Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (41-43)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.54.207
Дата публикации статьи в журнале: 2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 54, Том: 3, Страницы в выпуске: 41-43
Автор: Сербина Людмила Ивановна
доктор физико-математических наук, профессор , кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий ГБОУ ВО СГПИ, Ставрополь
Автор: Крюк Лидия Александровна Студентка 5-го курса педагогического факультета
Студентка 5-го курса, педагогического факультета ГБОУ ВО СГПИ, Ставрополь
Анотация: В данной статье рассматривается некоторые аспекты проблемы развития способностей визуализации как одного из актуальных способов представления информации и эффективных технологий активизации познавательной деятельности в обучении. Анализируются основные причины, по которым данный вид деятельности при обучении математике является наиболее востребованным в современном образовании.
Ключевые слова: визуализация; критическое мышление; информация; понимание; метод обучения; представления; познание;
Данные для цитирования: Крюк Лидия Александровна Студентка 5-го курса педагогического факультета . ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (41-43). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/05/14; 54(3):41-43 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.54.207

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения // Избр. педагог. тр. М., – 1989. 2. Горшков В.А., А.в. Горшков, Л.И Сербина, Е.Н. Шиянов. Методологические аспекты дидактики (системный анализ). АОЗТ, г. Ставрополь, – 1997. 3. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – Ст. 138-141 4. Резник, Н. А. Развитие визуального мышления на уроках математики / Н. А. Резник, М. И. Башмаков // Математика в школе. – 1991. – № 1. – Ст. 4-9
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 41
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РО ЛЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМА ТИКЕ КАК ОДНО ИЗ АКТ УАЛЬНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМ ЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сербина Людмила Ивановна
доктор физико -математических наук,
профессор кафедры математики, информатики
и цифровых образо вательных технологий
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь
Крюк Лидия Александровна
Студентка 5 -го курса педагогического факультета
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь

VISUALIZATION AND IT S ROLE IN TEACHING M ATHEMATICS AS ONE OF THE MOST
RELEVANT AREAS IN MO DERN EDUCATION

Serbina Lyudmila
doc tor of physical and mathematical Sciences,
Professor of the Department of mathematics and computer science
and digital educational technologies
SBOU VO SGPI, Stavropol
Kryuk Lydia
5th year student of the faculty of education
SBOU VO SGPI , Stavropol
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.207
Аннота ция
В данной статье рассматривается некоторые аспекты проблемы развития способностей визуализации
как одного из актуальных способов представления информации и эффективных технологий активизации
познавательной деятельности в обучении. Анал изируются основные причины, по которым данный вид
деятельности при обучении математике является наиболее востребованным в современном образовании.
Abstract
This article discusses some aspects of the problem of developing visualization abilities as one of t he most
relevant w ays to present information and effective technologies for activating cognitive activity in training. The
article analyzes the main reasons why this type of activity in teaching mathematics is the most popular in modern
education.
Ключевые слова: визуализац ия; критическое мышление ; информация ; понимание ; метод обучения ;
представления ; познание.
Keywords: visualization; critical thinking; info rmation; understanding; teaching method; representations;
cognition.

Современное образование испыты вает острую
необх одимость в создании и реализации новых
более совершенных педагогических технологий,
использующих эффективные методы обучения,
обеспечивающих всестороннее развитие личности,
способной полноценно реализовать себя в
дальнейшей профессионально й жизни. В связи с
этим необходима переоценка некоторых аспектов
учебной деятельности, в частности, роли
математических методов визуализации в обучении.
Математические средства визуализация
выступают своего рода проводником между
содержанием учебного матер иала и результато м
обучения, позволяющим облегчить процесс
познания обучающихся, избавить от
несущественных излишек информации и тем
самым обес печить более качественное усвоение
знаний. Математические методы визуализация
создают благоприятные условия обуче ния, а
именно пре доставляют возможность
опосредованно и наглядно представить изучаемые
объекты и явления в тех областях, в которых
непосредстве нно наглядное восприятие затруднено
или вообще практически невозможно. Также стоит
отметить, что все чаще начинаю т использовать
визуализацию с целью повышения критического
мышления обучающихся.
Внимание к визуализации определяется
всецело процессом развити я человеческой
деятельности, практики в самом широком смысле
этого слова, интенсификацией потока получаемой
инфор мации, для освоен ия которой становятся
непригодными громоздкие традиционные методы и
средства. Для дальнейшего накопления, освоения,
хранения, переработки и передачи информации во
всех сферах человеческой деятельности
необходимы новые, компактные, мобильны е
средства отраже ния объективного мира в сознании
субъекта. Но прежде чем говорить о роли
визуализации в обучении математике, необходимо
разобр аться в самом понятии и его специфике.
Визуализация данных зародилась еще в
древние времена — с тех самых пор, ка к люди
начали соб ирать и анализировать информацию.

42 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Согласно общему определению, визуализация - это
графическое отображение какой -либо информаци и.
Цель этого графического отображения -
предоставить средства обработки информации
посредством визуальных образо в (изображений,
графиков, таблиц и т.д.), которые значительно
упрощают восприятие. Также, важно отметить, что
для того, чтобы визуализация была более
эффективной, она должна опираться на базу
определенную математических знаний. Если
обучаемый не обладает з наниями для поним ания
графических объектов и отношений между ними,
визуализация не достигает своей цели.
Визуализация имеет много приложений. П о
большей части их можно разделить на две
категории: исследование данных и передача
информации.
Исследование дан ных - это практик а
использования методов визуализации для
обнаружения непредвиденных связей между
точками данных или наборами точек в больших
базах данных. Как только связь найдена, та же
визуализация может быть использована для
передачи э той связи другим. Методы визуализа ции
могут также применяться к информации, которая
уже известна.
Передача информации - это процесс,
посредством которого осуществляется
кодирование данных в качестве визуальных
объектов, содержащихся в рассматриваемом
визуа льном образе. Цел ь состоит в том, чтобы
передавать получателю информацию четко и
эффективно.
Таким образом, визуализация является
важнейшим этапом в процессе анализа данных. Она
помогает представить результаты исследуемой
области в простой и доступной форм е. Зачастую
визуа лизация служит кл ючевым фактором для
принятия решений в различных сферах
человеческой деятельности.
В образовании визуализацию можно
рассматривать как как метод обучения,
способствующий внешнему облегченному
приобретения знаний. Это внешне е влияние может
принимать различны е формы (учитель, учебник,
статья, компьютерная программа и т. д.). Цель
любой визуализации, которая будет использоваться
в образовательном контексте, состоит в том, чтобы
упростить изучение некоторых знаний, а именно
идей , концепций, факт ов, алгоритмов ил и
отношений. Чтобы достичь этого, визуализация
должна установить связь между знаниями,
которыми обладает обучающийся, и знаниями,
которым обучают. Поэтому для разработки
эффективных визуализаций необходимо знать (или,
по к райней мере, имет ь теорию), что зн ает
обучающийся. Это особенно важно в контексте
образования. Так как база знаний обучающегося
для данной концепции может принимать несколько
форм. Эти различные формы влияют на то, как
визуализация будет интерпретироваться и
интегрироватьс я в их базу знани й. Однако прежде
чем решить эту проблему, необходима структура
для обсуждения знаний и того, как они могут быть
представлены внутри.
Существует множество различных теорий
представления математических понятий в
контексте о бучения их понима нию. Их структура
предоставляет полезные средства для обсуждения
роли, которую внешние представления играют в
обучении.
Существуют отношения между внешними и
внутренними представлениями обучающихся.
Первая влияет на то, как знания обучаю щегося
представля ются внутри, втор ое же рассмотрим
более подробно. Внутренние представления знаний
могут формироваться двумя путями:
иерархическим (одни представления включают в
себя другие) и графоподобным (узлы представляют
собой фрагменты информации, а дуги
представляют отношения между ними). Но бывают
случаи, когда данные пути формирования знаний
идут в совокупности.
Также следует отметить, что зачастую
понимание происходит в том случае, когда идея
хорошо интегрирована в уже богатую базу знаний
и умени й. Кроме всего пр очего, не стоит з абывать,
что предметом понимания являются не только
знания, умения и навыки, полученные с опытом, но
также и новые, еще не освоенные. Исходя из того,
насколько существенны отношения, которые
устанавливаются между элементам и изучаемого
явле ния, выделяются к ачественно различные
элементы - уровни понимания (а именно
визуализация, анализ, неформальная дедукция,
дедукция и аксиоматика). Данные уровни зависят
не столько от возрастных и интеллектуальных
способностей, сколько от мо тивации и организ ации
процесса обу чения в целом.
Стоит также упомянуть и о критериях
понимания, а именно о словесном выражение
осмысливаемого материала и практических
действия с ним. В свою очередь, данный критерий
включает в себя умение дать представление в
словесной форм е того, что подда валось
осмыслению и умение излагать полученную
информацию своими словами или преобразовать ее
таким образом, чтобы передать в более сжатом или,
наоборот, развернутом виде.
В рамках обучения математики, то
систематическое и целенаправленное
использование ме тодов визуализации в процессе
обучения способствует формированию умений
решать математические задачи, повышает уровень
эффективности обучения, способствует развитию и
поддержанию интереса к математике, а так же
развитию ра зличных форм мысл ительной
деятельн ости.
В случае последовательного правильного
применения на практике, визуализация имеет
богатый опыт, на который можно опираться.
Бывают случаи, когда у обучающегося уже имеется
сформировавшаяся основа так называемых
«непр авильных» знаний, является наиболе е
сложным в преподавании. В данном случае
говорят, что у обучающегося есть неправильное

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 43
представление концепции. Основная проблема в
этом случае заключается в том, что обучающийся
будет интерпретировать информацию, которую
преподают, в кон тексте своего заб луждения. Здесь
визуализация должна не только устанавливать
связи с другими областями, но и демонстрировать
несоответствия в заблуждении обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что грамотно построенная метод ика визуализация
позволяет построи ть оптимальную стратегию
дидактик познания, а также продуктивной,
творческой и личностно -ориентированной процесс
деятельности при обучении.

Литература:
1. Бабанский Ю. К. Интенсификация
процесса обучения // Избр. педагог. тр. М., – 1989.
2. Горш ков В.А., А.в. Горшков, Л.И Сербина,
Е.Н. Шиянов. Методологические аспекты
дидактики (системный анализ). АОЗТ, г.
Ставрополь, – 1997.
3. Рапуто А.Г. Визуализация как
неотъемлемая составляющая процесса обучения
преподават елей // Международный журнал
эксперимен тального образо вания. – 2010. – № 5. –
Ст. 138 -141
4. Резник, Н. А. Развитие визуального
мышления на уроках математики / Н. А. Резник, М.
И. Башмаков // Математика в школе. – 1991. – № 1. –
Ст. 4 -9

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФО РМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО Й ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧА ЮЩИХСЯ

Медве дь Ирина Валерьевна
аспирант кафедры психологии
Академия постдипломного педагогического образования
г. Санкт -Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.206
Аннотация
В статье описывается возрастная динамика формирования финансовой грамотности на основе анализа
результатов исслед ования фина нсового поведения, ценностей, потребностей обучающихся, полученных
при опросе обучающихся 5 -11 классов школ г. Санкт -Петербурга. Пре длагается подход к пониманию
процесса формирования финансовой грамотности, дающий комплексное, системное, целостн ое
представ ление о структуре и содержании процесса. Показывается, что ключевым компонентом процесса
формирования финансовой грамотности являетс я опыт деятельности обучающегося, в результате
получения которого у обучающегося формируются: финансовое поведени е (типы, ст или, модели,
стратегии, роли), финансовая культура (нормы, ценности, установки, потребности, традиции), финансовая
компетентность (з нания, умения, навыки, опыт и способы деятельности), личностные качества, связанные
с финансовой грамотностью (бе режливость, экономность, расточительность и т. д.). На основании
результатов исследования описываются характеристики стихийной финансовой грамо тности, финансовые
ценности и потребности; создается «возрастной портрет» финансовой грамотности обучающихся 5 -11
класса; вы является наиболее сенситивный возраст для начала финансового обучения.
Ключевые слова: поколение Z, стихийная финансовая грамотность , финансовые ценности,
финансовые потребности, процесс формирования финансовой грамотности.

Введение
Актуальност ь изучения возрастной аспекта
формирования финансовой грамотности
повышается в условиях экономической
нестабильности, вызываемой факторами не
экономического характера. Непредсказуемость
современных угроз, требует от человека
финансовой подготовленности к л юбым повор отам
событий. На наших глазах возрастает ценность
финансовой грамотности как основного
личностного фактора в обеспечении социально -
экономической стабильности человека и общества
в ситуации пандемии.
Понимание закономерностей и механизмов
процесс а формиров ания финансовой грамотности,
знание о сенситивных (чувствительных,
восприимчивых) возрастных периодах, когда
человек наиболее восприи мчив для «формирования
у него определенных психологических свойств и
видов поведения» поможет в организации
финан сового обу чения в школах.
Возрастная динамика (изменения) процесса
(изменения системы) формирования финансовой
грамотности может быть описана н а двух уровнях:
• на уровне поколения, путем анализа
экономических, социологических, педагогических
и психологическ их исследо ваний поколения Z,
позволяющих описать финансовое поведение
представителей поколения в общем виде;
• на уровне личности, путем изучения
«автономного мира человека» особенно
актуального в период социальных трансформаций;
В соответствии с Теорией пок олений Ней ла
Хоува и Вильяма Штрауса (1991 год) в адаптации
Е. Шамис «поколение Z» («цифровые дети»)
представляет собой поколение людей, рожден ных в
2000 – 2020 гг. [5, 9, 10]. Анализ мировой и
отечественной литературы позволяет сделать ряд
обобщений относ ительно сп ецифики финансовой
грамотности поколения Z в России:
1. «Поколение Z» имеет уникальные
возможности доступа к деньгам, прежде всего,
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×