ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» (21-23)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/03/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
52,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
21-23
Автор:
Гуцол Юлия Владимировна
кандидат педагогических наук, Самарского государственного технического университета, Самара
кандидат педагогических наук, Самарского государственного технического университета, Самара
Анотация: В статье рассматриваются интенсивные технологии в процессе формирования готовности к профессиональной коммуникации в техническом вузе. Автор подчеркивает необходимость принимать во внимание двуплановость практической цели формирования готовности к иноязычному общению и обосновывает необходимость применения интенсивных технологий в процессе изучения иностранного языка студентами технического профиля. В статье предложена инновационная двухмерная матрица интенсивных педагогических технологий. Автор приводит пример использования чат-технологии при формировании навыков письменной речи студентов второго курса электротехнического факультета.
Ключевые слова:
интенсивные технологии;
технический вуз; формирование готовности; двухмерная матрица; чат-технология;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Гуцол Ю.В. Интенсивные технологии формирования готовности будущих бакалавров к деловому общению в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф…дис.кан.пед.наук. – Самара.: 2018. – 24 с.
2. Архипова Г.С. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов инженерно-технических специальностей [Текст] / Г.С. Архипова // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. С. 221-223.
3. Михелькевич В.Н. Методика выбора вида интенсивной технологии формирования у студентов организационно-управленческой компетенции [Текст] / В.Н. Михелькевич, Л.П. Овчинникова // Материалы Всероссийской научнотехнической конференции. СГАСУ. - Самара, 2013. С.410-411.
4. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика [Текст] / Г.А.Китайгородская. - М.: Русский язык, 1992. - 254 с.
5. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам [Текст] / Г. Лозанов // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. -
Вып. №1. - М.,1973. С. 9-17.
6. Петрусинский В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / В.В. Петрусинский // Книга 5. – М.: Энроф, 1994. – 136 с.
7. Шебаниц В.Г. Организационнопедагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве [Текст] / В.Г. Шебаниц // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. С. 357-359.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 21
ИНТЕНС ИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОР МИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОМУ
ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ БА КАЛАВРИАТА ПО НАПРАВ ЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕ ТИКА И
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА».
Гуцол Юлия Владимировна
кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры иностранных языко в
Самарского государс твенного технического университета,
г. Самара Самарской обл .
INTENSIVE TECHNOLOGI ES OF FORMATION THE FOREIGN LANGUAGE COM MUNICATION
OF THE UNDERGRADUATE STUDENTS BY THE "EL ECTRIC POWER AND ELE CTRICAL
ENGINEERING" FACULTY .
Gutsol Juli a V.
candidate of pedagogical Sciences,
tutor of the Department of foreign languages
of the Samara State Technical University,
Samara city, Samara region.
Abstarct
The article is focused on the intensive technologies in the process of forming readiness f or th e professional
communication in a technical University. The author emphasizes the necessity to take into account the two -
pronged practical goal of forming readiness for foreign language communication and justifies the essential to use
the intensive te chnol ogies in the process of learning a foreign language by technical students. The article offers an
innovative two -dimensional matrix of intensive pedagogical technologies. The author gives an example of the chat
technology application in the formation o f wri ting skills for the second -year students at the faculty of electrical
engineering.
Аннотация
В статье рассматриваются интенсивные технологии в процессе формирования готовности к
профессиональной коммуникации в техническом вузе. Автор подчеркивает необходимость принимать во
внимание двуплановость практической цели формирования готовности к иноязычному общению и
обосновывает необходимость применения интенсивных технологий в процессе изучения иностранного
языка студентами технического про филя. В статье предложена инновационная двухмерная матрица
интенсивных педагогических технологий. Автор п риводит пример использования чат -технологии при
формировании навыков письменной речи студентов второго ку рса электротехнического факультета.
Ключевые с лова: интенсивные технологии, технический вуз, формирование готовности, двухмерная
матрица, чат -технологи я.
Key words: intensive technologies, Technical University, readiness formation, two -dimensional matrix, chat
technology.
Современные образовательные стандарты
предъявляют повышенные требования к уровню
иноязычной подготовки бакалавров
электротехническог о профиля. Сог ласно ФГОС
ВПО по направлению подготовки бакалавров
140400 «Электроэнергетика и электротехника»,
выпускник должен обладать определенными
общекультурными компетенциями – умением
логически верно, аргументировано и ясно строить
устную и письменн ую речь на ино странном языке,
готовностью к участию в межкультурной
коммуникации [1, с. 3].
Необходимость участия в международных
выставках, изучения научно -технической
документации, ведения деловой переписки,
выступления на научных конференциях и
написани я статей и тез исов на иностранном языке
требует от будущих выпускников
электротехнического профиля высокого уровня
иноязычной подготовки в рамках деловой
коммуникации.
Важнейшей задачей в техническом вузе
становится формирование у студентов
бакалавриата п о направлению «Электроэнергетика
и электротехника» готовности к иноязычному
деловому общению в конкретных деловых и
профессиональных ситуациях с учетом
особенностей научно -производственной
электротехнической тематики. В значительной
степени этому способств ует и то, что студенты
первого и второго курсов обладают запасом
электротехнических и электроэнергетических
терминов, поскольку уже на первом курсе они
изучают физику, где в разделе «Электричество»
знакомятся с законами и закономерностями
электрического то ка, с электрич ескими цепями, и
электрическими измерениями, а в дисциплине
«Введение в инженерную деятельность» изучают
традиционные источники электрической энергии
(тепловые, гидравлические и атомные
электростанции), а также альтернативные
возобновляемые и сточники энерг ии
(ветрогенераторы, солнечные полупроводниковые
22 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
источники энергии). На втором курсе студенты
изучают многие виды электрических генераторов и
двигателей, многочисленные виды электрической
аппаратуры, в том числе релейной и
микропроцессорной.
Преподавателю необходимо учитывать
двуплановость практической цели формирования
готовности к иноязычному общению в вузах
технического профиля: обеспечение гармоничного
сочетания профессионально -деловой и
социокультурной ориентации и формирование
коммуникат ивной способно сти будущего
бакалавра. Следует принимать во внимание и
глубокую диверсифицированность
терминосистемы научно -технического языка и его
функционально -стилистическое многообразие.
Таким образом, преподавателю важно реализовать
две задачи: развит ие общей инояз ычной
коммуникативной компетенции и развитие
специальной иноязычной коммуникативной
компетенции [2, с. 223].
Таким образом, подготовка будущего
специалиста представленного выше профиля к
деловому общению, необходимому в его будущей
профессион альной деятель ности – это не простая
задача. Тем более, что на ее решение отводится
всего 162 часа практических аудиторных занятий.
В связи с этим, и возникает необходимость
применения интенсивных технологий обучения.
Интенсивная технология – это технологи я (n+1) -го
пок оления, которая при ее реализации в конкретной
образовательной среде и при прочих равных
условиях обеспечивает, по сравнению с
традиционной технологией n -го поколения,
повышение в 1,5 -2,5 раза интенсивности обучения
[3, с. 410].
Наряду с суще ствующими
спе циализированными интенсивными методами
обучения (метод активизации резервных
возможностей обучаемого Г.А. Китайгородской
[4], суггестопедический метод Г. Лозанова [5],
суггестокибернетический интегральный метод
ускоренного обучения взрослых В. В.
Петрусинско го [6]), используются инновационные
интенсивные технологии, такие как
брейншторминг, игровые технологии, проектные
технологии, технология case -study, языковой
портфель и различные компьютерные технологии,
способствующие быстрому усвоению мате риала и
развит ию творческой направленности личности
студента.
В процессе двухлетнего опыта работы мы
изучили и отобрали технологии, наиболее
результативные и эффективные для каждого из
видов иноязычной речевой деятельности и
временных этапов обучения студе нтов, а также
представили их в виде двухмерной матрицы
(таблица 1).
Таблица 1.
Селективное применение интенсивных технологий при освоении студентами бакалавриата
по направлению «Электротехника и электроэнергетика» различных видов речевой деятельности
на разных этапах их обучения.
Виды речевой деятельности студентов
по формированию готовности к
иноязычному деловому общению
Используемые интенсивные технологии формирования
готовности к иноязычному деловому общению у студентов
бакалавриата по направлению «Э лектроэнергетика и
электротехника»
1 этап (1 курс) 2 этап (2 курс)
Просмотр и прочтение газет, журналов,
книг общекультурного содержания по
направлению и профилю иноязычной
подготовки
Архивирование
информации; языковой
портфель
Архивирование информации;
языковой портфель,
дискуссионные технологии
Написание эссе, рефератов, докладов,
отчетов, аннотаций, резюме, статей по
профилю и тематике иноязычной
подготовки
Брейнрайтинг;
мультимедийные
технологии
Е-mail технология; имитация
переписки в режиме on -lin e; чат -
технологии, keypal -технология
Выступления с докладами на
семинарах, диспутах, научно -
технических конференциях. Устная
аргументация, выражение оценки и
собственного мнения в ролевых играх
Модульный метод,
круговой мозговой
штурм, web -квест
технологи я
Мультимедийные технологии;
ролевые и деловые игры; метод
проектов; выступления в
ситуациях case -study ;
дискуссионные технологии;
Прослушивание аутентичных
материалов: информативные тексты,
ин тервью, письма, доклады
Дискуссионные
технологии; языковой
по ртфель
Дискуссионные технологии,
мультимедийные технологии
Непрерывный процесс коммуникативной
деятельности студентов во время иноязычной
подготовки связан с формированием всех видов
речевой деятельности. Таким образом, применяя
данную двухмерную матриц у преподаватель может
выбирать определенный вид деятельности
студентов , временной этап (первый или второй
курсы) и соответствующие им выделенные
технологии.
В качестве примера рассмотрим применение
чат -технологии в процессе формирования
письменных навыков. На втором курсе при
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 23
написании докладов и статей, студенты учатся
аргументировать, выражать собственное мнение,
вести переписку по e-mail , используют чат.
Чат (от англ. to chat - болтать) - это общение
в сети Интернет, при котором разговор ведется в
реаль ном времени. Данный способ Интернет
коммуникации используется нами как виртуальная
аудитория для проведения групповых учебных
занятий.
Приводим наиболее значимые для нашего
иссле дования типы чатов:
• текстовый чат;
• чат с презентацией.
Виды учебных занят ий в чате:
• проблемный веб -семинар;
• тематический веб -семинар;
• задачный веб -практикум;
• лабораторный практикум в чате (с
использованием презентации);
• групповая консультация в чате (при
выполнении контрольной работы);
• мастер -класс (с использованием
презентации).
Виртуальная аудитория создается при помощи
специальной компьютерной программы,
позволяющей организовать групповую работу
студентов в режиме реального времени с
возм ожностью текстового группового общения и
рабочей доски.
В процессе нашего ис следования занятия в
чате проводились с использованием презентаций,
скринкастов ( скринк а
́ст (англ. screencast ) -
цифровая видеозапись информации, выводимой на
экран компьютера, та кже известная как video screen
capture («видеозахват экрана»), подкастов -
(по дка
́ст (англ. Podcasting - повсеместное вещание,
широковещание) - звуковой или видеофайл в стиле
радио - и телепередач в Интернете (вещание в
Интернете), и интерактивных опросов, т акже
допускается возможность передачи выступающему
перед группой студенту упр авления рабочей
доской. Многие преподаватели перед проведением
занятия в чате проводят обсуждение важных
моментов на форумах, дают студентам
контрольную работу, задание, а на заня тии в чате
непосредственно обсуждают важные аспекты
изучаемой темы. Чат предо ставляет уникальную
возможность студентам вступать в живой диалог с
виртуальн ым партнером, совершенствуя умения
монологического и диалогического высказывания.
Необходимость общени я обращает его участников
к участию в международных проектах, что
стимулирует и развивает такие коммуникативные
навыки, как умение вести беседу, отстаиват ь свою
точку зрения и лаконично излагать свою мысль [7,
с. 357].
Чат -технология является одной из важн ейших
интенсивных технологий, применяемых нами в
процессе формирования готовн ости к иноязычной
деловой речи, поскольку помогает мотивировать
студентов к о бщению друг с другом и с носителями
языка из разных стран, знакомиться с культурой
изучаемого языка, р азвивать навыки
профессиональной дискуссии.
Используя чат в процессе формиров ания
ГИДО, студенты имеют возможн ость общаться со
своими сверстниками из зарубежных вузов любой
страны, где английский язык является родным или
изучается как иностранный, пополнят ь свой
словарный запас, расширять кругозор.
Мы отметили существенное расшире ние
словарного запаса деловой ле ксики, улучшение
орфографии, высокую мотивированность к
общению с носителями языка в процессе
применения данной технологии. Фактор «живого»
языка и грает огромную роль при использовании
чата. Студенты могут общаться онлайн,
индивидуализируя темп усвоения материала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гуцол Ю.В. Интенсивные технологии
формирования готовности будущих бакалавров к
деловому общению в процессе профе ссиональной
подготовки в вузе: Автореф…дис.кан.пед.наук. –
Самара.: 2018. – 24 с.
2. Архипова Г.С. Развитие иноязычной
коммуникативной компетенции у студентов
инженерно -технических специальностей [Текст] /
Г.С. Архипова // Педагогическое мастерство:
материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва,
февраль 2014 г.). - М.: Буки -Веди, 2014 . С. 221 -223.
3. Михелькевич В.Н. Методика выбора вида
интенсивной технологии формирования у
студентов организационно -управленческой
компетенции [Текст] / В.Н. Михелькевич, Л.П.
Овчинникова // Материалы Всероссийской научно -
технической конференции. СГАСУ. - Самара, 2013.
С.410 -411.
4. Китайгородская Г.А. Интенсивное
обучение иностранным языкам: теория и практика
[Текст] / Г.А.Китайгородская. - М.: Русский язык,
1992 . - 254 с.
5. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении
иностранным языкам [Текст] / Г. Лозанов // Методы
интенсивно го обучения иностранным языкам. -
Вып. №1. - М.,1973. С. 9-17.
6. Петрусинский В.В. Игры: обучение,
тренинг, досуг [Текст] / В.В. Петрусинский // Книга
5. – М.: Энроф, 1994. – 136 с.
7. Шебаниц В.Г. Организационно -
педагогические условия использования
информационных технологий в образовательном
пространстве [Текст] / В.Г. Ше баниц //
Педагогическое мастерство: материалы междунар.
науч. конф. - М.: Буки -Веди, 2012. С. 357 -359.
ИНТЕНС ИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОР МИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИНОЯЗЫЧНОМУ
ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ БА КАЛАВРИАТА ПО НАПРАВ ЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕ ТИКА И
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА».
Гуцол Юлия Владимировна
кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры иностранных языко в
Самарского государс твенного технического университета,
г. Самара Самарской обл .
INTENSIVE TECHNOLOGI ES OF FORMATION THE FOREIGN LANGUAGE COM MUNICATION
OF THE UNDERGRADUATE STUDENTS BY THE "EL ECTRIC POWER AND ELE CTRICAL
ENGINEERING" FACULTY .
Gutsol Juli a V.
candidate of pedagogical Sciences,
tutor of the Department of foreign languages
of the Samara State Technical University,
Samara city, Samara region.
Abstarct
The article is focused on the intensive technologies in the process of forming readiness f or th e professional
communication in a technical University. The author emphasizes the necessity to take into account the two -
pronged practical goal of forming readiness for foreign language communication and justifies the essential to use
the intensive te chnol ogies in the process of learning a foreign language by technical students. The article offers an
innovative two -dimensional matrix of intensive pedagogical technologies. The author gives an example of the chat
technology application in the formation o f wri ting skills for the second -year students at the faculty of electrical
engineering.
Аннотация
В статье рассматриваются интенсивные технологии в процессе формирования готовности к
профессиональной коммуникации в техническом вузе. Автор подчеркивает необходимость принимать во
внимание двуплановость практической цели формирования готовности к иноязычному общению и
обосновывает необходимость применения интенсивных технологий в процессе изучения иностранного
языка студентами технического про филя. В статье предложена инновационная двухмерная матрица
интенсивных педагогических технологий. Автор п риводит пример использования чат -технологии при
формировании навыков письменной речи студентов второго ку рса электротехнического факультета.
Ключевые с лова: интенсивные технологии, технический вуз, формирование готовности, двухмерная
матрица, чат -технологи я.
Key words: intensive technologies, Technical University, readiness formation, two -dimensional matrix, chat
technology.
Современные образовательные стандарты
предъявляют повышенные требования к уровню
иноязычной подготовки бакалавров
электротехническог о профиля. Сог ласно ФГОС
ВПО по направлению подготовки бакалавров
140400 «Электроэнергетика и электротехника»,
выпускник должен обладать определенными
общекультурными компетенциями – умением
логически верно, аргументировано и ясно строить
устную и письменн ую речь на ино странном языке,
готовностью к участию в межкультурной
коммуникации [1, с. 3].
Необходимость участия в международных
выставках, изучения научно -технической
документации, ведения деловой переписки,
выступления на научных конференциях и
написани я статей и тез исов на иностранном языке
требует от будущих выпускников
электротехнического профиля высокого уровня
иноязычной подготовки в рамках деловой
коммуникации.
Важнейшей задачей в техническом вузе
становится формирование у студентов
бакалавриата п о направлению «Электроэнергетика
и электротехника» готовности к иноязычному
деловому общению в конкретных деловых и
профессиональных ситуациях с учетом
особенностей научно -производственной
электротехнической тематики. В значительной
степени этому способств ует и то, что студенты
первого и второго курсов обладают запасом
электротехнических и электроэнергетических
терминов, поскольку уже на первом курсе они
изучают физику, где в разделе «Электричество»
знакомятся с законами и закономерностями
электрического то ка, с электрич ескими цепями, и
электрическими измерениями, а в дисциплине
«Введение в инженерную деятельность» изучают
традиционные источники электрической энергии
(тепловые, гидравлические и атомные
электростанции), а также альтернативные
возобновляемые и сточники энерг ии
(ветрогенераторы, солнечные полупроводниковые
22 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
источники энергии). На втором курсе студенты
изучают многие виды электрических генераторов и
двигателей, многочисленные виды электрической
аппаратуры, в том числе релейной и
микропроцессорной.
Преподавателю необходимо учитывать
двуплановость практической цели формирования
готовности к иноязычному общению в вузах
технического профиля: обеспечение гармоничного
сочетания профессионально -деловой и
социокультурной ориентации и формирование
коммуникат ивной способно сти будущего
бакалавра. Следует принимать во внимание и
глубокую диверсифицированность
терминосистемы научно -технического языка и его
функционально -стилистическое многообразие.
Таким образом, преподавателю важно реализовать
две задачи: развит ие общей инояз ычной
коммуникативной компетенции и развитие
специальной иноязычной коммуникативной
компетенции [2, с. 223].
Таким образом, подготовка будущего
специалиста представленного выше профиля к
деловому общению, необходимому в его будущей
профессион альной деятель ности – это не простая
задача. Тем более, что на ее решение отводится
всего 162 часа практических аудиторных занятий.
В связи с этим, и возникает необходимость
применения интенсивных технологий обучения.
Интенсивная технология – это технологи я (n+1) -го
пок оления, которая при ее реализации в конкретной
образовательной среде и при прочих равных
условиях обеспечивает, по сравнению с
традиционной технологией n -го поколения,
повышение в 1,5 -2,5 раза интенсивности обучения
[3, с. 410].
Наряду с суще ствующими
спе циализированными интенсивными методами
обучения (метод активизации резервных
возможностей обучаемого Г.А. Китайгородской
[4], суггестопедический метод Г. Лозанова [5],
суггестокибернетический интегральный метод
ускоренного обучения взрослых В. В.
Петрусинско го [6]), используются инновационные
интенсивные технологии, такие как
брейншторминг, игровые технологии, проектные
технологии, технология case -study, языковой
портфель и различные компьютерные технологии,
способствующие быстрому усвоению мате риала и
развит ию творческой направленности личности
студента.
В процессе двухлетнего опыта работы мы
изучили и отобрали технологии, наиболее
результативные и эффективные для каждого из
видов иноязычной речевой деятельности и
временных этапов обучения студе нтов, а также
представили их в виде двухмерной матрицы
(таблица 1).
Таблица 1.
Селективное применение интенсивных технологий при освоении студентами бакалавриата
по направлению «Электротехника и электроэнергетика» различных видов речевой деятельности
на разных этапах их обучения.
Виды речевой деятельности студентов
по формированию готовности к
иноязычному деловому общению
Используемые интенсивные технологии формирования
готовности к иноязычному деловому общению у студентов
бакалавриата по направлению «Э лектроэнергетика и
электротехника»
1 этап (1 курс) 2 этап (2 курс)
Просмотр и прочтение газет, журналов,
книг общекультурного содержания по
направлению и профилю иноязычной
подготовки
Архивирование
информации; языковой
портфель
Архивирование информации;
языковой портфель,
дискуссионные технологии
Написание эссе, рефератов, докладов,
отчетов, аннотаций, резюме, статей по
профилю и тематике иноязычной
подготовки
Брейнрайтинг;
мультимедийные
технологии
Е-mail технология; имитация
переписки в режиме on -lin e; чат -
технологии, keypal -технология
Выступления с докладами на
семинарах, диспутах, научно -
технических конференциях. Устная
аргументация, выражение оценки и
собственного мнения в ролевых играх
Модульный метод,
круговой мозговой
штурм, web -квест
технологи я
Мультимедийные технологии;
ролевые и деловые игры; метод
проектов; выступления в
ситуациях case -study ;
дискуссионные технологии;
Прослушивание аутентичных
материалов: информативные тексты,
ин тервью, письма, доклады
Дискуссионные
технологии; языковой
по ртфель
Дискуссионные технологии,
мультимедийные технологии
Непрерывный процесс коммуникативной
деятельности студентов во время иноязычной
подготовки связан с формированием всех видов
речевой деятельности. Таким образом, применяя
данную двухмерную матриц у преподаватель может
выбирать определенный вид деятельности
студентов , временной этап (первый или второй
курсы) и соответствующие им выделенные
технологии.
В качестве примера рассмотрим применение
чат -технологии в процессе формирования
письменных навыков. На втором курсе при
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 23
написании докладов и статей, студенты учатся
аргументировать, выражать собственное мнение,
вести переписку по e-mail , используют чат.
Чат (от англ. to chat - болтать) - это общение
в сети Интернет, при котором разговор ведется в
реаль ном времени. Данный способ Интернет
коммуникации используется нами как виртуальная
аудитория для проведения групповых учебных
занятий.
Приводим наиболее значимые для нашего
иссле дования типы чатов:
• текстовый чат;
• чат с презентацией.
Виды учебных занят ий в чате:
• проблемный веб -семинар;
• тематический веб -семинар;
• задачный веб -практикум;
• лабораторный практикум в чате (с
использованием презентации);
• групповая консультация в чате (при
выполнении контрольной работы);
• мастер -класс (с использованием
презентации).
Виртуальная аудитория создается при помощи
специальной компьютерной программы,
позволяющей организовать групповую работу
студентов в режиме реального времени с
возм ожностью текстового группового общения и
рабочей доски.
В процессе нашего ис следования занятия в
чате проводились с использованием презентаций,
скринкастов ( скринк а
́ст (англ. screencast ) -
цифровая видеозапись информации, выводимой на
экран компьютера, та кже известная как video screen
capture («видеозахват экрана»), подкастов -
(по дка
́ст (англ. Podcasting - повсеместное вещание,
широковещание) - звуковой или видеофайл в стиле
радио - и телепередач в Интернете (вещание в
Интернете), и интерактивных опросов, т акже
допускается возможность передачи выступающему
перед группой студенту упр авления рабочей
доской. Многие преподаватели перед проведением
занятия в чате проводят обсуждение важных
моментов на форумах, дают студентам
контрольную работу, задание, а на заня тии в чате
непосредственно обсуждают важные аспекты
изучаемой темы. Чат предо ставляет уникальную
возможность студентам вступать в живой диалог с
виртуальн ым партнером, совершенствуя умения
монологического и диалогического высказывания.
Необходимость общени я обращает его участников
к участию в международных проектах, что
стимулирует и развивает такие коммуникативные
навыки, как умение вести беседу, отстаиват ь свою
точку зрения и лаконично излагать свою мысль [7,
с. 357].
Чат -технология является одной из важн ейших
интенсивных технологий, применяемых нами в
процессе формирования готовн ости к иноязычной
деловой речи, поскольку помогает мотивировать
студентов к о бщению друг с другом и с носителями
языка из разных стран, знакомиться с культурой
изучаемого языка, р азвивать навыки
профессиональной дискуссии.
Используя чат в процессе формиров ания
ГИДО, студенты имеют возможн ость общаться со
своими сверстниками из зарубежных вузов любой
страны, где английский язык является родным или
изучается как иностранный, пополнят ь свой
словарный запас, расширять кругозор.
Мы отметили существенное расшире ние
словарного запаса деловой ле ксики, улучшение
орфографии, высокую мотивированность к
общению с носителями языка в процессе
применения данной технологии. Фактор «живого»
языка и грает огромную роль при использовании
чата. Студенты могут общаться онлайн,
индивидуализируя темп усвоения материала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гуцол Ю.В. Интенсивные технологии
формирования готовности будущих бакалавров к
деловому общению в процессе профе ссиональной
подготовки в вузе: Автореф…дис.кан.пед.наук. –
Самара.: 2018. – 24 с.
2. Архипова Г.С. Развитие иноязычной
коммуникативной компетенции у студентов
инженерно -технических специальностей [Текст] /
Г.С. Архипова // Педагогическое мастерство:
материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва,
февраль 2014 г.). - М.: Буки -Веди, 2014 . С. 221 -223.
3. Михелькевич В.Н. Методика выбора вида
интенсивной технологии формирования у
студентов организационно -управленческой
компетенции [Текст] / В.Н. Михелькевич, Л.П.
Овчинникова // Материалы Всероссийской научно -
технической конференции. СГАСУ. - Самара, 2013.
С.410 -411.
4. Китайгородская Г.А. Интенсивное
обучение иностранным языкам: теория и практика
[Текст] / Г.А.Китайгородская. - М.: Русский язык,
1992 . - 254 с.
5. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении
иностранным языкам [Текст] / Г. Лозанов // Методы
интенсивно го обучения иностранным языкам. -
Вып. №1. - М.,1973. С. 9-17.
6. Петрусинский В.В. Игры: обучение,
тренинг, досуг [Текст] / В.В. Петрусинский // Книга
5. – М.: Энроф, 1994. – 136 с.
7. Шебаниц В.Г. Организационно -
педагогические условия использования
информационных технологий в образовательном
пространстве [Текст] / В.Г. Ше баниц //
Педагогическое мастерство: материалы междунар.
науч. конф. - М.: Буки -Веди, 2012. С. 357 -359.