ПРОБЛЕМЫ СОЦИУМА В ИГРОВОМ ФОРМАТЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (43-45)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2019/12/27
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
50,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
43-45
Автор:
Приорова Ирина Валерьевна
доктор филологических наук, Новый Российский университет (РОС НОУ),
доктор филологических наук, Новый Российский университет (РОС НОУ),
Автор:
Лебедева Ирэна Валерьевна
кандидат соц. наук, Каспийский институт морского и речного транспорта, Астрахань
кандидат соц. наук, Каспийский институт морского и речного транспорта, Астрахань
Анотация: В статье анализируются интернет-открытки как один из способов массовой интернет-коммуникации:
их социальное значение, основные функции и типы
Ключевые слова:
имплицитность;
оценочность; социальная реклама; интернет-открытки; языковая игра; минимальный дискурсивный сегмент;
Данные для цитирования: Лебедева Ирэна Валерьевна . ПРОБЛЕМЫ СОЦИУМА В ИГРОВОМ ФОРМАТЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (43-45). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Филологических наук. 2019/12/27;
50(2):43-45
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Приорова И.В. Дудникова М.В. Типология социологизации языковой игры в русскоязычном интернете
/Tipologiasociologizationgiocolinguisticoin//Internetr usso. ItalianScienceReview. 2014; 3(12). PP. 212-214
2. Приорова И.В. Бичарова М.М., Дудникова М.В. Зависимость «своей» социальной рекламы от
«чужой» свободы восприятия
(Статья)//Каспийский регион: политика, экономика, культура. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет» 2013, № 3 (34)–С. 246-254
3. Приорова И.В., Дудникова М.В.
Социологизация языковой игры в интернет-пространстве Academies science problem and achievements III Vol.2/ Материалы III международной научно- практической конференции Академическая наука – проблемы и достижения 20-21 февраля 2014г. – М. – С. 228-231
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 43
Список использованной литературы
1. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике
англий ского языка – М.: Высшая школа, 1981. – 316
с.
2. Москвин, В.П. Эвфемизмы: сист емные
связи, функции и способы образования // Вопросы
языкознания. – 2001. – № 3. – С. 58-70.
3. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная
коммуникаци – М.: Слово/ Slovo, 2000. – 624 с.
4. Халанская, А.А. Лингвистика текстов
политических новостей в аспекте
коммуник ативных и манипулятивных стратегий:
На материале печатных изданий качественной
российской и британской прессы 2000 -2005 гг. :
дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. – Краснод ар,
200 6. – 180 с.
5. Цурикова, Л.В. Политическая
корректность как социокультурный и
прагмалингвистический феномен // Эссе о
социальной власти языка – Воронеж, – 2001. – С 94 -
102.
6. Browning, L Obamacare ’s paper problem //
The Newsweek – 20 Dec. 2013 – Режим до ступа :
htt ps://www.newsweek.com/obamacares -paper -
problem -224859
7. Bulman, M. Poverty and low income is
'making children sick', warn paediatricians
[Электронный ресурс ] // Newsweek – 11 May 20 17 –
Режим доступа :
https://www.independent.co.uk/news/uk/home -
news/poverty -low -income -childre n-sick -
paediatricians -uk -ine quality -health -problems -
a7728416.html
8. Schott, K. Ten public schools in county do not
meet state benchmarks in reading, math [ Электронный
ресурс ] // Daily Chronicle – 29 Oct. 2009 – Режим
доступа : https://www.daily -
chronicle.com/2009/10/29/ten -public -schools -in-
county -do -not -meet -state -benchmarks -in-reading -
math/ate1efx/?page=1
ПРОБ ЛЕМЫ СО ЦИУМА В ИГРОВОМ ФОРМАТЕ ИНТЕРНЕТ -КОММУНИКАЦИ И
Приорова Ирина Валерьевна
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и издательского дела
Новый Российский университет (РОС НОУ)
профессор кафедры русского языка Сямыньского униве рситета (К НР)
Лебедева Ирэна Валерьевна
кандидат соц. наук, доцент
Каспийский институт морского и речного транспорта, г. Астрахань
PROBLEMS OF SOCIETY IN THE GAME FORMAT OF THE INTERNET COMMUNICATION
Priorova Irina, Doctor of Philology. Russia Moscow,
Russian New University (RosNOU)
China, Xiamen, Xiamen University
Lebedeva Irena
Candidate of Sciences (PhD in Sociology), associate professor
Caspian Institute of Sea and River Transport
Аннотация
В статье анализируются интернет -открытки как один из с пособов масс овой интернет -коммуникации:
их социальное значение, основные функции и типы
Abstract
The article analyses i nternet cards as a way of mass e -communication, looking at their social relevance, major
functions, and types
Ключевые слова : имплицитность, оценоч ность, социальная реклама, интернет - открытки, языковая
игра, минимальный дискурсивный сегмент
Key words : implicitness, modality, social advertising, internet cards, language play, minimal discourse
segment
В коммуникативном пространстве последних
десят илетий произошла заметная социализация
интернет -пользователей. Социально значимая
информация оценивается теперь моментально, не
имплицитно, поскольку касается большинства
пользователей, а не только отдельных акторов.
Являясь составной часть ю общественной
коммуникации, с оциальная коммуникация
актуализируется по типам и « делится по характеру
аудитории на межличностную,
(индивидуализированную), специализированную
(групповую) и массовую. По источнику сообщения
она бывает официальной (формальной) и
неофициальной , а по каналу передачи – вербальной
и невербальной» [1:212 -213] .
В связи с этим, социальная реклама как часть
массовой официальной коммуникации (заказчиком
которой выступает государство) транслирует
современные ценности и привлекает вниман ие
общества к ос новным стратегически важным
проблемам развития страны. Социальная реклама –
вид некоммерческой рекламы , ко торая направлена
на привлечение внимания к проблемам социума и
изменение моделей общественного по ведения.
Социальная реклама как разновидность
социального продукта существенно отличается от
коммерческой и политической рекламы. Наиболее
44 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
известными примерами такой рекламы являются
кампании по борьбе с наркотиками , соблюдению
правил дорожного движения , пропаганде здорового
образа жизни , охране окружающей среды ,
профилактике семейного насилия и пр. .
Таким образом, социальная реклама
выполняет ряд важных этических функций :
– формирует позиции гражданской
ответственности;
– транслирует и укрупняет общ ечеловеческие
ценности;
– привлекает рядовых граждан к участию в
социальной жизни общества;
– «гуманизирует» общество.
«Эффективность социальной рекламы состоит в
её двунаправленности:
1) она указывает на проблемы и
2) прогнозирует воз можные пути реше ния
проблем» [3:228] .
Для этого используются различные
вербальные и невербальные средства. Языковая
игра в этом случае выполняет свою основную
функцию – привлекает внимание к важным
социальным проблемам нестандартным способом.
Комичность, в озникающая при « столкновении»
или «сра щении» двух несвязанных смыслов,
создаётся эффектом неожиданности и порождает
третий смысл. Минимальный комически
маркированный дискурсивный сегмент социальной
информации не редко популяризируется в русском
интернете ч ерез социальные открытки. В интернет -
пространстве они уже стали доступным
инструментом в межличностной и групповой
коммуникации, и их можно приравнять к
массовому явлению. Сегодня «открытка» – это
неформальный способ коммуникации, где
минимизируется и фикс ируется конкретн ая
социальная проблема . Её обсуждение в
непринужденном ключе отражает правдивое, а не
надуманное отношение общества по тому или
иному вопросу. Еще одна характерная особенность
этого минимального сегмента: создателем такого
рода «сообщений» становится предс тавитель
аудитории, на которую обычно нацелена
социальная реклама. Социальные открытки
позволяют потребителям социальной рекламы
самостоятельно генерировать контент,
включающий те проблемы, которые в первую
очередь волнуют общество.
Многоч исленные группы пользователей в
интернет -аудитории, обеспокоенные проблемами
российского общества, активно включаются в
детализацию социальной рекламы. Для ироничного
осмысления сегодняшней действительности они
широко используют языковую игру. Ориентируясь
на языковую игр у и азартно включаясь в неё, они
придумывают всё новые и новые слоганы для
открыток, что позволяет говорить об интернет -
жанре «открытки». Открытка, как правило, на
сером фоне в блеклом изображении содержит
короткий текст (одно -пять слов) с использованием
языковой игры на социальную тему.
Интернет -среда создает и поддерживает
подобную игровую деятельность. Одна и та же
аудитория может быть и производителем, и
получателем социального контента,
взаимодействие строится с помощью не только
вербал ьных, но и графи ческих средств. Участники,
объединенные в одном информационном
пространстве, организуют свои сообщества, и
успех созданной открытки как конечного продукта
зависит от того, насколько точно автор вписался в
установленные правила аудитории, по пуляризируя
конк ретное течение. Часто в социальных открытках
актуализируются неприглядные темы, и игровая
составляющая нейтрализует негатив, связанный с
решением социальных проблем.
Таким образом, открытки с социальным
слоганом имеют сходство с социально й рекламой:
во-первых, оба формата сообщений
посвящены одному и тому же – острым
социальным проблемам;
во-вторых, в открытках активно используется
языковая игра (к чему социальная реклама пришла
не сразу), и игра, как оказалось, стала лучшим
средством для привлечения вни мания к проблеме,
удержания контакта с аудиторией и воздействия на
нее.
Если рассматривать это явление с точки зрения
социальной коммуникации, то очевидно, что в
России (в интернет -среде) приём языковой игры не
случайно используется в текс тах открыток. С
помощью языковой игры «очеловечиваются»
острые проблемы, которые можно
классифицировать по нескольким темам:
первая – личностно -интимная: страх
влюбиться и привязаться к кому -либо
(«Влюбийство », « Не забудь разлюбить меня
утром », « Я тебя бл юю », « Я тебя губ лю», « Мой
ненаблядный ») и отрицание брака (надпись « Вы
обречены » на фоне картинки с обручальными
кольцами);
вторая – социально -интимная: равнодушие
окружающих, желание поделиться своими
проблемами (« Всё плохорошо », « Гавнодушие »,
«Мне плоху й», « Я отлично и граю в похер ») и
алкоголь как возможность убежать от них (« Запей
на проблемы », « Вперед и спейся », « Буходной »,
«Этанол красоты »),
третья – интимно -физиологическая:
недовольство своей фигурой, обжорство (« Пожуем
– увидим », « Огни ночного голо да », « Голодильни к»)
и проблема недосыпания и хронической усталости
(«Диплом о высшем недосыпании », « Мне на всё
наспать », « Повернуть бы время вспать »,
«Накройся идеалом »);
четвёртая – философская: неприятие
окружающего мира и себя в нем (« Чувство
собственн ого отстоинства », «Fuck тебе в руки »,
«Ты никакой, как все », « Чашка утреннего
депрессо », « Давно ненавиделись »).
Агрессивный (и даже жестокий) юмор
вскрывает самые острые и болезненные проблемы
интернет -пользователей в молодежной аудитории.
В основе подобн ой экспрессии ле жи т
словообразовательная комбинаторика, которая,
«ломая» структуру слова, ломает также этикетные
стереотипы и традиционное представление о
нравственных нормах. Подобная интерпретация
проблем могла бы восприниматься как безобидная,
если бы н е являлась «лакм усовой бумагой»
состояния молодёжной среды, в которой очевидны
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 45
пессимистические и малопривлекательные
настроения.
Темой для новых открыток становятся так же
интернет -мемы и политические события.
Интернет -мем – это спонтанная информация в
одной фразе, остроу мная или ироничная, которая
популяризируется среди интернет -
пользователей всевозможными способами. Часто
такие единицы культурной информации остаются
жизнеспособными и за пределами интернета. В
оффлайновых коммуникациях сохраняется
природ а их спонтанного р аспространения.
Популярные мемы « Ломай меня подлостью »
(«Ломай меня полностью»), « Жир -боль » («Жизнь –
боль»), « Тлен -брюле », « Всетленная » («Всё тлен») и
политические события (« Майданутые », « Я хочу от
тебя Крыма », «Куплю/продам зуб Зеленск ого» )
отражают те темы, которые волнуют молодёжную
аудиторию и соответствуют актуальным
информационным поводам. Отношение к событиям
и фактам выражается субъективно, с откровенной
модальностью, поскольку открытки, вовлекая
аудиторию в обсуждение социальных тем,
мотивируют п ользователей к созданию
собственных «высказываний» по их поводу.
Поэтому игровой маркер влияет на «вирусность»
популярности формата интернет -открыток и делает
это явление массовым в информационном
пространстве российского интернета.
Преоб ладаю щая негативна я коннотация
частично нейтрализуется языковой игрой. В
интернете игра слов давно стала популярной и как
дань моде применяется для того, чтобы «обсмеять
проблему», пусть даже «сквозь слёзы». Интернет -
пользователи, унифицируя форму социальн ой
рекламы, миними зируют её до интернет -открыток.
Однако стоит отметить, что форма «открыток»
предполагает не только тиражирование негатива в
интернете, но и распространение очень даже
жизнелюбивых настроений. Открытки
«Замечтательство », « Недообнимание » с воей
словообразова тельной моделью выражают
позитивный настрой пользователей, а « Просто
будь совой » (аллюзия на культ сов в российском
интернете) – открытость окружающему миру.
Подобные примеры позитивны, поэтому
социальный контекст интернет -открыток хорошо
отра жает социальн ую оппозицию рядовых граждан
по их предпочтениям:
«Доводи дело до кольца (в противовес «Вы
обречены», «Отстанься», «Борщ без
обязательств» );
Надо упорото учиться («Стрессия», «Диплом
о высшем недосыпании»);
Курящие девушки кончают раком
(«Бухо дной);
Соверш енно летняя («Несовращеннолетняя»);
Мюсли материальны («Голодильник», «Огни
ночного голода»);
Без труда не вытащишь жир из живота
(«Жир -боль»);
Ты мой личный сорт георгина («Лучшая
подлюга», «Ты моя гадость»);
Пусть сбудется все, о чем му рчим
(«Человеческа я сучность», «Merrykissmyass»);
Бобра тебе («Мое миропрезрение»,
«Тварищи»)» [1:213 -214].
Данные примеры говорят о том, что интернет -
открытки потенциально могут использоваться для
пропаганды социальных ценностей, которыми
общество «излеч ивает само себя». А подвижность
и актуальность информационного потока в
интернете позволяет заострить вниман ие на самых
острых социальных проблемах, волнующих
молодых людей, и определить те, которые
необходимо решить в первую очередь.
Таким образом, соз дание и популяризация в
интернете социальных открыток с языковой игрой
говорит об эффективности этого приёма для
привлечения внимания, актуализации важной
информации и подачи проблемных сообщений в
оригинальной форме. Кроме того, мгновенная
реакция на созд анный контент в режим е обратной
связи транслирует этическую ориентацию целевой
аудитории, отражает специфику настроения
интернет -среды на конкретную тему.
Многочисленные примеры показывают
существенные несовпадения по социальной
ориентации в интернет -сред е как среди
российски х, так и среди зарубежных
пользователей. Российская аудитория очень
чувствует наигран ность, неискренность в разных
формах, поэтому не особо доверяет голливудским
улыбкам, пустым слоганам и красивым картинкам.
Это влияет на способы осве щения текущих
проблем российского общества.
В основе социальной информации должны
превалировать искреннос ть, открытость и
положительные эмоции, но не откровенная ложь.
Позитивные предпочтения современного интернет -
сообщества могут минимизировать агрессию
отдельного пользовате ля, который реагирует на
негатив в информационном потоке только потому,
что вступает в виртуальный контакт с другими
такими же пользователями . Грамотное наполнение
информационных потоков социальными
проблемами в виде рекламы или открыт ок в
игровой форме по может популяризировать
позитивные этические маркеры среди российских
интернет -пользов ателей и противостоять
вербальной атаке негатива и агрессии.
Литература:
1.Приорова И.В. Дудникова М.В. Типология
социологизации языковой игры в русскоязычном
интернете
/Tipologiasociologizationgiocolinguisticoin//Internetr
usso. ItalianScienceReview . 2014; 3(12). PP. 212 -214
2.Приорова И.В. Бичарова М.М., Дудникова
М.В. Зависимость «своей» социальной рекламы от
«чужой» свободы восприятия
(Статья) //Каспийский регион: политик а,
экономика, культура. – Астрахань: Издательский
дом «Астраханский университе т» 2013, № 3 (34) –С.
246 -254
3.Приорова И.В., Дудникова М.В.
Социологизация языковой игры в
интернет -пространстве Academies science problem
and achie vements III Vol .2/ Материалы III
международной научно - практической
конференции Академическая наука – проб лемы и
достижения 20 -21 февраля 2014г. – М. – С. 228 -231
Список использованной литературы
1. Гальперин, И.Р. Очерки по стилистике
англий ского языка – М.: Высшая школа, 1981. – 316
с.
2. Москвин, В.П. Эвфемизмы: сист емные
связи, функции и способы образования // Вопросы
языкознания. – 2001. – № 3. – С. 58-70.
3. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная
коммуникаци – М.: Слово/ Slovo, 2000. – 624 с.
4. Халанская, А.А. Лингвистика текстов
политических новостей в аспекте
коммуник ативных и манипулятивных стратегий:
На материале печатных изданий качественной
российской и британской прессы 2000 -2005 гг. :
дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. – Краснод ар,
200 6. – 180 с.
5. Цурикова, Л.В. Политическая
корректность как социокультурный и
прагмалингвистический феномен // Эссе о
социальной власти языка – Воронеж, – 2001. – С 94 -
102.
6. Browning, L Obamacare ’s paper problem //
The Newsweek – 20 Dec. 2013 – Режим до ступа :
htt ps://www.newsweek.com/obamacares -paper -
problem -224859
7. Bulman, M. Poverty and low income is
'making children sick', warn paediatricians
[Электронный ресурс ] // Newsweek – 11 May 20 17 –
Режим доступа :
https://www.independent.co.uk/news/uk/home -
news/poverty -low -income -childre n-sick -
paediatricians -uk -ine quality -health -problems -
a7728416.html
8. Schott, K. Ten public schools in county do not
meet state benchmarks in reading, math [ Электронный
ресурс ] // Daily Chronicle – 29 Oct. 2009 – Режим
доступа : https://www.daily -
chronicle.com/2009/10/29/ten -public -schools -in-
county -do -not -meet -state -benchmarks -in-reading -
math/ate1efx/?page=1
ПРОБ ЛЕМЫ СО ЦИУМА В ИГРОВОМ ФОРМАТЕ ИНТЕРНЕТ -КОММУНИКАЦИ И
Приорова Ирина Валерьевна
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и издательского дела
Новый Российский университет (РОС НОУ)
профессор кафедры русского языка Сямыньского униве рситета (К НР)
Лебедева Ирэна Валерьевна
кандидат соц. наук, доцент
Каспийский институт морского и речного транспорта, г. Астрахань
PROBLEMS OF SOCIETY IN THE GAME FORMAT OF THE INTERNET COMMUNICATION
Priorova Irina, Doctor of Philology. Russia Moscow,
Russian New University (RosNOU)
China, Xiamen, Xiamen University
Lebedeva Irena
Candidate of Sciences (PhD in Sociology), associate professor
Caspian Institute of Sea and River Transport
Аннотация
В статье анализируются интернет -открытки как один из с пособов масс овой интернет -коммуникации:
их социальное значение, основные функции и типы
Abstract
The article analyses i nternet cards as a way of mass e -communication, looking at their social relevance, major
functions, and types
Ключевые слова : имплицитность, оценоч ность, социальная реклама, интернет - открытки, языковая
игра, минимальный дискурсивный сегмент
Key words : implicitness, modality, social advertising, internet cards, language play, minimal discourse
segment
В коммуникативном пространстве последних
десят илетий произошла заметная социализация
интернет -пользователей. Социально значимая
информация оценивается теперь моментально, не
имплицитно, поскольку касается большинства
пользователей, а не только отдельных акторов.
Являясь составной часть ю общественной
коммуникации, с оциальная коммуникация
актуализируется по типам и « делится по характеру
аудитории на межличностную,
(индивидуализированную), специализированную
(групповую) и массовую. По источнику сообщения
она бывает официальной (формальной) и
неофициальной , а по каналу передачи – вербальной
и невербальной» [1:212 -213] .
В связи с этим, социальная реклама как часть
массовой официальной коммуникации (заказчиком
которой выступает государство) транслирует
современные ценности и привлекает вниман ие
общества к ос новным стратегически важным
проблемам развития страны. Социальная реклама –
вид некоммерческой рекламы , ко торая направлена
на привлечение внимания к проблемам социума и
изменение моделей общественного по ведения.
Социальная реклама как разновидность
социального продукта существенно отличается от
коммерческой и политической рекламы. Наиболее
44 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9
известными примерами такой рекламы являются
кампании по борьбе с наркотиками , соблюдению
правил дорожного движения , пропаганде здорового
образа жизни , охране окружающей среды ,
профилактике семейного насилия и пр. .
Таким образом, социальная реклама
выполняет ряд важных этических функций :
– формирует позиции гражданской
ответственности;
– транслирует и укрупняет общ ечеловеческие
ценности;
– привлекает рядовых граждан к участию в
социальной жизни общества;
– «гуманизирует» общество.
«Эффективность социальной рекламы состоит в
её двунаправленности:
1) она указывает на проблемы и
2) прогнозирует воз можные пути реше ния
проблем» [3:228] .
Для этого используются различные
вербальные и невербальные средства. Языковая
игра в этом случае выполняет свою основную
функцию – привлекает внимание к важным
социальным проблемам нестандартным способом.
Комичность, в озникающая при « столкновении»
или «сра щении» двух несвязанных смыслов,
создаётся эффектом неожиданности и порождает
третий смысл. Минимальный комически
маркированный дискурсивный сегмент социальной
информации не редко популяризируется в русском
интернете ч ерез социальные открытки. В интернет -
пространстве они уже стали доступным
инструментом в межличностной и групповой
коммуникации, и их можно приравнять к
массовому явлению. Сегодня «открытка» – это
неформальный способ коммуникации, где
минимизируется и фикс ируется конкретн ая
социальная проблема . Её обсуждение в
непринужденном ключе отражает правдивое, а не
надуманное отношение общества по тому или
иному вопросу. Еще одна характерная особенность
этого минимального сегмента: создателем такого
рода «сообщений» становится предс тавитель
аудитории, на которую обычно нацелена
социальная реклама. Социальные открытки
позволяют потребителям социальной рекламы
самостоятельно генерировать контент,
включающий те проблемы, которые в первую
очередь волнуют общество.
Многоч исленные группы пользователей в
интернет -аудитории, обеспокоенные проблемами
российского общества, активно включаются в
детализацию социальной рекламы. Для ироничного
осмысления сегодняшней действительности они
широко используют языковую игру. Ориентируясь
на языковую игр у и азартно включаясь в неё, они
придумывают всё новые и новые слоганы для
открыток, что позволяет говорить об интернет -
жанре «открытки». Открытка, как правило, на
сером фоне в блеклом изображении содержит
короткий текст (одно -пять слов) с использованием
языковой игры на социальную тему.
Интернет -среда создает и поддерживает
подобную игровую деятельность. Одна и та же
аудитория может быть и производителем, и
получателем социального контента,
взаимодействие строится с помощью не только
вербал ьных, но и графи ческих средств. Участники,
объединенные в одном информационном
пространстве, организуют свои сообщества, и
успех созданной открытки как конечного продукта
зависит от того, насколько точно автор вписался в
установленные правила аудитории, по пуляризируя
конк ретное течение. Часто в социальных открытках
актуализируются неприглядные темы, и игровая
составляющая нейтрализует негатив, связанный с
решением социальных проблем.
Таким образом, открытки с социальным
слоганом имеют сходство с социально й рекламой:
во-первых, оба формата сообщений
посвящены одному и тому же – острым
социальным проблемам;
во-вторых, в открытках активно используется
языковая игра (к чему социальная реклама пришла
не сразу), и игра, как оказалось, стала лучшим
средством для привлечения вни мания к проблеме,
удержания контакта с аудиторией и воздействия на
нее.
Если рассматривать это явление с точки зрения
социальной коммуникации, то очевидно, что в
России (в интернет -среде) приём языковой игры не
случайно используется в текс тах открыток. С
помощью языковой игры «очеловечиваются»
острые проблемы, которые можно
классифицировать по нескольким темам:
первая – личностно -интимная: страх
влюбиться и привязаться к кому -либо
(«Влюбийство », « Не забудь разлюбить меня
утром », « Я тебя бл юю », « Я тебя губ лю», « Мой
ненаблядный ») и отрицание брака (надпись « Вы
обречены » на фоне картинки с обручальными
кольцами);
вторая – социально -интимная: равнодушие
окружающих, желание поделиться своими
проблемами (« Всё плохорошо », « Гавнодушие »,
«Мне плоху й», « Я отлично и граю в похер ») и
алкоголь как возможность убежать от них (« Запей
на проблемы », « Вперед и спейся », « Буходной »,
«Этанол красоты »),
третья – интимно -физиологическая:
недовольство своей фигурой, обжорство (« Пожуем
– увидим », « Огни ночного голо да », « Голодильни к»)
и проблема недосыпания и хронической усталости
(«Диплом о высшем недосыпании », « Мне на всё
наспать », « Повернуть бы время вспать »,
«Накройся идеалом »);
четвёртая – философская: неприятие
окружающего мира и себя в нем (« Чувство
собственн ого отстоинства », «Fuck тебе в руки »,
«Ты никакой, как все », « Чашка утреннего
депрессо », « Давно ненавиделись »).
Агрессивный (и даже жестокий) юмор
вскрывает самые острые и болезненные проблемы
интернет -пользователей в молодежной аудитории.
В основе подобн ой экспрессии ле жи т
словообразовательная комбинаторика, которая,
«ломая» структуру слова, ломает также этикетные
стереотипы и традиционное представление о
нравственных нормах. Подобная интерпретация
проблем могла бы восприниматься как безобидная,
если бы н е являлась «лакм усовой бумагой»
состояния молодёжной среды, в которой очевидны
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 50 , 201 9 45
пессимистические и малопривлекательные
настроения.
Темой для новых открыток становятся так же
интернет -мемы и политические события.
Интернет -мем – это спонтанная информация в
одной фразе, остроу мная или ироничная, которая
популяризируется среди интернет -
пользователей всевозможными способами. Часто
такие единицы культурной информации остаются
жизнеспособными и за пределами интернета. В
оффлайновых коммуникациях сохраняется
природ а их спонтанного р аспространения.
Популярные мемы « Ломай меня подлостью »
(«Ломай меня полностью»), « Жир -боль » («Жизнь –
боль»), « Тлен -брюле », « Всетленная » («Всё тлен») и
политические события (« Майданутые », « Я хочу от
тебя Крыма », «Куплю/продам зуб Зеленск ого» )
отражают те темы, которые волнуют молодёжную
аудиторию и соответствуют актуальным
информационным поводам. Отношение к событиям
и фактам выражается субъективно, с откровенной
модальностью, поскольку открытки, вовлекая
аудиторию в обсуждение социальных тем,
мотивируют п ользователей к созданию
собственных «высказываний» по их поводу.
Поэтому игровой маркер влияет на «вирусность»
популярности формата интернет -открыток и делает
это явление массовым в информационном
пространстве российского интернета.
Преоб ладаю щая негативна я коннотация
частично нейтрализуется языковой игрой. В
интернете игра слов давно стала популярной и как
дань моде применяется для того, чтобы «обсмеять
проблему», пусть даже «сквозь слёзы». Интернет -
пользователи, унифицируя форму социальн ой
рекламы, миними зируют её до интернет -открыток.
Однако стоит отметить, что форма «открыток»
предполагает не только тиражирование негатива в
интернете, но и распространение очень даже
жизнелюбивых настроений. Открытки
«Замечтательство », « Недообнимание » с воей
словообразова тельной моделью выражают
позитивный настрой пользователей, а « Просто
будь совой » (аллюзия на культ сов в российском
интернете) – открытость окружающему миру.
Подобные примеры позитивны, поэтому
социальный контекст интернет -открыток хорошо
отра жает социальн ую оппозицию рядовых граждан
по их предпочтениям:
«Доводи дело до кольца (в противовес «Вы
обречены», «Отстанься», «Борщ без
обязательств» );
Надо упорото учиться («Стрессия», «Диплом
о высшем недосыпании»);
Курящие девушки кончают раком
(«Бухо дной);
Соверш енно летняя («Несовращеннолетняя»);
Мюсли материальны («Голодильник», «Огни
ночного голода»);
Без труда не вытащишь жир из живота
(«Жир -боль»);
Ты мой личный сорт георгина («Лучшая
подлюга», «Ты моя гадость»);
Пусть сбудется все, о чем му рчим
(«Человеческа я сучность», «Merrykissmyass»);
Бобра тебе («Мое миропрезрение»,
«Тварищи»)» [1:213 -214].
Данные примеры говорят о том, что интернет -
открытки потенциально могут использоваться для
пропаганды социальных ценностей, которыми
общество «излеч ивает само себя». А подвижность
и актуальность информационного потока в
интернете позволяет заострить вниман ие на самых
острых социальных проблемах, волнующих
молодых людей, и определить те, которые
необходимо решить в первую очередь.
Таким образом, соз дание и популяризация в
интернете социальных открыток с языковой игрой
говорит об эффективности этого приёма для
привлечения внимания, актуализации важной
информации и подачи проблемных сообщений в
оригинальной форме. Кроме того, мгновенная
реакция на созд анный контент в режим е обратной
связи транслирует этическую ориентацию целевой
аудитории, отражает специфику настроения
интернет -среды на конкретную тему.
Многочисленные примеры показывают
существенные несовпадения по социальной
ориентации в интернет -сред е как среди
российски х, так и среди зарубежных
пользователей. Российская аудитория очень
чувствует наигран ность, неискренность в разных
формах, поэтому не особо доверяет голливудским
улыбкам, пустым слоганам и красивым картинкам.
Это влияет на способы осве щения текущих
проблем российского общества.
В основе социальной информации должны
превалировать искреннос ть, открытость и
положительные эмоции, но не откровенная ложь.
Позитивные предпочтения современного интернет -
сообщества могут минимизировать агрессию
отдельного пользовате ля, который реагирует на
негатив в информационном потоке только потому,
что вступает в виртуальный контакт с другими
такими же пользователями . Грамотное наполнение
информационных потоков социальными
проблемами в виде рекламы или открыт ок в
игровой форме по может популяризировать
позитивные этические маркеры среди российских
интернет -пользов ателей и противостоять
вербальной атаке негатива и агрессии.
Литература:
1.Приорова И.В. Дудникова М.В. Типология
социологизации языковой игры в русскоязычном
интернете
/Tipologiasociologizationgiocolinguisticoin//Internetr
usso. ItalianScienceReview . 2014; 3(12). PP. 212 -214
2.Приорова И.В. Бичарова М.М., Дудникова
М.В. Зависимость «своей» социальной рекламы от
«чужой» свободы восприятия
(Статья) //Каспийский регион: политик а,
экономика, культура. – Астрахань: Издательский
дом «Астраханский университе т» 2013, № 3 (34) –С.
246 -254
3.Приорова И.В., Дудникова М.В.
Социологизация языковой игры в
интернет -пространстве Academies science problem
and achie vements III Vol .2/ Материалы III
международной научно - практической
конференции Академическая наука – проб лемы и
достижения 20 -21 февраля 2014г. – М. – С. 228 -231