8 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АН КЕТИРОВАНИЯ ВОДИТЕЛЕ Й ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ Н А БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕ НИЯ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ
ДОРОГАМ
Гавриленко Татьяна Валентиновна
канд. техн. наук, доцент
Сибирский федер альный универси тет
г. Красноярск
Котлова Светлана Серг еевна
магистрант
Сибирский федеральный университет
г. Красноярск
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.53.165
APPLICATION OF THE D RI VER QUESTIONNAIRE ME THOD FOR THE STUDY OF FACTORS
AFFECTING ROAD SAFET Y
Gavrilenko Tatyana
Candidate of Science, associate professor
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Kotlova Svetlana
Undergraduate
of Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Анно тация
Приводятся результаты анкетного опроса 87 водителей автотранспортных предприятий,
проведённого с целью определения факторов, влияющих на безопасность движения, с точки зрения
восприятия дороги водителем. В списке, включавшем 11 факторов, требовалось проставить баллы по мере
убы вания их влияния на безопасность движения. Применялась 10 балльная шкала. Был вычислен
осреднённый по количеству анкет балл для каждого фактора, в соответствии с которым факторы были
проранжированы по убыванию среднего балла. На иболее опасными оказались фа кторы, связанные с
выбоинами, трещинами и неровностями покрытия. Наименее значимыми – факторы, связанные с застоем
воды на проезжей части, образованием размывов на обочинах и откосах дорог и «пылимости» покрытия.
Abstract
The re sults of a questionnaire sur vey of 87 drivers of motor transport enterprises, conducted in order to
identify factors affecting traffic safety in terms of perception of the road by the driver, are presented. In the list,
which included 11 factors, it was ne cessary to put down points a s their impact on traffic safety decreased. A 10
point scale was applied. The score averaged over the number of questionnaires was calculated for each factor,
according to which the factors were ranked in decreasing average scor e. The most dangerous factor s were those
associated with potholes, cracks and uneven surfaces. The least significant are the factors associated with
stagnation of water on the roads, the formation of erosion on the roadsides and slopes of the roads and dus t cover.
Ключевые слова : анк етный опрос, водители автотранспортных предприятий, балльные оценки,
ранжирование факторов, коэффициент вариации, неровности покрытия
Keywords: questionnaire survey, drivers of motor transport enterprises, scores, ranking of factors, coe fficient
of variati on, unevenness of coverage .
На безопасность движения по автомобильным
дорогам влияет множество разнообразных
факторов. Цель наших исследований заключалась в
их оценке непосредственными пользователями
дорог – профессиональными водителям и.
Научные экспертные методы на основе
анкетирования широко используются в изучении
проблем автомобильных дорог и безопасности
движения по ним. Методы балльных оценок,
выставляемых экспертами, и их последующее
ранжирование применялись, например, при
изучен ии вопросов качества дороги и оценки
эффективности мероприятий по повышению
безопасности дорожного движения [1, 2]. С
помощью анкетирования водителей исследовались
проблемы платных автодорог и влияние рекламы
на режим движения автотранспорта [3, 4].
В ходе наших исследований был проведён
анкетный опрос 87 водителей автотранспортных
предприятий г. Красноярска. Им был предложен
список из 11 факторов, степень влияния которых на
безопасность движения следовало оценить по 10
балльной шкале. Напротив факторов тре бовалось
проставить баллы по мере убывания их значимости,
с точки зрения водителя. Список факторов
приведён в табл. 1.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 9
Таблица 1
Результаты опроса водителей
№ Фактор
Средний по
фактору
балл
Коэффи -
циент
вариации
Ранг
1 Выбоины на автомобильной дороге 7,94 0,38 1
2
Посторонние предметы на проезжей части,
создающие аварийную обстановку, при отсутствии
соответствующих знаков
7,46 0,44 2
3 Неровность покрытия 7,40 0,42 3
4 Раскрытые необработанные трещины на покрытии 7,36 0,39 4
5 Шум, вибрация 7,25 0,43 5
6 Частые изменения освещённости и недостаточная
освещённость дороги в тёмное время суток 7,23 0,42 6
7 Плохая видимость на дороге 7,01 0,49 7
8 Застой воды на проезжей части 6,41 0,51 8
9 Пылимость покрытия 6,15 0,52 9
10 Размыв обочин или откосо в 5,69 0,64 10
11 Колейность на покрытии переходного типа 5,08 0,64 11
При обработке анкетных данных был
применён статистический подход, изложенный в
книге [5]. По каждому фактору вычислялся средний
балл
̄= , (1)
где ̄ – средн ий балл по i-му фактору, N –
количество опрошенных водителей, Si – сумма
баллов, присвоенных i-ому фактору, которая
определялась по формуле
= ∑ =1 , (2)
где Bij – количество баллов, проставленное i-
му фактору j-м водителем.
Средни й балл позволил проранжировать
факторы по степени влияния на безопасность
движения. Первый ранг был присвоен фактору, у
которого оказался наибольший средний балл (табл.
1).
В верхних строчках таблицы расположились
факторы, связанные с дефектами покр ытия ( за
иск лючением колейности на переходном
покрытии) и наличием посторонних предметов на
проезжей части. Фактор «Колейность на
переходном покрытии» находится внизу таблицы.
Это можно объяснить движением автомобиля на
дороге, имеющей щебенистое или грунт овое
покрыти е, с невысокой скоростью, снижающей
риски опасных состояний движения
автотранспорта.
Разброс мнений опрошенных водителей
оценивался при помощи коэффициента вариации
Сvi по i-му фактору
= , (3)
где σ i – cреднеквадратическо е отклон ение
баллов от среднего для i-го фактора, определяемое
по формуле
= √∑ (−)2 =1−1 . (4)
Из табл. 1 видно, что разброс мнений,
выражаемый коэффициентом вариации, имеет
достаточно большое значение: изменяется от 0,38
до 0,64, тогда как приемле мым разбросом считается
значение, не превышающее 0,2 -0,3 [4]. Мы
попытались улучшить разброс мнений, разделив
ответы водителей на три группы. К первой группе
отнесли анкеты, в которых водители посчитали
почти все факторы мал оопасными, т. е. поставили
небол ьшое количество баллов всем факторам, или
записали 10 баллов только одному фактору. Таких
ответов оказалось 28. Ко второй группе отнесли 33
анкеты, в которых водители установили 10 баллов
большей части факторов (шесть и боле е).
Оставшиеся 26 анкет были пом ещены в третью
группу. Значения рангов и коэффициентов
вариации в сформированных группах приведены в
табл. 2.
Разбиение на группы привело к уменьшению
разброса мнений для большинства факторов до
приемлемых значений только во второй группе.
Среди участников первой и третьей группы разброс
наоборот вырос по сравнению с неразделёнными на
группы результатами.
Данные из обеих таблиц показывают, что
такие факторы, как «Размыв обочин или откосов» и
«Колейность на переходном покрытии » сохранили
соответственно предп оследнее и последнее место в
ранжированном ряду для всех трёх групп, причём
коэффициенты вариации для них являются, в
основном, наибольшими.
Из результатов исследований можно сделать
следующие выводы.
1. Наиболее существенны ми факторами,
влияющими на безоп асность движения, водители
назвали те, которые связаны с выбоинами и
неровностями покрытия, а также наличие
посторонних предметов на проезжей части.
10 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
2. Менее существенными факторами
участники дорожного движения посчитали за стой
воды на покрытии дороги, ра змыв обочин и откосов
дороги и пылимость покрытия (разрушение
покрытия с образованием мелкодисперсных
частиц).
3. Большие значения коэффициентов вариации
свидетельствуют, что, возможно, были неудачные
формулировки вопросов, на которые водители
затруднялись ответить.
4. Во многих анкетах напротив отдельных
факторов не были проставлены значения баллов.
Эти факторы мы оценили 0 баллов, что при
ранжировании сделало их малозначимыми. В таком
случае предпочтительнее использовать ме тод
ранжирования, когда опрашива емым водителям
предлагается разместить факторы, влияющие на
безопасность движения, по убыванию или
возрастанию.
Таблица 2
Ранг и коэффициент вариации по группам
№ Фактор
Группы водителей
1 группа 2 группа 3 группа
Ранг
Коэффи -
циент
вариации
Ранг
Коэффи -
циент
вариации
Ранг
Коэффи -
циент
вариации
1 Выбоины на автомобильной дороге 4 0,61 1 0,13 1 0,25
2
Посторонние предметы на проезжей
части, создающие аварийную обстановку,
при отсутствии соответствующих знаков
1 0,56 2-3 0,21 4 0,50
3 Неровность покрытия 2 0,56 6 0,29 2 0,33
4 Раскрытые необработанные трещины на
покрытии 7 0,55 5 0,19 3 0,33
5 Шум, вибрация 6 0,62 2-3 0,15 6 0,43
6
Частые изменения освещённости и
недостаточная освещённость дороги в
тёмное время суток
5 0,52 4 0,21 5 0,41
7 Плохая видимость на дороге 3 0,55 8 0,35 7 0,50
8 Застой воды на проезжей части 8 0,61 7 0,24 9 0,53
9 Пылимость покрытия 9 0,77 9 0,28 8 0,45
10 Размыв обочин или откосов 10 0,76 10 0,43 10 0,70
11 Колейность на переходно м покрытии 11 0,63 11 0,48 11 0,77
В дальнейших исследованиях предполагается
отредактировать задаваемые вопросы, а также
создать анкеты, в которых потребуется
проранжировать факторы.
Литература:
1. Гавриш В.В., Гавриленко Т.В. Управление
качеством дорож ной продукции статистическими
методами // Наука и технолог ии: труды XXIV
Российской школы. Т.2. Москва, 2004. – С. 413 -424.
2. Оскорбин Н.М., Печатнова Е.В. Оценка
эффективности мероприятий по повыш ению
безопасности дорожного движения на основе
экспертных оценок //МАК -2019: Математики
Алтайскому краю : Сб. трудов Всероссийской
конф. по математике с международным участием.
Барнаул, 27 июня – 01 июля 2019. – Барнаул: Изд -во
Алтайского гос. ун -та, 2019. – С. 157 -159.
3. Эйхлер Л.В., Стринковская А.С., Эйхлер
И.А. Результаты выборочного опроса водителей
грузовых автомобилей Омской области по
отношению к проблеме платных дорог // Сб. трудов
II Национальной н. -практ. конф. «Образование.
Транспорт. Инновации. Строительство». – Омск:
Изд -во СибАДИ, 2019. – С. 646 -651 .
4. Гавриленко Т.В. Антоненко О.Ю.
Экспертная оценка восприятия рекламных щитов в
придорожном пространстве с использованием
теории нечётких множеств // Материалы Всерос.
конф. « IV Всесибирский кон гресс женщин -
математиков». Приложение к журналу «Открытое
образование». 2006. – С. 23 -30.
5. Сиденко В.М., Рокас С.Ю. Управление
качеством в дорожном строительстве. – М.:
Транспорт, 1981.