ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ЦЕННОСТИ, НЕСУЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СРЕДСТВАМИ МЕМОРИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ (59-65)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.55.212
Дата публикации статьи в журнале:
2020/06/15
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
55,
Том: 1,
Страницы в выпуске:
59-65
Автор:
Ситаров В.А.
Автор:
Одишвили Г.Н.
Анотация: В статье представлена алгоритмизация педагогического процесса при изучении исторических персонажей, анализируются особенности его реализации с использованием активных методов, технологий и форм обучения и воспитания. Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством применения рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи как ценности, несущей конструкции современного Российского общества.
Ключевые слова:
патриотизм;
патриотическое воспитание молодежи; гражданственность; патриотические ценности; патриотическое сознание; урок истории; мемориальная литература; исторические персоналии; воспитание патриотизма в старшей школе; ценности современного общества;
Данные для цитирования: Одишвили Г.Н. . ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА КАК ЦЕННОСТИ, НЕСУЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СРЕДСТВАМИ МЕМОРИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ (59-65). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Педагогических наук. 2020/06/15;
55(1):59-65 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.55.212
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. 2018. URL: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 15.04.2018)
3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Электронный ресурс]// Официальный сайт
Правительства РФ. URL: http://static.government.ru/media/files.pdf (дата обращения: 12.05.2018)
4. Абдурахманов Н.С. Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение Советской и Российской идеи патриотического воспитания // Молодой ученый. 2016. №13. С. 755760.
5. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль,
1990. Т. I. 829 с.
6. В. А. Ситаров, Л. В. Романюк.
Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе\\ КУЛЬТУРА И
ОБЩЕСТВО. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.10
7. В. А. Ситаров. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи. \\ Культура и общество. 2018г.-№1.стр.47-55
DOI: 10.17805/zpu.2018.1.4
8. Большая Российская энциклопедия онлайн [Электронный ресурс]/ Под науч. рук. Российской Академии наук. М.: БСЭ, Министерство образования и науки РФ, 2018. URL: https://bigenc.ru (дата обращения: 17.05.2018).
9. Одишвили Г.Н. Формирование патриотизма у старшеклассников на уроках истории в процессе изучения мемориальной литературы. \\ Преемственность в образовании. 2019-№22(06) Стр.: 511-521. eLIBRARY
ID: 38487066.
10. Виноградова Е.Б. Мемориальные библиотеки: классификационный и типологический анализ : Дисс ... канд. пед. наук. М., 2008. 269 с.
11. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание поколений XXI века: Монография.
Волгоград: Авт./ перо, 2004. 118 с.
12. Одишвили Г.Н. Компоненты системы патриотического старших школьников на уроках истории. \\ Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 31. С. 337-343. УДК: 37. Аналитика «Родис».
13. Салмина М.С. Использование архивных документов новейшей истории в школе [Электронный источник]. // Педагогический проект «Открытый урок» (изд-во «Первое сентября»). 2018. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/517214/
(дата обращения: 14.08.2018)
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 59
рода аналитические департаменты. Проблема
заключается в том, что региональные власти не
могут зачастую сформировать своего запроса на
специалистов, которые им нужны, поэтому у
некоторых студентов практика получается не очень
продуктивной и она идут работать в другие
смежные области. Кафедра пытается наладить
до лгосрочные договоры на практику, но это сильно
зависит от конкретных людей в органах
государственной власти. Также, хорошей
возможностью для студентов политологов является
стажировка в молодежном правительстве и
парламенте, однако популярностью у студентов
они не пользуются.
Таким образом, в данной статье обозначены
ключевые проблемы формирования
профессиональной культуры студента -политолога.
Очень важно решить ключевые задачи, как в
организации учебного процесса, так и в создании
условий для последующей р еализации
профессиональных навыков студентов. В
проведенном исследовании мы выяснили, что в
Воронежском государственном университете есть
возможности для реализации данной
специальности, однако есть ряд проблем, которые
важно исправить для более качественн ой
подготовки студентов.
Список использованных источников и
литературы:
1. Портал Федеральных государственных
образовательных стандартов высшего образования.
ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.04
Политология. URL : http ://fgosvo .ru/news /9/455
2. А.В. Раскосова., Профессиональная
культура политолога и противоречия ее
формирования в условиях Вуза. URL:
https://cybe rleninka.ru/article/n/professionalnaya -
kultura -politologa -i-protivorechiya -ee-formirovaniya -
v-usloviyah -vuza
3. В. Э.,Вейсова. П. В.Кузьмин .
Противоречия и трудности становления
профессиональной культуры политолога и ее
формирование в условиях Вуза. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya -i-
trudnosti -stanovleniya -professionalnoy -kultury -
politologa -v-usloviyah -vuza -tsennostnyy -aspekt
4. Кафедра социологии и политологии
Воронежского государственного университета.
URL : http ://www .hist .vsu .ru/politics /department .htm
5. Вузотека.ру. Рей тинг Вузов России на 2020
год. URL:
http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%
8B?page=3
«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИ ЗМА КАК ЦЕННОСТИ, НЕ СУЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙС КОГО ОБЩЕСТВА СРЕДСТ ВАМИ МЕМОРИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШЕЙ Ш КОЛЕ»
Ситаров В.А. ,
Одишвили Г.Н.
« EDUCATING PATRIOTI SM AS A VALUE THAT C ARRIES THE CONSTRUCT ION OF MODERN
RUSSIAN SOCIETY BY M EANS OF MEMORIAL LIT ERATURE IN THE LESSONS OF HI STORY
IN HIGH SCHOOL»
V.A. Sitarov,
G.N. Odishvili
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.212
Аннотация
В статье представлена алгоритмизация педагогического процесса при изучении исторических
персонажей, анализируются особенности его реализации с использованием активных методов, технологий
и форм обучения и воспитания. Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством
применени я рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной
литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи как ценности, несущей
конструкции современного Российского общества.
Abstract
The article presents the algorithmization of the pedagogical process when studying historical characters,
analyzes the features of its implementation using active methods, technologies and forms of education and
education. Correlations in the study of hist orical personality through the application of considered methods and
algorithms, forms of work in the study of memorial literature with the solution of a number of important tasks of
patriotic education of young people as a value bearing the construction o f modern Russian society have been
revealed.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, гражданственность,
патриотические ценности, патриотическое сознание, урок истории, мемориальная литература,
исторические персоналии, воспитание па триотизма в старшей школе, ценности современного общества.
Keywords: patriotism, patriotic education of youth, civic consciousness, patriotic values, patriotic
consciousness, history lesson, memorial literature, historical personnel, fostering patriotism i n high school, values
of modern society.
В поиске ценностных ориентиров для
молодежи нам представляется важным обращаться
к таким пластам социокультурного опыта, в
которых исторически сосредоточены ведущие
60 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
смыслы, характерные для любого общества.
Политики часто говорят о факторе «мягкой силы» в
современном обществе как новой форме влияния, о
необходимости использовать его в обеспечении
госсуверенитета и защите национальных интересов
[7.]
«Российской национальной идеей является
патриотиз м, который не должен быть «квасным,
затхлым и кислым», а должен служить успешному
развитию страны». Президент РФ В.В. Путин
(09.05.2020г.)
Как выстроить ценностные ориентиры для
молодежи? Где взять эти ценностные ориентиры
для молодежи? Почему ценности так важны для
воспитания? На базе ценностей общество и
государство формулируют социальный заказ для
воспитания. Данный заказ содержит желатель ную
модель человека, это идеальный образ и он
определяет вектор и содержание воспитательной
деятельности. Педагогика — это один из мощных
ресурсов и инструментов «мягкой силы» ,
направленный на обеспечение как внутреннего, так
и внешнего влияния на умы и со знание. Речь идет о
педагогике как целостном корпусе сопряженных
наук и гуманитарных технологий формирования
человека и социальных групп, обладающих
устойчивым мировоззрением, способных
отстаивать интересы и ценности родной страны,
транслировать и передава ть эти ценности другим
[7]. Детский период психологически находится под
печатью действия различных потребностей,
взрослый мир — это мир ценностей. По мере
взросления человек все больше управляется
ценностями. Выход к ценностям есть важный
рубеж на жизненно м пути человека, когда он либо
делает шаг в сторону взрослости, либо остается в
инфантильной зависимой позиции [6]. Обращаясь к
историческому анализу понятия патриотизма и его
воспитания у подрастающего поколения
применительно к отечественным условиям, сле дует
отметить, что особое внимание основам его
формирования уделялось еще в XII -XV вв., а затем
в петровский период. Затрагивающие данные
вопросы научные труды государственных
деятелей, историков, ученых, писателей В.
Мономаха, М.Грека, С. Полоцкого,
И.П.П осошкова, И.И.Бецкого. Анализ и
систематизация положений, представленных в
теоретических источниках показывает, что в
научной литературе 1990 -х гг. – начале XXI века
патриотизм как ценность, выраженная в
нравственных принципах, нормах, традициях,
обычаях, убеждениях, чувствах и эмоциях,
рассматривается в качестве относительно
самостоятельного звена морального сознания
современного человека, выражая его отношение к
действительности (Отечеству и Родине), оценку
явлений и сторон действительности в соответствии
(или несоответствии) с существующим кодексом
нравственности, определяющим принципы
поведения человека (А.Н.Вырщиков,
Н.М.Конжиев, А.А.Черкасов, Н.П.Пищулин и др.).
По мнению авторов, основной проблемой в
сложившихся условиях выступало то, что феномен
патр иотизма не получил нового теоретического
наполнения в условиях новой государственности,
не сложились единые концептуальные взгляды на
его содержание, структуру, методику воспитания,
как отсутствовала и поддержка этой деятельности
со стороны государства иде нтичная той, которая
осуществлялась в советский период. В то же время
необходимость возрождения патриотизма как
«национальной идеи» активно использовалась
отдельными социальными группами, что
приводило к распространению радикальных
идеологий шовинизма, нац ионализма среди
молодежи и подростков. Если абстрагироваться от
идейно -политического содержания патриотизма в
разные периоды, то, опираясь на теоретические
источники, можно выделить основные направления
и формы патриотического воспитания
обучающихся средне го и старшего школьного
возраста, в числе которых особое место занимали
«включение школьников в разные виды
общественно -полезного труда», «воспитательные
беседы о родине, о выдающихся людях страны, ее
прошлом»; семейное и школьное посещение музеев
и выстав ок, формирующих «основу для
пробуждения и закрепления у детей чувства
гордости за свою страну, за свой народ»;
образовательные мероприятия, направленные «на
воспитание любви и уважения ко всему близкому и
родному – к родителям, родным местам, к
товарищам» как основа для дальнейшего
зарождения и развития любви к своей Родине;
«знакомство школьников с яркими примерами
проявления патриотизма советских людей,
уважения к народам других национальностей» в
системе школьного образования; примеров его
проявления у н арода – подрастающему поколению.
В этой связи задача современного общества —
помочь молодым людям сделать этот шаг, открыть
для них мир ценностей и смыслов. Однако в
обществе потребления такой «вид услуг» не
предусмотрен, и новые поколения вынуждены
самост оятельно искать способы перешагнуть порог
взросления, пытаясь на свой страх и риск пробиться
к ценностям сквозь толщу потребительской
ментальности. При этом надо признать, что для
многих такой шаг оказывается сегодня
нежелательным, поскольку сопряжен с мас сой
проблем и риском ответственности, а в обществе
потребления можно прожить и так без забот, не
занимаясь трудом. В итоге значительная часть
современной молодежи не может (а порой не
желает) перейти Рубикон взрослости, оставаясь в
инфантильном состоянии. Социум все больше
наполняется седеющими юношами и девушками,
не знающими долга и ответственности, но
платящими за это высокую цену, а именно
неполноценностью своей личности. Так
постепенно из современности стирается
личностное начало в культуре, уходит соц иальная
база возобновления ценностей. [6] На данном этапе
речь идет о проекте дегуманизации личности,
направленном на утрату ее способности быть
субъектом, поскольку если «вынуть» из человека
его ценности, то он становится, как говорил И.
Кант, игрушкой в руках внешней причинности,
лишается способности принимать самостоятельные
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 61
решения, превращается в исполнителя чужой воли
(Кант, 1965г.). [7]
«Российская Федерация в 90 -е годы могла
погрузиться в бездну крупномасштабной
гражданской войны. И только благодар я
исключительному патриотизму, мужеству, редкому
терпению и трудолюбию русского народа и других
народов России наша страна была отодвинута
от этой опасной черты». Президент РФ В.В. Путин
(03.10.2019г. Пленарное заседание дискуссионного
клуба «Валдай»).
По чему ценности, как несущая конструкция
современного Российского общества, так важны
для воспитания молодежи? Стройная система
воспитания есть следствие достижения
общественного согласия и ясного понимания
обществом самого себя, своих ценностей.
Например, ц енности общественного долга,
патриотизма, воинской доблести. Что происходит
в реальной учебно -воспитательной практике?
Каков будет социальный заказ общества?
Социальный заказ для воспитания и его проведение
— это еще и определенный риск, и испытание
общест ва на зрелость, без него нельзя построить
прочную и стабильную социальную систему.
Чтобы встать на этот путь, нужно четко осознавать
свои ценности, ввести их в обиход повседневной
жизни. Современные воспитательные организации
бывает, что не выполняют функц ии воспитания,
поскольку для воспроизводства потребностей в
обществе потребления надобность в услугах
воспитательных организаций отпадает, потому что
существуют более эффективные институты
воздействия, и прежде всего СМИ и различные
интернет -технологии. В последние два с половиной
десятилетия ценности выводятся из -под системы
воспитания молодых поколений, воспитательные
институты атрофируются, а само воспитание
сводится к практике адаптивной социализации,
которая может проходить, минуя ценностный
уровень. [ 7] Как выстроить целостную систему
ценностных ориентиров для старшей школы? Где
взять эти ценностные ориентиры для
старшеклассников? В целостной системе
патриотического воспитания молодого поколения в
исследовании выделяются четыре равноценных и в
то же вр емя тесно взаимосвязанных компонента
(воспитательные сферы), коррелирующие с
перечнем воспитательных ценностей,
формируемых в т.ч. средствами мемориальной
литературы, а также в тесной меж предметной
интеграции истории с другими образовательными
школьными д исциплинами, направлениями
деятельности и видами учебной и вне учебной
деятельности (см. Рис. 1). [9] Таким образом,
наиболее продуктивным условием для
эффективной реализации патриотического
воспитания в старшей школе на уроках истории
определен тезис о те сной взаимосвязи (а не
соподчиненности) выделенных сфер в
конвергенции их обучающих, воспитательных и
развивающих целей, равно как и их интеграции с
другими предметными направлениями обучения.
Рис.1. Компонентно -ценностная структура патриотического воспитания старших школьников
на уроках истории с точки зрения системного подхода.
62 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
Как пример, использование на уроках истории
при изучении мемориальной литературы метода
«мозговог о штурма» позволяет выявить пробелы в
предметных знаниях истории и ценностно -
патриотическом ориентировании, обращаясь к
конкретным историческим событиям и
персоналиям, уточнить и скорректировать
программу обучения; поддержать интерес к
изучению историческо го прошлого страны и его
отдельных моментов, их тщательному анализу и
осмыслению; разрушить ценностные стереотипы и
лжеустановки в области патриотического
воспитания, снять вопросы и выявить ошибочные
представления об историческом прошлом страны,
ведущие к формированию ложных ценностей,
патриотических смыслов, создать условия для
активного обмена знаниями и репрезентации,
интериоризации в групповом обсуждении
ценностных ориентаций, закрепить и проверить
полученные предметные знания и патриотические
устои в творческой, продуктивной, совместной
коллективной деятельности. Ценности не могут
быть придуманы кем -то, их нельзя как -то
подготовить, сформулировать, их можно найти и
осознать, они уже существуют в культуре как
выкристаллизованный историей совокупный опыт
жизни многих людей. И именно этот опыт требует
вдумчивой и разносторонней рефлексии. Таким
образом, ценности нужно искать в
социокультурном опыте народа, страны,
человечества [7]. Интерпретируя уточненное
содержание патриотического воспитания
школьников, представленной авторами
исследования, комплексную природу феномена и
его обоснованную структуру (рис.1) с учетом
системного, деятельностного, компетентностного
подходов, в совокупности с процессуальным,
авторами представлен алгоритм его реализации в
старше й школе на уроках истории в виде цикла
определенных последовательных действий,
охватывающих при этом всех субъектов
образовательного процесса и образовательную
среду учебного заведения, а также воспитательную
среду семьи и общества в целом (рис.2):
Рис.2. Алгоритм реализации патриотического воспитания
старших школьников на уроках истории. [12]
Основополагающим конструктом данного
алгоритма авторы рассматривается явление
«патриотических смыслов » как «неи зменную
основу личностного осмысления того или иного
явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной
истории, связанной с прошлым, настоящим и
будущим того пространства, которое подвержено
интерпретации».
Формирование патриотизма в условиях
современног о образовательного процесса,
реализуемого на уроках истории в старшей школе в
современных условиях средствами мемориальной
литературы должно опираться на процесс
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 63
педагогического проектирования как специально
организуемую, целе - и результато -обусловленную,
тщательно планируемую, продуманную
педагогическую деятельность, основанную на
интеграции традиционных и инновационных
методов, технологий обучения и воспитания,
носящих активный характер (имитационных и не
имитационных), потенциал которых дополняется
приме нением междисциплинарного подхода,
конвергенцией различных направлений
патриотического воспитания, функционирующих и
создаваемых в образовательной среде школы и
общешкольной системе патриотического
воспитания как ее элементе, урочной, внеурочной и
внешколь ной активности. Такие методы
характеризуются высокой степенью включенности
обучающихся в учебно -воспитательный процесс,
активизирующие их познавательную и творческую
деятельность, самостоятельность, личностную
позицию при решении поставленных задач. В
акти вные могут быть трансформированы
практически все методы патриотического
воспитания, которые, в том числе за счет
технологической интеграции (т.е. объединения
потенциала ряда методов в структуре технологии),
можно использовать при изучении мемориальной
лите ратуры как средства формирования ценностно -
патриотических ориентаций и личностной позиции
старших школьников. Активными дополняющими
компонентами к методам и технологиям должны
выступать виды патриотически -ориентированной
деятельности: познавательной, труд овой,
художественной, коммуникационной, спортивной
и спортивно -военной, ценностно -
ориентировочной, общественной. [12] Но,
вернемся к рассмотрению термина
«мемориальный», чтобы определить в дальнейшем
содержание рассматриваемого нами в работе
явления мемори альной литературы. Несмотря на
столь активный интерес, содержание термина
мемориальности, который мы наиболее часто
встречаем в философских и культурологических
исследованиях по отношению к функциям
культуры и культурной сферы в целом, конкретной
культурно -исторической парадигмы, свойственной
конкретной эпохе, а также деятельности отдельных
культурных учреждений, до сих пор
характеризуется в современной науке и практике
неоднозначностью. К сожалению, следует
констатировать, что производный от него термин
«м емориальная литература» практически не
зафиксирован и сущностно не охарактеризован в
необходимой степени ни в философской, ни в
культурологической, ни в педагогической, ни
других гуманитарных науках и специальностях
[10]. Наглядным свидетельством недостато чной
разработанности понятийного аппарата является
отсутствие термина «мемориальная литература» в
современных профильных и ведущих
энциклопедических изданиях и словарях.
Следующее значение термина «мемориальная
культура» подразумевает освоение прошлого
определенной социальной группой. Посредством
мемориальной культуры социальная группа
укрепляет свою идентичность, утверждает
собственные ценности, развивает свое
самосознани е и повышает деятельную активность.
Еще Ф. Ницше, один из первых теоретиков этого
явления, не только описал различные формы
освоения прошлого, но и подчеркнул его
неизменную амбивалентность, способную
обернуться как позитивной, так и негативной
стороной дл я человека и государства, как выгодой,
так и потерей [5]. Ф. Ницше выделил три формы
обращения человека к прошлому, на которых
представляется целесообразным кратко
остановиться: первое - это «монументальная
память», которая основывается на великих
историче ских образах, способных побуждать
человека к подражанию, но она способна и нанести
вред, если манипуляцией великими образами
прошлого будет разжигаться фанатизм; второе –
это «антикварная память», способствующая
укоренению человека в определенном месте,
усилению эмоционального отношения к знаниям о
своих истоках (такая память наталкивается на
собственный предел, когда сохраняет слишком
много устаревшего и некритично почитает его);
третье – это «критическая память», несущая в себе
своего рода «революционное начало», так как в ее
рамках человек судит, выносит приговор и часто
разрушает свое прошлое [7] . На наш взгляд,
данный перечень, который можно транслировать на
явление «мемориальной литературы» как часть
«мемориальной культуры» важно дополнить уже
отмечен ной нами функцией рефлексии или
рефлексивным измерением – то есть независимого
осмысления и анализа прошлого в контексте как
положительных, так и отрицательных сторон.
Реализация алгоритма патриотического воспитания
старших школьников на уроках истории, в том
числе с использованием образовательного и
воспитательного потенциала мемориальной
литературы, основывается на совокупности
методических принципов , которые отражают
общие закономерности и принципы
образовательного процесса как целостного
педагогического процесса, а также специфику
патриотического воспитания обучающихся
старшей школы на уроках истории, в частности с
использованием в качестве источников учебно -
воспитательной базы мемориальной литературы.
Опираясь на наш опыт работы, отметим, что
конкретиза ция общеисторических представлений и
ценностно -патриотических ориентаций на базе
локальных архивных документов представляет
существенный интерес для старшеклассников, вне
зависимости от выбранного ими профиля обучения.
Происходит это, прежде всего в связи с тем, что
многие события истории «малой и большой
Родины» приближены к школьникам через
историю своей семьи, поэтому не могут быть им
неинтересны. Авторы считают, что архивные
материалы как одно из средств патриотического
воспитания в системе мемориальных материалов
можно использовать на школьных уроках истории
не только в качестве конкретизирующего
инструментария, но и их изучение может стать
основой построения уроков – в частности, учебных
занятий -практикумов и дискуссий. Например, по
64 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
темам: “Повседневна я жизнь городского населения
в начале ХХ века”, “Методы проведения
индустриализации и коллективизации в СССР на
примере … региона”, “Трудовые будни наукограда
… в … гг.” и т.д. В связи с вышесказанным можно
констатировать, что формирование патриотизма
в ус ловиях современного образовательного
процесса , реализуемого на уроках истории в
старшей школе в современных условиях
средствами мемориальной литературы должно
опираться процесс педагогического
проектирования как специально организуемую,
целе - и результато -обусловленную, тщательно
планируемую, продуманную педагогическую
деятельность, основанную на интеграции
традиционных и инновационных методов,
технологий обучения и воспитания, носящих
активный характер , потенциал которых
дополняется применением междисципли нарного
подхода, конвергенцией различных направлений
патриотического воспитания, функционирующих и
создаваемых в образовательной среде школы и
общешкольной системе патриотического
воспитания как ее элементе, урочной, внеурочной и
внешкольной активности. [1 2].
Практическая значимость проведенного
исследования заключается в том, что полученные в
его ходе результаты, выводы могут использоваться
в практической деятельности преподавателями
истории, а также других дисциплин, классными
руководителями, воспитателя ми средних
общеобразовательных школ и учреждений системы
дополнительного образования при реализации
учебной, внеурочной деятельности старших
школьников, проведении внеклассных
мероприятий в рамках музейной, элективной
деятельности, функционирования обществ енных
объединений, кружков; в циклах лекций и
методологических семинаров в высших учебных
заведениях для подготовки педагогов различных
категорий к организации процесса формирования
патриотизма и гражданственности у будущих
выпускников школы, в системе пов ышения
квалификации и профессиональной
переподготовки преподавателей истории.
Достоверность результатов проводимых
исследований обеспечивается научно -
методологической обоснованностью, системной
методологией, непротиворечивостью исходных
теоретических полож ений исследования;
использованием комплекса методов, адекватных
сформулированной проблеме и направлениям ее
решения, поставленной цели, задачам, предмету и
объекту, а также научной логике изучения
проблемы; сопоставлением полученных выводов с
массовым педа гогическим опытом, личным
педагогическим опытом авторов.
Литература и источники.
1. Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 -ФЗ //
Собрание законодательства РФ. 31.12.2012, N 53 ( ч.
1), ст. 7598.
2. Федеральные государственн ые
образовательные стандарты // Официальный сайт
Министерства образования и науки РФ. 2018. URL:
https:// минобрнауки.рф/документы/543 (дата
обращения: 15.04.2018)
3. Постановление Правительства РФ от 30
декабря 2015 г. № 1493 «О государственной
программе "Пат риотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
[Электронный ресурс]// Официальный сайт
Правительства РФ. URL:
http://static.government.ru/media/files.pdf ( дата
обращения: 12.05.2018)
4. Абдурахманов Н.С. Трансформация
«национальной и деи» патриотизма: сравнение
Советской и Российской идеи патриотического
воспитания // Молодой ученый. 2016. №13. С. 755 -
760.
5. Ницше Ф. Сочинения: в 2 -х т. М.: Мысль,
1990. Т. I. 829 с.
6. В. А. Ситаров, Л. В. Романюк.
Соотношение ценностей и потребностей личности
в современном обществе \\ КУЛЬТУРА И
ОБЩЕСТВО. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.10
7. В. А. Ситаров. Ценностные ориентиры в
воспитании современной молодежи. \\ Культура и
общество. 2018г. -№1.стр.47 -55
DOI: 10.17805/zpu.2018.1.4
8. Большая Российска я энциклопедия онлайн
[Электронный ресурс]/ Под науч. рук. Российской
Академии наук. М.: БСЭ, Министерство
образования и науки РФ, 2018. URL :
https://bigenc.ru (дата обращения: 17.05.2018).
9. Одишвили Г.Н. Формирование
патриотизма у старшеклассников на урок ах
истории в процессе изучения мемориальной
литературы. \\ Преемственность в образовании.
2019 -№22(06) Стр.: 511 -521. eLIBRARY
ID: 38487066.
10. Виноградова Е.Б. Мемориальные
библиотеки: классификационный и
типологический анализ : Дисс ... канд. пед. наук. М.,
2008. 269 с.
11. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б.,
Лутовинов В. И. Военно -патриотическое
воспитание поколений XXI века: Монография.
Волгоград: Авт./ перо, 2004. 118 с.
12. Одишвили Г.Н. Компоненты системы
патриотического старших школьников на уроках
истории. \\ Пе дагогический журнал. 2019. Т. 9. № 3 -
1. С. 337 -343. УДК: 37. Аналитика «Родис».
13. Салмина М.С. Использование архивных
документов новейшей истории в школе
[Электронный источник]. // Педагогический проект
«Открытый урок» (изд -во «Первое сентября»).
2018. URL: http:// открытыйурок.рф/статьи/517214/
(дата обращения: 14.08.2018)
Авторы статьи.
Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор
педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики и психологии высшей школы
Московского гуманитарного университета;
заслужен ный работник высшей школы РФ. Адрес :
111395, Россия , г. Москва , ул. Юности , д. 5. Тел .:
+7 (499) 374 -74 -59. Sitarov Vyacheslav
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 65
Alekseyevich , Doctor of Pedagogy, Professor, Head,
Department of Pedagogy and Psychology of Higher
School, Moscow University for the Humanities;
Honored Worker of Higher School of the RF. Postal
address: five, Yunosti St., Moscow, 111395. Tel.: +7
(499) 374 -74-59.
Одишвили Георгий Нодариевич – учитель
истории «Школа № 1538» Департамента
образования города Москвы. Адрес : 125464,
Мос ква , Ново тушинский проезд , дом 8, корпус 2.
Тел . 8-926 -221 -92-83. Odishvili Georgy Nodarievich
- teacher of history of the "school № 1538" of Moscow
Department of Education. 125464 Э, Moscow,
Novotushinsky Passage, House 8, building 2.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта
интересов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТ ИЧЕСКОГО ЧУВСТВА КУР САНТОВ: НЕКОТОРЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТ Ы И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕ ЛОМЛЕНИЕ
Пономарев Михаил Александрович
преподаватель
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков,
г. Краснодар
THE FORMATION OF PAT RIOTIC FEELING OF CA DETS:
SOME THEORETICAL ASPECTS AND PRACTICAL INTERPRETATION
Ponomarev Mikhail
lecturer
Krasnodar Air Force Institute for Pilots,
Krasnodar
DOI: 10. 31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.208
Аннотация
Статья посвящена обоснованию необходимости координации деятельности педагогов в деле
патриоти ческого воспитания курсантов. Цель работы заключается в повышении уровня патриотического
чувства курсантов военных вузов на базе соответствующих программ его формирования. Достижение
поставленной цели реализуется посредством применения таких методов исслед ования как анализ и
сопоставление. Научная новизна материала статьи состоит в представлении вариативных программ
формирования патриотического чувства курсантов. Практическое значение работы преломляется в
приобщении педагогов к работе по повышению уровня п атриотического чувства курсантов с
использованием адекватных программ его формирования.
Abstract
The article concentrates on rationale of necessity of coordination of activities of pedagogues in the matter of
patriotic education of cadets. The purpose of the work is to increase the level of patriotic feeling of cadets of
military universities on the basis of appropriate programs for its formation. The achievement of this purpose is
carried out through the application of the methods of inquiry su ch as analysis and matching. The scientific novelty
of the article’s material is the presentation of variable programs of the formation of cadets patriotic feeling. The
practical importance of the work is interpreted in involvement of the pedagogues in the work to increase the level
of patriotic feeling of cadets using the adequate programs for its formation.
Ключевые слова: квази занятия, концепция, патриотизм, принцип, программа, синергия.
Keywords: quasi classes, concept, patriotism, principle, program, synergy.
Введение
Деятельность военнослужащих относится к
классу опасных профессий. Это требует не только
сформированности у них знаний, умений и
навыков, но и наличия таких свойс тв, как
психологическая готовность к защите Отечества,
духовная близость с теми, кого защищаешь,
уверенность в праведности применения оружия,
твёрдая вера в святость своего предназначения [5,
с. 3 -4]. Данные качества демонстрируют
патриотизм человека, вооб ще, и военнослужащих,
в частности.
Ознакомление с научными материалами,
характеризующими проблему формирования
патриотического чувства курсантов, даёт право
утверждать, что положения документов отвечают
сложившимся реалиям не в полной мере. Так,
понятие “п атриот” для одних курсантов стало
утрачивать должное значение, для других
оказалось нейтральным словом, а для третьих, к
сожалению, и вовсе приобрело отрицательный
смысл. Но потребность воспитания защитников
Отечества и, предварительно, патриотического
чув ства курсантов на основе исторических корней
нации – продолжает оставаться безусловной
задачей.
Результаты исследования
Принципы формирования патриотического
чувства молодёжи нашли своё отражение в ряде
документов. Среди них важно выделить:
Концепцию военн о-патриотического воспитания
молодёжи (1999 г.) [5], Концепцию
патриотического воспитания граждан Российской
Федерации (2003 г.) [4], Государственную
программу патриотического воспитания граждан
Российской Федерации на 2016 -2020 гг. [2].
Положения, изложен ные в них, несут
положительный смысл, имеют широкий охват, но в
рода аналитические департаменты. Проблема
заключается в том, что региональные власти не
могут зачастую сформировать своего запроса на
специалистов, которые им нужны, поэтому у
некоторых студентов практика получается не очень
продуктивной и она идут работать в другие
смежные области. Кафедра пытается наладить
до лгосрочные договоры на практику, но это сильно
зависит от конкретных людей в органах
государственной власти. Также, хорошей
возможностью для студентов политологов является
стажировка в молодежном правительстве и
парламенте, однако популярностью у студентов
они не пользуются.
Таким образом, в данной статье обозначены
ключевые проблемы формирования
профессиональной культуры студента -политолога.
Очень важно решить ключевые задачи, как в
организации учебного процесса, так и в создании
условий для последующей р еализации
профессиональных навыков студентов. В
проведенном исследовании мы выяснили, что в
Воронежском государственном университете есть
возможности для реализации данной
специальности, однако есть ряд проблем, которые
важно исправить для более качественн ой
подготовки студентов.
Список использованных источников и
литературы:
1. Портал Федеральных государственных
образовательных стандартов высшего образования.
ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.04
Политология. URL : http ://fgosvo .ru/news /9/455
2. А.В. Раскосова., Профессиональная
культура политолога и противоречия ее
формирования в условиях Вуза. URL:
https://cybe rleninka.ru/article/n/professionalnaya -
kultura -politologa -i-protivorechiya -ee-formirovaniya -
v-usloviyah -vuza
3. В. Э.,Вейсова. П. В.Кузьмин .
Противоречия и трудности становления
профессиональной культуры политолога и ее
формирование в условиях Вуза. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya -i-
trudnosti -stanovleniya -professionalnoy -kultury -
politologa -v-usloviyah -vuza -tsennostnyy -aspekt
4. Кафедра социологии и политологии
Воронежского государственного университета.
URL : http ://www .hist .vsu .ru/politics /department .htm
5. Вузотека.ру. Рей тинг Вузов России на 2020
год. URL:
http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%
8B?page=3
«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИ ЗМА КАК ЦЕННОСТИ, НЕ СУЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙС КОГО ОБЩЕСТВА СРЕДСТ ВАМИ МЕМОРИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШЕЙ Ш КОЛЕ»
Ситаров В.А. ,
Одишвили Г.Н.
« EDUCATING PATRIOTI SM AS A VALUE THAT C ARRIES THE CONSTRUCT ION OF MODERN
RUSSIAN SOCIETY BY M EANS OF MEMORIAL LIT ERATURE IN THE LESSONS OF HI STORY
IN HIGH SCHOOL»
V.A. Sitarov,
G.N. Odishvili
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.212
Аннотация
В статье представлена алгоритмизация педагогического процесса при изучении исторических
персонажей, анализируются особенности его реализации с использованием активных методов, технологий
и форм обучения и воспитания. Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством
применени я рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной
литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи как ценности, несущей
конструкции современного Российского общества.
Abstract
The article presents the algorithmization of the pedagogical process when studying historical characters,
analyzes the features of its implementation using active methods, technologies and forms of education and
education. Correlations in the study of hist orical personality through the application of considered methods and
algorithms, forms of work in the study of memorial literature with the solution of a number of important tasks of
patriotic education of young people as a value bearing the construction o f modern Russian society have been
revealed.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание молодежи, гражданственность,
патриотические ценности, патриотическое сознание, урок истории, мемориальная литература,
исторические персоналии, воспитание па триотизма в старшей школе, ценности современного общества.
Keywords: patriotism, patriotic education of youth, civic consciousness, patriotic values, patriotic
consciousness, history lesson, memorial literature, historical personnel, fostering patriotism i n high school, values
of modern society.
В поиске ценностных ориентиров для
молодежи нам представляется важным обращаться
к таким пластам социокультурного опыта, в
которых исторически сосредоточены ведущие
60 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
смыслы, характерные для любого общества.
Политики часто говорят о факторе «мягкой силы» в
современном обществе как новой форме влияния, о
необходимости использовать его в обеспечении
госсуверенитета и защите национальных интересов
[7.]
«Российской национальной идеей является
патриотиз м, который не должен быть «квасным,
затхлым и кислым», а должен служить успешному
развитию страны». Президент РФ В.В. Путин
(09.05.2020г.)
Как выстроить ценностные ориентиры для
молодежи? Где взять эти ценностные ориентиры
для молодежи? Почему ценности так важны для
воспитания? На базе ценностей общество и
государство формулируют социальный заказ для
воспитания. Данный заказ содержит желатель ную
модель человека, это идеальный образ и он
определяет вектор и содержание воспитательной
деятельности. Педагогика — это один из мощных
ресурсов и инструментов «мягкой силы» ,
направленный на обеспечение как внутреннего, так
и внешнего влияния на умы и со знание. Речь идет о
педагогике как целостном корпусе сопряженных
наук и гуманитарных технологий формирования
человека и социальных групп, обладающих
устойчивым мировоззрением, способных
отстаивать интересы и ценности родной страны,
транслировать и передава ть эти ценности другим
[7]. Детский период психологически находится под
печатью действия различных потребностей,
взрослый мир — это мир ценностей. По мере
взросления человек все больше управляется
ценностями. Выход к ценностям есть важный
рубеж на жизненно м пути человека, когда он либо
делает шаг в сторону взрослости, либо остается в
инфантильной зависимой позиции [6]. Обращаясь к
историческому анализу понятия патриотизма и его
воспитания у подрастающего поколения
применительно к отечественным условиям, сле дует
отметить, что особое внимание основам его
формирования уделялось еще в XII -XV вв., а затем
в петровский период. Затрагивающие данные
вопросы научные труды государственных
деятелей, историков, ученых, писателей В.
Мономаха, М.Грека, С. Полоцкого,
И.П.П осошкова, И.И.Бецкого. Анализ и
систематизация положений, представленных в
теоретических источниках показывает, что в
научной литературе 1990 -х гг. – начале XXI века
патриотизм как ценность, выраженная в
нравственных принципах, нормах, традициях,
обычаях, убеждениях, чувствах и эмоциях,
рассматривается в качестве относительно
самостоятельного звена морального сознания
современного человека, выражая его отношение к
действительности (Отечеству и Родине), оценку
явлений и сторон действительности в соответствии
(или несоответствии) с существующим кодексом
нравственности, определяющим принципы
поведения человека (А.Н.Вырщиков,
Н.М.Конжиев, А.А.Черкасов, Н.П.Пищулин и др.).
По мнению авторов, основной проблемой в
сложившихся условиях выступало то, что феномен
патр иотизма не получил нового теоретического
наполнения в условиях новой государственности,
не сложились единые концептуальные взгляды на
его содержание, структуру, методику воспитания,
как отсутствовала и поддержка этой деятельности
со стороны государства иде нтичная той, которая
осуществлялась в советский период. В то же время
необходимость возрождения патриотизма как
«национальной идеи» активно использовалась
отдельными социальными группами, что
приводило к распространению радикальных
идеологий шовинизма, нац ионализма среди
молодежи и подростков. Если абстрагироваться от
идейно -политического содержания патриотизма в
разные периоды, то, опираясь на теоретические
источники, можно выделить основные направления
и формы патриотического воспитания
обучающихся средне го и старшего школьного
возраста, в числе которых особое место занимали
«включение школьников в разные виды
общественно -полезного труда», «воспитательные
беседы о родине, о выдающихся людях страны, ее
прошлом»; семейное и школьное посещение музеев
и выстав ок, формирующих «основу для
пробуждения и закрепления у детей чувства
гордости за свою страну, за свой народ»;
образовательные мероприятия, направленные «на
воспитание любви и уважения ко всему близкому и
родному – к родителям, родным местам, к
товарищам» как основа для дальнейшего
зарождения и развития любви к своей Родине;
«знакомство школьников с яркими примерами
проявления патриотизма советских людей,
уважения к народам других национальностей» в
системе школьного образования; примеров его
проявления у н арода – подрастающему поколению.
В этой связи задача современного общества —
помочь молодым людям сделать этот шаг, открыть
для них мир ценностей и смыслов. Однако в
обществе потребления такой «вид услуг» не
предусмотрен, и новые поколения вынуждены
самост оятельно искать способы перешагнуть порог
взросления, пытаясь на свой страх и риск пробиться
к ценностям сквозь толщу потребительской
ментальности. При этом надо признать, что для
многих такой шаг оказывается сегодня
нежелательным, поскольку сопряжен с мас сой
проблем и риском ответственности, а в обществе
потребления можно прожить и так без забот, не
занимаясь трудом. В итоге значительная часть
современной молодежи не может (а порой не
желает) перейти Рубикон взрослости, оставаясь в
инфантильном состоянии. Социум все больше
наполняется седеющими юношами и девушками,
не знающими долга и ответственности, но
платящими за это высокую цену, а именно
неполноценностью своей личности. Так
постепенно из современности стирается
личностное начало в культуре, уходит соц иальная
база возобновления ценностей. [6] На данном этапе
речь идет о проекте дегуманизации личности,
направленном на утрату ее способности быть
субъектом, поскольку если «вынуть» из человека
его ценности, то он становится, как говорил И.
Кант, игрушкой в руках внешней причинности,
лишается способности принимать самостоятельные
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 61
решения, превращается в исполнителя чужой воли
(Кант, 1965г.). [7]
«Российская Федерация в 90 -е годы могла
погрузиться в бездну крупномасштабной
гражданской войны. И только благодар я
исключительному патриотизму, мужеству, редкому
терпению и трудолюбию русского народа и других
народов России наша страна была отодвинута
от этой опасной черты». Президент РФ В.В. Путин
(03.10.2019г. Пленарное заседание дискуссионного
клуба «Валдай»).
По чему ценности, как несущая конструкция
современного Российского общества, так важны
для воспитания молодежи? Стройная система
воспитания есть следствие достижения
общественного согласия и ясного понимания
обществом самого себя, своих ценностей.
Например, ц енности общественного долга,
патриотизма, воинской доблести. Что происходит
в реальной учебно -воспитательной практике?
Каков будет социальный заказ общества?
Социальный заказ для воспитания и его проведение
— это еще и определенный риск, и испытание
общест ва на зрелость, без него нельзя построить
прочную и стабильную социальную систему.
Чтобы встать на этот путь, нужно четко осознавать
свои ценности, ввести их в обиход повседневной
жизни. Современные воспитательные организации
бывает, что не выполняют функц ии воспитания,
поскольку для воспроизводства потребностей в
обществе потребления надобность в услугах
воспитательных организаций отпадает, потому что
существуют более эффективные институты
воздействия, и прежде всего СМИ и различные
интернет -технологии. В последние два с половиной
десятилетия ценности выводятся из -под системы
воспитания молодых поколений, воспитательные
институты атрофируются, а само воспитание
сводится к практике адаптивной социализации,
которая может проходить, минуя ценностный
уровень. [ 7] Как выстроить целостную систему
ценностных ориентиров для старшей школы? Где
взять эти ценностные ориентиры для
старшеклассников? В целостной системе
патриотического воспитания молодого поколения в
исследовании выделяются четыре равноценных и в
то же вр емя тесно взаимосвязанных компонента
(воспитательные сферы), коррелирующие с
перечнем воспитательных ценностей,
формируемых в т.ч. средствами мемориальной
литературы, а также в тесной меж предметной
интеграции истории с другими образовательными
школьными д исциплинами, направлениями
деятельности и видами учебной и вне учебной
деятельности (см. Рис. 1). [9] Таким образом,
наиболее продуктивным условием для
эффективной реализации патриотического
воспитания в старшей школе на уроках истории
определен тезис о те сной взаимосвязи (а не
соподчиненности) выделенных сфер в
конвергенции их обучающих, воспитательных и
развивающих целей, равно как и их интеграции с
другими предметными направлениями обучения.
Рис.1. Компонентно -ценностная структура патриотического воспитания старших школьников
на уроках истории с точки зрения системного подхода.
62 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
Как пример, использование на уроках истории
при изучении мемориальной литературы метода
«мозговог о штурма» позволяет выявить пробелы в
предметных знаниях истории и ценностно -
патриотическом ориентировании, обращаясь к
конкретным историческим событиям и
персоналиям, уточнить и скорректировать
программу обучения; поддержать интерес к
изучению историческо го прошлого страны и его
отдельных моментов, их тщательному анализу и
осмыслению; разрушить ценностные стереотипы и
лжеустановки в области патриотического
воспитания, снять вопросы и выявить ошибочные
представления об историческом прошлом страны,
ведущие к формированию ложных ценностей,
патриотических смыслов, создать условия для
активного обмена знаниями и репрезентации,
интериоризации в групповом обсуждении
ценностных ориентаций, закрепить и проверить
полученные предметные знания и патриотические
устои в творческой, продуктивной, совместной
коллективной деятельности. Ценности не могут
быть придуманы кем -то, их нельзя как -то
подготовить, сформулировать, их можно найти и
осознать, они уже существуют в культуре как
выкристаллизованный историей совокупный опыт
жизни многих людей. И именно этот опыт требует
вдумчивой и разносторонней рефлексии. Таким
образом, ценности нужно искать в
социокультурном опыте народа, страны,
человечества [7]. Интерпретируя уточненное
содержание патриотического воспитания
школьников, представленной авторами
исследования, комплексную природу феномена и
его обоснованную структуру (рис.1) с учетом
системного, деятельностного, компетентностного
подходов, в совокупности с процессуальным,
авторами представлен алгоритм его реализации в
старше й школе на уроках истории в виде цикла
определенных последовательных действий,
охватывающих при этом всех субъектов
образовательного процесса и образовательную
среду учебного заведения, а также воспитательную
среду семьи и общества в целом (рис.2):
Рис.2. Алгоритм реализации патриотического воспитания
старших школьников на уроках истории. [12]
Основополагающим конструктом данного
алгоритма авторы рассматривается явление
«патриотических смыслов » как «неи зменную
основу личностного осмысления того или иного
явления, события, вехи, этапа, эпохи отечественной
истории, связанной с прошлым, настоящим и
будущим того пространства, которое подвержено
интерпретации».
Формирование патриотизма в условиях
современног о образовательного процесса,
реализуемого на уроках истории в старшей школе в
современных условиях средствами мемориальной
литературы должно опираться на процесс
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 63
педагогического проектирования как специально
организуемую, целе - и результато -обусловленную,
тщательно планируемую, продуманную
педагогическую деятельность, основанную на
интеграции традиционных и инновационных
методов, технологий обучения и воспитания,
носящих активный характер (имитационных и не
имитационных), потенциал которых дополняется
приме нением междисциплинарного подхода,
конвергенцией различных направлений
патриотического воспитания, функционирующих и
создаваемых в образовательной среде школы и
общешкольной системе патриотического
воспитания как ее элементе, урочной, внеурочной и
внешколь ной активности. Такие методы
характеризуются высокой степенью включенности
обучающихся в учебно -воспитательный процесс,
активизирующие их познавательную и творческую
деятельность, самостоятельность, личностную
позицию при решении поставленных задач. В
акти вные могут быть трансформированы
практически все методы патриотического
воспитания, которые, в том числе за счет
технологической интеграции (т.е. объединения
потенциала ряда методов в структуре технологии),
можно использовать при изучении мемориальной
лите ратуры как средства формирования ценностно -
патриотических ориентаций и личностной позиции
старших школьников. Активными дополняющими
компонентами к методам и технологиям должны
выступать виды патриотически -ориентированной
деятельности: познавательной, труд овой,
художественной, коммуникационной, спортивной
и спортивно -военной, ценностно -
ориентировочной, общественной. [12] Но,
вернемся к рассмотрению термина
«мемориальный», чтобы определить в дальнейшем
содержание рассматриваемого нами в работе
явления мемори альной литературы. Несмотря на
столь активный интерес, содержание термина
мемориальности, который мы наиболее часто
встречаем в философских и культурологических
исследованиях по отношению к функциям
культуры и культурной сферы в целом, конкретной
культурно -исторической парадигмы, свойственной
конкретной эпохе, а также деятельности отдельных
культурных учреждений, до сих пор
характеризуется в современной науке и практике
неоднозначностью. К сожалению, следует
констатировать, что производный от него термин
«м емориальная литература» практически не
зафиксирован и сущностно не охарактеризован в
необходимой степени ни в философской, ни в
культурологической, ни в педагогической, ни
других гуманитарных науках и специальностях
[10]. Наглядным свидетельством недостато чной
разработанности понятийного аппарата является
отсутствие термина «мемориальная литература» в
современных профильных и ведущих
энциклопедических изданиях и словарях.
Следующее значение термина «мемориальная
культура» подразумевает освоение прошлого
определенной социальной группой. Посредством
мемориальной культуры социальная группа
укрепляет свою идентичность, утверждает
собственные ценности, развивает свое
самосознани е и повышает деятельную активность.
Еще Ф. Ницше, один из первых теоретиков этого
явления, не только описал различные формы
освоения прошлого, но и подчеркнул его
неизменную амбивалентность, способную
обернуться как позитивной, так и негативной
стороной дл я человека и государства, как выгодой,
так и потерей [5]. Ф. Ницше выделил три формы
обращения человека к прошлому, на которых
представляется целесообразным кратко
остановиться: первое - это «монументальная
память», которая основывается на великих
историче ских образах, способных побуждать
человека к подражанию, но она способна и нанести
вред, если манипуляцией великими образами
прошлого будет разжигаться фанатизм; второе –
это «антикварная память», способствующая
укоренению человека в определенном месте,
усилению эмоционального отношения к знаниям о
своих истоках (такая память наталкивается на
собственный предел, когда сохраняет слишком
много устаревшего и некритично почитает его);
третье – это «критическая память», несущая в себе
своего рода «революционное начало», так как в ее
рамках человек судит, выносит приговор и часто
разрушает свое прошлое [7] . На наш взгляд,
данный перечень, который можно транслировать на
явление «мемориальной литературы» как часть
«мемориальной культуры» важно дополнить уже
отмечен ной нами функцией рефлексии или
рефлексивным измерением – то есть независимого
осмысления и анализа прошлого в контексте как
положительных, так и отрицательных сторон.
Реализация алгоритма патриотического воспитания
старших школьников на уроках истории, в том
числе с использованием образовательного и
воспитательного потенциала мемориальной
литературы, основывается на совокупности
методических принципов , которые отражают
общие закономерности и принципы
образовательного процесса как целостного
педагогического процесса, а также специфику
патриотического воспитания обучающихся
старшей школы на уроках истории, в частности с
использованием в качестве источников учебно -
воспитательной базы мемориальной литературы.
Опираясь на наш опыт работы, отметим, что
конкретиза ция общеисторических представлений и
ценностно -патриотических ориентаций на базе
локальных архивных документов представляет
существенный интерес для старшеклассников, вне
зависимости от выбранного ими профиля обучения.
Происходит это, прежде всего в связи с тем, что
многие события истории «малой и большой
Родины» приближены к школьникам через
историю своей семьи, поэтому не могут быть им
неинтересны. Авторы считают, что архивные
материалы как одно из средств патриотического
воспитания в системе мемориальных материалов
можно использовать на школьных уроках истории
не только в качестве конкретизирующего
инструментария, но и их изучение может стать
основой построения уроков – в частности, учебных
занятий -практикумов и дискуссий. Например, по
64 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20
темам: “Повседневна я жизнь городского населения
в начале ХХ века”, “Методы проведения
индустриализации и коллективизации в СССР на
примере … региона”, “Трудовые будни наукограда
… в … гг.” и т.д. В связи с вышесказанным можно
констатировать, что формирование патриотизма
в ус ловиях современного образовательного
процесса , реализуемого на уроках истории в
старшей школе в современных условиях
средствами мемориальной литературы должно
опираться процесс педагогического
проектирования как специально организуемую,
целе - и результато -обусловленную, тщательно
планируемую, продуманную педагогическую
деятельность, основанную на интеграции
традиционных и инновационных методов,
технологий обучения и воспитания, носящих
активный характер , потенциал которых
дополняется применением междисципли нарного
подхода, конвергенцией различных направлений
патриотического воспитания, функционирующих и
создаваемых в образовательной среде школы и
общешкольной системе патриотического
воспитания как ее элементе, урочной, внеурочной и
внешкольной активности. [1 2].
Практическая значимость проведенного
исследования заключается в том, что полученные в
его ходе результаты, выводы могут использоваться
в практической деятельности преподавателями
истории, а также других дисциплин, классными
руководителями, воспитателя ми средних
общеобразовательных школ и учреждений системы
дополнительного образования при реализации
учебной, внеурочной деятельности старших
школьников, проведении внеклассных
мероприятий в рамках музейной, элективной
деятельности, функционирования обществ енных
объединений, кружков; в циклах лекций и
методологических семинаров в высших учебных
заведениях для подготовки педагогов различных
категорий к организации процесса формирования
патриотизма и гражданственности у будущих
выпускников школы, в системе пов ышения
квалификации и профессиональной
переподготовки преподавателей истории.
Достоверность результатов проводимых
исследований обеспечивается научно -
методологической обоснованностью, системной
методологией, непротиворечивостью исходных
теоретических полож ений исследования;
использованием комплекса методов, адекватных
сформулированной проблеме и направлениям ее
решения, поставленной цели, задачам, предмету и
объекту, а также научной логике изучения
проблемы; сопоставлением полученных выводов с
массовым педа гогическим опытом, личным
педагогическим опытом авторов.
Литература и источники.
1. Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 -ФЗ //
Собрание законодательства РФ. 31.12.2012, N 53 ( ч.
1), ст. 7598.
2. Федеральные государственн ые
образовательные стандарты // Официальный сайт
Министерства образования и науки РФ. 2018. URL:
https:// минобрнауки.рф/документы/543 (дата
обращения: 15.04.2018)
3. Постановление Правительства РФ от 30
декабря 2015 г. № 1493 «О государственной
программе "Пат риотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
[Электронный ресурс]// Официальный сайт
Правительства РФ. URL:
http://static.government.ru/media/files.pdf ( дата
обращения: 12.05.2018)
4. Абдурахманов Н.С. Трансформация
«национальной и деи» патриотизма: сравнение
Советской и Российской идеи патриотического
воспитания // Молодой ученый. 2016. №13. С. 755 -
760.
5. Ницше Ф. Сочинения: в 2 -х т. М.: Мысль,
1990. Т. I. 829 с.
6. В. А. Ситаров, Л. В. Романюк.
Соотношение ценностей и потребностей личности
в современном обществе \\ КУЛЬТУРА И
ОБЩЕСТВО. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.10
7. В. А. Ситаров. Ценностные ориентиры в
воспитании современной молодежи. \\ Культура и
общество. 2018г. -№1.стр.47 -55
DOI: 10.17805/zpu.2018.1.4
8. Большая Российска я энциклопедия онлайн
[Электронный ресурс]/ Под науч. рук. Российской
Академии наук. М.: БСЭ, Министерство
образования и науки РФ, 2018. URL :
https://bigenc.ru (дата обращения: 17.05.2018).
9. Одишвили Г.Н. Формирование
патриотизма у старшеклассников на урок ах
истории в процессе изучения мемориальной
литературы. \\ Преемственность в образовании.
2019 -№22(06) Стр.: 511 -521. eLIBRARY
ID: 38487066.
10. Виноградова Е.Б. Мемориальные
библиотеки: классификационный и
типологический анализ : Дисс ... канд. пед. наук. М.,
2008. 269 с.
11. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б.,
Лутовинов В. И. Военно -патриотическое
воспитание поколений XXI века: Монография.
Волгоград: Авт./ перо, 2004. 118 с.
12. Одишвили Г.Н. Компоненты системы
патриотического старших школьников на уроках
истории. \\ Пе дагогический журнал. 2019. Т. 9. № 3 -
1. С. 337 -343. УДК: 37. Аналитика «Родис».
13. Салмина М.С. Использование архивных
документов новейшей истории в школе
[Электронный источник]. // Педагогический проект
«Открытый урок» (изд -во «Первое сентября»).
2018. URL: http:// открытыйурок.рф/статьи/517214/
(дата обращения: 14.08.2018)
Авторы статьи.
Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор
педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики и психологии высшей школы
Московского гуманитарного университета;
заслужен ный работник высшей школы РФ. Адрес :
111395, Россия , г. Москва , ул. Юности , д. 5. Тел .:
+7 (499) 374 -74 -59. Sitarov Vyacheslav
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 55, 20 20 65
Alekseyevich , Doctor of Pedagogy, Professor, Head,
Department of Pedagogy and Psychology of Higher
School, Moscow University for the Humanities;
Honored Worker of Higher School of the RF. Postal
address: five, Yunosti St., Moscow, 111395. Tel.: +7
(499) 374 -74-59.
Одишвили Георгий Нодариевич – учитель
истории «Школа № 1538» Департамента
образования города Москвы. Адрес : 125464,
Мос ква , Ново тушинский проезд , дом 8, корпус 2.
Тел . 8-926 -221 -92-83. Odishvili Georgy Nodarievich
- teacher of history of the "school № 1538" of Moscow
Department of Education. 125464 Э, Moscow,
Novotushinsky Passage, House 8, building 2.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта
интересов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТ ИЧЕСКОГО ЧУВСТВА КУР САНТОВ: НЕКОТОРЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТ Ы И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕ ЛОМЛЕНИЕ
Пономарев Михаил Александрович
преподаватель
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков,
г. Краснодар
THE FORMATION OF PAT RIOTIC FEELING OF CA DETS:
SOME THEORETICAL ASPECTS AND PRACTICAL INTERPRETATION
Ponomarev Mikhail
lecturer
Krasnodar Air Force Institute for Pilots,
Krasnodar
DOI: 10. 31618/nas.2413 -5291.2020.1.55.208
Аннотация
Статья посвящена обоснованию необходимости координации деятельности педагогов в деле
патриоти ческого воспитания курсантов. Цель работы заключается в повышении уровня патриотического
чувства курсантов военных вузов на базе соответствующих программ его формирования. Достижение
поставленной цели реализуется посредством применения таких методов исслед ования как анализ и
сопоставление. Научная новизна материала статьи состоит в представлении вариативных программ
формирования патриотического чувства курсантов. Практическое значение работы преломляется в
приобщении педагогов к работе по повышению уровня п атриотического чувства курсантов с
использованием адекватных программ его формирования.
Abstract
The article concentrates on rationale of necessity of coordination of activities of pedagogues in the matter of
patriotic education of cadets. The purpose of the work is to increase the level of patriotic feeling of cadets of
military universities on the basis of appropriate programs for its formation. The achievement of this purpose is
carried out through the application of the methods of inquiry su ch as analysis and matching. The scientific novelty
of the article’s material is the presentation of variable programs of the formation of cadets patriotic feeling. The
practical importance of the work is interpreted in involvement of the pedagogues in the work to increase the level
of patriotic feeling of cadets using the adequate programs for its formation.
Ключевые слова: квази занятия, концепция, патриотизм, принцип, программа, синергия.
Keywords: quasi classes, concept, patriotism, principle, program, synergy.
Введение
Деятельность военнослужащих относится к
классу опасных профессий. Это требует не только
сформированности у них знаний, умений и
навыков, но и наличия таких свойс тв, как
психологическая готовность к защите Отечества,
духовная близость с теми, кого защищаешь,
уверенность в праведности применения оружия,
твёрдая вера в святость своего предназначения [5,
с. 3 -4]. Данные качества демонстрируют
патриотизм человека, вооб ще, и военнослужащих,
в частности.
Ознакомление с научными материалами,
характеризующими проблему формирования
патриотического чувства курсантов, даёт право
утверждать, что положения документов отвечают
сложившимся реалиям не в полной мере. Так,
понятие “п атриот” для одних курсантов стало
утрачивать должное значение, для других
оказалось нейтральным словом, а для третьих, к
сожалению, и вовсе приобрело отрицательный
смысл. Но потребность воспитания защитников
Отечества и, предварительно, патриотического
чув ства курсантов на основе исторических корней
нации – продолжает оставаться безусловной
задачей.
Результаты исследования
Принципы формирования патриотического
чувства молодёжи нашли своё отражение в ряде
документов. Среди них важно выделить:
Концепцию военн о-патриотического воспитания
молодёжи (1999 г.) [5], Концепцию
патриотического воспитания граждан Российской
Федерации (2003 г.) [4], Государственную
программу патриотического воспитания граждан
Российской Федерации на 2016 -2020 гг. [2].
Положения, изложен ные в них, несут
положительный смысл, имеют широкий охват, но в