Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ПРИЕМ ГРОТЕСКА В ИСКУССТВЕ РОССИЙСКОГО КИНО 1990-Х (5-8)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.54.202
Дата публикации статьи в журнале: 2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 54, Том: 3, Страницы в выпуске: 5-8
Автор: Бабина Анастасия Евгеньевна
Аспирант кафедры драматургии , Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С.А. Герасимова , Москва
Анотация: В статье предпринята попытка проанализировать использование приема гротеска в отечественном кино 90х как движущую силу для появления новых трансгрессивных образов, эстетических парадигм и конфликтов при невозможности полного преодоления кризиса.
Ключевые слова: драматургия; гротеск; трансгрессия; кризис; смерть; жизнь; превращение; гротескный образ; гротескный сюжет; гротескный конфликт;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. С: Художественная литература, 1965. – С. 32-33 2. Малюкова Л.Л. Кинематограф 90-х – энциклопедия русской жизни последнего десятилетия последнего столетия…// 90-е. Кино, которое мы потеряли. Сост. Л.Л. Малюкова. М.: Зебра Е, 2007. – С. 226-227. 3. Мамин Ю. Сломанная телефонная будка – портрет эпохи 90-х.// 90-е. Кино, которое мы потеряли. Сост. Л.Л. Малюкова. М.: Зебра Е, 2007. – С. 212. 4. Медведев А. Стрельба из пластилинового пистолета.// 90-е. Кино, которое мы потеряли. Сост. Л.Л. Малюкова. М.: Зебра Е, 2007. – С. 19. 5. Смирнов И.П. О гротеске и родственных ему категориях. / И.П. Смирнов // Семиотика страха / под ред. Н. Букс, Ф. Конт. – М: Русский институт: «Европа», 2005. – С. 205. 6. Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре. СПб: Летний сад. – 2003. – С. 20. 7. Ямпольский М. Б. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem'93. — М.: 1994. - С. 32.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 5
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ПРИЕМ ГРОТЕСКА В ИСК УССТВЕ РОССИЙСКОГО К ИНО 1990 -Х

Бабина Анастаси я Евгеньевна
Аспирант кафедры драматургии
Всероссийского Государственного Института
Кинематографии им. С .А. Герасимова
г. Москва

THE METHOD OF GROTES QUE IN RUSSIAN CINEMA OF TH E 90’

Anastasia Babina
PhD student
Russian State Institute of
Cinematography named after S. A. Gerasimov
Moscow
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.202
Аннотация
В статье предпринята попытка проанализировать использование приема гротеска в отечественном
кино 90х как движущую силу для появления новых трансгрессивных образов, эстетических парадигм и
конфликтов при невозм ож ности полного преодоления кризиса.
Abstract
The article attempts to analyze the use of the grotesque in the Russian cinema of the 90s as a driving force
for the emergence of new transgressive images, aesthetic paradigms and conflicts when it is impossib le to
completely overcome the crisis.
Ключевые слова: драматургия, гротеск, трансгрессия, кризис, смерть, жизнь, превращение,
гротескный образ, гротескный сюжет, гротескный конфликт.
Keywords: drama, grotesque, transgression, crisis, death, life, transfo rm ation, grotesque image, grotesque
plot, grotesque conflict.

Гротеск в кино, как и в любом другом виде
визуального искусства, позволяет искажать,
модифицировать предметы, привычные и знакомые
реципиенту.
Уместно сразу оговорить, как гротеск
отличается о т гиперболы, литоты, аллег ории или
метафоры – ведь справедливо утверждать, что это
тоже приемы, относящиеся к изменению объекта
или субъекта. Однако между ними есть
существенная разница. Так, гротеск обеспечивает
качественное изменение персонажа или конфли кта
(или и того, и того – как, к примеру, в фильмах
Бахыта Килибаева, Сергея Сельянова, Юрия
Мамина и других отечественных режиссеров, о ком
дальше пойдет речь), а не количественное – как в
случае с гиперболой и литотой. «Гротеск входит в
сеть близкородств енных феноменов, к которым , в
первую очередь, относятся такие, как страшное и
das Unheim liche (термин едва ли переводимый на
русский язык, но имеющий точное соответствие в
английском: «uncanny»)» [5, C. 205]. С английского
языка « uncanny » переводится как
«сверхъестественный» , что н е обязательно
является страшным. Аллегория и метафора – это
полноправное существование субъекта в роли,
данной ему драматургом или режиссером, полное,
завершенное его становление; в то время как
гротеск – это прием, позволяющий уд ерживать
субъект в трансгр ессивном состоянии.
Доказательства тому найдем в исследовании М.М.
Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса», в котором сказано,
что «на ранних ступенях развития гротескного
образа, в так называемой гр отескной архаике,
время да но как простая рядоположность (в
сущности, одновременность) двух фаз развития –
начальной и конечной: зимы – весны, смерти –
рождения» [1, С. 32]. Примеры этому ученый
находит в истории искусства задолго до эпохи
Возрождения: «Сре ди знаменитых керченских
терракотов, хранящихся в Эрмитаже, есть, между
прочим, своеобразные фигуры беременных старух,
безобразная старость и беременность которых
гротескно подчеркнуты. Беременные старухи при
этом смеются. Это очень характерный и
выразител ьный гротеск. Он амбивален тен; это
беременная смерть, рождающая смерть» [1, С. 33].
По мысли М.Б. Ямпольского, знаковыми
чертами гротеска являются невообразимость и
парадоксальная несовместимость телесных
фрагментов [7, С. 32]. Сознание обращается к нему
тогда, когда возникает пот ребность «доставки» в
культуру недостающей меры хаоса, при этом
«гротеск выступает как прием адаптации его,
эстетическая и психологическая сублимация» [6, С.
20]. Гротеску присущи такие черты, как
трансгрессия – невозможность полн ого перехода
семантической границы; амбивалентность –
балансирование на грани жизни и смерти,
смешного и страшного, сакрального и профанного,
бытового и возвышенного, бурлеска и травестии.
Также сексуальная сублимация, потеря границ

6 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
миров и даже физической сущности, диффузия,
вымещ ение страхов в пространство реального,
осязаемого конфликта.
Маргинальность – вот суть гротеска. 90 -е в
кинематографе, как и вообще в России – время
маргинальное. Страна, оказавшаяся потерянной на
рубеже тысячелетий, переживает в сплеск
бандитизма и… искус ства. Творцы откликаются на
царящий вокруг хаос. Андеграунд выходит на
авансцену. Началось это еще в конце
восьмидесятых, когда увидели свет такие ленты,
как «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1984),
«Господин оформитель» Олега Тепцова (1988),
«Игла» Рашида Нугм анова (1988), «Город Зеро»
Карена Шахназарова (1988). Лариса Малюкова,
кинокритик и сценарист, в книге «90 -е. Кино,
которое мы потеряли», пишет: «Весь кинематограф
расставался с романтизацией героя, отрезавшим от
себя прошлое» [2, C. 226], чтобы затем, на самом
пике излома возникли «фильмы – истории болезни,
переходящие в философские эпитафии» [2, С. 227].
В новых фильмах исследуется слом эпох:
рассматривается частная жизнь на фоне больших
исторических перемен. Так или иначе
просле живается тема портала и ге роя, который
проходит сквозь него, но не может полностью стать
частью нового мира, принять его, «зависая» в
неопределенности. На экранах появлются образы
зла и нечисти, обманывающей простых честных
жителей, правда, и они оказывают ся не без порока.
Так пол учается в «Гонгофере» (1992) –
дебютной режиссерской работа Бахыта Килибаева
(ранние его фильмы были сняты в соавторстве),
прежде сценариста, подарившего нам текст
«Иглы».
В самом начале ленты есть титр: «Жил -был на
свете казак К олька Смагин — высокий, кр асивый,
глаза карие. До двадцати пяти лет глаза карие были,
а потом ему их поменяли на голубые. Вы спросите,
как на голубые? Как поменяли? Про то и история».
Он описывает сюжет сполна, ведь действительно –
это чудесная история о т ом, как молодой казак
Коль ка едет в Москву вместе со своим дядькой,
чтобы купить племенного быка, но влюбляется,
попадая под действие колдовских чар, и теряет свои
глаза. Всё бы ничего, но чужие глаза совсем не
нравятся Кольке. Тогда он и его дядька приним ают
решение во что бы то н и стало найти Колькины
глаза и поскорее уехать из Москвы – города порока,
в который с радостью и окунается главный герой.
За что и платит сполна.
Что означают глаза в истории искусства,
можно ли трактовать их символически? Пожалу й,
самое известное изображ ение глаза реплицируется
в масонстве. Подобный символ можно встретить в
декоре каждой масонской ложи. Означает он
сокрытую истину, мудрость, совесть. Стало быть,
украденные глаза – это символ украденной совести
и правды, души и че стности. А казак Колька
См агин никак не может жить без этих качеств –
иначе он не казак. Да и стыдно как -то возвращаться
обратно в родную деревню и без быка, и без души.
Чудесные превращения, сюжетные
фантасмагории, ведьмы и колдуны, заколдованный
город, из которого нет выхода, са мо название,
ничего не означающее и ни к чему не привязанное
– всё принадлежит приёму гротеска. Наш герой,
околдованный ведьмой, но не желающий быть
частью колдовского мира, пытающийся
сопротивляться и все -таки разыскать глаза –
зеркало своей собственной д уши, которую у него
забрали – зависает между двух миров: сказочным, в
котором существует Гонгофер, чудовищный кабан,
и реальным, бытовым, в котором надо купить
простого быка.
Примечательна сцена в конце: Колька и его
дядька попад ают в жилище ведьмы, сдела нное как
бесконечный лабиринт, из которого нет выхода.
Добрые, простые казаки, оказываются в эпицентре
нечисти и пытаются побороть её по -молодецки:
кулаками. Это кульминация, в которой гротескно
всё: начиная сеттингом – московская квартира как
портал в ад, заканчивая методами возвращения
Колькиных глаз – драка в почти что голливудском
стиле.
Фильм замечателен еще и музыкой, которую
написал Фёдор Чистяков, лидер группы «Ноль»:
его крикливый вокал и скрипучий аккордеон
прекрасно доп олняют и работают на атмос феру
мрачного торжества зла и нечисти.
«Гонгофер» можно рассматривать как
развернутую метафору на события первого года
жизни «без совка»: герои пьют, чтобы забыться,
стоят в очередях, чтобы не упустить чео -то важно -
неважного, вор уют друг у друга, потому ч то
законов нет, а значит, красть можно всё, что угодно,
даже глаза, которыми нужно бы видеть весь
воцарившийся беспредел и покончить с ним, но
разве это возможно, когда обретенные глаза –
чужеродные?
На авансцену выходят и персон ажи, уже
обладающие странн ыми потенциями, из -за чего
они не могут найти себе место в мире. Это
несоответствие задает ряд странных, нелепых,
гротескных ситуаций. Герои как бы залипают
между двух миров – старым и новым, пытаясь
обрести смысл жизни. Гротескны й персонаж – это
характер, созданный драматургом, который
заключает в себе гротескные черты: как его
поведение, так и облик могут быть созданы с
помощью приема гротеска.
Фильм Сергея Сельянова «Духов день» (1990)
– пример как гротескного персонажа, у котор ого
внезапно (для зрителя, но не для самого героя)
обнаруживается сверхспособность, так и самого
времени -пространства, в котором все действующие
лица фильма обитают. Лента пронизана и тоской по
нездешнему, и печальной иронией, и
философскими аллюзиями на к вёлую
современность, и мел анхолией. Там всё будто по -
настоящему и всерьез, но при этом – абсолютно
нереально.
«Все мы инвалиды, непобедимые инвалиды»,
– говорит герой Юрия Шевчука по фамилии
Христофоров, умеющий силой мысли взрывать

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 7
предметы. Талант телек инетического пиротехника
открылся у него в детстве. Его отец, мать, дед по
прозвищу «Контра» - последний белый офицер и
контрреволюционер, дедов надсмотрщик – все
пытаются лечить недуг пацана, но тщетно. Он
взрослеет, слава о нем растет, лечение
продолжает ся уже в пансионате для та ких же
одаренных, как Христофоров, людей. «Самое
главное для вас понять, на что вы способны, -
говорит Христофорову такая же одаренная
женщина в пансионе, она видит людей насквозь и
таким образом вылечивает разные недуги, - здесь
все прошли этот путь… снач ала терялись, боялись
своего дара, зато потом стали свободными
людьми». – «За забором?» - «Да». Христофоров к
дару не готов. Он слабо понимает, зачем он ему
нужен. И чтобы понять, он начинает вспоминать
своё прошлое, путешествуя т о в свою деревню, где
все Христофоровы -однофамильцы (раньше,
согласно рассказу самого героя, у всех была одна
фамилия), то глядя как будто в будущее – на
Эйфелеву башню, то оказываясь на крышах
Петербурга.
Персонаж Шевчука не может вписаться в
новый мир, но и старому не принадлежи т. Таким же
оказывается герой Деда Иваныча – Контры,
последнего русского контрреволюционера и
монархиста. Он не смог вписаться в мир, в котором
родился и вырос Христофоров, а последний
оказывается на сломе эпох в последнее десятил етие
первого тысячелетия: это время, когда стреляют то
тут, то там, а люди не выходят из дома без
бронежилетов, потому что опасаются
поножовщины. Абсурд и комичность только
подчеркивают гротескную сущность фильма и
невозможность героя быть встроенным в нов ую
систему – которой и нет вовсе. В финале
разобщенные персонажи фильма, хоронящие Деда
Иваныча, решают создать партизанский отряд. На
вопрос «за что бороться» ответа не оказывается, а
на вопрос «против чего?» ответ есть: против всего.
Бывшие «христофорови чи» не могут жить вне
сист емы – им обязательно нужно её создать и
бороться против всего, потому что другой жизни
они не знают и по -другому не умеют. В этом
призыве – бороться против всего – тоже
прослеживается гротескная разновидность
конфликта, ведь герои будут тратить свои
настоя щие жизни на нездешнее, несуществующие,
несущественное.
Название фильма можно трактовать по -
разному: это и православный праздник, когда
отмечают первый день сотворения Земли, и день,
когда главный герой вспоминает давно ушедшее,
ставшее призраком детство , свою деревню, да и то
место, в котором он живет сейчас – Петербург –
приобретает призрачный вид. В название
сочетается как обращение к прошлому, так и
будущему: былого не вернешь, его можно только
помянуть и похоронить вместе с надеждами и
мечтами, а буд ущее необходимо строить, начиная
всё с нуля. И в этой точке отсчета единица – это
единица, а не ноль (как некогда написал
Маяковский), и индивидуальные таланты тут могут
пригодиться. Однако нельзя это предсказать.
Финал, в которо м люди, вновь с колотившие
партизанский отряд, партию, единой плотной рекой
уходят к горизонту, напевая песню про дорогу.
Куда ведёт эта дорога? Ответа нет. Как, впрочем, и
никогда не было.
Армен Медведев в статье «Стрельба из
пластилинового пистолета», по священной
фильмам Сергея С ельянова, пишет: «Возможность
работать без постоянного ощущения
государственной руки он [Сергей Сельянов] едва
ли не первым воспринял не только как дар
творческой свободы, но и как необходимость
переосмысления системы координат ли чности и
мира» [4, С. 19].
Кинематографисты обращаются к эпосу и
легендам, казалось бы, не имеющим отношения к
90 -м и человеческим судьбам в них, но именно это
создает гротескную разобщенность мечты и
реальности. Лента Аркадия Тигая «Лох –
победитель воды» (1991) с Сергеем Курёхины м в
главной роли, адаптация эпоса Шии, или Сид,
который структурирует историю, звуча закадровым
текстом по ходу сюжета.
Этот эпос в шотландской и ирландской
мифологии повествует о потустороннем мире
духов, иномире, где нет смерти , старости и
страданий – есть только юность, плодородие, нега
и наслаждение. И тем резче складывается контраст
с Петербургом 90 -х, в котором существуют герои
кино: в эпосе «люди счастливы и радость на их
лицах», в реальности – рекетиры,
терроризирующие игр отвые клубы, бары, прочие
увеселительные заведения города, единственные
места, где жители могут отдохнуть от ужасов
современности.
Главный герой – Павел Гореликов содержит
компьютерный салон вместе со своим другом, как
вдруг их начинает стращать рекетир. Герои
отказываются платить мзду, тогда друга
Гореликова убивают, а сам Павел решает изобрести
орудие мести, потому что от милиции не
приходится ждать никакой помощи, и ему это
удается. Он, как голливудский «железный
человек», создает жилет, стреляющий
элек тричеством, и становится п рактически
непобедим. Изощренная технологичность
сращивается с человеком. Тихий и интеллигентный
Павел становится живой машиной убийства. На это
его толкают обстоятельства, складывающиеся в
Петербурга последнего десятилетия тысяче летия:
только в этом време ни могло произойти такое,
только для этого времени актуален такого рода
гротеск – горький, почти неявный, на уровне
пунктиром (закадровым повествованием)
обозначенного подтекста.
Картина «Окно в Париж» режиссера Юрия
Мамина, снят ая в 1993 и занявшая восьм ое место в
списке ста главных русских фильмов по версии
«Афиши», чей сюжет построен на переходе
главного героя из одной реальности в другую, тоже
заслуживает отдельного разбора, потому что здесь

8 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
не только персонаж по складу своему получается
гротескным – он музыкант, а такие в мире
филистеров не нужны, – но и конфликт
менталитетов, «нашего» и «чужого», «родины» и
«чужбины».
Николай Чижов, главный герой,
преподаватель музыки, поселяется в петербургской
коммуналке, с виду ничем не п римечательной и не
отличаю щейся от сотен других таких же
коммуналок Петербурга 1990 -х гг. Но в комнате,
куда он заселяется, есть настоящий портал,
открывающийся в особое время – раз в тридцать лет
и только на месяц. Впервые его обнаружила бабка,
жившая в э той комнате и какое -то вре мя назад
бесследно пропавшая (правда, внезапно
объявляющаяся, чтобы забрать своего кота).
Чижов и его друг, сосед по коммуналке
Горохов, сначала бродят по Парижу, попадая в
череду нелепых и неловких ситуаций, затем
ушлому Горохов у приходит в голову показа ть
Париж всей своей семье и начать там торговлю.
Продают они русские сувениры, играют на
шарманке и т.д. А Чижов влюбляется во
француженку -соседку, чье окно находится рядом с
их порталом. Волей случая, капиталистические
ценности з агнивающего запада в лице этой
девушки сталкиваются с разрушившейся
коммунистической системой. Надо сказать,
Петербург 90 -х – это не то место, где хочется
находится. Чижову приходится девушку выручать.
Есть в этом фильме и чудесный эмигрант (его
играет Ан дрей Ургант), который гото в «всё отдать»
только за то, чтобы оказаться в родном городе на
Неве. И Чижов предоставляет ему такую
возможность – отправляет его на родину. Конечно,
выясняется, что песни о любви к родине сладко
звучат только на колоссальном от неё расстоянии.
Юрий Мами н – это режиссер, обладающий
выдающимся талантом фиксировать «высокую
комедию»: как Зощенко или Тэффи в литературе,
как Аркадий Райкин в театре, и т.д. Она строится на
аккуратном фарсе, интеллигентной иронии и,
конечно, гротесково й невозможности героев
впи саться в дивный новый мир, который дарует
заграница. Смех зрителя раздается сквозь слёзы.
«Комедия получается лишь тогда, когда снимаешь
серьезно. Пожалуй, это меня и связывает с нашими
комедиографами -классиками: рассматриваем
дур ацкие ситуации, в которые втянуты герои,
абсолютно серьезно», - признается сам создатель
«Окна в Париж» [3, С. 212].
В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что
гротеск – это прием, подчеркивающий
непонимание, невозможность коммуникации,
переворот ценност ей, нестабильность во врем ена
стабильности, душевную стагнацию, за которой
следует смерть: неминуемо и очень быстро. Это
прием, позволяющий переосмыслить хаос
окружающего мира, который царил в России 90 -х
гг. и набирает новые обороты в только
начинающиеся 20-е гг. уже нашего столет ия, и
трансформировать его в определенный образ.
Гротеск дает «тело» конфликту, который
начинает представлять реальную, физическую
угрозу герою, также – саму базу конфликта, делает
его «выпуклее», осязаемей. Через появление
гроте ска и следующих вместе с ним ситуаций и
образов, как правило амбивалентных,
пограничных, в сюжете происходит его
становление, а в результате – разрешение. Это не
режиссерское визуальное решение, но сценарный
ход, при введении которого авторы могут получить
огромное множес тво форм, смыслов и границ,
препятствий, идущих у персонажа изнутри наружу.
Приему гротеска свойственны как
антропоморфность и зооморфность, различные
превращения на физическом уровне, «слипание»
слоев автора и героя, героя и зрителя, так и
словесный кала мбур, абсурд, фрагментарность,
цитатность, «я» против «других», фантазия против
реальности, экзистенциальный конфликт,
бунтующая маргинальная личность или
пограничный мир, созданный вокруг статичного
персонажа, сатирический или ужасающий
контекст.

Литера тура:
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и
народная культура средневековья и Ренессанса. С:
Художественная литература, 1965. – С. 32 -33
2. Малюкова Л.Л. Кинематограф 90 -х –
энциклопедия русской жизни последнего
десятилетия последнего столетия…// 90 -е. Кино,
которое мы потеряли. Сост. Л.Л. Малюкова. М.:
Зебра Е, 2007. – С. 226 -227.
3. Мамин Ю. Сломанная телефонная будка –
портрет эпохи 90 -х.// 90 -е. Кино, которое мы
потеряли. Сост. Л.Л. Малюкова. М.: Зебра Е, 2007.
– С. 212.
4. Медведев А. Стрельба из пластилинового
пистолета.// 90 -е. Кино, которое мы потеряли. Сост.
Л.Л. Малюкова. М.: Зебра Е, 2007. – С. 19.
5. Смирнов И.П. О гротеске и родственных ему
категориях. / И.П. Смирнов // Семиотика страха /
под ред. Н. Букс, Ф. Конт. – М: Русс ки й институт:
«Европа», 2005. – С. 205.
6. Юрков С.Е. Под знаком гротеска:
антиповедение в русской культуре. СПб: Летний
сад. – 2003. – С. 20.
7. Ямпольский М. Б. Жест палача, оратора,
актера // Ad Marginem '93. — М.: 1994. - С. 32.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×