18 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
пальнула громче всех, назвав «Школяра» «одной из
самых явных неу дач сборника». «Повесть
невероятно мелка, в ней нет и намек а на смысл и
идеи справед ливой войны». «Эстафету» приняла
«Красная звезда», профессионально нашедшая в
повести фактические ляпы: генерал приехал на НП
командира батареи на «виллисе»! Не могло таког о
быть ни на одном участке фронта… Журнал
«Коммунист» упрек нул автора в оскорблении
памяти погибших. Это оскорбление критик
усмотрел в предисловии: «Это о том, как я воевал.
Как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж не
знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и
некого». Оказывается, Окуджаве следует
благ одарить «тех, кто своей с мертью спас живущих
сегодня, в том числе и его самого». [3]
Леонид Соболев в выступлении на съезде
писателей РСФСР выразился по -писательски
сильно: «Маленький, жалкий челов ечек,
скорченный непрекращающимся полу -животным
ужасом пер ед угрозой военной смерти … В
противодействие окуджавскому «школяру» живут
в литературе образы юношей -воинов,
действительно выражающие молодежь тех времен,
которая со школьной скамьи шла в окоп». Как
справедливо подчеркивает Дмитрий Быков в книге
«Булат Оку джава», «стоит представит ь себе эту
молодежь, шагающую с парты в окоп –
визуализация убивает и не такие сильные
метафоры». [2]
Более строгие меры (вплоть до специального
постановления), запланирова нные Бюро ЦК КПСС
по РСФСР, где были рассмотрены материал ы
сборника, были отменены Н.С.Хрущевым после
того, как у него на приеме побывал К. Паустовский.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газета «Октябрь». Таруса, 9 июня 2011.
2. Д.Л. Быков Булат Окуджава. М., 2009.
3. История совет ской политиче ской цензуры.
Документы и комментарии.. М. ,1997.
4. Оттепель, 1960 -1962. Страницы русской
советской литературы. М.,1990.
5. Тарусские страницы. Калуга, 1961.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ХРИСТИАН СКОГО НАСЕЛЕНИЯ ИЗ К РЫМА В ПРИАЗОВЬЕ
В 1778 – 1780 ГГ.
Дмитриева Виктория В икторовна
кандидат исторических наук, доцент
Се вастопольский государственный университет
г. Севастополь
MOVEMENT OF THE CHRI STIAN POPULATION FRO M CRIMEA TO PRIAZOVI A
IN 1778 – 1780
Dmitrieva Viktoria Viktorovna
Candidate of Historical Sciences , assistant professor
Sevastopol State University ,
Sevastop ol
Аннотация
Проанализированы проблемные вопросы истории переселения христианского населения из Крыма на
территорию Приазовья в конце XVIII в. При помощи хронологического и типологического методов
исследования перечислены основные причины, названы имена ин ициаторов и ор ганизаторов переселения,
определены последствия этого процесса для Крыма и для Приазовья. Сделаны выводы, что переселение
крымских греков и другого христианского населения привело к изменению этнического облика Крыма в
конце XVIII в. и значит ельно повлияло на экономическое и социальное развитие полуострова и
Новороссии.
Annotation
The problematic issues of the history of the resettlement of the Christian population from Crimea to the
territory of the Sea of Azov at the end of the 18 th century are analyzed. Using chronological and typological
research methods, the main reasons are listed, the names of the initiators and organizers of the resettlement are
named, the consequences of this process for the Crimea and for the Sea of Azov are determine d. It is concluded
that the resettlement of the Crimean Greeks and other Christian populations led to a change in the ethnic
appearance of Crimea at the end of the 18 th century and significantly i nfluenced the economic and social
development of th e peninsu la and New Russia.
Ключевые слова: христианское население; крымские греки; переселение; колонисты; Крымское
ханство; Приазовье; Новороссия.
Keywords: Christian population; Crimean Greeks; resettle ment; colonists; Crimean Khanate; Azov; New
Russia .
В перв ой пол овине XVIII в. активизируется
борьба России, Турции, западноевропейских
держав за раздел сфер влияния в Северном
Причерноморье. Особенно активными действиями
отличалась Франция, которая укре пилась на
рынках Стамбула и Леванта, следующей цель ю
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 19
своей т орговой э кспансии французские купцы
видели Крым. Подобный интерес к Крыму
выказывали также торговые дома Венеции,
австрийское купечество. Конечно, и Россия не
желала оставаться в стороне, и хотела укрепить
свой торговый и экономический потенциал в
данном р егионе. Э то дало бы правительству
Екатерины II рост хлебного экспорта во
внешнеторговом обороте российской торговли и
наличие гаваней на Черном море для его вывоза.
25 сентября 1768 г. турецкий су лтан Мустафа
III объявил России войну. 24 – 26 июня 1770 г.
состоялос ь знаменитое Чесменское сражение у
острова Хиос в Средиземном море, в котором
турецкий флот в составе 15 линейных кораблей, 6
фрегатов и 50 мелких судов был разбит русскими
эскадрами адми ралов Г.А. Спиридова и Д.
Эльфинстона под общим нач альством графа А.Г .
Орлова. 7 июля 1770 г. русское войско П.И.
Румянцева (38 тыс. человек, 115 орудий) в
сражении при реке Ларге разгромило 80 -тысячную
турецко -татарскую армию (15 тыс. турецкой
пехоты, 65 тыс. крымских татар) под руководством
крымского хан а Каплан -Герая [13 , с.156]. После
первых побед над турками русские посланники
были направлены в орды, кочевавшие в степях
Северного Причерноморья ногайских татар
(Буджакскую, Едичкульскую, Джамболукскую и
Едисанскую) и им удалось убедить ногайцев
принять р оссийское подданст во [13, с.168] .
Одновременно с этими событиями канцлер
Н.И. Панин по поручению Екатерины II вступил в
переговоры с крымским ханом Селим -Гераем III по
вопросу об отделении Крымского ханс тва от
Турции. Хан ответил отказом и в конце 1770 г. 2 -ая
ру сская армия о главе с князем Василием
Михайловичем Долгоруким начала завоевание
Крыма.
15 июля 1774 г. в небольшой деревушке
Кучук -Кайнардже был подписан ми рный договор
между Турцией и Россией, п о которому Крымское
ханство было объявл ено независимым от Ту рции.
Однако ситуация в Крыму после окончания русско -
турецкой войны 1768 – 1774 гг. была далека от
стабилизации. Крымский престол вместо
низложенного хана Са хиба II Герая занял его брат
Девлет IV Герай, который был ставленником
Стамбула. В июле 1774 г. Дев лет IV Герай
высадился с турецким десантом в Алуште и
пытался развить наступление. Действия турецкой
стороны послужили поводом для того, чтобы
русские войска в ноябре 1776 г. вновь вошли в
Крым и заняли Перекоп, а в марте 1777 г. подош ли
к Карасубазару, а 20 марта – к Каффе. Девлет IV
Герай покинул полуостров и при поддержке
русских войск новым ханом был избран Шагин -
Герай.
Шагин -Герай проводит ряд реформ, ко торые
приводят к массовому недовольству со стороны
крымскотатарской знати и му сульманского
духовенс тва. Сложной ситуацией попытался
воспользоваться, назначенный в Стамбуле
крымским ханом, Селим III Герай. Он в декабре
1777 г. высадился с вооруженным турецк им
отрядом в Ахтиарской гавани. Восстан ие охватило
весь Крымский полуостров, и было подавлено лишь
при помощи русских войск. В данной сложной
ситуации был разработан план переселения
христианского н аселения из Крыма на побережье
Азовского моря близ устья Д она.
До сих пор история переселения
хри стианского населения из Крыма в ко нце XVIII
в. вызывает диск уссии среди учены х, содержит
немало проблемных вопросов и оценивается
неоднозначно. Специальных исследований по этой
тематике мало, в основном это пересказы уже
известных работ. Наиболее информати вные труды,
содержащие сведения по данн ой проблематике –
это публикации архиепископа Гавриила, А.А.
Скальковского, Н.Н. Мурзакевича, С.А.
Серафимова, Н. Дубров ина [2, 13, 6, 12, 4] .
В статье рассмотрен ряд наиболее
дискутируемых проблем, которые связаны с
определением:
1) инициаторов и причин переселения
крымских хри стиан;
2) добровольно или принудительно уходили
христиане из Крыма;
3) последствий переселения.
По вопросу имен инициаторов переселения
христианского населения из Крыма мнения
историков разделились: одн а группа авторов
считает, что инициатив а исходила от самих
крымских христиан [2, с.202] , другая – от
российского правительства, при этом называются
имена Екатерины II, Г.А. Потемкина, П.А.
Румянцева, А.А. Прозоровско го [6, с.10 -11] .
Представители первог о направления в
исто риографии среди причин, по которым
христ иане изъявляли желание переселиться из
Крыма, называли следующие:
1) трудности военного времени и
притеснения со стороны мусульман [2, с.205] ;
2) боязнь мести со стороны турок и татар за
помощь русским в войне [9, с. 206] ;
3) желание сохранить свою национальность ,
религию, язык [12, с.5] .
1) Вторая группа исследователей, которые
придерживаются точки зрения, что инициатива
переселения христианского населения с
территори и Крымского ханства исходила от
российс кого правительства, среди причин
указыв ают:
1) желание правител ьства Российской
империи подорвать экономическое развитие
Крымского ханства и лишить хана дополнительных
источников дохода [14, с.67] ;
2) необходимость в колонизации только что
присоединенных южных территорий и активное
использование в этом деле труда крымск их
христиан – хлебопашцев и садоводов [7, с.57] ;
3) стремление содействовать «спасению
христиан» от приверженцев ислама. Этот процесс
долж ен был получить всемирный резонанс,
показать верность постул ату «Москва – Третий
20 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Рим» и дать начало для осуществления «Г реческого
проекта» [3, с.107; 5, с.177] .
2) Большую часть христианского населения
Крыма составляли греки. На момент их
переселения с терри тории полуострова они были
неоднородны в своем этническом со ставе и
делились на две этнографические группы по
языковому признаку: румеев и урумов. Румеи
говорили на диалектах крымскорумейского языка
(близок к новогреческому) и населяли Южный
берег Крыма и Юго -Восточную горную часть
полуострова. Урумы разговаривали на диалектах
урумского языка тюркской группы (близок к
крымс котатарскому), были компактно расселены в
Юго -Западной части полуострова и жили в
отдельных кварталах во всех городах Кр ыма.
После детал ьного исследования архивных
материалов стало известно, что п риказ провести
переселение крымских христиан, в том числе и
греков, получил командующий русским корпусом в
Крыму А.А. Прозоровский. Но он выполнял этот
приказ неохотно, тогда его с менили А.В.
Суво ровым [4, с.317] . В краеведческой литературе
распространено мнение, что А.В. Суворов заменил
А.А. Проз оровского, поскол ьку последний заболел.
Еще один вопрос, который вызывает много
дискуссий среди историков: по своей доброй воле
или принудительно уходили христиане из Крыма?
Большая часть крымоведов считают, что
переселение христиан осуществлялось на
добровольной основе. Н о есть немногочисленные
работы, в которых переселение христианского
населения из Крыма характеризуется как
насильственно е [8, с.211] . В подтверждении этого
приводятся факты принятия ислама крымск ими
греками, жителями сел Биюк -Узень -Баш,
Керменчик, Ламбат, Варнаутка, которые не хотели
оставлять родную землю [12, с.7] .
18 сентября 1778 г. Крымский полуостров
покинула последняя группа хрис тиан, в ней
находился митрополит Игнатий. Суворов посылает
пи сьмо командованию о том, что выход христиан
окончен. В подт верждении своим словам Суворов
прилагает документ - ведомость, в которой
сообщалось, что из Крыма было переселено: 31 093
человек, из ни х больше всего было греков - 18333
человек, а также 12385 арм ян, 219 грузин, 156
валахов [5, с.106] .
21 мая 1779 г. имп ератрица Екатерина II
подписала Жалованную грамоту крымским
христианам греческого закона [1, с.52] . Среди
самых важных льгот, которые п редоставлялись
колонистам по этому документу, были следующие:
1) выделение земельных наделов для
хозяйственного освоения и заселения (30 десятин
на душу);
2) помощь в обустройстве жилищ и
продовольственном обеспечении;
3) освобождение от несения воинской
службы;
4) свободное развитие разных промыслов;
5) административная автономия поселенцев.
Но в Жалованной грамоте был и один минус –
в ней нечетко были указаны границы земель, на
которые должны были переселяться крымские
колонисты. И лишь с изданием «Ордера князя
Потёмки на генерал -поручику Черткову по поводу
устройства греков в Азо вской губернии» от 29
сентября 1779 г. этот вопрос был реш ен детально и
окончательно [11, с.88] .
Согласно этому документу для поселения
грекам отводились земли на побережье Азовского
моря, неда леко от крепости Петровская, которая
ранее выполняла функцию центра Кальмиусской
казацкой паланки.
В Азовскую губернию переселилось более
14000 человек, часть крымских христиан погибла в
дороге, некоторые остались в Екатеринославе,
Херсоне. Официально в К рым вернулись только
община армян -католиков и ауткинские греки [13,
с.137] .
В Приазовье урумы основали город
Мариуполь и девять сел: Бешев, Ласпи, Карань,
Старый Крым, Мангуш, Богатырь, Камара,
Керменчик, Улаклы. Село Аргин Ени -салу греки -
урумы образовали вместе с греками румеями [1,
с.6] .
Румеи основали села: Сарт ана, Чермалык,
Аргин Кара -коба, Стиля, Константинополь, Ма лая
Ени -сала, Чердакли, Кременевка, Ялта, Гурзуф[1,
с.6] .
Вышедшие из Крыма вместе с греками
грузины и валахи, говорящие ныне на урумском
языке и называющие себя греками, стали первыми
жителями сел а Игнатьевка, впоследствии
разделившегося на Староигнтаьев ку и
Новоигнатьевку [1, с.7] .
Крымские армяне основали город Новый
Нахичеван (ныне слился с г. Ростов -на-Дону) и 5
сел в его округе [1, с.7] .
Какими же, по мнению исследователей, были
результаты п ереселения христиан из Крыма?
Одна группа авторов считала , что «выход
совершился перед присоединением Крыма к
Российской империи и нельзя в этом не видеть
особого благого требования истории…» [10, с.70] .
Вторая группа исследователей, отрицательно
относи лась к переселению христиан: «Крым
пришёл в упадок с тех п ор, как вывели из горной
части христиан. Едва ли полезное русским
переселение христиан из Крыма». Бывший генерал -
губернатором в Крыму Д.Б. Мертваго писал:
«неудобопонятная политика, разоряя их (хрис тиан)
– корень, служащий пользой и украшением Крыма,
водво рила их в окрестностях Азова. Люди,
занимавшиеся садоводством, изделиями и шёлком
промышляющие, сделались принужде ны быть
рыболовами и скотоводами. Перемена климата и
образа жизни число их уменьшила » [15, с.67 -68] .
3) После переселения крымских христиан
на з емли Приазовья и присоединения Крымского
полуострова к Российской империи миграционные
процессы не заканчиваются – начинается массовый
выезд татар в Турцию. Поэтому перед российским
правительством и местной администрацией
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 21
возникает необходимость скорейшего переселения
в Крым новых жителей для восстановления
экономики и дальнейшего освоения земель
полуострова и усилени я пограничных районов
России. При непосредственном руководстве Г.А.
Потемкина Таврич еским областным правлением в
Крым были переселены из центр альных русских
губерний уволенные в отставку солдаты,
старообрядцы, калмыки с Волги, архипелажские
греки, поляки, немцы, болгары, итальянцы,
румыны и др.
Таким образом, отметим, переселение
крымских греков и другого христианского
населения пр ивело к измене нию этнического
облика Крыма в конце XVIII в. и значительно
повлияло на экономическое и социальное раз витие
полуос трова и Новороссии.
Список литературы:
1. Араджиони М.А. Греки Крыма и
Приазовья: ист ория изучения и историография
этнической истории и культур ы (80 -е гг. XVIII в. –
90 -е гг. XX в.). – Симферополь: Издательский Дом
«Амена», 1999. – 132 с.
2. Гавриил, архиеп. Переселение греков из
Крыма в Азовскую губернии и основание
Готфийской и Кафийской е пархии // Записки
Одесского общества любителей истории и
древностей. – 1844. – Т.1. – С.197 – 204.
3. Дружинина Е.И. Северное Причерноморье.
1775 – 1800 гг. – М.: Наука, 1959. – 280 с.
4. Дубровин Н. Присоединение Крыма к
России . Рескрипты , письма, реляции , доне сения . –
Спб., 1885. – Т.2. – 924 с.
5. Кабузан В.М. Заселени е Новороссии в
XVIII – первой половине XIX вв.
(Екатеринославская и Херсонская губернии ). – М.:
Наука, 1976. – 308 с.
6. Мурзакевич Н.Н. О заселении
Новороссийского края // Одесский вестник. – 1836.
- №1. – С.9 – 12.
7. Наулко В.И. Современный этнический
состав населения Украинской ССР // Советская
этно графия. – 1963. – №5. – С.46 -59.
8. Петрушевский, А. Генералиссимус княз ь
Суворов. – СПб, 1884. – Т.1. – 260 с.
9. Писаревский Г.Г. Из истории иностранной
колониз ации в России в XVIII в. (по неизданным
архивным документа м). – М., 1909. – 340 с.
10. Попов А.Н. Вторая учебная экскурсия
Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай
и ег о окрестности. – Симферополь, 1888. – 132 с.
11. Секиринский С.А. Из этнической истории
Кры ма и Северной Таврии (вторая половина XVIII
– начало XX в.) // Советская тюркология. – 1988. –
№ 4. – С.87 -97.
12. Серафимов С.А. Крымские христиане
(греки) на северных бере гах Азовского моря. –
Екатеринослав, 1901. – 46 с.
13. Скальковский А.А. Хронологическое
об озрение истории Новороссийского края (1730 –
1795). – Одес са, 1836. Ч.1. – 290 с.
14. Тимошевский Г.И. Основание г.
Мариуполя и некоторые данные к его истории //
Мариуполь и его окрестности. – Мариуполь, 1892. –
С.63 -95.
15. Ялі С.Г. До історії грецької колонізаці ї на
Україні // Краєзнавство. – 1928. – Ч.6 -10. – С.57 -68.
СЛЕДЫ КАЛЕНДАРНЫХ СИ СТЕМ В СИМВОЛИКЕ ОБР ЯДОВЫХ ПОВОРОТОВ:
К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
(НА МАТЕРИАЛАХ ОБСКИ Х УГРОВ И С АМОДИЙЦЕВ)
Сподина Виктория Ивановна
доктор ист. наук
Обско -угорский институт прикла дных исследований и разработок
г. Ханты -Мансийск
TRACES O F CALENDAR SYSTEMS I N THE SYMBOLISM OF R ITUAL TURNS:
TO THE PROBLEM STATE MENT
(BASED ON THE MATERI ALS OF THE OB UGRIC AND SAMOYED PEOPLES)
Spodina Victoria Ivanovna
Doctor of Historical Sciences
Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development
Kha nty -Mansiysk
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.205
Аннотация
Статья посвящена символике обрядовых поворотов, которая вписывается в общую концепцию
бинарных оппозиций, при которой повороты посолонь рассматриваются как положительно напр авленные,
а против хода солнца – как зловредные действия. Цель статьи состоит в том, чтобы кроме
аксиологического, выделить ещё один аспект ритуальных поворото в жертвоприношений богам –
темпоральный. Представленные материалы позволяют высказать гипотезу о том, что повороты влево
следует рассматривать как разрыв профанного врем ени и вхождение в сакральное пространство -время.
Такие действия могли служить проявлени ем лунарной модели ориентации.
В качестве основополагающего методологического принципа в работе применялся системный (или
структурный) подход к изучению элементо в культ уры, сформулированный Ю. М. Лотманом, а также