ПРОТЕСТ: НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ (52-57)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/09/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
58,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
52-57
Автор:
Зимбули А.Е.
доктор философских наук, профессор, РГПУ, Санкт-Петербург
доктор философских наук, профессор, РГПУ, Санкт-Петербург
Анотация: АКТУАЛЬНОСТЬ. В рамках предлагаемого дискурса констатируется, что даже малым детям свойственно выражать категорическое несогласие с предъявляемыми требованиями, оценками, обстоятельствами. Когда подобное несогласие выражается публично и осознанно, с надеждой изменить ситуацию, мы имеем дело с протестом. К сожалению, в современных справочно-философских изданиях понятие «протест» пока не нашло отражение. Однако универсальность и значимость ситуации обусловливает целесообразность её этического анализа. Автор исходит из того, что ключевыми компонентами анализируемой ситуации выступают Субъект, Адресат, Предмет, Контекст, Переживания, Осмысление, Поведенческое выражение, Результат. На основе метода этического анализа в статье кратко характеризуются указанные компоненты. В итоге осуществлённого анализа автор приходит к выводу, что есть все основания надеяться: объединёнными усилиями гуманитарных дисциплин человечеству удастся минимизировать риски взаимонепонимания, обид, злоупотреблений. Осмысление темы протеста – небольшой, но конкретный вклад в это неуклонное восхождение общечеловеческой культуры.
Ключевые слова:
Ситуация протеста;
субъект; адресат; предмет; контекст; переживания; осмысление; поведенческое выражение; результат;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Горький М. Жизнь Клима Самгина: Часть 2
//
https://librebook.me/tom_20__jizn_klima_samgina__ chast_2/vol1/1 – обращение 18.8.20
2. Грех коленопреклонения Шаляпина //
https://rusplt.ru/society/greh-kolenoprekloneniyashalyapina-8537.html – обращение 18.8.20
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. – М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956. –
555с.
4. Зимбули А.Е. Россия сегодня: вялая гражданская война // Идеи и идеалы. Журнал Сибирского отделения РАН. Т.1. № 4. – Новосибирск: Изд-во Сиб. отделения РАН,
2013, С. 49 – 61.
5. Зощенко М.М. Стакан //
https://ostrovok.de/old/classics/zoshchenko/story052.h tm – обращение 17.8.20
6. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. Т. 3. – М.: Мысль, 2010. – 694с.
7. Орлов В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения. – М.: Знание,
1964. – 350с.
8. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1990. – С. 510.
9. Словарь по этике. 6-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – 448с.
10. Словарь русского языка: в четырёх томах.
Т.3. – М.: Издательство «Русский язык», 1987. – 750с.
11. Тэффи Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.: Художественная литература, 1991. – 542с.
12. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. Т.2. – М.: Рус. яз., 1999. – 560с.
13. Чуковский К.И. От двух до пяти. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. – 574с.
14. Этика: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. – 669с.
© А.Е.Зимбули, 2020
52 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
октябре – привели к кардинальным переменам в
жизни отдельных людей и обществе в целом.
Утверждение социалистических начал бытия
привело к посте пенному ослаблению влияния
религии на людей, её отмиранию и, напротив,
становлению общ ества массового атеизма. Однако
в 90 -е годы двадцатого столетия произошёл
контрпереворот – реставрация капитализма, а
вместе с тем и реставрация религиозной идеологии.
Эт и события лишний раз подтвердили и при том с
особой наглядностью правоту исходного при нципа
философского материализма: бытие определяет
сознание. Именно с этой точки зрения необходимо
рассматривать историю прошлого и настоящего.
Список литературы
1. Аврелий Августин Блаженный. О граде
Божием. Киев, 1910. Ч. 6.
2. Арнобий. Семь книг «Против языч ников» .
Киев, 1917. – 345 с.
3. Григорий Нисский. Творения. М.:
Типография В. Готье, 1861. Т. 37, ч. 1.
4. Денисов Л. Как проводит душа первые
сорок дней по исходе из тела? – М.: Издательство
А.Д. Ступина, 1900.
5. Деяния Вселенских соборов: Изданные в
русском пере воде п ри Казанской духовной
академии. Т. 5. Казань.: 1868. – 568 с.
6. Иоанн Златоуст. Творения: в 12 т. Т 1. СПб.:
С.-Петерб. духов. акад., 1895.
7. Ириней Лионский. Сочинени я / Изд. в рус.
пер. свящ. П. Преображенским. 2 -е изд. М.: И.Л.
Тузов, 1900. – 559 с.
8. Малино вский Н.П. Очерк православного
догматического богословия. Часть I / Изд. 2 -е.
Типография Св. -Тр. Сергиевой Лавры, Б.Г. – 465 с.
9. Михаил, епископ Астраханский и
Енота евский Основы православного учения о
личном спасении по св. писанию и святоотеческим
высказы ваниям (основы православной
субъективной сотериологии) (Тезисы одноименной
диссертации, представленной на соискание ученой
степени магистра богословия) // Богословс кие
труды. М.: Издание Московской Патриархии, 1973.
10. Ориген. О началах / Пер. с лат. СП б.:
Ам фора, 2000.
11. Палладий Лавсаик. СПб.: Типография Е.
Фишера, 1873. – 310 с.
12. Реверсов И.П. Очерк по западной
апологетической литературе: II–III вв. Казань: 1892.
– 353 с.
13. Рутерфорд И.Ф. Арфа божия: Бесспорное
доказательство того, что миллионы теперь
жив ущих никогда не умрут: Учеб. для
исследователей Библии / [Соч.] И.Ф. Рутерфорда. –
Brooklyn (N. Y.) a. o.: International Bible students
assoc ., 1921. – 375 с.
14. Скворцов К. И. Философия отцов и
учителей церкви: Период апологетов. Киев:
Типография Киевского гу бернского управления,
1868. – 365 с.
15. Тертуллиан Творения. СПб.: Типография
Фишера, 1847. Ч. 1. – 204 с.
УДК 17.021
ПРОТЕСТ: НРАВСТВЕННО -ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
Зимбули А.Е.
доктор философских наук, профес сор, РГПУ,
Санкт -Петербург, РФ
Аннотация
АКТУАЛЬН ОСТЬ. В рамках предлагаемого дискурса констатируется, что даже малым детям
свойственно выражать категорическое несогласие с предъявляемыми требованиями, оценками,
обстоятельст вами. Когда подобное несогласие выражается публично и осознанно, с надеждой измен ить
ситуацию, мы имеем дело с протестом. К сожалению, в современных справочно -философских изданиях
понятие «протест» пока не нашло отражение. Однако универсальность и значимос ть ситуации
обусловливает целесообразность её этического анализа. Автор исходит и з того, что ключевыми
компонентами анализируемой ситуации выступают Субъект, Адресат, Предмет, Контекст,
Переживания, Осмысление, Поведенческое выражение, Результат . На основе метода этического анализа
в статье кратко характеризуются указанные компоненты. В итоге осуществлённого анализа автор
приходит к выводу, что есть все основания надеяться: объединёнными усилиями гуманитарных дисциплин
человечеству удастся миними зировать ри ски взаимонепонимания, обид, злоупотреблений. Осмысление
темы протеста – небольшо й, но конкретный вклад в это неуклонное восхождение общечеловеческой
культуры.
Ключевые слова : Ситуация протеста, субъект, адресат, предмет, контекст, переживания,
осмысление, поведенческое выражение, результат.
«Адвокат Мамаева подал протест на
продлен ие ареста футболиста».
Из СМИ
«Кипит наш разум возмущённый»
А.Я.Коц
«Ничего я на это не ответил , только говорю:
– Тьфу на всех, и на деверя, – говорю, –
тьфу».
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 53
М.Зощенко
Люди , населяющие нашу планету, далеко не
всегда оказываются единодушны в оценках
прошл ого, настоящего и будущего. А даже и во
взгляде на собственные оценки -планы -действия
вовсе не обязательно проявляется устойчивое
одобрение. Наслышан, что с самых первых минут
появления на свет младенцы ведут себя по -разному.
В том числе плачут не одинаково . Кто -то –
жалобно. А кто -то – в состоянии, которое взрослые
люди могли бы назвать гневом. И у ж тем более,
когда речь заходит о том возрасте, когда субъекты
способны включать ся в мир здраво, вменяемо,
ответственно, – они то и дело выражают своё
несогласие с происходящим: с поручениями,
ограничениями, оценками, наградами,
наказаниями, социальными ро лями,
обстоятельствами. Сводки новостей из месяца в
месяц, из года в год пестрят упоминаниями того,
как в самых разных странах, по самым разным
поводам одиночки и группы адресуют свои
протесты властям, начальству, руководящим
инстанциям. Из школьного и пос лешкольного
погружения в отечественную историю нетрудно
множить примеры, которые прямо относятся к
данной теме: оппозиция Андрея Курбского Ивану
Грозному относите льно роли знати в управлении
страной, возмущение бояр по поводу указа Петра I
о налоге на ноше ние бороды, декабрьская акция
1825 года в Петербурге, злополучная процессия,
нап равлявшаяся попом Гапоном к Зимнему дворцу
9 января 1905 года, февральские и октяб рьские
события 1917 -го года. С приходом советской
власти протесты, разумеется, не прекратились . Это
только в не очень умном анекдоте КПСС
расшифровывалась как партия глухих с огласных.
Причём не нужно думать, что активно выражаемое
несогласие бытует лишь в сфере политической.
Куда ни взгляни – в область религиозных
отношений, в науку, юриспруденцию, искусство –
везде видим множество в разной степени
драматичных или продуктивных протестных
ситуаций. Подчеркну: речь идёт именно об открыто
провозглашаемом несог ласии – а не о вооружённом
противодействии. Ведь совершенно очевидно, что
на шкале согласия / несогласия существуют зоны
внутреннего переживания, высказываемой позиции
и пове денчески проявляемого одобрения /
неодобрения. И протест на этой шкале занимает
вполне чётко локализованное место, отличное как
от активной борьбы, так и от самоотверженного
служения. Как ни странно, понятие «протест» в
справочно -философской литературе до настоящего
времени не представлено. Открываю «Новую
философскую энциклопедию». Ест ь там статьи на
темы «Протагор», «Протестантизм»,
«Противоположность в арабо -мусульманской
фил ософии» [6, С. 374 – 377] – понятия «протест»
нет. Заглянем в «Словарь по этике» . Там на букву
«П» в том месте, где могла бы быть статья про
протест, раскрываются понятия «Прогресс
нравственный», «Проституция», «Проступок»,
«Профессиональная этика» [9, С. 275 – 282].
Понятное дело, в мире морали всё удивительно
тесно переплетено, и не нужно иметь семь пядей во
лбу, чтобы проследить возможные смысловые
связи протест а с нравственным прогрессом,
проституцией, проступком, профессиональной
этикой. И всё же ясно при этом, что напрямую тема
протеста авторов -составителей «Словаря» не
заинтерес овала. Осталась тема протеста и вне
внимания издателей книги «Этика:
Энциклопедиче ский словарь». Там приведены
статьи на темы «Пробабилизм», «Проституция»,
«Протагор», «Протест антская этика и дух
капитализма», «Прощение» [14, С. 392 – 397].
В более обиход ных справочниках слово
протест, конечно же, объясняется, вполне
понятным и близким образом. Главный его смысл:
«Решительное возражение против чего -л.,
заявление о несогласии с чем -л., о нежелании чего -
л.» [10, С. 532];
«решительное и категорическое возраже ние,
заявление о несогласии с чем -л.» [8, С. 472];
«открытое, более или менее офиц иальное
выражение резкого несогласия с чем -л.
существенным, решительное возражени е против
чего -л» [12, С. 73];
примерно то же, чётко и доходчиво, писалось
уже в знаменитом «С ловаре» В.И.Даля: «гласное
заявленье несогласия своего, оглашаемое
возраженье, опр овеженье, заявленье о
незаконности какого дела, непризнание,
отрицанье» [3, С. 51 9]. Наверное, словарных
пояснений уже достаточно. Суть явления вполне
зримо обозначена. И пос кольку задачей
предлагаемого рассуждения выступают не история
протеста, не его соц иология, не этнографические
или психологические особенности протестного
поведения , а нравственно -ценностностное его
наполнение, пора перейти к всматриванию в
ситуацию протест а. В этой ситуации вполне
логично выделить основные компоненты: Субъект,
Адресат, Предмет, Контекст, Переживания,
Осмысление, Поведенческое выражение,
Результат. Попробуем поочерёдно самым кратким
образом охарактеризовать указанные компоненты.
Субъект – это тот (или те), кто недоволен
происходящим, кто находит в себе решимость
выразить своё несогласное к нему отношение.
Ясно, что выразителями протеста с точки зрени я
этики нужно считать разумных, свободных,
вменяемых людей. Вздыбленный конь,
упирающийся ишак , или пёс, пытающийся
сорваться с поводка – всё это предмет другого
дискурса, ведь этика изучает исключительно
человеческое поведение и преимущественно
межчеловеч еские взаимоотношения. Стало быть, в
этом контексте субъектами будут индивиды, малые
и большие группы людей, включая
государственные и межгосударственные
объединения. Ведь стро го говоря не только какое -
нибудь «674 -е последнее китайское
предупреждение», но и вводимые по делу и без дела
международные санкции предназначены именно
для выполнения фукнци и протеста: выражают
54 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
несогласие, дают негативную оценку и пытаются
выправить полож ение. Вспоминаю очень
колоритную историю. В СМИ дружно осуждали
правоохранителя, который ударил участницу
какой -то акции. И по телеканалам показывали
несколькисекундный ролик , в котором было чётко
видно движение руки обидчика. А примерно через
неделю проте стующей общественности стал
доступен этот же ролик, обогащённый
несколькисекундн ой предысторией. Оказалось, что
спокойно стоявшего в оцеплении правоохранителя
«обиженная» жен щина раза три огрела сумочкой по
голове. И милиционер отвечал на эти её действия.
Понятно, плохо, что сорвался. Но такая ли уж она
оказывается жертва? Привожу это т случай для
того, чтобы подчеркнуть важность
информированности субъекта о сути событий.
Поско льку сплошь и рядом в роли протестующих
рискуют оказаться отзывчивые, неравнодушны е
люди, которых кто -то просто использует в своих
целях. Много лет назад читал «Ж изнь Клима
Самгина» [1], знак όм с драмой 9 января 1905 -го
года преимущественно по страницам эт ого романа,
и убеждён, что писатель в главном не исказил
произошедшего: в основе в сего там был честный
порыв – и незаслуженный ужас. А уж кто что
конкретно говори л и решал в те дни из власть
имущих – боюсь, для истории уже не так и важно.
Погибших не верну ть. Кстати, зловещим
бумерангом для царской семьи обернулся январь
1905 -го июлем 1 918 -го. Равно как во время
киевского Майдана 2014 -го года среди
действующих лиц были, конечно же, порядочные
люди, честные мечтатели, но не они, к сожалению,
задавали там тон и предопредилили то, к чему
приведёт народное недовольство. Каким окажется
украин ский бумеранг – страшно подумать.
Наиболее существенными этическими
характеристи ками этого компонента выступают
СВОБОДА, ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Адресат – это та и нстанция, действиями
которой возмущаются, или при помощи которой
надеются изменить положение в лучшую сторону.
Уже маленькие дети неплохо ориентируются в том,
ког да и кому адресовать свои просьбы -
недовольства. Высказывание «Я плáчу не тебе, а
тёте Симе» [1 3, С. 20], пожалуй, уже стало
хрестоматийным. К маме, папе, бабушке, старшему
брат у современный ребёнок умеет обращаться по -
разному. Мы, как представляется, серьё зно
недооцениваем адаптивно -адаптационных
способностей собственных детей. Кстати, уже на
приме ре взаимоотношений с детьми очень
наглядно проявляются разновариантные
возражения -протесты, бытующие в социуме. Ведь
совершенно ясно, что недовольство, так сказат ь,
«по горизонтали» заметно отличается от того же
недовольства, но адресованного «наверх» или
«вниз». Существенно разнятся возражения -
недовольства, адресованные людям ближним и
дальним. Отлично и остроумно это было подмечено
в своё время Надеждой Тэффи в р ассказе «Свои и
чужие». Свои – режут правду -матку, чужие – ведут
себя сдержанно -уважительно -пр едупредительно -
заботливо. В частности, автор с улыбкой цитирует
подслушанную в пое зде реплику: «Удивительное
дело! Видите меня первый раз в жизни, а кричите
на ме ня, точно я вам родной брат! Чёрт знает, что
такое!» [11, С. 108]. Юмор юмором, но стоило бы
добавить, что не всё в жизни так просто.
Содержание и форма протеста находится в
зависимости от многих обстоятельств – в
частности, от воспитанности субъекта, его
эгоистичности, развязности, от значимости
адресата и его способности за себя постоять.
Этическ ими характеристиками здесь будут
Уважение, Авторитет, Достоинство .
Предмет – это тот конкретный повод, по
которому субъект решает высказать своё
недовольство адр есату. В неохватном множестве
таких возможных поводов следовало бы упор
сделать на оправданнос ть-объективность – и
случайность -надуманность протеста. Неспроста
ведь в народном фольклоре родилась формула: «Не
хочу в ворота, разбирай забор!» . То есть нужно
вести речь о степени весомости -оправданности
протеста. О том, насколько реальны опасения
субъек та по поводу предполагаемых нововведений.
О том, насколько посильны для него поруч ения.
Насколько непереносимы или терпимы
накопленная усталость, недовольство, ск ука.
Насколько выражаемое недовольство порождено
объективным состоянием субъекта – и насколько
его минутным капризом, взбалмошностью, ленью,
завистью. Второго дня по радио «Эхо Москвы»
зацепил ухом любопытный момент. Ведущие
спрашивают молодую собеседницу: « - А вы в
акциях участвуете?
- Да, во всех!». И грустно, и смешно. И впору
задуматься: нет ли в данной ситуации темы для
раздумий не только социологам, социальным
психологам , но и патопсихологам. Это я ещё
отвлекаюсь от вопроса о проплачивании многих
пр отестных кампаний. Лично для меня куда
симпатичней люди, объединяющиеся для поиска
кого -то пот ерявшегося в лесу, для помощи
бездомным, чем те, кто вечно ищет в окружающей
жизни негатив. Охотно верю, что Валерия
Новодворская была человеком честным и
неравно душным. Но вспоминая те немногие
телесюжеты, которые видел с её участием, могу
только посочувс твовать таким, как она людям: всё -
то их томит, огорчает, делает несчастными. И веч но
они ворчат, всем недовольны. Очевидно,
применительно к предмету – нужно говор ить о
нравственной мере. Плохо бесконечно ворчать -
придираться, но не лучше, если имеют место
невзыскательность, покорность обстоятельствам и
обидам. Этически значимые характери стики здесь,
стало быть, Взыскательность, Самообладание,
Нравственная мера .
Кон текст, обстоятельства, в которых
разворачиваются события, очень важны для
нравственной оценки. Условно говоря, если у меня
не складываются отношения с соседом , со
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 55
сменщиком на рабочем месте, с тёщей, если меня
обсчитали в магазине – вправе ли я свой самый что
ни на есть мирный протест озвучивать всенародно?
Выбегая на сцену Филармонии, на футбольно е поле
во время матча? Вправе ли я делать ни в чём не
повинных окружающих заложник ами самочинно
творимых действий? Уже более ста лет прошло с
того момента, как по стечению обстоятельств на
великого русского певца Ф.И.Шаляпина пала
немилость передовой общес твенности. По
позднейшим описаниям дело обстояло так. 6 января
1911 года певец исп олнял ведущую партию в
«Борисе Годунове». В Мариинском театре
присутствовал царь с домочадцами. В конце оперы,
после многочисленных вызовов Ф.И. уже было
отправился за кулисы , но вдруг раздались крики:
«Гимн! Гимн!», зазвучало «Боже, царя храни...» и
стояв шие на сцене артисты ринулись в сторону
царской ложи, встав перед ней на колени. Шаляпин
в замешательстве тоже встал на колено. Когда дали
занавес, певец получил объяснение о т хористов,
что они решили обратиться к царю с петицией о
прибавке к пенсии. Обращ ение -то было высочайше
принято, хористы ликовали, но на беднягу
Ф.И.Шаляпина, ко торый просто оказался рядом с
просителями, обрушился гнев ближайшего
окружения. «На коленях по лзает перед царём».
«Позор!» «Лакей, мерзавец, предатель!».
Г.В.Плеханов прислал п одаренный ранее портрет
Шаляпина с припиской: «Возвращаю за
ненадобностью» [2].. . И уж конечно не меньше
грусти вызывает клубок событий в сегодняшней
Белоруссии. Многострадал ьной, работящей,
родственной республике. Очень похоже, что кто -то
из соседей, напо добие меня, грустно вздыхает и
молится о преодолении тамошних проблем, а кто -
то без зазрения совести лжёт, провоцирует,
подначивает проигравшее на выборах
меньшинство. Протес ты бытуют в политике, в
науке, искусстве, спорте, в самых разных сферах
жизни. И х арактеристиками применительно к
контексту выступают Справедливость,
Ответственно сть .
Переживания – речь идёт прежде всего о
нравственно -психологических состояниях
субъекта и адресата. Если дело доходит до
публичного выражения недовольства, то понятно,
сос тояния вполне оформлены, обострены. Это
прежде всего обида, раздражённость, доверие или
недоверие, неприязнь, злоба, жалость к себе,
надежда на лучшее. Адресат, тоже очевидно , не
остане тся без эмоций. Тут могут быть сострадание,
жалость, доверие, недоумени е, презрение, гнев,
неприязнь, злоба, благоволение, ненависть.
Вообще же справедливо отмечает В.И.Орлов:
«нужно десять тысяч страниц, чтобы описать
свойства всех возможных сп лавов, полу ченных из
трёх составных частей» [7, С. 126]. А уж что тогда
говорить п ро людей, куда более сложных, чем
сплавы! Особо нужно здесь подчеркнуть
принципиальные различия в переживаниях, целях и
методах разных людей, вовлечённых в данную
ситуацию. О казавшихся в ней волею судеб – или
специально её создающих, будоражащих,
пытающихс я нагреть на ней руки, использовать её
в коммерческих, политических, геополитических
интересах. С точки зрения этики сугубо важно,
чтобы нравственно -психологические переживан ия
всех уча стников ситуации были как можно более
позитиными. Ведь очевидно, что зл ость, зависть,
равнодушие, мелочность, уныние – ничего
хорошего не сулят ни для того, кто их испытывает,
ни для окружающих. Ключевыми этически
значимыми характеристиками здес ь выступают
Сопереживание, Культура чувств.
Осмысление. Всматриваясь в данный
ком понент, нетрудно догадаться: он как никакие
другие предполагает включённость сознания. Это
переживать можно, томясь или витая в облаках, не
находя и не ища слов. Протест же н ужно вырази ть
словесно – причём так доходчиво и чётко, чтобы
адресат понял, о чём идёт речь. Чтобы он проникся
чаяниями субъекта, чтобы его задело за живое и он
усовестился, как же это получилось, что до сих пор
сам не догадался о проблемах и не поправлял
зашедшую в тупик ситуацию. Судя по тому, как в
последние годы множатся цветные рев олюции,
помощь внутренним искателям справедливости
внешние советчики готовы оказывать не только
печеньками, но и обучая особым социально -
психологическим технологиям. И подобн о тому,
как в сфере пропаганды идёт неустанное
совершенствование техник плюс разра батываются
технологии контрпропаганды, так и в деле поиска
проблемных точек, подбора протестных
социальных групп, осуществлении интернет -
поддержки разворачивается нешуточное
противоборс тво государственных,
внегосударственных, противогосударственных
систем. И могу сознаться, тот факт, что даже сам
термин «протест» доселе не освоен в официальной
справочно -философской литературе, означает
безусловное отставание официальной науки от
«серых» и скрытых в подполье организаций.
Кстати, пришёл на память вот какой сю жет. В 2012 -
м году состоялся один из российских философских
конгрессов. Мне довелось принять участие в его
работе. Выступал там по теме «Россия сегодня:
вялая гражданская вой на». Чуть п огодя полный
текст доклада был опубликован в журнале «Идеи и
идеалы» [4 ] . И вскорости получил я письмо откуда -
то из ФРГ, с предложением на эту же тему провести
ещё более развёрнутое исследование. Я отказался.
Мне тема была болезненна, я и рассу ждал -то о н ей
лишь для желая, чтобы как можно лучше удалось
минимизировать социаль ные риски. Тогда как
заграничные заказчики, рискну предположить, как
раз были бы рады нашим болям и болезням.
Впрочем, отдаю себе отчёт: как врачи нужны
разные, так и по пово ду обществе нного здоровья
объективно требуется складывать усилия разных
гуманитари ев. Не в последнюю очередь этиков.
Основные этические характеристики данного
компонента – Честность, Нравственная оценка .
Поведенческое выражение несогласия,
конечно же, мож ет происход ить очень
56 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
многовариантно. Уважительно и деструктивно.
Тактично и провок ационно. Кто -то несогласие -
осуждение выразит топнув ногой, кто -то будет
стучать каской об асфальт. А кто -то недовольно
скривит лицо или просто поднимет бровь. Ещё кто -
то напи шет книгу « Анти -Дюринг» или выступит в
роли придирчивейшего официального оппонента .
Есть вполне легальные способы выказать своё
несогласие, например, в виде бойкота выборов.
Или, слышал, существует так называемая
«итальянская забастовка», когда сотрудники
стараются п одчёркнуто строго следовать всем -всем
инструкциям. Но согласитесь – все перечисленные
формы явно выглядят культурнее и позитивнее, чем
хлопанье дверью, подмётное письмо, или так
называемая «мирная манифестация, которая
перерастает в беспорядки». К сожалени ю,
последняя формулировка носит вполне обиходный
характер во многих так называемых
цивилизованных странах. Мирный или немирный
характер протеста определяется по самым разным
критериям, и, бывает, не одинаково в разных
оценочных системах координа т. Если люд и в белых
одеждах и с цветами встают в живую цепь вдоль
дороги – им это кажется очень красивым и мирным.
Тогда как другим мирным людям, которые через
перекрытый белоодетыми людьми перекрёсток
хотели бы проехать на троллейбусе по другим
мирным ад ресам, – эта цепь видится уже не так
радужно. Ну и тем более сложно назвать мирной
манифестацию, на которую кто -то идёт, захватив
биту или коктейль Молотова. Да и само словесное
обозначение «невооружённые люди» может
выглядеть как -то ненадёжно. Вспоминаю в иденный
в л етних новостях ролик, где немецкий
полицейский наклоняется над кем -то л ежащим на
асфальте – и вдруг кто -то с разбегу на этого
полицейского прыгает двумя ногами. Насколько
успел разглядеть – прыгун совершенно не был
вооружён! Ни предыстории, ни п ослеистории
эпизод не имел, но озадачил меня он изрядно.
Ключевой синтетической ха рактеристикой данного
компонента следовало бы назвать Справедливость .
Результат – это изначальная ситуация,
изменившаяся в результате взаимодействия прежде
всего субъекта и адресата . Понятно,
взаимодействия могут вести к ладу и к раздору, к
разруливанию и ли к усугублению проблемы, к
полюбовному улаживанию интересов или к
бесцеремонному подавлению интересов оппонента.
Бывает, и что протест остаётся незамеченным. Так,
к примеру , н а первое моё полугодие службы в
армии пришлись какие -то выборы. Не помню
конкре тно, кого -куда нужно было выбирать.
Отчётливо помнится лишь то, что подавляющее
большинство ровесников -курсантов, офицеров и
сверхсрочников спокойно восприняли это событие,
«отдали свой гражданский долг». Но один парень
из нашего взвода, Анатолий К. -П. акт ивно
выступил с протестом. Не захотел участвовать в
этом мероприятии. Помню отчётливо и своё
недоумение по поводу позиции Толика. Ну не
интересны тебе предложенные кандидатур ы –
вычеркн и их имена, поставь минус или ноль в
бюллетене. Твой голос уже будет вы сказан.
Хочешь чего -то большего – выдвигай своих
уважаемых кандидатов, сумей организоваться,
создай партию и так далее. Так или иначе –
принудительности при голосовании ЯВНО НЕ
БЫЛО. Ни кто не стоял над душой при заполнении
бюллетеня. Кстати, уже после демб еля, когда
слышал, что к каким -то участкам избирателей
порой подвозили на автобусах, и на участках
раздавались наборы продуктов – в этих историях я
совершенно не видел полити ческого при нуждения.
И говорил: если бы меня подвезли к участку, а я не
верил бы к андидату – обязательно проголосовал бы
ПРОТИВ. С гарантией, что мой бюллетень никто не
использует иначе. Между прочим, могу признаться:
последние несколько советских лет я пр едпочитал
перед днём выборов зайти на избирательный
участок – и забрать так называ емый
открепительный талон. С тем, чтобы никому не
удалось проголосовать от моего имени. Стопочка
этих талонов себе спокойно накапливалась, пока
советская власть с безальтерна тивными
«вы борами» не канула в небытие. Не скажу, чтобы
очень горжусь подобным тог дашним эскапизмом.
Но в те годы мне было приятно осознавать, что не
кривлю душой, и не участвую в
псевдодемократических процедурах. В идеале,
можно полагать, если ситуация до шла до чьег о бы
то ни было протеста, желательно, чтобы голос
обиженного не срывалс я в крик, и был услышан,
учтён в созидаемой совместно общечеловеческой
культуре. Наиболее значимыми характеристиками
данного компонента являются Лад,
Взаимоуважение и Культур отворчество .
Вместо заключения. Глядя на мир вокруг, на те
события, которые проис ходят в самых отдалённых
и в соседних странах, трудно отделаться от
ощущения, что в технике прогресс наблюдается
нагляднее, чем в межчеловеческих отношениях.
Ведь с колько век ов ни совер шенствуется
демократия, а то и дело даёт серьёзные сбои. В
частности, н икак не научается меньшинство
признавать своё поражение. Вместе с тем хочется
верить: как в здравоохранении удаётся создавать
всё более новые препараты и медоборудования, как
с передвиж ением в пространстве, с обменом
информацией прогресс неопровержим, так и
объединёнными усилиями гуманитарных
дисциплин человечеству удастся минимизировать
риски взаимонепонимания, обид, злоупотреблений.
Осмысление темы протеста – небольшой, но
конкретный в клад в это неуклонное восхождение
общечеловеческой культуры.
ИСПОЛЬЗО ВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Горький М. Жизнь Клима Самгина: Часть 2
//
https://librebook.me/tom_20__jizn _klima_sam gina__
chast_2/vol1/1 – обращение 18.8.20
2. Грех коленопреклонения Шаляпи на //
https://rusplt.ru/society/greh -kolenoprekloneniya -
shalyapina -8537.html – обращени е 18.8.20
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 57
3. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. Т.3. – М.: Гос. издательство
иностранных и национальных словарей, 1956. –
555с.
4. Зимбули А.Е. Россия сегодня: вялая
гражданская война // Идеи и идеалы. Журнал
Сибирского отделения РАН. Т.1. № 4. –
Нов осибирск: Изд -во Сиб. отделения РАН,
2013, С. 49 – 61.
5. Зощенко М.М. Ст акан //
https://ostrovok.de/old/classics/zoshchenko/story052.h
tm – обращение 17.8.20
6. Новая философск ая энциклопедия: в 4
томах. Т. 3. – М.: Мысль, 2010. – 694с.
7. Орлов В.И. Трактат о вдохновенье,
рождающем великие изобретения. – М.: Знание,
1964. – 350с.
8. Словарь и ностранных слов. – М.: Русский
язык, 1990. – С. 510.
9. Словарь по этике. 6 -е изд. – М.: Изд -во
политической литературы, 1989. – 448с.
10. Словарь русского языка: в четырёх томах.
Т.3. – М.: Издательство «Русский язык», 1987. –
750с.
11. Тэффи Н.А. Ностальгия: Расск азы;
Воспоминания. – Л.: Художественная литература,
1991. – 542с.
12. Черных П.Я. Историко -этимол огический
словарь современного русского языка: В 2 т. Т.2. –
М.: Рус. яз., 1999. – 560с.
13. Чуковский К.И. От двух до пяти. – СПб.:
Азбука, Азбука -Аттикус, 2018. – 574с.
14. Этика: Энциклопедический словарь. – М.:
Гардарики, 2001. – 669с.
© А.Е.Зимбули, 2020
октябре – привели к кардинальным переменам в
жизни отдельных людей и обществе в целом.
Утверждение социалистических начал бытия
привело к посте пенному ослаблению влияния
религии на людей, её отмиранию и, напротив,
становлению общ ества массового атеизма. Однако
в 90 -е годы двадцатого столетия произошёл
контрпереворот – реставрация капитализма, а
вместе с тем и реставрация религиозной идеологии.
Эт и события лишний раз подтвердили и при том с
особой наглядностью правоту исходного при нципа
философского материализма: бытие определяет
сознание. Именно с этой точки зрения необходимо
рассматривать историю прошлого и настоящего.
Список литературы
1. Аврелий Августин Блаженный. О граде
Божием. Киев, 1910. Ч. 6.
2. Арнобий. Семь книг «Против языч ников» .
Киев, 1917. – 345 с.
3. Григорий Нисский. Творения. М.:
Типография В. Готье, 1861. Т. 37, ч. 1.
4. Денисов Л. Как проводит душа первые
сорок дней по исходе из тела? – М.: Издательство
А.Д. Ступина, 1900.
5. Деяния Вселенских соборов: Изданные в
русском пере воде п ри Казанской духовной
академии. Т. 5. Казань.: 1868. – 568 с.
6. Иоанн Златоуст. Творения: в 12 т. Т 1. СПб.:
С.-Петерб. духов. акад., 1895.
7. Ириней Лионский. Сочинени я / Изд. в рус.
пер. свящ. П. Преображенским. 2 -е изд. М.: И.Л.
Тузов, 1900. – 559 с.
8. Малино вский Н.П. Очерк православного
догматического богословия. Часть I / Изд. 2 -е.
Типография Св. -Тр. Сергиевой Лавры, Б.Г. – 465 с.
9. Михаил, епископ Астраханский и
Енота евский Основы православного учения о
личном спасении по св. писанию и святоотеческим
высказы ваниям (основы православной
субъективной сотериологии) (Тезисы одноименной
диссертации, представленной на соискание ученой
степени магистра богословия) // Богословс кие
труды. М.: Издание Московской Патриархии, 1973.
10. Ориген. О началах / Пер. с лат. СП б.:
Ам фора, 2000.
11. Палладий Лавсаик. СПб.: Типография Е.
Фишера, 1873. – 310 с.
12. Реверсов И.П. Очерк по западной
апологетической литературе: II–III вв. Казань: 1892.
– 353 с.
13. Рутерфорд И.Ф. Арфа божия: Бесспорное
доказательство того, что миллионы теперь
жив ущих никогда не умрут: Учеб. для
исследователей Библии / [Соч.] И.Ф. Рутерфорда. –
Brooklyn (N. Y.) a. o.: International Bible students
assoc ., 1921. – 375 с.
14. Скворцов К. И. Философия отцов и
учителей церкви: Период апологетов. Киев:
Типография Киевского гу бернского управления,
1868. – 365 с.
15. Тертуллиан Творения. СПб.: Типография
Фишера, 1847. Ч. 1. – 204 с.
УДК 17.021
ПРОТЕСТ: НРАВСТВЕННО -ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
Зимбули А.Е.
доктор философских наук, профес сор, РГПУ,
Санкт -Петербург, РФ
Аннотация
АКТУАЛЬН ОСТЬ. В рамках предлагаемого дискурса констатируется, что даже малым детям
свойственно выражать категорическое несогласие с предъявляемыми требованиями, оценками,
обстоятельст вами. Когда подобное несогласие выражается публично и осознанно, с надеждой измен ить
ситуацию, мы имеем дело с протестом. К сожалению, в современных справочно -философских изданиях
понятие «протест» пока не нашло отражение. Однако универсальность и значимос ть ситуации
обусловливает целесообразность её этического анализа. Автор исходит и з того, что ключевыми
компонентами анализируемой ситуации выступают Субъект, Адресат, Предмет, Контекст,
Переживания, Осмысление, Поведенческое выражение, Результат . На основе метода этического анализа
в статье кратко характеризуются указанные компоненты. В итоге осуществлённого анализа автор
приходит к выводу, что есть все основания надеяться: объединёнными усилиями гуманитарных дисциплин
человечеству удастся миними зировать ри ски взаимонепонимания, обид, злоупотреблений. Осмысление
темы протеста – небольшо й, но конкретный вклад в это неуклонное восхождение общечеловеческой
культуры.
Ключевые слова : Ситуация протеста, субъект, адресат, предмет, контекст, переживания,
осмысление, поведенческое выражение, результат.
«Адвокат Мамаева подал протест на
продлен ие ареста футболиста».
Из СМИ
«Кипит наш разум возмущённый»
А.Я.Коц
«Ничего я на это не ответил , только говорю:
– Тьфу на всех, и на деверя, – говорю, –
тьфу».
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 53
М.Зощенко
Люди , населяющие нашу планету, далеко не
всегда оказываются единодушны в оценках
прошл ого, настоящего и будущего. А даже и во
взгляде на собственные оценки -планы -действия
вовсе не обязательно проявляется устойчивое
одобрение. Наслышан, что с самых первых минут
появления на свет младенцы ведут себя по -разному.
В том числе плачут не одинаково . Кто -то –
жалобно. А кто -то – в состоянии, которое взрослые
люди могли бы назвать гневом. И у ж тем более,
когда речь заходит о том возрасте, когда субъекты
способны включать ся в мир здраво, вменяемо,
ответственно, – они то и дело выражают своё
несогласие с происходящим: с поручениями,
ограничениями, оценками, наградами,
наказаниями, социальными ро лями,
обстоятельствами. Сводки новостей из месяца в
месяц, из года в год пестрят упоминаниями того,
как в самых разных странах, по самым разным
поводам одиночки и группы адресуют свои
протесты властям, начальству, руководящим
инстанциям. Из школьного и пос лешкольного
погружения в отечественную историю нетрудно
множить примеры, которые прямо относятся к
данной теме: оппозиция Андрея Курбского Ивану
Грозному относите льно роли знати в управлении
страной, возмущение бояр по поводу указа Петра I
о налоге на ноше ние бороды, декабрьская акция
1825 года в Петербурге, злополучная процессия,
нап равлявшаяся попом Гапоном к Зимнему дворцу
9 января 1905 года, февральские и октяб рьские
события 1917 -го года. С приходом советской
власти протесты, разумеется, не прекратились . Это
только в не очень умном анекдоте КПСС
расшифровывалась как партия глухих с огласных.
Причём не нужно думать, что активно выражаемое
несогласие бытует лишь в сфере политической.
Куда ни взгляни – в область религиозных
отношений, в науку, юриспруденцию, искусство –
везде видим множество в разной степени
драматичных или продуктивных протестных
ситуаций. Подчеркну: речь идёт именно об открыто
провозглашаемом несог ласии – а не о вооружённом
противодействии. Ведь совершенно очевидно, что
на шкале согласия / несогласия существуют зоны
внутреннего переживания, высказываемой позиции
и пове денчески проявляемого одобрения /
неодобрения. И протест на этой шкале занимает
вполне чётко локализованное место, отличное как
от активной борьбы, так и от самоотверженного
служения. Как ни странно, понятие «протест» в
справочно -философской литературе до настоящего
времени не представлено. Открываю «Новую
философскую энциклопедию». Ест ь там статьи на
темы «Протагор», «Протестантизм»,
«Противоположность в арабо -мусульманской
фил ософии» [6, С. 374 – 377] – понятия «протест»
нет. Заглянем в «Словарь по этике» . Там на букву
«П» в том месте, где могла бы быть статья про
протест, раскрываются понятия «Прогресс
нравственный», «Проституция», «Проступок»,
«Профессиональная этика» [9, С. 275 – 282].
Понятное дело, в мире морали всё удивительно
тесно переплетено, и не нужно иметь семь пядей во
лбу, чтобы проследить возможные смысловые
связи протест а с нравственным прогрессом,
проституцией, проступком, профессиональной
этикой. И всё же ясно при этом, что напрямую тема
протеста авторов -составителей «Словаря» не
заинтерес овала. Осталась тема протеста и вне
внимания издателей книги «Этика:
Энциклопедиче ский словарь». Там приведены
статьи на темы «Пробабилизм», «Проституция»,
«Протагор», «Протест антская этика и дух
капитализма», «Прощение» [14, С. 392 – 397].
В более обиход ных справочниках слово
протест, конечно же, объясняется, вполне
понятным и близким образом. Главный его смысл:
«Решительное возражение против чего -л.,
заявление о несогласии с чем -л., о нежелании чего -
л.» [10, С. 532];
«решительное и категорическое возраже ние,
заявление о несогласии с чем -л.» [8, С. 472];
«открытое, более или менее офиц иальное
выражение резкого несогласия с чем -л.
существенным, решительное возражени е против
чего -л» [12, С. 73];
примерно то же, чётко и доходчиво, писалось
уже в знаменитом «С ловаре» В.И.Даля: «гласное
заявленье несогласия своего, оглашаемое
возраженье, опр овеженье, заявленье о
незаконности какого дела, непризнание,
отрицанье» [3, С. 51 9]. Наверное, словарных
пояснений уже достаточно. Суть явления вполне
зримо обозначена. И пос кольку задачей
предлагаемого рассуждения выступают не история
протеста, не его соц иология, не этнографические
или психологические особенности протестного
поведения , а нравственно -ценностностное его
наполнение, пора перейти к всматриванию в
ситуацию протест а. В этой ситуации вполне
логично выделить основные компоненты: Субъект,
Адресат, Предмет, Контекст, Переживания,
Осмысление, Поведенческое выражение,
Результат. Попробуем поочерёдно самым кратким
образом охарактеризовать указанные компоненты.
Субъект – это тот (или те), кто недоволен
происходящим, кто находит в себе решимость
выразить своё несогласное к нему отношение.
Ясно, что выразителями протеста с точки зрени я
этики нужно считать разумных, свободных,
вменяемых людей. Вздыбленный конь,
упирающийся ишак , или пёс, пытающийся
сорваться с поводка – всё это предмет другого
дискурса, ведь этика изучает исключительно
человеческое поведение и преимущественно
межчеловеч еские взаимоотношения. Стало быть, в
этом контексте субъектами будут индивиды, малые
и большие группы людей, включая
государственные и межгосударственные
объединения. Ведь стро го говоря не только какое -
нибудь «674 -е последнее китайское
предупреждение», но и вводимые по делу и без дела
международные санкции предназначены именно
для выполнения фукнци и протеста: выражают
54 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
несогласие, дают негативную оценку и пытаются
выправить полож ение. Вспоминаю очень
колоритную историю. В СМИ дружно осуждали
правоохранителя, который ударил участницу
какой -то акции. И по телеканалам показывали
несколькисекундный ролик , в котором было чётко
видно движение руки обидчика. А примерно через
неделю проте стующей общественности стал
доступен этот же ролик, обогащённый
несколькисекундн ой предысторией. Оказалось, что
спокойно стоявшего в оцеплении правоохранителя
«обиженная» жен щина раза три огрела сумочкой по
голове. И милиционер отвечал на эти её действия.
Понятно, плохо, что сорвался. Но такая ли уж она
оказывается жертва? Привожу это т случай для
того, чтобы подчеркнуть важность
информированности субъекта о сути событий.
Поско льку сплошь и рядом в роли протестующих
рискуют оказаться отзывчивые, неравнодушны е
люди, которых кто -то просто использует в своих
целях. Много лет назад читал «Ж изнь Клима
Самгина» [1], знак όм с драмой 9 января 1905 -го
года преимущественно по страницам эт ого романа,
и убеждён, что писатель в главном не исказил
произошедшего: в основе в сего там был честный
порыв – и незаслуженный ужас. А уж кто что
конкретно говори л и решал в те дни из власть
имущих – боюсь, для истории уже не так и важно.
Погибших не верну ть. Кстати, зловещим
бумерангом для царской семьи обернулся январь
1905 -го июлем 1 918 -го. Равно как во время
киевского Майдана 2014 -го года среди
действующих лиц были, конечно же, порядочные
люди, честные мечтатели, но не они, к сожалению,
задавали там тон и предопредилили то, к чему
приведёт народное недовольство. Каким окажется
украин ский бумеранг – страшно подумать.
Наиболее существенными этическими
характеристи ками этого компонента выступают
СВОБОДА, ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Адресат – это та и нстанция, действиями
которой возмущаются, или при помощи которой
надеются изменить положение в лучшую сторону.
Уже маленькие дети неплохо ориентируются в том,
ког да и кому адресовать свои просьбы -
недовольства. Высказывание «Я плáчу не тебе, а
тёте Симе» [1 3, С. 20], пожалуй, уже стало
хрестоматийным. К маме, папе, бабушке, старшему
брат у современный ребёнок умеет обращаться по -
разному. Мы, как представляется, серьё зно
недооцениваем адаптивно -адаптационных
способностей собственных детей. Кстати, уже на
приме ре взаимоотношений с детьми очень
наглядно проявляются разновариантные
возражения -протесты, бытующие в социуме. Ведь
совершенно ясно, что недовольство, так сказат ь,
«по горизонтали» заметно отличается от того же
недовольства, но адресованного «наверх» или
«вниз». Существенно разнятся возражения -
недовольства, адресованные людям ближним и
дальним. Отлично и остроумно это было подмечено
в своё время Надеждой Тэффи в р ассказе «Свои и
чужие». Свои – режут правду -матку, чужие – ведут
себя сдержанно -уважительно -пр едупредительно -
заботливо. В частности, автор с улыбкой цитирует
подслушанную в пое зде реплику: «Удивительное
дело! Видите меня первый раз в жизни, а кричите
на ме ня, точно я вам родной брат! Чёрт знает, что
такое!» [11, С. 108]. Юмор юмором, но стоило бы
добавить, что не всё в жизни так просто.
Содержание и форма протеста находится в
зависимости от многих обстоятельств – в
частности, от воспитанности субъекта, его
эгоистичности, развязности, от значимости
адресата и его способности за себя постоять.
Этическ ими характеристиками здесь будут
Уважение, Авторитет, Достоинство .
Предмет – это тот конкретный повод, по
которому субъект решает высказать своё
недовольство адр есату. В неохватном множестве
таких возможных поводов следовало бы упор
сделать на оправданнос ть-объективность – и
случайность -надуманность протеста. Неспроста
ведь в народном фольклоре родилась формула: «Не
хочу в ворота, разбирай забор!» . То есть нужно
вести речь о степени весомости -оправданности
протеста. О том, насколько реальны опасения
субъек та по поводу предполагаемых нововведений.
О том, насколько посильны для него поруч ения.
Насколько непереносимы или терпимы
накопленная усталость, недовольство, ск ука.
Насколько выражаемое недовольство порождено
объективным состоянием субъекта – и насколько
его минутным капризом, взбалмошностью, ленью,
завистью. Второго дня по радио «Эхо Москвы»
зацепил ухом любопытный момент. Ведущие
спрашивают молодую собеседницу: « - А вы в
акциях участвуете?
- Да, во всех!». И грустно, и смешно. И впору
задуматься: нет ли в данной ситуации темы для
раздумий не только социологам, социальным
психологам , но и патопсихологам. Это я ещё
отвлекаюсь от вопроса о проплачивании многих
пр отестных кампаний. Лично для меня куда
симпатичней люди, объединяющиеся для поиска
кого -то пот ерявшегося в лесу, для помощи
бездомным, чем те, кто вечно ищет в окружающей
жизни негатив. Охотно верю, что Валерия
Новодворская была человеком честным и
неравно душным. Но вспоминая те немногие
телесюжеты, которые видел с её участием, могу
только посочувс твовать таким, как она людям: всё -
то их томит, огорчает, делает несчастными. И веч но
они ворчат, всем недовольны. Очевидно,
применительно к предмету – нужно говор ить о
нравственной мере. Плохо бесконечно ворчать -
придираться, но не лучше, если имеют место
невзыскательность, покорность обстоятельствам и
обидам. Этически значимые характери стики здесь,
стало быть, Взыскательность, Самообладание,
Нравственная мера .
Кон текст, обстоятельства, в которых
разворачиваются события, очень важны для
нравственной оценки. Условно говоря, если у меня
не складываются отношения с соседом , со
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 55
сменщиком на рабочем месте, с тёщей, если меня
обсчитали в магазине – вправе ли я свой самый что
ни на есть мирный протест озвучивать всенародно?
Выбегая на сцену Филармонии, на футбольно е поле
во время матча? Вправе ли я делать ни в чём не
повинных окружающих заложник ами самочинно
творимых действий? Уже более ста лет прошло с
того момента, как по стечению обстоятельств на
великого русского певца Ф.И.Шаляпина пала
немилость передовой общес твенности. По
позднейшим описаниям дело обстояло так. 6 января
1911 года певец исп олнял ведущую партию в
«Борисе Годунове». В Мариинском театре
присутствовал царь с домочадцами. В конце оперы,
после многочисленных вызовов Ф.И. уже было
отправился за кулисы , но вдруг раздались крики:
«Гимн! Гимн!», зазвучало «Боже, царя храни...» и
стояв шие на сцене артисты ринулись в сторону
царской ложи, встав перед ней на колени. Шаляпин
в замешательстве тоже встал на колено. Когда дали
занавес, певец получил объяснение о т хористов,
что они решили обратиться к царю с петицией о
прибавке к пенсии. Обращ ение -то было высочайше
принято, хористы ликовали, но на беднягу
Ф.И.Шаляпина, ко торый просто оказался рядом с
просителями, обрушился гнев ближайшего
окружения. «На коленях по лзает перед царём».
«Позор!» «Лакей, мерзавец, предатель!».
Г.В.Плеханов прислал п одаренный ранее портрет
Шаляпина с припиской: «Возвращаю за
ненадобностью» [2].. . И уж конечно не меньше
грусти вызывает клубок событий в сегодняшней
Белоруссии. Многострадал ьной, работящей,
родственной республике. Очень похоже, что кто -то
из соседей, напо добие меня, грустно вздыхает и
молится о преодолении тамошних проблем, а кто -
то без зазрения совести лжёт, провоцирует,
подначивает проигравшее на выборах
меньшинство. Протес ты бытуют в политике, в
науке, искусстве, спорте, в самых разных сферах
жизни. И х арактеристиками применительно к
контексту выступают Справедливость,
Ответственно сть .
Переживания – речь идёт прежде всего о
нравственно -психологических состояниях
субъекта и адресата. Если дело доходит до
публичного выражения недовольства, то понятно,
сос тояния вполне оформлены, обострены. Это
прежде всего обида, раздражённость, доверие или
недоверие, неприязнь, злоба, жалость к себе,
надежда на лучшее. Адресат, тоже очевидно , не
остане тся без эмоций. Тут могут быть сострадание,
жалость, доверие, недоумени е, презрение, гнев,
неприязнь, злоба, благоволение, ненависть.
Вообще же справедливо отмечает В.И.Орлов:
«нужно десять тысяч страниц, чтобы описать
свойства всех возможных сп лавов, полу ченных из
трёх составных частей» [7, С. 126]. А уж что тогда
говорить п ро людей, куда более сложных, чем
сплавы! Особо нужно здесь подчеркнуть
принципиальные различия в переживаниях, целях и
методах разных людей, вовлечённых в данную
ситуацию. О казавшихся в ней волею судеб – или
специально её создающих, будоражащих,
пытающихс я нагреть на ней руки, использовать её
в коммерческих, политических, геополитических
интересах. С точки зрения этики сугубо важно,
чтобы нравственно -психологические переживан ия
всех уча стников ситуации были как можно более
позитиными. Ведь очевидно, что зл ость, зависть,
равнодушие, мелочность, уныние – ничего
хорошего не сулят ни для того, кто их испытывает,
ни для окружающих. Ключевыми этически
значимыми характеристиками здес ь выступают
Сопереживание, Культура чувств.
Осмысление. Всматриваясь в данный
ком понент, нетрудно догадаться: он как никакие
другие предполагает включённость сознания. Это
переживать можно, томясь или витая в облаках, не
находя и не ища слов. Протест же н ужно вырази ть
словесно – причём так доходчиво и чётко, чтобы
адресат понял, о чём идёт речь. Чтобы он проникся
чаяниями субъекта, чтобы его задело за живое и он
усовестился, как же это получилось, что до сих пор
сам не догадался о проблемах и не поправлял
зашедшую в тупик ситуацию. Судя по тому, как в
последние годы множатся цветные рев олюции,
помощь внутренним искателям справедливости
внешние советчики готовы оказывать не только
печеньками, но и обучая особым социально -
психологическим технологиям. И подобн о тому,
как в сфере пропаганды идёт неустанное
совершенствование техник плюс разра батываются
технологии контрпропаганды, так и в деле поиска
проблемных точек, подбора протестных
социальных групп, осуществлении интернет -
поддержки разворачивается нешуточное
противоборс тво государственных,
внегосударственных, противогосударственных
систем. И могу сознаться, тот факт, что даже сам
термин «протест» доселе не освоен в официальной
справочно -философской литературе, означает
безусловное отставание официальной науки от
«серых» и скрытых в подполье организаций.
Кстати, пришёл на память вот какой сю жет. В 2012 -
м году состоялся один из российских философских
конгрессов. Мне довелось принять участие в его
работе. Выступал там по теме «Россия сегодня:
вялая гражданская вой на». Чуть п огодя полный
текст доклада был опубликован в журнале «Идеи и
идеалы» [4 ] . И вскорости получил я письмо откуда -
то из ФРГ, с предложением на эту же тему провести
ещё более развёрнутое исследование. Я отказался.
Мне тема была болезненна, я и рассу ждал -то о н ей
лишь для желая, чтобы как можно лучше удалось
минимизировать социаль ные риски. Тогда как
заграничные заказчики, рискну предположить, как
раз были бы рады нашим болям и болезням.
Впрочем, отдаю себе отчёт: как врачи нужны
разные, так и по пово ду обществе нного здоровья
объективно требуется складывать усилия разных
гуманитари ев. Не в последнюю очередь этиков.
Основные этические характеристики данного
компонента – Честность, Нравственная оценка .
Поведенческое выражение несогласия,
конечно же, мож ет происход ить очень
56 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
многовариантно. Уважительно и деструктивно.
Тактично и провок ационно. Кто -то несогласие -
осуждение выразит топнув ногой, кто -то будет
стучать каской об асфальт. А кто -то недовольно
скривит лицо или просто поднимет бровь. Ещё кто -
то напи шет книгу « Анти -Дюринг» или выступит в
роли придирчивейшего официального оппонента .
Есть вполне легальные способы выказать своё
несогласие, например, в виде бойкота выборов.
Или, слышал, существует так называемая
«итальянская забастовка», когда сотрудники
стараются п одчёркнуто строго следовать всем -всем
инструкциям. Но согласитесь – все перечисленные
формы явно выглядят культурнее и позитивнее, чем
хлопанье дверью, подмётное письмо, или так
называемая «мирная манифестация, которая
перерастает в беспорядки». К сожалени ю,
последняя формулировка носит вполне обиходный
характер во многих так называемых
цивилизованных странах. Мирный или немирный
характер протеста определяется по самым разным
критериям, и, бывает, не одинаково в разных
оценочных системах координа т. Если люд и в белых
одеждах и с цветами встают в живую цепь вдоль
дороги – им это кажется очень красивым и мирным.
Тогда как другим мирным людям, которые через
перекрытый белоодетыми людьми перекрёсток
хотели бы проехать на троллейбусе по другим
мирным ад ресам, – эта цепь видится уже не так
радужно. Ну и тем более сложно назвать мирной
манифестацию, на которую кто -то идёт, захватив
биту или коктейль Молотова. Да и само словесное
обозначение «невооружённые люди» может
выглядеть как -то ненадёжно. Вспоминаю в иденный
в л етних новостях ролик, где немецкий
полицейский наклоняется над кем -то л ежащим на
асфальте – и вдруг кто -то с разбегу на этого
полицейского прыгает двумя ногами. Насколько
успел разглядеть – прыгун совершенно не был
вооружён! Ни предыстории, ни п ослеистории
эпизод не имел, но озадачил меня он изрядно.
Ключевой синтетической ха рактеристикой данного
компонента следовало бы назвать Справедливость .
Результат – это изначальная ситуация,
изменившаяся в результате взаимодействия прежде
всего субъекта и адресата . Понятно,
взаимодействия могут вести к ладу и к раздору, к
разруливанию и ли к усугублению проблемы, к
полюбовному улаживанию интересов или к
бесцеремонному подавлению интересов оппонента.
Бывает, и что протест остаётся незамеченным. Так,
к примеру , н а первое моё полугодие службы в
армии пришлись какие -то выборы. Не помню
конкре тно, кого -куда нужно было выбирать.
Отчётливо помнится лишь то, что подавляющее
большинство ровесников -курсантов, офицеров и
сверхсрочников спокойно восприняли это событие,
«отдали свой гражданский долг». Но один парень
из нашего взвода, Анатолий К. -П. акт ивно
выступил с протестом. Не захотел участвовать в
этом мероприятии. Помню отчётливо и своё
недоумение по поводу позиции Толика. Ну не
интересны тебе предложенные кандидатур ы –
вычеркн и их имена, поставь минус или ноль в
бюллетене. Твой голос уже будет вы сказан.
Хочешь чего -то большего – выдвигай своих
уважаемых кандидатов, сумей организоваться,
создай партию и так далее. Так или иначе –
принудительности при голосовании ЯВНО НЕ
БЫЛО. Ни кто не стоял над душой при заполнении
бюллетеня. Кстати, уже после демб еля, когда
слышал, что к каким -то участкам избирателей
порой подвозили на автобусах, и на участках
раздавались наборы продуктов – в этих историях я
совершенно не видел полити ческого при нуждения.
И говорил: если бы меня подвезли к участку, а я не
верил бы к андидату – обязательно проголосовал бы
ПРОТИВ. С гарантией, что мой бюллетень никто не
использует иначе. Между прочим, могу признаться:
последние несколько советских лет я пр едпочитал
перед днём выборов зайти на избирательный
участок – и забрать так называ емый
открепительный талон. С тем, чтобы никому не
удалось проголосовать от моего имени. Стопочка
этих талонов себе спокойно накапливалась, пока
советская власть с безальтерна тивными
«вы борами» не канула в небытие. Не скажу, чтобы
очень горжусь подобным тог дашним эскапизмом.
Но в те годы мне было приятно осознавать, что не
кривлю душой, и не участвую в
псевдодемократических процедурах. В идеале,
можно полагать, если ситуация до шла до чьег о бы
то ни было протеста, желательно, чтобы голос
обиженного не срывалс я в крик, и был услышан,
учтён в созидаемой совместно общечеловеческой
культуре. Наиболее значимыми характеристиками
данного компонента являются Лад,
Взаимоуважение и Культур отворчество .
Вместо заключения. Глядя на мир вокруг, на те
события, которые проис ходят в самых отдалённых
и в соседних странах, трудно отделаться от
ощущения, что в технике прогресс наблюдается
нагляднее, чем в межчеловеческих отношениях.
Ведь с колько век ов ни совер шенствуется
демократия, а то и дело даёт серьёзные сбои. В
частности, н икак не научается меньшинство
признавать своё поражение. Вместе с тем хочется
верить: как в здравоохранении удаётся создавать
всё более новые препараты и медоборудования, как
с передвиж ением в пространстве, с обменом
информацией прогресс неопровержим, так и
объединёнными усилиями гуманитарных
дисциплин человечеству удастся минимизировать
риски взаимонепонимания, обид, злоупотреблений.
Осмысление темы протеста – небольшой, но
конкретный в клад в это неуклонное восхождение
общечеловеческой культуры.
ИСПОЛЬЗО ВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Горький М. Жизнь Клима Самгина: Часть 2
//
https://librebook.me/tom_20__jizn _klima_sam gina__
chast_2/vol1/1 – обращение 18.8.20
2. Грех коленопреклонения Шаляпи на //
https://rusplt.ru/society/greh -kolenoprekloneniya -
shalyapina -8537.html – обращени е 18.8.20
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 57
3. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. Т.3. – М.: Гос. издательство
иностранных и национальных словарей, 1956. –
555с.
4. Зимбули А.Е. Россия сегодня: вялая
гражданская война // Идеи и идеалы. Журнал
Сибирского отделения РАН. Т.1. № 4. –
Нов осибирск: Изд -во Сиб. отделения РАН,
2013, С. 49 – 61.
5. Зощенко М.М. Ст акан //
https://ostrovok.de/old/classics/zoshchenko/story052.h
tm – обращение 17.8.20
6. Новая философск ая энциклопедия: в 4
томах. Т. 3. – М.: Мысль, 2010. – 694с.
7. Орлов В.И. Трактат о вдохновенье,
рождающем великие изобретения. – М.: Знание,
1964. – 350с.
8. Словарь и ностранных слов. – М.: Русский
язык, 1990. – С. 510.
9. Словарь по этике. 6 -е изд. – М.: Изд -во
политической литературы, 1989. – 448с.
10. Словарь русского языка: в четырёх томах.
Т.3. – М.: Издательство «Русский язык», 1987. –
750с.
11. Тэффи Н.А. Ностальгия: Расск азы;
Воспоминания. – Л.: Художественная литература,
1991. – 542с.
12. Черных П.Я. Историко -этимол огический
словарь современного русского языка: В 2 т. Т.2. –
М.: Рус. яз., 1999. – 560с.
13. Чуковский К.И. От двух до пяти. – СПб.:
Азбука, Азбука -Аттикус, 2018. – 574с.
14. Этика: Энциклопедический словарь. – М.:
Гардарики, 2001. – 669с.
© А.Е.Зимбули, 2020