32 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
THE POPE OF ROME AND GERMAN AGGRESSION AGAI NST THE USSR
Andrey V.Demidov
PhD in Political Science
independent expert
ПАПА РИМСКИЙ И НАПАДЕНИЕ ГЕРМАНИИ НА СССР
Демидов Андрей Владимирович
кандидат политических наук
независимый эксперт
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.57.266
ABSTRACT
The article deals with the history of relations bet ween the Holy See and Russia. Special attention is given to
the period between the October Revolution of 1917 and German aggresion against the USSR in June 1941.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается исто рия взаимотношений Святого Престола (Ватикана) и Росси и. Осо бое
внимание уделяется периоду между Великой Октябрьской соц иалистической революыцией и нападением
Германии на СССР в июне 1941 г.
Считается, что религиозные войны ушли в
прошлое. Полагают, ч то такое явление было
характерно лишь для Средневековья. Одн ако
появление в наши годы такого явления как ИГИЛ
показывает , что даже в сегодняшнем
«толерантном» мире еще не перевелись сторонники
насаждения конкретных религиозных верований с
помощью силы.
На это могут возразить, что ИГИЛ, мол,
появился в Азии, а не в «цивилизованной» Европе.
Частично с этим можно согласиться. Однако
недавние события на Украине свидетельствуют,
что и в Европе тоже могут найтись лидеры,
стремящиеся искать решения политическим
вопросам на путях внешне носящих религиозный
характер.
Особенн остью России является то, что, приняв
в свое время христианство от Византии, наша
страна невольно противопоставила себя Европе, в
то время безраздельно и весьма агрессивно
господствовал религ иозный авторитет Рима,
беспощадно уничтожавшего «еретиков»,
«отступников» и «схизматиков». Неудивительно, в
связи с этим, что Святой престол (римский папа)
рассматривал и до сих пор рассматривает Россию в
качестве объекта для деятельности, имеющей
целью ра спространение католичества. Как
отмечают европейские диплом аты,
аккредитованные при Ватикане, «с момента
восшествия на пре стол папа мечтает присоединить
Русскую Православную Церковь к Римской
Церкви. Он никому не хочет уступать русский
народ и всячески обх аживает его правительство».
[1] Причем, как показывает исто ри я, в отношении
России, как в свое время и в отношении Византи и
(Четвертый крестовый поход) папским престолом в
целях привития католической веры не исключалось
применение силы.
За примерами нет необходимости ходить
далеко. Достаточно вспомнить вторжения с
благословения Рима тевтонских рыцарей в
новгородские и псков ские земли в XIII веке; поход
на Москву в 1380 г. ордынского темника Мамая, не
только опиравшегося на генуэзскую крепость Кафа
в Крыму, получавшего деньги на войну от
генуэзцев (катликов), но и имевшего в составе
своего войска генуэзских пехотинцев -наемников;
польско -литов скую интервенцию начала XVII века.
Роль католиков в организации похода Мамая
на Москву нашла подтверждение в древней русской
литературе. В «Слове о житии и преставлении
Великог о князя Дмитрия Ивановича Царя
Русского» сказано: «Мамай же, подстрекаемый
лук авыми советниками, которые христианской
веры держались, а сами творили дела нечестивых,
сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу
Землю Русскую, и церкви христианские разорю и
веру их на свою переменю...». [2]
В период татаро -монгольского нашествия на
Русь Рим в лице тогдашнего папы Иннокентия IV
предпринял серьезные усилия с целью подчинения
русских князей своей власти, обещая им взамен
военную помощь. Он направлял послания к
Александру Невскому, но положительного ответа
не получил. Церковная уния была установлена
между Римом и Галицкой Русью, когда в 1253 году
князь Даниил Галицкий был коронован папскими
посланниками. Титул « Rex Russiae » галицкому
князю папой был пожалован, но военной помощи
он не получил. В результа те Даниил был вынужден
стать данником Орды.
После создания на Руси централизованного
государства вокруг Москвы центральные
российские власти и Ватикан продолжали
поддерживать дипломатические контакты. Вместе
с тем , стали появляться католики, постоянно
проживавшие в России. В XV — XVI веках в
Москву приглашались западные мастера, в первую
очередь, архитекторы, среди которых выделялся
Аристотель Фиоравенти, построивший Успенский
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 33
собор в Кремле. В период правления Пет ра I, для
которого был характерен западный вектор
развития, число католиков в нашей стране
существенно увеличилось. В XVIII — XIX веках
после разгромов польских восстаний и
последовавшей за этим ссылки поляков за Урал,
католики появились в Сибири, где нача ли
строиться католические храмы.
Тем не менее, к католичеству в России
сохра нялось неприязненное отношение,
религиозная деятельность католиков
ограничивалась. 14 декабря 1772 г. вышел указ
Екатерины II, согласно которому ни одно
распоряжение Святого Прес тол а н а территории
России не вступало в силу без согл асия российских
властей. И хотя католикам разрешалось свободное
исповедание своей веры, переход православных в
католицизм, а также агитация за перемену веры
были запрещены и сурово наказывались.
Запрет на пер еход в католичество был отменен
изданным Николаем II в 1905 г. «Манифес том об
укреплении основ веротерпимости». После его
опубликования только по официальным данным
порядка 233 тыс. человек перешли из православия
в католицизм. Большинство из указанн ых н еофи тов
стали греко -католиками (униатами).
Значительный интерес вызывают отношения
между нашей страной и Ватиканом в период
Советской власти. После декрета «Об отделении
церкви от государства и школы от церкви» все
религиозные организации, в т.ч. и к атоли чески е
приходы, были лишены имущественных прав.
Церковная собственность б ыла объявлена
народным достоянием. Тогдашние руководители
католической церкви в России архиепископ Э. Фон
Ропп и епископ Я.Цепляк, протестовали против
отчуждения церковной собств еннос ти и изъятия
предметов культа из церквей. За это они и ряд
других католич еских священников подверглись в
1919 — 1923 гг. серьезным репрессиям.
Но вот что интересно. Отношение Ватикана к
социалистической революции в России, несмотря
на изъятие церков ной со бствен ности и имущества,
несмотря на репрессии против католических
свяще ннослужителей, не отличалось
однозначностью. Как вспоминал Г.В.Чичерин, в
период пребывания советской делегации на
Генуэзской конференции в 1922 г. с ним вступил в
контакт кардин ал П.Г аспарр и, обещавший
Советской России дипломатическую поддержку в
обмен на заключение соглашения. Более того, по
словам Г.В.Чичерина, которого принял тогдашний
папа римский: «Пий XI в Генуэ был любезен со
мной в надежде, что мы сломим монополию
правосл авной церкви в России и тем самым
расчистим ему путь». [3] Известный фи лософ И ван
Ильин свидетельствовал, что католические
священнослужители объясняли ему: «Господь
выметает железной метлой православный Восток
для того, чтобы воцарилась единая католическая
церко вь». [ 4] Таким образом можно
констатировать, что Ватиканом в этих контак тах
двигала не симпатия к русскому народу,
сбросившему прогнившую власть, сумевшему
выйти из бесперспективной и разорительной
войны, а эгоистическое намерение воспользоваться
сит уацией , чтоб ы водвориться в России, заместив
собою православную церковь. Эта т енденция была
верно подмечена тогдашним патриархом Тихоном,
написавшим 1 июля 1923 г. в своем обращении:
«Пользуясь происходящей у нас неурядицей в
Церкви, римский папа всячески стреми тся
насаждать в Российской Православной Церкви
католицизм». [5]
По мне нию отечественных историков,
кульминация в отношениях между Советским
правительством и Святым престолом пришлась на
период 1925 - 1927 гг. Однако, все резко
изменилось после напр авления властя м
подписанного 29 июля 1927 г. якобы от имени РПЦ
митрополитом С ергием (Страгородским), послания
с выражением лояльности правительству. И хотя на
самом деле российского церковного иерарха на
этот акт никто не уполномочивал, его, без
сомнения, положи тельным результатом явилось
прекращение переговоров Москвы с Ватиканом. И
уже в феврале 1930 г. папа Пий XI огласил
послание, содержавшее обвинения в адрес
Советской власти в «преступлениях», на которые
раньше Рим предпочитал не обращать внимания,
послание , по су ти дела, призывавшее к
«крестовому походу» против СССР. Тогда же
французский епископ, иезуит д´Эрбиньи
опубликовал антисоветский труд, озаглавленный
«Антирелигиозная война в Советском Союзе». В
довершении в 19 марта 1937 г. появилась папская
энцикли ка « Divini Redemptoris » («Божественное
искупление»), обличавшая «безбож ный
коммунизм». Римский первосвященник в этом
послании строжайше запретил католикам
сотрудничать с Советской Россией, которую он
считал «худшим злом», чем гитлеровская
Германия. [6]
Сам ое интересное то, что за четыре дня до
выхода энциклики « Divini Redemp toris » 14 марта
1937 г. Пий XI выпустил другую энциклику на
немецком языке (« Mit Brenneder Sorge »). [7] В ней
деяния германских нацистских властей
критиковались мягко и осторожно , а наци онал -
соц иализм вообще не упоминался. Папская критика
касалась не прест упных деяний Гитлера и его
приспешников, несовместимых с человечностью, а
попыток закрытия католических церквей и школ.
И вот здесь мы переходим к самому
главному. Гитлеровская Германи я, разде лавшаяся с
Польшей, Францией, Данией и др угими
европейскими ст ранами, готовилась к нападению
на СССР. Для Ватикана, обладавшего одной из
лучших, если не лучшей, разведок, дальнейшее
развитие событий не являлось секретом. И римский
первосвящ енник не замедли л воспользоваться
этим. С начала 1941 г. высшее католическое
духовенство и, в первую очередь, французские
священнослужители, в целях укрепления тыла
Германии и ее союзников в войне против СССР,
начали проповедовать отказ от сопротивления
34 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
германским оккупац ионным властям. Так,
французская католическая газета «Ла Круа»
настаивала, чтобы марионеточное правительство
Петэна и немецкие оккупационные войска
беспощадно расправлялись с движением
сопротивления. После 22 июня 1941 г. папа Пий
XII выск азалс я в том плане, что он ненавидит
коммунизм и будет рад его уничтожению. [8 ] В
1941 году Пий XII выступил со своей
интерпретацией энциклики своего
предшественника Пия XI «Divini Redemptoris »,
запрещавшей католикам помогать коммунистам, и
предписывавшей не оказы вать вое нную помощь
отбивавшемуся от Гитлера Советскому Союзу. 30
июня 1941 г. французский кардинал Жан Бодрийар
расценил в своем заявлении уже совершившееся
германское нападение на Советский Союз как
«доблестное дело для защиты европейской
культур ы от ком мунизма» . А в июле того же 1941
г. немецкие епископы заявляли, что «по беда над
большевизмом будет равносильна триумфу учения
Христа».[9]
23 сентября 1941 г. митрополит Украинской
греко -католической (униатской) церкви Андрей
Шептицкий направил св ое письмо Гитлеру: « Ваше
превосходительство! Как глава УГКЦ я передаю
Вашей Эк селленции мои сердечные поздравления
по поводу овладения столицей Украины —
златоглавым городом Киевом… Судьба нашего
народа отныне отдана богом преимущественно в
Ваши руки… Я бу ду молить бога о бла гословлении
победы, которая станет гарантией длительного
мира для Вашей Экселленции, германской армии и
германской нации». [10]
Параллельно в католических изданиях
публиковались материалы, изобиловавшие
клеветой на Советскую власть и
коммунистич ескую идеол огию. Этим католическое
духовенство оказывало неоценимую помощь
фашизму. Причиной такого поведения Ватикана
являлось нескрываемое желание осуществить,
используя германскую военную силу, экспансию на
восток с целью обращения славянског о населения в
католиче ство и т.о. установления своего
всемирного доминирования .
Но было бы ошибочным утверждать, что
ненависть Ватикана к нашей стране была вызвана
исключительно неприязнью к господствовавшей у
нас тогда коммунистической идеологии.
Антико ммунизм был лишь ширмой, за которой
скрывались далеко идущие планы. К примеру, в
1913 г., когда о коммунистической идеологии в
России еще не было и речи, тогдашний папа Пий Х
заявлял: «Россия — самый большой враг Церкви».
[11]
Для Святого престола цель де йствительно
оправдывает ср едс тва. Большое удивление
вызывает хотя бы то, что в период Первой мировой
войны Ватикан выступал против победы в этой
войне католической Франции. Отвечая на
многочисленные вопросы об истоках такой
странной позиции, римские кардин алы говорили:
«Победа Анта нты с союзной Россией была бы столь
же великой катас трофой для католической Церкви,
как некогда Реформа». [12]
Интересно и то, что Святой престол до
определенного времени не скрывал своих симпатий
к фашистской идеологии. Так, пап а Пий XI
неодн ократн о встречался с Б.Муссолини. Более
того, итальянский диктатор признавал, что со
стороны главы Ватикана в беседах с дуче
говорилось следующее: «В системе фашистского
учения, делающего упор на принципы порядка,
авторитета и дисциплины, я н е вижу н ичего, что
могло бы противоречить католическому учению».
[13] А что касается Германии, то можно без
преувеличения утверждать, что подписанный 20
июля 1933 г. конкордат (договор) между Ватиканом
и Берлином по сути дела легитимизировал
тоталитарную в ласть на цистов , поск ольку
ликвидировал в принципе возможность
существования политической оппозиции в
Германии. Уже после прихода Гитлера к власти
германские католические священники, стремясь
снискать расположение нацистов, в проповедях не
стеснялись подчер кивать п ревосх одство
определенной расы и ценность расовой чистоты.
В период всей Второй мировой войны римский
папа не сделал ни одного антинацистского
заявления. В то же время папа оценивал как
«глупые» требования союзников о безоговорочной
капитуляции Г ермании. [14] Б олее то го, летом 1943
г. секретарь Ватикана по иностранным делам
недвусмысленно заявил, что судьбы Европы
зависят от победы Германии на Восточном фронте.
И это не удивительно - в Ватикане прекрасно
понимали, что разгром Германии выльется в
укреплени е между народны х позиций СССР, в
усиление влияния коммунистов в Европе. Этим и
объясняется, что в борьбе между Советским
Союзом и фашистской Германией симпатии
Святого Престола были на стороне Гитлера.
Соответственно, в Ватикане прилагали усилия
по оказан ию помощ и гитлер овской Германии и ее
союзникам, искали пути не допустить победы
Коветской Армии в войне. Так, 18 августа 1943 г.
посол Германии при марионеточном режиме Виши
писал, что, как ему стало известно из весьма
достоверных источников, «Вати кан стар ается
до биться н е только перемирия, но мира между
англосаксами и Италией. Предпосылкой этого был
бы отказ англосаксов от оккупации Италии и
свободный вывод из этой страны немецких войск.
Такого рода мир был бы первым шагом к единству
действий между англоса ксами и немцами для
создания единого европейско -американского и
христианского фронта против Азии» (т. е. против
СССР - прим.автора ). [15]
Лучше всего отношение папства к фашистским
агрессорам выразилось в речи папы на смерть
Гитлера, опубликованн ой 21 ию ля 1945 г . в
испан ской газете « Reforme »: «Адольф Гитлер, сын
католической церкви, умер при защите
христианства. Поэтому понятно, что не могут быть
найдены слова, чтобы оплакать его смерть, тогда
как много слов было найдено, чтобы возвеличить
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 35
его жи знь. Над его смер тными ост анками стоит его
победный моральный образ. Бог дает Гитлеру
лавры победы в ладони мученика». [16]
* * *
Как показывает даже поверхностное
исследование взаимоотношений Ватикана и
гитлеровской Германии, ненависть к Советскому
Сою зу, к Ро ссии тесно связала Свя той Престол с
немецким нацизмом.
В наше время ватиканский Святой Престол
позиционирует себя в качестве одного из
передовиков борьбы за права человека и за
«демократические ценности». Все те неурядицы,
что были ранее во взаим оотношен иях между
Москвой и Ва тиканом католические священники
стремятся списать на «борьбу с коммунизмом». Но
вот интересно узнать, какие ценности проповедуют
католические священники, ведущие
миссионерскую деятельность в России,
являющейся канонической тер риторией Русской
Пр авославной Церкви.
12 марта 2000 г. тогдашний римский папа
Иоанн Павел II (а римский папа считается
католической церковью непогрешимым) впервые в
истории произнес формулу « Mea Culpa » («моя
вина»). Таким образом он признал ответственнос ть
катол ической церк ви за восемь грехов, среди
которых преследование нацистами евреев, а также
оправдывающие войну теологические догматы.
Конечно, можно только приветствовать признание
Святым престолом своей ответственности за гибель
6 миллионов евреев в п ериод пр авления Гитл ера в
Герман ии. Однако на этом фоне хотелось бы
предложить Ватикану заняться арифметикой и
поразмыслить, не несет ли Святой престол
ответственности за приход Гитлера к власти, за
развязывание Второй мировой войны, за гибель
свыше 27 мил лионов г раждан Совет ского Союза,
среди которых подавляющее большинство
составляли мирные жители, погибшие от голода и
издевательств нацистов.
Как известно, Русская православная церковь в
качестве предварительного условия к визиту папы
римского в Россию в ыдвигает требование
прекратить в н ашей стране миссионерскую
деятельность католических священников
(прозелитизм). Может быть стоит добавить к этому
требованию еще и предложение к римскому
первосвященнику сказать « Mea Culpa »
применительно к погибшим граждана м СССР.
Сноски / Ref erences :
1. Диакон Герман Иванов -Тринадцатый.
"Ватикан и Россия. Доклад, прочитанный на 24 -ом
Съезде Русской Православной Молодёжи в год
Тысячелетия Крещения Руси" - Новосибирск,
«Русский архив», 1991, с.243.
2.
www .bookol .ru/nauka _obrazovanie /istoriya /4070/ fullt
ext .html .
3. Экспансия Ватикана на Восток: католики и
большевистская Россия. -
www .communitarian .ru/posts /no vyy _mirovoy _poriad
ok _metody /_ekspansiya _vatikana _na_vostok _katoliki
_i_bolshevistskaya _rossiya _19032016 .
4. Ватикан — одна из самы х страшных
преступных о рганизаций в мире. -
/www .posprikaz .ru/2015/05/ vatikan -odna -iz-samyh -
strashnyh -prestupnyh -organizaciy -v-mire /.
5. Энциклика «Divini Redemptoris» -
http://www.papalencyclicals.ne t/Pius11/P11DIVIN.H
TM .
6. Энциклика «Mit Brennender Sorge» -
http://www.papalencyclicals.net/Pius11/P11BRENN.
HTM .
7. Ватиканский грех. - www .freecity .lv/istorija -
bez -kupjur /11181 /.
8. Ватикан и нацисты. -
www .repin .info /sekretnye -materialy /vatikan -i-nacisty .
9. В.Кожевников, К.Октябрьский . Ватикан
накануне и во время вероломного нападения
фашистской Германии на Советский Союз. // В сб.
Ватикан способствовал нападению фашистов на
СССР. -
www .maxpark .com /community /5134/ content /524719
8.
10. За писка униатского митрополита
Шептицкого. - https ://politics -
ru.livejournal .com /5385359. html .
11. Hajjar (J.), Le Vatican, la France et le
Catholicisme Oriental. Bea uchesne. - Paris, 1979, p.
263.
12. Ferrero (G.). La double illusion.
«L'illusrution». № 4423, 10.12.1927. - Paris, p. 656.
13. Ватикан и фашизм: «папа римский
отказался от моральных принципов». -
https ://inosmi .ru/social /20161201/238315857. html .
14. М.М.Шейнман. Ватикан и фашистская
Германия. // "Вопросы истории", 1963, N 6.
15. Фашизм и Ватикан. - https ://my -
cccp .ru/fashism -i-vatikan /.
16. « Reforme », 21. 07.1945. // Геноцид по
благословению Ватикана… -
/1www .rusblog 31. blogspot .com /2012 /08/ blog -
post .4548. html ?m=1 .