Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ПОПУЛЯРНОСТЬ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА В ДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА (38-42)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.51.135
Дата публикации статьи в журнале: 2020/02/04
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 51, Том: 3, Страницы в выпуске: 38-42
Автор: Волохова К. А.
к.ф.н., Театральный институт им. Б.Щукина,
Анотация: Автор статьи исследует причины необыкновенной популярности Игоря Северянина в десятые годы ХХ века. Назвав несколько возможных причин, Волохова анализирует их. Исследуется сценический образ поэта и его чтецкая манера с точки зрения их влияния на публику. Автор статьи анализирует особенности неологизмов Северянина. Подробно описывается лирический герой Игоря Северянина. Так же автор подробно изучает несколько стихотворений поэта, имевших грандиозный успех у современников.
Ключевые слова: популярность; неологизм; сценический облик; лирический герой; успех;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1.Бавин С. Семибратова Н. Судьбы поэтов Серебряного венка. М., Книжная палата 1993 2. Белова. Лирическая книга Игоря Северянина: динамика жанра в свете творческой эволюции поэта . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук М. 2014 3. Вейдле В. Эмбриология поэзии. М.. Языки славянской культуры 2002 4. Говсиевич Е. Серебряный век глазами очевидцев: 26 писателей-мемуаристов о 26 писателях Серебряного века"(Обзор мемуарной литературы) М.,(б.и.). 2013. 5. Игорь Северянин глазами современников / Составители Вера Терёхина, Наталья ШубниковаГусева. — СПб.: Росток, 2009. 6. Северянин И. Полное собрание сочинений в одном томе. М. Альфа-книга 2017 7. Ходасевич В.Ф. собрание сочинений в 4-х томах М. Согласие 1996 8. Цветаева М. Об искусстве М. Искусство 1991
38 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
ПОПУ ЛЯРНОСТЬ ИГОРЯ СЕВЕР ЯНИНА В ДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.51.135
Волохова К. А.
Театральный институт им. Б.Щукина,
к.ф.н, доцент, доцент кафедры искусствоведения.

POPULARITY OF IGOR SEVERYANIN IN THE TENTH YEARS OF THE TWENTIETH CENTURY

Volokhova K.A .
The Boris Shchuki n Theatre institute,
Candidate of Philological Sciences,
associate professor, associate professor the Departament of art criticism

Аннотация
Автор статьи исследует причины необыкновенной популярности Игоря Северянина в десятые годы
ХХ века. Назвав несколько возможны х причин, Волохова анализирует их. Исследуется сценический образ
поэта и его чтецкая манера с точки зрения их влияния на публику. Автор статьи анализирует особенности
неологизмов Северянина. Подробно описывается лирический герой Игоря Северянина. Так же ав тор
подробно изучает несколько стихотворений поэта, имевших грандиозный успех у современников.
The author of the article explores reasons of extraordinary fame of the poet in the tenths years of the 20th
century. Having described several potential causes, Volo khova analyzes them. The poet’s stage image and his
reading manner in relation to their influence on the audience are studied. The author analyzes distinguishing
features of Severyanin's neologisms. The lyrical hero of Igor Severyanin is described in d etail. Also, the author
scrutinizes several poems of the poet, which had tremendous success with his contemporaries.
Ключ евые слова : популярность, неологизм, сценический облик, лирический герой, успех.
Keywords : popularity, neologism, stage appearance, lyr ical hero, success

Фантастическая популярность Игоря
Северянина в десятые годы ХХ века до сего дня
является одним из центральных вопросов
творчества поэта. Практически все писавшие о
Северянине - и те, кто писал непосредственно в
период его славы, и мем уаристы -эмигранты, и
исследователи последних лет – не обходят своим
вниманием самый факт невероятного успеха
Северянина. Все они акцентируют при этом
внимание на том, что стихи его отнюдь не были так
великолепны и совершенны, как тексты его
современников – А.Блока, В.Маяковского,
И.Анненского.
В данной статье рассматриваются вероятные
причины этой популярности.
Есть неско лько составляющих его успеха. Во -
первых, это совершенно особенная манера
исполнения текстов – мелодекламация, где автор
выступает одновр еменно и как создатель текстов, и
как их исполнитель. То есть, исполняя написанный
им текст, поэт отчуждается от него, и спользуя в
качестве мелодической основы всегда примерно
один и то же напев (по предположению составителя
сборника «Игорь Северянин. Полн ое собрание
сочинений в одном томе» М.Петрова, это полонез
Фелины из оперы А.Тома «Миньон»), что,
безусловно, деперсонал изирует автора.
Во -вторых, это обилие неологизмов, которые,
с одной стороны, созданы по всем правилам
русского словообразования, с друг ой стороны,
поражают смелостью и новизной. Кроме того,
важной особенностью этих неологизмов является
фонетическая игра, особенно ярко воспринимаемая
именно в силу того, что стихотворный текст
предназначен не столько для чтения, сколько для
слушанья.
В-тре тьих, это довольно необычный образ
лирического героя – модный портрет
современника, жаждущего быть необыкновенным,
но в то же время не желающего выходить из круга
привычного комфорта.
Теперь подробно проанализируем каждый из
названных выше аспектов.
Мно гие из тех, кто описывал особенную
манеру чтения Северянина, подчёркивали, что само
сценическое пов едение Северянина было
демонстративно отстранённым, он как бы царил
над залом, заранее презирая и восторженных
поклонников, и презрительных хулителей.
Северя нин держался очень прямо, голова
заброшена назад, глаза полузакрыты, руки
спрятаны за спиной. Весь его облик подчёркивал
его отдельность, независимость от зала. Но в то же
время в этом было соответствие ожиданиям
публики, жаждущей явления кумира.
Эстрадны й облик поэта воплощал собою
мечту обывателя о победе над себе подобными. Это
было связано с тем, ч то на сцене Северянин
подчёркнуто дистанцировался от тех, чей
эстетический идеал выражал в своих текстах. Суть
идеала – это экзистенциальная тоска по
беспечн ости бабочки, перелетающей с цветка на
цветок, чьё порхание – такое разноцветное и
стремительное – представляется
неосведомлённому наблюдателю самоценным.
Важна именно эта неосведомленность смотрящего,
которая позволяет ему искренно быть уверенным в
том, ч то бабочка порхает ради самого порхания.
Обыватель, чья жизнь состоит из скучной
рутины; порой тяж елой, порой бессмысленной, а
порой и унизительной работы, не имеющей иного
венца, кроме оплаты, представляет себе иную

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20 39
жизнь именно такой, как в поэзах Север янина. Он
представляет «лучшую» долю, как яркие
мгновения;, стремительные смены жизненных
декораций ; абсолютную власть над своей и чужими
жизнями; роскошь – в одежде, в праве бездумно
тратить деньги, в атрибутах «богатой» жизни
(автомобили, деликатесы и пр .); в роковых страстях
и умилённых слезах, в тайных признаниях и
публичных рыданиях. Всё это в обил ии
представлено в поэтических сюжетах Северянина и
в его чтецкой манере.
Используя один и то же мотив («и напев, тот
самый, который... тот, ради которого, тот
напев…»(8,с. 411) - восхищается Цветаева в письме
1937 года), он практически вынуждает своих
слу шателей не столько вникать в смысл, сколько
гипнотически внимать все усиливающимся
восклицаниям, буквально возносящим его тексты
ввысь. Северянин создавал св оим голосом именно
волны, как бы «качая» своих слушательниц.
И.Одоевцева вспоминает, что, воспитанн ая
Н.Гумилёвым и Г.Ивановым, она с презрением
относилась к творчеству Северянина, но, услышав
однажды его чтение, была покорена строками,
которые до этого ка зались ей бессмысленными.
Сам голос поэта, его «тот самый напев» убеждал в
гениальности текста.
Надо отметить, что в полонезе Фелины
смысловые элементы чередуются со сложными
вокализами, в которых голос исполнительницы,
подобно чайке, взмывает к облакам и почти
мгновенно ныряет в глубину, стремительно
чередуются пиано и форте, все внимание
слушателя в течение шести минут сосредоточено
именно на сложном голосе, передающем
тончайшие оттенки чувства, но не на самой певице.
В случае с мелодекламацией Северяни на – тот же
эффект: неподвижный, величественный, одетый в
черное, с густым низким голосом, обладающ им
богатым диапазоном, который завораживал
слушателей, он казался воплощением своих поэз и
воплощённых в них новых переживаний. Словно он
не человек, а оживш ее слово. Причём слово
странное, новое, модное, отчасти манерное, во
многом долгожданное, полное пе реливов, загадок,
созвучий и неожиданных открытий.
Другим аспектом невероятного успеха
Северянина десятых годов ХХ века являются его
неологизмы. В 1911 году группа поэтов во главе с
И. Северяниным создали новое направление,
назвав себя «эгофутуристами». О дним из
важнейших условий творчества эгофутуристы
считали тотальное обновление языка в контексте
собственного предельно рафинированного и
эгоцентричного миро восприятия. Практически
всякое явление культуры, быта, традиции,
новшества должно быть названо внов ь созданным
словом. И главным в этом обновлении является
именно сам факт обновления, поэтому неологизмы
Северянина (а в энергии и смелости создании
новых сло в он мгновенно обогнал своих
единомышленников первых лет) создаются в
строгом соответствии с правил ами
словообразования:
Устрицы, острые устрицы
Ошаблив, олимонив ,
Грёзы, как мозгные кони,
Пусть в голове заратустряться.
Белый транс1918 (6, с.592)
«Ош аблить » - запить Шабли, « олимонить » -
полить соком лимона. Глаголы, созданные из
существительных пу тем присоединения преффикса
«о», означающего круг, абсолютность качества в
действии и глагольной флексии: «опозорить»,
«осенять», например. Но соединив сказу емое и
прямое дополнение в одно слово, поэт создаёт
«новое», «магическое» слово. «Мозгны е» -
рождён ные игрой мысли, мозга – как «слёзные».
«Заратустриться » - от имени героя романа
Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Пророк,
создавший учение о сверхчеловеке, творце и
имморалисте. «Грёзы» Северянина – это способ
познать себя, то есть делать именно то, к чем у
призывал Ницше устами своего героя. Превратив
имя в глагол, Северянин сделал его действием.
Таким образом, очевидно, что Северянин,
создавая новые слова, оставался верен языковому
закону русского языка. Именно поэтому так «по -
северянински» ново звучат в его творчестве слова,
пришедшие из позапрошлого столетия: например,
глагол «ручьиться», принадлежащий Г. Р.
Державину или « перекочкать» - Н.М. Языкову
(В.Ф .Ходасевич «Игорь Северянин и футуризм») .
Важным качеством неологизмов Северянина
является фонети ческая игра, позволяющая
музыкально расширить, углубить смысл строки.
Само звучание созданного слова делает его
одновременно и необычным, и совершено
понятны м. Северянин обращается к памяти звука,
живущей в нашем мировосприятии, помимо
нашего знания (об эт ом пишет В.Вейдле в книге
«Эмбриология поэзии»). Часто используя открытые
полнозвучные гласные «о», «э». «а» он
искусственно длит слово, придает ему зримую,
слышимую напевность, подчёркивает ее. А
поскольку слово новое, то благодаря этому приёму,
оно кажет ся рождённым в эту самую минуту,
рождённым из самого голоса поэта, из его
дионисийского вдохновения:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
Про лог 1911 (6.с.101)
Или
Милая белолебедь в светлом раскрыльи
крыл.
Лунные блики 1918 (6, с.593)
Само слово «белолебедь» образовано по
принципу слияния прилагательного и
существительного – «красношейка».
«хромоножка» - но при этом есть и еще одна важная
черта: первый слог слова «белая» - отражение
первого слога слова «лебедь»: « БЕЛ – «Л ЕБ».
Че редование согласных «л» и «б» в сочетании со
звуками «э» и «а» превращают обыкновенного
лебедя в воплощение совершенной красоты и

40 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
чистоты. И это впечатление усиливает ся
повторением корня «крыл».
Таким образом, неологизмы Северянина
создают образ лирика -импровизатора, который в
трансе вдохновения сию минуту рождает новый
язык, выражающий новые чувства – утончённые,
странные, непривычные, но такие желанные своею
неожид анностью, дерзостью.
И наконец, лирический герой Северянина
периода 10 -х годов ХХ века. Надо отметить , что
практически с самого начала, то есть ещё с 1907
года, можно отчётливо видеть двух героев в лирике
поэта. Их присутствие отнюдь не равное, лишь в
первые эмиграционные годы (начало 20х годов)
есть некоторый баланс.
Итак, одного лирическо го героя, чьё
присутствие в российском периоде творчество
минимально, можно сопоставить с одним из
дальних предков Игоря Лотарёва (настоящее имя
поэта Северянина) – Афанасием Фетом. Голос его
тих и покоен, он сосредоточен на жизни природы,
ее мельчайших из менениях, его занимают чувства,
рожденные наблюдением за жизнью. Его не тяготит
обыкновенность его бытия. Напротив, он
наслаждается внешне однообразным, но внутренне
очень насыщенным течением дней. Этот голос
станет доминирующим в эстонском периоде.
Друг ой лирический герой, сделавший
Северянина кумиром, «королём поэтов», едва ли не
богом толпы – человек, влюблённый в своё «эго»,
но человек при этом очень обыкновенный , пошлый,
томящийся по подвигу, мечте, дерзновению, но не
смеющий себе позволить их. Именн о поэтому его
мир пестрит контрастами, парадоксами,
несоответствиями. Они одновременно и комичны,
и серьёзны. Они утешают обывателя в скуке
обыденной жизни. Но в то ж е время и смеются над
ним, почти незаметно для обывателя.
Например, в стихотворении «Трех цветный
триолет» (1915) разговор с возлюбленной построен
на пародийном контрасте имени «Маруся»
(просторечная форма имени «Мария») и слов
«безмолвно», «рыцарь», «вост орженно -ревниво».
Очень представим персонаж, произносящий эти
слова – желающий быть и модн ым, и
оригинальным; и смелым, и осторожным.
Здесь важно отметить, что это именно
персонаж. Северян потому так убедителен в
избранной маске, что он вовсе не был тем, в кого
влюблялась публика. По отзывам многих знавших
его людей, он, будучи человеком тщеславным, был
довольно скромен в быту, спокоен в общении. Он
скорее играл роль «гения Игоря Северянина», чем
был им или даже считал себя таковым, но в то же
время он вер ил в свою избранность. По сути, его
лирический герой игрово воплощает мечту о себе
самом – дерзком, известном, эпатажном, модном,
но в се же находящемся на безопасной территории
обыденного горожанина. Во как описывает это
мироощущение Е.Ю. Кузмина -Караваева : «Рим
эпохи упадка. Мне жили, мы созерцали всё самоё
утончённое, что было в жизни (…),мы были в
области духа циничны и нецеломудренны , а в
жизни вялы и бездейственны». (1. стр.355)
Этот лирический герой буквально жонглирует
общими фразами, которые он про износит с наивной
интонацией духовного откровения. Северяни в
данном случае не является пошляком, он
вербализует, придаёт форму, надел яет словом
нового героя времени – обывателя.
Слушайте, что лучше: не любить, все время
говоря о страсти?
Или же тиранить , не любя открыто, сладкой
нелюбовью,
Блестко издеваясь, хлестко угрожая, опьяняться
кровью,
Любящего кротко самозабвенно сердце рвя на
части?
Хочется мне плакать 1915 (6, с.432)
Смешение банальных утверждений,
выдаваемых за сейчас, сию минуту рождённый
вопрос, ответ на который фарсово -драматичен.
Лирический герой не видит возможности
естественного и простого су ществования, на чашах
его весов ложь или страдание. Но эти две
составляющие его жизни не рождены опытом
чувствования, а словно бы заимствованы из чужого
опята – синематографа, любовных романов.
Чувство существует в отрыве от обстоятельств, их
породивших:
Хочется мне плакать, плакать безнадежно,
плакать бесконечно,
Плакать о минувшем, плакать о грядущем, плакать
беспричинно…
Его мир предельно усло вен, театрально
декоративен и категоричен, в нём нет вопросов,
причин и следствий. Есть уверенно -пошлый тон всё
пережившего и всезнающего горожанина.
Другой, более яркий тип бытования этого
героя воплощён в поэзах, полных восклицаний,
таких как «Ананасы в шампанском», «Мороженое
из сирени», «Каретка куртизанки», «Хабанера
III …», «Кэнзели», «Июльский полдень» и мно гих
других. Здесь лирический герой буквально
купается в создаваемом им фантазийном мире. Он
вовсе не труслив, он сосредоточен на
преображении пос тылой обыденности. Он осознаёт
своё почти детское право не верить в будни, но
превращать их в парадоксы. Впроче м, эти
парадоксы всё же находятся в пределах
обыкновенного бытия.
Так, например, в стихотворении «Фиолетовый
транс» (6, с.57) (1911) описываетс я путешествие
героя, завершившееся катарсисом и
преображением в «грёзэра». Естественно,
описывается в эпатажно -пародийной манере,
характерной для этого периода. В этом
стихотворении совмещены два любимых приёма
Северянина – риторические восклицания, славящ ие
«изыски», и история «подвига» героя. Это история
«воплощения» лилии. Сначала герой делает ее
буквально часть ю себя:
О, Лилия ликёров – о, Crème de Violette !
Я выпил грёз фиалок фиалковый фиал…

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20 41
Нельзя не обратить внимание на один из
наиболее часто вст речающихся приёмов
Северянина – фонетический каламбур: «грёз
фиа лок фиа лковый фиа л» - такое сгущение звуков
почти лишает слово смысловой нагрузки,
превращая его из носителя информации в чистую
эмоцию – герой находится в состоянии экстаза,
который требует н емедленного воплощения. И
далее появляется комически -нелепый персонаж:
«затянутый в чёрный бархат» «ш оффер»,
являющийся одновременно пособником –
«клевретом» (в чём?) героя. Весьма характерное
для Северянина соёдинение слова предельно
нового, модного - «шо ффер» - и слова, подчёркнуто
архаичного – «клеврет». Здесь важна и
рифмическая ирония «клеврет» - «бе рэт», и опять
же издевательская авторская интонация – пошлое
желание объять необъятное – быть «современным»
и «старинным». Но герою мало восхищения ветра
(«И ветер восхищённый сорвал с меня берэт»), он
жаждет риска и приключений, больших, чем может
предост авить ему кабриолет, он жаждет быть
магом:
Я приказал дать «полный». Я нагло приказал
Околдовать природу и пере пут ать пут ь!
И вот уже герой, подобно мифи ческим
силачам, «выбросил шофера» и мчится навстречу
неведомому – «вовсю и как -нибудь». Пожалуй, это
словосочетание – маленький шедевр внутри
стихотворения. Слово «вовсю» явно выпадает из
«героического» лексикона лирического героя:
слишком уж оно бытовое, сниженное, «не модное».
А в сочетание с «как -нибудь» разоблачающе
намекает на пушкинскую лошадку, кот орая
«плетётся рысью как -нибудь». Вообще же
сочетание местоимения «как -нибудь» с глаголом
дискредитирует действие, описываемое этим
глаголом – оно оказывае тся неполным,
незавершённым, дурно выполненным.
Часто не замечаемый, но при этом довольно
характерны й для Северянина приём – внутри текста
немного «передернуть» героя, чуть -чуть
насмеяться над ним, добавить – слегка – глумления
– и вернуться к прежнему во сторженно -серьёзному
тону. Именно эта способность к мгновенной
летучей иронии, полагаю, внушала многи м поэтам -
современникам уважительный интерес к
творчеству Северянина.
Но уже в следующей строфе – стремительный
бег кабриолета, быстрый настолько, что геро й не
успевает увидеть то, мимо или внутри чего он
несётся. Это скорость ради скорости – он мчится не
к цели и не от преследования, он сливается со
скоростью, пьянея от неё, он почти Зевс в этом беге:
«Я опьянён грозово , всё на пути пьяня», то есть,
делая в сё подобным себе самому. Северянин часто
использует это им созданный эпитет – «грозово»,
он очень точ но описывает скрытую двойственность
героя: с одной стороны – демонстративная
(Зевесова) мощь, а с другой, - отсылка к главному
месяцу его лирики – маю и ег о, мая, литературной
биографии – «люблю грозу в начале мая»
(Ф.И.Тютчев), делающая эту мощь скорее
ху дожественным приёмом, чем разрушительной
силой.
Предпоследняя строфа – кульминация
приключения. Герой достиг цели своего
путешествия так внезапно, что ис чез и руль, и
мотор, и сам кабриолет – «лилия ликёров» -
воплотилась в цветок «у ската в водопад». По чти
прямая цитата из романа Новалиса «Генрих фон
Офтердиген» - текста для Северянина весьма
важного, о «голубом цветке» он будет писать не
однажды – образ недостижимого в разные годы
будет трактоваться им по -разному, в зависимости
от того, какой из его гер оев выражает поэта. Здесь,
конечно, скорее, игра в мечтателя, нежели сам
мечтатель, или же, точнее, пародия на мечтателя -
«грёзэр».
Последняя строфа возв ращает совершенно
ошеломлённого читателя к началу - к «Crème de
Violette », с которого и началась безу мная гонка за
воплощением лилии и – что так естественно для
Северянина – за собой: «Я упоён. Я вещий. Я тихий.
Я грёзэр». Лирический герой обретает себя,
буквально наряжая себя в лилию ( «лилии колет» -
«колет» в данном случае - отложной воротник в
среднев ековой одежде, действительно,
напоминающий лепестки лилии). Опять – мечта,
которая достижима, может быть присвоена.
Герой ищет лилию, поскольку «путь без лилий
сер», но ищет не целенаправленно, как Генрих фон
Офтердиген свой голубой цветок, а в безумье
экстаза, рожденного ликёром, автомобильной
скоростью, роскошью атласа и бархата. Его мир
подчиняется не законам воображения, как у
романтика Новалиса, а зако нам моды, каприза,
транса. Он жаждет не истины, а «опьянения», яда.
Его не волнует ничто, кроме него самого, он слеп к
миру и гордится своей слепотой.
Таким образом, мы видим, что лирический
герой Игоря Северянина десятых годов ХХ века
воплощает представл ение обывателя об идеальном
персонаже, который и моден, и таинствен
одновременно. Он переживает особе нные чувства,
недоступные другим, находясь при этом в пределах
всего самого современного и желанного,
означающего роскошь. То есть «надмирность» его
героя связана не с воображением, а с тем, что ему
доступны самые дорогие и модные деликатесы,
наряды, автом обили. Представляется важным, что
лирический герой Северянина упивается именно
материальным миром, своей властью над платьем и
«берэтом», кларетом и ликёро м, муаром и
бархатом. Он живёт среди вещей и жаждет их,
через обладание ими он возвышается над толпой,
которая также жаждет их, но не имеет. Не
удивительно, что публика едва ли не молилась на
Северянина. Ведь стал для определенной её части
богом, которому легко молиться, поскольку он
понятен. Он - тот, кем обыватель жаждет, но не
может стать, он тот , кого хочется видеть в зеркале,
кем хочется обладать. Он близок – и совершенно
недостижим.
Все эти элементы – сценический образ,
чтецкая манера, работа со слов ом, лирический

42 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
герой – сложились в единый образ кумира толпы.
Когда в 1918 году Северянин был н азван «Королём
поэтов», его популярность, как ни странно, шла на
спад. Он «царствовал» в предреволюционные годы
– в мире, хоть и сотрясаемом грядущими
переменами , но всё же знающем привычную
социальную иерархию и живущем по ее законам,
именно поэтому мечта для многих воплощалась в
том, чтобы представить себя в ином – недоступном
– социальном пространстве, сыграть в нём роль,
осмелеть настолько, чтобы забыть о свое м
привычном образе – но в строфе, в игре, в «поэзе».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бавин С. Семибратова Н. Судьбы поэтов
Серебряного венка. М., Книжная палата 1993
2. Белова. Лирическая книга Игоря
Северянина: динамика жанра в свете творческой
эволюции поэта . Авто реферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата наук М. 2014
3. Вейдле В. Эмбриология поэзии. М.. Языки
славянской культуры 2002
4. Говсиевич Е. Серебряный век глазами
очевидцев: 26 писателей -мемуаристов о 26
писателях Серебряного века"(Обзор ме муарной
литературы) М.,(б.и.). 2013.
5. Игорь Северянин глазами совреме нников /
Составители Вера Терёхина , Наталья Шубнико ва-
Гусева . — СПб. : Росток , 2009.
6. Северянин И. Полное собрание сочин ений в
одном томе. М. Альфа -книга 2017
7. Ходасевич В.Ф. собрание сочинений в 4 -х
томах М. Согласие 1996
8. Цветаева М. Об искусстве М. Искусство
1991

СИНТАКСИЧЕСКАЯ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ И КОНТЕКСТ

Матанат Алиага кызы Годжаева
Диссертант , Азербайджанский Университет
Языков , Баку, Азербайджан

SYNTACTIC AMBIGUITY AND CONTEXT

Matanat Aliaga qizi Gojayeva
Dissertation, Azerbaijan University of Lan guages, Baku, Azerbaijan

Аннотация
Синтаксическая структура языка изучается в разные годы. Известно, что синтаксическая структура
предложения стала изучаться как по правилам трансформационного метода, так и по трансформационно -
порождающему грамматическом у методу [Chomsky 1950, p.11]. Считае тся, что введение этих методов
позволяет учиться двойственная и многозначная природа языковых единиц на синтаксическом уровне
языковой системы. В частности, изучение омонимии синтаксических единиц с научной точки зрения , как
известно, является важным явлен ием в лингвистике. Поскольку в сообщении формируются
синтаксические единицы, их можно интерпретировать более чем в одном смысле, не изменяя их
лексическое содержание в контексте. Они оказались не дифференцированными и н е стабилизированными
в языковой лекси ке. Следовательно, тот факт, что в языке существует одноименная комбинация слов или
предложение, имеет символический характер. Некоторые речевые единицы, представленные
морфофонемически с одинаковой структурой поверхнос ти, подвергаются двум или более синта ксическим
анализам в глубокой структуре, каждая из которых содержит новое семантическое значение. Таким
образом, синтаксическая единица имеет свою неоднозначность при изменении своей внутренней
функциональной структуры. Неоднозначность, создаваемая лексиче ской единицей, может быть легко
устранена в зависимости от контекста текста, но синтаксически неоднозначные ситуации не должны легко
определяться синтаксической структурой языка.
Abstract
The syntactic structure of the language is observed to be studied in some different years. It is a known fact
that the synta ctic structure of the sentence began to be investigated basing on the rules of the transformational
method as well as transformational -generative grammar method [Chomsky 1950, p.11] The introduction of these
methods is believed to allow learning the dual a nd polysemantic nature of language units at the syntactic level of the
language system . Particularly, the study of homonymy of syntactic units from the scientific point of view is known to
be an important phenomenon in linguistic s.
Since syntactic units a re formed in the communication, they can be interpreted in more than one sense, without
altering their lexical content within the context. They proved not to be differentiated and stabilized in the language
lexicon either. Theref ore, the fact that there is a homonymous word combination or a sentence in the language is said to
have a symbolic character. Some speech units presented morphophonemically with the same surface structure are
subjected to two or more syntactic analyses in the deep structure, each co ntaining a new semantic meaning. Thus, the
syntactic unit is observed to have its own ambiguity while changing its internal functional structure. The ambiguity
created by the lexical unit can be easily eliminated depending on the context of the text, but s yntactically ambiguous
situations are not meant to be easily defined by the syntactic structure of the language.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×