СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА И СПОСОБОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (71-74)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
55,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
71-74
Автор:
Нургалиев Б. М.
д.ю.н., профессор, Академия «Болашак», г. Караганда
д.ю.н., профессор, Академия «Болашак», г. Караганда
Автор:
Нургалиев Б.Б.
к.ю.н., Карагандинская академия МВД РК, г. Караганда
к.ю.н., Карагандинская академия МВД РК, г. Караганда
Анотация: В данной статье рассматриваются отдельные проблемы расследования преступлений в сфере социального обеспечения, основанных на совершении мошеннических действий. В статье на основе криминалистической литературы и анализа судебно-следственной практики раскрываются некоторые аспекты криминалистически значимой информации о способах, а также механизме мошеннических действий.
Ключевые слова:
следственная ситуация;
механизм совершения преступления; способ совершения преступления; социальная сфера; социальные выплаты; мошенничество;
Данные для цитирования: Нургалиев Б.Б. . СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА И СПОСОБОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (71-74). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Юридических наук. 2020/06/15;
55(2):71-74
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1.Скибан О. Депутата неприятно удивило количество получающих
соцпомощь:https://www.zakon.kz/4988632-deputatanepriyatno-udivilo-kolichestvo.html (Дата обращения 15.04.2020).
2.Мамонтова Ю.С. Ситуационные особенности первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых в сфере социального обеспечения и выплат//Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 14-1. - С. 96-97.
3.Мамырханова М. Махинации в социальной сфере растут в Казахстане //
https://kursiv.kz/news/obschestvo/201906/makhinacii-v-socialnoy-sfere-rastut-v-kazakhstane.
(Дата обращения 15.04.2020).
4.Безверхов А. Мошенничество и его виды: вопросы законодательной регламентации и квалификации / А. Безверхое // Уголовное право. - 2015. - № 5. - С. 8-14.
5.Никульченкова Е. В. Проблемы толкования обьекта и предмета мошенничества при получении выплат//Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - С. 220225.
6.Атоян А.А. Отдельные вопросы расследования мошенничества при получении выплат // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2015. № 23. - С. 53-55.
7.Малуева Е.С. Способы совершения и особенности выявления преступлений, связанных с хищением средств государственных внебюджетных фондов // Вестник СанктПетербургского университета МВД России.
№1(57). 2013. -С.83-89.
8.Меретуков Г.М.и др. Содержание основных элементов криминалистической характеристики мошенничеств // Научный журнал КубГАУ,
№114(10), 2015.- С.43-44.
9.Утебаев Э.К., Молдахметов О.К. Криминалистическая характеристика мошенничества//Вестник Казахского инновационно-гуманитарного университета,
№2(34).2017. - С.50-53.
10.Шульгина И.В. Способы совершения мошеннических действий //Наука и образование сегодня. № 7(71). 2018. - С.41-44.
11.Занькин Д.В. Отдельные проблемы расследования мошенничества при получении выплат // Современное право. 2014. № 10. - С.110114.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 71
СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА И СПОСОБОВ ПРЕСТУП ЛЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛ ЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Нургалиев Б. М.
д.ю.н., профессор, Академия «Болашак»,
Казахстан, г. Караганда
Нургалиев Б.Б.,
к.ю.н., Карагандинская академия МВД РК
B.М. Nurgaliyev
Doctor of Sciences (Law), professor Academy “Bolashak”,
Karaganda, Kazakhstan
B.B.Nurgaliyev
Candidate of Sciences (Law), Karaganda Academy
of the Ministry of Internal Affairs of the RK,
Karagandy
Резюме
В данной статье рассматриваются отдельные проблемы расследования преступлений в сфере
социального обеспечения, основанных на совершении мошеннических действий. В статье на основе
криминалистической литературы и анализа судебно -следственной практики раскрыв аются некоторые
аспекты криминалистически значимой информации о способах, а также механизме мошеннических
действий.
Abstract
This article discusses certain problems of investigation of crimes in the field of social security based on the
commission of frau dulent acts. Based on the forensic literature and the analysis of forensic investigative practice,
the article reveals some aspects of forensically significant information about the methods and the mechanism of
fraudulent actions.
Ключевые слова : следственная ситуация; механизм совершения преступления; способ совершения
преступления; социальная сфера; социальные выплаты; мошенничество .
Key words : investigative situation; mechanism for committing a crime; method of committing a crime; social
sphere; social payments; fraud.
Введение. Бюджетная сфера, а в ее составе
сфера социального обеспечения и выплат как
направление финансовой политики государства
является одной из наиболее притягательных для
совершения в её среде криминальных д ействий. В
особенности, людей, получающих адресную
социальную помощь (АСП), за всю историю
независимости Казахстана никогда столько не было
– а это более 1 млн. 800 тысяч, из всего 8 млн.
работоспособных налогоплательщиков[1].
Противоправные деяния соверша ются как
отдельными лицами, так и организованными
преступными группами. При этом субъекты,
совершающие такого рода преступления, имеют
должные знания в области финансового
регулирования, распределения бюджетных средств
на местах, а также выполняют определё нный
комплекс действий, направленных на движение
денежных средств соответствующих бюджетов [2].
За последних 3.5 года антикоррупционной
службой (финансовая полиция) зарегистрировано
322 коррупционных преступления в сфере
социальной защиты населения (2016 г . – 70, 2017 г.
– 126, 2018 г. – 82, а за 5 мес. 2019 г. – 44). В суд
было направлено 188 дел. По ним осуждены к
различным видам наказания 69 должностных лиц.
Только в одной Карагандинской области выявлены
хищения бюджетных средств в размере 107,1 млн.
тен ге путем незаконного начисления пенсионных
выплат жителям области за денежное
вознаграждение от 300 тыс. до 1,2 млн. тенге, к
уголовной ответственности привлечены 49
лжепенсионеров и 13 пособников[3].
Учеными справедливо отмечается, что
разнообразие мошенн ических уловок,
непрекращающиеся процессы их видообразования
и постоянного приспособления к изменяющейся
экономике являются одной из криминогенных
закономерностей рынка. Эта закономерность
определяет процесс усложнения непосредственных
объ ектов мошенничес тва [4, с.9]. Мошенничество
при получении социальных выплат предполагает
хищение средств при получении пособий,
гарантий, компенсаций и других выплат социаль -
ного характера, выплачиваемых из социальных
фондов страхования, которые уста новлены
трудовым и со циальным законодательством [5].
Следует учитывать, что данное преступление
посягает на финансовые отношения в социальной
сфере, т.е. относительно обособленные
регламентированные правом
экономические денежные отношения по
распределению и использованию денеж ных фондов
в целях обеспечения мер социальной помощи [6].
Основная часть . Следственная практика
расследования данной категории преступлений
незначительна и правоохранительные органы
испытывают сложности в выявлении и
расследовании таких преступных посягате льств по
причинам их высокой латентности, совершения
72 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
этих преступлений лицами, хорошо
разбирающимися в сфере финансирования
социального обеспечения населения страны.
Немногочисленна и скромна и литературная база
по рассматриваемой проблеме, хотя некоторые
аспекты можно почерпнуть из опубликованных
источников, преимущественно российских ученых
(Малуева А.С., Атоян А.А., Ерохов А.М.,
Мамонтова Ю.С., Шульгина И.В. и др.).
Особенности формирования и целевого
расходования средств внебюджетных фондов
предопределя ют механизм и способы совершения
данного вида преступлений и, соответственно,
особенности их выявления и изобличения
виновных лиц [7, с.84].
Исследование сущности механизма
совершаемого преступления предполагает анализ
каждого из перечисленных нами видов
преступлений применительно к единой структуре.
Отметим, что механизм совершения преступления
в сфере социального обеспечения граждан
предполагает определенную направленность в
достижении преступных целей, которая
проявляется через последовательность следующ их
этапов (фаз) преступлений в сфере соцобеспечения:
а)подготовительный; б)организационный и
в)заключительный.
В этой связи указанные этапы преступления
имеют следующее выражение применительно к
настоящим видам преступления.
Так, при мошенничестве с исполь зованием
документов, предоставляющих право на выплату
социальных пособий, как наиболее часто
встречающимся в следственно -судебной практике,
механизм преступления выглядит следующим
образом. Способ совершения преступления, как
наиболее характерный элемент м еханизма,
предполагает такие виды незаконного получения
социальной помощи:
– незаконное получение адресной
социальной помощи (47%);
– незаконное получение пенсии (21%);
– незаконное получение инвалидности
(20%);
– -незаконное назначении особых льгот
(9%);
– незаконное получение выплат по
страховому полису (3%).
Для перечисленных деяний характерно
следующее выражение механизма преступления.
Подготовительный этап характеризуется
поиском возможностей незаконного получения
социальной помощи (видов, порядка и осно ваний
назначения социальных выплат) для всех
перечисленных выше деяний — это изучение
оснований для получения выплат и аналитическая
деятельность по соотношению данных оснований с
собственным положением. К примеру, для
незаконного получения пособий по инва лидности
— это наличие каких -либо травм, заболеваний
и.т.п., для назначения незаконного получения
пенсии — это минимальный возраст лица,
получающего пенсию (достижение возраста) и т.п.
На этом же этапе замышляется установление
способа незаконного получени я социальной
помощи, который предполагает законченный
анализ деятельности по вероятному совершению
преступления, законченный план по его
совершению[8].
В целях маскировки преступных действий
мошенники прибегают к приобретению и
подготовке фальсифицированн ых документов для
их сдачи в органы соцобеспечения с целью
незаконного получения определенного вида
социальной помощи предполагает, что такая
фальсификация здесь носит условный характер,
поскольку сам документ, предоставляющий право
на получение социальной помощи, является
достоверным, а мошенничество заключается в
обмане относительно личности лица, получающего
социальную помощь. Отметим, что количество
таких случаев ежегодно уменьшается ввиду
улучшения качества официальных документов.
Вместе с тем, вполне вероятно, когда обман
совершается в пользу лица, имеющего большое
внешнее сходство с лицом, фигурирующим в
документе, а также имеющим с ним одинаковую
фамилию и инициалы. Последняя ситуация
характерна для случаев, когда преступление
совершается родственник ами лица, которому
принадлежит документ (близнецам, двойняшкам и
т.п.). К примеру, А, являясь лицом, достигшим
пенсионного возраста, передает свою трудовую
книжку В — своему родственнику, имеющему с
ним внешнее сходство. Последний обращается в
органы социального обеспечения для получения
пенсии. Отметим то обстоятельство, что
совершение преступления, предусмотренного
статьей 383 УК РК «Приобретение или сбыт
официальн ых документов и государственных
наград», совершается именно на подготовительном
этапе описываемого вида социальной
преступности.
Организационный этап. Этот этап с точки
зрения исследования механизма, наиболее
информативный [9], где остается много следов, в
большинстве своем, идеальных. Прежде всего, это
сдача документов в органы соцобеспечения с
целью незаконного получения определенного вида
социальной помощи. Предполагает активные
действия лица по сдаче документов,
предоставляющих право на выплату социаль ных
пособий в органы социального обеспечения.
Фактически настоящие действия и являются
мошенническими. Активность, проявляемая
мошенником, может быть прямой, когда лицо
непосредственно сдает данные документы, и
опосредованной, когда это делает кто -то друго й.
Отметим, что во второй ситуации процесс
доказательства факта преступления строится на
основе проведения ряда тактических приемов,
подтверждающих умышленность действий и
осведомленность в их незаконности
заинтересованного лица. Здесь же следует
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 73
заметить, что с настоящего момента большинство
активных действий прекращается, фактически
происходит завершение организационного этапа,
т.к. способ преступления реализован.
На заключительном этапе мошенники
незаконно получают определенный вид социальной
помощи. Он предполагает наличие
целенаправленных действий лица по получению
социальных выплат и присваивание данных
выплат. Следует отметить, что наступление
заключительного этапа знаменует собой момент
окончания преступления.
Следующим способом незаконного получения
выплат является мошенничество с подделкой и
последующим использованием документов,
предоставляющих право на выплату социальных
пособий[10]. Второй из указанных нами выше
способов совершения преступления также
предполагает, что оно может использоваться в
качестве способа при незаконном получении
следующих видов социальной помощи:
а)незаконное получение адресной социальной
помощи; б)незаконное получение пенсии; в)
незаконное получение инвалидности; г)незаконное
назначение особых льгот и д)незаконное получени е
выплат по страховому полису.
С точки зрения механизма данного способа в
содержании его отдельных этапов можно отметить,
что подготовительный этап здесь практически
идентичен предыдущему способу. Вместе с тем, в
отличие от способа, описанного ранее,
прес тупление здесь совершается с использованием
поддельных документов. Поэтому приобретение и
подготовка фальсифицированных документов для
их сдачи в органы соцобеспечения с целью
незаконного получения определенного вида
социальной помощи предполагает, что так ая
подделка может осуществляться как лично лицом,
совершающим впоследствии мошенничество в
сфере социального обеспечения посредством
внесения изменений в официальные документы и
подделки самого документа полностью, так и
другим лицом. Практика изучения уго ловных дел
показывает, что описываемые исправления в
большинстве своем относятся к числам, датам
фамилиям и именам.
Содержание организационного и
заключительного этапа является аналогичным
такому же этапу в структуре мошенничества,
совершенного с использов анием документов,
предоставляющих право на выплату социальных
пособий
Судебно -следственная практика изобилует и
мошенничеством с использованием поддельных
документов, предоставляющих право на выплату
социальных пособий, подделкой и использованием
документо в. Как и два предыдущих вида, данный
вид мошенничества, как правило, имеет место
применительно к незаконному получению
адресной социальной помощи, пенсии, выплат по
страховому полису, получению особых льгот,
получению выплат по инвалидности.
Особенностью д анного вида являются
комплексные действия лица по приобретению и
внесению изменений в документы, предоставление
которых служит основанием для выплат в рамках
социальной помощи. Данный вид мошенничества
характерен для лиц с устойчиво
сформировавшимся умысло м на совершение
преступления, ранее судимых за мошенничество
либо другие преступления.
Подготовительный этап преступления
характеризуется определением целей и поиском
возможностей незаконного получения социальной
помощи (видов, порядка и оснований назначен ия
социальных выплат). Этот способ предполагает
установление способа незаконного получения
социальной помощи. Предполагается законченный
анализ деятельности по вероятному совершению
преступления, законченный план по его
совершению, а также осуществляется
приобретение и подготовка фальсифицированных
документов для их сдачи в органы соцобеспечения
с целью незаконного получения определенного
вида социальной помощи включающая их
изменение.
Далее, на организационном этапе происходит
сдача документов в органы соц обеспечения с
целью незаконного получения определенного вида
социальной помощи, а заключительный этап
завершается незаконным получением
определенного вида социальной помощи,
предполагающий наличие целенаправленных
действий лица по получению и присваиванию
социальных выплат.
Ну, и наконец, последний вид этого
преступления - мошенничество, злоупотребление
должностными полномочиями, служебный подлог
дача и получение взятки. Содержательной
стороной данного вида преступления в сфере
социального обеспечения выст упает совокупность
сразу пяти отдельных преступлений. При этом
следует заметить, что совокупный вес данных
видов преступлений в целом составляет 88 % от
общего количества преступлений. Хотелось бы
обратить внимание на особую опасность такого
способа соверш ения преступления, которая
обуславливается как максимальной совокупностью
преступлений, посягающих на социальное
обеспечение, так и сложностью расследования
данного вида преступления, для которого
характерно присутствие элементов сокрытия
преступления.
Ка к правило, данное сокрытие происходит
посредством совершения служебного подлога.
основанного на внесении неверных данных в
систему учета служб социального обеспечения.
Механизм данного способа совершения
преступления в социальной сфере зиждется на
слиянии мошенничества и должностных
преступлений. Развернуто он имеет следующий
вид. Подготовительный этап характеризуется
поиском возможностей незаконного получения
социальной помощи (видов, порядка и оснований
назначения социальных выплат), который также
74 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
предпол агает предварительное установление
контакта со служащим органа социального
обеспечения, могущим пойти на совершение
должностного преступления. Принимаются меры к
установлению способа незаконного получения
социальной помощи, а также к подготовке
документов для их сдачи в органы соцобеспечения
с целью незаконного получения определенного
вида социальной помощи. Настоящая подготовка
также предполагает, что документы,
подготавливаемые для сдачи, могут быть
сфальсифицированными, либо не соответствовать
личности м ошенника. В указанной ситуации к
перечисленным составам преступлений
добавляется также ст. 383 УК РК «Приобретение
или сбыт официальных документов и
государственных наград», а также ст. 385 УК РК
«Подделка, изготовление или сбыт поддельных
документов, штам пов, печатей, бланков,
государственных наград».
Здесь мошенник, входя в сговор с
представителем органа социальной помощи,
перекладывает фальсификацию документов на
плечи последнего, который знает, как лучше
осуществить такую фальсификацию, осуществляет
ее и тем самым совершает служебный подлог (Ст.
369 УК РК «Служебный подлог»). Вместе с тем,
изучение практики расследования преступлений в
сфере социального обеспечения свидетельствует об
отсутствии такой совокупности.
Организационный этап такого «сборного »
мошенничества предполагает сдачу документов в
органы соцобеспечения с целью незаконного
получения определенного вида социальной
помощи, одновременную дачу взятки мошенником
служащему органов соцобеспечения и получение
взятки данным сотрудником. Далее сле дует
совершение служебного подлога посредством
внесения изменений в официальную документацию
либо приема в качестве основания для социальных
выплат заведомо сфальсифицированных
документов[11]. После этого происходит
злоупотребление сотрудника социальной
структуры своими полномочиями, проявляющееся
в незаконном и безосновательном назначении
выплат социальных пособий мошеннику по какой -
либо категории. Комментируя данный этап,
следует обратить внимание на тот факт, что
изучение практики расследования преступле ний в
социальной сфере свидетельствует об отсутствии
данных о таком составе преступления, как «дача
взятки». Вместе с тем, гипотетически, совершение
данного преступления вполне вероятно, в связи с
чем и учитывается нами при описании данного
способа.
Заключ ительный этап включает в себя
незаконное получение определенного вида
социальной помощи. Не претендуя на
исчерпывающий анализ криминалистически
значимой информации, необходимой для
расследования преступлений в сфере социального
обеспечения, полагаем, что б олее детальная
проработка предстоит нам в будущих
исследованиях.
Литература.
1.Скибан О. Депутата неприятно удивило
количество получающих
соцпомощь: https://www.zakon.kz/4988632 -deputata -
nepriyatno -udivilo -kolichestvo.html (Дата обращения
15.04.2020).
2.Мамонтова Ю.С. Ситуационные
особенности первоначального этапа р асследования
преступлений, совершаемых в сфере социального
обеспечения и выплат// Актуальные проблемы
борьбы с преступлениями и иными
правонарушениями . 2016. № 14 -1. - С. 96 -97.
3.Мамырханова М. Махинации в социальной
сфере рас тут в Казахстане //
https://kursiv.kz/news/obschestvo/2019 -
06/makhinacii -v-socialnoy -sfere -rastut -v-kazakhstane .
(Дата обращения 15.04 .2020).
4.Безверхов А. Мошенничество и его виды:
вопросы законодательной регламентации и
квалификации / А. Безверхое // Уголовное право. -
2015. - № 5. - С. 8 -14.
5.Никульченкова Е. В. Проблемы толкования
обьекта и предмета мошенничества при получении
выпл ат// Ученые записки Крымского федерального
университета имени В. И. Вернадского
Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - С. 220 -
225.
6.Атоян А.А. Отдельные вопросы
расследования мошенничества при получении
выплат // Труды Оренбургского института
(фили ала) Московской государственной
юридической академии. 2015. № 23. - С. 53 -55.
7.Малуева Е.С. Способы совершения и
особенности выявления преступлений, связанных с
хищением средств государственных
внебюджетных фондов // Вестник Санкт -
Петербургского университ ета МВД России.
№1(57). 2013. -С.83 -89.
8.Меретуков Г.М.и др. Содержание основных
элементов криминалистической характеристики
мошенничеств // Научный журнал КубГАУ,
№114(10), 2015. - С.43 -44.
9.Утебаев Э.К., Молдахметов О.К.
Криминалистическая характеристика
мошенничества//Вестник Казахского
инновационно -гуманитарного университета,
№2(34).2017. - С.50 -53.
10.Шульгина И.В. С пособы совершения
мошеннических действий //Наука и образование
сегодня. № 7(71). 2018. - С.41 -44.
11.Зан ькин Д.В. Отдельные проблемы
расследования мошенничества при получении
выплат // Современное право. 2014. № 10. - С.110 -
114.
СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА И СПОСОБОВ ПРЕСТУП ЛЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛ ЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Нургалиев Б. М.
д.ю.н., профессор, Академия «Болашак»,
Казахстан, г. Караганда
Нургалиев Б.Б.,
к.ю.н., Карагандинская академия МВД РК
B.М. Nurgaliyev
Doctor of Sciences (Law), professor Academy “Bolashak”,
Karaganda, Kazakhstan
B.B.Nurgaliyev
Candidate of Sciences (Law), Karaganda Academy
of the Ministry of Internal Affairs of the RK,
Karagandy
Резюме
В данной статье рассматриваются отдельные проблемы расследования преступлений в сфере
социального обеспечения, основанных на совершении мошеннических действий. В статье на основе
криминалистической литературы и анализа судебно -следственной практики раскрыв аются некоторые
аспекты криминалистически значимой информации о способах, а также механизме мошеннических
действий.
Abstract
This article discusses certain problems of investigation of crimes in the field of social security based on the
commission of frau dulent acts. Based on the forensic literature and the analysis of forensic investigative practice,
the article reveals some aspects of forensically significant information about the methods and the mechanism of
fraudulent actions.
Ключевые слова : следственная ситуация; механизм совершения преступления; способ совершения
преступления; социальная сфера; социальные выплаты; мошенничество .
Key words : investigative situation; mechanism for committing a crime; method of committing a crime; social
sphere; social payments; fraud.
Введение. Бюджетная сфера, а в ее составе
сфера социального обеспечения и выплат как
направление финансовой политики государства
является одной из наиболее притягательных для
совершения в её среде криминальных д ействий. В
особенности, людей, получающих адресную
социальную помощь (АСП), за всю историю
независимости Казахстана никогда столько не было
– а это более 1 млн. 800 тысяч, из всего 8 млн.
работоспособных налогоплательщиков[1].
Противоправные деяния соверша ются как
отдельными лицами, так и организованными
преступными группами. При этом субъекты,
совершающие такого рода преступления, имеют
должные знания в области финансового
регулирования, распределения бюджетных средств
на местах, а также выполняют определё нный
комплекс действий, направленных на движение
денежных средств соответствующих бюджетов [2].
За последних 3.5 года антикоррупционной
службой (финансовая полиция) зарегистрировано
322 коррупционных преступления в сфере
социальной защиты населения (2016 г . – 70, 2017 г.
– 126, 2018 г. – 82, а за 5 мес. 2019 г. – 44). В суд
было направлено 188 дел. По ним осуждены к
различным видам наказания 69 должностных лиц.
Только в одной Карагандинской области выявлены
хищения бюджетных средств в размере 107,1 млн.
тен ге путем незаконного начисления пенсионных
выплат жителям области за денежное
вознаграждение от 300 тыс. до 1,2 млн. тенге, к
уголовной ответственности привлечены 49
лжепенсионеров и 13 пособников[3].
Учеными справедливо отмечается, что
разнообразие мошенн ических уловок,
непрекращающиеся процессы их видообразования
и постоянного приспособления к изменяющейся
экономике являются одной из криминогенных
закономерностей рынка. Эта закономерность
определяет процесс усложнения непосредственных
объ ектов мошенничес тва [4, с.9]. Мошенничество
при получении социальных выплат предполагает
хищение средств при получении пособий,
гарантий, компенсаций и других выплат социаль -
ного характера, выплачиваемых из социальных
фондов страхования, которые уста новлены
трудовым и со циальным законодательством [5].
Следует учитывать, что данное преступление
посягает на финансовые отношения в социальной
сфере, т.е. относительно обособленные
регламентированные правом
экономические денежные отношения по
распределению и использованию денеж ных фондов
в целях обеспечения мер социальной помощи [6].
Основная часть . Следственная практика
расследования данной категории преступлений
незначительна и правоохранительные органы
испытывают сложности в выявлении и
расследовании таких преступных посягате льств по
причинам их высокой латентности, совершения
72 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
этих преступлений лицами, хорошо
разбирающимися в сфере финансирования
социального обеспечения населения страны.
Немногочисленна и скромна и литературная база
по рассматриваемой проблеме, хотя некоторые
аспекты можно почерпнуть из опубликованных
источников, преимущественно российских ученых
(Малуева А.С., Атоян А.А., Ерохов А.М.,
Мамонтова Ю.С., Шульгина И.В. и др.).
Особенности формирования и целевого
расходования средств внебюджетных фондов
предопределя ют механизм и способы совершения
данного вида преступлений и, соответственно,
особенности их выявления и изобличения
виновных лиц [7, с.84].
Исследование сущности механизма
совершаемого преступления предполагает анализ
каждого из перечисленных нами видов
преступлений применительно к единой структуре.
Отметим, что механизм совершения преступления
в сфере социального обеспечения граждан
предполагает определенную направленность в
достижении преступных целей, которая
проявляется через последовательность следующ их
этапов (фаз) преступлений в сфере соцобеспечения:
а)подготовительный; б)организационный и
в)заключительный.
В этой связи указанные этапы преступления
имеют следующее выражение применительно к
настоящим видам преступления.
Так, при мошенничестве с исполь зованием
документов, предоставляющих право на выплату
социальных пособий, как наиболее часто
встречающимся в следственно -судебной практике,
механизм преступления выглядит следующим
образом. Способ совершения преступления, как
наиболее характерный элемент м еханизма,
предполагает такие виды незаконного получения
социальной помощи:
– незаконное получение адресной
социальной помощи (47%);
– незаконное получение пенсии (21%);
– незаконное получение инвалидности
(20%);
– -незаконное назначении особых льгот
(9%);
– незаконное получение выплат по
страховому полису (3%).
Для перечисленных деяний характерно
следующее выражение механизма преступления.
Подготовительный этап характеризуется
поиском возможностей незаконного получения
социальной помощи (видов, порядка и осно ваний
назначения социальных выплат) для всех
перечисленных выше деяний — это изучение
оснований для получения выплат и аналитическая
деятельность по соотношению данных оснований с
собственным положением. К примеру, для
незаконного получения пособий по инва лидности
— это наличие каких -либо травм, заболеваний
и.т.п., для назначения незаконного получения
пенсии — это минимальный возраст лица,
получающего пенсию (достижение возраста) и т.п.
На этом же этапе замышляется установление
способа незаконного получени я социальной
помощи, который предполагает законченный
анализ деятельности по вероятному совершению
преступления, законченный план по его
совершению[8].
В целях маскировки преступных действий
мошенники прибегают к приобретению и
подготовке фальсифицированн ых документов для
их сдачи в органы соцобеспечения с целью
незаконного получения определенного вида
социальной помощи предполагает, что такая
фальсификация здесь носит условный характер,
поскольку сам документ, предоставляющий право
на получение социальной помощи, является
достоверным, а мошенничество заключается в
обмане относительно личности лица, получающего
социальную помощь. Отметим, что количество
таких случаев ежегодно уменьшается ввиду
улучшения качества официальных документов.
Вместе с тем, вполне вероятно, когда обман
совершается в пользу лица, имеющего большое
внешнее сходство с лицом, фигурирующим в
документе, а также имеющим с ним одинаковую
фамилию и инициалы. Последняя ситуация
характерна для случаев, когда преступление
совершается родственник ами лица, которому
принадлежит документ (близнецам, двойняшкам и
т.п.). К примеру, А, являясь лицом, достигшим
пенсионного возраста, передает свою трудовую
книжку В — своему родственнику, имеющему с
ним внешнее сходство. Последний обращается в
органы социального обеспечения для получения
пенсии. Отметим то обстоятельство, что
совершение преступления, предусмотренного
статьей 383 УК РК «Приобретение или сбыт
официальн ых документов и государственных
наград», совершается именно на подготовительном
этапе описываемого вида социальной
преступности.
Организационный этап. Этот этап с точки
зрения исследования механизма, наиболее
информативный [9], где остается много следов, в
большинстве своем, идеальных. Прежде всего, это
сдача документов в органы соцобеспечения с
целью незаконного получения определенного вида
социальной помощи. Предполагает активные
действия лица по сдаче документов,
предоставляющих право на выплату социаль ных
пособий в органы социального обеспечения.
Фактически настоящие действия и являются
мошенническими. Активность, проявляемая
мошенником, может быть прямой, когда лицо
непосредственно сдает данные документы, и
опосредованной, когда это делает кто -то друго й.
Отметим, что во второй ситуации процесс
доказательства факта преступления строится на
основе проведения ряда тактических приемов,
подтверждающих умышленность действий и
осведомленность в их незаконности
заинтересованного лица. Здесь же следует
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 73
заметить, что с настоящего момента большинство
активных действий прекращается, фактически
происходит завершение организационного этапа,
т.к. способ преступления реализован.
На заключительном этапе мошенники
незаконно получают определенный вид социальной
помощи. Он предполагает наличие
целенаправленных действий лица по получению
социальных выплат и присваивание данных
выплат. Следует отметить, что наступление
заключительного этапа знаменует собой момент
окончания преступления.
Следующим способом незаконного получения
выплат является мошенничество с подделкой и
последующим использованием документов,
предоставляющих право на выплату социальных
пособий[10]. Второй из указанных нами выше
способов совершения преступления также
предполагает, что оно может использоваться в
качестве способа при незаконном получении
следующих видов социальной помощи:
а)незаконное получение адресной социальной
помощи; б)незаконное получение пенсии; в)
незаконное получение инвалидности; г)незаконное
назначение особых льгот и д)незаконное получени е
выплат по страховому полису.
С точки зрения механизма данного способа в
содержании его отдельных этапов можно отметить,
что подготовительный этап здесь практически
идентичен предыдущему способу. Вместе с тем, в
отличие от способа, описанного ранее,
прес тупление здесь совершается с использованием
поддельных документов. Поэтому приобретение и
подготовка фальсифицированных документов для
их сдачи в органы соцобеспечения с целью
незаконного получения определенного вида
социальной помощи предполагает, что так ая
подделка может осуществляться как лично лицом,
совершающим впоследствии мошенничество в
сфере социального обеспечения посредством
внесения изменений в официальные документы и
подделки самого документа полностью, так и
другим лицом. Практика изучения уго ловных дел
показывает, что описываемые исправления в
большинстве своем относятся к числам, датам
фамилиям и именам.
Содержание организационного и
заключительного этапа является аналогичным
такому же этапу в структуре мошенничества,
совершенного с использов анием документов,
предоставляющих право на выплату социальных
пособий
Судебно -следственная практика изобилует и
мошенничеством с использованием поддельных
документов, предоставляющих право на выплату
социальных пособий, подделкой и использованием
документо в. Как и два предыдущих вида, данный
вид мошенничества, как правило, имеет место
применительно к незаконному получению
адресной социальной помощи, пенсии, выплат по
страховому полису, получению особых льгот,
получению выплат по инвалидности.
Особенностью д анного вида являются
комплексные действия лица по приобретению и
внесению изменений в документы, предоставление
которых служит основанием для выплат в рамках
социальной помощи. Данный вид мошенничества
характерен для лиц с устойчиво
сформировавшимся умысло м на совершение
преступления, ранее судимых за мошенничество
либо другие преступления.
Подготовительный этап преступления
характеризуется определением целей и поиском
возможностей незаконного получения социальной
помощи (видов, порядка и оснований назначен ия
социальных выплат). Этот способ предполагает
установление способа незаконного получения
социальной помощи. Предполагается законченный
анализ деятельности по вероятному совершению
преступления, законченный план по его
совершению, а также осуществляется
приобретение и подготовка фальсифицированных
документов для их сдачи в органы соцобеспечения
с целью незаконного получения определенного
вида социальной помощи включающая их
изменение.
Далее, на организационном этапе происходит
сдача документов в органы соц обеспечения с
целью незаконного получения определенного вида
социальной помощи, а заключительный этап
завершается незаконным получением
определенного вида социальной помощи,
предполагающий наличие целенаправленных
действий лица по получению и присваиванию
социальных выплат.
Ну, и наконец, последний вид этого
преступления - мошенничество, злоупотребление
должностными полномочиями, служебный подлог
дача и получение взятки. Содержательной
стороной данного вида преступления в сфере
социального обеспечения выст упает совокупность
сразу пяти отдельных преступлений. При этом
следует заметить, что совокупный вес данных
видов преступлений в целом составляет 88 % от
общего количества преступлений. Хотелось бы
обратить внимание на особую опасность такого
способа соверш ения преступления, которая
обуславливается как максимальной совокупностью
преступлений, посягающих на социальное
обеспечение, так и сложностью расследования
данного вида преступления, для которого
характерно присутствие элементов сокрытия
преступления.
Ка к правило, данное сокрытие происходит
посредством совершения служебного подлога.
основанного на внесении неверных данных в
систему учета служб социального обеспечения.
Механизм данного способа совершения
преступления в социальной сфере зиждется на
слиянии мошенничества и должностных
преступлений. Развернуто он имеет следующий
вид. Подготовительный этап характеризуется
поиском возможностей незаконного получения
социальной помощи (видов, порядка и оснований
назначения социальных выплат), который также
74 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
предпол агает предварительное установление
контакта со служащим органа социального
обеспечения, могущим пойти на совершение
должностного преступления. Принимаются меры к
установлению способа незаконного получения
социальной помощи, а также к подготовке
документов для их сдачи в органы соцобеспечения
с целью незаконного получения определенного
вида социальной помощи. Настоящая подготовка
также предполагает, что документы,
подготавливаемые для сдачи, могут быть
сфальсифицированными, либо не соответствовать
личности м ошенника. В указанной ситуации к
перечисленным составам преступлений
добавляется также ст. 383 УК РК «Приобретение
или сбыт официальных документов и
государственных наград», а также ст. 385 УК РК
«Подделка, изготовление или сбыт поддельных
документов, штам пов, печатей, бланков,
государственных наград».
Здесь мошенник, входя в сговор с
представителем органа социальной помощи,
перекладывает фальсификацию документов на
плечи последнего, который знает, как лучше
осуществить такую фальсификацию, осуществляет
ее и тем самым совершает служебный подлог (Ст.
369 УК РК «Служебный подлог»). Вместе с тем,
изучение практики расследования преступлений в
сфере социального обеспечения свидетельствует об
отсутствии такой совокупности.
Организационный этап такого «сборного »
мошенничества предполагает сдачу документов в
органы соцобеспечения с целью незаконного
получения определенного вида социальной
помощи, одновременную дачу взятки мошенником
служащему органов соцобеспечения и получение
взятки данным сотрудником. Далее сле дует
совершение служебного подлога посредством
внесения изменений в официальную документацию
либо приема в качестве основания для социальных
выплат заведомо сфальсифицированных
документов[11]. После этого происходит
злоупотребление сотрудника социальной
структуры своими полномочиями, проявляющееся
в незаконном и безосновательном назначении
выплат социальных пособий мошеннику по какой -
либо категории. Комментируя данный этап,
следует обратить внимание на тот факт, что
изучение практики расследования преступле ний в
социальной сфере свидетельствует об отсутствии
данных о таком составе преступления, как «дача
взятки». Вместе с тем, гипотетически, совершение
данного преступления вполне вероятно, в связи с
чем и учитывается нами при описании данного
способа.
Заключ ительный этап включает в себя
незаконное получение определенного вида
социальной помощи. Не претендуя на
исчерпывающий анализ криминалистически
значимой информации, необходимой для
расследования преступлений в сфере социального
обеспечения, полагаем, что б олее детальная
проработка предстоит нам в будущих
исследованиях.
Литература.
1.Скибан О. Депутата неприятно удивило
количество получающих
соцпомощь: https://www.zakon.kz/4988632 -deputata -
nepriyatno -udivilo -kolichestvo.html (Дата обращения
15.04.2020).
2.Мамонтова Ю.С. Ситуационные
особенности первоначального этапа р асследования
преступлений, совершаемых в сфере социального
обеспечения и выплат// Актуальные проблемы
борьбы с преступлениями и иными
правонарушениями . 2016. № 14 -1. - С. 96 -97.
3.Мамырханова М. Махинации в социальной
сфере рас тут в Казахстане //
https://kursiv.kz/news/obschestvo/2019 -
06/makhinacii -v-socialnoy -sfere -rastut -v-kazakhstane .
(Дата обращения 15.04 .2020).
4.Безверхов А. Мошенничество и его виды:
вопросы законодательной регламентации и
квалификации / А. Безверхое // Уголовное право. -
2015. - № 5. - С. 8 -14.
5.Никульченкова Е. В. Проблемы толкования
обьекта и предмета мошенничества при получении
выпл ат// Ученые записки Крымского федерального
университета имени В. И. Вернадского
Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - С. 220 -
225.
6.Атоян А.А. Отдельные вопросы
расследования мошенничества при получении
выплат // Труды Оренбургского института
(фили ала) Московской государственной
юридической академии. 2015. № 23. - С. 53 -55.
7.Малуева Е.С. Способы совершения и
особенности выявления преступлений, связанных с
хищением средств государственных
внебюджетных фондов // Вестник Санкт -
Петербургского университ ета МВД России.
№1(57). 2013. -С.83 -89.
8.Меретуков Г.М.и др. Содержание основных
элементов криминалистической характеристики
мошенничеств // Научный журнал КубГАУ,
№114(10), 2015. - С.43 -44.
9.Утебаев Э.К., Молдахметов О.К.
Криминалистическая характеристика
мошенничества//Вестник Казахского
инновационно -гуманитарного университета,
№2(34).2017. - С.50 -53.
10.Шульгина И.В. С пособы совершения
мошеннических действий //Наука и образование
сегодня. № 7(71). 2018. - С.41 -44.
11.Зан ькин Д.В. Отдельные проблемы
расследования мошенничества при получении
выплат // Современное право. 2014. № 10. - С.110 -
114.