ТЕКСТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА (7-10)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/02/04
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
51,
Том: 1,
Страницы в выпуске:
7-10
Автор:
Темирбиева Х.Ю.
РГУ им. А.Н. Косыгина , Москва
РГУ им. А.Н. Косыгина , Москва
Автор:
Дрынкина И.П.
РГУ им. А.Н. Косыгина , Москва
РГУ им. А.Н. Косыгина , Москва
Анотация: В статье рассматриваются роль текстиля в дизайне общественного интерьера, его синтез с другими материалами, свойства, возможности формообразования, функциональное и утилитарное значение, а также специфика его применения при оформлении различных зон интерьера
Ключевые слова:
Текстиль;
интерьер; обивка мебели; дизайн; колорит; орнамент; современные материалы;
Данные для цитирования: Дрынкина И.П. . ТЕКСТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА (7-10). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Архитектурных наук. 2020/02/04;
51(1):7-10
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Бавбеков Р.И. Цвет и его взаимосвязь с интерьером // Лучшая научная статья – 2017: материалы IX Междунар. науч.-практ. конкурса /Крымский инженерно-педагогический ун-т.– Пенза: Наука: Просвещение, 2017.– С.262-264.
2. Графова Е.С. Декоративный текстиль в общественном интерьере как средство повышения выразительности// Культурные ценности и традиции современного общества: сб. тр./Гжельский гос. ун-т. – Новосибирск, 2018. –С. 12 –17.
3. Журавлева В.А., Лисиенкова Л.Н. История текстиля: учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации. Юж.-Урал. гос. ун-т. –Челябинск : Издво ЮУрГУ, 2003.–93 с.
4. Останина П. А. Фактура в дизайне изделий// Дизайн и технологии художественной обработки материалов: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. –Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. –460 с. gos. un-t. – Chelyabinsk :Izd-voYUUrGU, 2003.–93 s.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20 7
традиций и об ычаев, при этом давая потенциал для
будущего роста и развития.
Список литературы :
“Архитектура городской среды ”. Хасиева С. А.
Стройиздат., Москва 2001, (ст. 200).
“Городская Среда. Технологи я Развития:
На стольная книга “, Вячеслав Глазычев,
Издательств о Ладья, 1995 г, (ст. 241).
ТЕКСТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА
Темирбиева Х.Ю.
магистр
Дрынкина И.П.
доцент
РГУ им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство) ,
г. Москва , Российская Федерация
Аннот ация
В статье рассматриваются роль текстиля в дизайне общественного интерьера, его синтез с другими
материалами, свойства, возможности формообразования, функциональное и утилитарное значение, а
также специфика его применения при оформлении различных зон ин тер ьера.
Ключевые слова : Текстиль, интерьер, обивка мебели , дизайн, колорит, орнамент, современные
материалы.
Одним из актуальных направлений дизайна
является дизайн современного интерьера,
представляющего собой пространство, решенное с
использованием самых различных техник и
материалов, каждый из которых достоин быть
объектом специального рассмотрения. Как
показывает практика последних лет, современные
жилые и коммерческие пространства предстают
своего рода площадкой для художественных
экспериментов с разли чными материала ми, в том
числе с текстилем .
Искусство текстиля является древнейшим,
эволюция данного материала наглядно
иллюстрирует тесную связь с историческим
прошлым народа, его культурой и прикладным
искусством. Функциональные и художественные
характер истики текстиля делают данный материал
важ нейшим инструментом при проектировании
интерьера. В то же время очевидно, что изменения
композиционных характеристик интерьеров
преобразуют и сам текстиль. Помимо
традиционного использования текстиля –
портьеры, об ивка мебели и постельное белье и др.
– тка нь используется и для разграничения
пространства, и для нестандартного декора
помещения. Так, например, с помощью текстиля
можно кардинально поменять концепцию
интерьера: замена портьер и других декоративных
тексти льных элементов может придать
пространству новый вид без особо крупных
материальных вложений.
При работе над интерьером всегда встает
вопрос о колористических особенностях того или
иного помещения и места текстиля в общем
решении. От общего колорита интерь ера зависит
выбор текстиля, его расцветки и орна мента.
С помощью ткани можно один цвет сгладить,
а другой усилить, изменить цветовую палитру
пространства. При этом традиционно учитывается
ориентация помещения по сторонам света. Светлые
стены, теплые тона в комнатах, ориентированных
на север, и про хладные, пастельные синие или
зеленые оттенки при ориентации на юг или юго -
запад являются фоном для текстильно го решения .
Зеленый цвет с преобладанием синего будет
холодным, а в сочетании с желтым или красным –
теп лым. На стенах спокойного цвета текстильны е
изделия выглядят более выразительно. Светлая
обивка мебели и пастельный колорит штор и ковра
делают стены более яркими [1].
С помощью текстиля можно добиться
ощущения уравновешенности и определённой
устойчивости интерьера.
Одним из ко мпозиционных средств внимания,
пробуждения активных эмоций является динамика.
Она характерна для кривых или наклонных линий,
острых или тупых углов, хаотичных декоративных
элементов, абстрактных или стилизованных.
Диагонали и асимметр ия – основные динамиче ские
приемы в рисунк е текстиля.
Функционально однозначные предметы имеют
разные размеры или цветовую гамму, или их
развешивают на разном уровне. Текстильные
изделия нестандартной формы, новинки в области
дизайна обнаруживают динамичну ю энергетику,
ритмично сть в текстильном оф ормлении стен,
полов, мебели. Это могут быть ассиметричные
шторы из нескольких тканей, текстиль с
контрастным сочетанием цветов, ткани с
интересной фактурой и текстурой. Стеклянные и
блестящие поверхности также под черкивают
динамику – ткани лучше выбирать атласные,
гладкие, п розрачные, воздушные.
Проектирование интерьера подразумевает
применение текстиля разных видов. Все зависит от
задач, решаемых дизайном интерьера –
функциональных, декоративных, функционально -
дек оративных. Например, ф ункциональный
тексти ль чаще всего не сра зу будет заметен и не
привлечет к себе особого внимания – это может
8 Националь ная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
быть всего лишь одна деталь на определенном
предмете или текстиль, который должен быть
незаметным (сетка для окошка , наперники ,
матрасы). Декоративн ый текстиль предпола гает
сугубо декорати вные элементы, предназначенные
для украшения интерьера (бахрома, банты,
кружевные салфетки, гобелены и др.).
Функционально -декоративный текстиль – это
текстиль, создающий акценты, притягивающий
взоры и отражающий цел остный стиль оформле ния
интерьера (обивк а мебели, пледы, шторы,
драпировки, балдахины, ковры, скатерти и др.).
Текстиль применяют в различных областях,
таких как декорирование оконных проемов, дверей,
потолка, обивка мебе ли, в качеств е фона и др.
Проанализ ируе м подробно кажду ю область.
Декорирование окон . К данной области
можно отнести шторы, сетки, жалюзи, драпировки.
Портьерный дизайн является одним из основных
элементов практически любого интерьера.
Оформление окна оказывает влияние на общее
впечатление от создаваемого прос транства. Эта
законо мерность легко объяснима тем, что человек
всегда обращает внимание на источник
естественного освещения – окно.
Способы оформления окон делятся на два
типа: многосекционная драпировка – применятс я
техника раскроя, мно гослойное декорирова ние;
раздвижные конс трукции – особый акцент на цвет
и фактуру, без дополнительных сборок (японские и
римские шторы).
С помощью оконных драпировок, а именно с
помощью их формы и размера, можно зрительно
увеличить пр остранство, изменить у ровень
потолков или даже пропорции мебел и. Пластика
отдельных элементов может быть достигнута с
помощью драпировок, то есть их моделированием
различного вида складками, сборками,
использованием дополнительных деталей,
ламбрекенов, под хватов, декоративных э лементов.
Невозможно создать целостную к омпозицию,
механически наполнив помещение красивыми
оригинальными вещами из текстиля разного цвета
и рисунка. Должно создаваться единство, которое
является стройной системой соподчинения
объекто в [2].
Драпировка имее т большой потенциал как
способ организац ии пространства. Так, объемно -
фактурная пластика текстильных поверхностей
изделий и деталей характерн а для занавесей, штор,
портьер.
Пластика складок и сборок в драпировках –
важный компонент в рисунке, в графической
основе образного ре шения интерьера. Скл адки
относят к конструктивным средствам
формообразования текстильных элементов. Их
форма зависит от места и крепления драпировки к
несущей конструкции, а также от техники
выполнения – укладки, с шивания, завязывания и ли
закалывания.
Важн о уч итывать объемы декорируемых
объектов. При декоре крупных оконных проемов и
дверей используются трубчатые складки, а при
декоре небольших окон или дверок мебели –
мелкое плиссе и гофре. Несоблюдение масштабов
пр иводит к нарушению ком позиционного строя.
Форма складок также зависит от свойств и вида
используемого материала: тонкие ткани позволяют
моделировать как мелкие складки, так и крупные;
плотные ткани – складки объемные и широкие, на
жестких тканях хорошо буд ут смотреться плоские
складки.
Композиция драпировки является результатом
целенаправленного формирования складок.
Складки могут располагаться в определенном
ритмическом порядке или создавать
непроизвольную, на первый взгляд, хаотичную
композицию. Знание пр инципов образования
складок, поведения кон кретного материла в
драпировках в сочетании с колористическими
особенностями позволяет создавать гармоничные
решения текстильного наполнения пространства.
Декорирование мебели . Помимо драпировок
в интерьере активно используются обивка и
обтяжка текстилем м ебели . Обивка мебели,
различные чехлы и покрывала, пледы, подушки –
все эти элементы уч аствуют в декорировании
мебели.
Мебель является наиболее функциональным
компонентом пространства, поэтому к
используемым для эт их целей тканям
предъявляются такие требов ания, как плотность,
прочность, износостойкость.
Подушки, пледы, кресла, мешки позволяют
сделать интерьер более мобильным: при
необходимости их легко перенести в другое место.
При таком использовании, возможно,
про демонстрировать рисунок и фактуру мате риал а
во всем его многообразии.
Применение различных видов текстиля,
сочетание гладкой и фактурной поверхностей,
обивка мебели той же тканью, что и стены,
позволяют организовать пространство в
соответствии с концепцией интерь ера.
Внеш няя форма текстильного изд елия во
многом определяетс я силуэтными,
конструктивными и декоративными линиями.
Силуэтные линии характеризуют пропорции,
объемную форму изделия, его внешние очертания.
Форма изделия проявляется с помощью мягких и
фиксированных ск ладок, с помощью
конструкт ивных средств – швы, подре зы и
вытачки. Чисто декоративными являются линия
художественных швов, тесьма, бахрома.
Форма и декоративные качества тканых
изделий достигаются при шитье, наложении кусков
ткани, закладыва нии в определенн ом порядке
складок, вытаче к, использовании разных шв ов,
шнуров. Окончательное формирование и фиксация
формы изделий происходит в процессе
эксплуатации, под действием собственного веса
или надевани и чехла, натяжении ткани.
Декорирование стен . При декорирова нии
стены обивают, оклеива ют, драпируют тканью.
При обивке используют специальный каркас, на
который натягивается ткань. Таким способом
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20 9
можно зрительно выровнять неровную стену или
использовать на одной части как картину. Для
большей гармон изации ткань пов торятся на
покрывалах или подушках. Более стандартны й
метод декорирования – это оклейка стен текстилем.
Способ оклеивания тот же, что и при
использовании бумажных обоев. Драпировка –
самый простой и многовариантный способ
декорирования стен . Текстиль позво ляет изменить
пространстве нные формы – за счет драпировок
интерьер с острыми углами сглаживается, а
округлое помещение делится на прямоугольные
участки.
Текстильный фон – это основной цвет или тон
ткани в отделке стен, обивке мебели и други х
компонентах уб ранства основной массы
обс тановки интерьера. Фон час то проектируются
нейтральным, а если нужна его определенная
выразительность, он должен быть равномерным и
не нарушать гармонию общего пространства.
Декорирование пола. Пол является центром
любого простран ства, для его декорировани я
используют ковры, ковролин, текстильную плитку,
ситцевые полы. В ситцевых полах ткань
закрепляют на полу с помощью нескольких слоев
лака, но такой способ недолговечен и требует
особого ухода. Ковровые покрытия от личаются
высокой износостойкостью, возможн о переме щать,
легко чистить. В детских комнатах распространены
ковровые плитки: в случае порчи одной детали ее
легко заменить на другую. Помимо традиционного
шерстяного волокна используют синтетические
волокна, эко логичные материа лы (кокосовое
волокно, пен ька, рисовая солома).
Различные способы крепления одного и того
же полотна влияют на общее восприятие
пространства. Такая драпировка используется в
жилых и общественных пространствах.
Декорирование потолка . Драпиро вка
приме няется только в случае достаточно й высоты
потолка. Для достижения тех или иных эффектов
используют разные ткани: для лёгкости и
воздушности – тонкие полупрозрачные ткани, для
торжественности – толстые, бархатные.
Перегородки . Используемые в жилых
интерьерах текст ильные перегородки и ширмы
ведут свое начало от настенных панно. Панно
оформлялись в рамы, подобно картинам, а
небольшие пространства не позволяли
экспериментировать с размером. С появлением
жилого интерьера со свободной планировкой стали
актуальны не толь ко настенные панно, но и п анно
ширмы.
Разграничение пространства с помощью
текстиля позволяет отделить рабочую, спальную,
кухонную зону, зону отдыха и др. Если
пространство необходимо увеличить, такую
перегородку легко переместить. Текстиль ные
перегородки могут быть закреплены на п олотке или
натянуты на дополнительный каркас. Перегородки
из мягких просвечивающих материалов, не
достигающие потолка, зрительно не разрывают
общее пространство. В коммерческих помещениях
эффективным будет разделен ие зон,
предназн аченных для питания или от дыха
одновреме нно. Для размещения рекламы и
декорирования помещения используют
прерывистые преграды из мягких кулис и
драпировок, разделяющие части пространства, но
не препятствующие свободному проходу. Такой
спосо б обеспечивает организацию процессов,
нужд ающихся в жестком разделени и.
Использование подвижных систем способствует
регулированию интенсивности этих процессов.
Размещение горизонтальных полос из текстиля,
расположенных на разных с потоком уровнях,
разграни чи вает функциональные зоны при
сохранении единого воздушного объема.
Доминанта, акцент, фон – такова функция,
которую выполняют текстильные элементы в
композиционной организации пространства.
Изделие из ткани – это уникальное произведение,
которое может ст ать стилеобразующим в
интерьере. Одна и та же ткань может проявляться
пластикой, звучать цветом и орнаментацией сама
по себе или как включенная в комплекс множества
компонентов. В любом случае текстиль занимает
важное место в композиционном формировании
ин терьера, являясь неотъемлемой частью едино го
целого. Доминирующей компонент может быть
единственным в общей композиции интерьера, как
это встречается в специализированных
пространствах – занавес в театральном зале,
рекламное панно в выставочном комплексе,
тканевый экран в кинотеатре и др.
Таким об разом, т екстиль многофункционален,
многогранен, возможности его применения в
интерьере широки. Он может быть акцентом,
может быть фоном, может быть связующей нитью
всей пространственной композиции, что
достигается, прежде всего, такими его
характеристиками , как цвет, фактура, рисунок,
стиль и др угое .
В современной культурной ситуации именно
текстиль способен обеспечить мобильность,
актуальность и экономичность формируемого
пространства. Ни один дизайн помещения не м ожет
обойтись без текстиля. Те кстиль носит
декоративно -функциональную функцию в
интерьере, таким образом, можно понять,
насколько он важен и актуален в наше время.
ВЫВОДЫ
Таким образом, текстиль многофункционален,
многогра нен, возможности его применени я в
интерьере широки. Он может быть акцентом,
может быть фоном , может быть связующей нитью
всей пространственной композиции, что
достигается прежде всего такими его
характеристиками, как цвет, фактура, рисунок,
стиль и др угое .
В современной культурной сит уации именно
текстиль способе н обеспечить моби льность,
актуальн ость и экономичность формируемого
пространства. Ни один дизайн помещения не может
обойтись без текстиля. Текстиль носит
декоративно -функциональную функцию в
10 Националь ная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
интерь ере, таким образом можно понят ь насколько
он важен и актуале н был в наше вре мя.
Список использованн ой литературы :
1. Бавбеков Р.И. Цвет и его взаимосвязь с
интерьером // Лучшая научная статья – 2017:
материалы IX Междунар. науч. -практ. конкурса
/Крымский инженерно -педагогический ун -т.–
Пенза: Наука: Просвещение, 2017. – С.262 -264.
2. Графова Е.С. Декоративный текстиль в
обществен ном интерьере как средство повышения
выразительности // Культурные ценности и
традиции совре менного обще ства: сб.
тр./Гжельский гос. ун -т. – Новосибирск, 2018. –С.
12 –17.
3. Журавлева В.А., Лисиенкова Л.Н. История
текстиля: учеб. пособие / М -во образования Рос.
Федерации. Юж. -Урал. гос. ун -т. –Челябинск : Изд -
во ЮУрГУ, 2003. –93 с.
4. Останина П. А. Фактура в дизайне из делий//
Дизайн и технологии ху дожественной об работки
материалов: материалы XV Всерос. науч. -практ.
конф. –Ижевск: Изд -во ИжГТУ, 2 013. –460 с. gos .
un -t. – Chelyabinsk :Izd -voYUUrGU , 2003. –93 s.
традиций и об ычаев, при этом давая потенциал для
будущего роста и развития.
Список литературы :
“Архитектура городской среды ”. Хасиева С. А.
Стройиздат., Москва 2001, (ст. 200).
“Городская Среда. Технологи я Развития:
На стольная книга “, Вячеслав Глазычев,
Издательств о Ладья, 1995 г, (ст. 241).
ТЕКСТИЛЬ В ДИЗАЙНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА
Темирбиева Х.Ю.
магистр
Дрынкина И.П.
доцент
РГУ им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство) ,
г. Москва , Российская Федерация
Аннот ация
В статье рассматриваются роль текстиля в дизайне общественного интерьера, его синтез с другими
материалами, свойства, возможности формообразования, функциональное и утилитарное значение, а
также специфика его применения при оформлении различных зон ин тер ьера.
Ключевые слова : Текстиль, интерьер, обивка мебели , дизайн, колорит, орнамент, современные
материалы.
Одним из актуальных направлений дизайна
является дизайн современного интерьера,
представляющего собой пространство, решенное с
использованием самых различных техник и
материалов, каждый из которых достоин быть
объектом специального рассмотрения. Как
показывает практика последних лет, современные
жилые и коммерческие пространства предстают
своего рода площадкой для художественных
экспериментов с разли чными материала ми, в том
числе с текстилем .
Искусство текстиля является древнейшим,
эволюция данного материала наглядно
иллюстрирует тесную связь с историческим
прошлым народа, его культурой и прикладным
искусством. Функциональные и художественные
характер истики текстиля делают данный материал
важ нейшим инструментом при проектировании
интерьера. В то же время очевидно, что изменения
композиционных характеристик интерьеров
преобразуют и сам текстиль. Помимо
традиционного использования текстиля –
портьеры, об ивка мебели и постельное белье и др.
– тка нь используется и для разграничения
пространства, и для нестандартного декора
помещения. Так, например, с помощью текстиля
можно кардинально поменять концепцию
интерьера: замена портьер и других декоративных
тексти льных элементов может придать
пространству новый вид без особо крупных
материальных вложений.
При работе над интерьером всегда встает
вопрос о колористических особенностях того или
иного помещения и места текстиля в общем
решении. От общего колорита интерь ера зависит
выбор текстиля, его расцветки и орна мента.
С помощью ткани можно один цвет сгладить,
а другой усилить, изменить цветовую палитру
пространства. При этом традиционно учитывается
ориентация помещения по сторонам света. Светлые
стены, теплые тона в комнатах, ориентированных
на север, и про хладные, пастельные синие или
зеленые оттенки при ориентации на юг или юго -
запад являются фоном для текстильно го решения .
Зеленый цвет с преобладанием синего будет
холодным, а в сочетании с желтым или красным –
теп лым. На стенах спокойного цвета текстильны е
изделия выглядят более выразительно. Светлая
обивка мебели и пастельный колорит штор и ковра
делают стены более яркими [1].
С помощью текстиля можно добиться
ощущения уравновешенности и определённой
устойчивости интерьера.
Одним из ко мпозиционных средств внимания,
пробуждения активных эмоций является динамика.
Она характерна для кривых или наклонных линий,
острых или тупых углов, хаотичных декоративных
элементов, абстрактных или стилизованных.
Диагонали и асимметр ия – основные динамиче ские
приемы в рисунк е текстиля.
Функционально однозначные предметы имеют
разные размеры или цветовую гамму, или их
развешивают на разном уровне. Текстильные
изделия нестандартной формы, новинки в области
дизайна обнаруживают динамичну ю энергетику,
ритмично сть в текстильном оф ормлении стен,
полов, мебели. Это могут быть ассиметричные
шторы из нескольких тканей, текстиль с
контрастным сочетанием цветов, ткани с
интересной фактурой и текстурой. Стеклянные и
блестящие поверхности также под черкивают
динамику – ткани лучше выбирать атласные,
гладкие, п розрачные, воздушные.
Проектирование интерьера подразумевает
применение текстиля разных видов. Все зависит от
задач, решаемых дизайном интерьера –
функциональных, декоративных, функционально -
дек оративных. Например, ф ункциональный
тексти ль чаще всего не сра зу будет заметен и не
привлечет к себе особого внимания – это может
8 Националь ная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
быть всего лишь одна деталь на определенном
предмете или текстиль, который должен быть
незаметным (сетка для окошка , наперники ,
матрасы). Декоративн ый текстиль предпола гает
сугубо декорати вные элементы, предназначенные
для украшения интерьера (бахрома, банты,
кружевные салфетки, гобелены и др.).
Функционально -декоративный текстиль – это
текстиль, создающий акценты, притягивающий
взоры и отражающий цел остный стиль оформле ния
интерьера (обивк а мебели, пледы, шторы,
драпировки, балдахины, ковры, скатерти и др.).
Текстиль применяют в различных областях,
таких как декорирование оконных проемов, дверей,
потолка, обивка мебе ли, в качеств е фона и др.
Проанализ ируе м подробно кажду ю область.
Декорирование окон . К данной области
можно отнести шторы, сетки, жалюзи, драпировки.
Портьерный дизайн является одним из основных
элементов практически любого интерьера.
Оформление окна оказывает влияние на общее
впечатление от создаваемого прос транства. Эта
законо мерность легко объяснима тем, что человек
всегда обращает внимание на источник
естественного освещения – окно.
Способы оформления окон делятся на два
типа: многосекционная драпировка – применятс я
техника раскроя, мно гослойное декорирова ние;
раздвижные конс трукции – особый акцент на цвет
и фактуру, без дополнительных сборок (японские и
римские шторы).
С помощью оконных драпировок, а именно с
помощью их формы и размера, можно зрительно
увеличить пр остранство, изменить у ровень
потолков или даже пропорции мебел и. Пластика
отдельных элементов может быть достигнута с
помощью драпировок, то есть их моделированием
различного вида складками, сборками,
использованием дополнительных деталей,
ламбрекенов, под хватов, декоративных э лементов.
Невозможно создать целостную к омпозицию,
механически наполнив помещение красивыми
оригинальными вещами из текстиля разного цвета
и рисунка. Должно создаваться единство, которое
является стройной системой соподчинения
объекто в [2].
Драпировка имее т большой потенциал как
способ организац ии пространства. Так, объемно -
фактурная пластика текстильных поверхностей
изделий и деталей характерн а для занавесей, штор,
портьер.
Пластика складок и сборок в драпировках –
важный компонент в рисунке, в графической
основе образного ре шения интерьера. Скл адки
относят к конструктивным средствам
формообразования текстильных элементов. Их
форма зависит от места и крепления драпировки к
несущей конструкции, а также от техники
выполнения – укладки, с шивания, завязывания и ли
закалывания.
Важн о уч итывать объемы декорируемых
объектов. При декоре крупных оконных проемов и
дверей используются трубчатые складки, а при
декоре небольших окон или дверок мебели –
мелкое плиссе и гофре. Несоблюдение масштабов
пр иводит к нарушению ком позиционного строя.
Форма складок также зависит от свойств и вида
используемого материала: тонкие ткани позволяют
моделировать как мелкие складки, так и крупные;
плотные ткани – складки объемные и широкие, на
жестких тканях хорошо буд ут смотреться плоские
складки.
Композиция драпировки является результатом
целенаправленного формирования складок.
Складки могут располагаться в определенном
ритмическом порядке или создавать
непроизвольную, на первый взгляд, хаотичную
композицию. Знание пр инципов образования
складок, поведения кон кретного материла в
драпировках в сочетании с колористическими
особенностями позволяет создавать гармоничные
решения текстильного наполнения пространства.
Декорирование мебели . Помимо драпировок
в интерьере активно используются обивка и
обтяжка текстилем м ебели . Обивка мебели,
различные чехлы и покрывала, пледы, подушки –
все эти элементы уч аствуют в декорировании
мебели.
Мебель является наиболее функциональным
компонентом пространства, поэтому к
используемым для эт их целей тканям
предъявляются такие требов ания, как плотность,
прочность, износостойкость.
Подушки, пледы, кресла, мешки позволяют
сделать интерьер более мобильным: при
необходимости их легко перенести в другое место.
При таком использовании, возможно,
про демонстрировать рисунок и фактуру мате риал а
во всем его многообразии.
Применение различных видов текстиля,
сочетание гладкой и фактурной поверхностей,
обивка мебели той же тканью, что и стены,
позволяют организовать пространство в
соответствии с концепцией интерь ера.
Внеш няя форма текстильного изд елия во
многом определяетс я силуэтными,
конструктивными и декоративными линиями.
Силуэтные линии характеризуют пропорции,
объемную форму изделия, его внешние очертания.
Форма изделия проявляется с помощью мягких и
фиксированных ск ладок, с помощью
конструкт ивных средств – швы, подре зы и
вытачки. Чисто декоративными являются линия
художественных швов, тесьма, бахрома.
Форма и декоративные качества тканых
изделий достигаются при шитье, наложении кусков
ткани, закладыва нии в определенн ом порядке
складок, вытаче к, использовании разных шв ов,
шнуров. Окончательное формирование и фиксация
формы изделий происходит в процессе
эксплуатации, под действием собственного веса
или надевани и чехла, натяжении ткани.
Декорирование стен . При декорирова нии
стены обивают, оклеива ют, драпируют тканью.
При обивке используют специальный каркас, на
который натягивается ткань. Таким способом
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20 9
можно зрительно выровнять неровную стену или
использовать на одной части как картину. Для
большей гармон изации ткань пов торятся на
покрывалах или подушках. Более стандартны й
метод декорирования – это оклейка стен текстилем.
Способ оклеивания тот же, что и при
использовании бумажных обоев. Драпировка –
самый простой и многовариантный способ
декорирования стен . Текстиль позво ляет изменить
пространстве нные формы – за счет драпировок
интерьер с острыми углами сглаживается, а
округлое помещение делится на прямоугольные
участки.
Текстильный фон – это основной цвет или тон
ткани в отделке стен, обивке мебели и други х
компонентах уб ранства основной массы
обс тановки интерьера. Фон час то проектируются
нейтральным, а если нужна его определенная
выразительность, он должен быть равномерным и
не нарушать гармонию общего пространства.
Декорирование пола. Пол является центром
любого простран ства, для его декорировани я
используют ковры, ковролин, текстильную плитку,
ситцевые полы. В ситцевых полах ткань
закрепляют на полу с помощью нескольких слоев
лака, но такой способ недолговечен и требует
особого ухода. Ковровые покрытия от личаются
высокой износостойкостью, возможн о переме щать,
легко чистить. В детских комнатах распространены
ковровые плитки: в случае порчи одной детали ее
легко заменить на другую. Помимо традиционного
шерстяного волокна используют синтетические
волокна, эко логичные материа лы (кокосовое
волокно, пен ька, рисовая солома).
Различные способы крепления одного и того
же полотна влияют на общее восприятие
пространства. Такая драпировка используется в
жилых и общественных пространствах.
Декорирование потолка . Драпиро вка
приме няется только в случае достаточно й высоты
потолка. Для достижения тех или иных эффектов
используют разные ткани: для лёгкости и
воздушности – тонкие полупрозрачные ткани, для
торжественности – толстые, бархатные.
Перегородки . Используемые в жилых
интерьерах текст ильные перегородки и ширмы
ведут свое начало от настенных панно. Панно
оформлялись в рамы, подобно картинам, а
небольшие пространства не позволяли
экспериментировать с размером. С появлением
жилого интерьера со свободной планировкой стали
актуальны не толь ко настенные панно, но и п анно
ширмы.
Разграничение пространства с помощью
текстиля позволяет отделить рабочую, спальную,
кухонную зону, зону отдыха и др. Если
пространство необходимо увеличить, такую
перегородку легко переместить. Текстиль ные
перегородки могут быть закреплены на п олотке или
натянуты на дополнительный каркас. Перегородки
из мягких просвечивающих материалов, не
достигающие потолка, зрительно не разрывают
общее пространство. В коммерческих помещениях
эффективным будет разделен ие зон,
предназн аченных для питания или от дыха
одновреме нно. Для размещения рекламы и
декорирования помещения используют
прерывистые преграды из мягких кулис и
драпировок, разделяющие части пространства, но
не препятствующие свободному проходу. Такой
спосо б обеспечивает организацию процессов,
нужд ающихся в жестком разделени и.
Использование подвижных систем способствует
регулированию интенсивности этих процессов.
Размещение горизонтальных полос из текстиля,
расположенных на разных с потоком уровнях,
разграни чи вает функциональные зоны при
сохранении единого воздушного объема.
Доминанта, акцент, фон – такова функция,
которую выполняют текстильные элементы в
композиционной организации пространства.
Изделие из ткани – это уникальное произведение,
которое может ст ать стилеобразующим в
интерьере. Одна и та же ткань может проявляться
пластикой, звучать цветом и орнаментацией сама
по себе или как включенная в комплекс множества
компонентов. В любом случае текстиль занимает
важное место в композиционном формировании
ин терьера, являясь неотъемлемой частью едино го
целого. Доминирующей компонент может быть
единственным в общей композиции интерьера, как
это встречается в специализированных
пространствах – занавес в театральном зале,
рекламное панно в выставочном комплексе,
тканевый экран в кинотеатре и др.
Таким об разом, т екстиль многофункционален,
многогранен, возможности его применения в
интерьере широки. Он может быть акцентом,
может быть фоном, может быть связующей нитью
всей пространственной композиции, что
достигается, прежде всего, такими его
характеристиками , как цвет, фактура, рисунок,
стиль и др угое .
В современной культурной ситуации именно
текстиль способен обеспечить мобильность,
актуальность и экономичность формируемого
пространства. Ни один дизайн помещения не м ожет
обойтись без текстиля. Те кстиль носит
декоративно -функциональную функцию в
интерьере, таким образом, можно понять,
насколько он важен и актуален в наше время.
ВЫВОДЫ
Таким образом, текстиль многофункционален,
многогра нен, возможности его применени я в
интерьере широки. Он может быть акцентом,
может быть фоном , может быть связующей нитью
всей пространственной композиции, что
достигается прежде всего такими его
характеристиками, как цвет, фактура, рисунок,
стиль и др угое .
В современной культурной сит уации именно
текстиль способе н обеспечить моби льность,
актуальн ость и экономичность формируемого
пространства. Ни один дизайн помещения не может
обойтись без текстиля. Текстиль носит
декоративно -функциональную функцию в
10 Националь ная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
интерь ере, таким образом можно понят ь насколько
он важен и актуале н был в наше вре мя.
Список использованн ой литературы :
1. Бавбеков Р.И. Цвет и его взаимосвязь с
интерьером // Лучшая научная статья – 2017:
материалы IX Междунар. науч. -практ. конкурса
/Крымский инженерно -педагогический ун -т.–
Пенза: Наука: Просвещение, 2017. – С.262 -264.
2. Графова Е.С. Декоративный текстиль в
обществен ном интерьере как средство повышения
выразительности // Культурные ценности и
традиции совре менного обще ства: сб.
тр./Гжельский гос. ун -т. – Новосибирск, 2018. –С.
12 –17.
3. Журавлева В.А., Лисиенкова Л.Н. История
текстиля: учеб. пособие / М -во образования Рос.
Федерации. Юж. -Урал. гос. ун -т. –Челябинск : Изд -
во ЮУрГУ, 2003. –93 с.
4. Останина П. А. Фактура в дизайне из делий//
Дизайн и технологии ху дожественной об работки
материалов: материалы XV Всерос. науч. -практ.
конф. –Ижевск: Изд -во ИжГТУ, 2 013. –460 с. gos .
un -t. – Chelyabinsk :Izd -voYUUrGU , 2003. –93 s.