ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СОФТБОЛОМ (47-52)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
54,
Том: 3,
Страницы в выпуске:
47-52
Автор:
Обивалина Мария Сергеевна
старший преподаватель кафедры ТиМ гандбола, гандбола Российского государственного университета спорта, молодежи и туризма «ГЦОЛИФК» , РФ, Москва
старший преподаватель кафедры ТиМ гандбола, гандбола Российского государственного университета спорта, молодежи и туризма «ГЦОЛИФК» , РФ, Москва
Анотация: Развитие физических качеств у спортсменов относится к числу проблем, которые не теряют своей актуальности в настоящее время . Не является исключением и поиски эффективных путей развития основных физических качеств в софтболе на всех этапах подготовки квалифицированного спортсмена.
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты.
«Теория и практика физической культуры», 1968, 371 с.
2. Гатмен Б.,Финнеган Т., 2007, Издательство: АСТ, Астрель ISBN: 1-59257-056-9
3. Захаров Ю.В. Экспериментальное обоснование методики комплексного воспитания быстроты и выносливости в спортивных занятиях с детьми и подростками: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Захаров Ю.В.; Тартус. гос. ун-т. - Тарту, 1969. - 20 с.
4. Кожеваткин В.М., Ковалев В.Д. Софтбол. Основы техники, тактики, правил игры и методики тренировки. – М.: Советский спорт, 2003. – 192 с
5. Ковалев В.Д., В. Т . Ткаченко «От русской лапты к софтболу», Издат. «Освита
Украины»,2009, -160с.
6. Озолин Э.С. Спринтерский бег М:
Физкультура и спорт, 1986-157 с.
7. Правила игры в софтбол – М. 2002.,97с
8. Холодов Ж.К. , В.С. Кузнецов « Теория и методика физического воспитания и спорта», 2001 г.,480с.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 47
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ПРИ ЗАНЯТИ ЯХ СОФТБОЛОМ
Обивалина Мария Сергеевна
старший преподаватель кафедры ТиМ гандбола
Российского государственного универс итета спорта,
молодежи и туризма «ГЦОЛИФК»
РФ,г.Москва
Развитие физических качеств у спортсменов
относится к числу проблем, которые не теряют
своей актуальности в настоящее время . Не
является исключением и поиски эффективны х
путей развития основных физ ических качеств в
софтболе на всех этапах подготовки
квалифицированного спортсмена.
Известно, что софтбол относится к
ситуационным видам спорта, особенностью
которых является непрерывное изменение
структуры и интенсивности дви гательных актов,
которые треб уют быстрого реагирования со
стороны игроков . В софтболе в отличие от других
командных игр не нужно забивать голы,
забрасывать мячи в корзину, здесь результат
определяется количеством удачно проведенных
перебежек, за которые к ом анде начисляются очки.
Кажд ая команда старается играть как можно
дольше в нападении, ведь только игра в нападении
позволяет сделать результативную перебежку .
Поэтому развитию качества «быстрота»
необходимо уделять значительное внимание в
тренировке софт бо листок любого уровня
мастер ства.
Согласно правилам перебежки в софтболе
аналогичны перемещениям игроков в баскетболе,
где практикуются ускорения в быстрый прорыв и
командная игра в нападении с быстрым
возвращением в зону защиты . Поэтому успешность
игры в софтболе в значительной сте пени зависит от
быстроты, с которой выполняется эта перебежка.
Софтбол — это, по сути, пробегание отрезков
небольшой длины, выполняемое о время игры.
Поскольку бег в софтболе выполняется на
значительном эмоциональном подъеме, э то влияет
на скорость преодол ения отрезков, длина которых
кратна 18 -ти метрам.
В одном из немногих учебном пособии
«Софтбол. Основы техники, тактики, правил игры
и тренировки», опубликованном в 2003 году,
основное место отводится описанию различных
видов по дготовки спортсмена: технич еской,
тактической и общефизической. Однако в пособ ии
отсутствует описание методики развития
отдельных физических качеств, в том числе
быстроты.
Вместе с тем организация учебно -
тренировочного процесса в софтболе связана с
необхо димостью разработки методик и развития
быстроты у спортсменок разного возраста. По
данным литературы, определены сензитивные
периоды, в течение которых возможно развить
определенное физическое качество в более
короткие сроки . В софтболе эти вопросы остаютс я
пока без ответа. Поэтому актуальной остается
проблема развития быстроты у де вушек 10 -13 лет в
этом виде спорта, поскольку в этом периоде
начинается и проходит перестройка и взросление
организма, связанное с их половым созреванием.
Из литературы известно , что наиболее
интенсивно с коростные качества развиваются в
возрасте 10 -14 лет . Следовательно, в тренировках в
этом возрасте необходимо больше давать
упражнений для совершенствования скоростных
способностей занимающихся.
Развитие этого физического качеств а широко
применяется при ра боте со спортсменами всех
возрастов. С этой целью п одбираются упражнения
двух видов: в быстроте отдельных движений и
двигательных реакций .
Наилучшим средством развития быстроты в
спортивных играх принято считать игровые
упражнен ия, в которых соединяются н есколько
игровых приемов в сочетании с групповыми ( 2-3
игроков) тактическими действиями . Средством
развития быстроты также являются упражнения,
требующие своевременной двигательной реакции
на различные внезапные сигналы – зрител ьные,
звуковые, тактильные.
Наиболее интенсивно развивается скоростные
качеств а в возрасте 10 -14 лет. Следовательно, в
тренировках в этом возрасте необходимо больше
давать специальных упражнений для
совершенствования скоростных способностей
занимающихся, и спользуя упражнения,
выполн яемые с максимальной скоростью (бег с
ускорениями 5 0-60 м, эстафеты с этапами 40 -50 м,
метания облегченных снарядов и т.д.).
Быстрота двигательной реакции хорошо
развивается упражнениями на внезапность
(различные сигналы), подвиж ными играми, где
требуется незамедлительная двигательная реакция
в сложных и б ыстро меняющихся ситуациях. Чаще
упражнения, направленные на развитие быстроты,
проводятся в начале основной части занятий.
Упражнения для развития быстроты
необходимо дифференци ровать по
направленности: д ля быстроты реакции, частоты
движений, скорости пер едвижений в различных
положениях и стойках.
Сюда могут включаться: быстрая передача в
парах на месте и в движении, во время быстрой
ходьбы, бега, прыжки через скакалку (25).
Кром е того следует отметить, чт о необходимо
вносить коррективы в содержание физиче ской
подготовки игроков различных амплуа. Питчер
(подающий) – игрок команды защиты, подающий
мяч в соответствии с правилами атакующей
команде для его выбивания в игровое поле. Дл я
48 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
успешного выполнения свои х функций питчер
должен обладать следующими качеств ами :
• быстрота подачи,
• умение варьировать действия при
исполнении подачи,
• выполнять подачу в условиях
нарастающего утомления.
Наряду с физическими данными
определяющим фактором в игре питчера является
его способность сосредоточиться и действовать
осмысленн о, сохраняя определенную
концентрацию внимания. Особенно важными для
игрока этого амплуа являются развитие таких
физических качеств как быстрота, выносливость и
ловкость.
Кетчер (ловящий) – игрок команды з ащиты.
Кетчер игрок команды, который делает самое
большое количество бросков за всю игру, поэтому
должен обладать хорошей выносливостью,
поскольку игра может продолжаться 2 -2.5 часа.
Разнообразие двигательных действий,
характериз ующих игровые действия кетч ера,
включает необходимость выполнения бросков из
различных положений – сидя, лежа. Он должен
страховать 1 и 3 базы, в зависимости от ситуации,
предъявляет высокие требования к координации
движений этого игрока. Кроме того, успеш ность
его действий зависит от быстрой реакции,
концентрации внимания, точности и силы броска,
когда необходимо добрасывать мяч до 2 -ой базы из
дома на расстояние 24 м.
Кетчер является «мозгом» команды, он
«ведет» игру, т.е. озвучивает тактические действия
будущей игровой ситуации, например, кто будет
играть в той или иной ситуации.
Аутфилдеры – игроки внешнего поля, которые
при различных ситуациях должны поймать мяч
бросить его нужному игроку в любой игровой
отрезок времени. При этом он должен быстро
перед вигаться по полю и постоянн о оценивать
игровую ситуацию, выбирая из в озможных
вариантов своих действий единственный
правильный. Это требует от игрока этого амплуа
развития скоростно -силовых способностей,
выносливости и ловкости. во время ловли мяча, во
вре мя выполнения резких движен ий.
Инфилдеры – игроки внутреннего поля,
«квадрата», которые при приеме мяча должны
осалить игрока атакующей команды. Игроки этих
позиций должны быстро передвигаться по полю,
правильно оценивать игровую ситуацию, уметь
быстро при нять решение. Для игрока ин филдера
необходимы такие физические качест ва как:
быстрота, выносливость, ловкость, сила. Также
этому игроку необходимо развивать гибкость,
поскольку во время осаливания, игроку первой
базы, нередко приходится делать выпад – шпаг ат,
Бэттер выполняет функци и отбивающего
игрока. Игроков этого амплуа отличает быстрая
реакция, высокая скорость бега и концентрация
внимания. У такого игрока необходимо развивать
быстроту реакции, скорость бега, скоростно -
силовые качества при выполнении у дара битой и
скоростную вын осливость.
Анализ литературы позволил сде лать
заключение о том, что быстрота – это способность
человека совершать двигательные действия в
максимально короткий отрезок времени, которая
характеризуется элементарными формами её
про явления. В физическом воспи тании наибольшее
значение придаётся компле ксным формам
проявления быстроты, проявляемым при
выполнении спортивных движений.
Физиологической основой развития быстроты
являются морфологические и функциональные
изменения в мышечной системе, изменения в
нервно й регуляции двигательных функций.
Повышени е уровня быстроты связано с
возрастом и индивидуальными способностями
детей, в меньшей степени зависит от пола ребёнка.
Анализ практического опыта специалистов по
физическому воспитанию п одтверждает, что
быстрота в процессе многолетней тренировки в
значите льной мере поддаётся развитию.
Особенно продуктивными для развития
быстроты считаются сенситивные периоды,
границы которых варьируют по данным разных
авторов от 7 -8 до 12 -13 лет.
Также д ля успешной игры в софтбол тренеры
этого вида спорта рекомендуют в тр енировке
применять средства, приближенные к игровой
ситуации. Все игроки различного амплуа должны
обладать скоростными способностями, так как от
быстроты принятия решений в тот или иной
игровой ситуации, быстроты п ередвижения в
защите, быстрой обработки мя ча, быстрого броска
в нападении, быстрого бега по базам, зависит
результат и зрелищность игры.
Педагогическое тестирование проводилось
для определения уровня развития быстроты. В
качестве контрольных упражнений исп ользовались
тесты, характеризующие развити е скоростных
качеств, необходимых для игры в софтбол: бег на
18 м, на 36 м, 54м, 72м, челночный бег 3х10 м и
прыжок в длину с места. Эти показатели
характеризуют расстояние от базы до баз ы в
квадрате: из дома до 1 базы – 18 м, из дома до 2
базы - 36м, из до ма до 3 базы - 54 м, из дома до дома,
полный квадрат - 72м. После удара бьющий должен
успеть преодолеть как можно больше баз с
помощью быстрых перебежек.
Челночный бег - это точная копия сит уации в
софтболе , так назы ваемая «загон» - когда бегун,
преодолевая б ольшую базу, не успевает добежать
до нее раньше, чем прилетит мяч, то бегуну чтобы
не уйти в «аут» нужно быстро перемещаться между
базами, с целью занять большую базу, пока
защитники пере кидывают мяч чтобы осалить
бегуна.
Прыжок в длину с места характеризу ет
развитие скоростно -силовых качеств, необходимых
для игры в софтбол. Эти показатели в игре
проявляются как быстрый ход на мяч в защите и в
нападении, как быстрый агрессивный сход с базы .
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 49
Процедура выполнения кон трольных
упражнений была организована следующим
образом:
А). Бег 18 м. По команде «На старт!»
испытуемый становится у стартовой линии в
положение высокого старта. По команде «Марш!»
начинается бег. Результат регистрируется ручным
секундомером в секундах.
Б). Челночный бег. Предва рительно
измеряется и ставится отметка 10м, по команде «На
старт!» испытуемый становится у стартовой линии
в положения высокого старта. По команде -
«Марш!» начинается бег 3 раз по 10 м. результат
измеряе тся в секундах.
В) Бег на 3 6 м , 54, 72м производить ся замер
секундомером, в заранее установленном на
площадке квадрате размером 18м х 18м, по команде
«на старт» испытуемый становиться на стартовой
линии в положении высокого старта, по команде
«марш» начин ается бег. Результат фиксир уется
после остановки на базе.
Г) Прыжок в длину с места.
Для повышения мотивации детей
педагогическое тестирование проводилось в виде
соревнований, которые включали в себя
проведение выполнение тестовых заданий. В ходе
соревнов аний выявлялся победитель по разделам
«самый быстрый », а также «абсолютный
победитель», который определялся по лучшей
сумме набранных мест в отдельных видах тестовых
заданий. В соревнованиях участвовали все девочки
из контрольной и экспериментальной групп.
Первая группа была контроль ной и занималась
по Прог рамме по софтболу для групп начальной
подготовки. Согласно этой программе учебно -
тренировочные занятия проводились 2 раза в
неделю по 2 часа. В начале каждого занятия 40 мин.
уделялось тренировке по разви тию скоростных
способностей. В программу входили бег овые и
прыжковые упражнения, выполняемые в парах или
в колонне по одному человеку; упражнения для
укрепления мышц туловища, рук и ног.
Вторая группа была экспериментальной.
Девочки этой группы занимались по разработанной
автором нас тоящего исследования про грамме,
которая предусматривала проведение также 2-х
разовых занятий в неделю. На каждом занятии, в
начале тренировки 40 мин уделялось тренировке по
развитию скоростных способностей. Но методика
занятий с экспериментальной группой з а время 40
мин. включала упражнения с использованием
легкоатлетических барьеров (прыжковые, и
имитационные на технику бега), гимнастических
скамеек (прыжки через скамейку одной и двумя
ногами, впрыгивания и спрыгивания со скамей ки),
пробежки с прикрепленны ми покрышками от
колеса машины в качестве отягощения при
выполнении ускорений.
Занятия по разработанной методике
проводились в игровой форме и включали
проведение эстафет, подвижных игр, перемещений
в колоннах и шеренгах. Испол ьзовались также
элементы спо ртивных игр. Подвижные и
спортивные игры способствовали эмоциональной
разгрузке детей и закреплению ранее полученных
навыков в метании, прыжках, беге.
В таблице 1 представлены результаты
тестирования качества быстроты у девочек из
контрольной и эксперимент альной группы до
начала педагогического эксперимента.
Таблица 1.
Результаты тестирования девочек 10 -13 лет до начала педагогического эксперимента
Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,9±0,3 3,8±0,0 1 0,2
Бег 36 м, с 6,8±0,4 7,8±0,03 4,7
Бег 54 м , с 9,9±0,7 10,22±0,02 0,9
Бег 72м, с 22,2±2,3 23,14±0,04 1.1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 10,01±0,03 4,2
Прыжок в длину с
места, см 160±6,6 157,25 ±0 1,1
50 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Оценка разви тия скоростных способностей у
девочек 10 -13 лет предполагало сравнение
результатов тестирования по избранной батарее
тестов. Время бега на 18 метров в контрольной
группе составляет 3,8±0,01 с., показатели в
экспериментальной группе составляют 3 ,9±0,3с
(P>0 .05). Показатели челночного бег а составляли
10,01±0,03 с в контрольной группе и 9,7±0,1 с в
экспериментальной группе (P>0.05). Скоростно -
силовые качества оценивались по результатам
прыжка в длину с места. Среднее значение этого
показателя в экс периментальн ой группе составляет
160 см, а в контрольной –157,25 см (P>0.05).
Оценка достоверности различий говорит об
отсутствии значимых различий этого показателя
для выбранных групп.
Однако показатели бега на 36 м и челночного
бега 3х10 м достоверно различаются (P< 0.01).
Результаты в этих тестах у девочек
экспериментальной группы превосходят
результаты сверстниц из контрольной группы.
Вероятно, это следует учесть при подведении
итогов педагогического эксперимента.
В целом из представленных данных можно
заключить, чт о различия в тестах по развитию
скоростных способностей детей из контрольной и
экспериментальной групп не достоверны (р>0,05)
(таблица 1). Это означает, что группы были
подобраны со сходным уровнем развит ия
скоростных качеств.
В Таблице 2 представлены зна чения
показателей развития скор остных качеств у
девочек из контрольной группы за время
проведения педагогического эксперимента.
Оказалось, что средние значения времени бега
несколько улучшались. Например, в беге на 18
метров время пробегания этого отрезка
сократилось с 3,8±0,01с до 3,6± 0,03с.
Индивидуальные показатели девочек
контрольной группы менялись неодинаково. Время
пробегания отрезка 18м у спортсменки А.Д
сократилось на 0,07с, а у спортсменки Н.К. – на 0,09
с. Для наилучшего результата бега на 18 м девочкам
нужно пробегать этот о трезок не более чем за 4
секунды. Как видно из Табл. 2 в контрольной
группе большинство девочек бежит 18м быстрее 4
секунд. Девочки, бегущие этот отрезок 18м за
время превыш ающее 4 с, сокращают это время
почти до 4 секунд, а лучшее время составляет 4,03с.
Величина среднего времени челночного бега
сократилась за время педагогического
эксперимента с 10,01с до 9,91с. Перед девочкам
контрольной группы стояла задача бежать быстре е
10 секунд. Перед началом педагогического
экспериме нта три девочки этой группы беж али
дольше 10 с, после проведения педагогического
эксперимента девочки улучшили результаты. В
контрольной группе осталась только одна девочка,
бегущая челночный бег 3х10 с р езультатом 10,09с.
Скоростно -силовые качества оценив ались по
результатам прыжка в д лину с места. Среднее
значение этого показателя за время
педагогического эксперимента возросло в
контрольной группе с 157.25 см до 160.88 см.
Лучший индивидуальный показател ь до
начала педагогического эксперимента в
контрольн ой группе отмечался у спортсмен ки Л.С
и составлял 165см. За время проведения
педагогического эксперимента она не смогла
улучшить результат в этом тесте, получив травму.
Ее результат после педагогического эксперимента
составил 160 см. Остальные девочки немн ого
прибавили в прыжках в длину с места, но
полученные различия были недостоверны (P>0.05).
Это сказалось у девочек этой группы в игре, когда
сход с базы стал агрессивней.
Таблица 2.
Динамика результатов тестирования у девочек контрольной группы за время
педагогического эксперимента
Тесты До эксперимента После эксперимента
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,8±0,01 3,6±0,03 1
Бег 36 м, с 7,8±0,03 7,7±0,02 0,4
Бег 54 м , с 10,22 ±0,02
9,88±0,03 0,7
Бег 72м, с 23,14±0,04 22,98±0,01 0,3
Челночны й бег 3х10,
см 10,01±0,03 9,91 ±0,04 1,8
Прыжок в длину с
места, см 157,25 ±0 160,88±0,04 1.4
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 51
Таблица 3.
Динамика результатов тестирования у девочек экспериментальной группы за время
педагогического эксперимента
Тесты До эксперимента После эксперимента
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,9±0,3 3,7±0,4 1,4
Бег 36 м, с 6,8±0,4 6,4±0,4 2,2
Бег 54 м , с 9,9 ±0,7 9,7 ±0,7 0,6
Бег 72м, с 22,2±2,3 22,0±2,2 0,1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 9,7±0,1 0,7
Прыжок в длину с
места, см 160 ±6,6 167 ±5,6 2,1
В Таблице 3 представлены значения
показателей развития скоростных качеств у
девочек из экспериментальной группы. Время бега
на 18 метров в среднем экспериментальной группе
улучшилось от 3,9±0,3с до3,7±0,4с. Различия
оказались недостоверны (P>0.05).
Лу чшие индивидуальные показател и бега на
18м в экспериментальной группе изменились с
3,67с до 3,43с. В этой группе до начала
педагогического эксперимента хуже 4 с пробегали
это расстояние три девочки. После проведения
этого эксперимента число их сократилось до од ной,
а две другие улучши ли свои результаты до 03, 91с
и до 03,90с.
Средние показатели челночного бега девочек
из экспериментальной группы сократились с 9,9с
до 9,8 с. Девочкам так же была поставлена задача
выбегать из 10 сек. До эксперимента только о дна
девочка бежала с результа том превышающим 10
секунд – 10,03. После эксперимента она сократила
этот показатель до 10,0 с. Девочка, бежавшая до
эксперимента с лучшим результатом 9,60 с, за
время его проведения ухудшила время до 9,64, из за
редкого посещен ия за нятий по софтболу.
Скоро стно -силовые качества оценивались по
результатам прыжка в длину с места. Среднее
значение этого показателя в экспериментальной
группе изменилось от 160,5см до 167 см. Различия
оказались достоверными (P<0.05). Лучший
результат в груп пе составил 170см до экс перимента
у спортсменки С.С., и 175 см после эксперимента.
Из представленных в таблице 3 данных видно,
что среди беговых тестов достоверным оказался
прирост результатов в беге на 36м (P<0.05).
Таблица 4.
Средние показатели рез ультатов тестирования у девоч ек 10 -13 лет после эксперимента
Тесты Экспериментальная гр уппа Контрольная группа
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,7±0,4 3,6±0,03 0,2
Бег 36 м, с 6,4±0,4 7,7±0,02 6,6
Бег 54 м , с 9,9 ±0,7 9,8 ±0,03 0,8
Бег 72 м, с 22,0±2,2 22,98±0,01 1,1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 9,91±0,01 3,6
Прыжок в длину с
места, см 167 ±5,6 160,88 ±0,04 2,4
Сравнительный анализ результатов
контрольных тестов у девочек экспериментальной
и контрольной групп при завершении
педагогиче ского эксперимента показал (Т абл. 4),
что девочки из экспериментальной группы
показали достоверно более высокие результаты в
беге на 36м (P<0.01), челночном беге 3х10м
(P<0.05) и прыжках ну с места (P<0.05).
1. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты.
«Т еория и практика физической к ультуры», 1968,
371 с.
52 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
2. Гатмен Б.,Финнеган Т., 2007, Издательство:
АСТ, Астрель ISBN: 1 -59257 -056 -9
3. Захаров Ю.В. Экспериментальное
обоснование методики комплексного воспитания
быстроты и выносливости в спортивных занятиях с
детьми и подростками: авто реф. дис. ... канд. пед .
наук / Захаров Ю.В.; Тартус. гос. ун -т. - Тарту, 1969.
- 20 с.
4. Кожеваткин В.М., Ковалев В.Д. Софтбол.
Основы техники, тактики, правил игры и методики
тренировки. – М.: Советский спорт, 2003. – 192 с
5. Ковалев В.Д., В. Т . Ткаче нко «От русской
лапты к софтболу», Издат. «Освита
Украины»,2009, -160с.
6. Озолин Э.С. Спринтерский бег М:
Физкультура и спорт, 1986 -157 с.
7. Правила игры в софтбол – М. 2002.,97с
8. Холодов Ж.К. , В.С. Кузнецов « Теория и
ме тодика физического воспитания и спорта», 2001
г.,480 с.
9. Эрран Х.Э. Бейсбол – М.: Физкльтура и
спорт, 1988. –176с.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННО СТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Жмакина Марина Владимировна
директор МАОУ С ОШ №32
г.Тюмень
ABOUT SOME F EATURES OF PROFESSIONAL INTERAC TION OF THE TEACHER IN THE
CONDITIONS OF MODERN SCHOOL
Zhmakina Marina
Director of MAGEI CSS № 32
Tyumen
Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современн ой школе в
диадах: «педагог -обучающийся» , «педагог -педагог», «педагог -коллектив», обусловленные вызовами
современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога .
Abstract
In the article the peculiarities of professional in teraction in modern school ar e considere d in dyads: "teacher -
student", "teacher -teacher", "teacher -team", due to the challenges of modernity. The need for constant continuous
self -education of the teacher is noted.
Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональное взаимодейств ие.
Keywords: educational process; professional interaction.
Педагогическая деятельность является одним
из видов профессиональной деятельности, в
которой взаимодействие включенных в нее
субъектов определяет ее качество и эффек тивность.
В настоящее время п рово дятся системные
изменения в области образования, которые
предъявляют конкретные требования к участникам
педагогического процесса. При этом меняются не
только подходы к отбору и структурированию
содержания, организации проце сса, но меняется
сам характер отн ошений участников
педагогического процесса, их взаимные позиции в
образовании. Создаются условия, при которых
участники образовательного процесса становятся
сотрудниками совместной деятельности, а поэтому
каждый из них имее т право на индивидуальный
выб ор, на личностное самоопределение и
самореализацию [4, с.4]. Очевидно, что успех
образовательного процесса зависит от характера
взаимодействия его участников, форм выражения и
удовлетворения их потребностей и желаний,
использов ания индивидуальных природных
спо собностей и возможностей, ориентирования на
развитие личности, а потому невозможен без
активности всех участников образовательного
процесса [2].
Образовательный процесс школы
предполагает взаимодействие педагога и
обучающе гося через системно - деятель ност ный и
исследовательский подход в образовании, через
совместное социально -педагогическое
проектирование и результативную, успешную
самореализацию всех участников образовательной
деятельности.
Профессиональное взаимодействие в
педагогической среде – проц есс, состоящий из
различных компонентов: дидактических,
воспитательных и социально - педагогических. Это
обусловлено и опосредовано учебно -
воспитательной деятельностью, целями обучения и
воспитания, а также присутствует во всех видах
деятельности: позн ават ельной, трудовой,
творческой, в основе которых лежит
сотрудничество. Субъектная проблематика
профессионального взаимодействия является
важным фактором повышения уровня
эффективности педагогического процесса, так как
способствуе т саморазвитию и самореал изац ии
личности не только ученика, но и учителя;
позволяет раскрыть потенциальные возможности
каждого в области самосовершенствования;
обеспечивает благоприятный микроклимат,
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ПРИ ЗАНЯТИ ЯХ СОФТБОЛОМ
Обивалина Мария Сергеевна
старший преподаватель кафедры ТиМ гандбола
Российского государственного универс итета спорта,
молодежи и туризма «ГЦОЛИФК»
РФ,г.Москва
Развитие физических качеств у спортсменов
относится к числу проблем, которые не теряют
своей актуальности в настоящее время . Не
является исключением и поиски эффективны х
путей развития основных физ ических качеств в
софтболе на всех этапах подготовки
квалифицированного спортсмена.
Известно, что софтбол относится к
ситуационным видам спорта, особенностью
которых является непрерывное изменение
структуры и интенсивности дви гательных актов,
которые треб уют быстрого реагирования со
стороны игроков . В софтболе в отличие от других
командных игр не нужно забивать голы,
забрасывать мячи в корзину, здесь результат
определяется количеством удачно проведенных
перебежек, за которые к ом анде начисляются очки.
Кажд ая команда старается играть как можно
дольше в нападении, ведь только игра в нападении
позволяет сделать результативную перебежку .
Поэтому развитию качества «быстрота»
необходимо уделять значительное внимание в
тренировке софт бо листок любого уровня
мастер ства.
Согласно правилам перебежки в софтболе
аналогичны перемещениям игроков в баскетболе,
где практикуются ускорения в быстрый прорыв и
командная игра в нападении с быстрым
возвращением в зону защиты . Поэтому успешность
игры в софтболе в значительной сте пени зависит от
быстроты, с которой выполняется эта перебежка.
Софтбол — это, по сути, пробегание отрезков
небольшой длины, выполняемое о время игры.
Поскольку бег в софтболе выполняется на
значительном эмоциональном подъеме, э то влияет
на скорость преодол ения отрезков, длина которых
кратна 18 -ти метрам.
В одном из немногих учебном пособии
«Софтбол. Основы техники, тактики, правил игры
и тренировки», опубликованном в 2003 году,
основное место отводится описанию различных
видов по дготовки спортсмена: технич еской,
тактической и общефизической. Однако в пособ ии
отсутствует описание методики развития
отдельных физических качеств, в том числе
быстроты.
Вместе с тем организация учебно -
тренировочного процесса в софтболе связана с
необхо димостью разработки методик и развития
быстроты у спортсменок разного возраста. По
данным литературы, определены сензитивные
периоды, в течение которых возможно развить
определенное физическое качество в более
короткие сроки . В софтболе эти вопросы остаютс я
пока без ответа. Поэтому актуальной остается
проблема развития быстроты у де вушек 10 -13 лет в
этом виде спорта, поскольку в этом периоде
начинается и проходит перестройка и взросление
организма, связанное с их половым созреванием.
Из литературы известно , что наиболее
интенсивно с коростные качества развиваются в
возрасте 10 -14 лет . Следовательно, в тренировках в
этом возрасте необходимо больше давать
упражнений для совершенствования скоростных
способностей занимающихся.
Развитие этого физического качеств а широко
применяется при ра боте со спортсменами всех
возрастов. С этой целью п одбираются упражнения
двух видов: в быстроте отдельных движений и
двигательных реакций .
Наилучшим средством развития быстроты в
спортивных играх принято считать игровые
упражнен ия, в которых соединяются н есколько
игровых приемов в сочетании с групповыми ( 2-3
игроков) тактическими действиями . Средством
развития быстроты также являются упражнения,
требующие своевременной двигательной реакции
на различные внезапные сигналы – зрител ьные,
звуковые, тактильные.
Наиболее интенсивно развивается скоростные
качеств а в возрасте 10 -14 лет. Следовательно, в
тренировках в этом возрасте необходимо больше
давать специальных упражнений для
совершенствования скоростных способностей
занимающихся, и спользуя упражнения,
выполн яемые с максимальной скоростью (бег с
ускорениями 5 0-60 м, эстафеты с этапами 40 -50 м,
метания облегченных снарядов и т.д.).
Быстрота двигательной реакции хорошо
развивается упражнениями на внезапность
(различные сигналы), подвиж ными играми, где
требуется незамедлительная двигательная реакция
в сложных и б ыстро меняющихся ситуациях. Чаще
упражнения, направленные на развитие быстроты,
проводятся в начале основной части занятий.
Упражнения для развития быстроты
необходимо дифференци ровать по
направленности: д ля быстроты реакции, частоты
движений, скорости пер едвижений в различных
положениях и стойках.
Сюда могут включаться: быстрая передача в
парах на месте и в движении, во время быстрой
ходьбы, бега, прыжки через скакалку (25).
Кром е того следует отметить, чт о необходимо
вносить коррективы в содержание физиче ской
подготовки игроков различных амплуа. Питчер
(подающий) – игрок команды защиты, подающий
мяч в соответствии с правилами атакующей
команде для его выбивания в игровое поле. Дл я
48 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
успешного выполнения свои х функций питчер
должен обладать следующими качеств ами :
• быстрота подачи,
• умение варьировать действия при
исполнении подачи,
• выполнять подачу в условиях
нарастающего утомления.
Наряду с физическими данными
определяющим фактором в игре питчера является
его способность сосредоточиться и действовать
осмысленн о, сохраняя определенную
концентрацию внимания. Особенно важными для
игрока этого амплуа являются развитие таких
физических качеств как быстрота, выносливость и
ловкость.
Кетчер (ловящий) – игрок команды з ащиты.
Кетчер игрок команды, который делает самое
большое количество бросков за всю игру, поэтому
должен обладать хорошей выносливостью,
поскольку игра может продолжаться 2 -2.5 часа.
Разнообразие двигательных действий,
характериз ующих игровые действия кетч ера,
включает необходимость выполнения бросков из
различных положений – сидя, лежа. Он должен
страховать 1 и 3 базы, в зависимости от ситуации,
предъявляет высокие требования к координации
движений этого игрока. Кроме того, успеш ность
его действий зависит от быстрой реакции,
концентрации внимания, точности и силы броска,
когда необходимо добрасывать мяч до 2 -ой базы из
дома на расстояние 24 м.
Кетчер является «мозгом» команды, он
«ведет» игру, т.е. озвучивает тактические действия
будущей игровой ситуации, например, кто будет
играть в той или иной ситуации.
Аутфилдеры – игроки внешнего поля, которые
при различных ситуациях должны поймать мяч
бросить его нужному игроку в любой игровой
отрезок времени. При этом он должен быстро
перед вигаться по полю и постоянн о оценивать
игровую ситуацию, выбирая из в озможных
вариантов своих действий единственный
правильный. Это требует от игрока этого амплуа
развития скоростно -силовых способностей,
выносливости и ловкости. во время ловли мяча, во
вре мя выполнения резких движен ий.
Инфилдеры – игроки внутреннего поля,
«квадрата», которые при приеме мяча должны
осалить игрока атакующей команды. Игроки этих
позиций должны быстро передвигаться по полю,
правильно оценивать игровую ситуацию, уметь
быстро при нять решение. Для игрока ин филдера
необходимы такие физические качест ва как:
быстрота, выносливость, ловкость, сила. Также
этому игроку необходимо развивать гибкость,
поскольку во время осаливания, игроку первой
базы, нередко приходится делать выпад – шпаг ат,
Бэттер выполняет функци и отбивающего
игрока. Игроков этого амплуа отличает быстрая
реакция, высокая скорость бега и концентрация
внимания. У такого игрока необходимо развивать
быстроту реакции, скорость бега, скоростно -
силовые качества при выполнении у дара битой и
скоростную вын осливость.
Анализ литературы позволил сде лать
заключение о том, что быстрота – это способность
человека совершать двигательные действия в
максимально короткий отрезок времени, которая
характеризуется элементарными формами её
про явления. В физическом воспи тании наибольшее
значение придаётся компле ксным формам
проявления быстроты, проявляемым при
выполнении спортивных движений.
Физиологической основой развития быстроты
являются морфологические и функциональные
изменения в мышечной системе, изменения в
нервно й регуляции двигательных функций.
Повышени е уровня быстроты связано с
возрастом и индивидуальными способностями
детей, в меньшей степени зависит от пола ребёнка.
Анализ практического опыта специалистов по
физическому воспитанию п одтверждает, что
быстрота в процессе многолетней тренировки в
значите льной мере поддаётся развитию.
Особенно продуктивными для развития
быстроты считаются сенситивные периоды,
границы которых варьируют по данным разных
авторов от 7 -8 до 12 -13 лет.
Также д ля успешной игры в софтбол тренеры
этого вида спорта рекомендуют в тр енировке
применять средства, приближенные к игровой
ситуации. Все игроки различного амплуа должны
обладать скоростными способностями, так как от
быстроты принятия решений в тот или иной
игровой ситуации, быстроты п ередвижения в
защите, быстрой обработки мя ча, быстрого броска
в нападении, быстрого бега по базам, зависит
результат и зрелищность игры.
Педагогическое тестирование проводилось
для определения уровня развития быстроты. В
качестве контрольных упражнений исп ользовались
тесты, характеризующие развити е скоростных
качеств, необходимых для игры в софтбол: бег на
18 м, на 36 м, 54м, 72м, челночный бег 3х10 м и
прыжок в длину с места. Эти показатели
характеризуют расстояние от базы до баз ы в
квадрате: из дома до 1 базы – 18 м, из дома до 2
базы - 36м, из до ма до 3 базы - 54 м, из дома до дома,
полный квадрат - 72м. После удара бьющий должен
успеть преодолеть как можно больше баз с
помощью быстрых перебежек.
Челночный бег - это точная копия сит уации в
софтболе , так назы ваемая «загон» - когда бегун,
преодолевая б ольшую базу, не успевает добежать
до нее раньше, чем прилетит мяч, то бегуну чтобы
не уйти в «аут» нужно быстро перемещаться между
базами, с целью занять большую базу, пока
защитники пере кидывают мяч чтобы осалить
бегуна.
Прыжок в длину с места характеризу ет
развитие скоростно -силовых качеств, необходимых
для игры в софтбол. Эти показатели в игре
проявляются как быстрый ход на мяч в защите и в
нападении, как быстрый агрессивный сход с базы .
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 49
Процедура выполнения кон трольных
упражнений была организована следующим
образом:
А). Бег 18 м. По команде «На старт!»
испытуемый становится у стартовой линии в
положение высокого старта. По команде «Марш!»
начинается бег. Результат регистрируется ручным
секундомером в секундах.
Б). Челночный бег. Предва рительно
измеряется и ставится отметка 10м, по команде «На
старт!» испытуемый становится у стартовой линии
в положения высокого старта. По команде -
«Марш!» начинается бег 3 раз по 10 м. результат
измеряе тся в секундах.
В) Бег на 3 6 м , 54, 72м производить ся замер
секундомером, в заранее установленном на
площадке квадрате размером 18м х 18м, по команде
«на старт» испытуемый становиться на стартовой
линии в положении высокого старта, по команде
«марш» начин ается бег. Результат фиксир уется
после остановки на базе.
Г) Прыжок в длину с места.
Для повышения мотивации детей
педагогическое тестирование проводилось в виде
соревнований, которые включали в себя
проведение выполнение тестовых заданий. В ходе
соревнов аний выявлялся победитель по разделам
«самый быстрый », а также «абсолютный
победитель», который определялся по лучшей
сумме набранных мест в отдельных видах тестовых
заданий. В соревнованиях участвовали все девочки
из контрольной и экспериментальной групп.
Первая группа была контроль ной и занималась
по Прог рамме по софтболу для групп начальной
подготовки. Согласно этой программе учебно -
тренировочные занятия проводились 2 раза в
неделю по 2 часа. В начале каждого занятия 40 мин.
уделялось тренировке по разви тию скоростных
способностей. В программу входили бег овые и
прыжковые упражнения, выполняемые в парах или
в колонне по одному человеку; упражнения для
укрепления мышц туловища, рук и ног.
Вторая группа была экспериментальной.
Девочки этой группы занимались по разработанной
автором нас тоящего исследования про грамме,
которая предусматривала проведение также 2-х
разовых занятий в неделю. На каждом занятии, в
начале тренировки 40 мин уделялось тренировке по
развитию скоростных способностей. Но методика
занятий с экспериментальной группой з а время 40
мин. включала упражнения с использованием
легкоатлетических барьеров (прыжковые, и
имитационные на технику бега), гимнастических
скамеек (прыжки через скамейку одной и двумя
ногами, впрыгивания и спрыгивания со скамей ки),
пробежки с прикрепленны ми покрышками от
колеса машины в качестве отягощения при
выполнении ускорений.
Занятия по разработанной методике
проводились в игровой форме и включали
проведение эстафет, подвижных игр, перемещений
в колоннах и шеренгах. Испол ьзовались также
элементы спо ртивных игр. Подвижные и
спортивные игры способствовали эмоциональной
разгрузке детей и закреплению ранее полученных
навыков в метании, прыжках, беге.
В таблице 1 представлены результаты
тестирования качества быстроты у девочек из
контрольной и эксперимент альной группы до
начала педагогического эксперимента.
Таблица 1.
Результаты тестирования девочек 10 -13 лет до начала педагогического эксперимента
Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,9±0,3 3,8±0,0 1 0,2
Бег 36 м, с 6,8±0,4 7,8±0,03 4,7
Бег 54 м , с 9,9±0,7 10,22±0,02 0,9
Бег 72м, с 22,2±2,3 23,14±0,04 1.1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 10,01±0,03 4,2
Прыжок в длину с
места, см 160±6,6 157,25 ±0 1,1
50 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Оценка разви тия скоростных способностей у
девочек 10 -13 лет предполагало сравнение
результатов тестирования по избранной батарее
тестов. Время бега на 18 метров в контрольной
группе составляет 3,8±0,01 с., показатели в
экспериментальной группе составляют 3 ,9±0,3с
(P>0 .05). Показатели челночного бег а составляли
10,01±0,03 с в контрольной группе и 9,7±0,1 с в
экспериментальной группе (P>0.05). Скоростно -
силовые качества оценивались по результатам
прыжка в длину с места. Среднее значение этого
показателя в экс периментальн ой группе составляет
160 см, а в контрольной –157,25 см (P>0.05).
Оценка достоверности различий говорит об
отсутствии значимых различий этого показателя
для выбранных групп.
Однако показатели бега на 36 м и челночного
бега 3х10 м достоверно различаются (P< 0.01).
Результаты в этих тестах у девочек
экспериментальной группы превосходят
результаты сверстниц из контрольной группы.
Вероятно, это следует учесть при подведении
итогов педагогического эксперимента.
В целом из представленных данных можно
заключить, чт о различия в тестах по развитию
скоростных способностей детей из контрольной и
экспериментальной групп не достоверны (р>0,05)
(таблица 1). Это означает, что группы были
подобраны со сходным уровнем развит ия
скоростных качеств.
В Таблице 2 представлены зна чения
показателей развития скор остных качеств у
девочек из контрольной группы за время
проведения педагогического эксперимента.
Оказалось, что средние значения времени бега
несколько улучшались. Например, в беге на 18
метров время пробегания этого отрезка
сократилось с 3,8±0,01с до 3,6± 0,03с.
Индивидуальные показатели девочек
контрольной группы менялись неодинаково. Время
пробегания отрезка 18м у спортсменки А.Д
сократилось на 0,07с, а у спортсменки Н.К. – на 0,09
с. Для наилучшего результата бега на 18 м девочкам
нужно пробегать этот о трезок не более чем за 4
секунды. Как видно из Табл. 2 в контрольной
группе большинство девочек бежит 18м быстрее 4
секунд. Девочки, бегущие этот отрезок 18м за
время превыш ающее 4 с, сокращают это время
почти до 4 секунд, а лучшее время составляет 4,03с.
Величина среднего времени челночного бега
сократилась за время педагогического
эксперимента с 10,01с до 9,91с. Перед девочкам
контрольной группы стояла задача бежать быстре е
10 секунд. Перед началом педагогического
экспериме нта три девочки этой группы беж али
дольше 10 с, после проведения педагогического
эксперимента девочки улучшили результаты. В
контрольной группе осталась только одна девочка,
бегущая челночный бег 3х10 с р езультатом 10,09с.
Скоростно -силовые качества оценив ались по
результатам прыжка в д лину с места. Среднее
значение этого показателя за время
педагогического эксперимента возросло в
контрольной группе с 157.25 см до 160.88 см.
Лучший индивидуальный показател ь до
начала педагогического эксперимента в
контрольн ой группе отмечался у спортсмен ки Л.С
и составлял 165см. За время проведения
педагогического эксперимента она не смогла
улучшить результат в этом тесте, получив травму.
Ее результат после педагогического эксперимента
составил 160 см. Остальные девочки немн ого
прибавили в прыжках в длину с места, но
полученные различия были недостоверны (P>0.05).
Это сказалось у девочек этой группы в игре, когда
сход с базы стал агрессивней.
Таблица 2.
Динамика результатов тестирования у девочек контрольной группы за время
педагогического эксперимента
Тесты До эксперимента После эксперимента
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,8±0,01 3,6±0,03 1
Бег 36 м, с 7,8±0,03 7,7±0,02 0,4
Бег 54 м , с 10,22 ±0,02
9,88±0,03 0,7
Бег 72м, с 23,14±0,04 22,98±0,01 0,3
Челночны й бег 3х10,
см 10,01±0,03 9,91 ±0,04 1,8
Прыжок в длину с
места, см 157,25 ±0 160,88±0,04 1.4
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 51
Таблица 3.
Динамика результатов тестирования у девочек экспериментальной группы за время
педагогического эксперимента
Тесты До эксперимента После эксперимента
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,9±0,3 3,7±0,4 1,4
Бег 36 м, с 6,8±0,4 6,4±0,4 2,2
Бег 54 м , с 9,9 ±0,7 9,7 ±0,7 0,6
Бег 72м, с 22,2±2,3 22,0±2,2 0,1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 9,7±0,1 0,7
Прыжок в длину с
места, см 160 ±6,6 167 ±5,6 2,1
В Таблице 3 представлены значения
показателей развития скоростных качеств у
девочек из экспериментальной группы. Время бега
на 18 метров в среднем экспериментальной группе
улучшилось от 3,9±0,3с до3,7±0,4с. Различия
оказались недостоверны (P>0.05).
Лу чшие индивидуальные показател и бега на
18м в экспериментальной группе изменились с
3,67с до 3,43с. В этой группе до начала
педагогического эксперимента хуже 4 с пробегали
это расстояние три девочки. После проведения
этого эксперимента число их сократилось до од ной,
а две другие улучши ли свои результаты до 03, 91с
и до 03,90с.
Средние показатели челночного бега девочек
из экспериментальной группы сократились с 9,9с
до 9,8 с. Девочкам так же была поставлена задача
выбегать из 10 сек. До эксперимента только о дна
девочка бежала с результа том превышающим 10
секунд – 10,03. После эксперимента она сократила
этот показатель до 10,0 с. Девочка, бежавшая до
эксперимента с лучшим результатом 9,60 с, за
время его проведения ухудшила время до 9,64, из за
редкого посещен ия за нятий по софтболу.
Скоро стно -силовые качества оценивались по
результатам прыжка в длину с места. Среднее
значение этого показателя в экспериментальной
группе изменилось от 160,5см до 167 см. Различия
оказались достоверными (P<0.05). Лучший
результат в груп пе составил 170см до экс перимента
у спортсменки С.С., и 175 см после эксперимента.
Из представленных в таблице 3 данных видно,
что среди беговых тестов достоверным оказался
прирост результатов в беге на 36м (P<0.05).
Таблица 4.
Средние показатели рез ультатов тестирования у девоч ек 10 -13 лет после эксперимента
Тесты Экспериментальная гр уппа Контрольная группа
Значения
t-критерия
Стьюдента
Бег 18 м, с 3,7±0,4 3,6±0,03 0,2
Бег 36 м, с 6,4±0,4 7,7±0,02 6,6
Бег 54 м , с 9,9 ±0,7 9,8 ±0,03 0,8
Бег 72 м, с 22,0±2,2 22,98±0,01 1,1
Челночный бег 3х10,
см 9,7±0,1 9,91±0,01 3,6
Прыжок в длину с
места, см 167 ±5,6 160,88 ±0,04 2,4
Сравнительный анализ результатов
контрольных тестов у девочек экспериментальной
и контрольной групп при завершении
педагогиче ского эксперимента показал (Т абл. 4),
что девочки из экспериментальной группы
показали достоверно более высокие результаты в
беге на 36м (P<0.01), челночном беге 3х10м
(P<0.05) и прыжках ну с места (P<0.05).
1. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты.
«Т еория и практика физической к ультуры», 1968,
371 с.
52 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
2. Гатмен Б.,Финнеган Т., 2007, Издательство:
АСТ, Астрель ISBN: 1 -59257 -056 -9
3. Захаров Ю.В. Экспериментальное
обоснование методики комплексного воспитания
быстроты и выносливости в спортивных занятиях с
детьми и подростками: авто реф. дис. ... канд. пед .
наук / Захаров Ю.В.; Тартус. гос. ун -т. - Тарту, 1969.
- 20 с.
4. Кожеваткин В.М., Ковалев В.Д. Софтбол.
Основы техники, тактики, правил игры и методики
тренировки. – М.: Советский спорт, 2003. – 192 с
5. Ковалев В.Д., В. Т . Ткаче нко «От русской
лапты к софтболу», Издат. «Освита
Украины»,2009, -160с.
6. Озолин Э.С. Спринтерский бег М:
Физкультура и спорт, 1986 -157 с.
7. Правила игры в софтбол – М. 2002.,97с
8. Холодов Ж.К. , В.С. Кузнецов « Теория и
ме тодика физического воспитания и спорта», 2001
г.,480 с.
9. Эрран Х.Э. Бейсбол – М.: Физкльтура и
спорт, 1988. –176с.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННО СТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Жмакина Марина Владимировна
директор МАОУ С ОШ №32
г.Тюмень
ABOUT SOME F EATURES OF PROFESSIONAL INTERAC TION OF THE TEACHER IN THE
CONDITIONS OF MODERN SCHOOL
Zhmakina Marina
Director of MAGEI CSS № 32
Tyumen
Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современн ой школе в
диадах: «педагог -обучающийся» , «педагог -педагог», «педагог -коллектив», обусловленные вызовами
современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога .
Abstract
In the article the peculiarities of professional in teraction in modern school ar e considere d in dyads: "teacher -
student", "teacher -teacher", "teacher -team", due to the challenges of modernity. The need for constant continuous
self -education of the teacher is noted.
Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональное взаимодейств ие.
Keywords: educational process; professional interaction.
Педагогическая деятельность является одним
из видов профессиональной деятельности, в
которой взаимодействие включенных в нее
субъектов определяет ее качество и эффек тивность.
В настоящее время п рово дятся системные
изменения в области образования, которые
предъявляют конкретные требования к участникам
педагогического процесса. При этом меняются не
только подходы к отбору и структурированию
содержания, организации проце сса, но меняется
сам характер отн ошений участников
педагогического процесса, их взаимные позиции в
образовании. Создаются условия, при которых
участники образовательного процесса становятся
сотрудниками совместной деятельности, а поэтому
каждый из них имее т право на индивидуальный
выб ор, на личностное самоопределение и
самореализацию [4, с.4]. Очевидно, что успех
образовательного процесса зависит от характера
взаимодействия его участников, форм выражения и
удовлетворения их потребностей и желаний,
использов ания индивидуальных природных
спо собностей и возможностей, ориентирования на
развитие личности, а потому невозможен без
активности всех участников образовательного
процесса [2].
Образовательный процесс школы
предполагает взаимодействие педагога и
обучающе гося через системно - деятель ност ный и
исследовательский подход в образовании, через
совместное социально -педагогическое
проектирование и результативную, успешную
самореализацию всех участников образовательной
деятельности.
Профессиональное взаимодействие в
педагогической среде – проц есс, состоящий из
различных компонентов: дидактических,
воспитательных и социально - педагогических. Это
обусловлено и опосредовано учебно -
воспитательной деятельностью, целями обучения и
воспитания, а также присутствует во всех видах
деятельности: позн ават ельной, трудовой,
творческой, в основе которых лежит
сотрудничество. Субъектная проблематика
профессионального взаимодействия является
важным фактором повышения уровня
эффективности педагогического процесса, так как
способствуе т саморазвитию и самореал изац ии
личности не только ученика, но и учителя;
позволяет раскрыть потенциальные возможности
каждого в области самосовершенствования;
обеспечивает благоприятный микроклимат,