12 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
необходимые изменения в гражданское,
административное и уголовное законодательство.
В этой связи правильное понимание
терминологии, используемой в интернет -
пространстве, и работа, проводимая по ликвидации
правовой, компьютерно й, информационной и
лингвистической малограмотности, даст
возможность представителям бизнес -сообщества,
но и простым гражданам, говорить на одном языке
не только с добросовестными пользователями
всемирной сети Интернет, а также с
правонарушителями, нарушаю щими закон с
помощью интернет -технологий; а также поможет
законодателям своевременно вносить в
отечественное правовое поле необходимую
информационную и лингвистическую
терминологию.
Кроме этого, выверенные информационные,
правовые и лингвистические поняти я позволят
бизнес -сообществу в интернет -сфере законно и
легально вести свои финансовые и экономические
отношения, что приведет к быстрому и
эффективному развитию кибер -пространства,
подъему экономики государства и увеличению
благосостояния граждан России.
Литература:
1. Дворянкин О.А., Тихонов А.В.,
Дворянкин А.О. Как защитить себя в четвертой
информационной эпохе? // Человек и закон. 2018г.
№7. С. 23 -28.
2. Энциклопедии, словари, справочники -
онлайн «Вокабула» [Электронный портал] URL :
http ://www .xn --80 aacc 4bir 7b.xn --p1ai [Дата
просмотра] 21 апреля 2020 г.
3. Сайт « ProActOn », www.proacton.ru
[Электронный портал] URL :
https ://www .proacton .ru/about -internet /terms -glossary
[Дата просмотра] 21 апреля 2020 г.
4. Толковый словарь компьютерных
терминов. – 2015. [Электронный портал] URL :
http://www.tckt.ru/all_words.html [Дата просмотра]
21 апреля 2020 г.
5. Карта слов и выражений русского языка
«КАРТАСЛОВ. RU » [Электронный портал] URL :
https ://kartaslov .ru [Дата просмотра] 21 апреля 2020
г.
6. Тришин В. Н. Большой словарь -справочник
синонимов русского языка системы ASIS 2014 г. С
25-26
7. Знаков, В. В. Неправда, ложь и обман как
проблемы психологии понимания // Вопросы
психологии. -1993. - № 2. – С. 9 -16.
8. Грибанская Е.Э. Проблемы
формирования лингвокоммуникативной
компетенции и пути их преодоления в процессе
освоения русского языка// В сборнике:
Особенности изучения языковых дисциплин в
вузах МВД России. – М.: Эдитус, 2019. – С.43 -48.
9. Грибанская Е.Э., Никитина Е.С.,
Дворянкин О.А. Метапредметность как средство
повышения уровня культуры и образованности
студен тов -юристов // Культура: управление,
экономика, право. – 2019. - № 2. – С. 9 -14.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИ ВОБОРСТВО КАК МАНИПУ ЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ
ЛЮДЕЙ ОТ ПРЯМЫХ БОЕВ ЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ ДО В ИРТУАЛЬНЫХ БОЕВ В
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТ ЕРНЕТА
Грибанс кая Елена Эдуардовна
профессор кафедры русского языка и культуры речи
Российского государственного университета правосудия
кандидат педагогических наук, доцент
Дворянкин Олег Александрович
старший преподаватель кафедры информационной безопасности
Учебно -научного комплекса информационных технологий
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
кандидат, юридических наук
Никитина Евгения Сергеевна
старший преподаватель кафедры экономики, таможенного дела,
информационных технологий и дисциплин естественнонаучного цикла
Брянского филиала ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
кандидат педагогических наук
DIGITAL CONFRONTATIO N AS A KIND OF MIND CONTROL DURING DIREC T FIGHTING AND
ORGANISED VIRTUAL BA TTLES IN SOCIA L NETWORKS
Elena E. Gribanskaya
Professor in Department of the Russian language and speech culture
of Russian State University of Justice, Candidate od pedagogy science,
Senior lecturer.
Oleg A. Dvoryankin
candidate of legal sciences,
lecturer at the chair of information security
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 13
of the Moscow MUR RS Kikot university.
Eugeniya S. Nikitina
Assistant Professor in Department of Economics, Customs,
Information technologies and Science in Briansk Institute (branch)
Plekhanov Russian State University of Economics,
Candidate of pedagogy science .
Аннотация
В статье поднимается проблема манипулирования сознанием человека в процессе информационного
противоборства. Представляется общий исторический анал из данной проблемы. Сформулированы
основные формы и методы языкового и информационного противостояния в социальных сетях всемирной
сети Интернет и способы, положения, позволяющие их определить и предотвратить.
Abstarct
The artcle is about a problem of mind control using for digital confrontation. The authors provide readers
with historical analysis of the problem and determine the main forms and methods of linguistic and digital
confrontation in the networks and the sets of tools including ways and prov isions to identify and prevent them.
Ключевые слова: информационная безопасность, манипулирование сознанием, социальные сети,
языковые приёмы, лингвистические уловки.
Key words: information security, mind control, social networks, linguistic technics, ling uistic tricks.
Во все времена все существующие
государства, империи, страны хотели быть
сильными, независимыми, богатыми, культурно
процветающими, религиозными, информационно и
технически развитыми. Это были не случайные
желания и стрем ления, а выверенные и
целенаправленные действия.
Рационально построенная иерархическая
власть и правящие лидеры, ее создавшие,
понимали, что только боевые действия увеличат
территорию, а хитроумная информационная
политика приведет к духовному ослаблению
противника; религия, основанная на духовных
началах, укрепит сознание и разум своего народа и
воинов, а также напугает соперника как при
подготовке к боевым действиям, так и в ходе них, а
язык сделает врага партнером и
единомышленником.
Однако основное вни мание, несмотря на все
перечисленные факторы, уделялось
информационному и лингвистическому
противоборству, т.е. психологическому слому
сознания одного человека, например, лидера
государства (военноначальника) или большой
группы людей.
В этом случае задаче й информационного
противоборства являлся перелом ситуации в
политических и межгосударственных отношениях,
изменение вектора развития страны на «нужный
маршрут», формирование требуемых
мироощущений, т.е. осознание человеком того, что
он неправильно жил и вс е его действия были не
верны, или не тому поклонялся богу, исповедовал
неверные религиозные учения и т.д.
Так, до нас дошли наставления
древнекитайского философа Сунь -Цзы ( IV век
нашей эры), в которых он представил основы
ведения информационной войны в ви де
практических рекомендаций:
- «разлагайте все хорошее, что имеется в
стане вашего противника»;
- «делайте все возможное, чтобы обесценить
традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих
богов»;
- «разжигайте ссоры и столкновения среди
граждан враждебной вам страны»;
- «подрывайте престиж руководства
противника и выставляйте его в нужный момент
на позор общественности»;
- «вовлекайте видных деятелей противника в
преступные предприятия»;
- «подстрекайте молодежь против
стариков»;
- «сковывайте во лю воинов противника
песнопениями и музыкой»;
- «посылайте женщин легкого поведения,
чтобы дополнить дело разложения». [1]
Самое важное, что такие действия могли вести
только информационно и лингвистически
подготовленные специалисты очень высокого
уровня.
Очень часто такими специалистами были
религиозные деятели, философы,
военноначальники или великолепно образованные
люди, обладающие большим количеством знаний в
различных отраслях наук и умеющие ярко и
красиво говорить, т.е. обладающие даром
убеждения. Это , например, Цицерон, Александр
Македонский, князь Олег, Серафим Саровский,
Александр Суворов, Наполеон, Ленин, Троцкий,
Гитлер, Черчиль и др.
Настоящие технологии держались в большой
тайне «особыми» специалистами, которые обучали
выбранного лидера настоящим премудростям. В
предыдущие годы до появления радио, телевидения
и особенно всемирной сети Интернет
информационное противоборство велось в
узконаправленном режиме.
Это обусловливалось невозможностью быстро
и многообъемно распространять «нужную»
информацию, т.е. представлять лингвистически
выверенные сведения (в настоящее время это фейк -
новости), которые должны были либо поднять
14 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
народные массы на войну, либо испугать
противника.
В этой связи приходилось почти постоянно
идти на личный контакт с врагом или со своими
партнерами, чтобы довести до них то, что было
задумано, и при этом очень часто за такие действия
грозила смерть.
Таким образом воен ноначальникам
(предводителям боевых колон) почти всегда
приходилось быть в гуще боевые действий
совместно со своими воинами, чтобы духовно их
поддерживать, давать напутствия, а также личным
примером показывать смелость и отвагу в
сражениях с противником.
По-другому воздействовали на людей
философы, религиозные деятели и политики,
которые, обладая ораторскими и
психологическими способностями побуждали
народные массы выполнять их указания для
достижения конкретных целей и задач. В этом
случае также отмечается личный и тесный контакт
с народом.
Однако с появлением всемирной сети
Интернет и таких ее элементов, как социальные
сети, мессенджеры, гаджеты, Инстаграм,
Телеграмм и технологии 3 G и 4 G, с помощью
которых скорость передачи сигнала увеличилась
(стала быст рей) и время скачивания информации
стало стремительней, исчезла необходимость
тесного и близкого контакта источника
информации и её получателя. Большую роль в этом
сыграли также легкость использования технологий
и дешевизна оборудования. Таким образом, всё ,
перечисленное выше, кардинально изменило
ситуацию ведения информационно -
лингвистических войн.
Информационная война, манипулирование
сознанием только теперь в дистанционном,
анонимном режиме с новой силой стала вестись в
мировом пространстве между госуда рствами и
людьми на просторах сети Интернета и
сформировалась в актуальнейшую проблему
современности.
Манипуляция сознанием стала основной
формой общения, которая проявляется в
воздействии на собеседника с целью установления
контроля над его эмоциональным состоянием и
мыслями.
Цель манипулятора ясна: сформировать у
огромной аудитории, к которой теперь есть
информационный и технический доступ
посредством социальных сетей во всемирной сети
Интернет, определённые убеждения, взгляды на
жизнь, опираясь на заве домо ложную негативную
информацию или, наоборот, простые ложные
бытовые сведения, с целью привлечь внимание к
чему -то важному.
При этом пользователям социальных сетей не
сообщается об истинных целях общения
(информации), о специфике подбора предлагаемых
для обсуждения тем и материалов.
Много времени прошло, а наставления
древнекитайского философа Сунь -Цзы остаются
прежними, несмотря на изменяющиеся эпохи,
сменяющихся правителей, исчезновение и
появление государств, несмотря на создание новых
информационных , лингвистических,
компьютерных технологий.
При этом речевое манипулирование
общественным сознанием при помощи социальных
сетей, в анонимном формате стало одной из
наиболее актуальных и наименее изученных
проблем современной культуры речевого общения.
Назо вём лишь некоторые языковые приёмы,
которыми пользуются современные манипуляторы:
- общие фразы в виде политических,
экономических, социальных, идеологических
лозунгов (например: Россия для русских. Чемодан -
вокзал -Россия. ).
- речевые клише, которые помогаю т
манипулятору ввести своего собеседника в
заблуждение, замаскировать настоящие причины
своего поведения и достигнуть желаемой цели
(например: Ты просто меня не понял. Не надо
драматизировать. Ты всё только усложняешь. Не
будь таким негативным. Я этого не говорил. ).
При этом сразу верно оценить опасность и
быстро определить ложную информацию и
противозаконные сведения не всегда удается.
Представляемый контент (аудио -, видеозаписи и
текстовые материалы ) манипулятор так
великолепно объединяет и связывает, что
большинство людей принимают его за истинный и
не проводят необходимых верификационных
действий по проверке информации на подлинность.
Однако в ходе исследований нам удалось
определить, с помощью каких языковых средств
происходит манипулирование сознанием и с
помощью каких признаков можно сразу понять, что
начинается манипулирование:
1. Подбор неравноценных по лексическому
значению синонимов (например: слов,
характеризующих один и тот же предмет
принципиально по -разному, например, баловник –
правонарушител ь).
2. Использование неологизмов, непонятных
большинству носителей русского языка (например,
реклама Мегафона: "Шерь. Стримь. Сторь." ).
3. Лингвистическое построение фразы,
определённый порядок слов, которые меняют
смысл всего высказывания (например, она
расстроила меня своим сообщением; её сообщение
меня расстроило; я была расстроена её
сообщением – меняется оценка роли действия
субъекта) .
4. Формулирование провокационных вопросов
(например, Вы уже перестали каждый день
принимать наркотики? Вопрос построен так, что
на него нельзя ответить «да» или «нет».)
Наряду с этими признаками нами установлены
и основные лингвистические уловки
манипули рования:
1. С помощью туманных намёков запутать
собеседника и тем самым добиться желаемого
манипулятором результата.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 15
2. Вывести собеседника из эмоционального
равновесия, повторяя один и тот же вопрос или
одну и ту же просьбу до тех пор, пока не услышит
нужный м анипулятору ответ.
3. Оспаривание любой правдивой
информации с помощью подбора недостоверных
аргументов, включающих и правду, и ложь.
4. Спровоцировать эмоциональное
раздражение, используя в общении незнакомые для
собеседника теории и термины.
5. Приписывание или изменение акцентов.
Перевод вопроса из позитивного обсуждения в
негативное. Внимание акцентируется на
второстепенных деталях, которые могут быть
использованы в интересах манипулятора.
6. «Передёргивание» фактов, искажение
смысла слов, сказанн ых оппонентом.
7. С помощью ссылок на имена великих
людей придание ложному высказыванию статуса
истинного.
Кроме этого, проведя опрос различных
экспертов, занимающихся вопросами
манипулирования, и людей, попавших под влияние
манипуляторов, нам удалось устано вить и
дополнительные признаки, которые позволяют
манипулировать сознанием человека. Остановимся
подробнее на некоторых.
Русский язык – это государственный язык
Российской Федерации. Он является отражением
культуры народа. В его использовании не бывает
мел очей. Любое искажение норм языка нарушает
лингвистическую и информационную
безопасность, а значит, начинается
манипулирование сознанием. Даже замена русских
букв на латинские в названиях магазинов, фирм,
ресторанов, развлекательных центров, в афишах,
объяв лениях и
рекламах :Zажигалка (бар), Gардероб (магазин
одежды), Вернiсаж (торговый
центр), ЧеRDак (ночной
клуб), Столоvка (кафе), Dжинsы (магазин
одежды) - может нанести незаметный сразу, но
непоправимый впоследствии вред носителям
языка.
Лауреат Нобелевской премии, выдающийся
психофизиолог И.П. Павлов, доказал, что буквы
локализованы в строго определённых клетках
головного мозга, а замена смыслов – это нару шение
нейронных связей, дезориентация, утрата
адекватности, дисфункции нервной системы , то
есть сильнейшее воздействие на человека.
Если современные психологи рассматривают
человека как живой биокомпьютер, то буквы и
слова внутри нас – это своего рода прог раммное
обеспечение. Достаточно ввести в мозг ошибку – и
руки -ноги начнут выдавать неверный результат . [2]
Аналогичную версию выдвинул и один из
авторов настоящий статьи, который сообщает, что
в алфавите, которым в настоящее время мы
пользуемся, а также в алфавите, который был
переформатирован после 1917 года, все буквы
также были выстроены в определенной
последовательности и каждая несла и несет свою
историческую, информационную и
лингвистическую особенность. [3]
Таким образом, необдуманное внедрение в
сознание российского человека иностранных слов
приводит к изменению языкового кода, т.е.
происходит засорение русского языка
неуместными заимствованиями и последующее
целенаправленное манипулирование сознанием
человека.
В результате нарушается коммуникативн ая
функция языка, и гражданину нашей страны
требуется порой переводчик, когда по телевизору
или радио он слышит сообщения с непонятными
ему иностранными словами, например, консенсус,
брифинг, менеджер, спикер , инаугурация, холдинг,
оффшор , консалтинг и т.д .
Еще одним способом, является
положительный контент, т.е. когда манипулятор
показывает, что жить можно лучше, имея большие
зарплаты, пенсии, замечательную городскую и
сельскую инфраструктуру, хорошую транспортную
систему жизнедеятельности, сильную военную и
информационную безопасность и т.д. [4].
Это подрывает уважение к собственному
государству, вызывает недоверие к решениям
руководства страны.
Такими технологиями очень часто
пользовались и пользуются наши противники,
когда хотели или хотят (времена не и зменились)
завоевать наш народ. На связь «уничтожение языка
– уничтожение народа» указал в Х IХ веке министр
народного просвещения А.С. Шишков, который,
сообщая царю о наполеоновском плане
уничтожения России с помощью замены русского
языка на французский, с казал: «Хочешь погубить
народ - истреби его язык» .[5]
Таким образом, можно сделать вывод, что в
настоящее время информация превратилась в новое
мировое грозное оружие, которое еще до конца
полноценно не изучено.
Однако на сегодняшний день ясно, что
манип улирование сознанием пользователей
социальных сетей приводит к различным
преступлениям: экономическим (кардинг –
мошенничество с банковскими картами; фишинг –
получение доступа к счёту банка; уведомления о
выигрыше, вымогательство денег, незаконное
предпри нимательство), экстремистской
(террористической) направленности, доведению до
самоубийства и т.д.
Все эти проблемы можно было бы списать на
сложный переходный период, переживаемый
нашей страной, однако описываемые события
проходят на фоне изменения всей ми ровой
системы.
В этой связи нам необходимо предпринять
незамедлительные меры повышения
лингвистической и информационной безопасности
и предотвратить возможность манипулирования
сознанием гражданина, т.е. защитить русский язык
и представить формы информационной
безопасности, приемлемые как для государства, так
и для простого гражданина.
16 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
В данном направлении уже сделаны первые
шаги.
Это внесение изменений в 2019 году в с татью
15.3. «Порядок ограничения доступа к
информации, распространяемой с наруш ением
закона» Федерального закона от 27 июля 2006 г. №
149 -ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» (в
действующей редакции) [6], которая теперь
определяет огр аничение доступа к
информационным ресурсам в информационно -
телекоммуникац ионных сетях, в том числе сети
«Интернет», которые распространяют
информацию, содержащую призывы к массовым
беспорядкам, осуществлению экстремистской
деятельности, участию в массовых (публичных)
мероприятиях, проводимых с нарушением
установленного порядка, недостоверной
общественно значимой информации,
распространяемой под видом достоверных
сообщений, которая создает угрозу причинения
вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу,
угрозу массового нарушения общественного
порядка и (или) общественной безопасности либо
угрозу создания помех функционированию или
прекращения функционирования объектов
жизнеобеспечения, транспортной или социальной
инфраструктуры, кредитных организаций,
объе ктов энергетики, промышленности или связи,
информационных материалов иностранной или
международной неправительственной
организации, деятельность которой признана
нежелательной на территории Российской
Федерации в соответствии с
Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. № 272 -
ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к
нарушениям основополагающих прав и свобод
человека, прав и свобод граждан Российской
Федерации», сведениям, по зволяющих получить
доступ к указанным информации или материалам
(далее - распространяемая с нарушением закона
информация), включая случай поступления
уведомления о распространяемой с нарушением
закона информации от федеральных органов
государственной власт и, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, организаций или
граждан.
Другим серьезным шагом являться поправка о
русском языке, вносимая в 68 статью Конституции
Российской Федерации, в которой сказано, что
государственным языком Российской Федерации 1
на всей ее территории является русский язык как
язык государствообразующего народа, входящего в
многонациональный союз равноправных народов.
Кроме этого, необходимо рассмотреть вопрос
о подготовке нормативны х правовых документов, в
которых предусмотреть положения, связанные с
1 Компьютерная справочная правовая
система «КонсультантПлюс» Федеральный закон
«О государственном языке Российской Федерации»
от 1 июня 2005 г. № 53 -ФЗ (последняя редакция)
«контролем» (без цензуры) за речью журналистов,
ораторов на ток -шоу; речью деятелей культуры,
оказывающих большое влияние на формирование
лексики современного русского языка и
информацио нного контента.
В информационном лингвистическом поле
новые кумиры не заботятся в процессе общения о
правильной речи (отсутствии грамматических
ошибок) и о хорошей речи (выразительной речи), в
результате грамотный и выразительный русский
язык стал редкост ью в процессе устного и
письменного общения среди людей всех
поколений.
Таким образом, кажущаяся нереальность и
несерьёзность ведущейся в виртуальном мире
информационной войны ошибочна. В результате
действий и противоборств на просторах
социальных сетей в о всемирной сети Интернет
гибнут реальные люди, банкротятся фирмы,
совершаются государственные перевороты. Всего
этого можно избежать, если научиться защищаться
от манипулирования сознанием, уметь сразу
понимать, когда оно начинается, и применять
защиту.
Можно констатировать, что принятые меры и
дополнительно введенные в силу положения
позволят бережно относиться к русскому языку и
обеспечить должную информационную
безопасность наших граждан, а также позволят
защитить их от манипулирования сознанием,
прида дут силы, чтобы выиграть многолетнюю
информационную и лингвистическую войну
против России, а также дадут возможность нашей
стране сделать серьезный рывок в развитии во всех
сферах науки.
Литература
1. Овчинский А.С., Борзунов К.К.,
Чеботарева С.О. Информационные координаты.
Управление. Противоборство. Безопасность. – М.:
Горячая Линия –Телеком, 2018. - С. 205 -206.
2. LiveJournal .com [Электронный портал]
URL : https ://lina -001. livejournal .com /3043. html
[Дата просмотра] 17 марта 2020 г.
3. Дворянкин О.А. «Й». Что скрыли наши
предки от нас в этой букве?» Научно -практический
журнал «Современная наука: актуальные проблемы
теории и практики. Серия "Гуманитарные науки".
2019 г. № 3. С 151 -157
4. Грибанская Е.Э. Речевой этикет: экология
языка или тоска по прошлому // Образовательные
технологии. Москва. №3. – М., 2017. С. 117 -127.
5. Шишков А.С. «Хочешь погубить народ,
истреби его язык» Благотворительный фонд
содействия научной, социальной
и просветительской деятельности святителя Луки
(Войно -Ясенецкого) URL : http ://slvf .ru/а-с-
[Электронный портал] URL :
http ://www .consultant .ru/document /cons _doc _LAW _
53749/# dst 0 [Дата просмотра ] 17 марта 2020 г.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 17
шишков -хочешь погубить -народ -истр/ [Дата
просмотра] 17 марта 2020 г.
6. Компьютерная справочная правовая
система «КонсультантПлю» Федеральный закон
«О государственном языке Российской Федерации»
от 1 июня 2005 г. № 53 -ФЗ (последняя редакция)
[Электронный портал] URL :
http ://www .consultant .ru/docume nt/cons _doc _LAW _
61798/34547 c9b6ddb 60 cebd 0a67593943 fd9ef64ebdd 0
/ [Дата просмотра] 17 марта 2020 г.