования малого и среднего предпринимательства в России
Органами государственной власти
и органами местного
самоуправления, занимающиеся
вопросами малого
предпринимательства
Институтом развития
сферы малого
предпринимательства,
Нормативно — правовой базой по
вопросам регулирования и
поддержки малого
пре дпринимательства
На уровне Российской Федерации
- это Департамент развития малого
и среднего предпринимательства
Министерства экономического
развития Российской Федерации, в
субрегионах Российской
Фед ерации и в муниципалитетах -
это могут быть различные
комитеты и ведомства,
департаменты, отде лы наделенные
полномочиями, которые должны
решать вопросы поддержки и
регулирования малого бизнеса.
В лице Федеральной
компании по развитию
малого и среднего
пред принимательства,
созданной в 2015 году,
которая выступа ет
координатором поддержки
малого бизне са.
Основой является Конституция
Российской Федерации, которая
закрепляет право на
предпринимательскую
деятельность. Кроме того,
нормативно -правовая база в
облас ти поддержки и
регулирования малого бизнеса
представлен а федеральными
законами, указами Презид ента РФ,
постановлениями Правительства
РФ и нормативными правовыми
актами, также законы субъектов
РФ, органов местного
самоуправления
Рис.1 - Система поддержки и регулирования МСП в РФ
Источник: составлено автором
К сожалению, в Российской Федерации малые
и средние предприятия пока не рассматриваются в
качестве сильного ресурса, способного обеспечить
устойчивое развитие государства и его регионов.
Они не входят в число реальных приоритетов
политики страны, которая хар актеризуется
несовершенством государств енной поддержки. [1].
Государство должно выполнять ряд функций,
чтобы оказывать поддержку таким формам
предпринимательской деятельности. Первая
функция государс тва в поддержке таких
предприятий заключается в том, что это структура
власти, которая создает н еобходимые условия для
управления рыночными единицами, разрабатывает
и контролирует соблюдение законодательства.
Вторая функция - государство является
собственн иком имущества, где оно имеет право
полностью распоряжать ся и управлять
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 69
государственной собствен ностью. Третья функция
в том, что государство обладает рычагами
регулирования экономики и рыночных процессов.
Данные три функции государства позволяют
определит ь поддержку МСП по следующим
направлениям:
1.Формирование институциональных основ;
2.Научно -методическое, техническое и
финансовое обеспечение подготовки кадров для
МСП;
3.Нормативно -правовое обеспечение
деятельности субъектов МСП;
4.Налоговая политика, со действующая
развитию МСП;
5.Антимонопольная политика;
6.Создание и развитие финанс ово -кредитной
поддержки[3].
Таким образом, государственные программы
поддержки малым и средним предприятиям
направлены на создание благоприятных условий
для деятельности МСП с целью повышения
качества и эффективности действий на
государственном и на национ альном уровнях.
Такие условия могут быть достигнуты только в том
случае, если государство активно принимает
следующие меры:
1) В большинстве промышленно развитых
стран госуд арственные заказы являются важным
инструментом государств енной поддержки малого
биз неса. Этот тип отношений позволяет малым
предприятиям предлагать гарантированный рынок,
ускорять процесс накопления капитала,
наращивать производственные мощности,
повышать конкурентоспособность,
модернизировать оборудование и др .;
2) Кредитная и финансов ая поддержка малого
бизнеса могут предоставляться посредством
разработки и реализации государственных целевых
программ, предоставления льготных или
безвозвратных субсидий, в основном для целей
научно -технического развития малого и среднего
бизнеса.
3) Необ ходимо прояснить вопросы
государственной финансовой поддержки МСП и их
взаимосвязи с бюджетом. Необходимо
пересмотреть порядок создания, эксплуатации и
ликвидации малых пред приятий. Кроме того, для
ряда направлений деятельности ма лых компаний
необходимо со здание законодательного
оформления, в частности, чтобы заполнить пробел
в законодательстве о взаимодействии малых и
крупных компаний.
4) В целях улучшения кредитования банка ми
малых предприятий могут быть предложены
следующие меры :
- разработка конкретных законодательных мер
и механизмов поддержки малого бизнеса;
- совершенствование стандартной системы
кредитования малого бизнеса;
- постепенное улучшение условий
кредитован ия;
- разработка стартап -проектов;
-активизация кредитны х бюро;
-разработка и реал изация федеральных
программ стимулирования кредитования малого
бизнеса;
- повышение доверия между компаниями и
банками;
- укрепление сотрудничества между малыми и
крупными банками для увеличения кредитования
малого бизнеса и сни жения кредитного риска;
5) В области неналогового регулирования
может быть предложено максимальное
использование международного опыта поддержки
и развития малого бизнеса, участия в совместных
програм мах, реализации собственных программ и
работы с потенциал ьными инвесторами. На осно ве
единой классификации малых (средних)
предприятий должны быть разработаны и
реализованы государственные программы
развития, поддержки, кредитования и др.[4,стр. 98].
Госуд арственная помощь малым
предприятиям России в ближайшее в ремя будет
оказываться раз личными органами власти. К ним
относятся:
- Администрация города - предоставление
необходимой информации.
-ТПП (Торгово -промышленная палата) -
бесплатные юридические консул ьтации, развитие
бизнеса, маркетинг и др. Поддержка участ ия малых
и средних предпри ятий в выставках на
федеральном и международном уровне.
-Фонд поддержки предпринимательства -
проведение профессионального аудита бизнес -
проектов, созданных предпринимателя ми. В случае
одобрения, выделение средств на развитие
ком пании.
-Инкубаторы - созд ание эффективной
инфраструктуры: предоставление офисных
площадей, бизнес -консалтинг, рекламные проекты
и помощь в привлечении инвестиций.
-Рисковый капитал и гарантийные фо нды -
финансовая поддержка для перспективных
стартапов и молодых предпринимателей, гранты.
-Бюро по трудоустройству - помощь
безработным гражданам, которые хотят начать
бизнес.
-Московский фонд поддержки малого
предприни мательства - Московский гарантийны й
фонд помогает малым и средним предприятиям
получить доп олнительное финансирование. Фонд
выступает гарантом для МСП Москвы по
отношению к банкам -партнерам и другим
кредиторам [4,стр. 101 -107].
Таким образом, несмотря на т екущий спектр
проблем, государство пытается реализовать новые,
более эффективные программы поддержки МСП в
ближайшее время:
1. Неэффективно использованное
государственное имущество будут сдавать в аренду
по льготной цене, и ему также будет разрешено
сдават ь в аренду недвижимость на льготны е
условиях. В этом случае объем имущества,
сдаваемое в ар енду малому и среднему бизнесу
будет увеличен не менее чем на 25% к 2024 году.
70 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
2. 1 января 2019 года вступил в силу
федеральный закон, разрешающий страхование
банков ских вкладов / счетов малого бизне са -
юридических лиц - малые и средние предприятия,
зарег истрированные в соответствующем реестре.
3. К 2024 году будет реализована программа
«Расширение использования франшизы» в МСП.
Программа предполагает предоставление льготных
микрозаймов малому и сре днему бизнесу на
покупку франшизы. Кроме того, до 1 июня 2022
года расходы на лизинг для МСП снижены до
средней ставки 8% или менее.
Литература :
1. Зиятдинов И.Т. Методы государственной
поддержки малого и среднего
предпри нимательства // Студенческий форум :
электрон.научн. журн. 2017. № 3(3). URL:
https://nauchf orum.ru/journal/stud/3/19299 (дата
обращения: 11.09.2019).
2.Ляшевич И. А. Правовые проблемы
регулирования малого и среднего бизнеса в России
на современном этапе [Т екст]//Журнал
российского права. –2012. –№ 5. — С. 61 –64.
3. Об утверждении государственной
программы Российской Федерации
«Экономическое развитие и инновационная
экономика»: Постановление Правительства Рос.
Федерации от 15.04.2014 № 316 (ред. от
08.06.201 6). URL: http://base.garant.ru/706 44224/
(дата обращения: 11.09.2019).
4.Фрумина С.В. О гос ударственных
программах, стимулирующих развитие малого и
среднего предпринимательства в Российской
Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра.
2016. № 7. С. 98 -107./(дата обращения 11.09.2019).
5.Юрченко А. В. Развитие системы
государственной поддержки и регулирования
малого предпринимательства в России // Молодой
ученый. — 2018. — №6. — С. 146 -149. — URL
https://moluch.ru/archive/192/48131/ (дата
обращения: 11.09 .2019).
© Н. И.Курцадзе, А. И.Курц адзе, Ю.Г.
Оноприенко, 2019
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЛАД ЕНИЯ И ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБ СТВЕННОСТИ
Мухаметова Линара Раилевна
студентка 3 курса магистратуры
КФУ Института управления, экономики и финансов ,
г. Казань
TAXATION OF OWNERSHI P AND U SE OF INTELLECTUAL P ROPERTY OBJECTS
Mukhametova Linara Railev na
3 year student
KFU Institute of Management, Economics and Finance, Kazan
Аннотация
В статье исследуются особен ности налогообложения владения и использования различных объектов
интеллектуальн ой собственности: средства индивидуализации и результаты интелл ектуальной
деятельности. Рассматриваются основания освобождения от уплаты налогов при владении и
распоряжением об ъектами интеллектуальной собственности.
Abstract
The article examines the featur es of the taxation of ownership and use of various objects of i ntellectual
property: means of individualization and the results of intellectual activity. The grounds for exemption from paying
taxes when owning and disposing of intellectual property are con sidered.
Ключевые слова : налогообложение; интеллектуальная собс твенность; интеллектуальные права;
объекты интеллектуальной собственности; освобождение от НДС.
Keywords : taxation; intellectual property; intellectual rights; objects of intellectual property; exemption from
VAT.
На сегодняшний день в РФ продолжается
оче редной этап налоговой реформы, в результате
которой был усовершенствован механизм
обложения налогом операций по созданию и
передаче прав на объекты интеллектуальной
собственности. Цель данной реформы заключается
в повышении роста экономического развития РФ , а
также ее конкурентоспособности на мировом
рынке.
Действующая редакция НК РФ не
предусматривает к акой -либо общей концепции
обложения налогами интеллектуальной
собственности. Более того, неп рекращающаяся
корректировка порядка учета прав на объекты
интелл ектуальной собственности говорит о том,
что следует делить серьезное внимание на изучение
данного во проса с целью создания эффективного
механизма налогообложения интеллектуальной
собственности .
В первую очередь, важно раскрыть сущность
понятия «интеллектуа льная собственность» и
особенности регулирования налоговых отношений
с объектами интеллектуальной со бственности в
рамках налогового законодательства.
позволит снизить риск несостоятельности и
банкротства организации.
Литература:
1. Антонова О.В. Методические подходы к
анализу д ебиторской и кр едиторской
задолженности как фактор эффективного
управлению ею. URL:
http://www.rus nauka.com/pdf/235372.pdf
2. Смирнова О.А. Система управления
дебиторской и кредиторской задолженности:
формирование в современных условиях // Научный
диалог: эко номика и управл ение — Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс »
3. Трухина Т.Г., Гурлева Е.А., Волченко
А.М., Ильина А.В. Управление дебиторской и
кредиторской задолженностью хозяйствующего
субъекта // Молодой ученый. — 2017. — № 5.
4. Финансы организаций // Росстат. UR L:
http://www.g ks.ru/free_doc/new_site/finans/graf_zado
l.htm
5. Ш ишова Л.И., Вагапова Х.Ю. Управление
дебиторской и кредиторской задолженностью на
предприятии. URL: http://edrj.ru/article/11 -04 -2018
6. Щ ербак А.В., Управление дебиторской и
кредиторской задолжен ностью как осно ва
обеспечения финансовой устойчивости
предприятия // Молодой учёный №2 (240) январ ь
2019 г.
УДК 330
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДД ЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГ О И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Курцадзе Нано Имедаевна,
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград, Российская Федерация
Курцадзе Анна Имедаевна,
Волгоградский го суд арственный технический университет,
г. Волгоград, Российская Федерация
Оноприенко Юлия Геннадиевна ,
к.э.н., доцент кафедры «Менед жмент и финансы
производственныхсистем»,
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград,Российская Фед ерация
Магеррамова Фируза Наил кызы,
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград, Российска я Федерация
Гасанова Залина Владиславовна ,
Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград, Российская Федерация
STATE SUPPORT FOR THE DEVE LOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES
KurtzadzeNano Imedovna,
Volgograd State Technical University,
Volgograd, Russian Feder ation
Onoprienko Julia Gennadievna,
Ph.D., associate professor of the department "Management and finance of i ndustrial systems",
Volgograd State Technical University,
Vo lgograd, Russian Federation
Magerramowa Firuza Nail kizi
Volgograd State Technical Univ ersity,
Volgograd, Russian Federation
Gasanova Zalina Vladislavovna
Volgograd State Technical University,
Vol gograd, Russian Federation
Аннотация
В статье дана краткая характеристика развития малого и среднего предпринимательства в России.
Рассмотрена системаподдержки и регулирования предпринимательства в нашей стране. Выделены
основные функции и меры государств а, необходимые для поддержки предприн имательской деятельнос ти.
Abstract
The article gives a brief description of the development of small and medium -sized enterprises in Russia. The
system of support and regulation of entrepreneurship in our country is con sidered. The main functions and
meas ures of the state nece ssary to support entrepreneurial activity are highlighted.
68 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
Ключевые слова : малое и среднее предпринимательство; бизнес; стимулирование; государственные
программы; государственная поддержка; стартап -проекты.
Keywords : Small and medium enterprises; business ; incentives; government support; startup projects.
Значение малых и сре дних предприятий для
развития современной российской экономики
трудно переоценить, поскольку они должны
поддерживать здоров ую конкурентную среду и
предотвращать монополизацию рынка. П о словам
И.А. Ляшевича, основная часть национальных
ресурсов создается в секторе малого бизнеса,
которые, в свою очередь, являются питательной
средой крупных и средних предприятий. Сегодня
большое внимание уделяется развитию малых и
средних предприятий (МС П). Совершенствуется
сфера права, расширяются инструменты
государственной поддержки, оптимизируется
налогообложение и др. [2, cтр.62].
Термин «государственная поддержка
предпринимательства» можно рассматривать как
целенаправленное создание экономических и
правовых условий, стимулов для развития отраслей
производств, и инвестиро вание в него
материальных и финансовых ресурсов на выгодных
условиях.
В настоящее время система государственной
поддержки и регулирования малых и средних
предприятий должна быть эффек тивной и
интегрированной, поскольку МСП являются
важной предпосылкой форм ирования так
называемого среднего класса - социальной основы,
обеспечивающей устойчивое развитие России,
общества [4, cтр.1 02 -105].
Сектор малого бизнеса ориентирован на
торговлю и об щественные услуги. Большинство
средних компаний в основном представлены в
сфере производства, строительства и сельского
хозяйства. В то же время в России созданы
организационно -правовые основы
гос ударственной поддержки малого и среднего
предпринимательства [5,стр 146].
Система поддержки и регулирования малого
предпринимательства в России представлена
органами государственной власти, местного
самоуправления и др. (рис. 1) .
Система поддержки и регу лирования малого и среднего предпринимательства в России
Органами государственной власти
и органами местного
самоуправления, занимающиеся
вопросами малого
предпринимательства
Институтом развития
сферы малого
предпринимательства,
Нормативно — правовой базой по
вопросам регулирования и
поддержки малого
пре дпринимательства
На уровне Российской Федерации
- это Департамент развития малого
и среднего предпринимательства
Министерства экономического
развития Российской Федерации, в
субрегионах Российской
Фед ерации и в муниципалитетах -
это могут быть различные
комитеты и ведомства,
департаменты, отде лы наделенные
полномочиями, которые должны
решать вопросы поддержки и
регулирования малого бизнеса.
В лице Федеральной
компании по развитию
малого и среднего
пред принимательства,
созданной в 2015 году,
которая выступа ет
координатором поддержки
малого бизне са.
Основой является Конституция
Российской Федерации, которая
закрепляет право на
предпринимательскую
деятельность. Кроме того,
нормативно -правовая база в
облас ти поддержки и
регулирования малого бизнеса
представлен а федеральными
законами, указами Презид ента РФ,
постановлениями Правительства
РФ и нормативными правовыми
актами, также законы субъектов
РФ, органов местного
самоуправления
Рис.1 - Система поддержки и регулирования МСП в РФ
Источник: составлено автором
К сожалению, в Российской Федерации малые
и средние предприятия пока не рассматриваются в
качестве сильного ресурса, способного обеспечить
устойчивое развитие государства и его регионов.
Они не входят в число реальных приоритетов
политики страны, которая хар актеризуется
несовершенством государств енной поддержки. [1].
Государство должно выполнять ряд функций,
чтобы оказывать поддержку таким формам
предпринимательской деятельности. Первая
функция государс тва в поддержке таких
предприятий заключается в том, что это структура
власти, которая создает н еобходимые условия для
управления рыночными единицами, разрабатывает
и контролирует соблюдение законодательства.
Вторая функция - государство является
собственн иком имущества, где оно имеет право
полностью распоряжать ся и управлять
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 69
государственной собствен ностью. Третья функция
в том, что государство обладает рычагами
регулирования экономики и рыночных процессов.
Данные три функции государства позволяют
определит ь поддержку МСП по следующим
направлениям:
1.Формирование институциональных основ;
2.Научно -методическое, техническое и
финансовое обеспечение подготовки кадров для
МСП;
3.Нормативно -правовое обеспечение
деятельности субъектов МСП;
4.Налоговая политика, со действующая
развитию МСП;
5.Антимонопольная политика;
6.Создание и развитие финанс ово -кредитной
поддержки[3].
Таким образом, государственные программы
поддержки малым и средним предприятиям
направлены на создание благоприятных условий
для деятельности МСП с целью повышения
качества и эффективности действий на
государственном и на национ альном уровнях.
Такие условия могут быть достигнуты только в том
случае, если государство активно принимает
следующие меры:
1) В большинстве промышленно развитых
стран госуд арственные заказы являются важным
инструментом государств енной поддержки малого
биз неса. Этот тип отношений позволяет малым
предприятиям предлагать гарантированный рынок,
ускорять процесс накопления капитала,
наращивать производственные мощности,
повышать конкурентоспособность,
модернизировать оборудование и др .;
2) Кредитная и финансов ая поддержка малого
бизнеса могут предоставляться посредством
разработки и реализации государственных целевых
программ, предоставления льготных или
безвозвратных субсидий, в основном для целей
научно -технического развития малого и среднего
бизнеса.
3) Необ ходимо прояснить вопросы
государственной финансовой поддержки МСП и их
взаимосвязи с бюджетом. Необходимо
пересмотреть порядок создания, эксплуатации и
ликвидации малых пред приятий. Кроме того, для
ряда направлений деятельности ма лых компаний
необходимо со здание законодательного
оформления, в частности, чтобы заполнить пробел
в законодательстве о взаимодействии малых и
крупных компаний.
4) В целях улучшения кредитования банка ми
малых предприятий могут быть предложены
следующие меры :
- разработка конкретных законодательных мер
и механизмов поддержки малого бизнеса;
- совершенствование стандартной системы
кредитования малого бизнеса;
- постепенное улучшение условий
кредитован ия;
- разработка стартап -проектов;
-активизация кредитны х бюро;
-разработка и реал изация федеральных
программ стимулирования кредитования малого
бизнеса;
- повышение доверия между компаниями и
банками;
- укрепление сотрудничества между малыми и
крупными банками для увеличения кредитования
малого бизнеса и сни жения кредитного риска;
5) В области неналогового регулирования
может быть предложено максимальное
использование международного опыта поддержки
и развития малого бизнеса, участия в совместных
програм мах, реализации собственных программ и
работы с потенциал ьными инвесторами. На осно ве
единой классификации малых (средних)
предприятий должны быть разработаны и
реализованы государственные программы
развития, поддержки, кредитования и др.[4,стр. 98].
Госуд арственная помощь малым
предприятиям России в ближайшее в ремя будет
оказываться раз личными органами власти. К ним
относятся:
- Администрация города - предоставление
необходимой информации.
-ТПП (Торгово -промышленная палата) -
бесплатные юридические консул ьтации, развитие
бизнеса, маркетинг и др. Поддержка участ ия малых
и средних предпри ятий в выставках на
федеральном и международном уровне.
-Фонд поддержки предпринимательства -
проведение профессионального аудита бизнес -
проектов, созданных предпринимателя ми. В случае
одобрения, выделение средств на развитие
ком пании.
-Инкубаторы - созд ание эффективной
инфраструктуры: предоставление офисных
площадей, бизнес -консалтинг, рекламные проекты
и помощь в привлечении инвестиций.
-Рисковый капитал и гарантийные фо нды -
финансовая поддержка для перспективных
стартапов и молодых предпринимателей, гранты.
-Бюро по трудоустройству - помощь
безработным гражданам, которые хотят начать
бизнес.
-Московский фонд поддержки малого
предприни мательства - Московский гарантийны й
фонд помогает малым и средним предприятиям
получить доп олнительное финансирование. Фонд
выступает гарантом для МСП Москвы по
отношению к банкам -партнерам и другим
кредиторам [4,стр. 101 -107].
Таким образом, несмотря на т екущий спектр
проблем, государство пытается реализовать новые,
более эффективные программы поддержки МСП в
ближайшее время:
1. Неэффективно использованное
государственное имущество будут сдавать в аренду
по льготной цене, и ему также будет разрешено
сдават ь в аренду недвижимость на льготны е
условиях. В этом случае объем имущества,
сдаваемое в ар енду малому и среднему бизнесу
будет увеличен не менее чем на 25% к 2024 году.
70 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
2. 1 января 2019 года вступил в силу
федеральный закон, разрешающий страхование
банков ских вкладов / счетов малого бизне са -
юридических лиц - малые и средние предприятия,
зарег истрированные в соответствующем реестре.
3. К 2024 году будет реализована программа
«Расширение использования франшизы» в МСП.
Программа предполагает предоставление льготных
микрозаймов малому и сре днему бизнесу на
покупку франшизы. Кроме того, до 1 июня 2022
года расходы на лизинг для МСП снижены до
средней ставки 8% или менее.
Литература :
1. Зиятдинов И.Т. Методы государственной
поддержки малого и среднего
предпри нимательства // Студенческий форум :
электрон.научн. журн. 2017. № 3(3). URL:
https://nauchf orum.ru/journal/stud/3/19299 (дата
обращения: 11.09.2019).
2.Ляшевич И. А. Правовые проблемы
регулирования малого и среднего бизнеса в России
на современном этапе [Т екст]//Журнал
российского права. –2012. –№ 5. — С. 61 –64.
3. Об утверждении государственной
программы Российской Федерации
«Экономическое развитие и инновационная
экономика»: Постановление Правительства Рос.
Федерации от 15.04.2014 № 316 (ред. от
08.06.201 6). URL: http://base.garant.ru/706 44224/
(дата обращения: 11.09.2019).
4.Фрумина С.В. О гос ударственных
программах, стимулирующих развитие малого и
среднего предпринимательства в Российской
Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра.
2016. № 7. С. 98 -107./(дата обращения 11.09.2019).
5.Юрченко А. В. Развитие системы
государственной поддержки и регулирования
малого предпринимательства в России // Молодой
ученый. — 2018. — №6. — С. 146 -149. — URL
https://moluch.ru/archive/192/48131/ (дата
обращения: 11.09 .2019).
© Н. И.Курцадзе, А. И.Курц адзе, Ю.Г.
Оноприенко, 2019
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЛАД ЕНИЯ И ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБ СТВЕННОСТИ
Мухаметова Линара Раилевна
студентка 3 курса магистратуры
КФУ Института управления, экономики и финансов ,
г. Казань
TAXATION OF OWNERSHI P AND U SE OF INTELLECTUAL P ROPERTY OBJECTS
Mukhametova Linara Railev na
3 year student
KFU Institute of Management, Economics and Finance, Kazan
Аннотация
В статье исследуются особен ности налогообложения владения и использования различных объектов
интеллектуальн ой собственности: средства индивидуализации и результаты интелл ектуальной
деятельности. Рассматриваются основания освобождения от уплаты налогов при владении и
распоряжением об ъектами интеллектуальной собственности.
Abstract
The article examines the featur es of the taxation of ownership and use of various objects of i ntellectual
property: means of individualization and the results of intellectual activity. The grounds for exemption from paying
taxes when owning and disposing of intellectual property are con sidered.
Ключевые слова : налогообложение; интеллектуальная собс твенность; интеллектуальные права;
объекты интеллектуальной собственности; освобождение от НДС.
Keywords : taxation; intellectual property; intellectual rights; objects of intellectual property; exemption from
VAT.
На сегодняшний день в РФ продолжается
оче редной этап налоговой реформы, в результате
которой был усовершенствован механизм
обложения налогом операций по созданию и
передаче прав на объекты интеллектуальной
собственности. Цель данной реформы заключается
в повышении роста экономического развития РФ , а
также ее конкурентоспособности на мировом
рынке.
Действующая редакция НК РФ не
предусматривает к акой -либо общей концепции
обложения налогами интеллектуальной
собственности. Более того, неп рекращающаяся
корректировка порядка учета прав на объекты
интелл ектуальной собственности говорит о том,
что следует делить серьезное внимание на изучение
данного во проса с целью создания эффективного
механизма налогообложения интеллектуальной
собственности .
В первую очередь, важно раскрыть сущность
понятия «интеллектуа льная собственность» и
особенности регулирования налоговых отношений
с объектами интеллектуальной со бственности в
рамках налогового законодательства.