Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

УСИЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С УЧЕТОМ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИМВОЛИЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ (11-14)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/09/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 58, Том: 2, Страницы в выпуске: 11-14
Автор: Варфоломеева Светлана Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент , Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков , Краснодар
Автор: Астафьев Евгений Рудольфович
кандидат физико-математических наук, доцент , Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков , Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков
Анотация: На основе семантико-синтаксического анализа алфавитов древнейших языков выявить логическую схему процесса присвоения объектам реальной природы определенных символов, и на математических моделях интерпретировать их генезис с точки зрения культурологической составляющей системнодеятельностного подхода к обучению математике в вузе. Культурологический аспект в обучении математике позволит применить в образовательном пространстве знания всех наук, тесно связанных с математикой, способствует целостному восприятию окружающего мира и формированию духовнонравственных атрибутов и общекультурных компетенций у обучающихся.
Ключевые слова: комплексный подход; полилингвальный подход; онто-гносеологическая структурная единица; алфавит языка; универсальные учебные действия; категория; компетенция;
Данные для цитирования: Астафьев Евгений Рудольфович . УСИЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С УЧЕТОМ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИМВОЛИЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ (11-14). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/09/14; 58(2):11-14

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 1822. 2. Боровских, А.В. Деятельностные принципы и педагогическая логика / А.В. Боровских, Н.Х. Розов // Педагогика. – 2018. – № 8. – С. 10-19. 3. Волкова, Е.Е. Соотнесение традиционного и компетентностного подходов к обучению математике как основа проектирования и мониторинга приобретения ключевых компетенций / Е.Е. Волкова // Стандарты и мониторинг. – 2018. – № 4. – С. 39-44. 4. Перминов, Е.А. О методологических аспектах реализации культурологического подхода в математическом образовании / Е.А. Перминов // Педагогика. – 2019. – № 9. – С. 49-55. 5. Ярахмедов, Г.А. Комплексный подход к математическому образованию в вузе: теория и методология: Монография / Г.А. Ярахмедов. – М.: АЛЕФ, 2017. – 340 с. 6. Ярахмедов, Г.А. О категориальном подходе к обучению математике в новой парадигме образования / Г.А. Ярахмедов // Современная наука: теоретический и практический взгляд. – М.: Перо, 2017. – С. 113-117.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 11
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37

УСИЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С УЧЕТОМ
СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К СИМВОЛИЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ

Варфоломеева Светлана Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков
г. Краснодар
Аста фьев Евгений Рудольфович
кандидат физико -математических наук, доцент
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков
г. Краснодар

STRENGTHENING THE EDUCATIONAL FUNCTION OF MATHEMATICS TEACHING, TAK -
ING INTO ACCOUNT THE SEMIOTIC APPROACH TO SYMBO LIC LANGUAGE

Varfolomeeva Svetlana Vasilyevna
PhD in pedagogics, associate professor
Krasnodar Higher Military Aviation School
Astafyev Eugene Rudolfovich
PhD in physics and mathematics, associate professor
Krasnodar Higher Milit ary Aviation School

Анно тация
На основе семантико -синтаксического анализа алфавитов древнейших языков выявить логическую
схему процесса присвоения объектам реальной природы определенных символов, и на математических
моделях интерпретировать их генезис с точки зрения культурологич еской составляющей системно -
деятельностного подхода к обучению математике в вузе. Культурологический аспект в обучении
математике позволит применить в образовательном пространстве знания всех наук, тесно связанных с
математикой, способствует целостному вос прияти ю окружающего мира и формированию духовно -
нравственных атрибутов и общекультурных компетенций у обучающихся.
Abstract
Basing on the semantic and syntactic analysis of the alphabets of the ancient languages to reveal the logical
scheme of the process of assignment to objects of the real nature of certain symbols, and on mathematical models
to interpret their genesis from the point of view of cultural component of the system -activity approach to teaching
mathematics in high school. Cultural aspect in te aching mathematics will allow to apply in the educational space
the knowledge of all sciences, closely related to mathematics, contributes to the holistic perception of the world
and the formation of spiritual and moral attributes and general cultural comp etencies of students.
Ключевые слова: комплексный подход, полилингвальный подход, онто -гносеологическая
структурная единица, алфавит языка, универсальные учебные действия, категория, компетенция.
Keywords : integrated approach, multilingual approach, of ont o-epistemological structural unit, alphabet,
universal educational actions, category, competence.

Тенденции развития современной науки и
образования таковы, что для совершенствования
научно -образовательной составляющей
профессионально -педагогической деят ельн ости
требуется внедрение в образовательный процесс
инновационных методов, средств и технологий,
учитывающих многообразие языковых
представлений различных знаний в
полифункциональной образовательной среде [1, C.
19 -20].
В такой стратегии образования ак туал ьным
становится развитие комплексного (интегрального)
мышления обучающихся, направленного, прежде
всего, на формирование универсальных учебных
действий (УУД), а также общекультурных и
профессиональных компетенций, определенных в
Федеральном государстве нном образовательном
стандарте высшего образования (ФГОС ВО).
Комплексный подход к обучению математике
в вузе, и полилингвальный подход, являясь
составляющими системно -деятельностного
подхода, вместе позволяют выявить
категориальные структуры процесса обуч ения
математике как системообразующие
универсальные средства обучения. Их называют
онто -гносеологическими структурными единицами
познания (знания) [5, С. 38]. Актуальным в
представлении знаний становится понимание
операциональных и предметных значений
объе ктов, а также интерпретация их взаимных
переходов на различных математических моделях.
Эти переходы осуществляю тся по определенной

12 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
логической схеме с учетом особенностей
закономерностей комплексного мышления [6, C.
114].
В такой схеме представления знания онто -
гносеологическую структурную еди ницу
определим тройкой (мысль, знак, действие). Такая
структурная единица позволяет реальному
материальному об ъекту по определенным
существенным его признакам ставить в
соответствие некоторый знак, который, осмыслив,
по лучает значение символа в действии. Поскольку
любая система письма языка может быть отнесена
к одному из типов – фонетическому или
иероглифическому , то в первом типе письма в
качестве языковых единиц выделяют буквы, а во
втором типе – слоги или слова. Соот ветствующие
звуковые или формульные значения определяются
фонемами или морфемами, определяемыми как
минимальные смыслоразличительные звуковые
или н аименьшие формульные единицы языка.
Приоритетным в образовательной
деятельности становится изучение происхожд ения
форм буквенной символики и их предметно -
семантических значений методам и математической
лингвистики, применение значения символов в
обосновании методики обучения не только
математике, но и в формировании общенаучной
картины мира и применении конструкти вных
особенностей семиотики как науки о знаковых
системах. Системно -деятельностный подход,
направленный на разв итие личности через
формирование сов окупности УУД, позволяет
ориентировать учебно -воспитательный процесс на
знание закономерностей междисциплинар ного
взаимодействия, умение применить их для
выявления категориальных признаков объектов
различных дисциплин и владение приемами
конструирования бо лее сложных структур.
Анализируя алфавиты древнейших языков
(финикийского, китайского), выявить логическую
схему процесса присвоения объектам реальной
природы определенных знаков (символов),
называе мых, в зависимости от семантико -
синтаксических особенносте й языка, буквами или
иероглифами, с помощью которых строятся слова и
выражения; конструктивные особенности та кой
деятельности интерпретировать на
математическом языке и на соответствующих
фреймовых моделях; культурологич еский аспект
обосновать с точки зрен ия методологических
принципов интегральной психологии, для которой
характерна идея объединения фундаментальны х
структур и положений как естественно -
математических, так и гуманитарных наук.
Для осуществления поставленной цели будут
использоваться схемы обра зовательной
деятельности, в которой выделяются следующие
структурные компоненты: общество – культура –
субъек т – язык (знание, содержание образования) –
объект (среда). Составляющая субъект – культура –
общество определя ет культурологический
(воспитательны й) аспект, учитывающий ценностно
направленный характер деятельности.
Составляющая субъект –язык – объект опре деляет
научно -учебный (обучающий, исследовательский)
аспект образовательной деятельности.
Достижению поставленн ой цели способствует
выбор основных «деятельностных принципов» и
соответствующей логики организации процесса
обучения [4, C.50].
Полученный резул ьтат должен быть
интерпретирован с точки зрения практической
целесообразности проекта и уровня
сформированности общекультурных и
профессиональных к омпетенций у языковой
личности. При этом соотношение различных
подходов к обучению математике следует
рассмат ривать как основу проектирования и
мониторинга приобретения ключевых
компетенций. Кроме того, компоненты
образо вательной деятельности должны быть
соотнесены к тринитарным категориальным
моделям общества, миропонимания, экономики,
мировоззрения и математиче ского знания.
Обучение математике в соответствии с этой
схемой деятельности позволит применить знания
всех наук, тесно связанных с математикой,
способствует целостному восприятию
окружающего мира и формированию духовно -
нравственных атрибутов. В такой стра тегии
образования категории становятся особыми
когнитивными единицами, обеспечивающими
процессы переноса знаний в
многодисциплинарных исследованиях . Потому что
именно категории фиксируют классы знаний,
этапы и факторы познавательного процесса.
С изменением статуса культ уры меняется и
соответствующая ей система категорий, которая
подвергает трансформации всю образовательную
деятельность. Структурный а нализ преобразований
математических моделей методических объектов
проводится на основе методологических
принц ипов комплексного подхода с учетом
категориальных и семантико -синтаксических
признаков структур различных языко в
представления знания.
Генетическое родство алфавитов современных
языков сравниваем по двум лингвистическим
направлениям: финикийского и китайск ого языков.
От финикийского алфавита происходят арамейский
и греческий алфавиты, на основе которых в
последующе м были построены алфавиты
еврейского , сирийского, арабского, латинского,
кириллицы и т.д. Следовательно, для всех этих
алфавитов характерны наибо лее общие
(категориальные) смысловые и знаковые принципы
построения и применения их в грамматиках этих
языков. Математическое осмысление этих знако в –
геометрическая интерпретация и числовые
значения –играет важную роль в семантико -
синтаксическом упорядочен ии научных понятий и
языковых текстов в соответствии с определенной
логической схемой.
Итак, выявляя фундаментальные семантико -
синтаксические связ и между фонетическими и
иероглифическими единицами (символами)

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 13
алфавитов различных языков, с помощью
определе нных правил синтеза понятий, по одной и
той же логической схеме, образуют новые слова,
как лингвистические един ицы языка (единичные
элементы), на о снове которых строятся базисные
предложения (аксиомы), как онто -
гносеологические структурные единицы. Таким
образом, аналогией действий выявляются наиболее
общие (категориальные) семантико -
синтаксические признаки структу р алфавитов
различных языков, позвол яющие глубоко
осмыслить фонетические и лингвистические
основы современных языков с точки зрения их
применения для построения программных языков в
информатике и анализа структур текстов в
математической лингвистике. Такой подход к
образовательной деятельнос ти способствует
развитию интегрального мышления и
формированию коммуникативных и
математических компетенций у обучающихся [3,
C.40 -41] .
Семиотика рассматривает три главных
направления для изучения знака и знаковой
системы: синтаксис (синтактика), семантика ,
прагматика.
Основываясь на аспектах семиотики и
исследованиях психологов, установивших
необходимость выделе ния трёх планов в овладении
символикой: синтаксический, семантический и
прагматический, необходим о для организации
понимающего усвоения математики выделение
всех трёх планов в овладении математической
символикой.
При работе с математической символикой
расс мотрен пример изучения понятия функции (на
первых курсах училища или вуза). Согласно
синтаксическому плану, преподаватель должен
детально объяснить :
• правила написания нового символа;
• использование нового символа в сочетании
с обозначением функции;
• место ар гумента пр и использовании этого
символа и др.
На этом этапе важно создать условия, которые
бы позволили обучающимся осознать важность
грамотного написания и использования нового
символа.
Практика показывает, что у обучающихся
вызывает некоторые затруднения следующая
задача.
Пусть (�)= −3�+2. Найти: (−�),
(�+5), ((1)), ((�)).
Они неправильно читают или не понимают
символической записи:
(−�), (�+5), ((1)), ((�)).
При решении данной задачи обучающимися
преподаватель учит их чи тать символическую
запись и расшифровывать информацию. При
освоении новых символьных знаков преподаватель
для реализации семантического п лана освоения
новой символики:
• акцентирует внимание на то, что новые
символы вводятся для обозначения операций над
функ ци ями;
• разбирает вместе с обучающимися смысл
символики при формулировании законов
предельного перехода, дифференцирования и
интегрировани я.
При этом задача преподавателя состоит в том,
чтобы обучающиеся смогли понять смысл
вводимых обозначений – новые дейс твия над
функциями. До этого, в основном, изучались
алгебраические операции над дискретными
величинами. Работая с правил ами
дифференциров ания, предлагается осуществить
переход от записи правил в виде формул к
словесной записи.
Наконец, осуществляя прагмати ческий план
овладения символикой, преподаватель:
• учит «читать» обучающихся запись в виде
символьных знаков;
• применять для решения задач ф ормулы, с
использованием новой системы обозначений;
• декодировать информацию в словесную
или графическую форму;
• организо вы вать соотв етствующую работу
обучающихся.
Критерием овладения символикой в
прагматическом плане может служить умение
обучающихся переход ить от одной формы
представления информации (символьной) к другим
и обратно: от других форм представления – к
символьно й. Так, при изучении теоремы Лагранжа
обучающимся после словесной формулировки
теоремы предлагается сделать геометрическую
иллюстрацию к данной теореме. Практика
показывает, что она может реализоваться только в
совместной деятельности преподавателя и
обуча ющ ихся.
Создание знаково -символической
деятельности основано на специальной работе
преподавателя совместно с обучающимися по
формированию всех знаково -символических
операций:
̶ Моделирование – знаково -символическая
операция, которая состоит в объективном
пол уч ении новой информации (познавательная
функция) с помощью задействования знаково -
сим волических средств, в которых использова ны
структурные, функциональные и генетические
связи (изучение не самого объекта, а
вспомогательной системы);
̶ Кодирование – знаково -символическая
операция, ко торая передаёт и принимает
сообщения (коммуникативная функция); умение
записать информацию на основ е знаково -
символической формы;
̶ Схематизация – знаково -символическая
операция (структурирование), которая позволяет
ориентироваться в действительности;
̶ Замещение – знаково -символическая
операция по оперированию не самим объектом, а
его знаковым заместителем .

14 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
Примерами операций моделирования знаково -
символической деятельности может выступать
решение задач нахождения наибольших и
наимень ши х значений с использованием
дифференциального исчисления.
Их решение состоит из трех этапов:
1) составление математической модели;
2) работа с моделью;
3) ответ на вопрос задачи.
При составлении математической модели
используется поисковый диалог. В процессе
диа лога учащиеся составляют функцию �= (�) –
математическую модель задачи, которая затем
исследуется на наиб ольшее (наименьшее)
значение.
Для формирования операции кодирования
используется перевод из одной формы
преставления в другую, из словесной в знаков о-
символическую или графическую и наоборот.
Примерами операции кодирования могут
выступать формулирование оп ределений
непрерывной функции в точке, монотонной
функции (возрастающей или убывающей), правил
дифференцирования и т.п. в знаково -
символическом виде .
Таким образом, взаимосвязь понимания и
знаково -символической деятельности
способствует:
• применению различн ых схем
представления явлений, понятий, фактов; созданию
образа (форм) исследуемого предмета или явления;
• использованию эмпирического опыта
(ассоции ро вание реальных объектов с
абстрактными).
Важный момент заключается в том, чтобы
связать формализованный зн аковый язык
математики, математического моделирования с
содержанием математического знания, используя
абстрактную точку зрения. Понимание этой связи
предполагает освоение знаковой и объективно -
реальной ситуации и помогает в осмыслении
полученной информации . Такой тип понимания
называется «рационалистическим» или понимание
– объяснение.
В процессе формирования данного типа
понимания, в частности, матем атического понятия,
обучающийся для осознания словесного
определения, использует весь свой накопленный
опыт. При формулировании математического
понятия практически необходимо вводить
словесную интерпретацию этого понятия,
формализовывать запись, используя пр и этом
знаковую и иллюстрационную символику
(таблицы, рисунки, схемы, модели ) [2, C. 12 -13] .
Реализация вз аимосвязи понимания и знаково -
символической деятельности обеспечивает
повышение качества усвоения математического
материала обучающимися, их осознан но е
восприятие, структурирование и запоминание.

Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Системно -деятельностный
подход к разработке стандартов нового поколения /
А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 18 -
22.
2. Боровских, А.В. Деятельностные
принципы и педа гогическая логика /
А.В. Боровских, Н.Х. Розов // Педагогика. – 2018. –
№ 8. – С. 10-19.
3. Волкова, Е.Е. Соотнесение традиционного
и компетентностного подходов к обучению
математике как основа проектирования и
мониторинга приобретения ключевых
компетенций / Е.Е. Волкова // Стандарты и
мониторинг. – 2018. – № 4. – С. 39 -44.
4. Перминов, Е.А. О методологических
аспектах реализации культурологического подхода
в математическом образовании / Е.А. Перминов //
Педагогика. – 2019. – № 9. – С. 49 -55.
5. Ярахмедов, Г.А. Комп лексный подход к
математ ическому образованию в вузе: теория и
методология: Моногр афия / Г.А. Ярахмедов. – М.:
АЛЕФ, 2017. – 340 с.
6. Ярахмедов, Г.А. О категориальном
подходе к обучению математике в новой парадигме
образования / Г.А. Ярахмедов // Современная
наука: теоретический и практический взгляд. – М.:
Перо, 2017. – С. 113 -117.
Liter ature
1. Asmolov, A.G. System -activity approach to
the development of new generation standards /
A.G. Asmolov // Pedagogika[Pedagogy]. – 2019. – №
4. – P. 18-22. (In Russian)
2. Borov skih, A.V. Activity principles and
pedagogical logic / A.V. Borovskih, N.H. Rozov //
Pedagogika[Pedagogy]. – 2018. – № 8. – P. 10 -19. (In
Russian)
3. Volkova, E.E. Correlation of traditional and
competency -based approaches to learning mathematics
as a basis for designing and monitoring the acquisition
of key competenc es / E.E. Volkova // Standarty i
monitoring [Standards and monitoring]. – 2018. – № 4.
– P. 39 -44. (In Russian)
4. Perminov, E.A. Methodological aspects of the
cultural approach in mathematical edu cation /
E.A. Perminov // Pedagogika[Pedagogy]. – 2019. – №
9. – P. 49-55. (In Russian)
5. Yarakhmedov, G.A. Complex approach to
mathematical education in pedagogical high school:
theory and methodology: Monograph /
G.A. Yarakhmedov. – М.: ALEF, 2017. – 340 p . (In
Russian)
6. Yarakhmedov , G.A. On the categorical
approach to teaching mathematics in the new paradigm
of education. Modern science: theoretical and practical
view / G.A. Yarakhmedov. – М.: PeroPubl., 2017. – P.
113 -117. (In Russian)
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×