Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СОФТБОЛОМ (47-52)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 54, Том: 3, Страницы в выпуске: 47-52
Автор: Обивалина Мария Сергеевна
старший преподаватель кафедры ТиМ гандбола, гандбола Российского государственного университета спорта, молодежи и туризма «ГЦОЛИФК» , РФ, Москва
Анотация: Развитие физических качеств у спортсменов относится к числу проблем, которые не теряют своей актуальности в настоящее время . Не является исключением и поиски эффективных путей развития основных физических качеств в софтболе на всех этапах подготовки квалифицированного спортсмена.

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. «Теория и практика физической культуры», 1968, 371 с. 2. Гатмен Б.,Финнеган Т., 2007, Издательство: АСТ, Астрель ISBN: 1-59257-056-9 3. Захаров Ю.В. Экспериментальное обоснование методики комплексного воспитания быстроты и выносливости в спортивных занятиях с детьми и подростками: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Захаров Ю.В.; Тартус. гос. ун-т. - Тарту, 1969. - 20 с. 4. Кожеваткин В.М., Ковалев В.Д. Софтбол. Основы техники, тактики, правил игры и методики тренировки. – М.: Советский спорт, 2003. – 192 с 5. Ковалев В.Д., В. Т . Ткаченко «От русской лапты к софтболу», Издат. «Освита Украины»,2009, -160с. 6. Озолин Э.С. Спринтерский бег М: Физкультура и спорт, 1986-157 с. 7. Правила игры в софтбол – М. 2002.,97с 8. Холодов Ж.К. , В.С. Кузнецов « Теория и методика физического воспитания и спорта», 2001 г.,480с.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 47
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ПРИ ЗАНЯТИ ЯХ СОФТБОЛОМ

Обивалина Мария Сергеевна
старший преподаватель кафедры ТиМ гандбола
Российского государственного универс итета спорта,
молодежи и туризма «ГЦОЛИФК»
РФ,г.Москва

Развитие физических качеств у спортсменов
относится к числу проблем, которые не теряют
своей актуальности в настоящее время . Не
является исключением и поиски эффективны х
путей развития основных физ ических качеств в
софтболе на всех этапах подготовки
квалифицированного спортсмена.
Известно, что софтбол относится к
ситуационным видам спорта, особенностью
которых является непрерывное изменение
структуры и интенсивности дви гательных актов,
которые треб уют быстрого реагирования со
стороны игроков . В софтболе в отличие от других
командных игр не нужно забивать голы,
забрасывать мячи в корзину, здесь результат
определяется количеством удачно проведенных
перебежек, за которые к ом анде начисляются очки.
Кажд ая команда старается играть как можно
дольше в нападении, ведь только игра в нападении
позволяет сделать результативную перебежку .
Поэтому развитию качества «быстрота»
необходимо уделять значительное внимание в
тренировке софт бо листок любого уровня
мастер ства.
Согласно правилам перебежки в софтболе
аналогичны перемещениям игроков в баскетболе,
где практикуются ускорения в быстрый прорыв и
командная игра в нападении с быстрым
возвращением в зону защиты . Поэтому успешность
игры в софтболе в значительной сте пени зависит от
быстроты, с которой выполняется эта перебежка.
Софтбол — это, по сути, пробегание отрезков
небольшой длины, выполняемое о время игры.
Поскольку бег в софтболе выполняется на
значительном эмоциональном подъеме, э то влияет
на скорость преодол ения отрезков, длина которых
кратна 18 -ти метрам.
В одном из немногих учебном пособии
«Софтбол. Основы техники, тактики, правил игры
и тренировки», опубликованном в 2003 году,
основное место отводится описанию различных
видов по дготовки спортсмена: технич еской,
тактической и общефизической. Однако в пособ ии
отсутствует описание методики развития
отдельных физических качеств, в том числе
быстроты.
Вместе с тем организация учебно -
тренировочного процесса в софтболе связана с
необхо димостью разработки методик и развития
быстроты у спортсменок разного возраста. По
данным литературы, определены сензитивные
периоды, в течение которых возможно развить
определенное физическое качество в более
короткие сроки . В софтболе эти вопросы остаютс я
пока без ответа. Поэтому актуальной остается
проблема развития быстроты у де вушек 10 -13 лет в
этом виде спорта, поскольку в этом периоде
начинается и проходит перестройка и взросление
организма, связанное с их половым созреванием.
Из литературы известно , что наиболее
интенсивно с коростные качества развиваются в
возрасте 10 -14 лет . Следовательно, в тренировках в
этом возрасте необходимо больше давать
упражнений для совершенствования скоростных
способностей занимающихся.
Развитие этого физического качеств а широко
применяется при ра боте со спортсменами всех
возрастов. С этой целью п одбираются упражнения
двух видов: в быстроте отдельных движений и
двигательных реакций .
Наилучшим средством развития быстроты в
спортивных играх принято считать игровые
упражнен ия, в которых соединяются н есколько
игровых приемов в сочетании с групповыми ( 2-3
игроков) тактическими действиями . Средством
развития быстроты также являются упражнения,
требующие своевременной двигательной реакции
на различные внезапные сигналы – зрител ьные,
звуковые, тактильные.
Наиболее интенсивно развивается скоростные
качеств а в возрасте 10 -14 лет. Следовательно, в
тренировках в этом возрасте необходимо больше
давать специальных упражнений для
совершенствования скоростных способностей
занимающихся, и спользуя упражнения,
выполн яемые с максимальной скоростью (бег с
ускорениями 5 0-60 м, эстафеты с этапами 40 -50 м,
метания облегченных снарядов и т.д.).
Быстрота двигательной реакции хорошо
развивается упражнениями на внезапность
(различные сигналы), подвиж ными играми, где
требуется незамедлительная двигательная реакция
в сложных и б ыстро меняющихся ситуациях. Чаще
упражнения, направленные на развитие быстроты,
проводятся в начале основной части занятий.
Упражнения для развития быстроты
необходимо дифференци ровать по
направленности: д ля быстроты реакции, частоты
движений, скорости пер едвижений в различных
положениях и стойках.
Сюда могут включаться: быстрая передача в
парах на месте и в движении, во время быстрой
ходьбы, бега, прыжки через скакалку (25).
Кром е того следует отметить, чт о необходимо
вносить коррективы в содержание физиче ской
подготовки игроков различных амплуа. Питчер
(подающий) – игрок команды защиты, подающий
мяч в соответствии с правилами атакующей
команде для его выбивания в игровое поле. Дл я

48 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
успешного выполнения свои х функций питчер
должен обладать следующими качеств ами :
• быстрота подачи,
• умение варьировать действия при
исполнении подачи,
• выполнять подачу в условиях
нарастающего утомления.
Наряду с физическими данными
определяющим фактором в игре питчера является
его способность сосредоточиться и действовать
осмысленн о, сохраняя определенную
концентрацию внимания. Особенно важными для
игрока этого амплуа являются развитие таких
физических качеств как быстрота, выносливость и
ловкость.
Кетчер (ловящий) – игрок команды з ащиты.
Кетчер игрок команды, который делает самое
большое количество бросков за всю игру, поэтому
должен обладать хорошей выносливостью,
поскольку игра может продолжаться 2 -2.5 часа.
Разнообразие двигательных действий,
характериз ующих игровые действия кетч ера,
включает необходимость выполнения бросков из
различных положений – сидя, лежа. Он должен
страховать 1 и 3 базы, в зависимости от ситуации,
предъявляет высокие требования к координации
движений этого игрока. Кроме того, успеш ность
его действий зависит от быстрой реакции,
концентрации внимания, точности и силы броска,
когда необходимо добрасывать мяч до 2 -ой базы из
дома на расстояние 24 м.
Кетчер является «мозгом» команды, он
«ведет» игру, т.е. озвучивает тактические действия
будущей игровой ситуации, например, кто будет
играть в той или иной ситуации.
Аутфилдеры – игроки внешнего поля, которые
при различных ситуациях должны поймать мяч
бросить его нужному игроку в любой игровой
отрезок времени. При этом он должен быстро
перед вигаться по полю и постоянн о оценивать
игровую ситуацию, выбирая из в озможных
вариантов своих действий единственный
правильный. Это требует от игрока этого амплуа
развития скоростно -силовых способностей,
выносливости и ловкости. во время ловли мяча, во
вре мя выполнения резких движен ий.
Инфилдеры – игроки внутреннего поля,
«квадрата», которые при приеме мяча должны
осалить игрока атакующей команды. Игроки этих
позиций должны быстро передвигаться по полю,
правильно оценивать игровую ситуацию, уметь
быстро при нять решение. Для игрока ин филдера
необходимы такие физические качест ва как:
быстрота, выносливость, ловкость, сила. Также
этому игроку необходимо развивать гибкость,
поскольку во время осаливания, игроку первой
базы, нередко приходится делать выпад – шпаг ат,
Бэттер выполняет функци и отбивающего
игрока. Игроков этого амплуа отличает быстрая
реакция, высокая скорость бега и концентрация
внимания. У такого игрока необходимо развивать
быстроту реакции, скорость бега, скоростно -
силовые качества при выполнении у дара битой и
скоростную вын осливость.
Анализ литературы позволил сде лать
заключение о том, что быстрота – это способность
человека совершать двигательные действия в
максимально короткий отрезок времени, которая
характеризуется элементарными формами её
про явления. В физическом воспи тании наибольшее
значение придаётся компле ксным формам
проявления быстроты, проявляемым при
выполнении спортивных движений.
Физиологической основой развития быстроты
являются морфологические и функциональные
изменения в мышечной системе, изменения в
нервно й регуляции двигательных функций.
Повышени е уровня быстроты связано с
возрастом и индивидуальными способностями
детей, в меньшей степени зависит от пола ребёнка.
Анализ практического опыта специалистов по
физическому воспитанию п одтверждает, что
быстрота в процессе многолетней тренировки в
значите льной мере поддаётся развитию.
Особенно продуктивными для развития
быстроты считаются сенситивные периоды,
границы которых варьируют по данным разных
авторов от 7 -8 до 12 -13 лет.
Также д ля успешной игры в софтбол тренеры
этого вида спорта рекомендуют в тр енировке
применять средства, приближенные к игровой
ситуации. Все игроки различного амплуа должны
обладать скоростными способностями, так как от
быстроты принятия решений в тот или иной
игровой ситуации, быстроты п ередвижения в
защите, быстрой обработки мя ча, быстрого броска
в нападении, быстрого бега по базам, зависит
результат и зрелищность игры.
Педагогическое тестирование проводилось
для определения уровня развития быстроты. В
качестве контрольных упражнений исп ользовались
тесты, характеризующие развити е скоростных
качеств, необходимых для игры в софтбол: бег на
18 м, на 36 м, 54м, 72м, челночный бег 3х10 м и
прыжок в длину с места. Эти показатели
характеризуют расстояние от базы до баз ы в
квадрате: из дома до 1 базы – 18 м, из дома до 2
базы - 36м, из до ма до 3 базы - 54 м, из дома до дома,
полный квадрат - 72м. После удара бьющий должен
успеть преодолеть как можно больше баз с
помощью быстрых перебежек.
Челночный бег - это точная копия сит уации в
софтболе , так назы ваемая «загон» - когда бегун,
преодолевая б ольшую базу, не успевает добежать
до нее раньше, чем прилетит мяч, то бегуну чтобы
не уйти в «аут» нужно быстро перемещаться между
базами, с целью занять большую базу, пока
защитники пере кидывают мяч чтобы осалить
бегуна.
Прыжок в длину с места характеризу ет
развитие скоростно -силовых качеств, необходимых
для игры в софтбол. Эти показатели в игре
проявляются как быстрый ход на мяч в защите и в
нападении, как быстрый агрессивный сход с базы .

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 49
Процедура выполнения кон трольных
упражнений была организована следующим
образом:
А). Бег 18 м. По команде «На старт!»
испытуемый становится у стартовой линии в
положение высокого старта. По команде «Марш!»
начинается бег. Результат регистрируется ручным
секундомером в секундах.
Б). Челночный бег. Предва рительно
измеряется и ставится отметка 10м, по команде «На
старт!» испытуемый становится у стартовой линии
в положения высокого старта. По команде -
«Марш!» начинается бег 3 раз по 10 м. результат
измеряе тся в секундах.
В) Бег на 3 6 м , 54, 72м производить ся замер
секундомером, в заранее установленном на
площадке квадрате размером 18м х 18м, по команде
«на старт» испытуемый становиться на стартовой
линии в положении высокого старта, по команде
«марш» начин ается бег. Результат фиксир уется
после остановки на базе.
Г) Прыжок в длину с места.
Для повышения мотивации детей
педагогическое тестирование проводилось в виде
соревнований, которые включали в себя
проведение выполнение тестовых заданий. В ходе
соревнов аний выявлялся победитель по разделам
«самый быстрый », а также «абсолютный
победитель», который определялся по лучшей
сумме набранных мест в отдельных видах тестовых
заданий. В соревнованиях участвовали все девочки
из контрольной и экспериментальной групп.
Первая группа была контроль ной и занималась
по Прог рамме по софтболу для групп начальной
подготовки. Согласно этой программе учебно -
тренировочные занятия проводились 2 раза в
неделю по 2 часа. В начале каждого занятия 40 мин.
уделялось тренировке по разви тию скоростных
способностей. В программу входили бег овые и
прыжковые упражнения, выполняемые в парах или
в колонне по одному человеку; упражнения для
укрепления мышц туловища, рук и ног.
Вторая группа была экспериментальной.
Девочки этой группы занимались по разработанной
автором нас тоящего исследования про грамме,
которая предусматривала проведение также 2-х
разовых занятий в неделю. На каждом занятии, в
начале тренировки 40 мин уделялось тренировке по
развитию скоростных способностей. Но методика
занятий с экспериментальной группой з а время 40
мин. включала упражнения с использованием
легкоатлетических барьеров (прыжковые, и
имитационные на технику бега), гимнастических
скамеек (прыжки через скамейку одной и двумя
ногами, впрыгивания и спрыгивания со скамей ки),
пробежки с прикрепленны ми покрышками от
колеса машины в качестве отягощения при
выполнении ускорений.
Занятия по разработанной методике
проводились в игровой форме и включали
проведение эстафет, подвижных игр, перемещений
в колоннах и шеренгах. Испол ьзовались также
элементы спо ртивных игр. Подвижные и
спортивные игры способствовали эмоциональной
разгрузке детей и закреплению ранее полученных
навыков в метании, прыжках, беге.
В таблице 1 представлены результаты
тестирования качества быстроты у девочек из
контрольной и эксперимент альной группы до
начала педагогического эксперимента.
Таблица 1.
Результаты тестирования девочек 10 -13 лет до начала педагогического эксперимента
Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,9±0,3 3,8±0,0 1 0,2
Бег 36 м, с 6,8±0,4 7,8±0,03 4,7
Бег 54 м , с 9,9±0,7 10,22±0,02 0,9
Бег 72м, с 22,2±2,3 23,14±0,04 1.1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 10,01±0,03 4,2
Прыжок в длину с
места, см 160±6,6 157,25 ±0 1,1

50 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Оценка разви тия скоростных способностей у
девочек 10 -13 лет предполагало сравнение
результатов тестирования по избранной батарее
тестов. Время бега на 18 метров в контрольной
группе составляет 3,8±0,01 с., показатели в
экспериментальной группе составляют 3 ,9±0,3с
(P>0 .05). Показатели челночного бег а составляли
10,01±0,03 с в контрольной группе и 9,7±0,1 с в
экспериментальной группе (P>0.05). Скоростно -
силовые качества оценивались по результатам
прыжка в длину с места. Среднее значение этого
показателя в экс периментальн ой группе составляет
160 см, а в контрольной –157,25 см (P>0.05).
Оценка достоверности различий говорит об
отсутствии значимых различий этого показателя
для выбранных групп.
Однако показатели бега на 36 м и челночного
бега 3х10 м достоверно различаются (P< 0.01).
Результаты в этих тестах у девочек
экспериментальной группы превосходят
результаты сверстниц из контрольной группы.
Вероятно, это следует учесть при подведении
итогов педагогического эксперимента.
В целом из представленных данных можно
заключить, чт о различия в тестах по развитию
скоростных способностей детей из контрольной и
экспериментальной групп не достоверны (р>0,05)
(таблица 1). Это означает, что группы были
подобраны со сходным уровнем развит ия
скоростных качеств.
В Таблице 2 представлены зна чения
показателей развития скор остных качеств у
девочек из контрольной группы за время
проведения педагогического эксперимента.
Оказалось, что средние значения времени бега
несколько улучшались. Например, в беге на 18
метров время пробегания этого отрезка
сократилось с 3,8±0,01с до 3,6± 0,03с.
Индивидуальные показатели девочек
контрольной группы менялись неодинаково. Время
пробегания отрезка 18м у спортсменки А.Д
сократилось на 0,07с, а у спортсменки Н.К. – на 0,09
с. Для наилучшего результата бега на 18 м девочкам
нужно пробегать этот о трезок не более чем за 4
секунды. Как видно из Табл. 2 в контрольной
группе большинство девочек бежит 18м быстрее 4
секунд. Девочки, бегущие этот отрезок 18м за
время превыш ающее 4 с, сокращают это время
почти до 4 секунд, а лучшее время составляет 4,03с.
Величина среднего времени челночного бега
сократилась за время педагогического
эксперимента с 10,01с до 9,91с. Перед девочкам
контрольной группы стояла задача бежать быстре е
10 секунд. Перед началом педагогического
экспериме нта три девочки этой группы беж али
дольше 10 с, после проведения педагогического
эксперимента девочки улучшили результаты. В
контрольной группе осталась только одна девочка,
бегущая челночный бег 3х10 с р езультатом 10,09с.
Скоростно -силовые качества оценив ались по
результатам прыжка в д лину с места. Среднее
значение этого показателя за время
педагогического эксперимента возросло в
контрольной группе с 157.25 см до 160.88 см.
Лучший индивидуальный показател ь до
начала педагогического эксперимента в
контрольн ой группе отмечался у спортсмен ки Л.С
и составлял 165см. За время проведения
педагогического эксперимента она не смогла
улучшить результат в этом тесте, получив травму.
Ее результат после педагогического эксперимента
составил 160 см. Остальные девочки немн ого
прибавили в прыжках в длину с места, но
полученные различия были недостоверны (P>0.05).
Это сказалось у девочек этой группы в игре, когда
сход с базы стал агрессивней.
Таблица 2.
Динамика результатов тестирования у девочек контрольной группы за время
педагогического эксперимента
Тесты До эксперимента После эксперимента
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,8±0,01 3,6±0,03 1
Бег 36 м, с 7,8±0,03 7,7±0,02 0,4
Бег 54 м , с 10,22 ±0,02
9,88±0,03 0,7
Бег 72м, с 23,14±0,04 22,98±0,01 0,3
Челночны й бег 3х10,
см 10,01±0,03 9,91 ±0,04 1,8
Прыжок в длину с
места, см 157,25 ±0 160,88±0,04 1.4

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 51
Таблица 3.
Динамика результатов тестирования у девочек экспериментальной группы за время
педагогического эксперимента
Тесты До эксперимента После эксперимента
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,9±0,3 3,7±0,4 1,4
Бег 36 м, с 6,8±0,4 6,4±0,4 2,2
Бег 54 м , с 9,9 ±0,7 9,7 ±0,7 0,6
Бег 72м, с 22,2±2,3 22,0±2,2 0,1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 9,7±0,1 0,7
Прыжок в длину с
места, см 160 ±6,6 167 ±5,6 2,1

В Таблице 3 представлены значения
показателей развития скоростных качеств у
девочек из экспериментальной группы. Время бега
на 18 метров в среднем экспериментальной группе
улучшилось от 3,9±0,3с до3,7±0,4с. Различия
оказались недостоверны (P>0.05).
Лу чшие индивидуальные показател и бега на
18м в экспериментальной группе изменились с
3,67с до 3,43с. В этой группе до начала
педагогического эксперимента хуже 4 с пробегали
это расстояние три девочки. После проведения
этого эксперимента число их сократилось до од ной,
а две другие улучши ли свои результаты до 03, 91с
и до 03,90с.
Средние показатели челночного бега девочек
из экспериментальной группы сократились с 9,9с
до 9,8 с. Девочкам так же была поставлена задача
выбегать из 10 сек. До эксперимента только о дна
девочка бежала с результа том превышающим 10
секунд – 10,03. После эксперимента она сократила
этот показатель до 10,0 с. Девочка, бежавшая до
эксперимента с лучшим результатом 9,60 с, за
время его проведения ухудшила время до 9,64, из за
редкого посещен ия за нятий по софтболу.
Скоро стно -силовые качества оценивались по
результатам прыжка в длину с места. Среднее
значение этого показателя в экспериментальной
группе изменилось от 160,5см до 167 см. Различия
оказались достоверными (P<0.05). Лучший
результат в груп пе составил 170см до экс перимента
у спортсменки С.С., и 175 см после эксперимента.
Из представленных в таблице 3 данных видно,
что среди беговых тестов достоверным оказался
прирост результатов в беге на 36м (P<0.05).
Таблица 4.
Средние показатели рез ультатов тестирования у девоч ек 10 -13 лет после эксперимента
Тесты Экспериментальная гр уппа Контрольная группа
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,7±0,4 3,6±0,03 0,2
Бег 36 м, с 6,4±0,4 7,7±0,02 6,6
Бег 54 м , с 9,9 ±0,7 9,8 ±0,03 0,8
Бег 72 м, с 22,0±2,2 22,98±0,01 1,1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 9,91±0,01 3,6
Прыжок в длину с
места, см 167 ±5,6 160,88 ±0,04 2,4

Сравнительный анализ результатов
контрольных тестов у девочек экспериментальной
и контрольной групп при завершении
педагогиче ского эксперимента показал (Т абл. 4),
что девочки из экспериментальной группы
показали достоверно более высокие результаты в
беге на 36м (P<0.01), челночном беге 3х10м
(P<0.05) и прыжках ну с места (P<0.05).

1. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты.
«Т еория и практика физической к ультуры», 1968,
371 с.

52 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
2. Гатмен Б.,Финнеган Т., 2007, Издательство:
АСТ, Астрель ISBN: 1 -59257 -056 -9
3. Захаров Ю.В. Экспериментальное
обоснование методики комплексного воспитания
быстроты и выносливости в спортивных занятиях с
детьми и подростками: авто реф. дис. ... канд. пед .
наук / Захаров Ю.В.; Тартус. гос. ун -т. - Тарту, 1969.
- 20 с.
4. Кожеваткин В.М., Ковалев В.Д. Софтбол.
Основы техники, тактики, правил игры и методики
тренировки. – М.: Советский спорт, 2003. – 192 с
5. Ковалев В.Д., В. Т . Ткаче нко «От русской
лапты к софтболу», Издат. «Освита
Украины»,2009, -160с.
6. Озолин Э.С. Спринтерский бег М:
Физкультура и спорт, 1986 -157 с.
7. Правила игры в софтбол – М. 2002.,97с
8. Холодов Ж.К. , В.С. Кузнецов « Теория и
ме тодика физического воспитания и спорта», 2001
г.,480 с.
9. Эрран Х.Э. Бейсбол – М.: Физкльтура и
спорт, 1988. –176с.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННО СТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Жмакина Марина Владимировна
директор МАОУ С ОШ №32
г.Тюмень

ABOUT SOME F EATURES OF PROFESSIONAL INTERAC TION OF THE TEACHER IN THE
CONDITIONS OF MODERN SCHOOL

Zhmakina Marina
Director of MAGEI CSS № 32
Tyumen

Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современн ой школе в
диадах: «педагог -обучающийся» , «педагог -педагог», «педагог -коллектив», обусловленные вызовами
современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога .
Abstract
In the article the peculiarities of professional in teraction in modern school ar e considere d in dyads: "teacher -
student", "teacher -teacher", "teacher -team", due to the challenges of modernity. The need for constant continuous
self -education of the teacher is noted.
Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональное взаимодейств ие.
Keywords: educational process; professional interaction.

Педагогическая деятельность является одним
из видов профессиональной деятельности, в
которой взаимодействие включенных в нее
субъектов определяет ее качество и эффек тивность.
В настоящее время п рово дятся системные
изменения в области образования, которые
предъявляют конкретные требования к участникам
педагогического процесса. При этом меняются не
только подходы к отбору и структурированию
содержания, организации проце сса, но меняется
сам характер отн ошений участников
педагогического процесса, их взаимные позиции в
образовании. Создаются условия, при которых
участники образовательного процесса становятся
сотрудниками совместной деятельности, а поэтому
каждый из них имее т право на индивидуальный
выб ор, на личностное самоопределение и
самореализацию [4, с.4]. Очевидно, что успех
образовательного процесса зависит от характера
взаимодействия его участников, форм выражения и
удовлетворения их потребностей и желаний,
использов ания индивидуальных природных
спо собностей и возможностей, ориентирования на
развитие личности, а потому невозможен без
активности всех участников образовательного
процесса [2].
Образовательный процесс школы
предполагает взаимодействие педагога и
обучающе гося через системно - деятель ност ный и
исследовательский подход в образовании, через
совместное социально -педагогическое
проектирование и результативную, успешную
самореализацию всех участников образовательной
деятельности.
Профессиональное взаимодействие в
педагогической среде – проц есс, состоящий из
различных компонентов: дидактических,
воспитательных и социально - педагогических. Это
обусловлено и опосредовано учебно -
воспитательной деятельностью, целями обучения и
воспитания, а также присутствует во всех видах
деятельности: позн ават ельной, трудовой,
творческой, в основе которых лежит
сотрудничество. Субъектная проблематика
профессионального взаимодействия является
важным фактором повышения уровня
эффективности педагогического процесса, так как
способствуе т саморазвитию и самореал изац ии
личности не только ученика, но и учителя;
позволяет раскрыть потенциальные возможности
каждого в области самосовершенствования;
обеспечивает благоприятный микроклимат,
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×