Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 56, 20 20 5
АРХИТЕКТУРА
УДК 346: 332.14
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РА ЗВИТИЕ ТЕ РРИТОРИИ КАЛИНИНГРАД СКОЙ ОБЛА СТИ
В ПРОЕКТАХ СОВЕТСКОГ О ПЕРИОДА
Пустовгаров В.И.
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.56.234
Аннотация
В советский период выработке стратегий развития и территориальной организации
производительных сил уделялось большое внимание. В 60 -80 -е годы прошлого века разрабатывались
схемы и проекты районной планировки в разрезе единиц адм инистративно -территориального деления.
Для Калининградской области были разра ботаны три проекта районной планировки на Западную,
Северную и Юго -Восточную группы административных районов. В статье приводятся основные
направления развития групп административ ных районов и дан краткий анализ реализации проектных
решений.
Abstarct
In S oviet times, great attention was given to development strategies and territorial organization of productive
power. In the 60 -80s of the 20 thcentury, schemes and projects for area planningwere developed in the context of
administrative units. Three area pla nning projects were developed for the Kaliningrad region – for the Western,
the Northern and the Southeast groups of administrative areas. T he paper describes the main directions of
development of administrative unitsand a brief analysis of the implementat ion of design solutions.
Ключевые слова : градостроительство, группа административных районов, проект районной
планировки, Калининградская об ласть, территория, город, промышленность, транспорт.
The key words : urban planning, group of administrative areas, d istrict planning project, Kaliningrad
region, territory, city, industry, transport.
Введение
Актуальность данной статьи обусловлена тем,
что в последнее десятилетие в нашей стране были
разработаны схемы территориального
планирования субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, генеральные планы
городских округов, городских и сельских
поселений, а при этом, воп росы реализации
проектных решений и контроль за их выполнением
практически отсутствуют в градостроительном
законодательстве, отменено требование о
государственной экспертизе градостроительной
документации.
В первые «перестроечные годы» на волне
популистск ого отрицания планирования как
важного инструмента управления социально -
экономическим развитием страны, регионами и
городами необходим ость составления планов
городов применительно к новым условиям
хозяйствования была практически не востребована.
Однако спу стя несколько лет, знакомство с
зарубежным опытом и субъективная потребность в
решении сложных проблем городского развития
привело к а ктивной разработке системы
планирования, приоритетов стратегического
планирования [1].
В то же время, изменение социально -
экономической политики в стране, изменение
геополитической обстановки, приватизация
большей части основных фондов вызвали или
обостри ли целый ряд негативных проблем в
безопасном функционировании и развитии
российских городов и поселений, определили
необхо димость крупномасштабных
преобразований в сфере градостроительства, в
совершенствовании системы расселения. Научно
обоснованное градос троительство не стало
рассматриваться как системное, эффективное и
постоянно действующее средство обеспечения
общественног о благополучия населения,
продления и оздоровления жизни человека [2].
В настоящее время градостроительное
развитие территорий осущес твляется на основе
регионального и территориального планирован ия.
Место директивного регионального планирования
в рыночных условиях занимает стратегическое
планирование регионального развития.
Стратегическое планирование — это процесс
определения важнейших целей и направлений
регионального развития для успешного решения
задач, определяющих х арактер социально -
экономических преобразований, устойчивость
экономики, уровень и качество жизни населения, а
также установление системы мер по достижению
намеченных цел ей [3]. Территориальное
планирование должно обеспечивать комплексное и
устойчивое развитие терр иторий [4].
В статье представлен краткий анализ
проектных решений по развитию территорий
Калининградской области, которые
вырабатывались в 80 -е годы прошлого век а и даны
отдельные предложения по совершенствованию
региональной градостроительной политики.
1. Обзорный анализ
В СССР в 60 -80 годы прошлого века
разработке градостроительной документации
уделялось большое значение. Схемы и проекты
районной планировки, ге неральные планы городов
6 Национальная ассоциация учены х (НАУ) # 56, 20 20
разрабатывались ведущими институтами страны в
сфере градостроительства.
В этот период требования к разработке
градостроительной документации были
установлены в общесоюзных инструкциях и
строительных нормах.
Одним из первых норматив ных документов в
этом на правлении была Инструкция по разработке
схем районной планировки, котор ая вышла в 1956
г. [5].
В последующем она была заменена на СН 446 -
72 «Инструкция по составлению схем и проектов
районной планировки» [6], в которой определялось,
что размещение и проектирование новых, а также
расширение существующих промышленно -
энергетичес ких комплексов, отдельных крупных
промышленных предприятий, гидротехнических и
сельскохозяйственных объектов, промышленных
узлов, предприятий строительной индуст рии,
курортов, связанных с этими объектами городов и
других населенных пунктов, зон массового о тдыха
и туризма, должны осуществляться на основе схем
и проектов районной планировки. Такие же
требования устанавливались для проектирования
магистральных и внут рирайонных инженерных и
транспортных коммуникаций и сооружений, к
разработке проектов межхозяйс твенного и
внутрихозяйственного землеустройства.
Можно отметить, что в указанной инструкции,
главный архитектор схемы (проекта) районной
планировки нес ответстве нность за комплексность
разработки и качество решений по планировочной
организации территории п роектируемого района, а
главный инженер отвечал за организацию
разработки схемы (проекта) районной планировки,
за обеспечение комплексности разработки и
качества проектных решений по инженерным
мероприятиям и технико -экономическим
показателям, а также за с облюдение установленных
сроков разработки проектной документации.
С начала 1976 года был введен в действие
СНиП II–60 –75 «Планировка и застройка
городов, поселко в и сельских населенных мест».
В этих правилах появился раздел «Расчет
проектной численности населения», где
определялось развитие уже не только отдельных
городских территорий, но и более крупных
образований – планировочных зон (городских
центров, селитебн ых, промышленных,
складских, внешнего транспорт а и других) [7].
В последующих нормативных документах
было установлено, что проект районной
планировки должен разрабатываться на
территорию территориально -произв одственного
комплекса, агломерации, группы
адми нистративных районов, административного
района, пригородной зоны, природно -заповедной
зоны, территорию оздоровительного, курортного,
рекреационного назначения, историко -культурного
и природного наследия, други х территориальных
объектов [8].
В соответствии с этими нормати вными
документами и разрабатывались первые
генеральные планы городов Калининградской
области, схема районной планировки
Калининградской области и проекты районной
планировки. Следует отметить, ч то утверждаемые
схемы и проекты районной планир овки,
генеральные планы городов, не имели
юриди ческого статуса , но в то же время они
обеспечивали развитие территорий и, прежде всего,
развитие народнохозяйственного комплекса.
Значение районной планировки осо бенно
велико для решения задач, связанных с ана лизом
пространственных особенностей и стратегич еских
аспектов развития расселения в стране как основы
территориально -градостроительной политики [9].
В данной статье рассмотрены проекты
районной планировки Кали нинградской области
советского периода, а также задачи, которые
ставились при их разработке. П роекты
разрабатывались в 1976 -78 годах на основании
заданий, которые выдавались областным отделом
по делам строительства и архитектуры
Калининградского облисполко ма. Разработчиком
выступал Белорусский государс твенный научно -
исследовательский и проектный ин ститут
градостроительства (г. Минск).
Рис. 1. Схема групп административных районов Калининградской области.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 56, 20 20 7
2. Исследо вательская часть
Проект районной планировки Западной
группы административных районов
Калининградской области.
В Западную группу административных
районов Калининградской области входили
Гурьевский, Гвардейский, Багратионовский,
Зеленоградский и Полесский ра йоны и города
областного подчинения Калининград, Балтийск и
горсоветы городов Светлог орска и Светлого.
В территорию западной группы
административных районов было включено пять
районов, 17 городских поселений, 16 из них
относились к категории малых городов, и только
Калининград с численностью 338 тысяч человек,
относился к крупным городам. Также на
территории западной группы размещался 581
сельский населенный пункт, в том ч исле 25
совхозов, 39 колхозов, 5 рыболовецких колхозов и
6 зверосовхозов.
Рассматривае мая территория составляла 6,5
тысяч кв. километров с населением 546,1 тысяч
человек. Для этой группы был характерен высокий
уровень хозяйственной освоенности территории –
около 60% занимали земли сельскохозяйственных
предприятий, промышленности, транспорта ,
городов и населенных пунктов.
Западная группа административных районов
представляла собой индустриально развитый
территориально -производ ственный комплекс с
высоким уровнем концентрации производства.
Отраслями специализации являлись –
машиностроение и мет аллообработка, целлюлозно -
бумажная, нефтедобывающая, черная металлургия,
химическая, пищевая и янтарная промышленность.
Сельское хозяйство имело животноводческое
направле ние, на его долю приходилось 69,2%
валовой продукции сельского хозяйства с основной
отраслью – мясомолочное скотоводство.
В районе городов Светлогорска, Зеленоградска
и П ионерска создавалась санаторно -курортная
зона, п риобретавшая общесоюзное значение.
Группа районов обслуживалась
автомобильным, морским, речным, воздушным и
железнодорожным транспортом, и имела довольно
густую транспортную сеть. Плотность железных
дорог был а выше, чем в среднем по СССР в 11 раз,
автомобильных дорог с твердым покрытием в 10
раз, судоходных водных путей в 7 раз.
В проекте были даны основные направления
развити я хозяйственного комплекса с выделением
первой очереди - до 1980 года, второй очереди – до
1990 года и расчетный срок - до 2000 года, с
расчетной численностью населения 7 29 тыс.
человек.
Основными отраслями специализации
промышленности на перспективу остав ались
судостроение, судоремонт, судовое оборудование и
оборудование для рыбодобывающе й и
рыбоперерабатывающей промышленности,
целлюлозно -бумажная и янтарно -ювелирная.
В областном центре – городе Калининграде не
предусматривалось размещение новых
градообраз ующих предприятий, а также
промышленных предприятий обслуживающего
характера, размеще ние последних намечалось в
районных центрах западной группы.
Развитие сельского хозяйства необходимо
было осуществлять по линии дальнейшего
углубления межхозяйственной спе циализации и
повышения концентрации сельскохозяйственного
производства, создания круп ных
животноводческих комплексов на промышленной
основе.
В проекте отмечалось, что на основе анализа
градостроительных условий и предпосылок
развития городов и других насел енных мест и
комплексной оценки территории проектными
предложениями, было обеспечено взаимоувязанное
размещение и развитие промышленности,
сельского хозяйства, лесного, в одного и
энергетического хозяйства, транспорта, городов и
сельских населенных пунктов, зон отдыха с учетом
охраны ценных природных ландшафтов.
Развитие Калининграда преду сматривалось с
учетом форми рования его как центра системы
расселения на базе приморского территориально -
производственного комплекса.
Территориальное развитие городских
пос елений в пределах расчетного срока
предусматривалось в существующих границах
городско й черты. Преобразование сельского
расселения должно было осуществляться на основе
под ъема сельского хозяйства и перевода его на
промышленную основу, путем укрупнения
насел енных пунктов.
Развитие перспективного населенного пункта,
как места концентрации все го нового капитального
строительства, позволяло бы создать нормальный
уровень благоустройства и инженерного
оборудования, а также культурно -бытового
обслуживания населения . Было предусмотрено
преобразование сельских населенных пунктов
Озерки, Залесье, Ниве нское в поселки городского
типа и было намечено включение в состав
городских поселени й 13 сельских населенных
пунктов, расположенных на расстоянии менее 2
километров от го родской черты.
Предусматривалось формирование
рекреационных зон для размещения учрежд ений
отдыха союзного и местного значения путем
организации курортной зоны союзного
значения вдоль побережья Балтийского моря и зон
длительного, смешанного и кратковременного
отдыха местного населения, с созданием в них
крупных и компактных специализированн ых
рекреационных комплексов, туристических
маршрутов, а также Государственного заповедника
на терри тории Куршской косы, выделение
отдельных памятников природ ы и сохранение
уникальных и характерных ландшафтов.
Проектом районной планировки было
намечено пров едение мероприятий по развитию
транспорта и дор ожной сети группы районов,
заключавшихся в дальнейшем ее
совершенствовании за счет реконструкции,
8 Национальная ассоциация учены х (НАУ) # 56, 20 20
строительств е автодорожных обходов городов
Ладушкин, Зеленоградск, Полесск, Гвардейск.
Развитие теплоснабжения должно было
осуществлять ся на базе централизованных
источников тепла, новой ТЭЦ в городе
Калининграде и крупных районных котельных в
городах Балтийске, Багра тионовске, Гурьевске.
Первоочередным мероприятием по газоснабжению
на 1980 год было обозначено стро ительство
магистрального газопровода Вильнюс -
Калининград -Светлогорск. Намечены были
берегоукрепител ьные мероприятия побережья
Балтийского моря протяженностью 122 км путем
восстановления и реконструкции существующих
бун, опоясков, променадов, стенок, органи зации
поверхностного стока, планировки и укрепления
склонов, дюн, берегов с завершение всех работ д о
1990 года.
Проект районной планировки Северной
группы ад министративных районов
Калининградской области.
В Северную группу административных
районов Калининг радской области входили:
Краснознаменский, Немански й, Славский районы и
город Советск. На территории северной группы
находились 256 населенных пункта, 20 сов хозов, 15
колхозов и один рыболовецкий колхоз.
Территория северной группы
административных районов составляла 3,4 тыс. кв.
километров с населением 98 ,9 тыс. человек.
Отраслями промышленной специализации
являлись - лесная, деревообрабатывающая,
целлюлозно -бумажная и пищевая. Основной
сельскохозяйственной отраслью являлось
мясомолочное скотоводство. Тран спортная сеть
была представлена автомобильными дорогами –
900 км, железными дорогами – 98 км, и
суд оходными водными путями – 139 км.
Основными задачами проек та районной
планировки Северной группы административных
районов были:
1. На основе анализа сложивше йся
экономической базы, плано вых материалов по
перспективам развития отраслей народного
хозяйства, комплексной оценки территории дать
проектные предложения п о взаимной увязке
народнохозяйственных планов и
градостроительных возможностей.
2. Определение мест а и роль северной г руппы
административных районов в развитии
хозяйственного комплекса области и
непосредственно как внутриобластного района.
3. Подготовка пр оектных предложений по
комплексному преобразованию городских и
сельских поселений.
4. Определение о сновных направле ний и
масштабы развития народного хозяйства для
обоснования параметров развития городских и
перспективных сельских населенных пунктов.
Была п роведена комплексная оценка
территории. Анализ проводился в двух
направлениях:
- была выполнена ком плексная оценка всей
территории северной группы административных
районов.
- была проведена сравнительная оценка
условий развития городских поселений,
располо женных на рассматриваемой территории.
Предусматривалось, что за проектный период
эта территория пол учит дальнейшее развитие за
счет расширения, реконструкции и технического
перевооружения действующих предприятий, а
также за счет нового строительства.
Допол нительно должны были получить развитие
отрасли: производство строительных материалов,
машиностроени е, металлообработка,
комбикормовая и топливная. На территории
северной группы административных райо нов
сельскохозяйственные земли имели высокую
степень освое нности, высокую мелиоративную
обустроенность. Для данной группы стоял вопрос
не о расширении сельхо зземель, а об их
качественном улучшении. При этом основное
назначение земель - сельскохозяйственное
производство – являлось приоритетным и
градостроительное освоение этих земель не должно
было допускаться.
Территории, пригодные для рекреационных
целях в се верной группе районов были ограничены,
в основном это наиболее залесенные территории
вдоль рек Неман и Шешупе. Проведенный анализ
использования земель показы вал, что в каждом из
городских поселений может быть размещено в 2 -3
раза больше населения, чем на п ериод 1975 года.
Для развития промышленности потребность в
территориях должна была обеспечиваться з а счет
городских земель. На основе комплексной оценки
терр итории все городские поселения распределены
были на две группы:
1 группа – с благоприятными условия ми для
перспективного развития. Это Неман и Советск;
2 группа - с ограниченными условиями для
перспективного развития. Это города Славск и
Краснознаменск.
В соответствии с системой расселения
намечалась организация четырехступенчатой
системы культурно -быто вого обслуживания
населения:
I ступень - в перспективных населенных
пунктах, с размещением учреждений
повседневного пользования;
II ступень обслуживания долж на была
формироваться на базе межхозяйственных центров;
III ступень обслуживания должна была
создав аться в районных центрах с размещением
учреждений многофункционального
периодического пользования;
IV ступень - эпизодическое обслуживание
населения в городе Советске, характеризующимся
наиболее полным составом общественных
учреждений.
Организация четырехс тупенчатой системы
культурно -бытового обслуживания населения
намечалась во всех административных группах.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 56, 20 20 9
По условиям водоснабжения Северная группа
администр ативных районов находилась в
благоприятном положении. Система канализации
городов не обеспечивала э ффективную очистку
стоков, поэтому проектом предусматривалось
строительство групповых очистных соор ужений,
объединяющих города Славск, Неман, Советск.
Проект районной планировки Юго -
Восточной группы административных районов
Калининградской области.
В юго -восточну ю группу административных
районов Калининградской области входили:
Правдинский, Черняховский, Гусевский, Озерский
и Нестеровский районы.
Сельскохозяйс твенные земли имели также
высокую степень освоенности, высокую
мелиоративную обустроенность, высоку ю
ценность земель и интенсивное развитие сельского
хозяйства, для группы стоял вопрос не о
расширен ии сельхозземель, а об их качественном
улучшении. При этом было намечено основное
назначение этих земель – сельскохозяйственное
производство – что являлось п риоритетным и
градостроительное освоение их, как правило, не
должно было допускаться. Территории, п ригодные
для использования в рекреационных целях с
благопр иятными условиями, - это были наиболее
залесенные территории вдоль рек Инструч,
Бородинка и озеро В ыштынецкое в Черняховском,
Правдинском и Нестеровском районах.
На основе приведенных исследованиях все
городские поселения на территории Юго -
восточной группы административных районов
должны были распределяться на группы:
- первая групп: городские поселени я с
благоприятными условиями – Чер няховск, Гусев,
Правдинск;
- вторая группа – с ограниченными условиями
– Озерск, Нестеров, Железнодорожный.
Сеть сельских населенных пунктов на
перспективу подлежало коренному изменению:
оставался один перспективный посело к, а мелкие
сельские населенные пункты подлежали
переселению. В основу проектных предложений по
размещению культурно -бытового обслуживания
населения положен был принцип ступенчатого
обслуживания. На территории юго -восточной
группы административных районов предлагалось
разместить четыре зоны массового отдыха, которые
должны были удовлетворять необходимую
потребность местного населения и, частично
потребность в местах отдыха области в целом. Для
обеспечения организации массового
кратковременного отдыха населе ния городов
Черняховск и Гусева на базе крупного лесного
массив а у р. Инструч, северо -восточнее г.
Черняховска, предусматривовалась организация
зоны отдыха «Инструч». Для населения
Правдинска, Озерска, Нестерова и
Железнодорожного организация кратковременн ого
массового отдыха предусматривалась на
территориях, прилегаю щих к ним зеленым зонам
(вдоль рек и лесистых массивах). На базе оз.
Виштынецкое и крупного лесного массива в
Нестеровском районе должна была организоваться
зона длительного отдыха «Виштынец».
В Юго -восточной группе административных
районов была весьма раз витая сеть автомобильных
дорог общего пользования, протяженностью 1666
км, из которых 54% дорог имели
усовершенствованное, 46% - покрытие
переходного типа. Основной задачей дорожной
сети являла сь ее качественное улучшение, новое
строительство на перспектив у предусматривалось в
небольших объемах. При этом в первую очередь
предусматривалась реконструкция участков
автодорог Минск -Вильнус -Каунас -Калининград,
Рига -Калининград, Советск -Гусев -Ольхатовк а,
Большаково -Черняховск -Крылово. На момент
проектирования на р ассматриваемой территории
насчитывалось 3 аэродрома сельхозавиации с
твердым покрытием. Проектом предусматривалось
сооружение еще 9 аэродромов сельхозавиации. По
условиям водоснабжения юго -вост очная группа
административных районов находилась в
благоприятно м положении. Проектом
предусматривалось строительство крупных
очистных сооружений. Также намечались
мероприятия по газоснабжению, улучшению и
развитию электроснабжения и связи. Общий объем
капи тальных вложений в развитие народного
хозяйства Юго -восточной г руппе
административных районов на 1976 -1980 годы
составлял 350 млн. рублей. Основная доля
капитальных вложений должна была приходиться
на развитие сельскохозяйственного и
мелиоративного строите льства.
В настоящее время необходимы методики по
оценке резуль татов градостроительных решений в
территориальном планировании, как например,
методика оценки градостроительных решений на
рынки недвижимости, которая позволяет
классифицировать решения на экон омические,
социальные, экологические, а по
продолжительности гр адостроительные решения
подразделить на краткосрочные (действие в
определенном интервале времени) и
долговременные (действуют с момента принятия
без ограничения сроков) [10].
Заключение
Рассма тривая проекты районных планировок,
которые разрабатывались в 60 -80 -е годы прошлого
века для территории Калининградской области ,
можно отметить, насколько важными были
требования, определенные нормативными
документами по комплексности разработки и
качеству решен ий планировочной организации
проектируемых территорий, проектных решений
по инженерным мероприятиям и технико -
экономическим показателям.
Из проектных решений, которые определялись
в проектах районной планировки групп
административных районов Ка лининг радско й
области и которые в целом были реализованы,
можно отметить:
- развитие жилищного строительства;
10 Национальная ассоциация учены х (НАУ) # 56, 20 20
- организацию Национального парка на
территории Куршской косы, выделение отдельных
памятников природы;
- проведение мероприятий по развитию
трансп ортно -дорожн ой сети, заключающихся в
дальнейшем ее совершенствовании за счет
реконструкции, строительства автодорожных
обходов городов Гвардейска, Багратионовска,
Советска;
- развитие систем теплоснабжения на базе
создания централизованных источников тепла ,
ново й ТЭЦ в городе Калининграде и крупных
районных котельных в городах области;
- мероприятия по газоснабжению,
строительство магистральных газопроводов.
Проектные решения районной планировки
групп административных районов
Калининградской области, которы е не б ыли
реализованы:
- не получили должного развития
промышленность и сельское хозяйство области, в
данных направлениях произошло существенное
снижение показателей;
- не были созданы рекреационные зоны для
размещения учреждений отдыха различных
уровней путем органи зации курортной зоны вдоль
побережья Балтийского моря;
- не были построены автодорожные обходы
городов Ладушкин, Зеленоградск, Полесск и др.
Следует, отметить спорную модель
расселения, которая предлагалась посредством
укрупнения сельских насел енных пункто в.
Можно привести слова И.М. Смоляра по
поводу вопросов расселения: «В условиях
реформирования экономики, становления местного
самоуправления, обострения экологических и
социальных проблем необходимое
государственное регулирование процессов
расселен ия при обретает особую актуальность,
более того – определяет целую сферу жизненно
важных интересов России. Регулирование
расселения позволяет сбалансировать
государственные, общественные и интересы при
развитии системы населенных пунктов,
упорядочить их пла нировк у, застройку и
реконструкцию. Предотвратить возможные при
этом потери национального богатства» [11].
Наспех построенные в период бурной
индустриализации страны многие сотни новых
городов и получившие в этот период интенсивное
развитие тысячи су ществу ющих н аходятся в
настоящее время в стадии медленного, но
прогрессирующего старения. В полной мере
проявляются последствия пренебрежения законами
градостроительства и нарушения принципов
зонирования, непропорциональности и
несопряженности развития соц иально й и
пр оизводственной сфер, резкое отставание и
некапитальность развития системы объектов
инженерной и особенно транспортной
инфраструктуры [12].
В научной публикации «Актуальные вопросы
градостроительства» С.Д. Митягин отмечает:
«Однако реально сложи вшийся к нас тоящему
времени механизм прогнозно -плановой
деятельности существует в виде отдельных
инструментов, организационно разобщенных и не
обеспечивающих на всех уровнях планирования
преемственности и последовательности
детализации решений. Общие устан овки
федерал ьного уровня, ориентированные на переход
страны к устойчивому развитию, не получают
необходимой конкретики в региональных и
муниципальных документах, полностью забыты
требования экологически -щядящего комплексного
природопользования, никак не ко нтроли руются
балансовые соотношения земельных выделов
разного назначения, параметры рациональной
функциональной организации и планировочных
структур территории [13].
Особо следует отметить вопрос, связанный с
созданием курортной зоны вдоль Балтийского
побе режья Калини нградской области. В
генеральном плане Приморской рекреационной
функциональной зоны (2004 г.), предлагалось
особое внимание уделить экологическому
мониторингу, проведению комплекса мероприятий
по созданию буферных и санитарных разрывов
между ку рортно -рекре ационными объектами и
жилыми образованиями, сохранению открытых
озелененных пространств -выходов к морю и
предотвращению сплошной фронтальной
застройки прибрежной зоны в городах -курортах, а
также неукоснительному соблюдению режимов
особо охраняе мой ле чебно -оздоровительной
местности и округов санитарной охраны курортов.
В настоящее время, эти важные проектные решения
не выполняются. Застройка многоэтажными
жилыми комплексами ведется в прибрежных зонах
городов -курортов Зеленоградска и Светлогорска, в
Пио нерско м городском округе, а процесс
разработки документов т ерриториального
планирования стал превращаться в процесс
подготовки землеустроительной документации.
Отличительной чертой современной
отечественной градостроительной практики
является отсутс твие т акой г радостроительной
документации, которая в полной мере отвечала бы
идее комплексного и устойчивого развития, была
бы в достаточной степени понята и поддержана
населением, основана не на формальном, а
глубоком и принципиальном изучении территории.
Дефиц ит кач ественной градостроительной
документации является определённым
сдерживающим фактором комплексного и
устойчивого развития территорий и особенно остро
ощущается там, где происходит ускоренное
градостроительное развитие в крупнейших и
крупных горо дах, в город ских агломерациях [14].
Сформированная система функционирования
в сфере градостроительства, когда государство во
многом устранилось от управления
градостроительным процессом, не позволяет
решать проблемы, стоящие перед отдельными
регионами.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 56, 20 20 11
Оп ираясь на пр едыдущий опыт выполнения
крупных градостроительных проектов,
предлагается разработать Доклад по
градостроительному развитию Калининградской
области, в котором должны быть обозначены
проблемы и направления градостроительной
политики, с учетом пр инципо в усто йчивого
развития территории региона и, на его основе,
после всестороннего обсуждения, внести
изменения в документы территориального
планирования регионального и местного уровней.
Должное внимание следует уделить исторической
застройке в городах и ины х посе лениях, которая
представляет собой целостную историческую
среду, образуемую кварталами, площадями,
улицами с памятниками истории и культуры,
характерной рядовой застройкой прошлых лет,
археологически ценным культурным слоем,
элементами старой п ланиро вки пр иродного и
историко -культурного ландшафта.
Список литературы:
1. Любовный В.Я., Ю.А. Сдобнов. Москва и
столичный регион. Проблемы регулирования
социально -экономического и пространственного
развития. Москва. Экон -информ, 2011 г. 401 с.
2. Булгаков С.Н. Ар хитектурно -строи тельная
отрасль и проблемы безопасности России. Сб.
докладов РААСН. Москва. 2007 г.
3. Федоров Г.М. Социально -экономическое
развитие Калининградской области. Калининград.
Учебное электронное издание. Издательство БФУ
им. И. Кан та. 2011 г. 156 с.
4. Российская Федерация. Законы.
Градостроительный кодекс Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федеральный закон //
Справочно -правовая система «Консультант Плюс».
5. И 116 -56 «Инструкция по составлению
схем районной планировки». 1956 г.
6. СН 446 -72. «Инст рукция по состав лению
схем и проектов районной планировки». 1973 г.
7. СНиП II–60 –75 «Планировка и застройка
городов, поселков и сельских населенных мест».
1975 г.
8. ВСН 38 -82. «Инструкция о составе,
порядке разработки, согласования и утверждени я
схем и проекто в районной плани ровки, планировки
и застройки городов, поселков и сельских
населенных пунктов». 1983 г.
9. Перцик Е.Н. Районная планировка
(территориальное планирование). Учебное
пособие. Изд. «Гардарики». 2006 г.
10. Киевский Л.В., Киевская Р.Л. Влияние
градостр оительных решени й на рынки
недвижимости. Журнал «Промышленное
гражданское строительство» № 6, 2013 г. Москва.
11. Смоляр И.М. Градостроительное
планирование как система: Прогнозирование –
Программирование – Проектирование.
Издательство «Эдитори ал УРСС». Москва . 2001 г.
163 с.
12. Булгаков С.Н. Архитектурно -строительная
отрасль и проблемы безопасности России. Сб.
докладов РААСН. Москва. 2007 г.
13. Митягин С.Д. Актуальные вопросы
градостроительства. ЗАО «Издательство
«ЗОДЧИЙ». Санкт -Петербург. 2011 г. 64 с.
14. Малинова О.В . О реформир овании
территориального планирования в Российской
Федерации в целях комплексного и устойчивого
развития территории. Генплан. Журнал «Academia.
Архитектура и строительство» №4. Москва. 2019 г.
Автор:
Пустовгаров Виктор Иванович, канд. геогр.
нау к, почетный архи тектор РФ, Балтийский
федеральный университет им. И. Канта, Россия.