ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ КОННОТАЦИЯ СНА АРКАДИЯ ДОЛГОРУКОГО В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК» (ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ АРХЕТИПОВ К. Г. ЮНГА) (58-61)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/03/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
52,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
58-61
Автор:
Кондратьева Виктория Викторовна
кандидат филологических наук, Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» , Таганрог
кандидат филологических наук, Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» , Таганрог
Автор:
Теснозуб Наталья Дмитриевна
Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)», Таганрог
Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)», Таганрог
Анотация: В статье через призму теории архетипов К.Г.Юнга рассматривается одна из сторон процесса перехода главного героя романа Ф.М.Достоевского «Подросток» от идеала к осознанию действительности. В частности, показано, что сон выступает катализатором на пути к принятию себя и обретению новых нравственных идеалов. Благодаря рефлективному осмыслению, переживание становится личным опытом героя. Обретение данного опыта и есть основная интрига произведения. Образная система снов Аркадия становится выражением сложных метафизических переживаний героя.
Ключевые слова:
Достоевский;
роман; подросток; сон; архетип;
Данные для цитирования: Теснозуб Наталья Дмитриевна . ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ КОННОТАЦИЯ СНА АРКАДИЯ ДОЛГОРУКОГО В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК» (ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ АРХЕТИПОВ К. Г. ЮНГА) (58-61). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Психологических наук. 2020/03/10;
52(2):58-61
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Гёте И.В. Фауст. Трагедия. // Пер. с нем. Б. Пастернака. Под общ. ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. Комм. А. Аникста / И.В. Гѐте. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. 2. – М.: Худож. лит., 1976. 510 с.
2. Достоевский Ф.М. Подросток // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т.8. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. – 814 с.
3. Дынник М. Сон как литературный приём //
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 2.
4. Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1974. – С. 98-125.
5. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. 2-е изд., доп. – Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1985. – 352 с.
6. Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье // А.М.Ремизов. Огонь вещей : [Сборник]; Сост., вступ. ст., с. 5-34, коммент. В. А.
Чалмаева. – М. : Сов. Россия, 1989. – 525 с.
7. Чудинина В. В. Художественносодержательное своеобразие сновидений в творчестве Ф. М. Достоевского : Дис. ... канд. филол. наук / В.В. Чудинина – Москва, 2004. – 185
c.
8. Человек и его символы // Юнг Карл Густав, фон Франц Мария-Луиза, Хендерсон Джозеф Л. и др. – М.: Серебряные нити, 1997. – 368 с.
9. Юнг К. Г. Анализ сновидений. Семинары (осень 1928 г. – лето 1929 г.) – М.: Клуб Касталия. 2014. – 304 с.
58 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
официант) [8].
2. I‘ve often told him he ought to let you know (Я
часто говорил ему, что должен сообщить вам) [9]
В отличие от глаголов to make и to have ,
выражаемая глаголом to let каузативность в
определе нной мере отличается своей «мягкостью».
Так, говорящий субъект (п одлежащее из объекта -
дополнения) предлагает дать разрешение для
совершения определенного действия.
Особенностью обоих глаголов является то, что в
этом случае они употребляются без частицы to.
Например, в предложении « Mən m əktubu
yazdırdım » (Я дал написать письмо) невозможно
установить личность совершающего действие.
Однако в предложении « I made him write the letter
(Я заставил его написать письмо) » действие
совершается известным лицом.
Подроб ное изучение проявления
казуативности представляет интерес в двух
аспектах. В целом, мы считаем, что для внесения
ясности в определение сути такой категории
глаголов как залог недостаточно исследовать
только формы пассивного залога. Так, в
азербайджа нском языке, как и во всех тюркских
языках, залоги глагола обладают конкретными
морфологическими средствами выражения, а в
английском языке имеются только средства
выражения пассивного залога. Именно поэтому,
определение английских аналогов существующих в
азерба йджанском языке залогов глагола
приобретает особое значение с точки зрения более
подробного изучения залогов глагола в целом.
Литература :
1. Джанашиа, H.H. Залоги в современном
азербайджанском языке (общие положения) //
Советская тюркология. – Баку: – 1974, №1, – с.41 -
44.
2. Kazımov, Q.Ş. Seçilmiş əsərləri. [10 cildd ə], IX
cild. – Bakı: “Nurlan”, – 2010, – 542 s.
3. Serebrennikov, B.A., Hacıyeva, N.Z. Türk
dill ərinin müqayis əli-tarixi qrammatikası. – Bakı:
“Səda” n əşriyyatı, – 2002, – 380 s.
4. The Systematic dictio nary of English Verbs.
Book 1. Edited by professor Verdiyeva Z.N., phil. Dr.
– Baku: “Elm” publishing -house, –1978, – 178 p.
5. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s
Dictionary of Current English. Special edition for the
USSR. ML: Из -во “Русский язык ”. – Volu me II, M -
Z. –1982, – 527 p.
6. Joyce J. Dubliners. Published in Paladin Books,
London Glasgow, –1988, – 256 p.
7. Maltz A. The Gross and the Arrow. State text -
book publishing house of the ministry of education of
the RSFSR. Leningrad Branch, L:, –1963, – 296 p.
8. Galsworthy J. A Modern Comedy. The White
Monkey. M.: Progress Publishers, – 1976, – 304 p.
9. Hemingway E. Selected Stories. – M.: Progress
Publishers, – 1971, – 398 p.
ИДЕЙНО -СМЫСЛОВАЯ КОН НОТАЦИЯ СНА АРКАДИЯ ДОЛГОРУКОГО В РОМАНЕ Ф. М.
ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОС ТО К» (ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ АР ХЕТИПОВ К. Г. ЮНГА)
Кондратьева Виктория Викторовна
кандидат филологических наук, доцент
Таганрогского института имени А.П.Чехова
(филиала) «РГЭУ (РИНХ)»
Россия, г. Таганрог
Теснозуб Наталья Дмитриевна
студентка Таганрогского институт а имени А.П.Чехова
(филиала) «РГЭУ (РИНХ)»
Россия, г. Таганрог
IDEOLOGICAL AND SEMA NTIC CONNOTATION O F ARKADY DOLGORUKY’S DREAM IN THE
NOVEL “THE ADOLESCEN T” BY F. DOSTOEVSKY
(THROUGH THE ARCHETY PE SYSTEM BY С. JUNG)
Kondrateva Viktoriya
Candidate of P hilology, Taganrog Institute
named after A.P. Chekhov (filial branch) “RSEU (RINE)”
Taganrog, Russia
Tesnozub Nataliya
student of the Taganrog Institute
named after A.P. Chekhov (filial branch) “RSEU (RINE)”
Taganrog , Russia
Аннотация
В статье через п ризму теории архетипов К.Г.Юнга рассматривается одна из сторон процесса перехода
главного героя романа Ф.М.Достоевского «Подросток» от идеала к осознанию действительности. В
частности, показано, что сон выступает катализатором на пути к принятию себя и обр етению новых
нравственных идеал ов. Благодаря рефлективному осмыслению, переживание становится личным опытом
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 59
героя. Обретение данного опыта и есть основная интрига произведения. Образная система снов Аркадия
становится выражением сложных метафизических пере живаний героя.
Abstract
The pa per studies one of the aspects of the transition process from ideal world to perception of reality, which
is worked out by the main character of the novel “The Adolescent” by F. Dostoevsky, through C.G. Jung’s theory
of arche types. In particular, it is sho wn that the dream here works as catalyst on the path leading to acceptance of
oneself and acquiring new moral ideals. Due to reflections emotional experience becomes character’s personal
experience. The process of acquiring t his experience is the main intr igue of the novel. The image system of
Arkady’s dreams becomes an expression of character’s complex metaphysical emotional experience.
Ключевые слова . Достоевский, роман, подросток, сон, архетип.
Key words: Dostoevsky, nove l, adolescent, dream, archetype .
Изображение сна весьма распространенный
литературный прием, который служит для самых
разнообразных авторских целей: от
идеологической и психологической
характеристики действующих лиц и, наконец, до
изложения взглядов само го автора [3, с. 644].
Значимос ть этого явления объясняется
своеобразным отношением человека ко сну,
закрепляющего за последним особое значение и
функцию в жизни индивида. Образно -смысловой
материал сновидений служит источником
рефлексии в связи с фундамен тальными вопросами
бытия, раскр ывает причинно -следственные связи
между событиями действительности, является
элементом, формирующим отношение человека к
миру и самому себе.
Сон в литературном произведении обладает
большим идейно -эстетическим потенциалом, и это
объясняет то, что сновидени е как художественный
прием насчитывает уже несколько веков и
встречается в древнейших образцах мировой
литературы.
Еще в древнерусской литературе
сформировалась традиция использования сна как
информации -предупреждения, предв ещения,
ниспосланного свыше. Эт от прием встречается,
например, в «Слове о полку Игореве» («смутный
сон» киевского князя Святослава) или в «Житии
протопопа Аввакума, им самим написанном»
(«библейские видения» протопопа Аввакума).
Д.С.Лихачев отмечает, что с ны, особенно вещие, не
являются редкостью в средневековых памятниках
литературы [5, с. 289].
В период расцвета романтизма для сюжетного
сновидения стала характерна ориентация на
внутреннее, субъективное в противовес внешнему,
объективному. Сон стал играть роль своеобразного
моста между душевным микрокосмом и
макрокосмом идеального, трансцендентного
бытия.
Однако романтиков не интересовала
психологическая точность в описании сна,
посредством сна они стремились воздействовать на
сознание и воображение читат еля: важным было
совпадение сно видческих и реальных событий. Это
помогало создать таинственную атмосферу и
наводило на мысль о фатальности судьбы. В
балладе В.А.Жуковский «Светлана» сон героини
занимает все развитие действия, кульминацию и
развязку.
В лит ературе XIX века некоторые геро и, и
романтического, и реалистического толка,
например Татьяна Ларина («Евгений Онегин»),
Адриан Прохоров («Гробовщик»), Раскольников и
Свидригайлов («Преступление и наказание»), Пьер
Безухов и Андрей Болконский (Война и мир» ),
видят сны, а иногда даже цел ые сновидческие
циклы. Они могут быть странными по содержанию
и сложными, неоднозначными по символике
сюжета, пространства, цвета и деталей различного
типа.
По замечанию A.M. Ремизова, «<...> не только
сегодняшнее – обрывки дневных впечатлений,
недосказан ное, недодуманное; в снах и вчерашнее -
засевшие неизгладимо события жизни <...>; в снах
и завтрашнее — что в непрерывном изначальном
потоке жизни отмечается как будущее <...>» [6, с.
128].
В произведениях Ф.М.Достоевского со н
становится важным, часто встр ечающимся
композиционным компонентом. Можно сказать,
что, наряду с приемом двойничества, обращение к
приему сна становится, своего рода, «визитной
карточкой» стиля писателя. Считается, что
воспроизведение сновидений – абсолют но
закономерный художественный ход в его
творческой системе, который обусловлен
стремлением Достоевского к психологической
глубине и правдивости повествования.
И до сегодняшнего дня сон остается одним
самых загадочных проявлений человеческой
психики. В обл асти психологии и психотерапии
неоднократно предпринималась попытка разгадать
его феномен. К. Г. Юнг относился к снам как к
реальному опыту, который следует получить,
исходя из обычной деятельности человека и
внимательных наблюдений за ним. Он считал
снови дения средством налаживания свя зи между
сознанием и подсознанием с целью установления
душевного равновесия [9, с. 158]. В психике
человека отражено то, что он назвал архетипами –
элементами психоструктур, мифическими
образами, отождествляемыми с коллективн ым
бессознательным. Такого рода образ является
сконцентрированным выражением психической
ситуации, не единственным и даже не
преобладающим – простым и чистым содержанием
бессознательного.
В романе «Подросток» Ф. М. Достоевского
сны играют важную роль не т олько для понимания
«я» главног о героя – Аркадия Долгорукого, а также
60 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
окружающей его реальности, но и выполняют
сюжетообразующую функцию, определяя
самосознание подростка, обнажая перед ним
систему его нравственных идеалов, неосознанных
ранее переживаний. Глубоко переживая события и
обр азы, увиденные во сне, стремясь их осмыслить,
Аркадий выводит на практический план
бессознательные элементы, тем самым как бы
сближается с ними, принимая себя, психологически
взрослеет.
Исследователь В. Н. Захаров разделяет с ны на
фантастические и сны, не имеющие отношения к
«сновидческой фантастике». По его словам, «в этих
снах на первый план выступает не философское, а
психологическое содержание, которое не
разрушает «простой целостности образа героя» [4,
с. 18]. Данная хара ктеристика справедлива и к сну
Подростка во время обострения болезни, в котором
он обнаруживает, как бы наяву, до того спавшие в
нем чувства и подозрения. Сам он называет этот
сон «пророческим», но не с точки зрения его
фантастической сущности, а с точки з рения
подлинности его тайного с одержания. К. Г. Юнг
особо выделял «большие» сновидения, то есть сны,
сопряженные с чувством восторга и ужаса. В этих
сновидениях он видел высшее духовное
руководство, которое исходит из центра
человеческого (а возможно и вся кого) бытия [9, с.
164] . «Велик ое и гордое намерение в сердце» – так
описывает свое первичное состояние в упомянутом
выше сне Аркадий. Вместе с тем он чувствует, что
где -то за дверями сидят люди и ждут того, что он
сделает, и это чувство приходит к нему с
беспокойством и мукою. Сильнейш ее
переживание, испытываемое Подростком в связи с
упомянутым сном, определяет его важность для
характеристики идейно –смысловой системы
романа, так как говорит об особом по значимости
влиянии на психику персонажа.
Одним из цен тральных образов данного сна
является документ, письмо, обладание которым
несет подростку некую власть, главным образом,
над К. Ахмаковой. Воспользуется он им в
корыстных целях или нет – одна из основных
нравственных коллизий романа. Аркадий
находится на п ерепутье: с одной стороны, он у же
заразился гордыней, мыслью о собственной
исключительности, с другой – его душа еще
открыта добру и подвигу. Но достаточно некоего
авторитета, потрясающего душу впечатления, и он
равно и притом по совести готов будет пойти той
или иной дорогой жизни. Дан ный сон
демонстрирует разрыв идеального и реального в
мировоззрении и самой сущности Подростка.
Письмо как бы символизирует испытание, которое
совершается в сознании героя.
Аркадий явственно ощущает, что некая
«публика» вокру г него ожидает его решения, что
это решение является определяющим в его
внутренней борьбе добра и зла. С этой точки
зрения, для интерпретации данного эпизода, для
нас важен архетип Тени, взятый из концепции К. Г.
Юнга. Он символизирует те черты характера,
которые человек в себе не призн ает и видеть не
хочет. Архетип Тень является темной, дурной,
животной стороной личности, которую носитель
подавляет. Это касается неприемлемых обществом
страстей и мыслей, агрессивных поступков.
Документ же, в данном случае, является и некоей
провокацией к достижению меркантильных целей.
Подросток чувствует отвращение, когда замечает,
какое подобострастие вызывает у Катерины
Николаевны его власть над ней. Он бросает ей
документ, уходит, высокопарно заявляя, что мстит
за все св ое «поругание презрением!». Арк адий
признается, что испытывал при этом непомерную
гордость. Тут и обнаруживается назначение
документа для него самого: в состоянии
ущемленной гордости, несправедливого,
снисходительного отношения общества к себе –
документ б ыл единственным инструментом, с
помощью которого он мог противопоставить этому
обществу, средством, обличающим
безукоризненный облик «высшего света».
Во сне высмеиваются попытки Подростка
обрести нравственный идеал: «Аркадий Макарович
ищет „благообразия“» , – слышит он насмешливое
замеч ание Анны Андреевны. Возвратясь в комнату
к Ахмаковой, Аркадий застает Катерину
Николаевну с Ламбертом, но уже не жалкую и
угодливую, а злобно насмехающуюся над ним. Он
испытывает страх [2, с. 204]. Образ, при котором
раньше кипело добродетелью его сердце,
демонизируется. Аркадий видит наглую,
«бесстыжую» женщину, готовую на все ради денег.
Она являет собой воплощение той самой Тени, с
которой эго Подростка, идеализируя внешний мир,
находится в конфликте, который К. Юнг назвал
«битвой за освобождение» [9, c. 217] . Однако,
подобно переплетению мысли и чувства, эго и Тень
хотя и различны по своей сути, но тесно связаны
между собой. Герой, напротив, должен понимать,
что Тень существует и что он может черпать в ней
силу. Эта тема п росматривается в гетевском
Фау сте. Персонаж «тени» воздействует на Фауста,
когда тот принимает пари Мефистофеля. Тень Гете
описывает как «часть той силы, что, желая зла,
творит благое» [1, с. 178]. В детстве и юности
Фауст, как и Аркадий, был лишен многих
фундаментальных для этого врем ени вещей. По
этой причине он является отстраненным от
реальной жизни, дисгармоничным персонажем,
преследующим абстрактные цели, которым не
суждено воплотиться. Он не был еще готов принять
жизнь такой, какая она есть: и в ее х орошем, и в
плохом. По этой же причине и Аркадий мечется
между разными своими состояниями, не способный
найти гармонию. Он запутался в своих мнениях,
идеях, в ненависти и любви к Версилову. Но
принятие окружающего мира в его положительной
и негативной – «теневой» ипостаси невозможно бе з
принятия себя и своей собственной Тени.
Во сне подростка охватывает «новое чувство»,
которое и подталкивает его к плотскому
вожделению к Катерине Николаевне, никогда ранее
четко не сознаваемому им. Однако, по
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 61
собственному п ризнанию Аркадия, « всё уже дав но
зародилось и лежало в развратном сердце» его [2, c.
217]. По мнению К. Юнга «подобное напоминание
о теневых аспектах личности, их мощном
потенциале и роли в подготовке героя к жизненным
баталиям составляет суть перехода от начальной
тематики сна к теме жертвующего собой героя:
симпатичного юноши, распластавшегося на алтаре.
Герой такого типа соответствует обычно поздней
юности. В это время человек обретает жизненные
идеалы и чувствует, как их сила преображает не
только его с амого, но его отношения с друг ими
людьми» [9, с. 183]. По мнению К. Г. Юнга,
причина кроется в идеализме юности, который
непременно ведет к чрезмерной самоуверенности:
«наше Я может в экзальтированном состоянии
ощущать свое богоподобие, но только ценой
сам ообмана, опасного бедой» [9, с . 301].
Примечательна в этом смысле история об Икаре:
летев слишком близко к Солнцу на хрупких
самодельных крыльях, юноша встретил свою
гибель. Однако, если молодой человек не ставит
перед собой сложных целей, он не способен
перешагнуть грань, разделяющую юность и
зрелость. Этим объясняется необходимость пройти,
несмотря на существующий риск, преграду,
которая должна его изменить, вывести на новый
уровень самосознания в системе бытия.
В. В. Чудинина пишет: «Сновидения у героев
Достоевского служат не тому, чтобы затемнить,
скрыть, представить в безобидной форме тайные
желания человека, а скорее, наоборот, проявлению
скрытого» [8, с. 54]. Благодаря сновидению
Подросток открыл в себе скрыв аемые сознанием
слабые стороны своей личнос ти, благодаря чему
сделал шаг навстречу реальному, не
идеализированному миру, что в дальнейшем
позволит свершиться его примирению с ним. В
сознании Подростка в равной степени
сосуществуют различные оценки окружающ ей
действительности и собственного «я» в ра мках этой
действительности: в нем сталкиваются любовь и
презрение, которые могут относиться к одному
объекту переживания; самолюбие и
самоуничижение. Данный аспект личности
Аркадия напрямую связан с его биографией ,
объясняющей двойственность его положения: «…я
– законнорожденный, хотя я, в высшей степени,
незаконный сын» [2, c. 382]. В заключительной
главе романа окончательное очеловечивание
Подростка ставится в прямую зависимость от его
«работы с собой».
Сам проц есс перехода героя от идеала к
действительн ости есть суть обретения этой
действительности. Невозможно до конца осознать
явление, не лишившись иллюзорных
представлений о нем. Таким образом, сон
выступает катализатором на пути к принятию себя
и обретению нов ых нравственных идеалов.
Несознаваемые до т ого чувства и желания
Подростка проявляются, благодаря острому их
переживанию во сне. Однако, это не окончательное
их проявление. В стадии бодрствования, благодаря
рефлективному осмыслению, переживание
становится личным опытом героя. Обретение
данного опыт а и есть основная интрига
произведения, необходимость, за отсутствием
которой, и возникал конфликт «Подростка».
Обнаружив ее, мы не только проясняем идейную
составляющую романа, но и выводим на первый
план роль са мопознания в решении нравственных
вопросов для героев Ф. Достоевского, в частности,
Аркадия, для которого выразителем сложных
метафизических переживаний послужила
семантико -смысловая образная система сна.
Литература:
1. Гёте И.В. Фауст. Трагедия. // Пер. с нем. Б.
Пастернака. Под общ. ред. А. Аникст а и Н.
Вильмонта. Комм. А. Аникста / И.В. Гѐте.
Собрание сочинений в 10 -ти томах. Т. 2. – М.:
Худож. лит., 1976. 510 с.
2. Достоевский Ф.М . Подросток //
Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15
томах. Т.8. – Л.: На ука. Ленинградское отделение,
1990. – 814 с .
3. Дынник М. Сон как литературный приём //
Литературная энциклопедия : Словарь
литературных терминов: В 2 -х т. / Под ред. Н.
Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. – М.; Л.:
Изд -во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 2.
4. Захаров В. Н. Конце пция фантастического
в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный
образ и историческое сознание. – Петрозаводск:
Изд -во ПетрГУ, 1974. – С. 98 -125.
5. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и
культура его времени. 2 -е изд., доп. – Л.: Худож.
лит. Ленингр. от д-ние, 1985. – 352 с.
6. Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и
предсонье // А.М.Ремизов. Огонь вещей :
[Сборник]; Сост., вступ. ст., с. 5 -34, коммент. В. А.
Чалмаева. – М. : Сов. Россия, 1989. – 525 с.
7. Чудинина В. В. Худо жественно -
содержательное своеобразие сновид ений в
творчестве Ф. М. Достоевского : Дис. ... канд.
филол. наук / В.В. Чудинина – Москва, 2004. – 185
c.
8. Человек и его символы // Юнг Карл Густав,
фон Франц Мария -Луиза, Хендерсон Джозеф Л. и
др. – М.: Серебряны е нити, 1997. – 368 с.
9. Юнг К. Г. Анализ сно видений. Семинары
(осень 1928 г. – лето 1929 г.) – М.: Клуб Касталия.
2014. – 304 с.
официант) [8].
2. I‘ve often told him he ought to let you know (Я
часто говорил ему, что должен сообщить вам) [9]
В отличие от глаголов to make и to have ,
выражаемая глаголом to let каузативность в
определе нной мере отличается своей «мягкостью».
Так, говорящий субъект (п одлежащее из объекта -
дополнения) предлагает дать разрешение для
совершения определенного действия.
Особенностью обоих глаголов является то, что в
этом случае они употребляются без частицы to.
Например, в предложении « Mən m əktubu
yazdırdım » (Я дал написать письмо) невозможно
установить личность совершающего действие.
Однако в предложении « I made him write the letter
(Я заставил его написать письмо) » действие
совершается известным лицом.
Подроб ное изучение проявления
казуативности представляет интерес в двух
аспектах. В целом, мы считаем, что для внесения
ясности в определение сути такой категории
глаголов как залог недостаточно исследовать
только формы пассивного залога. Так, в
азербайджа нском языке, как и во всех тюркских
языках, залоги глагола обладают конкретными
морфологическими средствами выражения, а в
английском языке имеются только средства
выражения пассивного залога. Именно поэтому,
определение английских аналогов существующих в
азерба йджанском языке залогов глагола
приобретает особое значение с точки зрения более
подробного изучения залогов глагола в целом.
Литература :
1. Джанашиа, H.H. Залоги в современном
азербайджанском языке (общие положения) //
Советская тюркология. – Баку: – 1974, №1, – с.41 -
44.
2. Kazımov, Q.Ş. Seçilmiş əsərləri. [10 cildd ə], IX
cild. – Bakı: “Nurlan”, – 2010, – 542 s.
3. Serebrennikov, B.A., Hacıyeva, N.Z. Türk
dill ərinin müqayis əli-tarixi qrammatikası. – Bakı:
“Səda” n əşriyyatı, – 2002, – 380 s.
4. The Systematic dictio nary of English Verbs.
Book 1. Edited by professor Verdiyeva Z.N., phil. Dr.
– Baku: “Elm” publishing -house, –1978, – 178 p.
5. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s
Dictionary of Current English. Special edition for the
USSR. ML: Из -во “Русский язык ”. – Volu me II, M -
Z. –1982, – 527 p.
6. Joyce J. Dubliners. Published in Paladin Books,
London Glasgow, –1988, – 256 p.
7. Maltz A. The Gross and the Arrow. State text -
book publishing house of the ministry of education of
the RSFSR. Leningrad Branch, L:, –1963, – 296 p.
8. Galsworthy J. A Modern Comedy. The White
Monkey. M.: Progress Publishers, – 1976, – 304 p.
9. Hemingway E. Selected Stories. – M.: Progress
Publishers, – 1971, – 398 p.
ИДЕЙНО -СМЫСЛОВАЯ КОН НОТАЦИЯ СНА АРКАДИЯ ДОЛГОРУКОГО В РОМАНЕ Ф. М.
ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОС ТО К» (ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ АР ХЕТИПОВ К. Г. ЮНГА)
Кондратьева Виктория Викторовна
кандидат филологических наук, доцент
Таганрогского института имени А.П.Чехова
(филиала) «РГЭУ (РИНХ)»
Россия, г. Таганрог
Теснозуб Наталья Дмитриевна
студентка Таганрогского институт а имени А.П.Чехова
(филиала) «РГЭУ (РИНХ)»
Россия, г. Таганрог
IDEOLOGICAL AND SEMA NTIC CONNOTATION O F ARKADY DOLGORUKY’S DREAM IN THE
NOVEL “THE ADOLESCEN T” BY F. DOSTOEVSKY
(THROUGH THE ARCHETY PE SYSTEM BY С. JUNG)
Kondrateva Viktoriya
Candidate of P hilology, Taganrog Institute
named after A.P. Chekhov (filial branch) “RSEU (RINE)”
Taganrog, Russia
Tesnozub Nataliya
student of the Taganrog Institute
named after A.P. Chekhov (filial branch) “RSEU (RINE)”
Taganrog , Russia
Аннотация
В статье через п ризму теории архетипов К.Г.Юнга рассматривается одна из сторон процесса перехода
главного героя романа Ф.М.Достоевского «Подросток» от идеала к осознанию действительности. В
частности, показано, что сон выступает катализатором на пути к принятию себя и обр етению новых
нравственных идеал ов. Благодаря рефлективному осмыслению, переживание становится личным опытом
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 59
героя. Обретение данного опыта и есть основная интрига произведения. Образная система снов Аркадия
становится выражением сложных метафизических пере живаний героя.
Abstract
The pa per studies one of the aspects of the transition process from ideal world to perception of reality, which
is worked out by the main character of the novel “The Adolescent” by F. Dostoevsky, through C.G. Jung’s theory
of arche types. In particular, it is sho wn that the dream here works as catalyst on the path leading to acceptance of
oneself and acquiring new moral ideals. Due to reflections emotional experience becomes character’s personal
experience. The process of acquiring t his experience is the main intr igue of the novel. The image system of
Arkady’s dreams becomes an expression of character’s complex metaphysical emotional experience.
Ключевые слова . Достоевский, роман, подросток, сон, архетип.
Key words: Dostoevsky, nove l, adolescent, dream, archetype .
Изображение сна весьма распространенный
литературный прием, который служит для самых
разнообразных авторских целей: от
идеологической и психологической
характеристики действующих лиц и, наконец, до
изложения взглядов само го автора [3, с. 644].
Значимос ть этого явления объясняется
своеобразным отношением человека ко сну,
закрепляющего за последним особое значение и
функцию в жизни индивида. Образно -смысловой
материал сновидений служит источником
рефлексии в связи с фундамен тальными вопросами
бытия, раскр ывает причинно -следственные связи
между событиями действительности, является
элементом, формирующим отношение человека к
миру и самому себе.
Сон в литературном произведении обладает
большим идейно -эстетическим потенциалом, и это
объясняет то, что сновидени е как художественный
прием насчитывает уже несколько веков и
встречается в древнейших образцах мировой
литературы.
Еще в древнерусской литературе
сформировалась традиция использования сна как
информации -предупреждения, предв ещения,
ниспосланного свыше. Эт от прием встречается,
например, в «Слове о полку Игореве» («смутный
сон» киевского князя Святослава) или в «Житии
протопопа Аввакума, им самим написанном»
(«библейские видения» протопопа Аввакума).
Д.С.Лихачев отмечает, что с ны, особенно вещие, не
являются редкостью в средневековых памятниках
литературы [5, с. 289].
В период расцвета романтизма для сюжетного
сновидения стала характерна ориентация на
внутреннее, субъективное в противовес внешнему,
объективному. Сон стал играть роль своеобразного
моста между душевным микрокосмом и
макрокосмом идеального, трансцендентного
бытия.
Однако романтиков не интересовала
психологическая точность в описании сна,
посредством сна они стремились воздействовать на
сознание и воображение читат еля: важным было
совпадение сно видческих и реальных событий. Это
помогало создать таинственную атмосферу и
наводило на мысль о фатальности судьбы. В
балладе В.А.Жуковский «Светлана» сон героини
занимает все развитие действия, кульминацию и
развязку.
В лит ературе XIX века некоторые геро и, и
романтического, и реалистического толка,
например Татьяна Ларина («Евгений Онегин»),
Адриан Прохоров («Гробовщик»), Раскольников и
Свидригайлов («Преступление и наказание»), Пьер
Безухов и Андрей Болконский (Война и мир» ),
видят сны, а иногда даже цел ые сновидческие
циклы. Они могут быть странными по содержанию
и сложными, неоднозначными по символике
сюжета, пространства, цвета и деталей различного
типа.
По замечанию A.M. Ремизова, «<...> не только
сегодняшнее – обрывки дневных впечатлений,
недосказан ное, недодуманное; в снах и вчерашнее -
засевшие неизгладимо события жизни <...>; в снах
и завтрашнее — что в непрерывном изначальном
потоке жизни отмечается как будущее <...>» [6, с.
128].
В произведениях Ф.М.Достоевского со н
становится важным, часто встр ечающимся
композиционным компонентом. Можно сказать,
что, наряду с приемом двойничества, обращение к
приему сна становится, своего рода, «визитной
карточкой» стиля писателя. Считается, что
воспроизведение сновидений – абсолют но
закономерный художественный ход в его
творческой системе, который обусловлен
стремлением Достоевского к психологической
глубине и правдивости повествования.
И до сегодняшнего дня сон остается одним
самых загадочных проявлений человеческой
психики. В обл асти психологии и психотерапии
неоднократно предпринималась попытка разгадать
его феномен. К. Г. Юнг относился к снам как к
реальному опыту, который следует получить,
исходя из обычной деятельности человека и
внимательных наблюдений за ним. Он считал
снови дения средством налаживания свя зи между
сознанием и подсознанием с целью установления
душевного равновесия [9, с. 158]. В психике
человека отражено то, что он назвал архетипами –
элементами психоструктур, мифическими
образами, отождествляемыми с коллективн ым
бессознательным. Такого рода образ является
сконцентрированным выражением психической
ситуации, не единственным и даже не
преобладающим – простым и чистым содержанием
бессознательного.
В романе «Подросток» Ф. М. Достоевского
сны играют важную роль не т олько для понимания
«я» главног о героя – Аркадия Долгорукого, а также
60 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
окружающей его реальности, но и выполняют
сюжетообразующую функцию, определяя
самосознание подростка, обнажая перед ним
систему его нравственных идеалов, неосознанных
ранее переживаний. Глубоко переживая события и
обр азы, увиденные во сне, стремясь их осмыслить,
Аркадий выводит на практический план
бессознательные элементы, тем самым как бы
сближается с ними, принимая себя, психологически
взрослеет.
Исследователь В. Н. Захаров разделяет с ны на
фантастические и сны, не имеющие отношения к
«сновидческой фантастике». По его словам, «в этих
снах на первый план выступает не философское, а
психологическое содержание, которое не
разрушает «простой целостности образа героя» [4,
с. 18]. Данная хара ктеристика справедлива и к сну
Подростка во время обострения болезни, в котором
он обнаруживает, как бы наяву, до того спавшие в
нем чувства и подозрения. Сам он называет этот
сон «пророческим», но не с точки зрения его
фантастической сущности, а с точки з рения
подлинности его тайного с одержания. К. Г. Юнг
особо выделял «большие» сновидения, то есть сны,
сопряженные с чувством восторга и ужаса. В этих
сновидениях он видел высшее духовное
руководство, которое исходит из центра
человеческого (а возможно и вся кого) бытия [9, с.
164] . «Велик ое и гордое намерение в сердце» – так
описывает свое первичное состояние в упомянутом
выше сне Аркадий. Вместе с тем он чувствует, что
где -то за дверями сидят люди и ждут того, что он
сделает, и это чувство приходит к нему с
беспокойством и мукою. Сильнейш ее
переживание, испытываемое Подростком в связи с
упомянутым сном, определяет его важность для
характеристики идейно –смысловой системы
романа, так как говорит об особом по значимости
влиянии на психику персонажа.
Одним из цен тральных образов данного сна
является документ, письмо, обладание которым
несет подростку некую власть, главным образом,
над К. Ахмаковой. Воспользуется он им в
корыстных целях или нет – одна из основных
нравственных коллизий романа. Аркадий
находится на п ерепутье: с одной стороны, он у же
заразился гордыней, мыслью о собственной
исключительности, с другой – его душа еще
открыта добру и подвигу. Но достаточно некоего
авторитета, потрясающего душу впечатления, и он
равно и притом по совести готов будет пойти той
или иной дорогой жизни. Дан ный сон
демонстрирует разрыв идеального и реального в
мировоззрении и самой сущности Подростка.
Письмо как бы символизирует испытание, которое
совершается в сознании героя.
Аркадий явственно ощущает, что некая
«публика» вокру г него ожидает его решения, что
это решение является определяющим в его
внутренней борьбе добра и зла. С этой точки
зрения, для интерпретации данного эпизода, для
нас важен архетип Тени, взятый из концепции К. Г.
Юнга. Он символизирует те черты характера,
которые человек в себе не призн ает и видеть не
хочет. Архетип Тень является темной, дурной,
животной стороной личности, которую носитель
подавляет. Это касается неприемлемых обществом
страстей и мыслей, агрессивных поступков.
Документ же, в данном случае, является и некоей
провокацией к достижению меркантильных целей.
Подросток чувствует отвращение, когда замечает,
какое подобострастие вызывает у Катерины
Николаевны его власть над ней. Он бросает ей
документ, уходит, высокопарно заявляя, что мстит
за все св ое «поругание презрением!». Арк адий
признается, что испытывал при этом непомерную
гордость. Тут и обнаруживается назначение
документа для него самого: в состоянии
ущемленной гордости, несправедливого,
снисходительного отношения общества к себе –
документ б ыл единственным инструментом, с
помощью которого он мог противопоставить этому
обществу, средством, обличающим
безукоризненный облик «высшего света».
Во сне высмеиваются попытки Подростка
обрести нравственный идеал: «Аркадий Макарович
ищет „благообразия“» , – слышит он насмешливое
замеч ание Анны Андреевны. Возвратясь в комнату
к Ахмаковой, Аркадий застает Катерину
Николаевну с Ламбертом, но уже не жалкую и
угодливую, а злобно насмехающуюся над ним. Он
испытывает страх [2, с. 204]. Образ, при котором
раньше кипело добродетелью его сердце,
демонизируется. Аркадий видит наглую,
«бесстыжую» женщину, готовую на все ради денег.
Она являет собой воплощение той самой Тени, с
которой эго Подростка, идеализируя внешний мир,
находится в конфликте, который К. Юнг назвал
«битвой за освобождение» [9, c. 217] . Однако,
подобно переплетению мысли и чувства, эго и Тень
хотя и различны по своей сути, но тесно связаны
между собой. Герой, напротив, должен понимать,
что Тень существует и что он может черпать в ней
силу. Эта тема п росматривается в гетевском
Фау сте. Персонаж «тени» воздействует на Фауста,
когда тот принимает пари Мефистофеля. Тень Гете
описывает как «часть той силы, что, желая зла,
творит благое» [1, с. 178]. В детстве и юности
Фауст, как и Аркадий, был лишен многих
фундаментальных для этого врем ени вещей. По
этой причине он является отстраненным от
реальной жизни, дисгармоничным персонажем,
преследующим абстрактные цели, которым не
суждено воплотиться. Он не был еще готов принять
жизнь такой, какая она есть: и в ее х орошем, и в
плохом. По этой же причине и Аркадий мечется
между разными своими состояниями, не способный
найти гармонию. Он запутался в своих мнениях,
идеях, в ненависти и любви к Версилову. Но
принятие окружающего мира в его положительной
и негативной – «теневой» ипостаси невозможно бе з
принятия себя и своей собственной Тени.
Во сне подростка охватывает «новое чувство»,
которое и подталкивает его к плотскому
вожделению к Катерине Николаевне, никогда ранее
четко не сознаваемому им. Однако, по
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 61
собственному п ризнанию Аркадия, « всё уже дав но
зародилось и лежало в развратном сердце» его [2, c.
217]. По мнению К. Юнга «подобное напоминание
о теневых аспектах личности, их мощном
потенциале и роли в подготовке героя к жизненным
баталиям составляет суть перехода от начальной
тематики сна к теме жертвующего собой героя:
симпатичного юноши, распластавшегося на алтаре.
Герой такого типа соответствует обычно поздней
юности. В это время человек обретает жизненные
идеалы и чувствует, как их сила преображает не
только его с амого, но его отношения с друг ими
людьми» [9, с. 183]. По мнению К. Г. Юнга,
причина кроется в идеализме юности, который
непременно ведет к чрезмерной самоуверенности:
«наше Я может в экзальтированном состоянии
ощущать свое богоподобие, но только ценой
сам ообмана, опасного бедой» [9, с . 301].
Примечательна в этом смысле история об Икаре:
летев слишком близко к Солнцу на хрупких
самодельных крыльях, юноша встретил свою
гибель. Однако, если молодой человек не ставит
перед собой сложных целей, он не способен
перешагнуть грань, разделяющую юность и
зрелость. Этим объясняется необходимость пройти,
несмотря на существующий риск, преграду,
которая должна его изменить, вывести на новый
уровень самосознания в системе бытия.
В. В. Чудинина пишет: «Сновидения у героев
Достоевского служат не тому, чтобы затемнить,
скрыть, представить в безобидной форме тайные
желания человека, а скорее, наоборот, проявлению
скрытого» [8, с. 54]. Благодаря сновидению
Подросток открыл в себе скрыв аемые сознанием
слабые стороны своей личнос ти, благодаря чему
сделал шаг навстречу реальному, не
идеализированному миру, что в дальнейшем
позволит свершиться его примирению с ним. В
сознании Подростка в равной степени
сосуществуют различные оценки окружающ ей
действительности и собственного «я» в ра мках этой
действительности: в нем сталкиваются любовь и
презрение, которые могут относиться к одному
объекту переживания; самолюбие и
самоуничижение. Данный аспект личности
Аркадия напрямую связан с его биографией ,
объясняющей двойственность его положения: «…я
– законнорожденный, хотя я, в высшей степени,
незаконный сын» [2, c. 382]. В заключительной
главе романа окончательное очеловечивание
Подростка ставится в прямую зависимость от его
«работы с собой».
Сам проц есс перехода героя от идеала к
действительн ости есть суть обретения этой
действительности. Невозможно до конца осознать
явление, не лишившись иллюзорных
представлений о нем. Таким образом, сон
выступает катализатором на пути к принятию себя
и обретению нов ых нравственных идеалов.
Несознаваемые до т ого чувства и желания
Подростка проявляются, благодаря острому их
переживанию во сне. Однако, это не окончательное
их проявление. В стадии бодрствования, благодаря
рефлективному осмыслению, переживание
становится личным опытом героя. Обретение
данного опыт а и есть основная интрига
произведения, необходимость, за отсутствием
которой, и возникал конфликт «Подростка».
Обнаружив ее, мы не только проясняем идейную
составляющую романа, но и выводим на первый
план роль са мопознания в решении нравственных
вопросов для героев Ф. Достоевского, в частности,
Аркадия, для которого выразителем сложных
метафизических переживаний послужила
семантико -смысловая образная система сна.
Литература:
1. Гёте И.В. Фауст. Трагедия. // Пер. с нем. Б.
Пастернака. Под общ. ред. А. Аникст а и Н.
Вильмонта. Комм. А. Аникста / И.В. Гѐте.
Собрание сочинений в 10 -ти томах. Т. 2. – М.:
Худож. лит., 1976. 510 с.
2. Достоевский Ф.М . Подросток //
Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15
томах. Т.8. – Л.: На ука. Ленинградское отделение,
1990. – 814 с .
3. Дынник М. Сон как литературный приём //
Литературная энциклопедия : Словарь
литературных терминов: В 2 -х т. / Под ред. Н.
Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. – М.; Л.:
Изд -во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 2.
4. Захаров В. Н. Конце пция фантастического
в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный
образ и историческое сознание. – Петрозаводск:
Изд -во ПетрГУ, 1974. – С. 98 -125.
5. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и
культура его времени. 2 -е изд., доп. – Л.: Худож.
лит. Ленингр. от д-ние, 1985. – 352 с.
6. Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и
предсонье // А.М.Ремизов. Огонь вещей :
[Сборник]; Сост., вступ. ст., с. 5 -34, коммент. В. А.
Чалмаева. – М. : Сов. Россия, 1989. – 525 с.
7. Чудинина В. В. Худо жественно -
содержательное своеобразие сновид ений в
творчестве Ф. М. Достоевского : Дис. ... канд.
филол. наук / В.В. Чудинина – Москва, 2004. – 185
c.
8. Человек и его символы // Юнг Карл Густав,
фон Франц Мария -Луиза, Хендерсон Джозеф Л. и
др. – М.: Серебряны е нити, 1997. – 368 с.
9. Юнг К. Г. Анализ сно видений. Семинары
(осень 1928 г. – лето 1929 г.) – М.: Клуб Касталия.
2014. – 304 с.