Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ВЕЖЛИВОСТЬ В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ (4-7)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 55, Том: 2, Страницы в выпуске: 4-7
Автор: Баглюк Сергей Борисович
кандидат филос. наук, доцент, Академия постдипломного образования Федерального государственного бюджетного учреждения«Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства», г. Москва
Анотация: Данная работа рассматривает главные характеристики вежливых форм поведения, предстающих в различных культурных контекстах в качестве ключевых компонентов для достижения взаимопонимания между сторонами коммуникации. С опорой на компаративную методологию, зафиксирован ряд контекстуально обусловленных различий черт вежливости и соответствующих видов поведения, которые существенно влияют на ход и результат любого вида кросс-культурных взаимодействий.
Ключевые слова: вежливость; правила поведения; ценности; кросс-культурная коммуникация;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. – Т. 1. 2. Раздорская Н.В. О некоторых аспектах кросс-культурной коммуникации с представителями японских деловых кругов / В сб.: Профессиональное лингвообразование. Материалы тринадцатой международной научно-практической конференции. 2019. – Нижний Новгород: Издательство: Нижегородский институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. 3. Adler, Ronald B., Rosenfeld, Lawrence B., Proctor, Russell F. Interplay: the process of interpersonal communication. – 14th Ed. – NY: Oxford University Press, 2018. 4. Griffin E. A First Look at Communication Theory. – 8th Ed. – NY: McGraw-Hill, 2012. 5. Mindess A. Reading between the Sings: Workbook. A Cultural Guide for Sign Language Students and Interpreters. – Yarmouth: Intercultural Press, 2004.
4 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ВЕЖЛИВОСТЬ В КРОСС -КУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВ Е

Баглюк Сергей Борисович,
кандидат филос. наук, доцент,
Академия постдипломного образования
Федерального государственного бюджетного
учреждения«Федеральный научно -клинический
центр специализированных видов медицинской
помощи и медицинских технологий Федерального
медико -биологического агентства», г. Москва

POLITENESS IN A CROS S-CULTURAL PERSPECTI VE

Baglyuk Sergey,
candidate of doctor of philosophy sciences, associate professor,
Academy of postgraduate education of the
Federal state budget
institutions "Federal scientific and clinical center of specialized types of medical
assistance and medical
technologies of the Federal medico -biological
Agency ", Moscow

Аннотация
Да нная работа рассматривает главные характеристики вежливых форм поведения, предстающих в
различных культурных контекстах в качестве ключевых компонентов для достижения взаимопонимания
между сторонами коммуникации. С опорой на компаративную методологию, зафи ксирован ряд
контекстуально обусловленных различий черт вежливости и соответствующих видов поведения, которые
существенно влияют на ход и результат любого вида кросс -культурных взаимодействий.
Abstract
This paper examines the main characteristics of polite behaviors that appear in various cultural contexts as
key components for achieving mutual understanding between the parties of communication. Based on the
comparative methodology, a number of contextually determined differences in politeness traits and co rresponding
behaviors have been recorded, which significantly affect the course and outcome of any type of cross -cultural
interaction.
Ключевые слова: вежливость; правила поведения; ценности; кросс -культурная коммуникация.
Keywords: politeness; rules of be havior; values; cross -cultural communication.

Сложно переоценить значение подобающего
ситуации общения поведения для установления
приемлемых для сторон коммуникации отношений.
Основой для адекватных обстоятельствам слов и
поступков стан овится вежливость, понимаемая как
«один из регуляторов взаимодействий между
людьми, цель которого учитывать чувства других и
обеспечивать обоюдные комфорт и понимание» [5,
P. 78]. Можно ли говорить о единых правилах
вежливого обращения с окружающими, незав исимо
от культурно -географического контекста? Ответ
будет положительным и отрицательным
одновременно, т.к., с одной стороны,
соответствующие видам отношений вежливые
формы поведения повсеместны, но содержательно
зависят от исторических, этнических, культур ных и
иных особенностей, отражающих то, что отличает
один народ от другого.
В кросс -культурном измерении не может быть
ничего безусловного, хотя процесс глобализации
навязчиво декларирует универсальный для всего
человечества набор ценностей, не только в
социально -экономическом аспекте, но и в
культурно -политическом [1, С. 472]. То, что
формирует нормативную регуляцию
взаимодействия людей друг с другом, прежде
всего, устанавливает те линии, за которые нельзя
переступать, чтобы не разрушить компромиссные
фор мы отношений. Свод правил, циркулирующих в
каждой культуре, которым лучше следовать, чем
игнорировать, заключается в уважении другой
стороны общения, признания иной точки зрения
(что не означает автоматическое согласие с
потенциальным или актуальным оппоне нтом),
способах «сохранить лицо» в случае обострения
коммуникативной ситуации. В последнем случае,
американская исследовательница Стелла Тинг -
Туми предложила различные для отдельных
культурных традиций способы работы над
«сохранением лица». «Лицо» - это пу бличный
образ собственного «я», то, как мы хотим, чтобы
окружающие видели нас и с нами
взаимодействовали [4, P. 407]. Работа над
«сохранением лица» включает «особые вербальные
и невербальные сообщения, которые помогают
поддержать или восстановить «лицо» по сле

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 5
«потери», а также защитить свои честь и
достоинство» [4, P. 408].
Представления о вежливости или её
отсутствии в поведении с точки зрения кросс -
культурного подхода разделены типом культуры, в
которых формируются. С. Тинг -Туми, опираясь на
разработки Г . Триандиса, выделяет
коллективистские и индивидуалистические
культуры, отличие которых заключается в
определении представителями этих культурных
типов себя, целей и обязанностей. В зависимости от
характеристик этих трех компонентов в двух
составных частях данной типологии складываются
представления о должном и не должном в общем
этическом смысле, что в свою очередь воплощается
в более конкретных принципах подобающего или
нет поведения в разных обстоятельствах. Более,
чем две трети населения планеты рождено в
коллективистских культурах, менее одной трети в
индивидуалистических [4, P. 409]. Азия, Африка,
Ближний Восток, Латинская Америка могут быть
интерпретированы как регионы с
коллективистской культурной основой. Англия,
Германия, США, Швейцария, Скандинавс кие
страны представляют индивидуалистический
культурный тип. Здесь можно отметить, что
русская культура вбирает в себя, противоречиво
сочетая между собой, обе культурные
характеристики по причине особых исторических и
географических условий развития и форм ирования.
Итак, в коллективистских культурах люди
идентифицируют себя с большой группой,
оказывающей поддержку в обмен на преданность
данной группе, здесь превалирует «мы -
идентичность», это также высоко -контекстные
культуры. В индивидуалистических культура х
каждый заботится о себе и ближайших
родственниках сам, здесь актуальна «я -
идентичность», и характерен низко -контекстный
культурный фон [4, P. 409].
Напр., в Японии коллективные нужды и
потребности ставятся выше индивидуальных.
Принимаемое решение или со вершаемый поступок
должны быть реализованы таким образом, чтобы не
навредить группе. Коллектив контролирует
действия индивида с помощью норм и правил. Это
характерно и для Китая, о чем ниже более
подробно. Этот нормативный набор касается также
и вежливости , которая не есть выбор (делать или
нет), а обязанность. Такая «мы -идентичность»
резко контрастирует с «я -идентичностью»
представителей США, где ценность личных нужд и
целей ставится выше коллективных [4, P. 409].
Поведение американцев управляется
представ лением о свободе воли, и в США каждый
озабочен больше соблюдением личных прав,
нежели коллективной ответственностью. Идти
своим путем - является правилом для США, без
исключений [4, P. 409].
По мнению Г. Триандиса, сильная групповая
идентификация в японской культуре ведет к
восприятию других в форме категорий «мы» /
«они» [4, P. 409]. Для японца в общении важно
выяснить, каковы социальный фон представителя
иной культуры и групповая принадлежно сть, а не
его личные ощущения и переживания – не потому,
что ему всё равно, что чувствует другой, а потому,
что уникальные индивидуальные черты кажутся
ему менее значимыми, нежели информация о
социальном окружении собеседника. И здесь
можно отметить разные представления о вежливом
и тактичном поведении. Для представителей
коллективистских культур не интересоваться, что
чувствует другая сторона общения не проявление
пренебрежения, а уважения к автономии
внутреннего мира партнера по коммуникации.
Представител и США по -иному видят данную
ситуацию. Их интересует именно внутренний мир
представителя другой культуры [4, P. 409]. Что они
думают? Что они чувствуют? Что собираются
делать? Американцы считают, что каждый
уникален, поэтому стремятся выяснить всё о
собесед нике вплоть до использования тактики
перекрестного допроса [4, P. 409]. Последний
аспект также может рассматриваться в кросс -
культурной перспективе как сомнительный с точки
зрения вежливости. Излишнее давление на
собеседника неприемлемо для представителей тех
культур, которые используют характерный
коммуникативный стиль, приверженность
которому вполне коррелирует с принадлежностью
к индивидуалистическому или коллективистскому
культурному типу.
Для представителей индивидуалистических
культур характерен прямой стиль общения. Здесь
характерны такие выражения, как «сказать всё как
есть»; «выложить карты на стол»; «выстрелить от
бедра» [5, P. 61] и т.п. Важно отметить, что
существенными особенностями , дополняющими
всякий коммуникативный стиль, становится
невербальная сторона кросс -культурных
взаимодействий, но в данном случае рассмотрение
этого аспекта требует отдельного
исследовательского внимания, поэтому здесь, в
этой работе, преимущественно акцент сделан на
вербальную составляющую межкультурных
контактов. В США принято считать, что «честность
- лучшая политика», особенно ценится в общении
прямолинейность и «честная сделка» [5, P. 61].
Прямота и откровенность становятся
краеугольными свойствами для представителей
США и в коммуникации между культурами. Этот
подход к общению встречается с несколько другим
видением процесса ведения дел со стороны
коллективистских культур, напр., представителей
Японии. Для коллективистских культурных
традиций характерен непрямой коммуникативный
стиль, в рамках которого говорить открытым
текстом неприемлемо. Выше было отмечено, что
индивидуалистические культуры представляют
собой также низко -контекстную культурную
составляющую, что означает, в внутри этого
культурного типа преимущественно с помощью
языка, вербально, выражаются мысли, чувства,
идеи настолько ясно, четко и логически
последовательно, насколько возможно [3, P. 56].

6 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
Напротив, коллективистские культуры
представляют высоко -контекстную культурную
основу, что предпо лагает менее прямолинейный
разговор в целях поддержания с помощью
языковых, вербальных, средств коллективной
гармонии [3, P. 56].
Возвращаясь к способам работы над
сохранением «лица», следует отметить, что эта
процедура непосредственно связана с принципам и
вежливости и тактичности, т. к. направлена для
представителей коллективистских культур именно
на партнера по общению, переговорам или
дискуссии, ведь с помощью обеспечения
гармоничной атмосферы взаимодействия и
возможно поддержать партнера по коммуникаци и,
что, опять же, не означает согласия с его точкой
зрения. Непрямой коммуникативный стиль, с
позиции внешнего наблюдателя или участника,
представляющего индивидуалистическую
культуру, содержит слишком много
недосказанностей, недомолвок, скрытых намеков.
Напр., в Японии считается невежливым прямо
ответить «нет», поэтому избирается уклончивый
вариант ответа: «Интересное предложение, следует
его обдумать»; «Ответ вряд ли будет скоро»; «На
эту тему существуют разные точки зрения» и т. п.
Причем, особенно в сфе ре деловой коммуникации,
отрицательный ответ дается с учетом возможного в
будущем нового контакта с несостоявшимся
партнером, поэтому важно, не смотря ни на что,
оставить хорошее впечатление [2, С. 257].
В ряде случаев, прямолинейность становится
избыточн ой, т. к. вплотную подходит к тому
пределу, за которым начинаются грубость и
хамство. Напр., в Германии, представляющей
индивидуалистическую и низко -контекстную
культуру, прямота рассматривается как обоюдное
условие для беседы или переговоров, где каждая
сторона общения может открыто критиковать
противоположную точку зрения и не боится быть
раскритикованной [5, P. 62]. Однако, излишняя
напористость выглядит как выходящая далеко за
пределы вежливости для представителей тех
культур, в которых непрямой коммуни кативный
стиль является ведущим.
Но здесь есть и исключения, в ряде случаев
выбор коммуникативного стиля зависит от степени
близости отношений между сторонами общения. В
частности, в израильской культуре,
коллективистской и высоко -контекстной,
прямолинейн ость уместна в ситуациях
взаимодействия между близкими людьми как
проявление поддержки и солидарности, и
ассоциируется в большей степени с уважением, чем
наоборот [5, P. 62]. В корейской, также
коллективистской и высоко -контекстной культуре,
прямая критика возможна как высшее проявление
«мы -идентичности», т. к. характеризует
искреннюю любовь и заботу о том человеке, кому
она адресована [5, P. 62]. К исключениям в ряде
случаев можно отнести и прямой
коммуникативный стиль для представителей США.
В работе А. М айндесс отмечается: «Американцы
беспощадно честны и откровенны в том, что
является достоянием общественности, но если
возникает ситуация целенаправленной критики
кого -либо, то их стремление к честности
значительно снижается, когда оказывается, что
объектом критических нападок стали их близкие
друзья. Страх эмоционально изнурительной
конфронтации и важность быть вежливыми
вынуждает их маскироваться. Вместо того, чтобы
напрямую сказать обидную правду, американцы
задействуют различные непрямые
коммуникативные каналы, посредством которых
сказанное может быть воспринято др угом более
спокойно» [5, P. 62 -63].
Таким образом, стилистическое
коммуникативное разнообразие внутри одной
культуры может обусловлено соображениями
вежливости. Вместе с тем, на уровне контакто в
между культурами, различные стили общения
могут оставлять пространство для произвольного
выбора в случаях, когда достижение
взаимопонимания затруднено разными подходами
к переговорам. В частности, это касается различий
формального или неформального стиля
коммуникации. Представители США склонны
выбирать не только прямой, но и неформальный
стиль общения в рамках кросс -культурных
взаимодействий. Однако, чрезмерная
фамильярность не принимается в тех культурах, где
особенно ценятся формализм и этикет в деловой и
профессиональной сфере. Коллективистские и
высоко -контекстные культуры рассматривают
формальность как элемент уважения, необходимый
для продолжения дальнейших совместных
действий. Напр., в корейской культуре
использование правильных обращений в речи
обо значает компетентность того, кто участвует в
дискуссии или беседе, т. е. обращение к
собеседнику строго отличается в зависимости от
отношений с ним, от того, кто он вам – старый друг;
незнакомец, но социальное окружение которого
знакомо; полностью незнаком ый [3, P. 56].
Следовательно, стремление создать комфортную
атмосферу общения должно быть отрегулировано
представлениями о том, что уместно с позиций
собеседника из другой культуры, а что нет.
Избыточная неформальность и раскованность в
коммуникативном сти ле может иметь обратный
задуманному эффект, применяемая, чтобы
«растопить лёд», внезапно обернутся ещё б ольшим
отчуждением между сторонами коммуникации.
Ещё вариантами стилистического
разнообразия в кросс -культурной сфере являются
многословный и немногосло вный стили общения.
Многословие и преувеличения особенно в ходу в
арабской культуре [3, P. 56]. Проявить в разговоре
уважение к собеседнику означает восхвалять его и
льстить ему, что становится неотъемлемым
атрибутом вежливости в этой коллективистской и
вы соко -контекстной культуре. В
противоположность, в индивидуалистических,
низко -контекстных, культурах многословие, не
имеющее непосредственного отношения к делу,

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 7
считается тем, что уводит в сторону от основной
темы и выглядит неискренним. Таким образом,
воз можны разногласия и недопонимание, но
следует учитывать, что немногословность
партнеров по общению воспринимается
представителями арабской культуры как
незаинтересованность в общении и
взаимодействии, а также как скрытность и
подозрительность, что только у величивает барьер
между сторонами. Принимать друг друга такими,
как есть, а не с позиций собственных
внутрикультурных стереотипов, в значительной
степени помогает обрести искомую степень
взаимности между партнерами по коммуникации.
Краеугольными для формир ования
представлений о вежливом, уместном и адекватном
поведении становятся в каждой культуры
принципы воспитания и общения родителей с
детьми. В одном исследовании рассматривались
различия в принципах коммуникации между
поколениями в североамериканской и китайской
культурах [3, P. 46]. В США, культуре
индивидуалистической и низко -контекстной, в
задаваемых детям вопросах и обращениях к ним,
родители предоставляют им право выбора («Ты не
хочешь поздороваться со своим дядей?»). В Китае,
коллективистской и выс око -контекстной культуре,
родители дают детям указания и ожидают согласия
им следовать («Поздоровайся со своим дядей»).
Эти различные коммуникативные подходы в
воспитании основаны на особых культурных
ценностях и традициях. Для коллективистских
культур, ос новная цель – воспитать детей как
вежливых и почтительных членов общества,
поэтому проявить уважение к дяде – обязанность, а
не личный выбор. В свою очередь, для
индивидуалистических культур, важно обеспечить
детям автономию и независимость, т. е. дядя
дол жен понять, если ребенок решил не здороваться.
В этих различиях заключены и основы
представлений о вежливости, которая определяется
в каждой культуре соответственно тому типу, к
которому культура принадлежит. В
коллективистских культурах обязанность
правил ьно себя вести не подлежит сомнению, в
индивидуалистических культурах каждый сам для
себя решает с кем и как себя вести.
И в заключении ещё один характерный пример
проявления различий в представлениях о том, что
значит поступать в соответствии правилами
вежливости, который касается того, что значит
извиниться в различных культурных контекстах. В
частности, какой смысл в извинения за опоздание
вкладывают представители японской и англо -
говорящей американской культур [3, P. 58]. В
японской культуре «Извините» является
неотъемлемой частью процедуры признания своей
ошибки (напр., такой как опоздание) и это должно
быть сказано несколько раз. Здесь основной смысл
– это «Извините за доставленные неудобства» - с
акцентом на чувства другого. Предлагаемые
объяснения ра ссматриваются как придумывание
оправданий, т. е. дурной тон. Крайне важно
сохранить «лицо» другого человека. И поэтому
главное правило поведения в таком случае –
многократно извиниться и двигаться дальше [3, P.
58].
Для англо -говорящих американцев, соглас но
неписаному правилу, «Извините» означает
признание ответственности. Если использована эта
фраза, то обычно она сопровождается объяснением,
часто весьма продолжительным. Цель выражения
сожалений – заслужить прощение («Всё в
порядке») и возможно избежать о бвинений и
упреков («На дороге сплошные пробки»). Крайне
важно сохранить собственное «лицо». И поэтому
предлагайте разнообразные объяснения, пока не
будете прощены [3, P. 58].
Таким образом, разные правила поведения,
связанные с вежливостью и тактичностью ,
усложняют движение на пути к взаимопониманию.
Как было указано выше, выражения «Извините»
или «Прошу прощения» имеют своеобразный
смысл в каждой культуре. Поможет ли их
применение или нет? Следует всегда внимательно
относиться к тому, как представители д ругих
культур воспринимают благонамеренные слова и
фразы, это позволит своевременно отрегулировать
ход беседы или дискуссии с тем, чтобы их
результаты могли быть положительно оценены
обеими сторонами взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культурология. Эн циклопедия. В 2 -х т. /
Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. – М.:
«Российская политическая энциклопедия»
(РОССПЭН), 2007. – Т. 1.
2. Раздорская Н.В. О некоторых аспектах
кросс -культурной коммуникации с
представителями японских деловых кругов / В сб .:
Профессиональное лингвообразование. Материалы
тринадцатой международной научно -практической
конференции. 2019. – Нижний Новгород:
Издательство: Нижегородский институт
управления – филиал федерального
государственного бюджетного образовательного
учрежден ия высшего образования «Российская
академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации»,
2019.
3. Adler, Ronald B., Rosenfeld, Lawrence B.,
Proctor, Russell F. Interplay: the process of
interpersonal communication. – 14th Ed. – NY: Oxford
University Press, 2018.
4. Griffin E. A First Look at Communication
Theory. – 8th Ed. – NY: McGraw -Hill, 2012.
5. Mindess A. Reading between the Sings:
Workbook. A Cultural Guide for Sign Language
Students and Interpreters. – Yarmouth : Intercultural
Press, 2004.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×