Предыдущая запись
ПРОЦЕССЫ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (24-28)
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (28-32)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
55,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
28-32
Автор:
Давлятшаев Акмалжон Ашурмаматович
к.э.н., начальник отдела заочного обучения , Ферганского политехнического института, г. Фергана. Республика Узбекистан
к.э.н., начальник отдела заочного обучения , Ферганского политехнического института, г. Фергана. Республика Узбекистан
Анотация: В статье обоснованы необходимость проведения анализа инвестиционных проектов, даны основные виды и освящены теоретические и методологические вопросы анализа экономической эффективности инвестиционных проектов в условиях инфляции и риска. Рассмотрены особенности анализа инвестиционных проектов, связанных с региональными программами развития, методы оценки инвестиционных проектов
Ключевые слова:
инвестиции;
инвестиционные проекты; виды анализа проектов; экономическая эффективность; региональные программы развития;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1.Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от 25 декабря 2019 года, Ташкент: №ЗРУ-598.
2.Алексеева Т.В. Интернет – курс по дисциплине «Проектный анализ»., - Москва: 2010, 142 с.
3. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ:
Учеб.пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2009. — 204
с.
4. Темиркулов А.А. Государственное управление инвестиционной деятельностью. Журнал “Проблемы современной науки и образования” 2019. № 12 (145). Часть 2. стр. 105110. https://cyberleninka.ru/article/n/18357994
5. Toshmamatov, N. (2018). Some theoretical aspects of the accounting method. ISJ Theoretical &
Applied Science, 11 (67), 40-46. Soi: http://s-o-
i.org/1.1/TAS-11-67-8 Doi:
https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2018.11.67.8 http://www.t-science.org/arxivDOI/2018/1167/PDF/11-67-8.pdf
6. Исманов И.Н., Курпаяниди К.И. Оценка инвестиционной привлекательности и факторы активизации привлечения иностранного капитала// Вопросы структуризации экономики.-2011, - № 2.
7. Khojayev AS (2016) THE MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF FARMS SPECIALIZED IN FRUITS AND
VEGETABLES IN UZBEKSITAN. ISJ Theoretical &
Applied Science, 12 (44): 24-28. Soi: http://s-o-
i.org/1.1/TAS-12-44-5 Doi: http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.12.44.5
8. Атабаева З.А. Организация учета инвестиций на капитальные вложения. Журнал “Проблемы современной науки и образования” 2019. № 12 (145). Часть 1, ст. 52-58.
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchetainvestitsiy-na-kapitalnye-vlozheniya
9. Исманов И.Н. Организация учёта инвестиций капиталные вложения. Журнал: Вестник науки и образования. 2019 12 (66), часть 3. стр. 14-17.
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchetainvestitsiy-v-kapitalnye-vlozheniya
10. Кундузова К.И. Совершенствование кредитного портфеля коммерческих банков. Журнал “Проблемы современной науки и образования” № 10 (143), 2019 г., стр. 43-45 https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovaniekreditnogo-portfelya-kommercheskih-bankov
28 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
5. Назарова Е.В. К вопросу о финансовой
нестабильности и экономической природе
банковского кризиса // IV Сми рновские чтения –
2012: материалы Всероссийской конференции (с
международным участием), посвящённой 80 -летию
МЭСИ. М.: Московский государственный
университет экономики, статистики и
информатики, 2018. С. 117 –123.
6. Сальникова В.А. Негативные тенденции
пр оцесса глобализации мировой экономики //
Международный журнал прикладных и
фундаментальных исследований. – 2018. - № 3. - С.
80 -81.
7. Effects of Financial Globalization on
Developing Countries:Some Empirical Evidence
Eswar Prasad, Kenneth Rogoff, Shang -Jin Wei and M.
Ayhan Kose. IMF. March 17. 2013. 86 р.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕД ЕНИЯ АНАЛИЗА РЕГИОНА ЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ
Давлятшаев Акмалжон Ашурмаматович
к.э.н., начальник отдела заочного обучения
Ферганского политехнического и нститута,
г. Фергана. Республика Узбекистан
Davlyatshaev Akmalzhon Ashurmamatovich
candidate of Economic Sciences,
head of the correspondence department
of the Ferghana Polytechnic Institute ,
Ferghana city, Republic of Uzbekistan
Аннотация
В статье обоснованы необходимость проведения анализа инвестиционных проектов, даны основные
виды и освящены теоретические и методологические вопросы анализа экономической эффективности
инвестиционных проектов в условиях инфляции и риска. Рассмотрены особенности ана лиза
инвестиционных проектов, связанных с региональными программами развития, методы оценки
инвестиционных проектов.
Annotation
The article substantiates the need to analyze investment projects, gives the main types and discusses the
theoretical and method ological issues of analyzing the economic efficiency of investment projects in the context
of inflation and risk. The features of the analysis of investment projects related to regional development programs,
methods for evaluating investment projects are c onsidered.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, виды анализа проектов, экономическая
эффективность, региональные программы развития.
Key words: investments, investment projects, types of project analysis, economic efficiency, regional
develo pment programs.
Введение
Осуществление инвестиционных проектов
связано с необходимостью вложения значительных
финансовых, материальных, трудовых и других
ресурсов и, как правило, на относительно
длительный период. Понятно, что эффект от
инвестиционного решения проявит себя лишь через
некоторое (иногда значительное) время. Для
обеспечения макроэкономической стабильности и
устойчивых темпов экономического роста
регионов, стабильной работы территориальных
предприятий и малого бизне са, содействия
занятости населения, осуществления адресной
поддержки экспортеров необходимо проведение
активной, адресной инвестиционной политики
основанной на всестороннем и выверенном анализе
экономической эффективности инвестиционных
проектов.
2. Литера турный обзор
Относительно недавно в экономическую
литературу начал широко входить в обиход и
приобретать популярность термин «инвестиции».
А ещё в недавнем прошлом, в рамках
централизованной плановой системы,
использовалось только одно понятие -
«капитальн ые вложения», под которым
понимались все затраты на воспроизводство
основных фондов.
Но с развитием глобализационных и
расширением интеграционных процессов понятие
«инвестиция » пополнилось целым рядом новых
значений и стало употребляться в различных
сфера х деятельности, а одно из значений
(долгосрочное вложение капитала в какое -либо
предприятие) в силу массовости стало
общеупотребительным. Понятие «инвестор»
толкуется как вкладчик, а «инвестирование» — как
помещение, вкладывание капитала. Деятельность
инве стора связана с вложением ресурсов в
различные виды активов, приобретение которых
необходимо для осуществления ее основной
деятельности. Для увеличения уровня
рентабельности инвестор также может вкладывать
временно свободные ресурсы в различные виды
активо в, приносящих доход, но не участвующих в
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 29
основной деятельности. Такая деятельность
называется инвестиционной.
Суть инвестирования, с точки зрения
инвестора (владельца капитала), заключается в
отказе от получения прибыли "сегодня" во имя
прибыли "завтра". О перации такого рода
аналогичны предоставлению ссуды банком.
Соответственно, для принятия решения о
долгосрочном вложении капитала необходимо
располагать информацией, в той или иной степени
подтверждающей два основополагающих
предположения:
- вложенные сред ства должны быть полностью
возмещены;
- прибыль, полученная в результате данной
операции, должна быть достаточно велика, чтобы
компенсировать временный отказ от использования
средств, а также риск, возникающий в силу
неопределенности конечного результата.
3. Методология исследования
В процессе исследования использовались
такие методы, как системный подход,
сравнительный анализ, группировка, сравнение,
индукция и дедукция.
4. Анализ и обсуждения результатов
Следовательно, проблема принятия решения
об инвести циях состоит в оценке плана
предполагаемого развития событий с точки зрения
того, насколько содержание плана и вероятные
последствия его осуществления соответствуют
ожидаемому результату и исходя из этого,
инвестиционным проектом может называться план
или программа вложения капитала с целью
последующего получения прибыли.
Формы и содержание инвестиционных
проектов могут быть самыми разнообразными - от
плана строительства нового предприятия до оценки
целесообразности приобретения недвижимого
имущества. Во вс ех случаях присутствует
временной фактор между моментом начала
инвестирования и моментом, когда проект
начинает приносить прибыль.
Согласно восьмой статьи Закона Республики
Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной
деятельности» от 25 декабря 2019 года « Объектами
инвестиционной деятельности являются объекты
социальной сферы, предпринимательской, научной
и иных видов деятельности, не запрещенных
законодательством.
Запрещается инвестирование в объекты,
создание и использование которых не отвечают
установлен ным законодательством санитарно -
гигиеническим, радиационным, экологическим,
архитектурно -градостроительным и другим
требованиям, нарушают права, свободы и
охраняемые законом интересы юридических и
физических лиц».
Также, согласно девятой статьи данного
закона, «Субъектами инвестиционной
деятельности являются граждане, индивидуальные
предприниматели и юридические лица —
резиденты Республики Узбекистан, органы
государственного управления и органы
государственной власти на местах, иностранные
государства, адм инистративные или
территориальные органы иностранных государств,
международные организации и иностранные
юридические лица и граждане, а также лица без
гражданства».
Экономическая природа инвестиций состоит в
нахождении наиболее оптимального варианта
взаимо отношений, возникающих между
участниками инвестиционного процесса по поводу
формирования и использования инвестиционных
ресурсов в целях расширения и совершенствования
производства. Инвестиции выполняют ряд важных
функций, без которых невозможно развитие
экономики , они определяют рост экономики,
повышают ее производственный потенциал.
Таким образом, инвестиции представляют
собой долгосрочное вложение частного или
государственного капитала в различные отрасли
национальной или зарубежной экономики с целью
пол учения прибыли (дохода).
Инвестиции как экономическая категория
выполняют ряд важ нейших функций, без которых
немыслимо нормальное развитие эко номики
любого государства в целом и региональной
экономики в частности.
На региональном уровне инвестиции явл яются
основой для осуществления политики
расширенного воспроизводства, ускорения научно -
технического прогресса, улучшения качества и
обеспечения конкурентоспособности
отечественной продукции, структурной
перестройки экономики региона и
сбалансированного ра звития всех ее отраслей,
создания необходимой сырьевой базы
промышленности. Они необходимы для
обеспечения нормального функционирования
предприятий, стабильного финансового состояния
и максимизации прибыли хозяйствующ их
субъект ов. Без инвестиций невозможны :
обеспечение конкурентоспособности выпускаемых
товаров и оказываемых услуг, преодоление
после дствий морального и физического износа
основных фондов, приобретение ценных бумаг и
вложение средств в активы других предприятий,
осуществление природоо хранных мероприятий.
Инвестиции на региональном уровне являются
основой для:
-осуществления политики социально -
экономического развития регионов;
-ускорения научно -технического прогресса,
улучшения качества и обеспечения
конкурентоспособности регионально й и
следовательно отечественной продукции;
-структурной перестройки производства и
сбалансированного развития отраслевой
инфраструктуры регионов;
-создания необходимой производственной
структуры региона;
- решения социальных проблем;
-смягче ния или уменьшения проблем,
связанных с безработицей;
30 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
-охраны природной среды и решения многих
других проблем.
Инвесторы самостоятельно определяют объ -
емы и направления капитальных вложений,
осуществляют конт роль целевого использования
средств . Согласно десятой статьи Закона
Республики Узбекистан «Об инвестициях и
инвестиционной деятельности» от 25 декабря 2019
года :
«Инвестор вправе:
свободно осуществлять инвестиционную
деятельность, определять объемы, виды, формы,
сферу и направления осуществления
инве стирования, не противоречащие
законодательству Республики Узбекистан;
заключать договоры с юридическими и
физическими лицами для осуществления
инвестиционной деятельности;
владеть, пользоваться и распоряжаться своими
инвестициями и результатами инвестицион ной
деятельности, а также продавать и вывозить
результаты инвестиционной деятельности;
самостоятельно и свободно распоряжаться
доходом, полученным в результате
инвестиционной деятельности, после уплаты
налогов, сборов и других платежей,
предусмотренных зак онодательством (далее —
налоги и платежи);
использовать имущество и любые
имущественные права, принадлежащие ему на
праве собственности, в качестве обеспечения по
всем видам принятых им обязательств, включая
обязательства, направленные на привлечение
заемн ых средств;
на получение адекватной компенсации в
случае реквизиции (экспроприации) его
инвестиций и иных активов;
привлекать денежные средства в виде
кредитов и займов;
получать возмещение убытков, причиненных в
результате незаконных действий (бездействия ) и
решений органов государственного управления,
органов государственной власти на местах и их
должностных лиц».
В условиях развития рыночных
взаимоотношений предприятиям, представителям
различных бизнес уровней самим приходится
искать источники финансиров ания инвестиций и
наиболее эффективные способы их использования.
И в этих условиях первоочередной задачей для
сторон, принимающих инвестиции и в первую
очередь для региональных органов управления,
является проведение отбора инвестиционных
проектов для реал изации, которые осуществляются
на основе оценки экономической эффективности
инвестиций. По результатам этого отбора
формируются инвестиционные программы и
производится ранжирование проектов по степени
значимости и очередности реализации исходя из
разработа нных экономических программ развития
регионов. Это приобретает особенно важную роль
для регионов, где уровень развития
производственной, социальной и других структур
существенно различаются. Поэтому от грамотно и
качественно проведенного инвестиционного
анализа зависит качество инвестиционных
решений и обоснованность направлений вложения
инвестиций.
Проведение анализа инвестиционных
проектов позволяет сравнивать возможные
варианты направления инвестиций в технические,
технологические, организационные и друг ие
мероприятия, разработанные в каждом конкретном
проекте для каждого региона отдельно.
Для эффективного осуществления
региональных программ экономического развития
особенно важным является принятие
ответственных стратегических решений по
инвестиционным п роектам на основе тщательного
профессионального анализа всей совокупности
данных, относящихся к рассматриваемым
решениям и учитывающие все особенности
регионов. Для обоснования проектных решений
используется проектный анализ как совокупность
методологическ их средств оценки эффективности
проектов на основе сопоставления затрат и
результатов. Привлечение проектного анализа в
процессе принятия решений об инвестициях
необходимо потому, что выбор приходится
осуществлять в условиях неопределенности.
Процедура и м етоды такого анализа направлены на
выдвижение альтернативных вариантов решения
проблемы - проектирования и инвестирования,
выявление масштабов неопределенности по
каждому из них и их сопоставление по тем или
иным критериям эффективности.
Традиционно выдел яют следующие виды
инвестиций:
- реальные (прямые) инвестиции — вложение
частного или государственного капитала в развитие
материально -технической базы предприятий
производственной и непроизводственной сфер.
- финансовые (портфельные) инвестиции —
вложение капитала в долгосрочные финансовые
активы — паи, акции, облига ции и другие ценные
бумаги, выпущенные частными компаниями или
государством, банковские депозиты.
- интеллектуальные инвестиции —
приобретение патентов, ли цензий, ноу -хау, ведение
научных разработок, подготовка специалистов на
курсах, передача опыта.
Несм отря на разнообразие проектов, их анализ
обычно следует некоторой общей схеме и проходит
следующие стадии:
1. Предварительный анализ;
2. Технико –экономическое обоснование с
схемой финансирования;
3. Текущая оценка эффективности проекта.
Предварительный ана лиз проекта
производится на основе выбранных показателей.
Для этой цели обычно используют следующую
экспертную систему:
первый шаг – определение факторов, которые
в значительной степени могут повлиять на
успешность выполнения проекта.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 31
второй шаг – факторы располагаются в
порядке убывания приоритетности.
третий шаг – оценка ранга каждого из
перечисленных факторов. Сумма рангов всех
факторов должна быть равна единице.
четвертый шаг – проекты или варианты одного
проекта необходимо оценить по каждому из
факторо в (критериев) оценки. В данном шаге
можно принять максимальный балл по любому из
факторов для проекта равным 100, минимальный –
0.
пятый шаг – экспертная оценка влияния
каждого фактора получается путем перемножения
веса каждого фактора на оценку данного фа ктора
для каждого варианта. Интегральная экспертная
оценка приоритетности вариантов проекта
определяется как сумма всех баллов.
Если проект достоин дальнейшего
рассмотрения, можно перейти к следующей стадии,
которая включает специальные разделы,
оценивающи е техническую, финансовую,
экономическую, коммерческую, социальную,
экологическую, анализ рисков и
институциональную выполнимость проекта.
Для принятия решения об осуществлении
проекта необходимо рассмотреть все его аспекты
на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Смысл общей оценки инвестиционного
проекта заключается в предоставлении всей
информации о проекте, позволяющей лицу,
принимающему решение, сделать заключение о
целесообразности осуществления инвестиций.
Каковы же общие критерии привлекатель ности
инвестиционного проекта? Этих критериев два.
Кратко их можно обозначить как "финансовая
состоятельность" и "эффективность".
Оба указанных подхода взаимно дополняют
друг друга. В первом случае анализируется
ликвидность (платежеспособность) проекта в х оде
его реализации. Во втором - акцент ставится на
потенциальной способности проекта сохранить
покупательную ценность вложенных средств и
обеспечить достаточный темп их прироста.
5. Выводы и рекомендации
Управление и анализ инвестиционной
деятельностью на региональном уровне является
значимой составляющей как для потенциальных
инвесторов, так и для региональных властей.
Управление, если быть более точным, совместное
управление инвестиционной деятельностью
должно обеспечить решение следующих задач:
1. Обеспечение высоких темпов
регионального экономического развития за счет
эффективной инвестиционной деятельности. Эта
задача должна решаться в соответствии с
разработанными региональными программами
развития.
2. Обе спечить решение поставленных задач
как для инвестора ( максимизацию прибыли,
расширение производства и другие) так и для
регионов (привлечения новых технологий и выпуск
экспортоориентированной продукции, создание
новых рабочих мест, налоговые отчисления в
местные бюджеты и так далее) от
инвестиционной деятельности.
3. Минимизировать риск, связанный с
инвестициями.
4. Повысить финансовую устойчивость и
платежеспособность инвесторов в процессе
осуществления инвестиционной деятельности в
рамках региональных программ . Инвестиционная
деятельность связана с отвлечением финансовых
ресурсов в больших размерах и, как правило, на
длительный период. Это может привести к
снижению платежеспособности инвесторов по
текущим хозяйственным операциям,
несвоевременному выполнению пла тежных
обязательств перед партнерами, государственным
бюджетом и других их видов, т.е. к созданию
предпосылок для банкротства. Следовательно,
региональным органам управления необходимо
при разработке инвестиционных программ
территорий, разработать различны е
организационно -финансовые меры по поддержке
инвесторов при различных, в том числе и форс -
мажорных обстоятельствах и создать им условие и
возможности по использованию различных льгот и
преференций, предоставляемых действующими
нормативно -правовыми актами.
5. Совместно определять пути ускорения
реализации региональных инвестиционных
программ.
Для решения вышеуказанных задач
инвестиционный менеджмент на региональном
уровне должен эффективно реализовать свои
функции, основными из которых являются
следующие:
- высокие темпы реализации каждой
инвестиционной программы должны
способствовать ускорению экономического
развития региона в целом;
- сокращение сроков реализации
инвестиционной программы определяет скорость
формирования дополнительных денежных потоков
в виде прибыли от инвестиций;
- ускорение реализации инвестиционных
программ сокращает сроки использования
кредитных ресурсов;
- быстрая реализация инвестицио нных
программ способствует снижению
инвестиционных рисков, связанных с
неблагоприятным изменением конъюнктуры
инвестиционного рынка.
- разработка стратегических направлений
инвестиционной деятельности инвесторов;
- разработка стратегии формирования
инвестиционных ресурсов регионов;
- поиск и оценка инвестиционной
привлекательности отдельных реальных проектов
и отбор наиболее эффективных из них;
- формирование инвестиционного портфеля и
его оценка по критериям дох одности, риска и
ликвидности;
- текущее планирование и оперативное
управление реализацией инвестиционных программ
32 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
и проектов;
- организация мониторинга реализации
инвестиционных программ и проектов.
Одним из важнейших элементов в реализации
инвестиционны х программ является
осуществление функции контроллинга выполнения
инвестиционных проектов, реализуемых
инвесторами. Функция контроллинга в управлении
инвестиционными проектами включает в себя
систему мониторинга, оценку, контроль и анализ
изменений в проце ссе реализации инвестиционных
проектов с целью выработки управленческих
решений, позволяющих наилучшим образом
достичь поставленных целей. Для наиболее
успешного осуществления функции контроллинга
необходимо построить систему контроля еще на
ранних стадиях реализации проекта. Основные
принципы построения эффективной системы
контроля включают наличие четких планов, ясной
и однозначной системы отчетности, эффективной
системы анализа фактических показателей и
тенденций, эффективной системы реагирования.
В зак лючении необходимо отметить, что под
региональной инвестиционной политикой
понимается целенаправленная деятельность
государства по обеспечению благоприятных
условий для осуществления инвестирования,
эффективного использования инвестиционного
потенциала рег ионов в целях подъема экономики и
решения задач социально -экономического
развития, что позволяет сделать вывод, что многие
из них тесно взаимосвязаны и в конечном итоге все
они влияют не только на инвестиционную
деятельность, но и на состояние экономики ст раны
в целом.
Список литературы / References
1.Закон Республики Узбекистан «Об
инвестициях и инвестиционной деятельности» от
25 декабря 2019 года, Ташкент: №ЗРУ -598.
2.Алексеева Т.В. Интернет – курс по
дисциплине «Проектный анализ»., - Москва: 2010,
142 с.
3. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ:
Учеб.пособие. — Москва: ИНФРА -М, 2009. — 204
с.
4. Темиркулов А.А. Государственное
управление инвестиционной деятельностью.
Журнал “Проблемы современной науки и
образования” 2019. № 12 (145). Часть 2. стр. 10 5-
110. https://cyberleninka.ru/article/n/18357994
5. Toshmamatov, N. (2018). Some theoretical
aspects of the accounting method. ISJ Theoretical &
Applied Science, 11 (67), 40 -46. Soi: http://s -o-
i.org/1.1/TAS -11 -67-8 Doi:
https://dx.doi.org/10.15863/TAS.20 18.11.67.8
http://www.t -science.org/arxivDOI/2018/11 -
67/PDF/11 -67 -8.pdf
6. Исманов И.Н., Курпаяниди К.И. Оценка
инвестиционной привлекательности и факторы
активизации привлечения иностранного капитала//
Вопросы структуризации экономики. -2011, - № 2.
7. Khojayev AS (2016) THE MAIN
DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF
FARMS SPECIALIZED IN FRUITS AND
VEGETABLES IN UZBEKSITAN. ISJ Theoretical &
Applied Science, 12 (44): 24 -28. Soi: http://s -o-
i.org/1.1/TAS -12 -44-5 Doi:
http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.12.44.5
8. Атабаева З.А. Организация учета
инвестиций на капитальные вложения. Журнал
“Проблемы современной науки и образования”
2019. № 12 (145). Часть 1, ст. 52 -58.
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya -ucheta -
investitsiy -na-kapitalnye -vlozheniya
9. Исманов И.Н. Организация учёта
инвестиций капита лные вложения. Журнал:
Вестник науки и образования. 2019 12 (66), часть 3.
стр. 14 -17.
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya -ucheta -
investi tsiy -v-kapitalnye -vlozheniya
10. Кундузова К.И. Совершенствование
кредитного портфеля коммерческих банков .
Журнал “Проблемы современной науки и
образования” № 10 (143) , 2019 г., стр. 43 -45
https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie -
kreditnogo -portfelya -kommercheskih -bankov
ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Носова Татьяна Павловна
кандидат экономических наук, доцент
кафедры «Денежного обращения и кредита,
Кубанский Государственный Аграрный
Университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар
Елтавская Светлана Сергеевна
магистрант,
Кубанский Государственный Аграрный
Университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар
Елтавский Виктор Александрович
студент4 курса,
Кубанский Государственный Аграрный
Университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар
5. Назарова Е.В. К вопросу о финансовой
нестабильности и экономической природе
банковского кризиса // IV Сми рновские чтения –
2012: материалы Всероссийской конференции (с
международным участием), посвящённой 80 -летию
МЭСИ. М.: Московский государственный
университет экономики, статистики и
информатики, 2018. С. 117 –123.
6. Сальникова В.А. Негативные тенденции
пр оцесса глобализации мировой экономики //
Международный журнал прикладных и
фундаментальных исследований. – 2018. - № 3. - С.
80 -81.
7. Effects of Financial Globalization on
Developing Countries:Some Empirical Evidence
Eswar Prasad, Kenneth Rogoff, Shang -Jin Wei and M.
Ayhan Kose. IMF. March 17. 2013. 86 р.
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕД ЕНИЯ АНАЛИЗА РЕГИОНА ЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ
Давлятшаев Акмалжон Ашурмаматович
к.э.н., начальник отдела заочного обучения
Ферганского политехнического и нститута,
г. Фергана. Республика Узбекистан
Davlyatshaev Akmalzhon Ashurmamatovich
candidate of Economic Sciences,
head of the correspondence department
of the Ferghana Polytechnic Institute ,
Ferghana city, Republic of Uzbekistan
Аннотация
В статье обоснованы необходимость проведения анализа инвестиционных проектов, даны основные
виды и освящены теоретические и методологические вопросы анализа экономической эффективности
инвестиционных проектов в условиях инфляции и риска. Рассмотрены особенности ана лиза
инвестиционных проектов, связанных с региональными программами развития, методы оценки
инвестиционных проектов.
Annotation
The article substantiates the need to analyze investment projects, gives the main types and discusses the
theoretical and method ological issues of analyzing the economic efficiency of investment projects in the context
of inflation and risk. The features of the analysis of investment projects related to regional development programs,
methods for evaluating investment projects are c onsidered.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, виды анализа проектов, экономическая
эффективность, региональные программы развития.
Key words: investments, investment projects, types of project analysis, economic efficiency, regional
develo pment programs.
Введение
Осуществление инвестиционных проектов
связано с необходимостью вложения значительных
финансовых, материальных, трудовых и других
ресурсов и, как правило, на относительно
длительный период. Понятно, что эффект от
инвестиционного решения проявит себя лишь через
некоторое (иногда значительное) время. Для
обеспечения макроэкономической стабильности и
устойчивых темпов экономического роста
регионов, стабильной работы территориальных
предприятий и малого бизне са, содействия
занятости населения, осуществления адресной
поддержки экспортеров необходимо проведение
активной, адресной инвестиционной политики
основанной на всестороннем и выверенном анализе
экономической эффективности инвестиционных
проектов.
2. Литера турный обзор
Относительно недавно в экономическую
литературу начал широко входить в обиход и
приобретать популярность термин «инвестиции».
А ещё в недавнем прошлом, в рамках
централизованной плановой системы,
использовалось только одно понятие -
«капитальн ые вложения», под которым
понимались все затраты на воспроизводство
основных фондов.
Но с развитием глобализационных и
расширением интеграционных процессов понятие
«инвестиция » пополнилось целым рядом новых
значений и стало употребляться в различных
сфера х деятельности, а одно из значений
(долгосрочное вложение капитала в какое -либо
предприятие) в силу массовости стало
общеупотребительным. Понятие «инвестор»
толкуется как вкладчик, а «инвестирование» — как
помещение, вкладывание капитала. Деятельность
инве стора связана с вложением ресурсов в
различные виды активов, приобретение которых
необходимо для осуществления ее основной
деятельности. Для увеличения уровня
рентабельности инвестор также может вкладывать
временно свободные ресурсы в различные виды
активо в, приносящих доход, но не участвующих в
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 29
основной деятельности. Такая деятельность
называется инвестиционной.
Суть инвестирования, с точки зрения
инвестора (владельца капитала), заключается в
отказе от получения прибыли "сегодня" во имя
прибыли "завтра". О перации такого рода
аналогичны предоставлению ссуды банком.
Соответственно, для принятия решения о
долгосрочном вложении капитала необходимо
располагать информацией, в той или иной степени
подтверждающей два основополагающих
предположения:
- вложенные сред ства должны быть полностью
возмещены;
- прибыль, полученная в результате данной
операции, должна быть достаточно велика, чтобы
компенсировать временный отказ от использования
средств, а также риск, возникающий в силу
неопределенности конечного результата.
3. Методология исследования
В процессе исследования использовались
такие методы, как системный подход,
сравнительный анализ, группировка, сравнение,
индукция и дедукция.
4. Анализ и обсуждения результатов
Следовательно, проблема принятия решения
об инвести циях состоит в оценке плана
предполагаемого развития событий с точки зрения
того, насколько содержание плана и вероятные
последствия его осуществления соответствуют
ожидаемому результату и исходя из этого,
инвестиционным проектом может называться план
или программа вложения капитала с целью
последующего получения прибыли.
Формы и содержание инвестиционных
проектов могут быть самыми разнообразными - от
плана строительства нового предприятия до оценки
целесообразности приобретения недвижимого
имущества. Во вс ех случаях присутствует
временной фактор между моментом начала
инвестирования и моментом, когда проект
начинает приносить прибыль.
Согласно восьмой статьи Закона Республики
Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной
деятельности» от 25 декабря 2019 года « Объектами
инвестиционной деятельности являются объекты
социальной сферы, предпринимательской, научной
и иных видов деятельности, не запрещенных
законодательством.
Запрещается инвестирование в объекты,
создание и использование которых не отвечают
установлен ным законодательством санитарно -
гигиеническим, радиационным, экологическим,
архитектурно -градостроительным и другим
требованиям, нарушают права, свободы и
охраняемые законом интересы юридических и
физических лиц».
Также, согласно девятой статьи данного
закона, «Субъектами инвестиционной
деятельности являются граждане, индивидуальные
предприниматели и юридические лица —
резиденты Республики Узбекистан, органы
государственного управления и органы
государственной власти на местах, иностранные
государства, адм инистративные или
территориальные органы иностранных государств,
международные организации и иностранные
юридические лица и граждане, а также лица без
гражданства».
Экономическая природа инвестиций состоит в
нахождении наиболее оптимального варианта
взаимо отношений, возникающих между
участниками инвестиционного процесса по поводу
формирования и использования инвестиционных
ресурсов в целях расширения и совершенствования
производства. Инвестиции выполняют ряд важных
функций, без которых невозможно развитие
экономики , они определяют рост экономики,
повышают ее производственный потенциал.
Таким образом, инвестиции представляют
собой долгосрочное вложение частного или
государственного капитала в различные отрасли
национальной или зарубежной экономики с целью
пол учения прибыли (дохода).
Инвестиции как экономическая категория
выполняют ряд важ нейших функций, без которых
немыслимо нормальное развитие эко номики
любого государства в целом и региональной
экономики в частности.
На региональном уровне инвестиции явл яются
основой для осуществления политики
расширенного воспроизводства, ускорения научно -
технического прогресса, улучшения качества и
обеспечения конкурентоспособности
отечественной продукции, структурной
перестройки экономики региона и
сбалансированного ра звития всех ее отраслей,
создания необходимой сырьевой базы
промышленности. Они необходимы для
обеспечения нормального функционирования
предприятий, стабильного финансового состояния
и максимизации прибыли хозяйствующ их
субъект ов. Без инвестиций невозможны :
обеспечение конкурентоспособности выпускаемых
товаров и оказываемых услуг, преодоление
после дствий морального и физического износа
основных фондов, приобретение ценных бумаг и
вложение средств в активы других предприятий,
осуществление природоо хранных мероприятий.
Инвестиции на региональном уровне являются
основой для:
-осуществления политики социально -
экономического развития регионов;
-ускорения научно -технического прогресса,
улучшения качества и обеспечения
конкурентоспособности регионально й и
следовательно отечественной продукции;
-структурной перестройки производства и
сбалансированного развития отраслевой
инфраструктуры регионов;
-создания необходимой производственной
структуры региона;
- решения социальных проблем;
-смягче ния или уменьшения проблем,
связанных с безработицей;
30 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
-охраны природной среды и решения многих
других проблем.
Инвесторы самостоятельно определяют объ -
емы и направления капитальных вложений,
осуществляют конт роль целевого использования
средств . Согласно десятой статьи Закона
Республики Узбекистан «Об инвестициях и
инвестиционной деятельности» от 25 декабря 2019
года :
«Инвестор вправе:
свободно осуществлять инвестиционную
деятельность, определять объемы, виды, формы,
сферу и направления осуществления
инве стирования, не противоречащие
законодательству Республики Узбекистан;
заключать договоры с юридическими и
физическими лицами для осуществления
инвестиционной деятельности;
владеть, пользоваться и распоряжаться своими
инвестициями и результатами инвестицион ной
деятельности, а также продавать и вывозить
результаты инвестиционной деятельности;
самостоятельно и свободно распоряжаться
доходом, полученным в результате
инвестиционной деятельности, после уплаты
налогов, сборов и других платежей,
предусмотренных зак онодательством (далее —
налоги и платежи);
использовать имущество и любые
имущественные права, принадлежащие ему на
праве собственности, в качестве обеспечения по
всем видам принятых им обязательств, включая
обязательства, направленные на привлечение
заемн ых средств;
на получение адекватной компенсации в
случае реквизиции (экспроприации) его
инвестиций и иных активов;
привлекать денежные средства в виде
кредитов и займов;
получать возмещение убытков, причиненных в
результате незаконных действий (бездействия ) и
решений органов государственного управления,
органов государственной власти на местах и их
должностных лиц».
В условиях развития рыночных
взаимоотношений предприятиям, представителям
различных бизнес уровней самим приходится
искать источники финансиров ания инвестиций и
наиболее эффективные способы их использования.
И в этих условиях первоочередной задачей для
сторон, принимающих инвестиции и в первую
очередь для региональных органов управления,
является проведение отбора инвестиционных
проектов для реал изации, которые осуществляются
на основе оценки экономической эффективности
инвестиций. По результатам этого отбора
формируются инвестиционные программы и
производится ранжирование проектов по степени
значимости и очередности реализации исходя из
разработа нных экономических программ развития
регионов. Это приобретает особенно важную роль
для регионов, где уровень развития
производственной, социальной и других структур
существенно различаются. Поэтому от грамотно и
качественно проведенного инвестиционного
анализа зависит качество инвестиционных
решений и обоснованность направлений вложения
инвестиций.
Проведение анализа инвестиционных
проектов позволяет сравнивать возможные
варианты направления инвестиций в технические,
технологические, организационные и друг ие
мероприятия, разработанные в каждом конкретном
проекте для каждого региона отдельно.
Для эффективного осуществления
региональных программ экономического развития
особенно важным является принятие
ответственных стратегических решений по
инвестиционным п роектам на основе тщательного
профессионального анализа всей совокупности
данных, относящихся к рассматриваемым
решениям и учитывающие все особенности
регионов. Для обоснования проектных решений
используется проектный анализ как совокупность
методологическ их средств оценки эффективности
проектов на основе сопоставления затрат и
результатов. Привлечение проектного анализа в
процессе принятия решений об инвестициях
необходимо потому, что выбор приходится
осуществлять в условиях неопределенности.
Процедура и м етоды такого анализа направлены на
выдвижение альтернативных вариантов решения
проблемы - проектирования и инвестирования,
выявление масштабов неопределенности по
каждому из них и их сопоставление по тем или
иным критериям эффективности.
Традиционно выдел яют следующие виды
инвестиций:
- реальные (прямые) инвестиции — вложение
частного или государственного капитала в развитие
материально -технической базы предприятий
производственной и непроизводственной сфер.
- финансовые (портфельные) инвестиции —
вложение капитала в долгосрочные финансовые
активы — паи, акции, облига ции и другие ценные
бумаги, выпущенные частными компаниями или
государством, банковские депозиты.
- интеллектуальные инвестиции —
приобретение патентов, ли цензий, ноу -хау, ведение
научных разработок, подготовка специалистов на
курсах, передача опыта.
Несм отря на разнообразие проектов, их анализ
обычно следует некоторой общей схеме и проходит
следующие стадии:
1. Предварительный анализ;
2. Технико –экономическое обоснование с
схемой финансирования;
3. Текущая оценка эффективности проекта.
Предварительный ана лиз проекта
производится на основе выбранных показателей.
Для этой цели обычно используют следующую
экспертную систему:
первый шаг – определение факторов, которые
в значительной степени могут повлиять на
успешность выполнения проекта.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 31
второй шаг – факторы располагаются в
порядке убывания приоритетности.
третий шаг – оценка ранга каждого из
перечисленных факторов. Сумма рангов всех
факторов должна быть равна единице.
четвертый шаг – проекты или варианты одного
проекта необходимо оценить по каждому из
факторо в (критериев) оценки. В данном шаге
можно принять максимальный балл по любому из
факторов для проекта равным 100, минимальный –
0.
пятый шаг – экспертная оценка влияния
каждого фактора получается путем перемножения
веса каждого фактора на оценку данного фа ктора
для каждого варианта. Интегральная экспертная
оценка приоритетности вариантов проекта
определяется как сумма всех баллов.
Если проект достоин дальнейшего
рассмотрения, можно перейти к следующей стадии,
которая включает специальные разделы,
оценивающи е техническую, финансовую,
экономическую, коммерческую, социальную,
экологическую, анализ рисков и
институциональную выполнимость проекта.
Для принятия решения об осуществлении
проекта необходимо рассмотреть все его аспекты
на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Смысл общей оценки инвестиционного
проекта заключается в предоставлении всей
информации о проекте, позволяющей лицу,
принимающему решение, сделать заключение о
целесообразности осуществления инвестиций.
Каковы же общие критерии привлекатель ности
инвестиционного проекта? Этих критериев два.
Кратко их можно обозначить как "финансовая
состоятельность" и "эффективность".
Оба указанных подхода взаимно дополняют
друг друга. В первом случае анализируется
ликвидность (платежеспособность) проекта в х оде
его реализации. Во втором - акцент ставится на
потенциальной способности проекта сохранить
покупательную ценность вложенных средств и
обеспечить достаточный темп их прироста.
5. Выводы и рекомендации
Управление и анализ инвестиционной
деятельностью на региональном уровне является
значимой составляющей как для потенциальных
инвесторов, так и для региональных властей.
Управление, если быть более точным, совместное
управление инвестиционной деятельностью
должно обеспечить решение следующих задач:
1. Обеспечение высоких темпов
регионального экономического развития за счет
эффективной инвестиционной деятельности. Эта
задача должна решаться в соответствии с
разработанными региональными программами
развития.
2. Обе спечить решение поставленных задач
как для инвестора ( максимизацию прибыли,
расширение производства и другие) так и для
регионов (привлечения новых технологий и выпуск
экспортоориентированной продукции, создание
новых рабочих мест, налоговые отчисления в
местные бюджеты и так далее) от
инвестиционной деятельности.
3. Минимизировать риск, связанный с
инвестициями.
4. Повысить финансовую устойчивость и
платежеспособность инвесторов в процессе
осуществления инвестиционной деятельности в
рамках региональных программ . Инвестиционная
деятельность связана с отвлечением финансовых
ресурсов в больших размерах и, как правило, на
длительный период. Это может привести к
снижению платежеспособности инвесторов по
текущим хозяйственным операциям,
несвоевременному выполнению пла тежных
обязательств перед партнерами, государственным
бюджетом и других их видов, т.е. к созданию
предпосылок для банкротства. Следовательно,
региональным органам управления необходимо
при разработке инвестиционных программ
территорий, разработать различны е
организационно -финансовые меры по поддержке
инвесторов при различных, в том числе и форс -
мажорных обстоятельствах и создать им условие и
возможности по использованию различных льгот и
преференций, предоставляемых действующими
нормативно -правовыми актами.
5. Совместно определять пути ускорения
реализации региональных инвестиционных
программ.
Для решения вышеуказанных задач
инвестиционный менеджмент на региональном
уровне должен эффективно реализовать свои
функции, основными из которых являются
следующие:
- высокие темпы реализации каждой
инвестиционной программы должны
способствовать ускорению экономического
развития региона в целом;
- сокращение сроков реализации
инвестиционной программы определяет скорость
формирования дополнительных денежных потоков
в виде прибыли от инвестиций;
- ускорение реализации инвестиционных
программ сокращает сроки использования
кредитных ресурсов;
- быстрая реализация инвестицио нных
программ способствует снижению
инвестиционных рисков, связанных с
неблагоприятным изменением конъюнктуры
инвестиционного рынка.
- разработка стратегических направлений
инвестиционной деятельности инвесторов;
- разработка стратегии формирования
инвестиционных ресурсов регионов;
- поиск и оценка инвестиционной
привлекательности отдельных реальных проектов
и отбор наиболее эффективных из них;
- формирование инвестиционного портфеля и
его оценка по критериям дох одности, риска и
ликвидности;
- текущее планирование и оперативное
управление реализацией инвестиционных программ
32 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
и проектов;
- организация мониторинга реализации
инвестиционных программ и проектов.
Одним из важнейших элементов в реализации
инвестиционны х программ является
осуществление функции контроллинга выполнения
инвестиционных проектов, реализуемых
инвесторами. Функция контроллинга в управлении
инвестиционными проектами включает в себя
систему мониторинга, оценку, контроль и анализ
изменений в проце ссе реализации инвестиционных
проектов с целью выработки управленческих
решений, позволяющих наилучшим образом
достичь поставленных целей. Для наиболее
успешного осуществления функции контроллинга
необходимо построить систему контроля еще на
ранних стадиях реализации проекта. Основные
принципы построения эффективной системы
контроля включают наличие четких планов, ясной
и однозначной системы отчетности, эффективной
системы анализа фактических показателей и
тенденций, эффективной системы реагирования.
В зак лючении необходимо отметить, что под
региональной инвестиционной политикой
понимается целенаправленная деятельность
государства по обеспечению благоприятных
условий для осуществления инвестирования,
эффективного использования инвестиционного
потенциала рег ионов в целях подъема экономики и
решения задач социально -экономического
развития, что позволяет сделать вывод, что многие
из них тесно взаимосвязаны и в конечном итоге все
они влияют не только на инвестиционную
деятельность, но и на состояние экономики ст раны
в целом.
Список литературы / References
1.Закон Республики Узбекистан «Об
инвестициях и инвестиционной деятельности» от
25 декабря 2019 года, Ташкент: №ЗРУ -598.
2.Алексеева Т.В. Интернет – курс по
дисциплине «Проектный анализ»., - Москва: 2010,
142 с.
3. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ:
Учеб.пособие. — Москва: ИНФРА -М, 2009. — 204
с.
4. Темиркулов А.А. Государственное
управление инвестиционной деятельностью.
Журнал “Проблемы современной науки и
образования” 2019. № 12 (145). Часть 2. стр. 10 5-
110. https://cyberleninka.ru/article/n/18357994
5. Toshmamatov, N. (2018). Some theoretical
aspects of the accounting method. ISJ Theoretical &
Applied Science, 11 (67), 40 -46. Soi: http://s -o-
i.org/1.1/TAS -11 -67-8 Doi:
https://dx.doi.org/10.15863/TAS.20 18.11.67.8
http://www.t -science.org/arxivDOI/2018/11 -
67/PDF/11 -67 -8.pdf
6. Исманов И.Н., Курпаяниди К.И. Оценка
инвестиционной привлекательности и факторы
активизации привлечения иностранного капитала//
Вопросы структуризации экономики. -2011, - № 2.
7. Khojayev AS (2016) THE MAIN
DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF
FARMS SPECIALIZED IN FRUITS AND
VEGETABLES IN UZBEKSITAN. ISJ Theoretical &
Applied Science, 12 (44): 24 -28. Soi: http://s -o-
i.org/1.1/TAS -12 -44-5 Doi:
http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2016.12.44.5
8. Атабаева З.А. Организация учета
инвестиций на капитальные вложения. Журнал
“Проблемы современной науки и образования”
2019. № 12 (145). Часть 1, ст. 52 -58.
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya -ucheta -
investitsiy -na-kapitalnye -vlozheniya
9. Исманов И.Н. Организация учёта
инвестиций капита лные вложения. Журнал:
Вестник науки и образования. 2019 12 (66), часть 3.
стр. 14 -17.
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya -ucheta -
investi tsiy -v-kapitalnye -vlozheniya
10. Кундузова К.И. Совершенствование
кредитного портфеля коммерческих банков .
Журнал “Проблемы современной науки и
образования” № 10 (143) , 2019 г., стр. 43 -45
https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie -
kreditnogo -portfelya -kommercheskih -bankov
ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Носова Татьяна Павловна
кандидат экономических наук, доцент
кафедры «Денежного обращения и кредита,
Кубанский Государственный Аграрный
Университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар
Елтавская Светлана Сергеевна
магистрант,
Кубанский Государственный Аграрный
Университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар
Елтавский Виктор Александрович
студент4 курса,
Кубанский Государственный Аграрный
Университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар