Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ПЕРЕХОД ОТ КЛАССИЧЕСКИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ К ИННОВАЦИОННЫМ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (18-20)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/09/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 58, Том: 2, Страницы в выпуске: 18-20
Автор: Карушина Дарья Дмитриевна
студентка , БГУ им.ак. И.Г.Петровского , Брянск
Анотация: В настоящей статье речь идет о безусловной необходимости перехода к обучению, учитывающему всяческие возможности, предоставляемые развивающимися технологиями, обосновываются преимущества их использования в учебном процессе, в том числе с учетом требований подрастающего поколения.
Ключевые слова: инновационное обучение; обучающие программы; MOODLE; интерактивный тест;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. А. М. Гришечкина, М. А.Фурманова «Авторский метод или собственный опыт?» Сб. науч. тр. Наука и образование в XXI веке. М., АР-Консалт, 2014
18 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
ПЕРЕХОД ОТ КЛАССИЧЕСКИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ К ИННОВАЦИОННЫМ
В РАМКАХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

Карушина Дарья Дмитриевна
студентка
БГУ им.ак. И.Г.Петровского
г.Брянск

TRANSITION FROM CLASSICAL FORMS OF TEACHI NG TO INNOVATIVE WITHIN
THE MODERN SCHOOL .

Karushina Darya
student
Bryansk State Academician I.G. Petrovski University,
Bryansk

Аннотация
В настоящей статье речь идет о безусловной необходимости перехода к обучению, учитывающему
всяческие возмо жности, пред оставляемые развивающимися технологиями, обосновываются
преимущества их использования в учебном процессе, в том числе с учетом требований подрастающего
поколения.
Abstract
This article deals with the unconditional need for a tran sition to train ing that tak es into account all the
opportunities provided by developing technologies, substantiates the advantages of their use in the educational
process, including taking into account the requirements of the younger generation.
Ключевые с лова: инновацио нное обуче ни е, обучающие программы , MOODLE , интерактивный тест.
Keywords : innovative training, training programs, MOODLE, interactive test.

Современный мир – мир высоких и
скоростных технологий, которые ежедневно
меняют нашу жизнь и влияют на все сферы
деятельности, в том числе и на образование.
По наблюдениям, всё чаще классические
методы и формы преподавания сталкиваются с
непониманием и незаинтересованностью со
стороны современных школьников. На наш, взгляд,
это объясняется тем, что система образования и
педагоги е ще не готовы полностью принять новые
веяния в образов ательной и технологической
сферах. В результате, значительно снижается
мотивация и результаты обучения.
В этой статье, мы попробуем разобраться в
прич инах трудностей, которые возникают при
переходе к инн овационным формам обучения, а
также возможные пути их решения.
Перед началом работы мы проанализировали
несколько статей преподавателей по данной теме.
Многие сопоставляют традиционные и
инновационные ме тоды (Бажова Наталья
Михайловна, учитель математики “ Сравнительный
анализ традиционных и инновационных методов
обучения в школе”
https ://urok .1sept .ru/статьи/652086/ , Бондаренко
О.В. “ Современные иннов ационные технологии в
образовании”
https ://www .sites .google .com /a/shko .la/ejrono _1/ vypu
ski -zurnala /vypusk -16-sentabr -2012/ innovacii -poiski -
i-issledovania /sovremennye -innovacionnye -
tehnologii -v-obrazovanii , Кохан Наталья
Владимировна “Школа в будущем или Будущее в
школе” http ://mpps .kiredu .ru/wp -
content /uploads /Sbornik -tezisov -mezhdunarodnoy -
konferentsii .pd f) но уделяется мало внимания корню
проблемы. Поэтому, опираясь на свой опыт и опыт
коллег, мы решили разобраться в причинах
возникновения трудностей.
Говоря о неготовности большинства педагогов
к работе с современными технологиями, стоит
отметить, что к лассические формы образования
всегда будут лежать в основе образова тельного
процесса. Но, психофизические изменения
школьников и требования современного общества
вносят свои изменения, которые нельзя
игнорировать. Многим преподавателям сложно
перестроиться на новые требования, и зачастую,
это приводит к недопониманию не т олько с
учениками, но и с молодыми учителями. Но ведь
образовательный процесс – это процесс
взаимодействия преподавателей и учеников для
достижения общей цели. Поэтому, необходимо
понимать и принимать современное поколение.
Безусловно, в этом процессе долж но участвовать и
государство, чтобы помочь преподавателям
адаптироваться к новым условиям и сделать этот
переход максимально комфортным.
Чтобы лучше понять, как выстраивать
взаимодействие в рамках обучения, необходимо
обратить внимание на сл едующие особенн ости
современных школьников:
1) Педагоги и психологи совершенно чётко
определили, что современный ребёнок –
представитель “поколения Z”. Что это значит, и как
с ними работать? Ключевым моме нтом здесь
является то, что такие дети с рождения окруж ены
мультиме дийными технологиями, и процесс
познания происходит именно через них. В
результате, современный ученик характеризуется
клиповостью мышления, неустойчивым

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 19
вниманием, преобладанием кратковрем енной
памяти.
Эти характеристики значительно отличают
“поколение Z” от его предшественников, и, как
результат, требуют иного подхода в обучении и
использования современных дополнительных
мультимедийных программ, поскольку
результативность должна иметь мест о быть в
любом случае.
2) Второй причиной незаинтересованности
учеников в предмете, на наш взгляд, является
свободный доступ к разнообразным интернет -
источникам. Достаточно часто ученики могут быть
более осведомлёнными в той или иной сфере, чем
педагог, ил и в любой момент “загуглить”
интересующую информацию. Опасность такого
свободного доступа в том, что зачастую, в
Интернете та же учебная информация представлена
в интересной, клиповой форме, в отличии от
стандартных учебников, и не удивительно, что
обучающ иеся теряют интерес к классическим
формам обучения. Кроме того, они уже не
воспринимают педагога, как полноценного
источника знаний. Отсюда возникают
недопонимания.
Бытующее мнение со стороны педагогов о том,
что Интернет никогда не заменит институт школы,
мы поддерживаем, но лишь тогда, когда
пре подаватели вместо того, чтобы бороться с
Интернет -образованием (что достаточно часто
встречается) “объединяются” с новыми
технологиями в стремлении к усовершенствованию
процесса обучения.
3) Еще одной особенностью “поколения Z”
следует назвать потребность в понимании
практической значимости получаемой
информации. Другими словами, современный
ученик будет гораздо больше заинтересован в
предмете, если поймёт, как ему это пригодится в
реальной жизни. В данном случае н еобходимо
помнить, что общество изменилось , и те мотивы и
цели обучения, которые ставил педагог 3 -4 года
назад уже неактуальны. В этом заключается еще
одна проблема взаимодействия учителя с
учениками.
Например, преподаватель использует
различные мультимеди йные формы работы на
уроке, но ученики по -прежнему не заинтересованы
в предмете. Со временем желание работать с
новыми и сложными программами пропадает, и всё
возвращается на первоначальный уровень.
Появляется вопрос: в чём причина? И здесь, как раз,
необх одимо вспомнить о целях, которые поставил
преподаватель. Оценить, насколько они
актуальны? Как точно сформулированы?
Насколько они близки к реальной жизни и
современному обществу? И самое главное, были ли
они чётко донесены до обучающихся?
Что касается вза имодействия учит елей
“нового поколения” и представителей
классического образования, стоит отметить, что
они должны работать в команде и
взаимоприслушиваться друг к другу. К сожалению,
на практике молодые педагоги все ещё
сталкиваются с непринятием и ограни чением
использования информационных технол огий.
Здесь, так же, как и в случае с Интернет -
образованием, на мой взгляд, лучше не
противостоять, а как уже было сказано, работать в
команде . В результате совместной работы,
молодые специалисты смогут более качес твенно
использовать ИКТ, опираясь на опыт организации
урока и работы с классом старших коллег. В свою
очередь, представители классической школы
получат возможность быстро и на практике освоить
новые методики с использованием ИКТ, чтобы
разнообразить свои у роки.
Для решения данного вопроса в ВУЗах уже
сегодня реализуются программы подготовки
специалистов с мультимедиа - и Интернет -
ресурсами. Но, для того, чтобы полученные знания
могли войти в повседневное использование в
школе, необходимо включать и расширять данные
дисциплины в программы дополнитель ного
образования педагогов.
Кроме того, на наш взгляд, эффективным
будет привлечение студентов в рамках
предложенных курсов. Они смогут наглядно
продемонстрировать использование новых
образовательных платформ, и, в озможно,
представить свои разработки. Опыт ные учителя, в
свою очередь, смогут внести свои предложения по
усовершенствованию платформ, опираясь на свой
практический опыт работы в школе.
Таким образом, команда преподавателей и
студентов сможет составить пер ечень
корректировок для уже существующих р азработок
и платформ, а также эти доработки могут лечь в
основу новых программ и платформ,
разрабатываемых студентами/молодыми
специалистами. Безусловно, новое поколение,
стараясь идти в ногу со временем, не должно
отрицать работающих методик, тем более: « …если
студент проникается определенными идеями, он
творчески подходит к их усовершенствованию.
Такому будущему молодому специалисту не
придется экспериментировать ценой знаний,
умений, навыков обучаемых до приобрет ения им
необходимого опыта.» [1, с. 143].
Уже сегодня подготовка студентов
осуществляется на различных платформах
обучающих программ, например, таких как Moodle .
Многочисленные оболочки, типа HotPotatoes или
Quiz Creator и другие позволяют быстро создавать
интерактивные задания, в том числе тесты в
разнообразных формах (классический тест с
выбором ответа, кроссворды, викторины,
заполнение пропусков, установление соответствий
и восстановление последовательности) для
контроля и самоконтроля обучающихся.
Прогр аммы дают возможность тематически
оформлят ь страницу с заданиями, работать в
режиме online или offline . В прагматичности
данных простейших оболочек нам удалось
убедиться в процессе педагогической практики. С
их использованием обучение, действительно,

20 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
прохо дило увлекательно и нравилось ребятам. К
тому же, освоив работу с данными базовыми
программами, мы не испытываем страха перед
трудностями, связанными с использованием более
сложных оболочек, обучающий потенциал которых
мы уже сегодня можем оценить .
Считае м, что программы Moodle и им
подобные на с егодняшний день как никогда
актуальны, поскольку представляют собой
электронную образовательную среду с
невиданными ранее возможностями.
Преподаватель приобретает огромное количество
ресурсов для проведения полноце нных занятий (в
том числе с демонстрацией разнообразных
контентов: видеофрагментов, аудиозаписей,
самозаписей в любом формате и т.д.), контроля
работы учащихся и структурирования материалов
по темам. Электронная форма, будучи более
компактной и структуриро ванной, чем хранимые в
печатном виде матер иалы, позволяет быстро
находить необходимую для конкретного занятия
информацию. Кроме того, обучающиеся всегда
могут самостоятельно корректировать картину
своей успеваемости, выполняя интерактивные
задания.
Необхо димо о тметить также, что практическая
рабо та в Moodle за последние несколько месяцев
показала, что зачастую ученики намного быстрее
адаптируются к такому виду работы, чем
некоторые учителя. Это еще раз подтверждает
актуальность поднятой проблемы, а также
необходимость включения современных
техноло гий в образовательный процесс как
полноценный компонент работы.
Итак, мы рассмотрели лишь несколько причин
возникновения проблем перехода от классического
образования к инновационному. В основе их
возникновения леж ит быстроразвивающееся
общество, которое м еняет не только окружающий
мир, но и самого человека (ученика). Конечно,
сложно быстро перестраиваться с традиционных
форм обучения, которые применялись на
протяжении долгого времени, на новые. Кроме
того, многие и нновационные технологии
используются вперв ые, и результат их влияния на
процесс обучения не до конца изучен, в частности
поэтому преподаватели не спешат их использовать.
Чтобы преодолеть эту проблему, педагогам разных
поколений стоит объединиться не только друг с
другом, но и с учениками, для боле е интересного,
увлекательного, а главное качественного и
результативного обучения. Подобное объединение
подразумевает:
− совместное освоение предлагаемых
обучающих программ (для практикующих
учителей это также вопрос повышения уровня их
профессиональной компетенции в данном
направлении);
− совместную разработку интерактивных
заданий различной тематической направленности
по различным аспектам;
− по возможности совместное участие в
конкурсах и проектах, организуемых
образов ательными порталами.

Литература :
1. А. М. Гришечкина, М. А.Фурманова
«Авторский метод или собственный опыт? » Сб.
науч. тр. Наука и образование в XXI веке. М., АР -
Консалт, 2014
Об авторе : Карушина Д., студентка 4 курса ф -
та иностранных языков БГУ имени ак адемика И. Г.
Петровского, призер VIII Всероссийской
студенческой олимпиады по методике
преподавания иностранных языков и культур (г.
Ижевск, 2019).

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМ ОДЕЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Лазаревич Светлана Валер ьевна
доцент, кандидат филологических наук
Нижегородский государственный технический университет
им. Р.Е.Алексеева,
Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского,
г. Нижний Новгород
Ерофеева Алла Васильевна
кандидат педагогических наук
Нижегородский государственный технический университет
им. Р.Е.Алексеева
г. Нижний Новгород
Дорожкина Дарья Сергеевна
кандидат физик о-математических наук
Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет
им . Н.И. Лобачевского ,
г. Нижний Новгород
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×