Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ, РЕФЛЕКСИВНЫЙ И ПРОДУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАЛОГА (54-59)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.54.204
Дата публикации статьи в журнале: 2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 54, Том: 3, Страницы в выпуске: 54-59
Автор: Третьякова К.А.
Старший преподаватель, МГТУ МИРЭА, Москва, Россия
Анотация: В статье раскрывается представление автора понятия тезиса «педагогика, как область диалогического поиска». В данной теме это прежде всего, предпосылка и основание диалогического взаимодействия познавательных практик. Она рассматривается как передача информации в профессиональном общении.
Ключевые слова: Информационный; диалог; рефлексивный; педагогика; инженерное образование;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Александров А.А., Фёдоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня // Высшее образование в России. 2013 №12. С. 3–8. 2. Вербицкий А.А. О категориальном аппара те теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 57-67 3. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философия науки. – М.: Канон+, 2009. – 281 с. 4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. – М.: Академия, 2011. 5. Краевский В.В. Философия образования – вместо педагогической теории или вместе с ней? / Краевский В.В. // Труды научного семинара «Философия – образование – общество» Т. 1, - М.:, 2004. – С. 6. Похолков Ю.П., Агранович Б.А. Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования в России в условиях новой индустриализации: проблемы, цели, вызовы // Инженерное образование. 2012 №9. С. 5−11. 7. Современное инженерное образование (аналитический доклад). СПб.: ФГОУ ВПО «СПбГПУ», 2012 79 с. 8. Тульчинская Я.И., Курочкин Д.С. Методика оценки уровня технологического уклада страны, 2013 – 20-27 с.
54 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕК Т ПРОБЛЕМЫ: ИНФОРМАЦ ИОННЫЙ, РЕФЛЕКСИВНЫЙ И
ПРОДУКТИВН ЫЙ П ОТЕНЦИАЛ НАУЧНО -ПЕДА ГОГИЧЕСКОГО ДИАЛОГА.

Третьякова К.А.
Старший преподаватель МГТУ МИРЭА,
Москва, Россия

CONTENT ASPECT OF TH E PROBLEM: INFORMATI ONAL, REF LECTIVE AND PRODUCTIVE
POTENT IAL OF SCIENTIFIC AN D PEDAGOGICAL DIALOG UE.

Tretyakova K. A.
Senior lecturer MIREA MSTU,
Moscow, Russia
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.204
Аннотация
В статье раскрывается представление автора понятия тезиса «педагогика, как область диалогич еского
поиска». В данной теме это прежде всего, предпосылка и основание диалогического взаимодействия
познавательных практик. Она рассматривается как передача информации в профессиональном общении .
Annotation
The article reveals the author's idea of the c oncept of the thesis "pedagog y as a field of dialogical search". In
this topic, it is primarily a prerequisite and basis for the dialogical interaction of cognitive practices. It is considered
as the transfer of information in professional communic ation.
Ключевые слова : Информационн ый, диалог, рефлексивный, педагогика, инженерное образование.
Keywords : Information, dialogue, reflexive, pedagogy, engineering education.

Приступая к раскрытию заявленной в заглавии
проблемы, мы прежде всего считаем не обходимы м
представить авторское поним ание тезиса
«педагогика как область диалогического поиска» --
оно может быть позиционировано рядом
положений:
1. Педагогика как область научного знания
сегодня находится в стадии формирования, -
например, еще очень дал еко до д остижения
однозначности в тра ктовке базовых терминов: а)
масса таких терминов обросла «версиями» и
сегодня в научном обиходе несколько десятков
версий компетентного подхода, еще больше –
личностно -деятельностного; такой же
множественностью трактово к характ еризуется
термин «проблемное обучение» и многие другие; б)
масса различных терминов часто используется для
обозначения одних и тех же педагогических
объектов и феноменов (педагогическая поддержка,
педагогическое сопровождение, педагогическая
фасили тация и т.д.).
Помимо этого, многие а вторы (особенно
начинающие) пытаются всяческими путями ввести
в научно -педагогический оборот новые термины,
содержательные поля которых либо перекрывают
аналогичные поля для уже существующих в
обиходе терминов, либо пре длагаемы е трактовки
резко противореча т устоявшимся и давно
использующимся.
В таких условиях начинающий автор
нуждается в консультации наставника, в
обсуждении особенностей конкретных
терминологически затруднительных или
несообразных ситуаций с коллегами по
исследо вательской деятельности и т.п .
2. В педагогике сегодня есть значительные
методологические трудности: а) например, нет
однозначного определения способов перехода от
концептуальной модели исследуемого феномена к
нормативно -методической (фактически от общих
теоретических представлений об образовательных
феноменах к конкретно -методическим «акциям»,
конкретным способам организации деятельности
педагога и обучаемых); б) нет четких методик и
«рецептур» экспериментального исследования,
математической обрабо тки и ин терпретации
получаемых резуль татов, а следовательно, иногда
очень трудно сделать выводы о целесообразности
рекомендаций о внедрении тех или иных методик в
образовательный процесс. В таких обстоятельствах
диалог между исследователями в области
образ ования и педагогики, педагогами -практ иками
– одно из необходимых условий эффективного
функционирования педагогики как области
социогуманитарного знания и социальной
практики.
3. Ко всему описанному выше прибавляется
еще ряд серьезных обстоятельств «в польз у»
широк омасштабного и многоаспектног о диалога в
научно -образовательном социуме. Одно из них
связано с повышенной «чувствительностью»
педагогики и образования к динамичному
социальному заказу, с одной стороны, и с
повсеместно декларируемой и объективно
обу словленн ой инерционностью педагогичес кой
науки и практики – образовательная система во
многих сегментах серьезно отстает от требований,
предъявляемых обществом к уровню компетенции
выпускников средних школ, системы начального
среднего и высшего профессиона льного
образования, а также слушателе й системы
дополнительного профессионального образования.
Отчасти это приводит (особенно в последние два
десятилетия) к попыткам волюнтаристской,
«экспрессной» модернизации различных
образовательных структур – без серьез ного нау чно -

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 55
теоретического обосновани я, что приносит в
образовательный социум в подавляющем
большинстве случаев резкий негатив, а иногда
способствует его прямой деградации.
В качестве конкретного примера,
проектирующего все это в плоскость диалога,
приведе м пробле му инженерного образования и
сошлемся на авторов статьи [3] Х.Г.Тхагапчоева и
М.М.Яхутлова, утверждающих, в частности, что
дискурс об инженерном образовании имеет одну
особенность: оценки различных авторов по поводу
его состояния в нашем отечестве сильно р азнятся,
порой – полярно. Так , авторы из МГТУ им.
Н.Э.Баумана утверждают, что сегодня «лучшие
российские технические университеты находятся
на уровне ведущих инженерных центров мира» [1].
Другие же убеждены, что инженерное образование
у нас находит ся в глу боком кризисе [6] и для его
преодоления недостаточно усилий самой сферы
образования, -- необходимы государственные меры
стратегического плана: реиндустриализация
России, принятие закона об инженерной
деятельности, выработка национальной концепции
инженерно го образования и др. Эти идеи
разделяются и авторами аналитического доклада
«Современное инженерное образование [7].
Разумеется, противоречия и расхождения в
позициях и оценках неизбежны в любом дискурсе,
более того – именно они являются «драйверо м»
поиск а решений. Отчасти так происх одит и в
данном случае, ведь в ходе полемики предлагаются
различные механизмы решения проблем
инженерного образования. Однако если учитывать,
что за разными позициями стоят лидеры и
известные профессионалы российского
инженерно го образования, то очевидно, что
концептуальные нестыковки являют собой
свидетельство необходимости многопланового,
глубокого научно -педагогического диалога по
перечисленным острым проблемам.
Раскрывая это чуть более подробно, отметим,
что такие ди алоги ин огда происходят, но к
большом у сожалению, их итогом становятся
односторонние, не учитывающие многоаспектного
характера обсуждаемых проблем выводы и
рекомендации.
Что касается инженерного образования, то в
частности, сегодня всё более ясной становит ся
такая мысль: необоснованной предст авляется и
активно отстаиваемая в последних дискуссиях
мысль о доминирующей роли вызовов
инновационной экономики в адрес инженерного
образования. Ведь суть и облик инновационной
экономики трактуются далеко не однозначно .
Зачаст ую под инновационной понимает ся лишь
экономика «общества знаний», основанная на
технологиях микроэлектроники, генной
инженерии, производства новых видов энергии, на
нанотехнологиях и наносистемной технике; на
конвергентных «нано -био -инфо -когнитивны й
(НБИК) » технологиях [8]. Но дело в том, что в
экономике современной России доля этих
технологий пока не дотягивает и до 10%. Может ли
стратегия подготовки инженера в стране
ориентироваться лишь на столь незначительный
сектор экономики, строиться только в его
инт ересах?
Разумеется, никто не призывает к
консерватизму и, конечно же, не требует поставить
судьбу инженерного образования в зависимость от
технологического отставания большинства
отраслей российской экономики. Речь идет о том,
что существует и иное пониман ие инновационной
экономики: э то «экономика, способная эффективно
использовать любые полезные для общества и его
прогресса инновации – патенты, лицензии,
достижения науки, технологические ноу -хау» [2].
Очевидно, что именно такой взгляд на меру
иннов ационнос ти экономики может быть основ ой
стратегии образования для многих (если не
большинства) инженерных направлений.
Таким образом, речь идет о взвешенном учете
множества факторов, влияющих на характер
протекания исследуемого образовательного
феномена – в логике глубокого проспекционного
анализа последствий как кардинального изменения
образовательных парадигм, так и вытекающих из
этого конкретных методико -технологических
решений. Одним из возможных методов такой
деятельности является научно -педагогический
диалог.
4. Рассматривая особенности педагогического
поиска в логике диалога, следует отметить еще
одно не менее важное (чем перечисленные выше)
обстоятельство: педагогика и система образования
очень «чувствительны» к социуму и в другом
аспекте, который с вязан с противоречием между
традицион но декларировавшимися педагогикой
идеалами добра, справедливости и других
общечеловеческих ценностей и массовым
проявлением в социуме абсолютно
противоположного (зла, насилия, экстремизма и
т.п.), вдобавок ко всему усер дно куль тивируемого
СМИ. Все это пози ционирует необходимость
широкого диалога, обсуждающего то, каким
образом подрастающее или профессионально
обучающееся поколение должно ориентироваться в
таком социуме, добиваясь личностной, социальной
и профессиональной реализа ции.
Таким образом, особеннос ти педагогического
исследования как области, в которой целесообразен
научно -практический диалог, связаны: а) с
трудным и неоднозначным процессом становления
педагогической науки, претендующей на право
выработки ориентир ов для с оответствующего
сегмента соци альной практики (образовательного
процесса); б) с необходимостью представления
научно -педагогическим сообществом научно
обоснованных и практически продуктивных
решений проблем, связанных с отставанием
системы образовани я от поз итивно ценных
требований соци ального заказа; в) с
необходимостью «приведения к общему
педагогическому знаменателю» системы
общечеловеческих ценностей и тех сегментов

56 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
социальной жизни, которые противостоят их
реализации.
Рассмотрим далее выявленную нами
тип ологию научно -педагогических диалогов. По
численности участников целесообразно, с нашей
точки зрения, выделить диалоги и полилоги, когда
в обсуждение включаются одновременно
несколько участников или целая аудитория. Это, в
частности, поз воляет выделить уст ный
конференционный (симпозиу мный) полилог, а
также диалог в процессе беседы научного
руководителя (консультанта) с аспирантом или
докторантом.
Степенью сложности и содержательной
глубины обсуждаемых проблем определяется
возможность выде ления «однократных» диалогов и
таких, когда к эт ой проблеме научное сообщество
время от времени (с той или иной периодичностью)
возвращается, вовлекая в орбиту обсуждения
новых и новых участников.
Можно также выделить особо письменный
диалог и в качестве е го подтипов: а) пис ьменный
латентный (когда авто р спорит с оппонентами,
высказывает в письменной форме различные
контрдоводы по отношению к тому, что
высказывают исследователи -предшественники); и
б) письменный «непосредственный» диалог –
например, в виде з апротоколированного интервью
редактора с видным ученым или практиком
образования или «круглого стола» по той или иной
актуальной педагогической проблеме.
Отметим далее, что обозначенный в заглавии
параграфа тезис прежде всего выражает мысль о
том, что учас твующий в диалоге у ченый -
исследователь увеличива ет «массу» своего
научного «багажа» -- посредством того, что
слышит и воспринимает от партнера по диалогу, а
также мысль о том, что педагогическое научное
сообщество (в целом) открывает для себя
результаты, п о каким -либо причин ам не
получившие широкого рас пространения, однако,
содержащие значимый гностический потенциал.
Применительно к конкретному диалоговому
сюжету это предполагает использование одним из
участников диалога эмпирической аргументации ,
неотъемле мым элементом котор ой является ссылка
на опыт, э мпирические данные, -- говоря более
конкретно, на опубликованные к каких -либо
источниках данные, например, связанные с
достижениями из области передового
педагогического опыта, так или иначе
содержательно пер екликающимися с пре дметом
обсуждения партнерами по диалогу. Выраженный в
таком «эмпирическом аргументе» тезис зачастую
предстает в качестве контраргумента, приводимого
одним из участников диалога, что может
схематично быть проиллюстрировано таким
фрагменто м диалога:
1-й учас тник : таким образом на сегодн я пока
еще не найдены подходы к конструированию
методик эффективной и оперативной адаптации
студентов с недостаточным уровнем школьной
подготовки к полноценному обучению в вузе
(далее идет перечисление занимавшихся
проблемой ав торов и актуальных нерешенных ее
компонентов).
2-й участник : не могу с Вами согласиться –
например, совсем недавно было опубликовано …
(статья, монография, научно -педагогический очерк
и т.п. – с названием используемого источника), в
котором представлен под ход, позволяющий
эффективно р ешать обсуждаемую нами
злободневную проблему… (идет изложение сути
этого неизвестного оппоненту подхода).
• • • • • • •
Информационный компонент педагогического
диалога, конечно, не исчерпы вается тем, что было
приведено выше, и его дальнейший анализ
целесо образно, с нашей точки зрения,
акцентировать на той мысли, которая ярко
выражена в одной из последних работ
В.В.Краевского [4]: «между реальной
конкретностью и ее воспроизведением в
мысленн ой конкретности лежат промежуточные
звенья концептуального анализа [выдел. авт. –
К.Т.], позволяющие вписать эмпирические данные
в мысленную конкретность, объяснить и разрешать
те несоответствия, которые возникают между
абстрактной теоретической схемой и к онкретной
реальностью [4]. Для педагог ического диалога эта
мысль «п ереводится» примерно так: если до
некоторого момента тот или иной фрагмент
педагогической теории и практики существовал в
сознании участника диалога в «диффузной»,
далекой от конкретики фор ме, то диалогический
процесс способств овал его «кристаллизации»,
четкому структурированному оформлению,
переходу в сознании от неподдерживаемых образно
абстрактных форм к «четко осязаемой мысленной
конкретике»[5].
Помимо информационного аспекта
педагогичес кий диалог адресуется также и к
рефлек сивному , и это обусловлено ря дом
обстоятельств:
- педагогический диалог способен
инициировать глубокое содержательное
осмысление его участниками того социального и
профессионального опыта, который был накоплен
интеллек туалами высокого уровня, внесшими
знач ительный вклад в сокровищницу
педагогической мысли. К данному тезису можно
отнести и осмысление участниками диалога
философских и общенаучных основ, исторических
корней того педагогического знания, которое
сохранило ак туальность и в современном научно -
обра зовательном пространстве; про слеживание
этапов «научной эволюции» того или иного
педагогического феномена. Все это позволяет
«партнерам по диалогу» многократно
переосмыслить то, что кажется давно незыблемым
и навсегда устоявшимся, переставить смысловые и
содержательные акценты в «нали чном»
педагогическом знании; найти дополнительное
авторитетное подтверждение (или опровержение)
тому мнению, убеждению, представлению, которое
сформировалось в их сознании в предшествующий

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 57
период; такое переосмысление дает учас тникам
диалога интеллектуальн ый импульс дальнейшего
продуктивного «движения» в области педагогики, -
- как теоретической, так и в экспериментальной;
-- переводя приведенные выше общие
положения в конкретную плоскость, у кажем, что
педагогический диалог на ос нове глубокого,
всестороннего и разнопланового осмысления
объектов и феноменов позволяет практикам
выявить причины того или иного характера
протекания педагогических явлений, в случае
необходимости доопределив то, что высказывали
по этому поводу предшестве нники, а также
определить изв естный к моменту обсуждения
комплекс факторов и условий, влияющих на
характер протекания процессов и явлений
образовательного поля, в частности, переставив
местами считающиеся традиционно з начимыми
условия и факторы и пренебреж имые, на которые
по ряду прич ин педагогический социум не
обращает внимания;
- особый акцент в плане конкретизации
рефлексивного потенциала диалога следует сделать
на возможности «проявления» в процессе
дискуссии, диспу та, круглого стола и т.п.
иллюзорных э ффектов, т.е. таких ситуаций, в
которых предлагаемый кем -либо подход (способ
организации деятельности и т.п.) создает лишь
видимость продуктивного решения проблемы – а
на самом деле оно лежит совершенно в другой
плоско сти, требуя дополнительного углубленно го,
детального анализа ситуац ии (обманчивая
простота, преувеличенная сложность,
распространенное заблуждение);
- из представленного в предыдущем пункте
логично вытекает то обстоятельство, что участники
диалога имеют во зможность ограничить, сузить
область п рименимости выводов и результ атов друг
друга, либо тех, которые получены и
продекларированы «третьими» исследователями,
выявить одно или несколько дополнительных
условий, необходимых для того, чтобы все
заявленное сами ми участниками или другими
представите лями педагогической науки и п рактики
можно было бы эффективно регулировать на
практике, достигнув желаемого результата;
- возможен и «обратный эффект»: участники
диалога имеют возможность расширить область
применимости декларированных кем -либо
результатов, выявив тот их скрытый потенц иал,
который остался в тени для самих авторов,
предложивших тот или иной подход, технологию,
методику и т.п.
Рефлексивный пласт педагогического диалога
естественным образом опосредует проду ктивную
составляющую – то самое главно е, что конкретно
проявляют те зисы; диалог как инструмент
педагогического исследования; диалог как
инструмент «добывания» нового педагогического
знания . Мы считали целесообразным представить
это в виде ряда развернутых положений:
а) в процессе диалога очень часто выявляется
или «ярче», чем ранее (до обсуждаемого диалога)
высвечиваются имеющие место в педагогической
теории и практике противоречия, несоответствия, а
иногда и серьезные, значимые проблемы –
участники диалога могут востребовать эту
информацию как руководство к действию,
орие нтир для собственного научного поиска, а
иногда авторское подтверждение актуальности той
или иной предполагаемой для разработки
педагогической темы;
б) более того, в процессе диалога иногда
вырабатывается («коллективным разумом ») эскиз,
контур теоретическо го и/или практического
решения вскрывшейся или ярко высветившейся
проблемы, и реализация этого решения адресуется
либо начинающему исследователю, либо тому, кто
заинтересован в нем;
в) в ря де случаев в процессе диалога
«обострё нно выделяются» две в некотор ой степени
полярные точки зрения, «исследовательские
платформы», -- участники диалога так или иначе
мотивируются либо к осуществлению выбора
(согласиться с одной идеей, отвергнуть другую),
либо к реализации продуктивного синтез а
полярных идей, – нечто подо бное их рассмотрению
в логике методологического принципа
дополнительности.
Приведем схематичный пример (эскиз)
фрагмента такого диалога, связанного с идеей
школы самоопределения А.Н.Тубельс кого.
Участник I:
Концепция школы само определения
основывается на а нтропологическом
предположении о том, что, появившись на свет,
индивид начинает осуществлять свою
предзаданность, которая реализуется в онтогенезе
(индивидуальное развитие организма) в
опре деленных культуросообразных формах
мыш ления и деятельности (философ ии, религии,
науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.).
В таком случае процесс становления личности
можно определить как развертывание этой
предзаданности, а процесс образования как процесс
поиска, узнавания. Формирован ия образа «я» роль
школы при этом состоит в создании системы
благоприятных условий для осуществления такого
процесса. Каждому ребенку предоставляется
возможность в любое время заняться любимым
делом столько, сколько ем у необходимо «искать
себя», пробовать в любом виде деятельности.
Шк ола разворачивает перед ним сферу
возможностей в виде создания отвечающих
детским запросам и заказам содержательных
пространств: самообразовательного, учебного,
творческого, социально -право вого, трудового,
досугового, игрового и т.п. … проявление детьми
ин ициативы и предложений по организации
образовательного процесса мы считаем основным
показателем наличия самоопределений в
отношении образования. И это исходя из нашей
концепции, для нас важ нее объема конкретных
знаний выпускник а школы.
Участник II:

58 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Однако, при чуть более глубоком осмыслении
возникает много вопросов. Например, «Как может
ученик, не зная всего объема содержания
образования по тому или иному предмету, выбрать
те разделы, которы е с его точки зрения ему
окажутся в жи зни необходимыми?» постановка
детей в положение, когда они должны делать
выбор, самоопределяться, - процедура, возможно, и
полезная в ряде случаев в определенном возрасте.
Но не окажется ли ребенок в положении
буридано ва осла, который, как известно, издох от
голода, стоя между двумя о хапками сена только
потому. Что не знал, с какой из них нужно начать
это сено есть?
Участник I:
Вместе с тем, общеизвестно, что школа
А.Н.Тубельского имеет высокий общественный
авторитет в столице, популярна среди родителей,
не теряет на протяжении многих лет контингента
учеников – и это дает основания считать мнение
А.Н.Тубельского имеющим право на
существование.
• • • • • • •
Окончательный результат диалога,
«пришедшего» к обсуждаемому продуктивному
синтезу идей, мог бы быт ь, например, следующим:
идея самоопределения, заложенная в ценностные
основания, в философию школы, вполне имеет
право на существование и может дать хорошие
результаты, если она будет звучать хотя бы так:
а) какой -то м инимум ребенку предлагается как
обязат ельный; какой -то объем (на ос нове
всестороннего изучения ребенка)
аргументированно рекомендуется;
б) какой -то объем, меру глубины изучения,
меру участия, меру ответственности ребенок
выбирает сам, но его обязательно пр едварительно
знакомят со всем предлага емым объемом , обучают
методик е выбора, дают хоть какие -то основания
для этого выбора, учат сопоставлять интересное и
необходимое, учат находить оптимум
общенеобходимого и индивидуально понятного и
интересного, обязател ьного и факультативного,
нормативного и творческого и т.п.
Мы вели речь до сих пор преимущественно о
«парном» диалоге, и всё представленное неявно
относилось к процессу отстаивания автором -
индивидуалом своих «ноу -хау» в споре с
партнёром, так или иначе несогласным с тем, что
предлагается. Сейч ас необходимо обсудит ь полило г
или диалог, в который включено множество
участников, обсуждающих проблему, связанную с
целесообразностью (или нецелесообразностью)
широкомасштабных акций в области и
образования. К таковым относятся, например,
дискуссии о нео бходимости и целесооб разности
замены традиционных в советский и постсоветский
периоды вузовских вступительных испытаний на
Единый Государственный Экзамен после
окончания средней школы, происходившие в
обществе достаточно интенсивно в
предшествующие десять лет, не утихающие
сег одня.
Этим примером далеко не исчерпывается весь
спектр аналогичных примеров, однако, уже на
данном этапе изложения есть возможность
сформулировать характерные отличительные
черты и особенности полилогов в педагогическом
сообществе, в процессе которых обс уждаются
глобальные проблемы, относящиеся к широкому
сегменту образования как социальной системы.
Во -первых, к их числу относится достаточно
высокая степень сложности и неоднозначности
финального решения, которое могло бы
способствова ть прогрессу общества и в той или
иной степени соответствовать интересам
множества людей: обучающихся, педагогов,
родителей обучающихся, всего того сегмента
социума, который «принимает» оканчивающих
обучение в системе общего среднего и среднего
профессиона льного образования.
Во-вторых , всё только что отмеченное
обусловливает необходимость учёта участниками
полилога огромного множества часто
разнонаправленных факторов, обстоятельств,
причин, предпосылок и т.п. – иногда
локализованных внутри образовательного
пространства, а гораз до чаще выходящих за его
пределы, например, в сферу интересов различных
социальных групп – и потому в качестве
особенностей полилога мы специально выделяем:
многообразие его форм; этапность,
предполагающую временную растянутость;
расчл еняемость крупной, ст ержневой темы на
более мелкие, соподчинённые, связанные
сложными и неоднозначными цепочками
взаимозависимостей.
Раскрывая многообразие форм обсуждаемого
полилога, укажем на такие организационные
«сюжеты», как: а) несколько (небольших п о объёму
выборок учас тников) традиционных полилогов – в
отдельных образовательных учреждениях, НИИ, на
экспериментальных площадках; б) несколько
конференционных диалогов на базе нескольких
учреждений (НИИ, вузов, экспериментальных баз)
с привлечением предс тавителей структур,
связанных с управлением образованием местного
или регионального уровня; в) организация
публикации статей дискуссионного характера,
возможно, содержащих фрагменты интервью по
тем или иным аспектам обсуждаемой темы,
обобщающие и резюмирую щие комментарии
интер вьюера ( интервьюирующего); г) организация
диалогов в режиме теледискуссий (круглых столов,
ток -шоу) с широким привлечением всех
заинтересованных лиц, глубоко владеющих
ситуацией и способных высказать адекватные с
точки зрения логики и содержания проблем оц енки,
а также предложить реальные способы их решения.
В-третьих, ещё одной из особенностей
обсуждаемого полилога является периодическое
возвращение педагогического сообщества к
обсуждению главного вопроса -- после того,
например, когда организован пробный (пилотны й)
педагогический эксперимент и получены
результаты, требующие осмысления, на основе

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 59
которого возможна разумная корректировка
инновационной акции.
Реализуя представленный в данном параграфе
синтез информационного и рефлексивног о
компонентов педагог ического диалога, есть
возможность достигнуть того, что педагогический
диалог самой различной масштабности и
содержательной направленности может быть
реализован и в продуктивном формате – как
средство получения нового знания в области
педагогики и образова ния, как инструмент
научного познания в данных областях
человеческой деятельности.

Список литературы:
1. Александров А.А., Фёдоров И.Б.,
Медведев В.Е. Инженерное образование сегодня //
Высшее образование в России. 2013 №12. С. 3 –8.
2. Вер бицкий А.А. О категориальном аппара
те теории контекстного образования //
Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С.
57-67
3. Касавин И.Т. Энциклопедия
эпистемологии и философия науки. – М.: Канон+,
2009. – 281 с.
4. Краевский В.В., Бережнова Е.В.
Методол огия педагогик и: новый этап. – М.:
Академия, 2011.
5. Краевский В.В. Философия образования –
вместо педагогической теории или вместе с ней? /
Краевский В.В. // Труды научного семинара
«Философия – образование – общество» Т. 1, - М.:,
2004. – С.
6. Похолков Ю.П ., Агранович Б .А. Подходы
к ф ормированию национальной доктрины
инженерного образования в России в условиях
новой индустриализации: проблемы, цели, вызовы
// Инженерное образование. 2012 №9. С. 5 −11.
7. Современное инженерное образование
(аналитический доклад) . СПб.: ФГОУ ВПО
«СПбГПУ», 20 12 79 с.
8. Тульчинская Я.И., Курочкин Д.С.
Методика оценки уровня технологического уклада
страны, 2013 – 20 -27 с.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×