Предыдущая запись
SOME INNOVATIVE FEATURES OF THE TRAINING PROCESS (48-50)
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА (51-54)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.52.149
Дата публикации статьи в журнале:
2020/03/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
52,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
51-54
Автор:
Андреева А.А.
Наро-Фоминск
Наро-Фоминск
Анотация: Автором проанализированы индивидуально-личностные особенности приёмных детей, наиболее частые поведенческие реакции на ситуацию адаптации в замещающей семье, способы урегулирования негативных поведенческих реакций ребёнка с использованием методов поведенческого анализа.
Ключевые слова:
приёмный ребёнок;
замещающие семьи; стресс; поведение; функциональный анализ поведения ;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М» 2015 – 208 с.
Мидоус Т. Как работать с проблемным поведеним ребёнка с аутизмом? – Мнтернетресурс: https://outfundbel.ru/pro-autizm/kak-rabotats-problemnym-povedeniem-rebenka-s-autizmom
Морозов Д. Создание сообщества приёмных семей. Ваш приёмный ребёнок. – М.: Изд.
«Дельфис», 2012. – 216 с.
Сборник по сопровождению замещающих семей: Комплекс методических инструментов и программ по организации сопрвождения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, подростков, многодетных семей, прибывших на постоянное место жительства в регион и другими кризисными ситуациям. – М., 2019. – 120 с.
Шрамм Р. Детский аутизм и ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа
поведения: 4-е изд. / Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайлововй-Камар; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинс, 2014. – 208 с.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 51
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУК И
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ Н ЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В
ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИ ОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ
ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИ ЗА
Андреева А.А.
(г. Наро -Фоминск)
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.52.149
Аннотация
Автором проанализированы индивидуально -личностные особенности приёмных детей, наиболее
частые поведенческие реакции на ситуацию адаптации в замещающей семье, способы урегулирования
негативных поведенческих реакций ребёнк а с использованием методов поведенческого анализа.
Abstract
The author analyzes the individual and personal characteristics of foster children, the most fr equent behavioral
reactions to the situation of adaptation in the replacement family, and ways to res olve negative behavioral reactions
of the child using behavioral analysis methods.
Ключевые слова: приёмный ребёнок, замещающие семьи, стресс, поведение, ф ункциональный
анализ поведения
Keywords: foster child, substitute families, stress, behavior, functio nal analysis of behavior
В последнее время тема воспитания приёмных
детей в замещающих семьях становится всё более
значимой и актуальной. Прежде всего, эт о связано
с резким увеличением числа новых замещающих
семей и общего количества приёмных детей,
приня тых в семью. При этом, однако, проблема
сложного, проблемного, негативного поведения
приёмных детей нисколько не уменьшается, а
скорее наоборот, становится всё более весомой.
Но, для того, чтобы разобраться, как же,
собственно, снизить негативные поведенче ские
проявления этого поведения, необходимо
разобраться в целом ряде вопросов, связанных с
этими проявлениями.
Запрос, с которым замещающие родители
чаще в сего приходят к специалисту, звучит прямо и
просто: Помогите! Мой сын не хочет ходить в
школу / моя д очь постоянно убегает из дома / ярко
красится и вызывающе одевается / мой ребёнок
агрессивен / непослушен и тому подобные. То, что
видят родители, то есть, собственно само
поведение приёмного ребёнка, – это, как правило,
вершина айсберга поведения, с котор ым не в
состоянии справиться сам ребёнок и который
требует грамотного и детального подхода и
изучения ситуации. Необходимо, так сказать,
рассмотреть подвод ную часть айсберга, и только
после этого выстраивать стратегии управления
негативным поведением ребён ка в соответствии с
полученными данными.
Прежде всего, необходимо учитывать такой
фактор, как специфические психологические
особенности приёмных детей, их жизненный опыт,
повлиявший и сформировавший определённые
индивидуально -личностные характеристики и
особенности поведения и восприятия реальности.
Значимой особенностью приёмных детей,
оказывающей влияние на их адаптацию в
замещающей семье, является нарушен ие
привязанности, которая может быть различных
типов, и, соответственно, по -разному проявляться.
Невр отическая (негативная) привязанность будет
постоянно вынуждать ребёнка постоянно
цепляться за замещающих родителей,
провоцировать их негативную реакцию, по тому что
только таким способом в своей кровной семье
жизненно необходимое ему внимание.
Амбивалентная привязанность будет
вынуждать ребёнка постоянно демонстрировать
двойственное отношение к значимому взрослому
(«привязанность -отвержение), причём перепады
будут частыми и значительными, приносящими
эмоциональное напряжение и стресс как
замещающим родителям , так и самому ребёнку.
Избегающая привязанность выражается в
неспособности доверять взрослым в принципе,
явном дистацировании замкнутости, нежелании
идти на контакт с замещающими родителями.
Размытая привязанность у приёмного ребёнка
выражается в том, что он с радость идёт «на руки»,
вступает в контакт, привязывается к любому
взрослому, благосклонно посмотревшему или
ласково заговорившему с ребёнком. Но, ка к легко
идут на контакт такие дети, так же легко и
расстаются со взрослыми, как только на горизонте
«замаячит» новый объект привязанности. Данный
вид нарушенной привязанности, по сути, даёт
ребёнку компенсировать количеством качество, а
по факту лишает сам ого главного, возможности
чувствовать себя нужным своим родителям.
Ещё одной особенностью приёмных де тей, на
которую часто обращают внимание замещающие
родители, является так называемый «трудный
характер». То есть склонность к протестному
поведению, негати визму, агрессии и
аутоаугрессии. Кроме того, необходимо отметить
сниженный волевой контроль, преимуще ственно
экстернальный локус контроля, эмоциональную
лабильность, склонность всё воспринимать в
чёрно -белом цвете. Как правило, эти особенности
также вызван ы социальной ситуацией, в которой
52 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
находились дети до помещения их в замещающую
семью.
И, наконец, нем алое влияние на поведение
приёмного ребёнка в замещающей семье оказывает
состояние его здоровья. Не секрет, что приёмные
дети преимущественно имеют ограниченные
возможности здоровья, вызванные проблемами
интеллектуальной задержки либо отсталости,
другими н арушениями развития и/или хронические
соматические заболевания. Часто такие дети
социально депривированы вследствие длительног о
нахождения в неблагоприятной социальной среде
(изначально воспитываются в неблагополучных
семьях, семьях, где родители страдают
алкоголизмом либо наркоманией, часто
подвергаются насилию) либо длительного
нахождения в казённых учреждениях.
Все вышеперечис ленные особенности
приёмных детей и являются той самой «подводной
частью айсберга», которая вызывает различные
виды негативного по ведения в замещающей семье
в адаптационный период. Но негативное поведение
может быть вызвано и другими факторами.
К ним могу т относится слабые навыки
саморегуляции, постравматическое стрессовое
расстройство, трудности в процессе социализации
и коммуникац ии и многие другие.
И именно выявление этих факторов и влияет
на то, какая стратегия должна быть выбрана для
коррекции поведен ия с использованием методов
поведенческого анализа.
Методы коррекции поведения
разрабатывались в рамках поведенческого подхода
в т рудах И.П. Павлова, Д. Уотсона, К. Халла,
Э. Торндайка, Б. Скиннера, А. Бандуры и др.
Однако значительная эффективность коррекции
поведения была достигнута И. Ловаасом при
работе с детьми с аутизмом. Он впервые
использовал и описал технологии ABA -терапии
(Applie d behavior analysis ) – прикладного анализа
поведения.
Для определения целей воздействия
специалистом проводится функциональный анализ
поведения ребёнка. Любое поведение, как
социально одобряемое, позитивное, так и
негативное, имеет свою функцию, форм у и
топографию.
Форма поведения – это то, как это поведение
выглядит. К форме относится кусание, истерика,
агрессия и аутоагрессия, деструкция и другие.
Топография – это определение частоты,
интенсивности, длительности того или иного
поведения. Функций пов едения всего четыре: 1)
доступ к желаемому стимулу; 2) избегание
нежелательного стимула; 3) привлечение
внимания; 4) сенсорная аутостимуляция.
Определить функцию поведения можно
используя ABC -таблицу ( antecedent -behavior -
consequence ) (предшествующий стимул -повед ение -
последствие), которую специалист заполняет в
процессе наблюдения за ребёнком либо просит
заполнить замещающего родителя в течение недели
при всех случаях проявления нежелательного
поведения. Анализ результатов позволяет оценить
ведущую функцию п оведен ия ребёнка и, изменяя
факторы в окружающей среде, уменьшить
проявления того или иного вида нежелательного
поведения.
Все методы воздействия подразделяяются на
две группы: проактивные и реактивные.
Проактивные методы воздействуют на
предшествующий сти мул, м едленнее воздействуют
на поведения, при этом более эффективные,
закрепляются на длительный период. Реактивные
методы воздействуют на последствие, часто несут
быстрый эффект, но также быстро и перестают
действовать.
Попробуем рассмотреть некоторые из
методо в, успешно применяемые при работе с
негативным поведением приёмных детей в
замещающих семьях в адаптационный период.
Метод систематической десенсибилзации
Метод систематической десенсибилизации
разработан д. Вольпе в конце 1950 -х годов и
применялся д ля сня тия повышенной тревожности,
страхов, эмоционального напряжения у клиентов.
При работе с приёмными детьми этот метод может
быть применим в случаях ярко выраженных
эмоциональных проявлений, которые вызываются
теми или иными стимулами (социальные ситуац ии,
лю ди, предметы и т.п.). заключается он в
постепенном введении в обиход ребёнка тех же
стимулов, которые и вызывают эмоциональную
реакцию, но в ситуации специального тренинга.
Ситуации предъявления стимулов обязательно
предшествует релаксация, вызывающа я у ре бёнка
чувство спокойствия и уверенности, затем
предъявляется стимул, но вызывающий
наименьшее эмоциональное проявление.
Классический метод систематической
десенсибилизации включает в себя три этапа. На
первом этапе ребёнок обучается методам
релаксаци и и са моуспокоения. На втором этапе
производится ранжирование стимулов,
вызывающих неконтролируемую эмоциональную
реакцию. От самого слабого до самого сильного,
вызывающего панику, стресс, бурную агрессивную
реакцию. И, наконец, на третьем этапе происходит
собст венно предъявление стимулов ребёнку, в
разработанной иерархической последовательности,
под постоянным контролем специалиста
эмоционального состояния ребёнка. В ситуации,
когда эмоциональная реакция становится
повышенной, предъявление стимулов
прекращ ается, и ребёнок снова вводится в
состояние релаксации. К примеру, если у ребёнка
сильный страх появления в общественных местах,
то, после упражнения на релаксацию, ему
показываются сначала картинки с большим
количеством людей, затем видеоролик с подобной
ситуац ией и, только после его привыкания и
спокойного реагирования на подобные стимулы,
ребёнка постепенно выводят в места скопления
большого количества людей.
Метод поведенческого тренинга
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 53
Метод поведенческого тренинга
разрабатывался в рамках бихевиораль ного п одхода
рядом учёных (А. Бандура, Б. Скиннер и др.). Он
заключается в обучении ребёнка адаптивным и
социально приемлемым формам поведения и
реагирования, которые отсутствуют в репертуаре
ребёнка. Одним из видов метода поведенческого
тренинга является жетонн ая система, которая
заключается в предъявлении ребёнку особых
«жетонов», которые могут быть им обменены на те
или иные мотивационные стимулы, материальные
либо нематериальные (время, проведённое
ребёнком в интернете, планшет, игры,
незначительное ден ежное вознаграждение,
посещение развлекательных мероприятий и т.п.).
Жетоны ребёнок получает в качестве
вознаграждения за «правильное» поведение либо
эмоциональную реакцию. В случае нежелательной
поведенческой реакции жетоны могут изыматься.
Вариации жетон ной си стемы возможны
совершенно различные, в зависимости от семейной
ситуации, возраста ребёнка, его мотивационной
заинтересованности.
Поведенческий договор
Поведенческий договор применяется при
работе с негативными поведенческими
проявлениями у подростков , прим енение
поведенческого договора у детей младше
подросткового возраста не представляется
целесообразным. При составлении поведенческого
договора необходимо соблюдения ряда правил. 1.
Договор должен быть обязательно составлен в
письменной форме; любые у стные договорённости
могут пониматься участниками договора в свою
пользу, забываться, видоизменяться, считаться
незначимыми. 2. В договоре обязательно должны
быть указаны договаривающиеся стороны, которые
в конце договора ставят свои подписи, выражая
таким образ ом согласие с условиями договора. 3.
Значимым условием поведенческого договора
является точная формулировка всех пунктов
договора, как в юридическом документе, для того,
чтобы участникам договора было максимально
ясно, что и при каких условиях должно быт
выполнено и какие последствие несёт то или иное
действие \бездействие. 4. Договор должен
выполняться неукоснительно, он не должен
меняться в ходе той либо иной ситуации, в случае,
когда соблюдение условий невозможно в силу тех
или иных обстоятельств, н еобход имо внести
коррективы в договор при общем согласии
участников.
Пример действующего поведенческого
договора представлен в приложении.
Установление руководящего контроля
Метод руководящего контроля предполагает
создание ряда правил, которые должны
неу коснит ельно выполняться всеми членами семьи,
для того, чтобы соблюдение социально
приемлемого поведения было желательным для
ребёнка. Прежде всего, ребёнок должен
испытывать положительные эмоции, находясь
рядом с замещающим родителем, то есть, взрослый
дол жен во сприниматься ребёнком как значимый,
руководящий и при этом эмоционально
притягательный.
Во -вторых, необходимо установить контроль
над мотивационными стимулами. То есть,
мотивационные стимулы не должны находиться в
свободном доступе у ребёнка, контро ль над ними
осуществляет взрослый, именно он регулирует,
когда, в каком количестве и при каких условиях
мотивационные стимулы могут быть доступны
ребёнку.
В-третьих, предъявление требований к
ребёнку должно проводиться в момент, когда их
выполнение наиболе е веро ятно. После выполнения
требований необходимо вознаграждение
(эмоциональная похвала, благодарность, просто
улыбка или объятие, приятные слова). К примеру,
просить ребёнка пропылесосить нецелесообразно в
момент, когда он находится на пике онлайн игры,
это вы зовет лишь раздражение у ребёнка,
нежелание выполнять просьбу и последующее
развитие конфликтной ситуации. А предложение
ему времени на окончание игры и последующая
просьба пропылесосить гораздо более вероятно
будет выполнена.
И, наконец. необходим к онтрол ь над
обращённой речью и тщательный подбор слов для
того, чтобы ситуация была максимально понятной
ребёнку.
Таким образом, использование методов
поведенческого анализа может быть не только при
работе с детьми, имеющими нарушения развития,
но и с нейр отипич ными детьми при коррекции
нежелательного поведения. Однако их
использование допустимо только при постоянном
контроле специалиста и предварительном
функциональном анализе поведения ребёнка.
Список литературы
Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети.
Введени е в пр икладной анализ поведения (АВА):
принципы коррекции проблемного поведения и
стратегии обучения детей с расстройствами
аутистического спектра и другими особенностями
развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрах -М»
2015 – 208 с.
Мидоус Т. Как работать с проб лемным
поведеним ребёнка с аутизмом? – Мнтернет -
ресурс: https://outfundbel.ru/pro -autizm/kak -rabotat -
s-problemnym -povedeniem -rebenka -s-autizmom
Мо розов Д. Создание сообщества приёмных
семей. Ваш приёмный ребёнок. – М.: Изд.
«Дельфис», 2012. – 216 с.
Сборник по сопровождению замещающих
семей: Комплекс методических инструментов и
программ по организации сопрвождения
замещающих семей, воспитывающих д етей с
ограниченными возможностями здоровья,
подростков, многодетных семей, прибывших на
постоянное место жительства в регион и другими
кризисными ситуациям. – М., 2019. – 120 с.
Шрамм Р. Детский аутизм и ABA : терапия,
основанная на методах прикладного ана ли за
54 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
поведения: 4 -е изд. / Роберт Шрамм; пер. с англ.
З. Измайлововй -Камар; науч. ред. С. Анисимова. –
Екатеринбург: Рама Паблишинс, 2014. – 208 с.
Приложение 1
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ДОГОВОР
Участвующие стороны : Д** Наталья В***, Д** Григорий А***, Р** Данила А*** .
Предмет договора : соблюдение совместных условий проживания в семье.
Права и обязанности участников договора
1. Данила А*** должен посещать школу, соблюдать режим школы, присутствовать на всех уроках,
которые обозначены в расписании, за исключение м дней боле зни. В болезнь условия посещения школы и
уроков изменяются в соответствии с требованиями лечащего врача.
2. При возникновении проблем с учителями у Р*** Данилы А***, он должен донести информацию
до приёмных родителей. Приёмные родители решают пробл емы в соотв етствии со сложившейся
ситуацией, стараются подходить к проблеме объективно.
3. Выполнение домашних заданий Данилой А*** должно начинаться не позднее 16.00 текущего дня
и до полного выполнения всех необходимых заданий.
4. По окончании выполнения домаш них заданий и проверки их приёмными родителями Данила
А*** имеет право на свободное время до 21.30. Свободное время разрешается использовать по
собственному усмотрению: прогулка или компьютер.
Дополнительные условия
1. При полном соблюдении условий договора Р ** Данила А *** имеет права на прогулки: в летнее
время до 22.00 включительно, в зимнее время до 21.00 включительно.
2. В выходные дни Данила А*** получает бонусы, оговоренные заранее (в понедельник текущей
недели) – каток, бассейн и пр.
3. При несоблюдении услов ий договора Р*** Данила А*** получает штрафные санкции, которые
включают в себя обязательное выполнение домашнего задания за пропущенный день + дополнительные
задания; уборка в своей комнате; лишение свободного времени и дополнительных бонусов в выходные.
С условиям и ознакомлен________________________________
С условиями ознакомлен________________________________
С условиями ознакомлен________________________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУК И
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ Н ЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В
ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИ ОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ
ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИ ЗА
Андреева А.А.
(г. Наро -Фоминск)
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.52.149
Аннотация
Автором проанализированы индивидуально -личностные особенности приёмных детей, наиболее
частые поведенческие реакции на ситуацию адаптации в замещающей семье, способы урегулирования
негативных поведенческих реакций ребёнк а с использованием методов поведенческого анализа.
Abstract
The author analyzes the individual and personal characteristics of foster children, the most fr equent behavioral
reactions to the situation of adaptation in the replacement family, and ways to res olve negative behavioral reactions
of the child using behavioral analysis methods.
Ключевые слова: приёмный ребёнок, замещающие семьи, стресс, поведение, ф ункциональный
анализ поведения
Keywords: foster child, substitute families, stress, behavior, functio nal analysis of behavior
В последнее время тема воспитания приёмных
детей в замещающих семьях становится всё более
значимой и актуальной. Прежде всего, эт о связано
с резким увеличением числа новых замещающих
семей и общего количества приёмных детей,
приня тых в семью. При этом, однако, проблема
сложного, проблемного, негативного поведения
приёмных детей нисколько не уменьшается, а
скорее наоборот, становится всё более весомой.
Но, для того, чтобы разобраться, как же,
собственно, снизить негативные поведенче ские
проявления этого поведения, необходимо
разобраться в целом ряде вопросов, связанных с
этими проявлениями.
Запрос, с которым замещающие родители
чаще в сего приходят к специалисту, звучит прямо и
просто: Помогите! Мой сын не хочет ходить в
школу / моя д очь постоянно убегает из дома / ярко
красится и вызывающе одевается / мой ребёнок
агрессивен / непослушен и тому подобные. То, что
видят родители, то есть, собственно само
поведение приёмного ребёнка, – это, как правило,
вершина айсберга поведения, с котор ым не в
состоянии справиться сам ребёнок и который
требует грамотного и детального подхода и
изучения ситуации. Необходимо, так сказать,
рассмотреть подвод ную часть айсберга, и только
после этого выстраивать стратегии управления
негативным поведением ребён ка в соответствии с
полученными данными.
Прежде всего, необходимо учитывать такой
фактор, как специфические психологические
особенности приёмных детей, их жизненный опыт,
повлиявший и сформировавший определённые
индивидуально -личностные характеристики и
особенности поведения и восприятия реальности.
Значимой особенностью приёмных детей,
оказывающей влияние на их адаптацию в
замещающей семье, является нарушен ие
привязанности, которая может быть различных
типов, и, соответственно, по -разному проявляться.
Невр отическая (негативная) привязанность будет
постоянно вынуждать ребёнка постоянно
цепляться за замещающих родителей,
провоцировать их негативную реакцию, по тому что
только таким способом в своей кровной семье
жизненно необходимое ему внимание.
Амбивалентная привязанность будет
вынуждать ребёнка постоянно демонстрировать
двойственное отношение к значимому взрослому
(«привязанность -отвержение), причём перепады
будут частыми и значительными, приносящими
эмоциональное напряжение и стресс как
замещающим родителям , так и самому ребёнку.
Избегающая привязанность выражается в
неспособности доверять взрослым в принципе,
явном дистацировании замкнутости, нежелании
идти на контакт с замещающими родителями.
Размытая привязанность у приёмного ребёнка
выражается в том, что он с радость идёт «на руки»,
вступает в контакт, привязывается к любому
взрослому, благосклонно посмотревшему или
ласково заговорившему с ребёнком. Но, ка к легко
идут на контакт такие дети, так же легко и
расстаются со взрослыми, как только на горизонте
«замаячит» новый объект привязанности. Данный
вид нарушенной привязанности, по сути, даёт
ребёнку компенсировать количеством качество, а
по факту лишает сам ого главного, возможности
чувствовать себя нужным своим родителям.
Ещё одной особенностью приёмных де тей, на
которую часто обращают внимание замещающие
родители, является так называемый «трудный
характер». То есть склонность к протестному
поведению, негати визму, агрессии и
аутоаугрессии. Кроме того, необходимо отметить
сниженный волевой контроль, преимуще ственно
экстернальный локус контроля, эмоциональную
лабильность, склонность всё воспринимать в
чёрно -белом цвете. Как правило, эти особенности
также вызван ы социальной ситуацией, в которой
52 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
находились дети до помещения их в замещающую
семью.
И, наконец, нем алое влияние на поведение
приёмного ребёнка в замещающей семье оказывает
состояние его здоровья. Не секрет, что приёмные
дети преимущественно имеют ограниченные
возможности здоровья, вызванные проблемами
интеллектуальной задержки либо отсталости,
другими н арушениями развития и/или хронические
соматические заболевания. Часто такие дети
социально депривированы вследствие длительног о
нахождения в неблагоприятной социальной среде
(изначально воспитываются в неблагополучных
семьях, семьях, где родители страдают
алкоголизмом либо наркоманией, часто
подвергаются насилию) либо длительного
нахождения в казённых учреждениях.
Все вышеперечис ленные особенности
приёмных детей и являются той самой «подводной
частью айсберга», которая вызывает различные
виды негативного по ведения в замещающей семье
в адаптационный период. Но негативное поведение
может быть вызвано и другими факторами.
К ним могу т относится слабые навыки
саморегуляции, постравматическое стрессовое
расстройство, трудности в процессе социализации
и коммуникац ии и многие другие.
И именно выявление этих факторов и влияет
на то, какая стратегия должна быть выбрана для
коррекции поведен ия с использованием методов
поведенческого анализа.
Методы коррекции поведения
разрабатывались в рамках поведенческого подхода
в т рудах И.П. Павлова, Д. Уотсона, К. Халла,
Э. Торндайка, Б. Скиннера, А. Бандуры и др.
Однако значительная эффективность коррекции
поведения была достигнута И. Ловаасом при
работе с детьми с аутизмом. Он впервые
использовал и описал технологии ABA -терапии
(Applie d behavior analysis ) – прикладного анализа
поведения.
Для определения целей воздействия
специалистом проводится функциональный анализ
поведения ребёнка. Любое поведение, как
социально одобряемое, позитивное, так и
негативное, имеет свою функцию, форм у и
топографию.
Форма поведения – это то, как это поведение
выглядит. К форме относится кусание, истерика,
агрессия и аутоагрессия, деструкция и другие.
Топография – это определение частоты,
интенсивности, длительности того или иного
поведения. Функций пов едения всего четыре: 1)
доступ к желаемому стимулу; 2) избегание
нежелательного стимула; 3) привлечение
внимания; 4) сенсорная аутостимуляция.
Определить функцию поведения можно
используя ABC -таблицу ( antecedent -behavior -
consequence ) (предшествующий стимул -повед ение -
последствие), которую специалист заполняет в
процессе наблюдения за ребёнком либо просит
заполнить замещающего родителя в течение недели
при всех случаях проявления нежелательного
поведения. Анализ результатов позволяет оценить
ведущую функцию п оведен ия ребёнка и, изменяя
факторы в окружающей среде, уменьшить
проявления того или иного вида нежелательного
поведения.
Все методы воздействия подразделяяются на
две группы: проактивные и реактивные.
Проактивные методы воздействуют на
предшествующий сти мул, м едленнее воздействуют
на поведения, при этом более эффективные,
закрепляются на длительный период. Реактивные
методы воздействуют на последствие, часто несут
быстрый эффект, но также быстро и перестают
действовать.
Попробуем рассмотреть некоторые из
методо в, успешно применяемые при работе с
негативным поведением приёмных детей в
замещающих семьях в адаптационный период.
Метод систематической десенсибилзации
Метод систематической десенсибилизации
разработан д. Вольпе в конце 1950 -х годов и
применялся д ля сня тия повышенной тревожности,
страхов, эмоционального напряжения у клиентов.
При работе с приёмными детьми этот метод может
быть применим в случаях ярко выраженных
эмоциональных проявлений, которые вызываются
теми или иными стимулами (социальные ситуац ии,
лю ди, предметы и т.п.). заключается он в
постепенном введении в обиход ребёнка тех же
стимулов, которые и вызывают эмоциональную
реакцию, но в ситуации специального тренинга.
Ситуации предъявления стимулов обязательно
предшествует релаксация, вызывающа я у ре бёнка
чувство спокойствия и уверенности, затем
предъявляется стимул, но вызывающий
наименьшее эмоциональное проявление.
Классический метод систематической
десенсибилизации включает в себя три этапа. На
первом этапе ребёнок обучается методам
релаксаци и и са моуспокоения. На втором этапе
производится ранжирование стимулов,
вызывающих неконтролируемую эмоциональную
реакцию. От самого слабого до самого сильного,
вызывающего панику, стресс, бурную агрессивную
реакцию. И, наконец, на третьем этапе происходит
собст венно предъявление стимулов ребёнку, в
разработанной иерархической последовательности,
под постоянным контролем специалиста
эмоционального состояния ребёнка. В ситуации,
когда эмоциональная реакция становится
повышенной, предъявление стимулов
прекращ ается, и ребёнок снова вводится в
состояние релаксации. К примеру, если у ребёнка
сильный страх появления в общественных местах,
то, после упражнения на релаксацию, ему
показываются сначала картинки с большим
количеством людей, затем видеоролик с подобной
ситуац ией и, только после его привыкания и
спокойного реагирования на подобные стимулы,
ребёнка постепенно выводят в места скопления
большого количества людей.
Метод поведенческого тренинга
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20 53
Метод поведенческого тренинга
разрабатывался в рамках бихевиораль ного п одхода
рядом учёных (А. Бандура, Б. Скиннер и др.). Он
заключается в обучении ребёнка адаптивным и
социально приемлемым формам поведения и
реагирования, которые отсутствуют в репертуаре
ребёнка. Одним из видов метода поведенческого
тренинга является жетонн ая система, которая
заключается в предъявлении ребёнку особых
«жетонов», которые могут быть им обменены на те
или иные мотивационные стимулы, материальные
либо нематериальные (время, проведённое
ребёнком в интернете, планшет, игры,
незначительное ден ежное вознаграждение,
посещение развлекательных мероприятий и т.п.).
Жетоны ребёнок получает в качестве
вознаграждения за «правильное» поведение либо
эмоциональную реакцию. В случае нежелательной
поведенческой реакции жетоны могут изыматься.
Вариации жетон ной си стемы возможны
совершенно различные, в зависимости от семейной
ситуации, возраста ребёнка, его мотивационной
заинтересованности.
Поведенческий договор
Поведенческий договор применяется при
работе с негативными поведенческими
проявлениями у подростков , прим енение
поведенческого договора у детей младше
подросткового возраста не представляется
целесообразным. При составлении поведенческого
договора необходимо соблюдения ряда правил. 1.
Договор должен быть обязательно составлен в
письменной форме; любые у стные договорённости
могут пониматься участниками договора в свою
пользу, забываться, видоизменяться, считаться
незначимыми. 2. В договоре обязательно должны
быть указаны договаривающиеся стороны, которые
в конце договора ставят свои подписи, выражая
таким образ ом согласие с условиями договора. 3.
Значимым условием поведенческого договора
является точная формулировка всех пунктов
договора, как в юридическом документе, для того,
чтобы участникам договора было максимально
ясно, что и при каких условиях должно быт
выполнено и какие последствие несёт то или иное
действие \бездействие. 4. Договор должен
выполняться неукоснительно, он не должен
меняться в ходе той либо иной ситуации, в случае,
когда соблюдение условий невозможно в силу тех
или иных обстоятельств, н еобход имо внести
коррективы в договор при общем согласии
участников.
Пример действующего поведенческого
договора представлен в приложении.
Установление руководящего контроля
Метод руководящего контроля предполагает
создание ряда правил, которые должны
неу коснит ельно выполняться всеми членами семьи,
для того, чтобы соблюдение социально
приемлемого поведения было желательным для
ребёнка. Прежде всего, ребёнок должен
испытывать положительные эмоции, находясь
рядом с замещающим родителем, то есть, взрослый
дол жен во сприниматься ребёнком как значимый,
руководящий и при этом эмоционально
притягательный.
Во -вторых, необходимо установить контроль
над мотивационными стимулами. То есть,
мотивационные стимулы не должны находиться в
свободном доступе у ребёнка, контро ль над ними
осуществляет взрослый, именно он регулирует,
когда, в каком количестве и при каких условиях
мотивационные стимулы могут быть доступны
ребёнку.
В-третьих, предъявление требований к
ребёнку должно проводиться в момент, когда их
выполнение наиболе е веро ятно. После выполнения
требований необходимо вознаграждение
(эмоциональная похвала, благодарность, просто
улыбка или объятие, приятные слова). К примеру,
просить ребёнка пропылесосить нецелесообразно в
момент, когда он находится на пике онлайн игры,
это вы зовет лишь раздражение у ребёнка,
нежелание выполнять просьбу и последующее
развитие конфликтной ситуации. А предложение
ему времени на окончание игры и последующая
просьба пропылесосить гораздо более вероятно
будет выполнена.
И, наконец. необходим к онтрол ь над
обращённой речью и тщательный подбор слов для
того, чтобы ситуация была максимально понятной
ребёнку.
Таким образом, использование методов
поведенческого анализа может быть не только при
работе с детьми, имеющими нарушения развития,
но и с нейр отипич ными детьми при коррекции
нежелательного поведения. Однако их
использование допустимо только при постоянном
контроле специалиста и предварительном
функциональном анализе поведения ребёнка.
Список литературы
Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети.
Введени е в пр икладной анализ поведения (АВА):
принципы коррекции проблемного поведения и
стратегии обучения детей с расстройствами
аутистического спектра и другими особенностями
развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрах -М»
2015 – 208 с.
Мидоус Т. Как работать с проб лемным
поведеним ребёнка с аутизмом? – Мнтернет -
ресурс: https://outfundbel.ru/pro -autizm/kak -rabotat -
s-problemnym -povedeniem -rebenka -s-autizmom
Мо розов Д. Создание сообщества приёмных
семей. Ваш приёмный ребёнок. – М.: Изд.
«Дельфис», 2012. – 216 с.
Сборник по сопровождению замещающих
семей: Комплекс методических инструментов и
программ по организации сопрвождения
замещающих семей, воспитывающих д етей с
ограниченными возможностями здоровья,
подростков, многодетных семей, прибывших на
постоянное место жительства в регион и другими
кризисными ситуациям. – М., 2019. – 120 с.
Шрамм Р. Детский аутизм и ABA : терапия,
основанная на методах прикладного ана ли за
54 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 52, 20 20
поведения: 4 -е изд. / Роберт Шрамм; пер. с англ.
З. Измайлововй -Камар; науч. ред. С. Анисимова. –
Екатеринбург: Рама Паблишинс, 2014. – 208 с.
Приложение 1
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ДОГОВОР
Участвующие стороны : Д** Наталья В***, Д** Григорий А***, Р** Данила А*** .
Предмет договора : соблюдение совместных условий проживания в семье.
Права и обязанности участников договора
1. Данила А*** должен посещать школу, соблюдать режим школы, присутствовать на всех уроках,
которые обозначены в расписании, за исключение м дней боле зни. В болезнь условия посещения школы и
уроков изменяются в соответствии с требованиями лечащего врача.
2. При возникновении проблем с учителями у Р*** Данилы А***, он должен донести информацию
до приёмных родителей. Приёмные родители решают пробл емы в соотв етствии со сложившейся
ситуацией, стараются подходить к проблеме объективно.
3. Выполнение домашних заданий Данилой А*** должно начинаться не позднее 16.00 текущего дня
и до полного выполнения всех необходимых заданий.
4. По окончании выполнения домаш них заданий и проверки их приёмными родителями Данила
А*** имеет право на свободное время до 21.30. Свободное время разрешается использовать по
собственному усмотрению: прогулка или компьютер.
Дополнительные условия
1. При полном соблюдении условий договора Р ** Данила А *** имеет права на прогулки: в летнее
время до 22.00 включительно, в зимнее время до 21.00 включительно.
2. В выходные дни Данила А*** получает бонусы, оговоренные заранее (в понедельник текущей
недели) – каток, бассейн и пр.
3. При несоблюдении услов ий договора Р*** Данила А*** получает штрафные санкции, которые
включают в себя обязательное выполнение домашнего задания за пропущенный день + дополнительные
задания; уборка в своей комнате; лишение свободного времени и дополнительных бонусов в выходные.
С условиям и ознакомлен________________________________
С условиями ознакомлен________________________________
С условиями ознакомлен________________________________