72 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОПРОСЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИ ЯХ ОР ГАНОВ ВНУТ РЕННИХ ДЕЛ
Полевщикова Светлана Георгиевна
адъюнкт кафедры административной деятельности ОВД
Краснодарского университета МВД России
научная специальность 12.00.14 –
«Административное п раво; административный процесс»
телефон:89197506589
научный р уководитель: Жеребцов Алексей Николаевич
профессор кафедры административной деятельности ОВД
Краснодарского университета
МВД России доктор юридических наук, доцент
QUESTIONS OF JURISDICTION OF CASES OF ADMINIS TRATIVE OFFENSE S
OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Polevshchikova Svetlana Georgievna
adjunct professor of the Department of the administrative
activity of internal affairs from Krasnodar University Ministry
of internal Affairs of the Russian Federation
Scien tific specialty 12.00.14 - «Administr ative law and administrative process»
Phone number:89197506589
scientific director: Zherebtsov Aleksey Nikolayevich
professor of the Department of Administrative Activities in
Kra snodar Universi ty MIA, doctor of jur idical science, docent
АННОТАЦИЯ
Раскрываются пр авовые и организационные проблемы подведомственности дел об
административных правонарушениях в полиции, значение подведомственности как правового института
и порядка ее оп ределения, осве щаются проблемные воп росы производства по делам об административных
пр авонарушениях в органах полиции.
ANNOTATION
The author reveals the legal and organizational problems of jurisdiction in cases of administrative offenses in
the police, th e significance of jurisdiction as a legal institution and the procedure for determini ng it, and highlights
the problematic issues of proceedings in cases of administrative offenses in the police.
Ключевые слова: рассмотрение дела об административном право нарушении, подв едомственность
дел об административных правонарушениях, правоприменител ьная практика, административное
правонарушение, орган внутренних дел, производство по делу об административном правонарушении.
Key words: legal and organizational problem s of jurisdicti on of cases of administrative offenses in the police,
the meaning of ju risdiction as legal Keywords: consideration of cases of administrative offenses, jurisdiction of
cases of administrative offen ses, law enforcement practice, administrativ e offense, inte rnal Affairs body,
proceedings on an administrative offense.
В теории права подведомственность
рассматривается в качестве круга дел (споров о
праве и иных правовых вопросов) разрешение
которых отнесено законом к компетенции
определенного юр исдикционного о ргана [1] или
как относимость нуждающихся в государственно
властном ра зрешении споров о праве и иных
материально правовых требований к ведению
различных юрисдикционных органов [2]
В науч ной среде, встречаются точки зрения
правоведов относите льно более глоб ального
предназначения подведомственности. К примеру,
профессор В. В. Ярков обращает внимание на то
обстоятельство, что в условиях построения и
осуществления системы государственной влас ти на
принципах разделения властей
подведомственность и грает роль рабо чего
юридического механизма, позволяющего
реализовать положения Консти туции РФ в
государственно правовом строительстве, так как
устанавливает четкие критерии разделения
государственной в ласти на три автономные ветви:
законодательную, исполни тельную и судеб ную. [3]
Подведомственность дел об
административных правонарушениях в самом
общем виде подразумевает наличие компетенции
того или иного органа (должностного лица) на
разрешение конкретно го дела, определяющая
границы властных полномочий, а та кже механизм
регулирования производства по делу об
административных правонарушений и
разграничения между административно -
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 73
юрисдикционными органами полномочий по
рассмотрению дел.
Исходя из положений гла вы 23 КоАП систему
органов отраслевой административной
юрисдикции возг лавляют органы внутренних дел,
чему в частности посвящена статья 23.3 КоАП РФ.
В рассматриваемой правовой норме урегулированы
вопросы, касающиеся определения категорий дел
об администрат ивных правонарушениях, по
которым органы полиции
_____ _______________ ___________________
______________________
1. Клейнман А. Ф. Советский гражданский
процесс. М., 1954. С. 137; Дружков П. С. Судебная
подведомственность споров о праве и иных
правовых вопр осов, рассматриваемых в порядке
гражданского су допроиз водства : дис. … канд.
юрид. наук.Свердловск, 1966. C. 13.
2. Осипов Ю. К. Подведомст венность
юридических дел : дис. … д ра юрид. наук.
Свердловск, 1974.С. 43; Гражданский процесс :
учебник / под ред.В . А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д.
М. Чечота. М.,1998. С. 1 17 (автор главы – В. А.
Мусин).
3. Решетникова И. В., Ярков В. В. Гражданское
право и гражданский процесс в современной
России. С. 71.
уполномочены осуществлять производство по
делу, обозначены должнос тные лица органов
внутренних дел, в компетенцию которых входит
рассмот рение дел об административных
правонарушениях, а также порядок назначе ния
административных наказаний их вид и размер
административных штрафов (верхний предел).
Органы внутренних дел осущ ествляют
производство по дела об административных
право нарушениях, пре дусмотренных 74 статьями
КоАП РФ, что составляет порядка 20% всех
адми нистративных составом, при условии
существования огромного количества
административно -юрисдикционных органов, на
дол ю которых по аналогии приходится
существенно меньшее пр оцентное соотно шение
компетенций на предмет рассмотрения дел об
административных прав онарушениях.
Эксклюзивность задач, выполняемых
органами полиции в процессе административно -
юрисдикционной деятельнос ти заключается в том,
что в отличие от иных субъектов
административной юрисдикции, чья деятельность в
большинстве случаев начинается на стад ии
рассмотрения дела об административных
правонарушениях, органы внутренних дел
включаются в процесс производства по делу уже на
стадии возбуждения дела об административно м
правонарушени и. Так например, при выявлении
фактов нарушений законодательства в сфе ре
потребительского рынка, протоколы об
административных правонарушениях составляют
подразделения по борьбе с правон арушениями в
сфере потребительского рынка и исполнению
административно го законодательства органов
внутренних дел, участковые уполномоченные
полиции или в случае совершения правонарушений
несовершеннолетними, протоколы об
административных правонарушениях со ставляют
сотрудники подразделений по делам
несовершенно летних полиции, аналогичная
ситуация обстоит с нарушением правил дорожного
движения.
Таким образом, территориальные органы МВД
России, осуществляя административно -
юрисдикционную деятельность обладают о собым
статусом, который обусловлен наличием функций
по выявлению админ истративных
правонарушениях, возбуждением производства по
делу, а такж е непосредственное осуществление его
рассмотрения и принятия решения по существу, что
сопряжено с наличием «каратель ной
направленности» всего административного
процесса и в ряде случаев с отсутствием таких
необходимых признаков производства по делу об
адми нистративном правонарушении, как
всесторонность, объективность, полнота.
Считаю необходимым отметить и то
обстоятель ство, что в правоприменительной
практике существенно ра спространена си туация
при которой происходит неверное определение
подведомственности дела об административном
правонарушении и в результате один орган
административной юрисдикции неоднократно
направляе т другому органу административный
материал и наоборот и как следствие в разы
повышается вероятность истечения срока давности
привлечения к а дминистративной ответственности
и необоснованного освобождения виновного лица
от административной ответственности. Т акое
обстоятельство, связано с отсутствием
компетентнос ти должностных лиц в указанных
вопросах, выполнением значительного объема
иных функци й и задач.
Можно отметить следующее, что в целях
исключения фактов незаконного освобождения
виновных лиц от админист ративной
ответственности в связи с истечение сроков
дав ности привлечен ия к административной
ответственности, необходимо совершенствование
пр оцедур определения подведомственности, а
также возможном увеличении таких сроков,
поскольку в действующем законодате льстве, в
частности ч. 1 ст. 4.5.КоАП РФ установлено, ч то
постановлени е по делу об административном
правонарушении не может быть вынесено по
истечении двух месяцев со дня совершения
административного правонарушения, а по делу об
административном правонаруш ении
рассматриваемом судьей – по истечении трех
месяцев .
Кроме того, н аблюдается тенденция
неравномерности распределения нагрузочных
показат елей при осуществлению производства по
делу, к примеру участковый уполномоченный
полиции рассматривает минимальное к оличество
таких дел, при этом начальник территориальног о
органа (управ ления) МВД России рассматривает
львиную долю дел об административных
74 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
правонарушениях, подведомственных полиции или
сотрудники государственной инспекции
безопасности дорожного движения, к оторые в
меньшем объеме осуществляют административно -
юр исдикционные фу нкции чем руководители
территориальных органов внутренних дел, но в
значительно большем, чем ранее упомянутые
участковые уполномоченные полиции.
Неравномерность распределения дел об
адми нистративных правонарушениях, отчетливо
прослеживается на примере учас ткового
уполномоченный полиции, который вправе
рассматривать некоторые дела об
административных правонарушениях и его участие
в правоприменительном процессе минимальное и
скорее является не правилом, а исключением из
него, что, на мой взгляд , можно считать не совсем
верным, поскольку именно указанные
должностные лица в больш ей степени
задействованы в профилактике преступлений и
правонарушений на соответствующем участке
оперативного обслуж ивания и расширение их
административно -юрисдикционной к омпетенции
напр ямую увеличит его роль во всех сферах
общественной жизни, повысит эффе ктивность
борьбы с негативными проявлениями, связанными
с совершением правонарушений, а также будет
являться важным инструментом по профилактике и
предупреждению преступле ний.
Учитывая о громное число составов
административных правонарушений и их
разновидно сть, содержащихся в КоАП РФ,
требующих наличие специальных познаний в
различных сферах общественной жизни для
правил ьного, полного и всестороннего разрешения
дела по сущес тву, представля ется невозможным
сосредоточить производство по делам об
административн ых правонарушениях в одном
юрисдикционном органе без ущерба для всего
административного процесса, что приведет в
опр еделённой степени к волоките и большим
временным затрат ам, сопряженных с нарушением
принципа оперативности.
Подводя итог сказанному, можно с делать
вывод, что специфика вопросов
подведомственности органов внутренних дел
заключается прежде всего в том, что в виду
разнообразия общественных отношений, защита
котор ых обеспечивает ся органами внутренних дел
в силу ФЗ РФ от 07.02.2011 года № 3 -ФЗ «О
полиции», Указа Президента Российской
Федерации от 21.12.2016 года № 699 «Об
утверждении Положения о Министерстве
вну тренних дел Российской Федерации и Типового
положения о территориальны х органах МВД
Российской Федерации по субъекту Российской
Федерации» п редопределяет для последних
обширную подведомственность рассматриваемых
дел об административных правонарушениях и в
этой связи КоАП РФ предусмотрел более 70
составов админ истративных дел иктов,
рассматривать которые уполномочены органы
полиции. Кроме того, административно -
юрисдикционная деятельность органов внутренних
дел регламентируется как федеральным
законодательство м, так и законодательством
субъектов Российской Федерац ии.
Органы вну тренних дел в большинстве
случаев включаются в процесс производства по
делу об административном правонарушении на
стадии возбуждения дела об административном
правонарушении, что отличает их от иных органов
административной юрисдикции и имеют широкий
круг д олжностных лиц, наделенных правовым
применения санкций с четкой
внутри ведомственной специализацией.
Библиография
1.Конституция Российской Федерации [Текст]
: офиц. текст // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. - № 237
2.Кодекс Российской Федерации об
администрати вных правонарушениях [Текст] :
федер. закон : [принят Гос. Думой 30.12. 2001.:
одобрен. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.] //
Собр. законодательства РФ. 07.01.2002, № 1 (ч. 1),
ст. 1.
3.Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федераци и [Текст] : фед ер. закон :
[принят Гос. Думой 14.06.2002 г. (ред. от
27.07.2010)] // С обр. законодательства РФ.
29.07.2002, N 30, ст. 3012.
4.О полиции [Текст] : федер. закон : [принят
Гос. Думой от 07 .02.2011] // Собр. законодательства
РФ. -14.02. 2011. № 7. Ст. 900.
5.Г ришаев А.Н. Содержание принципа
законности на стадии назначения
админис тративного наказания. [Текст] / А.Н.
Гришаев - Административное право и процесс. М.:
Проспект. 2007 - 200с.
6.Головк о В.Н. Бражников В.А. Исполнение
административного нака зания. Статья. [Текст] /
В.Н. Головко. - М.: Законность, 2008 - 156с.
7.Дугенец А.С. А дминистративное право и
процесс [Текст] / А.С. Дугенец. М.: Норма 2007 -
398с.
8.Жирков В.Н. Практический аспект
совершенствования законодательства об
административных пр авонарушениях [ Текст] / В.Н.
Жирков - М.: Мировой судья, 2008, 209с.
9.Князева И. Н. Р азрешение некоторых
вопросов подведомственности в производстве по
делам об административных правонарушениях
[Текст] / И. Князева Н. М.: Норма 2011 -100с.
10.Коренева А.П. Административн ая
деятельность органов внутренних дел [Текст] / А.П.
Коренева М.: Прос пект. 2006 - 420 с.
Bibliography
1. the Constitution of the Russian Federation
[Text]: ofic. text / / ROS. gas. - 1993. - 25 Dec. - № 237
2. the Code of the Russian Feder ation on
admini strative offences [Text]: Feder. law: [adopted by
the State. Duma 30.12 .2001.: approved. Federation
Council December 26, 2001] / / SOBR.
Zakonodatelstva RF. 07.01.2002, no. 1 (part 1), a rticle
1.
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 75
3. Arbitration procedural code of the Russian
Federation [Te xt]: Feder. law: [adopted by the State.
Duma 14.06.2002 G. (as amended on 27.07.2010)] / /
Collected legislation of the Russian Federation.
29.07.2002, N 30, article 3012.
4. About the p olice [Text]: Feder. law: [adopted
by the State. Duma o f 07.02.2011] / / SOBR.
Zakonodatelstva RF. -14.02. 2011. № 7. St. 900.
5. Grishaev A. N . Content of the principle of
legality at the stage of administrative punishment.
[Text] / A. N. Grishaev -Administr ative law and
process. Moscow: Prospect 2007 -200C.
6. G olovko V. N. Br azhnikov V. A. Execution of
administrative punishment. Article. [Text] / V. N.
Golovko. - M.: rule of law, 2008 - 156s anchor.
7. Dugenets A. S. Administrative law and process
[Text] / A . S. Dugenets. M.: Norm 2007 -398c.
8. Zhirkov V. N. Pra ctical aspect o f improving
legislation on administrative offenses [Text] / V. N.
Zhir kov -M.: Magistrate, 2008, 209c.
9. Knyazeva I. N. Resolution of some issues of
jurisdiction in proceedings on admini strative offenses
[Text] / I. Knyazeva N. M.: Norm 2011 -100C.
10. Kore neva A. p. Administrative activity of
internal Affairs bodies [Text] / A. p. Koreneva M.:
Prospect. 2006 -420s.