Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 31
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛИЧНОСТНЫ Е Д ЕТЕ РМИ НАНТЫ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА
Романенко Оксана Николаевна
Магистрантка
Севастопольского экономико -гуманитарного института
Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского
г. Севастополь,
Шихматова Елена Борисовн а
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры общей психологии
Севастопольского экономико -гуманитарного институт а (филиал)
Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского
г. Севастополь
PERSONAL DETERMINANTS OF THE STRATEGIES OF CONF LICT BEHAVIOR OF
STUDENTS
Romanenko Oksana Nikolaevna,
Master's student
of the Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch)
of Crimean Federal University named V. I. Vernadsky
Sevastopol
Shikhmatova Elena Borisovna,
candidate of psychological Sciences, associate Professor,
Associate Professor at the Department of General Psychology
of the Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch)
of Crimean Federal University named V. I. Vernadsky
Sevastopol
Аннотация
В статье анализируется эмпирический материал исследования стратегий разрешения конфликтов
студентами. Показано, что проявляется у студентов разных специальностей (психологов и экономистов)
их зависимость от выраженности уровня личностной и ситуа тивной тревожности.
Annotation
The article analyzes the empirical material of research on conflict resolution st rategies by students. It is shown
how students of different specialties (psychologists and economists) show their dependence on the severity of the
level of personal and situational anxiety.
Ключевые слова. Стратегии разрешения конфликтов: сотрудничество, соперничество, компромисс,
приспособление, избегание; личностная тревожность; ситуативная тревожность.
Keywords. Conflict resolution strategies : cooperation, rivalry, compromise, accommodation, avoidance;
personal anxiety; situational anxiety.
Постановка проблемы . Студенчество
рассматривается как переходный этап от этапа
созревания к этапу взросления. Для этого этапа
характерны тенденции к профе ссиональному и
личностному становлению. В студенческом
возрасте эволюционируют внутренний мир и
самосознание, рео рганизуются и перестраиваются
психические процессы и свойства личности,
меняется эмоционально -волевая сфера личности
(Ананьев Б.Г.,2005; А.А. Р еан, 2004; Киреева А.Е. с
соавт., 2019; Молчанов С.В., 2020; Сорокоумова
Е.А., 2020). Наряду с обучением важнейше й
стороной жизни для студентов является общение
(В.Н. Куницына с соавт., 2001; А.А. Реан, 2004; и
др.). Общение многоаспектный процесс, который
включает в себя особенности социальной
перцепции, мотивацию общения, технику общения,
контроль и самоконтроль в процессе общения и т.д.
Эффективная коммуникация важна не только в
студенческой среде, но и для будущего
профессионального взаимодействия. Студенче ское
же общение характеризуется достаточной широтой,
но ему, порой, не хватает глубины и гибкости. Во
взаимоо тношениях студентов между собой, с
преподавателями, с родителями возникают
проблемные ситуации, которые определяют
психологическое состояни е студента. К таким
ситуациям относятся следующие: неумение
справляться с учебной нагрузкой, психологическая
некомпет ентность во взаимоотношениях,
конфликты с сокурсниками и преподавателями,
невысокий социальный статус в группе,
негативный психологический климат и др. (Балан
32 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
А.В., 2018; Демидова Матвеева Н.В., 2018;
Тимофеева Е.Д., 2018; Туникин А.В., 2019).
Способы реш ения конфликтных ситуаций в
достаточной мере вырабатываются спонтанно, но в
студенческие годы появляется возможность
осознанного инструмент ального отношения к ним
в связи с тем, что существуют определенные
учебные дисциплины (в частности, психология и
др.) , которые помогают рефлексировать
особенности своего взаимодействия, в том числе, и
в конфликтных ситуациях.
Общий стиль поведения в конфли кте
определяется тем, насколько стороны хотят
удовлетворить собственные интересы и интересы
другой стороны.
Стратегия поведения в конфликте
рассматривается как ориентация личности
(группы) по отношению к конфликту, установка на
определенные формы поведения в ситуации
конфликта [2] .
Как правило, в конфликте используются
комбинации стратегий, порой доминирует одна из
них. Вслед за К. Томасом принято выделять 5 видов
стратегий разрешения конфликтных ситуаций:
соперничество (конкуренция), сотрудничество
(пробле мно -решающая стратегия), компромисс,
приспособление, избегание. В настоящее время
научная литература по конфликтологи и описывает
гораздо большее число стратегий конфликтного
поведения в зависимости от сферы проявления
конфликта в политике (Николин Н.В., 20 18;
Хребина С.В., 2012), дипломатии, военном деле
(Сидорова Г.М, 2017; Прокофьева В.А., 2018),
предпринимательстве (Л емешко А.А., Пупкова
Ю.В., 2019; Корица И.В., Черникова ВЕ., 2016;
Цегольник О.В., 2017), педагогике (Большунова
Н.Я., Боглаева Л.В., 2017; Иванова И.Н.,2018;
Островская И.Н.,2018) и т.д. Тем не менее, при
изучении социально -психологического аспекта
конфли ктного поведения принято использовать
типологию стратегий разрешения конфликтов К.
Томаса.
Выбор стратегии поведения в конфликте
определяет ся многими факторами, которые могут
быть сведены в две группы: факторы ситуации и
личностные факторы. Остается дискус сионным
вопрос о том, насколько радикально человек может
менять свое поведение в конфликте. Некоторые
исследователи считают, что выбираемая стратегия
— это относительно стабильный аспект личности.
Выделяют следующие основные факторы
ситуации [2] :
⸺ оценка участниками конфликта
успешности применения стратегии для достижения
своих целей;
⸺ статус участника конфликта;
⸺ фактор времени при решен ии конфликтной
ситуации, так, наличие времени благоприятствует
использованию стратегии избегания.
Среди личностных ф акторов обычно
выделяют следующие [2] :
⸺ ориентация мотивация участников
конфликта (ориентир на свои или чужие интересы
или же на интерес ы дела);
⸺ преобладающий тип отношения к
окружающим (доминирующий, подстраивающийся
и т.д.);
⸺ влияние некоторых акц ентуаций характера
личности на выбор стратегии поведения в
конфликте.
В статьях, посвященных исследованию
личностных детерминант конфлик тного поведения,
отмечаются следующие: тип темперамента, тип
акцентуаций характера, социометрический статус в
группе [1] ; [3] ; [4] .
Результаты эмпирического исследования.
Целью нашего эмпирического исследования стало
дальнейшее исследование роли личностных
факторов в выборе стратегий разрешения
конфликтов у обучающихся вуза.
Гипотеза: существует связь личностных
особенностей (в частности, тревожности) с
определенными стратегиями решения
конфликтных ситуаций.
В качестве испытуемых были взяты
обучающиеся 2 и 3 курсов вуза: 15 студентов -
психологов и 15 студентов - экономистов.
В исследова нии использовались следующие
методики: опросник «Стиль поведения в
конфликте» Томаса - Килманна, «Шкала
реактивной и личностной тревожности»
Спилбергера, Клинический опросник дл я
выявления и оценки невротических состояний
(К.К.Яхин, Д.М.Менделевич).
Рассмо трим полученные результаты.
1. Студенты -психологи характеризуются
более выраженной ситуативной тревожностью, а
студенты -экономисты характеризуются примерно
одинаковым уровнем ка к ситуативной, так и
личностной тревожности.
2. Выявлено существование различий в
ур овне тревоги у студентов -психологов и
студентов -экономистов: студенты -психологи более
тревожные. Различия в уровне ситуационной
тревоги межу выборками студентов -психологов и
студентов -экономистов статистически
недостоверны, различия в уровне личностной
тревоги –– статистически достоверны, а различия
по шкале тревоги из Клинического опросника
Яхина -Менделевича также статистически значимы
(таблица 1).
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 33
Таблица 1.
Достоверность з начений критерия Манна -Уитни по шкалам тревоги для выборок студентов
психологов и экономистов
Шкалы тревоги Значения критерия Манна -
Уитни
Уровень
достоверности
Ситуативная тревога (опросник Спилберга) 92,5 > 72 р = 0, 05; незначим
Личностная тревога ( опросник Спилберга) 2 < 56 р=0,01 значим
Шкала тревоги (Клинический опросник Яхина -
Менделевича) 24 < 56 р=0,01 значим
3. На основании анализа результатов
Клинического опросника Яхина - Менделевича
невротических состояний и выраженных патологий
в выборка х студентов -психологов и студентов -
экономистов выявлено не было.
4. В таблице 2 представлены доминирующие
стили разрешения кон фликтов у обучающихся
разных специальностей.
Таблица 2.
Ведущие стили решения конфликтных ситуаций в выборках студентов -психологов и
студентов -экономистов (опросник Томаса)
Стратегии решения конфликтов Студенты -психологи (в %) Студенты – экономисты (в %)
соперничество 0 33,3
компромисс 46,7 33,3
сотрудничество 13,3 0
приспособление 13,3 0
избегание 0 0
соперничество + компромисс + сотрудничество 0 13,3
компромисс + сотрудничество 26,7 6.8
соперничество + компромисс 0 13,3
всего 100 100
Как видно из таблицы 2, стратегия компромисс
является ведущей у студентов -психологов (46,7%)
и среди них нет лиц с ведущей стратегий
«соперн ичество» и «избегание» (0% человек),
характерно также сочетание стратегий
сотрудничества и компромисса (26,7% челове к).
У студентов - экономистов набор ведущих
стратегий более разнообразен. Их привычный
«конфликтный» инструментарий больше.
Соперничество и компромисс как ведущие
стратегии встречаются одинаково часто (у 33,3%
испытуемых этой выборки), также характерно
различное сочетание стратегий «соперничество»,
«компромисс, и «сотрудничество» (6,8% -13,3%
студентов -экономистов).
Для участников обеих групп характерно
использование компромисса как стратегии
разрешения конфликтов, при этом у будущих
экономист ов пользуются популярностью еще
соперничество, а у будущих психологов –
сотрудничество. Это подчеркивает различную
направленность психологов и экономистов :
психологи больше направлены на внутренние
изменения, которые невозможны без
сотрудничества, а эконом исты – на внешний успех.
5.Корреляционный анализ данных выборок
студентов -психологов и студентов -экономистов в
связи с разнородностью данных по тревоге
рассматривались отдельно (Таблицы 3 и 4).
Таблица 3.
Результаты корреляционного анализа стратегий раз решения конфликтов с показателями тревоги
в выборке студентов -психологов
Шкалы опросников
Соперничеств
о
Приспособлен
ие
Компромисс
Избегание
Сотрудничест
во
Опросник Спилберга
Ситуативная тревожность -0,12
незначим
0,44
незначим
-0,35
незначим
0,07
незначим
0,23
незначим
Личностная тревога 0,21
незначим
-0,21
незначим
0,23
незначим
-0,14
незначим
-0,002
незначим
Клинич опросник Яхина -
Менделевича
Тревога 0.25
незначим
-0.11
незначим
0.03
незначим
-0.33
незначим 0.06 незначим
34 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
Астения - - 0.56* - 0.63*
Примечание: * - 5% уровень значимости, равный 0,52;
**- 1% уровень значимости, равный 0,66.
Из таблицы 3 видно, что ни одна из стратегий
разре шения конфликтов (из опросника Томаса) не
имеет значимых корреляционных связей со
шкалами тревоги (из опросника Спилбергера и
Клинического опросника). Однако, на 5% уровне
отмечается связь показателя астении с выбором
стратегий компромисса и сотруднич ества . Так как
астения – это проявление, скорее, энергетическо й
реакцией организма и психики, то компромисс и
сотрудничество являются не слишком
энергозатратными линиями поведения.
Наблюдаются также корреляции 5%ного
уровня значимости: между шкалами истор ически х
реакций и обсессивно -функциональных реакций
(0,55)*; между шкалой обсессивно -
функциональных реакций и личностной тревогой (-
0,52)*; между стратегиями разрешения
конфликтов: соперничество и компромисс (0,63)*;
между стратегиями разрешения конфликтов :
сотр удничество и компромисс (0,57). Рассмотрим
корреляционны е связи в выборке студентов -
экономистов.
Таблица 4.
Результаты корреляционного анализа стратегий разрешения конфликтов с показателями тревоги
в выборке студентов -экономистов
Шкалы опросников
Со
перни
чество
Приспособление
Компромисс
Избегание
Сотрудничество
Опросник
Спилбергера
Ситуативная
тревожность
-0.05
незначим
0.14
незначим
-0.56*
0.32
незначим
0.46
незначим
Личностная тревога 0.11 незначим -0.08
незначим 0.53* -0.13
незначим
-0.30
незн ачим
Клинич. опросник
Яхина -Менделевича
Тревога -0.01
незначим
-0.07
незначим
0.23
незначим 0 незначим -0.13
незначим
Примечание: * - 5% уровень значимости, равный 0,52; ** - 1% уровень значимости, равный 0,66.
Из таблицы 4 видно, что только одн а стратегия
разрешения конфликтов «компромисс» (из
опросника Томаса) имеет значимые на 5% -ном
уровне корреляционные связи со шкал ами
личностной и ситуативной тревожности (из
опросника Спилбергера). Шкала тревоги из
Клинического опросника не имеет значи мых
корреляций со стратегиями решения конфликтов.
Выводы. Гипотеза подтвердилась лишь
частично, для одной только выборки студентов -
экономистов: существуют корреляции ситуативной
и личностной тревоги со стратегией компромисс
(5% уровень значимости).
Для бо льши нства стратегий гипотеза не
подтвердилась: для выборки студентов -психологов
и частично для выборки студентов -экономистов
показате ли ситуативной и личностной тревожности
(опросник Спилбергера) и тревоги Клинического
опросника Яхина -Менделевича не имеют знач имых
корреляций со стратегиями решения конфликтных
ситуаций (опросник Томаса -Килманна). Возникает
предположение, что уровень рефл ексивности
своего конфликтного поведения и степень
конфликтности ситуации могут служить
дополнительными опосредующим фактор ами
влияния тревоги студентов на выбор ими стратегий
разрешения конфликтных ситуаций.
Интересными для осмысления являются также
корреляции показателя астении (шкала
Клинического опросника Яхина -Менделевича) со
стратегиями компромисс и сотрудничество в
выбо рке студентов -психологов: вероятно,
энергетический ресурс личности способен влиять
на спонтанный выбор стратегий решения
конфлик тов студентами.
Список литературы.
1.Акрамова Ю.И. Стратегии конфликтного
поведения студентов / Ю.И.Акрамова. // Контекст и
рефл екс ия. Сборник статей по итогам проведения
IV межвузовско й̆ научно -теоретической
конференции Центра гуманитарных исследовани й
РГУТИС. Под общей редакцией В.В. Кортунова.
М.: РГУТИС, 2019. – 233 с. – с. 117 -121.
2.Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для
вузо в. /А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. / — М.:
ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
3. Добровидова Н.А. Взаимосвязь личностных
особенностей студен тов с доминирующей
стратегией выхода из конфликтной ситуации / Н. А.
Добровидова. // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы
высшего образо ван ия – Воронеж: изд. ВГУ – 2018
– №4 – 34-37
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 35
4. Ершова Е.А. Влияние индивидуально -
характерологических особенностей студентов на
выбор стиля поведения в конфликте /Е.А. Ершова,
Д.А. Тутынина. /Психология психических
состояний: сборник материалов XIV
междун аро дной научно -практической
конференции для студентов, магистрантов,
аспирантов, молодых ученых и преподавателей
вузов (Казань, 20 –21 февраля 2020 г.)
[Электронный ресурс] / сост. А.Н. Назаров / под
общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. – Казань:
Издател ьст во Казанского университета, 2020. –
Вып. 14. – 436 с. – С. 159 -161. – Режим доступа:
http ://dspace .kpfu .ru/xmlui /bitstream /handle /net /1583
53/ sbornik -zps h_2020. pdf