Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (21-24)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.59.291
Дата публикации статьи в журнале: 2020/10/12
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 59, Том: 1, Страницы в выпуске: 21-24
Автор: Худжамкулова Г.Х.
студентка , коммуникации БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет ХМАО – Югры», Сургут
Анотация: В статье раскрывается понятие языковой игры как формы проявления лингвистической креативности и освещается проблема создания условий развития креативных способностей обучающихся. Автор акцентирует внимание на видах языковой игры, ее функциях и подчеркивает, что производимый языковой игрой эффект зависит от уровня лингвистической культуры адресата.
Ключевые слова: языковая игра; креативность; лингвистическая креативность; лингвистический интеллект; языкотворчество;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Базелевич, В.Б. Языковая игра как форма проявление лингвистической креативности [Текст] / В.Б. Базелевич // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – №8 (50) – С. 20-22. 2. Бернацкая, А.А. Креативность в языке и с языком: к онтологическим основаниям языковой игры [Текст] / А.А. Бернацкая // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография. – Красноярск, 2010. – С. 34–43. 3. Витгенштейн, Л.С. Философские исследования [Текст] / Л.С. Витгенштейн // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985. – С. 79-128. 4. Волкова, Е.В. Языковая игра как лексикостилистический прием [Текст] / Е.В. Волкова // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 941-942. 5. Галкина, А.В. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком [Текст] / А.В. Галкина // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – № 10 (102). – С. 158-164. 6. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер; пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с. 7. Гридина, Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество [Текст] / Т.А. Гридина. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1996. – 225 с. 8. Данилевская, Н.В. Языковая игра [Текст] / Н.В. Данилевская // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта; Наука, 2006. – С. 657-658. 9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 390 с. 10. Земская, Е.А., Китайгородская, М.В., Розанова, Н.И. Языковая игра [Текст] / Е.А. Земская, М.В. Кайгородова, Н.И. Розанова // Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. – М.: Наука, 1983. – С. 172-214. 24 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 2020 11. Коновалова, О.Ю. Языковая игра в современной русской разговорной речи: монография [Текст] / О.Ю. Коновалова. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 196 с. 12. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т.В. Матвеева. – М.: Алгоритм. 2003. – 432 с. 13. Мороз, В.В. Развитие креативности студентов: монография [Текст] / В.В. Мороз. – Оренбург: ОГУ, 2011. – 183 с. 14. Нухов, С.Ж. Языковая игра в словообразовании (на материале лексики английского языка) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04 / С.Ж. Нухов; Московский государственный педагогический университет. – М., 1997. – 39 с. 15. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры [Текст] / В.З. Санников. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с. 16. Сковородников, А.П. Языковая игра [Текст] / А.П. Сковородников // Культура русской речи: Энцикл. словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М., 2003. – С. 796-803. 17. Шаховский, В. И. Лингвистическая теория эмоций: монография [Текст] / В.И. Шаховский. – М.: Гнозис, 2008. – 414 с. 18. Данилевская Н. В. Языковая игра // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2006. С. 657-658. 19. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 390 с. 20. Мороз В. В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: ОГУ, 2011. 183 с. 21. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с. 22. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций: монография. М.: Гнозис, 2008. 414 с. 23. Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. – М.: Наука, 1972. – 245-317 c.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 21
ЯЗЫК ОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Худжамкулова Г.Х.
студентка кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации БУ ВО
«Сургутский государственный педагоги ческий университет ХМАО – Югры»,
г. Сургут

LANGUAGE GAME AS A F ORM OF LINGUOCREATIVE ACTIVITIES

Khudzhamkulova G.K.
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.59.291
Аннотация
В статье раскрывается понятие языковой игры как формы проявления лингвистической креативности
и освещается проблема создания условий развития креативных способно стей обучающихся. Автор
акцентирует вним ание на видах языковой игры, ее функциях и подчеркивае т, что производимый языковой
игрой эффект зависит от уровня лингвистической культуры адресата.
Abstract .
The article reveals the notion of a language game as a fo rm of manifestation of linguistic creativity and
highlights the problem of creating conditions for th e development of creative abilities of students. The a uthor
focuses on the types of language games, its functions and emphasizes that the effect produced b y a language game
depends on the level of recipient’s linguistic culture.
Ключевые слова: языковая игра; креативность; лингвистическая креативность; лингвистический
интеллект; язык отворчество.
Keywords: language game, c reativity, linguistic creativity, linguistic intellige nce, language creation

Одной из важнейших целей образов ания
является создание педагогич еских условий для
раскрытия личностного потенциала обучающегося
через учебный предмет, также этот процесс
предпола гает развитие креативных способностей и
качеств личнос ти человека, становление
творческой личности, не обходимо й общест ву для
решения профессиональных и личных задач
оптимальным способом.
Исследователи этой проблемы считают, что
человеку свойственно конструировать и создавать
свои слова или же сочетания слов. Только начиная
осваивать родной язык, ребёнок уж е пробуе т
экспер иментировать со словами, создавая
собственные и познавая через словотворчество
законы языка и развивая свои лингвокреативных
способности. Языковая игра, игра со значениями
слов, их смыслами не представляет трудностей для
большинства носител ей языка . Но при изучении
иностранного языка это начинает казаться
невозможным по причине боязни ошибок. Между
тем, освоение языковой игры на иностранном языке
способствует не только развитию
лингвокреативных способностей, но и раск рывает
творчество учащих ся, попо лняет сл оварного
запаса, побуждает проводить опыты по
составлению собственных слов и высказываний на
изучаемом языке, помогает осознать
типологические особенности языковых средств,
снимает страх ошибо к. Помимо этого, языкова я
игра подталкивает школ ьников г оворить на
иностранном языке по собственному желанию, а не
в рамках упражнения, что зачастую трудно
добиться другими средствами.
Языковое творчество в жизни человека
начинается уже с первых слов. Мале нькие дети
активно преоб разовывают языковые един ицы,
изу чая язык и тренируясь в нём. Постепенно по
мере набора опыта, языковое творчество
становится более уверенным. Творчество как
процесс привлекает внимание многих
исследователей, поэтому изучение этого я вления
проводится как в психологии, педагогике,
психофиз иологии, так и в лингвистике. Чаще всего
вместо термина творчества используется понятие
креативность.
Определение понятия креативности
отличаются многоаспектностью и разнообразием.
Так, Е.П. Ильин отн осит креативность к
диве ргентному мышлению. Под диверген тным
мыш лением понимается способность к поиску
новых, альтернативных вариантов решения
ситуаций и проблем. Отсюда выводится
определение креативности, которая способствует
нахождению решения проблемы п орой самым
неожиданным, оригинальным, непривычны м
способ ом. При этом, количество вариантов
решения не ограничивается, и из них выбирается
самый оптимальный и эффективный [8, с. 179].
Разделяя точку зрения Е.П. Ильина на
понимание креативности, В.В. Мороз расширяет
это определени е путём введения в креат ивность
способно стей человека, интеллектуальных и
личностных. Именно наличие этих способностей,
по мнению исследователя, даёт возможность
нетрадиционного разрешения проблем
оригинальным способом [12, с. 98].
Креативность в лингвисти ческой области
выражаетс я в ориг инальном использовании
языковых средств и вообще языка. Появление
языкового творчества при общении практически
неизбежно. Игра со значениями слов,
трансформация и преобразование языка является
одним и з неотъемлемых компонент ов
коммуникации. Так поя вляется понятие

22 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
лингвистической креативности, или
лингвокреативности.
Лингвисты относят лингвокреативность к
способностям. Так, А.В. Галкина отмечает, что
личность, обладающая лингвокреативностью,
становится способна использовать о ригинальные и
нестандартные приё мы для выражения своих
мыслей [5 , с. 161].
Обязательным услови ем успешности в
лингвокреативности является знание системы
языка, понимания его законов. Тогда становится
возможным проводить преобразования языковых
единиц или создавать новые. В основном, это т
процесс направлен на достижени е определённого
эффекта, зачастую комического, или привлечения
внимания. Это явление получило название
языковой игры [1, с. 20].
Изначально термин «языковая игра» впервые
был использован Л.С. Витгенштейном. По его
мнению, яз ыковая игра представляет собой одно
целое, в то время, как речевая деятельность
является общностью языковой игры, где язык и
действия тесно переплетены между собой [3, с. 79].
Т.В. Матеева указывала, что языковая игра
предст авляет собой речевое поведение, основная
цель ко торого заключается в достижении
дополнительных эффектов коммуникантов, в
основном, чтобы развлечь или позабавиться. В
языковой игре используемые языковые средства
контекстно преобразовываются. В результате
осознанного вывода слов за пределы их
привычного использования и п роведённых с ним и
преобразований, на речевого партнёра
производится усиленное воздействие за счёт
достижения эффекта необычности. Как правило,
это воздействие характеризуется либо как
комическ ое, либо как эстетическое. Но не льзя
говорить только о творчеств е со стороны
воз действующего, отмечает автор. Игра
предполагает обоюдные действия, тому, на кого
воздействуют, необходимо понять
трансформированные языковые единицы,
расшифровать их, поэтому я зыковая игра является
творчество м обеих речевых партнёров [11, с . 411].
Исследов атель феномена языковой игры Т.А.
Гридина, определяет языковую игру как форму
лингвокреативной деятельности, связанной с
преднамеренным нарушением языковых и речевых
норм и нап равленной на выполнение определе нной
функции [6, с. 116].
А.П. Скороводников, с корее разделяет мнение
Т.В. Матвеевой. Согласно его исследованиям,
языковая игра - это «творческое, нестандартное
(неканоническое, отклоняющееся от
языковой/речевой, в том числ е -стилистической,
речеповеденче ской, логической нормы)
использо вание любых язык овых единиц и/или
категорий для создания остроумных высказываний,
в том числе - комического характера» [15, с. 802].
В трудах В.И. Шаховского используется
термин «варьирование» по ношению к языковой
игре вмес те «отклонение или нарушени е нормы».
Автор писал о том, что языковая игра не
представляет собой нарушения языковых и
речевых норм. По его мнению, она является
результатом их оригинального, нестандартного
варьирования на базе креативной компетенции
коммуник антов в определенном эмотивном
дискурсе [16, с. 367].
С.Ж. Нухов выделяет комический эффект,
возникающий в результате языковой игры,
которую он определяет как форму речевого
поведения, выражающуюся в способности к
проявлению в речи остроумия. Он также обра щает
внимание на креативность по лучателя речи,
которому надо оценить игру и отгадать
лингвистическую задачу, кажущуюся
неразрешимой на первый взгляд [13, с. 36].
Исследователи, изучающие сущность
языковой игры, отмечают, что побуждением к ней
могут стать р азные коммуникативные мотивы. Так,
Е.А. Земская в качестве такого мотива выделила
«стремление пошутить, не быть скучным»,
проявляемое в формах острословия и балагурства
[9, с. 179].
По мнению В.З. Санникова, говорящего
мотив ирует на языковую игру стремлени е обновить
имеющиеся готовые номинативные единиц ы путём
языкотворчества [14, с. 102].
А.А. Сковородников обращает внимание на
потребность эмоционального самовыражения и
усиления экспрессии речевого воздействия через
языковую игру [15, с. 798].
Стремлением к языковому
экспериментированию объясняет феноме н
языковой игры Т.А. Гридина. По её мнению, тем
самым говорящий как бы проверяет границы
нормы, потенционал языковой системы [6, с. 120].
Важным при изучении языковой игры явля ется
различение собственно языко вой иг ры и языковой
ошибки. На этом концентрируе т внимание А.А.
Бернацкая. Языковые ошибки, по её мнению,
являются следствием недостаточного уровня
владения языком, в то время, как языковая игра:
«…в самом широком смысле стр оится не на
нарушении «норм язык а», а на снятии временных
ограни чений, накладыва емых действующими
нормами на употребление тех или иных системно
оправданных форм, конструкций в их
соотнесенности с планом содержания» [2, с. 40].
Согласно Н.В. Данилевской в к ачестве для
разделения языков ой игр ы и языковой ошибки
следует использовать уров ень языковой
компетенции человека. Она отмечает, что в случае
языковой ошибки человек нарушает нормы и
правила по незнанию, не отдавая себе отчёт в своих
речевых действиях. В т о же время, нарушение норм
в язы ковой игре всегда преднамеренно. Без знания
сист емных связей в языке, без учёта жанровой
специфики речепроизводства невозможно
совершать языковую игру [7, с. 658].
Но, несмотря на кажущуюся лёгкость в
различении этих двух си туаций – игры и ошибки,
не всегд а удаётся сразу разделить их . В.И.
Шаховский ука зывал, что языковая игра должна
быть понятна всем участникам коммуникативного

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 23
воздействия. Автор называл в качестве
обязательного условия такого понимания наличие
«эмоционально го интеллекта» и «эмотивной
комп етенции» [16, c. 253].
Нельзя не отметить такое явление в языке,
когда языковая ошибка постепенно переходит в
разряд языковой игры. Об этом можно говорить в
том случае, когда ошибка делается преднамеренно
и представляет собо й употребление нестандартных
фор м в качестве языковой игры. В эт ом случае
стоит говорить не о недостатке компетенции
говорящего, которая приводит к ошибкам, а к
намеренному нарушению речевой нормы
окказионального характера.
Языковая игра имеет несколько фу нкций. В.З.
Санников выделил так ие, как:
− языкотворческая, направленная на
обогащ ение языка путём создания новых форм;
− развлекательная;
− маскировочная, когда языковая игра
затевается с целью передать собеседнику то, что в
силу разных причин нельзя сообщить напрямую
[14, с.162].
В.И. Шахо вский к э тим функциям также
добавил ещё две:
− оце ночную;
− функцию воздействия [16, с. 327].
Исследователи языковой игры
классифицируют её приёмы по -разному и на основе
разных принципов. Можно выделить следующие
авторские класс ификации приёмов языковой игры.
1. Классификация В.З. Санникова. Автор
исследует языковую игру преимущественно с
точки зрения юмористического, включая сюда
каламбуры, фольклорный юмор и художественные
тексты. И практически не использует примеры из
разговор ной речи. Классификация В.З. Сан никова
составлена с учётом струк турно -семантичес кого
принципа и системности языковых единиц [14, с.
291].
2. Классификация Е.А. Земской, М.В.
Кайгородовой и Н.И. Розановой. Исследователи
классифицируют приёмы языковой игры, исходя из
принципа девиантности, отклонения от нормы и
выделяют в качестве основных стилистические
приемы [10, с. 210].
3. Классификация Ю.О. Коноваловой. Автор
использует в качестве основы принцип выбора -
построения. Ею выделяются такие приёмы,
которые обл адают необычной формой; необычно й
формой и значением; основанные на
стилистическом контрасте [10, с. 113].
Языковая игра представляет собой вид игры и
потому имеет все её признаки, а именно:
1) наличие участников игры – производителя и
получателя речи;
2) наличие игрового материала – язы ковых
средств, используемых прои зводителем и
воспринимаемых получателем речи;
3) наличие условий игры;
4) знакомство участников с условиями игры;
5) поведение участников, соответствующее
условиям и правилам игры [4, с. 942 ].
Таким образом, языковая игра как явление
изучается разли чными исследователями. Из них
наиболее известными являются Т.А. Грудинина,
О.Ю. Коновалова, В.З. Санников, А.П.
Сковородников и др. Обобщение определений
языковой игры позволяет определить её как
преднамеренное нарушение языковы х и речевых
норм, основная цель пр и этом направлена на
достижение определённого эффекта, комического
или эстетического. Языковая игра отличается от
языковой ошибки, так как ошибка совершается
неосознанно, в силу низкого уров ня языковой
компетентности, а яз ыковая игра показывает
знание го ворящим системы языковых явлений и
взаимосвязей. Выделяют такие функции языковой
игры, как языкотворческая, развлекательная,
маскировочная, оценочная и функция воздействия.
Приёмы языковой игр ы могут классифицироваться
по -разному в зависимости от принципов , на
которые опирается классификация.

Литература:
1. Базелевич, В.Б. Языковая игра как форма
проявление лингвистической креативности [Текст]
/ В.Б. Базелевич // Филологические науки. Вопросы
теории и практики. – 2015. – №8 (5 0) – С. 20 -22.
2. Бернацкая, А.А. Креативность в языке и с
языком: к онтологическим осн ованиям языковой
игры [Текст] / А.А. Бернацкая // Игра как прием
текстопорождения: коллективная монография. –
Красноярск, 2010. – С. 34 –43.
3. Витгенштейн, Л.С. Философские
исследования [Текст] / Л.С. Витген штейн // Новое в
зарубежной лингвистике. – М., 1985. – С. 79 -128.
4. Волкова, Е.В. Языковая игра как лексико -
стилистический прием [Текст] / Е.В. Волкова //
Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 94 1-942.
5. Галкина, А.В. Овладение лин гвистической
креативностью в контексте овладения
иностранным языком [Текст] / А.В. Г алкина //
Вестник Тамбовского университета. – 2011. – № 10
(102). – С. 158 -164.
6. Гарднер, Г. Структура разума: теория
множественного интелл екта [Текст] / Г. Гарднер;
пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Ви льямс», 2007. – 512
с.
7. Гридина, Т.А. Языковая игра: стереоти п и
творчество [Текст] / Т.А. Гридина. – Екатеринбург:
Изд -во УГПУ, 1996. – 225 с.
8. Данилевская, Н.В. Языковая игра [Текст] /
Н.В. Данилевс кая // Стилистический
энциклопедич еский словарь русског о языка / под
ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта; Наука, 2006. – С.
657 -658.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества,
креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. –
СПб.: Питер, 2011. – 390 с.
10. Земская, Е.А., Китайгородска я, М.В.,
Розанова, Н .И. Языковая игра [Т екст] / Е.А.
Земская, М.В. Кайгородова, Н.И. Розанова //
Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология.
Лексика. Жест. – М.: Наука, 1983. – С. 172 -214.

24 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
11. Коновалова, О.Ю. Языковая игра в
современной русс кой разговорной речи:
монография [ Текст] / О.Ю. К оновалова. -
Владивосток: Изд -во ВГУЭС, 2008. – 196 с.
12. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский
язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст]
/ Т.В. Матвеева. – М.: Алгоритм. 2003. – 432 с.
13. Мороз, В.В. Ра звитие креатив ности
студентов: мон ография [Текст] / В. В. Мороз. –
Оренбург: ОГУ, 2011. – 183 с.
14. Нухов, С .Ж. Языковая игра в
словообразовании (на материале лексики
английского языка) [Текст]: автореф. дис. ... д -ра
филол. наук: 10.02.04 / С.Ж. Нухов; Москов ский
государственный педагогически й университет. –
М., 1997. – 39 с.
15. Санников, В.З. Русский язык в зерка ле
языковой игры [Текст] / В.З. Санников. – М.: Языки
славянской культуры, 2002. – 552 с.
16. Сковородников, А.П. Языковая игра
[Текст] / А.П. Сковородников // Культура русской
речи: Энцикл. словарь -справочник / под ре д. Л.Ю.
Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др.
– М., 2003. – С. 796 -803.
17. Шаховский, В. И. Лингвистическая теория
эмоций: монография [Текст] / В.И. Шаховский. –
М.: Гнозис, 2008. – 414 с.
18. Данилевская Н. В. Языковая игра //
Стилистический энциклопедич еский словарь
русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.:
Флинта; Наука, 2006. С. 657 -658.
19. Ильин Е. П. Психология творчества,
креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 390
с.
20. Мороз В. В. Развитие к реативности
студентов: монография. Оренбург: ОГУ, 2011. 183 с.
21. Санников В. З. Русский язык в зеркале
языковой игры. М.: Языки славянской культуры,
2002. 552 с.
22. Шаховский В. И. Лингвистическая теория
эмоций: монография. М.: Гнозис, 2008. 414 с.
23. Ханпира Э.И. Окказиональные элемен ты в
современной речи // Стилистич еские исследования.
– М.: Наука, 197 2. – 245 -317 c.

Научный руководитель:
В.В. КАРНЮШИНА , к.филол.н., доцент кафедры
лингвистического образования и межкультурной
коммуникации БУ «Сургутск ий государственный
педагогический университет»

СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К УСТРОЙСТВУ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ

Черникова Нина Александровна
кандидат пед. наук, доцент
Волгоградский государственный
социально -педагогический университет
г. Волгоград
Шубина А нна Серг еевна
кандидат психол. н аук, доцент
Волгоградский государственный
социально -педагогический университет
г. Волгоград

CONTENT OF THE CHILD'S TRAINING TO BE PLACED IN A SUBSTITUTE FAMILY

Chernikova Nina
candidate of pedagogical sciences, associate professor
Volgograd state social and pedagogical University
Volgograd
Shubina Anna
candidate of psychological sciences, associate professor
Volgograd state social and pedagogical University
Volgograd
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.1.59.288
Аннотация
Статья посвящена проблеме подготовки воспитанн иков интернатных учреждений к ж изни в
приемной семье. Рассмотрены содержательные и организационные аспекты программы подготовки.
Приведены критерии оценки эффективности реализации программы.
Abstract
The article is devoted to the problem of preparing board ing school children for life in a foster family. The
content and organizational aspects of the training program are considered. Criteria for evaluating the effectiveness
of the program are given.
Ключевые слова: детский дом, приемная семья, подготовка ребе нка к жизни в приемной семье.
Keywords: children's home, foster family, preparing a child for life in a foster family.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×