РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (44-45)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
53,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
44-45
Автор:
Авилкина Анна Анатольевна
Владивостокский Государственный университет Экономики и сервиса , Владивосток
Владивостокский Государственный университет Экономики и сервиса , Владивосток
Анотация: В статье рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и признаков государства в правовых учениях мыслителей средних веков и нового времени
Ключевые слова:
государство;
признаки государства; сущность государства; средние века; новое время;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Град Земной и Град Божий (политические воззрения Аврелия Августина).[Электронный ресурс] https://texts.news/filosofiya-politikiknigi/grad-zemnoy-grad-bojiy-politicheskie18662.html. 2. Локк Джон. Сочинения. Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – 668 с.
3. Руссо Ж.-Ж. Трактаты.-М.: Наука, 1969.704с.
4. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: о государстве; о законах / Сост. И.Н.
Веселовский, В.О. Горенштейн, С.Л. Утченко. Отв. ред. С.Л. Утченко. –М., 1994. – 223 с.
44 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕ ДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАР СТВЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВ ЕКОВЬЯ И
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Авилкина Анна Анатольевна
аспирант
Владивостокский Государственный университет Экономики и сервиса
г. Владивосток
THE DEVELOPMENT OF S CIENTIFIC IDEAS ABOU T THE STATE IN THE M IDDLE AGES AND
MODERN TIMES
Avilkina Anna Anatolievna
graduate student
Vladivostok State University of Economics and Service
Vladivostok city
Аннотация
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и признаков государства в
правовых учениях мыслителей средних веков и нового времени
Abstract
The article discusses various approaches to understa nding the essence and characteristics of the state in the
legal teachings of thinkers of the Middle Ages and modern times
Ключевые слова: государство; признаки государства; сущность государства; средние века; новое
время.
Keywords: state; signs of state; essence of state; state; middle ages; modern times.
Каждая эпоха вкладывала свой смысл в
понимание сущности и признаков государства.
Так трактаты средневековья носили
исключительно божественный характер, ставя
перед собой цель закрепить доминирующее
по ложение Церкви перед светской властью.
Первое сформированное системное учение
средних веков принадлежало Иоанну
Солсберрийскому. В своем трактате «Поликратус»
он определял государя, как главы госуд арства,
наделенного церковью властью от Бога. Государь
пок орен законам и представляет общество, являясь
слугой народа и рабом справедливости.
Сообразно Плутарху философ предложил
рассматривать государство, как человеческое тело,
в котором первична душа – служение Богу, так и
«государь занимает в государстве место головы и
подчиняется только Богу», сенат занимает место
сердца, «откуда идут начала благих и злых дел,
ушей и языка принадлежат судьям и наместникам».
В свою очередь чиновники и воины определены
сообразно их роли напоминают руки, а земледельца
– ноги.
Пре дставления Иоанна Солсберрийского о
государстве выступили в качестве
фундаментальной основы формирования мысли о
государстве на заре Средних Веков.
В отличие от предшественников доктор
богословия Фо ма Аквинский в своих толкованиях о
государстве обращался к античной мысли, в
частности к Аристотелю. Человек здесь
рассматривался как существо разумное,
обладающее свободной волей, «существо
политическое». В свою очередь государство
трактовалось как соверш енный союз,
формируемый в целях достижения общего блага,
обеспечения условия достойной и разумной жизни.
Результаты трудов мыслителей эпохи Средних
веков в отношении трактовки понимания категории
государства, механизмов управления выступили
следствием влияния религиозных институтов на
общественное сознание, полит ические и правовые
учения.
Но уже позднее средневековье ознаменовалось
ослаблением роли церкви и переосмысления роли
государства.
Происходящие изменения данного периода
ярко проявили сь в труде Марсилия Падуанского
"Защитник мира", где была предложена
само стоятельная концепция светской
государственной власти отделенной от церкви.
Государство стало рассматриваться как "союз
самодостаточных, разумных и опытных людей,
объединенных, чтобы хорошо жить". [1]
Таким образом в эпоху позднего
средневековья было залож ена основа для
формирования самостоятельного, светского
института государства, создана основа для
формирования представлений о демократическом
политическом строе общества в новое врем я.
Значительное влияние на последующее
развитие политико -правовой мысли оказали труды
Н. Макиавелли. Как историк и политик он выступал
против теологических представлений о государстве
и политике, характерных мыслителям Средних
веков. Для обозначения госуд арства к античной
гражданской общине и республике Цицерона, он
вводит тер мин Stato – политически организованное
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 45
общество, организованная власть, институты,
наличие юстиции и права. Происходит
обособление политической власти от гражданской
общины.
Высшей ц елью мыслитель определил «интерес
государства», подчиняющий себе все инте ресы
общества, в том числе формирование незыблемой
государственной власти и действие во имя
государственной пользы.
Н.Макиавелли первый охарактеризовал
государство как центральную и н езависимую
политическую власть, выделив основные признаки
государства: су веренитет, территорию,
опирающуюся на войске и законах.
Существенный вклад в трактовку природы, и
функций государства сформировали голландские
мыслители периода Г. Гроций и Б. Спиноз а.
Г. Гроций, как и Цицерон, определял
государство, как "соединение многи х людей,
связанных между собою согласием в вопросах
права и общностью интересов". [4]
Реализуя рациональный подход к проблемам
государства в «Политическом трактате» Б. Спиноза
дает тр актовку дефиниции через её цель. Так
государство есть формирование, наход ящееся в
ведении верховной власти, созданное для
формирования, трактовки и отмены законов,
свершения правосудия, избрания должностных
лиц, наделенное правом определения вопросов
диску ссионных вопросов справедливости, добра
зла и других категорий.
Труды дан ных мыслителей легли в основу
доктрины естественного права, сформированную
на основах концепции рационализма, которая
включила в себя принципы гражданского
общества, постулаты о равен стве людей.
Так в рассматриваемый период появляется
концепция "общественн ого договора" суть которой
сводится, что люди взамен на закон и порядок,
отказываются от своих "естественных прав" и
заключают договор о создании государства.
Ярким представителем да нной концепции
являлся Томас Гоббс. В своем труде "Левиафан"
мыслитель об основывает необходимость перехода
из "естественного" в "гражданское состояние"
народа путем заключения договора, определяя
государство как особую ассоциацию людей,
созданную генеральн ым контрактом, согласно
которому они обязуются подчиняться единой воле,
а не сопротивляться ей.
Выдающийся английский философ и политик
Джон Локк считается основателем политической
доктрины либерализма, считая что естетственные
права человека являются нео тделимыми, и не могут
передаваться правителю.
В «Двух трактатах о правит ельстве» Локк
выступает с критикой неограниченного характере
государственной власти, полагая, что
государственная власть не может носить
абсолютный характер и является несовместимой с
гражданским обществом.[2]
Английский философ внес неоценимый вклад
в да льнейшее развитие политико -правовой мысли
выделив такие понятия как личность, государство и
общество.
Философ эпохи Просвещения Жан -Жак Руссо,
рассматривал государство через призму к лассового
подхода, где ведущую роль в образовании
государства отдавал заж иточносу классу, которые
создали данный институ преследуя свои корыстные
цели. [3]
Ш. -Л.Монтескье разработал терию разделения
властей на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную, что гарантирует
защиту гражданам от произвола. Регулятором
обще ственных отношений в государстве выступает
право.
Но несмотря на установление понимание
государства как специального института, многие
мыслители того времени продолжают
рассматривать государство через призму
социальных отношений, размышлять о роли
индивида в государстве, и баланса отношений
общего и частного, формировать модели
нравственно идеалистического понимания
государства.
Яркими представителями социалистического
направления в р ассматриваемый период являются
Томас Мор и Томаззо Компанелла.
В своих п роизведения "Город Солнца" и
"Утопия" авторами рисуется воображаемая картина
города -государства, отсутствие частной
собственности, где общественные интересы
давлеют над частным, а инд ивид растворяется в
государстве поскольку является его частью, где
реглам ентации государства подвергаются все
стороны жизни: общение, здоровье, воспитание
детей.
Где интересы государства стоят на первом
месте нежели интересы отдельного индивида.
Данное на правление получило развитие в
дальнейшем в политических учениях социалист ов.
Таким образом в период Нового времени
дефиниция государства претерпела существенное
переосмысление. Государство стало определяться
как централизованная независимая политическая
власть, распространяющаяся на определенную
территорию и опирающееся на вой ско и законы.
Но при всем при этом в рассматриваемые
эпохи прослеживалось одно назначение
государства обеспечении общего блага индивидов.
Литература :
1. Град Земной и Град Божий ( политические
воззрения Аврелия Августина).[Электронный
ресурс] https://texts.news/filosofiya -politiki -
knigi/grad -zemnoy -grad -bojiy -politicheskie -
18 662.html .
2. Локк Джон. Сочинения. Т. 3. – М.: Мысль,
1988. – 668 с.
3. Руссо Ж. -Ж. Трактаты. -М.: Наука, 1969. -
704с.
4. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: о
государстве; о законах / Сост. И.Н.
Веселовский, В.О. Горенштейн, С.Л. Утченко.
Отв. ред. С.Л. Утченко. –М., 1994. – 223 с.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕ ДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАР СТВЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВ ЕКОВЬЯ И
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Авилкина Анна Анатольевна
аспирант
Владивостокский Государственный университет Экономики и сервиса
г. Владивосток
THE DEVELOPMENT OF S CIENTIFIC IDEAS ABOU T THE STATE IN THE M IDDLE AGES AND
MODERN TIMES
Avilkina Anna Anatolievna
graduate student
Vladivostok State University of Economics and Service
Vladivostok city
Аннотация
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию сущности и признаков государства в
правовых учениях мыслителей средних веков и нового времени
Abstract
The article discusses various approaches to understa nding the essence and characteristics of the state in the
legal teachings of thinkers of the Middle Ages and modern times
Ключевые слова: государство; признаки государства; сущность государства; средние века; новое
время.
Keywords: state; signs of state; essence of state; state; middle ages; modern times.
Каждая эпоха вкладывала свой смысл в
понимание сущности и признаков государства.
Так трактаты средневековья носили
исключительно божественный характер, ставя
перед собой цель закрепить доминирующее
по ложение Церкви перед светской властью.
Первое сформированное системное учение
средних веков принадлежало Иоанну
Солсберрийскому. В своем трактате «Поликратус»
он определял государя, как главы госуд арства,
наделенного церковью властью от Бога. Государь
пок орен законам и представляет общество, являясь
слугой народа и рабом справедливости.
Сообразно Плутарху философ предложил
рассматривать государство, как человеческое тело,
в котором первична душа – служение Богу, так и
«государь занимает в государстве место головы и
подчиняется только Богу», сенат занимает место
сердца, «откуда идут начала благих и злых дел,
ушей и языка принадлежат судьям и наместникам».
В свою очередь чиновники и воины определены
сообразно их роли напоминают руки, а земледельца
– ноги.
Пре дставления Иоанна Солсберрийского о
государстве выступили в качестве
фундаментальной основы формирования мысли о
государстве на заре Средних Веков.
В отличие от предшественников доктор
богословия Фо ма Аквинский в своих толкованиях о
государстве обращался к античной мысли, в
частности к Аристотелю. Человек здесь
рассматривался как существо разумное,
обладающее свободной волей, «существо
политическое». В свою очередь государство
трактовалось как соверш енный союз,
формируемый в целях достижения общего блага,
обеспечения условия достойной и разумной жизни.
Результаты трудов мыслителей эпохи Средних
веков в отношении трактовки понимания категории
государства, механизмов управления выступили
следствием влияния религиозных институтов на
общественное сознание, полит ические и правовые
учения.
Но уже позднее средневековье ознаменовалось
ослаблением роли церкви и переосмысления роли
государства.
Происходящие изменения данного периода
ярко проявили сь в труде Марсилия Падуанского
"Защитник мира", где была предложена
само стоятельная концепция светской
государственной власти отделенной от церкви.
Государство стало рассматриваться как "союз
самодостаточных, разумных и опытных людей,
объединенных, чтобы хорошо жить". [1]
Таким образом в эпоху позднего
средневековья было залож ена основа для
формирования самостоятельного, светского
института государства, создана основа для
формирования представлений о демократическом
политическом строе общества в новое врем я.
Значительное влияние на последующее
развитие политико -правовой мысли оказали труды
Н. Макиавелли. Как историк и политик он выступал
против теологических представлений о государстве
и политике, характерных мыслителям Средних
веков. Для обозначения госуд арства к античной
гражданской общине и республике Цицерона, он
вводит тер мин Stato – политически организованное
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 45
общество, организованная власть, институты,
наличие юстиции и права. Происходит
обособление политической власти от гражданской
общины.
Высшей ц елью мыслитель определил «интерес
государства», подчиняющий себе все инте ресы
общества, в том числе формирование незыблемой
государственной власти и действие во имя
государственной пользы.
Н.Макиавелли первый охарактеризовал
государство как центральную и н езависимую
политическую власть, выделив основные признаки
государства: су веренитет, территорию,
опирающуюся на войске и законах.
Существенный вклад в трактовку природы, и
функций государства сформировали голландские
мыслители периода Г. Гроций и Б. Спиноз а.
Г. Гроций, как и Цицерон, определял
государство, как "соединение многи х людей,
связанных между собою согласием в вопросах
права и общностью интересов". [4]
Реализуя рациональный подход к проблемам
государства в «Политическом трактате» Б. Спиноза
дает тр актовку дефиниции через её цель. Так
государство есть формирование, наход ящееся в
ведении верховной власти, созданное для
формирования, трактовки и отмены законов,
свершения правосудия, избрания должностных
лиц, наделенное правом определения вопросов
диску ссионных вопросов справедливости, добра
зла и других категорий.
Труды дан ных мыслителей легли в основу
доктрины естественного права, сформированную
на основах концепции рационализма, которая
включила в себя принципы гражданского
общества, постулаты о равен стве людей.
Так в рассматриваемый период появляется
концепция "общественн ого договора" суть которой
сводится, что люди взамен на закон и порядок,
отказываются от своих "естественных прав" и
заключают договор о создании государства.
Ярким представителем да нной концепции
являлся Томас Гоббс. В своем труде "Левиафан"
мыслитель об основывает необходимость перехода
из "естественного" в "гражданское состояние"
народа путем заключения договора, определяя
государство как особую ассоциацию людей,
созданную генеральн ым контрактом, согласно
которому они обязуются подчиняться единой воле,
а не сопротивляться ей.
Выдающийся английский философ и политик
Джон Локк считается основателем политической
доктрины либерализма, считая что естетственные
права человека являются нео тделимыми, и не могут
передаваться правителю.
В «Двух трактатах о правит ельстве» Локк
выступает с критикой неограниченного характере
государственной власти, полагая, что
государственная власть не может носить
абсолютный характер и является несовместимой с
гражданским обществом.[2]
Английский философ внес неоценимый вклад
в да льнейшее развитие политико -правовой мысли
выделив такие понятия как личность, государство и
общество.
Философ эпохи Просвещения Жан -Жак Руссо,
рассматривал государство через призму к лассового
подхода, где ведущую роль в образовании
государства отдавал заж иточносу классу, которые
создали данный институ преследуя свои корыстные
цели. [3]
Ш. -Л.Монтескье разработал терию разделения
властей на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную, что гарантирует
защиту гражданам от произвола. Регулятором
обще ственных отношений в государстве выступает
право.
Но несмотря на установление понимание
государства как специального института, многие
мыслители того времени продолжают
рассматривать государство через призму
социальных отношений, размышлять о роли
индивида в государстве, и баланса отношений
общего и частного, формировать модели
нравственно идеалистического понимания
государства.
Яркими представителями социалистического
направления в р ассматриваемый период являются
Томас Мор и Томаззо Компанелла.
В своих п роизведения "Город Солнца" и
"Утопия" авторами рисуется воображаемая картина
города -государства, отсутствие частной
собственности, где общественные интересы
давлеют над частным, а инд ивид растворяется в
государстве поскольку является его частью, где
реглам ентации государства подвергаются все
стороны жизни: общение, здоровье, воспитание
детей.
Где интересы государства стоят на первом
месте нежели интересы отдельного индивида.
Данное на правление получило развитие в
дальнейшем в политических учениях социалист ов.
Таким образом в период Нового времени
дефиниция государства претерпела существенное
переосмысление. Государство стало определяться
как централизованная независимая политическая
власть, распространяющаяся на определенную
территорию и опирающееся на вой ско и законы.
Но при всем при этом в рассматриваемые
эпохи прослеживалось одно назначение
государства обеспечении общего блага индивидов.
Литература :
1. Град Земной и Град Божий ( политические
воззрения Аврелия Августина).[Электронный
ресурс] https://texts.news/filosofiya -politiki -
knigi/grad -zemnoy -grad -bojiy -politicheskie -
18 662.html .
2. Локк Джон. Сочинения. Т. 3. – М.: Мысль,
1988. – 668 с.
3. Руссо Ж. -Ж. Трактаты. -М.: Наука, 1969. -
704с.
4. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: о
государстве; о законах / Сост. И.Н.
Веселовский, В.О. Горенштейн, С.Л. Утченко.
Отв. ред. С.Л. Утченко. –М., 1994. – 223 с.