40 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНИМАЦИЯ КАК ВИД КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Волкова Ирина Алексеевна
старший преподаватель
Нижегородский государственный
инженерно -экономический университет
р.п.Воротынец
ANIMATION AS A TYPE OF CULT URAL AND LEI SURE ACTIVITY
Irina Volkova
senior teacher
Nizhny Novgorod state University
of engineering and Economics
r. p.Vorotynets
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается анимационная деятельность как средство формирования праздников.
ANNOTATION
The articl e considers anima tion activity as a means of forming holidays.
Ключевые слова: анимация, анимационная деятельность, аниматор, анимационные программы.
Keywords: animation, animation activities, animator, animation programs.
Современное общество в ходе поли тиче ских,
социал ьно -экономических и культурных
преобразований остро нуждается в новых формах
досуга. Анимация - одно из новых направлений
досуговой деятельности. Понятие "анимация"
имеет латинское происхождение и означает
вдохновение, стимулирование жи знен ных сил,
вовлече ние в деятельность. "Термин" анимация "
впервые появился во Франции в начале ХХ века в
связи с введением закона о создании различных
объединений и трактовался как деятельность,
направленная на возобновление и повышение
живого интереса к кул ьтур е и ху дожест венному
творчеству» [2, с. 14].
Досуг - это часть повседневной культуры
общества и человека, поэтому виды и формы
свободного времени достаточно четко описывают
эпоху в целом, ее большие и малые сообщества и
отдельных представителей. Вы м ожет е по тратит ь
свое свободное время на посещение спектакля,
концерта или чтение книги. [7,с. 6].
Современная анимация определяется как
формула «Трех D»: delassiment (расслабление),
divertissement (развлечение), development
(развитие). Иными словами, целью ани мато рской
деятел ьности является сопровождения отдыха
человека от физического восстановления
(расслабление) через переживание радости и
удовольствия (развлечение) к удовлетворению
потребностей творческой созидательной
деятельности (развитие) [8].
Анимац ионн ая д еятель ность рассматривается
как средство формирования масштабных и малых
праздников. Как отмечают ученые, анимация
отображает состояние духовного мира человека,
его "можно считать одним из бытийствующих в
определенном временном выражении", это форм а
экзист енциал ьного существования человека.
Разница между праздниками и буднями
заключается не только в наличии или отсутствии
работы, суть праздника как самостоятельного,
оригинального, исключительного явления
заключается также в особом эмоциональном
наст рое его участн иков. Атмосфера веселья,
творчества, утилитарных игр и других форм
деятельности не может быть удалена из праздника,
потому что в этом случае он теряет свой смысл. При
организации различных анимационных программ
важно помнить, что смысл не сод ержи тся в сами х
собы тиях. Смысл анимации заключается в том, "в
какие отношения и с кем вступает игрок, какие
качества он приобретает, чему учится, чему учится
и что открывает в себе, как он реабилитирует себя,
самовыражается" и так далее. В большинстве
слу чаев зад ача иг ры не мешает импровизации, в
ней совмещаются процессы познания, движения и
так далее, что позволяет говорить об
искусственном характере игровой деятельности [5].
Социокультурная анимация -это особый вид
социокультурной деятельности социальных груп п
и индиви дов, основанный на современных
технологиях (социально -педагогических,
психологических, культурно -творческих и др.)
которые обеспечивают преодоление социального и
культурного отчуждения. Социокультурная
анимация является одной из от носительно моло дых
отрасл ей пр икладной социальной психологии и
педагогики, которую все чаще называют
педагогикой социально -культурной деятельности.
Технологии социокультурной анимации
предполагают в качестве основных методов
"оживления" и "одухотворения" о тношений между
людьми шир окое использование общественных
духовно -культурных ценностей, традиционных
видов и жанров художественного творчества,
обеспечивающих индивиду условия для включения
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 41
в творческую, оздоровительную, образовательную,
развлекательную и д ругие виды соци ально -
куль турно й деятельности. Являясь элементом
культурно -досуговой деятельности, анимация
представляет собой целостный процесс
взаимодействия аниматоров и потребителей
анимационных услуг в сфере досуга, основанный
на сочетании формального лидерства и
неф ормального лиде рства специалиста,
осуществляющего взаимодействие. В результате
такого взаимодействия удовлетворяются
релаксационно -оздоровительные, культурно -
образовательные, культурно -творческие
потребности и интересы участников этого
проце сса, создаются условия дл я фор мирования
социально активной личности, способной менять
окружающую действительность и самого себя в ней
[1].
Социокультурная анимационная деятельность
является одной из относительно молодых отраслей
социальной педагогики и соц иальной психоло гии,
котор ую вс е чаще обозначают как педагогику
социально -культурной деятельности [6].
Обобщая теоретические идеи анимации и опыт
организации социальнокультурной деятельности в
ряде зарубежных стран, один из ведущих
отечественных профессиона лов в сфере кул ьтурно -
дос угово й деятельности Е.Б. Мамбеков определяет
анимацию как часть культурной и воспитательной
системы общества, которая может быть
представлена в виде особой модели организации
социокультурной деятельности:
– как комплекс элементов, находящихся в
непрерывных отн ошениях;
– как совокупность занятий, видов
деятельности и отношений, которые отвечают
интересам, проявляемым личностью в ее
культурной жизни и особенно в ее свободное
время;
– как необычная социально -педагогическая
система, в которой главн ую роль занимают
аниматоры, профессиональные или начинающие,
обладающие специальной подготовкой, которые
пользуются методами активной педагогики.
Подобное детально определение в целом
правосудно отражает специфику, а также, из чего
состоит анимационная де ятельность, которая
проявляет себя на уровне организации,
деятельности и технологии. Вместе с этим не
нужно ограничивать сущность и специфику такого
явления только внешними проявлениями, так как
важная часть анимации – это ее мировоззренческ ий
потенциал. С амо понятие 8 «анимация» дает
возможность, с одной стороны, довольно точно
описывать цели социокультурной деятельности,
выявлять ее объединяющий характер, а с другой
стороны – означать внутренний подход
взаимоотношений субъектов педагогическ ого
процесса.
Анимация имеет характерные черты:
1. осуществляется в свободное время;
2. отличается свободой выбора,
добровольностью, активностью, инициативой как
одного человека, так и различных социальных
групп;
3. обусловлена национальными,
религиозными, регион альными особенн остями и
традициями;
4. характеризуется многообразием видов на
базе различных интересов взрослых, молодежи и
детей;
5. отличается глубокой личностностью;
6. носит гуманистический,
культурологический, развивающий,
оздоровительный и воспитательный х арактер [5].
На рисунке 1 рассмотрим структуру
реализации анимационного продукта.
Рисунок 1. -Структура реализации анимационного продукта
Создание анимационных программ - это
необычное занятие, поэтому подготовка
высококвалифицированных анима торов являе тся
главной задачей. Аниматор занимается
формированием коллективных и индивидуальных
программ проведения свободного времени,
направляет турист ов в различные его виды,
организует им полноценный отдых, который
является не только средством избавлен ия от
накоп ивше йся усталости, но и средством
избавления от негативных сторон повседневной
жизни. Профессиональный аниматор должен
обладать такими важными качествами, как высокая
коммуникативная культура, коммуникабельность,
организаторские способности, уме ние работат ь с
людьми, компетентность, изобретательность,
нестандартное мышление, воображение,
лидерство.
Таким образом, анимационные программы
разраба тываются профессионалами для
развлечения гостей, восстановления (рекреации) их
здоровья и психического состояния. Н о в се же одна
и та же анимационная программа может вызвать у
одних людей положительные эмоции, а у других -
совсем отрицательные. Процесс восп риятия
предлагаемых анимационных программ зависит от
Аниматор Турист Эффект, результат
Средств а
воздействия
Стимулирование
активности
42 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
нескольких факторов, которые представлены на
рис. 1.
Рисун ок 2. - Факторы, влияющие на восприятие анимационной программы
Именно поэтому важно заранее изучить
потребителей этих услуг, иметь в наличии
несколько различных видов программ и
мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы
потребителей.
Общая ан имационн ая прог рамма разработана
таким образом, чтобы спортивные и
развлекательные элементы были разнообразны по
форме, интересны потребителям, а в
орган изованных мероприятиях участвовало как
можно больше людей.
В туристическом терминологическом словаре
анимационн ый серв ис определяется как анимация
развлекательных, рекреационных и досуговых
программ для туристов. Анимация - это
деятельность по разработке и реализации
специальных программ для проведения свободного
времени, организации развлекательных и
спорт ивных ме роприят ий.
В последнее время все больше туристических
компаний стали заниматься организацией
анимационных услуг. Анимация в туризме
рассматривает ся как деятельность по разработке,
созданию, формированию и предоставлению
развлекательных программ для проведе ния дос уга.
Анимационные программы включают конкурсы,
спортивные игры, карнавалы, хобби и
мероприятия, относящиеся к сфере духовных
интересов.
Уп равление анимацией в образовательном
учреждении рассматривается как процесс
целенаправленного воздейств ия управ ляющей
подсистемы или органа управления на
управляемую подсистему или объект управления с
целью обеспечения его эффективного
функционирования. Су щность управления
раскрывается через понимание его предназначения,
которое заключается в поддержании ус тойчивос ти
упра вляемого объекта, его упорядоченности,
обеспечении его функционирования и развития.
Поскольку управление призвано обеспечить
эффективное ф ункционирование управляемой
подсистемы, оно направлено на создание
благоприятных внешних и внутренних у словий д ля
эффе ктивной совместной деятельности людей, а
также на формирование целеустремленности и
организации этой деятельности. В то же время
управляющ ее воздействие должно быть не
энергетически мощным, а правильно
организованным: слабые, но правильно
ор ганизова нные во здействия более эффективны.
Управление анимационной деятельностью - это
действие постепенно, основанное на собственных
формах воспитания, собственных силах,
способностях, потенциях. Это стимулирующее
действие, основная проблема которого закл ючается
в том, как подтолкнуть всю систему с небольшим
воздействием к одному из своих собственных и
благоприятных для субъекта путей развития, как
обеспе чить самоуправляемое и
самоподдерживающееся развитие, сделав его
творческим, превратив его в поле, гене рирующее
искры инноваций. Рассматривая управление
анимационной деятельностью в образовательном
учреждении, нужно помнить, что оно предполагает
" обязател ьное привлечение всех участников
образования к активному проявлению
собственного субъективного я в упра вленческ ой
деят ельности и в управленческом взаимодействии с
партнерами». Г. Н. Сериков предполагает, что без
активной управленческой деятельности учащихс я и
каждого педагога управление досуговой
деятельностью учащихся в образовательном
учреждении не может быть пол ноценны м. В любом
управленческом решении на первом плане должен
быть ребенок, его интересы, способности и
Возраст
Уровень
образованности
Пол
Этническая
принадлежность
Моральное
состояние,
на момент
реализации
программы
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 43
возможности. Необходимо формировать у п едагога
умение всегда и во всех обстоятельствах видеть
ребенка, учитывать, как педагогический процесс
влияет на ученик а, на отношения учителя с детьми.
Нужно научиться понимать, что ребенок – человек,
а не просто ученик [4].
Известный французский социолог Ж.
Дюмазедье выделяет четыре функциональных
характеристики социокультурной анимационной
деятельности (в прямом перевод е) [3, с. 83]:
1. Специфический социальный контроль
свободного времени, способствующего
максимальному выражению внутреннего «я»
личности ( праздность -- мать всех пороков).
2. Ограничение и направление рынка
потребительства, на котором реализ уются де лания
личности (вытекает из тезиса: творчество -- это
отдача, а не потребительство).
3. Установление равновесия между
досуговыми запросами личнос ти или коллектива и
их социально -профессиональной деятельностью
(делу время, потехе час).
4. Социальный контрол ь, напр авленный на
неформальное образование личности, ее
самообразование.
Что касается собственно цели
социокультурной анимационной деятельности, то
ее можно обозначить как «оживление»,
«одухотворение» межличностных и межгрупповых
социальных отноше ний, вос становл ение
смысложизненных ориентаций личности
средствами культурно - досуговой деятельности.
При этом основными задачами этой деят ельности
можно считать:
- преодоление личностных тенденций к
социальной дезинтеграции;
- профилактика социальных отк лонений
(наприм ер, девиантного поведения подростков,
наркомании, алкоголизма, суицида и др.);
- реабилитация критических состояний
личности;
- помощь в творческой самореализации
личности.
Считается, что для решения этих задач в
социокультурной анимационной деятель ности
выделяются три взаимосвязанных процесса:
1) процесс создания условий для раскрытия
личности или группы;
2) процесс установления межличностных
отношений;
3) процесс творчества как решение проблем в
окружающем мире.
Анализ исследований проблема тики
сов ременно й социально -культурной деятельности
показывает, что у нее есть научное и, можно
сказать, вполне конкретное методол огическое
основание [6, с. 34].
Список литература:
1.Асанова И.М. Организация культурно -
досуговой деятельности : учебник для с туд.
уч реждений высш. проф. образования /
И.М.Асанова, С. О. Дерябина, В.В.Игнатьева. — 3-
е изд., стер. — М. : Издательский центр
«Академия», 2013. — 192 с.
2.Драгтчевич -Шешич М. Культура / М.
Драгтчевич -Шешич, Б. Стойкович. – Новосибирск,
2000. – С. 14.
3.Дюмаз едье Ж. На пути к цивилизации досуга
// Вестник МГУ. Серия 12. Социально -
политические исследования. - 2008. - № 1. - С. 83 .
4.Журавлева М.М., Анимация в рекреации и
туристской деятельности: курс лекций. Иркутск:
ООО «Мегапринт», 2011 – 135с.
5.Курил о Л. В. Теория и практика анимации :
Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации
:учебное пособие / Л. В. Курило. – М. : Совет ский
спорт, 2006. – 195 с.
6.Никитский М.В. Теоретические и
исторические аспекты современной
социокультурной анимационной деяте льности //
Вест ник ПСТГУ IV : Педагогика. Психология. 2008.
Вып. 3 (10). - С. 28 - 36.
7.Учебно -методическое пособие по
дисциплине (модулю) практикум «Социально -
культурная анимация» / сост. С. В. Явон. –
Тольятти : Изд -во ПВГУС, 2018. – 32 с.
8.Шульга И.И. Педагог ическая анимация как
социокультурный и психолого -педагогический
феномен // Педагогическое образование и наука. -
2008. - № 2. - С. 55 - 59.