Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (43-46)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.54.206
Дата публикации статьи в журнале: 2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 54, Том: 3, Страницы в выпуске: 43-46
Автор: Медведь Ирина Валерьевна
аспирант кафедры психологии , Академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург
Анотация: В статье описывается возрастная динамика формирования финансовой грамотности на основе анализа результатов исследования финансового поведения, ценностей, потребностей обучающихся, полученных при опросе обучающихся 5-11 классов школ г. Санкт-Петербурга. Предлагается подход к пониманию процесса формирования финансовой грамотности, дающий комплексное, системное, целостное представление о структуре и содержании процесса. Показывается, что ключевым компонентом процесса формирования финансовой грамотности является опыт деятельности обучающегося, в результате получения которого у обучающегося формируются: финансовое поведение (типы, стили, модели, стратегии, роли), финансовая культура (нормы, ценности, установки, потребности, традиции), финансовая компетентность (знания, умения, навыки, опыт и способы деятельности), личностные качества, связанные с финансовой грамотностью (бережливость, экономность, расточительность и т. д.). На основании результатов исследования описываются характеристики стихийной финансовой грамотности, финансовые ценности и потребности; создается «возрастной портрет» финансовой грамотности обучающихся 5-11 класса; выявляется наиболее сенситивный возраст для начала финансового обучения.
Ключевые слова: поколение Z; стихийная финансовая грамотность; финансовые ценности; финансовые потребности; процесс формирования финансовой грамотности;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Верещагина, Е. «В 17 лет я нанял своего первого сотрудника»: на чем зарабатывают школьники (11.11.2016) [Электронный ресурс] / Е. Верещагина // The Village. URL: https://www.thevillage.ru/village/business/opyt/250091-bogatyeshkolniki (дата обращения: 09.03.2019). 2. Гинко, В. Какое поколение станет драйвером массового распространения криптовалют? (28.09.2018) [Электронный ресурс] // DeCenter. URL: https://decenter.org/ru/kakoepokolenie-stanet-draiverom-massovogorasprostraneniya-kriptovalyut (дата обращения: 09.03.2019). 3. Знакомьтесь, Эрик Финман: самый юный биткоин-миллионер в мире (17.06.2018) [Электронный ресурс] / Пер. с англ. Е. Сидоровой // Журнал IHODL. URL: https://ru.ihodl.com/lifestyle/2018-06-17/znakomteserik-finman-samyj-yunyj-bitkoin-millioner-v-mire/ (дата обращения: 09.03.2019). 4. Коровина, А. Цифровая экономика: как дети зарабатывают больше родителей (18.09.2017) [Электронный ресурс] / А. Коровина // Нож. URL: https://knife.media/digital-economy/ (дата обращения 09.03.2019). 5. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6 6. Медведь, И.В Формула финансовой грамотности – финансовое обучение и финансовое воспитание: соотношение понятий / И.В. Медведь // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей. Выпуск VI / Под редакцией А.А. Сорокина. — М.: Книгодел, 2019. — С. 396-405. 7. Медведь И.В. Модель формирования финансовой грамотности обучающихся: оценка эффективности /И.В. Медведь // Modern Humanities Success/Успехи гуманитарных наук 2020, №4. – С. 120-129. 8. Медведь И.В. Влияние программы формирования финансовой грамотности на некоторые характеристики финансового поведения обучающихся / И.В. Медведь // Национальная ассоциация ученых (НАУ). – 2020. - №53. – Ч. 4. – С. 42-46. DOI: 10.31618/nas.2413- 5291.2020.4.53.183 9. Ожиганова, Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения / Е.М. Ожиганова // Бизнесобразование в экономике знаний. – 2015. – № 1. – С 95-97. 10. Шамис, Е., Никонов, Е. Как возникают и как проявляются ценности поколений [Электронный ресурс] / Е. Шамис, Е. Никонов // Rugenerations – Российская школа теории поколений. URL: https://rugenerations.su/2016/09/12/самое-дорогоечто-стоит-знать-о-ценно/ (дата обращения: 10.04.2020). 11. Экономический кризис – социальное измерение / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2015.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 43
представление концепции. Основная проблема в
этом случае заключается в том, что обучающийся
будет интерпретировать информацию, которую
преподают, в кон тексте своего заб луждения. Здесь
визуализация должна не только устанавливать
связи с другими областями, но и демонстрировать
несоответствия в заблуждении обучающихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что грамотно построенная метод ика визуализация
позволяет построи ть оптимальную стратегию
дидактик познания, а также продуктивной,
творческой и личностно -ориентированной процесс
деятельности при обучении.

Литература:
1. Бабанский Ю. К. Интенсификация
процесса обучения // Избр. педагог. тр. М., – 1989.
2. Горш ков В.А., А.в. Горшков, Л.И Сербина,
Е.Н. Шиянов. Методологические аспекты
дидактики (системный анализ). АОЗТ, г.
Ставрополь, – 1997.
3. Рапуто А.Г. Визуализация как
неотъемлемая составляющая процесса обучения
преподават елей // Международный журнал
эксперимен тального образо вания. – 2010. – № 5. –
Ст. 138 -141
4. Резник, Н. А. Развитие визуального
мышления на уроках математики / Н. А. Резник, М.
И. Башмаков // Математика в школе. – 1991. – № 1. –
Ст. 4 -9

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФО РМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО Й ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧА ЮЩИХСЯ

Медве дь Ирина Валерьевна
аспирант кафедры психологии
Академия постдипломного педагогического образования
г. Санкт -Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.54.206
Аннотация
В статье описывается возрастная динамика формирования финансовой грамотности на основе анализа
результатов исслед ования фина нсового поведения, ценностей, потребностей обучающихся, полученных
при опросе обучающихся 5 -11 классов школ г. Санкт -Петербурга. Пре длагается подход к пониманию
процесса формирования финансовой грамотности, дающий комплексное, системное, целостн ое
представ ление о структуре и содержании процесса. Показывается, что ключевым компонентом процесса
формирования финансовой грамотности являетс я опыт деятельности обучающегося, в результате
получения которого у обучающегося формируются: финансовое поведени е (типы, ст или, модели,
стратегии, роли), финансовая культура (нормы, ценности, установки, потребности, традиции), финансовая
компетентность (з нания, умения, навыки, опыт и способы деятельности), личностные качества, связанные
с финансовой грамотностью (бе режливость, экономность, расточительность и т. д.). На основании
результатов исследования описываются характеристики стихийной финансовой грамо тности, финансовые
ценности и потребности; создается «возрастной портрет» финансовой грамотности обучающихся 5 -11
класса; вы является наиболее сенситивный возраст для начала финансового обучения.
Ключевые слова: поколение Z, стихийная финансовая грамотность , финансовые ценности,
финансовые потребности, процесс формирования финансовой грамотности.

Введение
Актуальност ь изучения возрастной аспекта
формирования финансовой грамотности
повышается в условиях экономической
нестабильности, вызываемой факторами не
экономического характера. Непредсказуемость
современных угроз, требует от человека
финансовой подготовленности к л юбым повор отам
событий. На наших глазах возрастает ценность
финансовой грамотности как основного
личностного фактора в обеспечении социально -
экономической стабильности человека и общества
в ситуации пандемии.
Понимание закономерностей и механизмов
процесс а формиров ания финансовой грамотности,
знание о сенситивных (чувствительных,
восприимчивых) возрастных периодах, когда
человек наиболее восприи мчив для «формирования
у него определенных психологических свойств и
видов поведения» поможет в организации
финан сового обу чения в школах.
Возрастная динамика (изменения) процесса
(изменения системы) формирования финансовой
грамотности может быть описана н а двух уровнях:
• на уровне поколения, путем анализа
экономических, социологических, педагогических
и психологическ их исследо ваний поколения Z,
позволяющих описать финансовое поведение
представителей поколения в общем виде;
• на уровне личности, путем изучения
«автономного мира человека» особенно
актуального в период социальных трансформаций;
В соответствии с Теорией пок олений Ней ла
Хоува и Вильяма Штрауса (1991 год) в адаптации
Е. Шамис «поколение Z» («цифровые дети»)
представляет собой поколение людей, рожден ных в
2000 – 2020 гг. [5, 9, 10]. Анализ мировой и
отечественной литературы позволяет сделать ряд
обобщений относ ительно сп ецифики финансовой
грамотности поколения Z в России:
1. «Поколение Z» имеет уникальные
возможности доступа к деньгам, прежде всего,

44 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
чере з современный рынок цифровых денег (рынок
криптовалют, технология блокчейн). Анонимность
современных цифровых ден ег снимает всякие
возрастные ограничения с участников рынка [1, 2,
3, 4, 5].
2. Современные компьютерные технологии,
социальные сети, киберспорт п ривели к
возникновению новых профессий, не требующих
обучения, в которых молодые люди добиваются
успехов и могут зарабатыва ть больше родителей
(без связей, стартового капитала и состоятельных
родителей) [1, 2, 3, 4, 5].
«Уязвимым местом» поколения Z можно
считать присущие им поколенческие ценности,
сформированные на фоне мирового финансового
кризиса 2008г, валютного (политичес кого кризиса)
2014 -2015 гг., стагнации в экономке 2018 -2019 гг.,
переходящей в пандемию COVID - 19. Согласно
Теории поколений формиро вание ценностей
происходит с 10 до 14 летнего возраста, стихийным
образом, без критического переосмысления
происх одящего со стороны ребенка путем простого
освоения технологии жизни в том окружении, в
котором он находится [10].
3. Поколение Z воспитывалось в с емьях,
находящейся в условиях внешней финансовой
нестабильности, высокой неопределенности и
риска.
4. Поколение Z воспитывалос ь в стране, где у
населения преобладают пассивные формы
адаптации: выживание, приспособление к новым
моделям потребительского поведен ия, отказ от
привычных норм жизни [11].
5. Условия Санкт -Петербурга на фоне всей
страны дают поколению Z некоторые
преимуществ а, связанные с уровнем жизни (он
больше сопоставим с европейским, чем с уровнем
жизни в регионах).
В таких условиях финансовой социа лизации
является вполне обоснованным ожидать от
финансового поведения обучающихся следующих
проявлений:
• формиро вание ценн остей,
соответствующих пассивной адаптации (экономия,
бережливость, умение быстро снижать уровень
потребления и приспосабливаться к нему);
• недоверие к финансовым институтам и
органам власти;
• скептическое отношение к росту
экономики страны;
• ориент ация на себя, на свои силы и
накопления.
В условиях серьезного финансового
расслоения населения в стране, на фоне
деструктивного хара ктера семейного финансового
воспитания по причине невысокого уровня
финансовой грамотности в стране необходимо
исследовать характеристики «стихийной
финансовой грамотности», формируемой у
обучающихся в отсутствие системного, массового
финансового образован ия в стране [6, 7] . С этой
целью в 2016 -2020 гг. в рамках диссертационной
работы получены данные о содержании
«стихийной ф инансовой грамотности» 2411
обучающихся 5 -6 (11 -12 лет), 7 -8 (13 -14 лет) и 9 -11
(15 -18 лет) классов 246, 630, 655 школы и 272
гимнази и г. Санкт -Петербурга.
По нашим данным стихийная финансовая
грамотность обучающихся представляет собой
«способно сть разумн о распоряжаться деньгами
(тратить деньги с умом) в режиме экономии,
принятой у представителей конкретного класса,
культуры, народа, с траны, и добиваться достойной
оплаты своего труда» [6,7].
Финансовые ценности обучающихся:
финансовая самодостат очность с ориентацией на
свои силы; стремление к финансовой свободе и
независимости от родителей; подушка
безопасности на «черный день»; «свобо дные
средства» под рукой; свобода от потребительских
долгов (копить, экономить и подрабатывать для
обучающихся вс ех возраст ов более
предпочтительно, чем брать кредит); серьезное
отношение к экономии денежных средств;
финансовая дисциплина (обучающиеся скло нны
сберегать и обдуманно тратить в ущерб бездумной
щедрости и расточительной глупости) [6].
Выявлены финансовые потребнос ти
обучающихся: потребность в расширении свободы
и независимости от родителей; потребность в
безопасности при осуществлении финансовы х
практик; потребность в развитии
предпринимательских задатков и способностей [6].
Финансовая грамотность в наст оящей стат ье
рассматривается «как совокупность компонентов,
которые сформировались в процессе финансовой
социализации «стихийно», а также в про цессе
семейного финансового воспитания,
самообразования и обучения в образовательной
организации с целью применен ия в финан совой
сфере деятельности» [6]. Процесс формирования
финансовой грамотности происходит внутри
глобального социально -информационного поля
финансовой социализации следующими
способами:
• стихийно (под действием мега -, макро -,
мезо - и микрофакторов финансовой социализации);
• усилиями государства через реализацию
программ по обществознанию, финансовой
грамотности, учебно -методических комплексов
(УМК) в процессе относительно направляемой
социализации;
• посредством семейного финансового
воспитания и финансово го воспитания в школе в
относительно социально контролируемом
процесс е;
• собственными усилиями в процессе
самоизменения (самостроительства,
самосовершенствования).
Ключевым компонентом финансовой
грамотности является опыт деятельности
обучающег ося , в рез ультате получения которого у
обучающегося формируются:
• финансовое пов едение (типы, стили,
модели, стратегии, роли),

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 45
• финансовая культура (нормы, ценности,
установки, потребности, традиции),
• финансовая компетентность (знания,
умения, навыки, опыт и способы деятельности),
• личностные качества, связанные с
финансовой грамотнос тью (бережливость,
экономность, расточительность и т. д.) [6, 7].
По нашим данным под воздействием факторов
финансовой социализации, стихийно формируются
рациональный и благотв орительный тип
финансового поведения, традиционная и
аффективная модель финансового поведения,
закладываются основы сберегательной, страховой
и кредитно -заемной стратегий финансового
поведения [8].
На основании полученных данных составлен
«возрастной порт рет» обуча ющихся 5 -11 классов,
отражающий возрастную динамику формирован ия
финансовой грамотности.
«Возрастной портрет» представляет собой
финансовые компетенции обучающихся,
приобретенные ими в процессе финансовой
деятельности. Угадывается простая
законо мерность: количества финансовых
компетенций зависит от богатства и разно образия
опыта участия в финансовой деятельности. Для
наглядности реальный «возрастной портрет»
сравнивается в идеальным «возрастным
портретом», составленным нами как
собирательный обра з на основ ании нашего
представления о максимально возможном опыте
участи я обучающегося определенного возраста в
финансовой деятельности.
В табл. 1 представлен реальный и идеальный
(желаемый) «возрастной портрет» обучающихся в
терминах, соответствующих фина нсовым уме ниям
и навыкам по возрастам.
Таблица 1
«Возрастной портрет» о бучающихся
Реальный «возрастной портрет» Идеальный «возрастной портрет»
5-6 классы:
• понимание стоимости вещей
(скидки, распродажи, мелкий опт);
• формирование представления о
заработан ных деньг ах;
• учет доходов и расходов карманных
денег;
• умение накопить на финансовую
цель (простейший личный финансовый
план);
• интерес к электронной коммерции:
первый опыт покупок в Интернете;
• интерес к мелкому
предпринимательству, первые
самостоятельные ме лкие зара ботки;
• интерес к инвестированию как
способу преумнож ения денег:
• интерес к финансовым институтам и
финансовым инструментам (банкам,
валюте).
Совпадает с реальным
7-8 классы:
• попытки организовать мелкое
предпринимательство;
• умение экономить с конк ретными
целями (постановка финансовой цели и
простейшее финансовое планирование);
• умение накопить с использованием
финансовых инструментов (валюты,
банковского депозита);
• попытки электронной коммерции.

• Уверенное использование ресурсов онлайн -
банкинга ( навыки безн аличных платежей, ведения
доходов -расходов, онлайн -инвестиции, депозитных
счетов с 14 лет и т.д.);
• формирование общих представлений об
инвестициях;
• формирование представления о процентах и
дивидендах;
• понимание смысла благотворительности;
• формиров ание пред ставления о интернет -
бизнесе.
9-11 классы:
• умение активно экономить, тратить,
распределять, сберегать (наличными);
• опыт управления деньгами,
заработанными лично;
• опыт переговоров с работодателем.

• инвестиции свободных денег с целью
получения при были;
• уме ние связывать цели и сбережения
(финансовое планирование жизни);
• осознанная благотворительность как
инструмент влияния на мир (формирование активной
жизненной позиции);

46 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
• умение вести разговоры о деньгах с
компетентными людьми (консультации, тренинг и,
онлайн -обучение по финансов ой грамотности);
• формирование ответственности за других и за
себя.

Выводы относительно характера возрастной
динамики формирования финансовой грамотности.
1. Освоение программы основного общего и
среднего образования (при ус ловии от сутствия
системного фи нансового образования) не
оказывает существенного влияния на расширение
репертуара финансового поведения у обучающихся
7-11 классов по сравнению с обучающимися 5 -6
классов.
2. Интерес к банковской и инвестиционной
сфере, зафи ксирован ный у обучающихся 5 -6
классов в зоне ближайшего развития, без
соответствующего подкрепления имеет тенденцию
к затуханию: интерес обучающихся 5 -6 классов не
становится деятельностью обучающихся 9 -11
классов.
3. Осознанная стратегия благотворительно го
повед ения у обучающихся к 9 -11 классам не
формируется. Благотворительное поведение –
вершина финансово грамотного поведения
человека, которое требует от него усилий и
осознанности заменяется, ситуативной
(спонтанной) активностью, носящей
эмоциональный х арактер.
4. Развитие финансов ого поведения
начинается с интереса к тому или иному виду
финансовой деятельности: обучающиеся 5 -6
классов не могут быть заемщиками, инвесторами,
не могут создавать депозитные счета, но они
понимают, что в трудной жизненной си туации
можно обратиться за пом ощью в банк, что деньги
можно и нужно преумножать – им интересно, как
это можно сделать. Можно предполагать, что все
элементы, из которых в последствии будут
формироваться стратегии финансового поведения
находятся в зоне ближа йшего ра звития у
обучающихся 5 -6 классов. Можно говорить о том,
что возраст 11 -12 лет является наиболее
«сенситивным» (восприимчивым) для начала
финансового обучения в школе. Это возраст, когда
возможно с наименьшими затратами заложить
основы финансово гра мотного поведения.

Список литературы.
1. Верещагина, Е. «В 17 лет я нанял своего
первого сотрудника»: на чем зарабатывают
школьники (11.11.2016) [Электронный ресурс] / Е.
Верещагина // The Village. URL: https://www.the -
village.ru/village/business/opyt/2500 91-boga tye -
shkolnik i (дата обращения: 09.03.2019).
2. Гинко, В. Какое поколение станет
драйвером массового распространения
криптовалют? (28.09.2018) [Электронный ресурс] //
DeCenter. URL: https://decenter.org/ru/kakoe -
pokolenie -stanet -draiverom -massovogo -
rasprost raneniya -kri ptovalyut (дата обращения:
09.03.2019).
3. Знакомьтесь, Эрик Финман: самый юный
биткоин -миллионер в мире (17.06.2018)
[Электронный ресурс] / Пер. с англ. Е. Сидоровой //
Журнал IHODL. URL:
https://ru.ihodl.com/lifestyle/2018 -06 -17/znakom tes -
eri k-finman -sam yj-yunyj -bitkoin -millioner -v-mire/
(дата обращения: 09.03.2019).
4. Коровина, А. Цифровая экономика: как
дети зарабатывают больше родителей (18.09.2017)
[Электронный ресурс] / А. Коровина // Нож. URL:
https://knife.media/digital -economy/ (дата обращения
09 .03.2019).
5. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический
аспект // Вопросы территориального развития.
2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6
6. Медведь, И.В Формула финансовой
грамотности – финансовое обучение и финансовое
воспитани е: соот ношение поня тий / И.В. Медведь
// Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория,
методика, практика. К 20 -летию кафедры методики
преподавания истории, обществознания и права:
Сборник научных статей. Выпуск VI / Под
редакцией А.А. Сорокина. — М.: Книг одел, 2 019.
— С. 39 6-405.
7. Медведь И.В. Модель формирования
финансовой грамотности обучающихся: оценка
эффективности /И.В. Медведь // Modern Humanities
Success/Успехи гуманитарных наук 2020, №4. – С.
120 -129.
8. Медведь И.В. Влияние программы
формировани я финан совой грамот ности на
некоторые характеристики финансового поведения
обучающихся / И.В. Медведь // Национальная
ассоциация ученых (НАУ). – 2020. - №53. – Ч. 4. –
С. 42 -46. DOI: 10.31618/nas.2413 -
5291.2020.4.53.183
9. Ожиганова, Е.М. Теория поколений Н.
Хоу ва и В. Штра уса. Возможности практического
применения / Е.М. Ожиганова // Бизнес -
образование в экономике знаний. – 2015. – № 1. – С
95 -97.
10. Шамис, Е., Никонов, Е. Как возникают и
как проявляются ценности поколений
[Электронный ресурс] / Е. Шамис, Е. Ник онов //
Ruge nerations – Российская школа теории
поколений. URL:
https://rugenerations.su/2016/09/12/самое -дорогое -
что -стоит -знать -о-ценно/ (дата обращения:
10.04.2020).
11. Экономический кризис – социальное
измерение / Российская академия народного
хозяйст ва и государ ственной службы при
Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М.
Малевой. 2015.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×