ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (41-43)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.54.207
Дата публикации статьи в журнале:
2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
54,
Том: 3,
Страницы в выпуске:
41-43
Автор:
Сербина Людмила Ивановна
доктор физико-математических наук, профессор , кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий ГБОУ ВО СГПИ, Ставрополь
доктор физико-математических наук, профессор , кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий ГБОУ ВО СГПИ, Ставрополь
Автор:
Крюк Лидия Александровна Студентка 5-го курса педагогического факультета
Студентка 5-го курса, педагогического факультета ГБОУ ВО СГПИ, Ставрополь
Студентка 5-го курса, педагогического факультета ГБОУ ВО СГПИ, Ставрополь
Анотация: В данной статье рассматривается некоторые аспекты проблемы развития способностей визуализации как одного из актуальных способов представления информации и эффективных технологий активизации познавательной деятельности в обучении. Анализируются основные причины, по которым данный вид деятельности при обучении математике является наиболее востребованным в современном образовании.
Ключевые слова:
визуализация;
критическое мышление; информация; понимание; метод обучения; представления; познание;
Данные для цитирования: Крюк Лидия Александровна Студентка 5-го курса педагогического факультета . ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (41-43). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Педагогических наук. 2020/05/14;
54(3):41-43 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.54.207
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения // Избр. педагог. тр. М., – 1989.
2. Горшков В.А., А.в. Горшков, Л.И Сербина, Е.Н. Шиянов. Методологические аспекты дидактики (системный анализ). АОЗТ, г.
Ставрополь, – 1997.
3. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – Ст. 138-141
4. Резник, Н. А. Развитие визуального мышления на уроках математики / Н. А. Резник, М. И. Башмаков // Математика в школе. – 1991. – № 1. – Ст. 4-9
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 41
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РО ЛЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМА ТИКЕ КАК ОДНО ИЗ АКТ УАЛЬНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМ ЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сербина Людмила Ивановна
доктор физико -математических наук,
профессор кафедры математики, информатики
и цифровых образо вательных технологий
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь
Крюк Лидия Александровна
Студентка 5 -го курса педагогического факультета
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь
VISUALIZATION AND IT S ROLE IN TEACHING M ATHEMATICS AS ONE OF THE MOST
RELEVANT AREAS IN MO DERN EDUCATION
Serbina Lyudmila
doc tor of physical and mathematical Sciences,
Professor of the Department of mathematics and computer science
and digital educational technologies
SBOU VO SGPI, Stavropol
Kryuk Lydia
5th year student of the faculty of education
SBOU VO SGPI , Stavropol
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.207
Аннота ция
В данной статье рассматривается некоторые аспекты проблемы развития способностей визуализации
как одного из актуальных способов представления информации и эффективных технологий активизации
познавательной деятельности в обучении. Анал изируются основные причины, по которым данный вид
деятельности при обучении математике является наиболее востребованным в современном образовании.
Abstract
This article discusses some aspects of the problem of developing visualization abilities as one of t he most
relevant w ays to present information and effective technologies for activating cognitive activity in training. The
article analyzes the main reasons why this type of activity in teaching mathematics is the most popular in modern
education.
Ключевые слова: визуализац ия; критическое мышление ; информация ; понимание ; метод обучения ;
представления ; познание.
Keywords: visualization; critical thinking; info rmation; understanding; teaching method; representations;
cognition.
Современное образование испыты вает острую
необх одимость в создании и реализации новых
более совершенных педагогических технологий,
использующих эффективные методы обучения,
обеспечивающих всестороннее развитие личности,
способной полноценно реализовать себя в
дальнейшей профессионально й жизни. В связи с
этим необходима переоценка некоторых аспектов
учебной деятельности, в частности, роли
математических методов визуализации в обучении.
Математические средства визуализация
выступают своего рода проводником между
содержанием учебного матер иала и результато м
обучения, позволяющим облегчить процесс
познания обучающихся, избавить от
несущественных излишек информации и тем
самым обес печить более качественное усвоение
знаний. Математические методы визуализация
создают благоприятные условия обуче ния, а
именно пре доставляют возможность
опосредованно и наглядно представить изучаемые
объекты и явления в тех областях, в которых
непосредстве нно наглядное восприятие затруднено
или вообще практически невозможно. Также стоит
отметить, что все чаще начинаю т использовать
визуализацию с целью повышения критического
мышления обучающихся.
Внимание к визуализации определяется
всецело процессом развити я человеческой
деятельности, практики в самом широком смысле
этого слова, интенсификацией потока получаемой
инфор мации, для освоен ия которой становятся
непригодными громоздкие традиционные методы и
средства. Для дальнейшего накопления, освоения,
хранения, переработки и передачи информации во
всех сферах человеческой деятельности
необходимы новые, компактные, мобильны е
средства отраже ния объективного мира в сознании
субъекта. Но прежде чем говорить о роли
визуализации в обучении математике, необходимо
разобр аться в самом понятии и его специфике.
Визуализация данных зародилась еще в
древние времена — с тех самых пор, ка к люди
начали соб ирать и анализировать информацию.
42 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Согласно общему определению, визуализация - это
графическое отображение какой -либо информаци и.
Цель этого графического отображения -
предоставить средства обработки информации
посредством визуальных образо в (изображений,
графиков, таблиц и т.д.), которые значительно
упрощают восприятие. Также, важно отметить, что
для того, чтобы визуализация была более
эффективной, она должна опираться на базу
определенную математических знаний. Если
обучаемый не обладает з наниями для поним ания
графических объектов и отношений между ними,
визуализация не достигает своей цели.
Визуализация имеет много приложений. П о
большей части их можно разделить на две
категории: исследование данных и передача
информации.
Исследование дан ных - это практик а
использования методов визуализации для
обнаружения непредвиденных связей между
точками данных или наборами точек в больших
базах данных. Как только связь найдена, та же
визуализация может быть использована для
передачи э той связи другим. Методы визуализа ции
могут также применяться к информации, которая
уже известна.
Передача информации - это процесс,
посредством которого осуществляется
кодирование данных в качестве визуальных
объектов, содержащихся в рассматриваемом
визуа льном образе. Цел ь состоит в том, чтобы
передавать получателю информацию четко и
эффективно.
Таким образом, визуализация является
важнейшим этапом в процессе анализа данных. Она
помогает представить результаты исследуемой
области в простой и доступной форм е. Зачастую
визуа лизация служит кл ючевым фактором для
принятия решений в различных сферах
человеческой деятельности.
В образовании визуализацию можно
рассматривать как как метод обучения,
способствующий внешнему облегченному
приобретения знаний. Это внешне е влияние может
принимать различны е формы (учитель, учебник,
статья, компьютерная программа и т. д.). Цель
любой визуализации, которая будет использоваться
в образовательном контексте, состоит в том, чтобы
упростить изучение некоторых знаний, а именно
идей , концепций, факт ов, алгоритмов ил и
отношений. Чтобы достичь этого, визуализация
должна установить связь между знаниями,
которыми обладает обучающийся, и знаниями,
которым обучают. Поэтому для разработки
эффективных визуализаций необходимо знать (или,
по к райней мере, имет ь теорию), что зн ает
обучающийся. Это особенно важно в контексте
образования. Так как база знаний обучающегося
для данной концепции может принимать несколько
форм. Эти различные формы влияют на то, как
визуализация будет интерпретироваться и
интегрироватьс я в их базу знани й. Однако прежде
чем решить эту проблему, необходима структура
для обсуждения знаний и того, как они могут быть
представлены внутри.
Существует множество различных теорий
представления математических понятий в
контексте о бучения их понима нию. Их структура
предоставляет полезные средства для обсуждения
роли, которую внешние представления играют в
обучении.
Существуют отношения между внешними и
внутренними представлениями обучающихся.
Первая влияет на то, как знания обучаю щегося
представля ются внутри, втор ое же рассмотрим
более подробно. Внутренние представления знаний
могут формироваться двумя путями:
иерархическим (одни представления включают в
себя другие) и графоподобным (узлы представляют
собой фрагменты информации, а дуги
представляют отношения между ними). Но бывают
случаи, когда данные пути формирования знаний
идут в совокупности.
Также следует отметить, что зачастую
понимание происходит в том случае, когда идея
хорошо интегрирована в уже богатую базу знаний
и умени й. Кроме всего пр очего, не стоит з абывать,
что предметом понимания являются не только
знания, умения и навыки, полученные с опытом, но
также и новые, еще не освоенные. Исходя из того,
насколько существенны отношения, которые
устанавливаются между элементам и изучаемого
явле ния, выделяются к ачественно различные
элементы - уровни понимания (а именно
визуализация, анализ, неформальная дедукция,
дедукция и аксиоматика). Данные уровни зависят
не столько от возрастных и интеллектуальных
способностей, сколько от мо тивации и организ ации
процесса обу чения в целом.
Стоит также упомянуть и о критериях
понимания, а именно о словесном выражение
осмысливаемого материала и практических
действия с ним. В свою очередь, данный критерий
включает в себя умение дать представление в
словесной форм е того, что подда валось
осмыслению и умение излагать полученную
информацию своими словами или преобразовать ее
таким образом, чтобы передать в более сжатом или,
наоборот, развернутом виде.
В рамках обучения математики, то
систематическое и целенаправленное
использование ме тодов визуализации в процессе
обучения способствует формированию умений
решать математические задачи, повышает уровень
эффективности обучения, способствует развитию и
поддержанию интереса к математике, а так же
развитию ра зличных форм мысл ительной
деятельн ости.
В случае последовательного правильного
применения на практике, визуализация имеет
богатый опыт, на который можно опираться.
Бывают случаи, когда у обучающегося уже имеется
сформировавшаяся основа так называемых
«непр авильных» знаний, является наиболе е
сложным в преподавании. В данном случае
говорят, что у обучающегося есть неправильное
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 43
представление концепции. Основная проблема в
этом случае заключается в том, что обучающийся
будет интерпретировать информацию, которую
преподают, в кон тексте своего заб луждения. Здесь
визуализация должна не только устанавливать
связи с другими областями, но и демонстрировать
несоответствия в заблуждении обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что грамотно построенная метод ика визуализация
позволяет построи ть оптимальную стратегию
дидактик познания, а также продуктивной,
творческой и личностно -ориентированной процесс
деятельности при обучении.
Литература:
1. Бабанский Ю. К. Интенсификация
процесса обучения // Избр. педагог. тр. М., – 1989.
2. Горш ков В.А., А.в. Горшков, Л.И Сербина,
Е.Н. Шиянов. Методологические аспекты
дидактики (системный анализ). АОЗТ, г.
Ставрополь, – 1997.
3. Рапуто А.Г. Визуализация как
неотъемлемая составляющая процесса обучения
преподават елей // Международный журнал
эксперимен тального образо вания. – 2010. – № 5. –
Ст. 138 -141
4. Резник, Н. А. Развитие визуального
мышления на уроках математики / Н. А. Резник, М.
И. Башмаков // Математика в школе. – 1991. – № 1. –
Ст. 4 -9
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФО РМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО Й ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧА ЮЩИХСЯ
Медве дь Ирина Валерьевна
аспирант кафедры психологии
Академия постдипломного педагогического образования
г. Санкт -Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.206
Аннотация
В статье описывается возрастная динамика формирования финансовой грамотности на основе анализа
результатов исслед ования фина нсового поведения, ценностей, потребностей обучающихся, полученных
при опросе обучающихся 5 -11 классов школ г. Санкт -Петербурга. Пре длагается подход к пониманию
процесса формирования финансовой грамотности, дающий комплексное, системное, целостн ое
представ ление о структуре и содержании процесса. Показывается, что ключевым компонентом процесса
формирования финансовой грамотности являетс я опыт деятельности обучающегося, в результате
получения которого у обучающегося формируются: финансовое поведени е (типы, ст или, модели,
стратегии, роли), финансовая культура (нормы, ценности, установки, потребности, традиции), финансовая
компетентность (з нания, умения, навыки, опыт и способы деятельности), личностные качества, связанные
с финансовой грамотностью (бе режливость, экономность, расточительность и т. д.). На основании
результатов исследования описываются характеристики стихийной финансовой грамо тности, финансовые
ценности и потребности; создается «возрастной портрет» финансовой грамотности обучающихся 5 -11
класса; вы является наиболее сенситивный возраст для начала финансового обучения.
Ключевые слова: поколение Z, стихийная финансовая грамотность , финансовые ценности,
финансовые потребности, процесс формирования финансовой грамотности.
Введение
Актуальност ь изучения возрастной аспекта
формирования финансовой грамотности
повышается в условиях экономической
нестабильности, вызываемой факторами не
экономического характера. Непредсказуемость
современных угроз, требует от человека
финансовой подготовленности к л юбым повор отам
событий. На наших глазах возрастает ценность
финансовой грамотности как основного
личностного фактора в обеспечении социально -
экономической стабильности человека и общества
в ситуации пандемии.
Понимание закономерностей и механизмов
процесс а формиров ания финансовой грамотности,
знание о сенситивных (чувствительных,
восприимчивых) возрастных периодах, когда
человек наиболее восприи мчив для «формирования
у него определенных психологических свойств и
видов поведения» поможет в организации
финан сового обу чения в школах.
Возрастная динамика (изменения) процесса
(изменения системы) формирования финансовой
грамотности может быть описана н а двух уровнях:
• на уровне поколения, путем анализа
экономических, социологических, педагогических
и психологическ их исследо ваний поколения Z,
позволяющих описать финансовое поведение
представителей поколения в общем виде;
• на уровне личности, путем изучения
«автономного мира человека» особенно
актуального в период социальных трансформаций;
В соответствии с Теорией пок олений Ней ла
Хоува и Вильяма Штрауса (1991 год) в адаптации
Е. Шамис «поколение Z» («цифровые дети»)
представляет собой поколение людей, рожден ных в
2000 – 2020 гг. [5, 9, 10]. Анализ мировой и
отечественной литературы позволяет сделать ряд
обобщений относ ительно сп ецифики финансовой
грамотности поколения Z в России:
1. «Поколение Z» имеет уникальные
возможности доступа к деньгам, прежде всего,
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РО ЛЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМА ТИКЕ КАК ОДНО ИЗ АКТ УАЛЬНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМ ЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сербина Людмила Ивановна
доктор физико -математических наук,
профессор кафедры математики, информатики
и цифровых образо вательных технологий
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь
Крюк Лидия Александровна
Студентка 5 -го курса педагогического факультета
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь
VISUALIZATION AND IT S ROLE IN TEACHING M ATHEMATICS AS ONE OF THE MOST
RELEVANT AREAS IN MO DERN EDUCATION
Serbina Lyudmila
doc tor of physical and mathematical Sciences,
Professor of the Department of mathematics and computer science
and digital educational technologies
SBOU VO SGPI, Stavropol
Kryuk Lydia
5th year student of the faculty of education
SBOU VO SGPI , Stavropol
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.207
Аннота ция
В данной статье рассматривается некоторые аспекты проблемы развития способностей визуализации
как одного из актуальных способов представления информации и эффективных технологий активизации
познавательной деятельности в обучении. Анал изируются основные причины, по которым данный вид
деятельности при обучении математике является наиболее востребованным в современном образовании.
Abstract
This article discusses some aspects of the problem of developing visualization abilities as one of t he most
relevant w ays to present information and effective technologies for activating cognitive activity in training. The
article analyzes the main reasons why this type of activity in teaching mathematics is the most popular in modern
education.
Ключевые слова: визуализац ия; критическое мышление ; информация ; понимание ; метод обучения ;
представления ; познание.
Keywords: visualization; critical thinking; info rmation; understanding; teaching method; representations;
cognition.
Современное образование испыты вает острую
необх одимость в создании и реализации новых
более совершенных педагогических технологий,
использующих эффективные методы обучения,
обеспечивающих всестороннее развитие личности,
способной полноценно реализовать себя в
дальнейшей профессионально й жизни. В связи с
этим необходима переоценка некоторых аспектов
учебной деятельности, в частности, роли
математических методов визуализации в обучении.
Математические средства визуализация
выступают своего рода проводником между
содержанием учебного матер иала и результато м
обучения, позволяющим облегчить процесс
познания обучающихся, избавить от
несущественных излишек информации и тем
самым обес печить более качественное усвоение
знаний. Математические методы визуализация
создают благоприятные условия обуче ния, а
именно пре доставляют возможность
опосредованно и наглядно представить изучаемые
объекты и явления в тех областях, в которых
непосредстве нно наглядное восприятие затруднено
или вообще практически невозможно. Также стоит
отметить, что все чаще начинаю т использовать
визуализацию с целью повышения критического
мышления обучающихся.
Внимание к визуализации определяется
всецело процессом развити я человеческой
деятельности, практики в самом широком смысле
этого слова, интенсификацией потока получаемой
инфор мации, для освоен ия которой становятся
непригодными громоздкие традиционные методы и
средства. Для дальнейшего накопления, освоения,
хранения, переработки и передачи информации во
всех сферах человеческой деятельности
необходимы новые, компактные, мобильны е
средства отраже ния объективного мира в сознании
субъекта. Но прежде чем говорить о роли
визуализации в обучении математике, необходимо
разобр аться в самом понятии и его специфике.
Визуализация данных зародилась еще в
древние времена — с тех самых пор, ка к люди
начали соб ирать и анализировать информацию.
42 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
Согласно общему определению, визуализация - это
графическое отображение какой -либо информаци и.
Цель этого графического отображения -
предоставить средства обработки информации
посредством визуальных образо в (изображений,
графиков, таблиц и т.д.), которые значительно
упрощают восприятие. Также, важно отметить, что
для того, чтобы визуализация была более
эффективной, она должна опираться на базу
определенную математических знаний. Если
обучаемый не обладает з наниями для поним ания
графических объектов и отношений между ними,
визуализация не достигает своей цели.
Визуализация имеет много приложений. П о
большей части их можно разделить на две
категории: исследование данных и передача
информации.
Исследование дан ных - это практик а
использования методов визуализации для
обнаружения непредвиденных связей между
точками данных или наборами точек в больших
базах данных. Как только связь найдена, та же
визуализация может быть использована для
передачи э той связи другим. Методы визуализа ции
могут также применяться к информации, которая
уже известна.
Передача информации - это процесс,
посредством которого осуществляется
кодирование данных в качестве визуальных
объектов, содержащихся в рассматриваемом
визуа льном образе. Цел ь состоит в том, чтобы
передавать получателю информацию четко и
эффективно.
Таким образом, визуализация является
важнейшим этапом в процессе анализа данных. Она
помогает представить результаты исследуемой
области в простой и доступной форм е. Зачастую
визуа лизация служит кл ючевым фактором для
принятия решений в различных сферах
человеческой деятельности.
В образовании визуализацию можно
рассматривать как как метод обучения,
способствующий внешнему облегченному
приобретения знаний. Это внешне е влияние может
принимать различны е формы (учитель, учебник,
статья, компьютерная программа и т. д.). Цель
любой визуализации, которая будет использоваться
в образовательном контексте, состоит в том, чтобы
упростить изучение некоторых знаний, а именно
идей , концепций, факт ов, алгоритмов ил и
отношений. Чтобы достичь этого, визуализация
должна установить связь между знаниями,
которыми обладает обучающийся, и знаниями,
которым обучают. Поэтому для разработки
эффективных визуализаций необходимо знать (или,
по к райней мере, имет ь теорию), что зн ает
обучающийся. Это особенно важно в контексте
образования. Так как база знаний обучающегося
для данной концепции может принимать несколько
форм. Эти различные формы влияют на то, как
визуализация будет интерпретироваться и
интегрироватьс я в их базу знани й. Однако прежде
чем решить эту проблему, необходима структура
для обсуждения знаний и того, как они могут быть
представлены внутри.
Существует множество различных теорий
представления математических понятий в
контексте о бучения их понима нию. Их структура
предоставляет полезные средства для обсуждения
роли, которую внешние представления играют в
обучении.
Существуют отношения между внешними и
внутренними представлениями обучающихся.
Первая влияет на то, как знания обучаю щегося
представля ются внутри, втор ое же рассмотрим
более подробно. Внутренние представления знаний
могут формироваться двумя путями:
иерархическим (одни представления включают в
себя другие) и графоподобным (узлы представляют
собой фрагменты информации, а дуги
представляют отношения между ними). Но бывают
случаи, когда данные пути формирования знаний
идут в совокупности.
Также следует отметить, что зачастую
понимание происходит в том случае, когда идея
хорошо интегрирована в уже богатую базу знаний
и умени й. Кроме всего пр очего, не стоит з абывать,
что предметом понимания являются не только
знания, умения и навыки, полученные с опытом, но
также и новые, еще не освоенные. Исходя из того,
насколько существенны отношения, которые
устанавливаются между элементам и изучаемого
явле ния, выделяются к ачественно различные
элементы - уровни понимания (а именно
визуализация, анализ, неформальная дедукция,
дедукция и аксиоматика). Данные уровни зависят
не столько от возрастных и интеллектуальных
способностей, сколько от мо тивации и организ ации
процесса обу чения в целом.
Стоит также упомянуть и о критериях
понимания, а именно о словесном выражение
осмысливаемого материала и практических
действия с ним. В свою очередь, данный критерий
включает в себя умение дать представление в
словесной форм е того, что подда валось
осмыслению и умение излагать полученную
информацию своими словами или преобразовать ее
таким образом, чтобы передать в более сжатом или,
наоборот, развернутом виде.
В рамках обучения математики, то
систематическое и целенаправленное
использование ме тодов визуализации в процессе
обучения способствует формированию умений
решать математические задачи, повышает уровень
эффективности обучения, способствует развитию и
поддержанию интереса к математике, а так же
развитию ра зличных форм мысл ительной
деятельн ости.
В случае последовательного правильного
применения на практике, визуализация имеет
богатый опыт, на который можно опираться.
Бывают случаи, когда у обучающегося уже имеется
сформировавшаяся основа так называемых
«непр авильных» знаний, является наиболе е
сложным в преподавании. В данном случае
говорят, что у обучающегося есть неправильное
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 43
представление концепции. Основная проблема в
этом случае заключается в том, что обучающийся
будет интерпретировать информацию, которую
преподают, в кон тексте своего заб луждения. Здесь
визуализация должна не только устанавливать
связи с другими областями, но и демонстрировать
несоответствия в заблуждении обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что грамотно построенная метод ика визуализация
позволяет построи ть оптимальную стратегию
дидактик познания, а также продуктивной,
творческой и личностно -ориентированной процесс
деятельности при обучении.
Литература:
1. Бабанский Ю. К. Интенсификация
процесса обучения // Избр. педагог. тр. М., – 1989.
2. Горш ков В.А., А.в. Горшков, Л.И Сербина,
Е.Н. Шиянов. Методологические аспекты
дидактики (системный анализ). АОЗТ, г.
Ставрополь, – 1997.
3. Рапуто А.Г. Визуализация как
неотъемлемая составляющая процесса обучения
преподават елей // Международный журнал
эксперимен тального образо вания. – 2010. – № 5. –
Ст. 138 -141
4. Резник, Н. А. Развитие визуального
мышления на уроках математики / Н. А. Резник, М.
И. Башмаков // Математика в школе. – 1991. – № 1. –
Ст. 4 -9
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФО РМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО Й ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧА ЮЩИХСЯ
Медве дь Ирина Валерьевна
аспирант кафедры психологии
Академия постдипломного педагогического образования
г. Санкт -Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.206
Аннотация
В статье описывается возрастная динамика формирования финансовой грамотности на основе анализа
результатов исслед ования фина нсового поведения, ценностей, потребностей обучающихся, полученных
при опросе обучающихся 5 -11 классов школ г. Санкт -Петербурга. Пре длагается подход к пониманию
процесса формирования финансовой грамотности, дающий комплексное, системное, целостн ое
представ ление о структуре и содержании процесса. Показывается, что ключевым компонентом процесса
формирования финансовой грамотности являетс я опыт деятельности обучающегося, в результате
получения которого у обучающегося формируются: финансовое поведени е (типы, ст или, модели,
стратегии, роли), финансовая культура (нормы, ценности, установки, потребности, традиции), финансовая
компетентность (з нания, умения, навыки, опыт и способы деятельности), личностные качества, связанные
с финансовой грамотностью (бе режливость, экономность, расточительность и т. д.). На основании
результатов исследования описываются характеристики стихийной финансовой грамо тности, финансовые
ценности и потребности; создается «возрастной портрет» финансовой грамотности обучающихся 5 -11
класса; вы является наиболее сенситивный возраст для начала финансового обучения.
Ключевые слова: поколение Z, стихийная финансовая грамотность , финансовые ценности,
финансовые потребности, процесс формирования финансовой грамотности.
Введение
Актуальност ь изучения возрастной аспекта
формирования финансовой грамотности
повышается в условиях экономической
нестабильности, вызываемой факторами не
экономического характера. Непредсказуемость
современных угроз, требует от человека
финансовой подготовленности к л юбым повор отам
событий. На наших глазах возрастает ценность
финансовой грамотности как основного
личностного фактора в обеспечении социально -
экономической стабильности человека и общества
в ситуации пандемии.
Понимание закономерностей и механизмов
процесс а формиров ания финансовой грамотности,
знание о сенситивных (чувствительных,
восприимчивых) возрастных периодах, когда
человек наиболее восприи мчив для «формирования
у него определенных психологических свойств и
видов поведения» поможет в организации
финан сового обу чения в школах.
Возрастная динамика (изменения) процесса
(изменения системы) формирования финансовой
грамотности может быть описана н а двух уровнях:
• на уровне поколения, путем анализа
экономических, социологических, педагогических
и психологическ их исследо ваний поколения Z,
позволяющих описать финансовое поведение
представителей поколения в общем виде;
• на уровне личности, путем изучения
«автономного мира человека» особенно
актуального в период социальных трансформаций;
В соответствии с Теорией пок олений Ней ла
Хоува и Вильяма Штрауса (1991 год) в адаптации
Е. Шамис «поколение Z» («цифровые дети»)
представляет собой поколение людей, рожден ных в
2000 – 2020 гг. [5, 9, 10]. Анализ мировой и
отечественной литературы позволяет сделать ряд
обобщений относ ительно сп ецифики финансовой
грамотности поколения Z в России:
1. «Поколение Z» имеет уникальные
возможности доступа к деньгам, прежде всего,