Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ (23-25)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/08/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 57, Том: 2, Страницы в выпуске: 23-25
Автор: Мартынова Елена Александровна
доктор пед. наук, профессор , Челябинский государственный университет, Челябинск
Автор: Голованова Вероника Андреевна
бакалавр , Челябинский государственный университет , Челябинск
Анотация: Цель работы состоит в обосновании организационно-педагогических и психологических условий повышения эффективности процесса формирования иноязычных способностей детей, обучающихся в младших классах. На основании теоретического анализа, практического опыта, корреляционного исследования выделены психологические детерминанты, взаимосвязанные с иноязычными способностями - умственная активность, эмоциональность и мотивация достижения успеха. С использованием методик, направленных на развитие этих психологических детерминант, разработана эффективная программа формирования иноязычных способностей.
Ключевые слова: иноязычные способности; общеобразовательная школа; младшие классы; психологические детерминанты;
Данные для цитирования: Голованова Вероника Андреевна . ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ (23-25). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/08/10; 57(2):23-25

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1.Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам М.: Просвещение, 1965. 227 c. 2. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагоги, 1992. 160 c. 3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. С/Пб.: Питер, 2015. 705 с. 4. Рыжов В.В., Бурова И.В., Федосеева О.И. Построение когнитивной модели иноязычных способностей студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. Режим доступа: URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=22589 (дата обращения: 23.07.2020). 5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 22.07.2020).
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 23
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТ НЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ

Мартынова Елена Александр овна
доктор пед. наук, профессор
Челябинский госуда рственный университет
г. Челябинск
Голованова Вероника Андреевна
бакалавр
Челябинский государственный университет
г. Челябинск

FORMATION OF THE JU NIOR PUPILS LANGUAGE ABILITIES BASED ON THE
DEVELOPMENT O F PERSONAL PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS

-

АННОТАЦИЯ
Цель работы состоит в обосновании организационно -педагогических и психологических условий
повышения эффективности процесса формирования иноязычных способностей детей, обучающихся в
младших классах. На осн овании теоретического анализа, практическо го опыта, корреляционного
исследования выделены психологические детерминанты, взаимосвязанные с иноязычными способностями
- умственная активность, эмоциональность и мотивация достижения успеха. С использованием мет одик,
направленных на развитие этих психол огических детерминант, разработана эффективная программа
формирования иноязычных способностей.
ABSTRACT
The article is aimed at justification the organizational, pedagogical and psychological conditions that incre ase
the effectiveness of the process of forming ch ildrens foreign -language abilities in primary school. Based on
theoretical analysis, practical experience, and correlation research, psychological determinants related to foreign
language abilities are iden tified: mental activity, emotionality, a nd motivat ion to achieve success. Using methods
aimed at developing these psychological determinants, an effective program for the formation of foreign language
abilities has been developed.
Ключевые слова: иноязычные способности; общеобразовательная школа; младшие классы;
психологические детерминанты.
Keywords: foreign -language abilities; secondary school; younger groups; psychological determinants.

Изучение иностранного языка в начальной
шк оле направлено на развитие личности
школьн ика, формирование его речевых,
коммуникативных и культуроведческих навыков.
Все это непосредственно связано с развитием
иноязычных способностей. К основным
результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования
предметной области «Иностранный язык»
относятся приобретение начальных навыков
общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, освоение правил
речевого и неречевого поведения, освоение
начальных лингвистич еских представлений,
необходимых для овладения на элементарном
уровне устной и письменной речью на иностранном
языке, формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в
других стр анах, с детским фольклором и
доступными образцами детской литературы [5].
В р аботе В.В. Рыжова, И.В. Буровой,
О.И. Федосеевой под иноязычными способностями
понимается «система индивидуальных
психофизиологических, психологических,
нравственно -духовных особе нн остей человека,
обеспечивающих успешность овладения и
использования иных яз ыков как средства общения,
понимания и взаимопонимания, связанных с
легкостью, гибкостью, динамикой и радостью
овладения языком, а также его применения в
иноязычной коммуникации» [4, С.2].
Данная работа рассматривает педагогический
процесс формирования ин оязычных способностей
у детей, обучающихся в младших классах школы,
который существенно отличается от подобного
процесса в более позднем возрастном периоде.
Дети в возрасте семи – одиннадцати лет зачастую
не осознают или осознают не в полной мере
необходим ость изучения иностранного языка. В
отличие от взрослых людей, которые могут
задействовать свои способности сознательно, ставя
перед собой конкретные цели и достигая их,
школьники используют иноязычные способности
интуитивно, отрывочно, а могут и вовсе не видеть
необходимости в этом. Следует учитывать также
недостаточную развитость иноязычных
способностей в связи с небольшим социальным и
коммуникативным опытом. Не всегда имеющиеся
знания грамматических основ лингвистики языка
соответствуют реальному уровню их
практического применения в быту, дома, в школе.

24 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Теоретические наработки и практический
педагогический опыт ясно указывают на то, что
формирование иноязычных способностей младши х
школьников должно происходить в
психологически комфортных и адекватных
особ енностям данного возраста детей психолого -
педагогических условиях образовательного
процесса. Авторы в данной работе выделяют и
исследуют две группы таких условий.
Первое условие – организационно -
педа гогического характера, позволяет определить
ведущий вид д еятельности при формировании
иноязычных способностей. Уже отмечалась
невозможность младших школьников долго
заниматься монотонной деятельностью, дети
начинают отвлекаться, переклю чать свое внимание
на другие предметы, им необходима частая смена
видов деяте льности во время занятий. Поэтому для
формирования иноязычных способностей следует
использовать такой комплекс форм, методов и
приемов, которые будут учитывать возрастные
особенно сти их поведения, чтобы способствовать
эффективному и поэтапному формированию
знаний, практических умений и навыков
школьников. К таким методам относятся,
например, активная работа с текстом, с
иллюстрациями; интерактивная работа с
видеофильмами, другие ин терактивные методы;
выполнение коммуникативных заданий,
направленных на форми рование навыков
построения логической монологической речи,
ведение диалога, работа в команде; обучение
навыкам поиска необходимой информации. Также
следует учитывать такую особенн ость младших
школьников как склонность к игре. В условиях
игровых отношений р ебенок добровольно
упражняется, осваивает нормативное поведение.
Важно, что в играх, более чем где -либо, от ребенка
требуется умение соблюдать правила, считаться с
другими, он пол уч ает уроки справедливых
равноправных отношений.
Второе условие – это услови е
психологического характера. Оно определяет
психологическую основу для построения более
эффективной методики формирования иноязычных
способностей детей, будучи сориентированным н а
развитие необходимых психологических
личностных детерминант, взаимосвязанны х с
этими способностями.
Идея связи психологии с методикой
преподавания иностранных языков была основой
концепции Б.В. Беляева. Решение психологических
проблем обучения иностранн ым языкам позволяет
решить основной вопрос методики: как надо
строить учебный процесс, чтобы достичь
эффективного владения иностранным языком.
Психология находится в основе методики
преподавания иностранных языков наряду с
другими науками, оказывая влияние на методы и
способы преподавания иностранных языков [1].
Придерживаясь этог о подхода, когда путь к
совершенствованию методики обучения
иностранным языкам связан с учетом
психологических закономерностей обучения,
авторы исследуют с позиции современной
нач альной школы (особенности развития детей,
условия и образовательные возможнос ти школы)
то, как именно должен протекать процесс
овладения иностранным языком и какие именно
методы, способы и приемы обучения должны
считаться при этом наилучшими.
Известно так же , что выделяют ся психические
познавательные процессы, составляющие «ядро»
способностей, которые способствуют овладению
учебным предметом [3]. Такие общие факторы, как
способности к выполняемой деятельности,
умственная активность, учебная мотивация,
волев ые качества личности, эмоциональность,
являются предметом исследования в рабо тах
многих отечественных психологов, изучавших
проблемы психической детерминации успешности
учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Л.
Гальперин, И.А. Зимняя, В.Л. Крутецкий, Н.С.
Лейтес, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Н.
Теплов и др.). В ряде работ подче ркивается, что
такая важная детерминанта, как адекватная учебная
мотивация, у младших школьников по отношению
к иностранному языку как к учебному предмету
обычно выражена недостат оч но [2]. Её
формирование в учебном процессе по отношению к
иностранному язык у находится в прямой
зависимости от положительного эмоционального
отношения и успеха учеников при овладении
иностранным языком. То же можно сказать о
волевых качествах личности де тей. В результате
младшие школьники при недостаточно развитых
психологических характеристиках (слабые волевые
качества, низкая мотивация, слабо выраженные
эмоции успеха и удовлетворения от овладения
иностранным языком) часто могут не справляться с
трудност ям и, возникающими в процессе его
усвоения.
В данной работе на основании теор етического
анализа и практического педагогического опыта
выделены такие психологические детерминанты
процесса формирования иноязычных способностей
младших школьников как умственна я активность,
эмо циональность и мотивация достижения успеха
(«ядро» способностей). Поставлена цель выявления
эффективности их влияния на формирование их
иноязычных способностей.
Умственная активность характеризуется как
умение логически мыслит ь и владеть т акими
различными мыслительными операциями, как
самостоятельное мышление и поисковая
активность, как умственная гибкость, умение
мобилизовать внимание и память, выразить мысли
разными способами, в том числе графическим,
пластическим, лингвистич еским.
Эмоц ио нальнос ть связывается с развитием
этических чувств, доброжелательностью и
эмоционально -нравственной отзывчивостью;
пониманием и сопереживанием чувствам других
людей; положительной установкой на изучение
языка, культуры, истории другого народ а.

Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 25
Учебная м отивация проя вляется в интересе к
новым знаниям, познавательной потребности,
желании получить одобрение, похвалу, хорошие
отметки, желанию действовать в команде
сверстников и на благо общей коллективной
деятельности.
Для подтверждения значимос ти выделенног о
авторами этого «ядра» способностей был
осуществлен корреляционный анализ Спирмена,
который позволил доказать и сформулировать
статистический выверенный вывод: существует
статистически достоверная взаимосвязь между
показателями иноязычных спо собностей и
показателями учебн ой мотивации,
эмоциональности, умственной активности.
Следовательно, для эффективного
формирования иноязычных способностей
учащихся младших классов в процессе изучения
иностранного языка необходимо создавать
выявленные и обосн ованные выше психолого -
педагог ические условия, развивая психологические
детерминанты, взаимосвязанные с иноязычными
способностями.
Одним из способов их формирования может
стать разработанная авторами программа, которая
способствует изучению младшими школь никами
иноязы чн ой коммуникации , стимулирует развитие
коммуникативной культуры, развивает
когнитивные и коммуникативно -речевые умения и
навыки.
К педагогическим задачам разработанной
программы для учащихся младших классов
относятся активизация метапознават ельного
потен ци ала, формирован ие иноязычных
способностей на основе развития основных
компонентов и детерминант иноязычных
способностей (интеллектуальный, волевой,
мотивационный, психофизиологический,
эмоциональный); обучение младших школьников
иноязычной к оммуникации с учетом возрастны х
особенностей, стимулирование развития их
коммуникативной культуры. При реализации
программы используется комплекс форм, методов
и приемов с учетом возрастных и психологических
особенностей детей данного возраста, которые
спо собствуют эфф ективному и поэта пному
формированию знаний, практических речевых
умений и навыков школьников. С этой целью
эффективно использовать игру как определяющий
в младшем школьном возрасте естественный вид
деятельности. Именно игровая деятельность
вкл ючена в прогр ам му развития ино язычных
способностей у младших школьников как один из
ведущих способов деятельности. При разработке
программы авторы опирались на следующие
методы формирования иноязычных способностей:
активная работа с текстом, коммуникативно е
задание, со ставление монолог а, активная работа с
иллюстрациями, интерактивная работа с
видеофильмом, интерактивная деловая игра,
коллективное творческое дело. Работа по
программе включает как первичную, так и
итоговую оценочную диагностику
сформированнос ти иноязычных способностей.
Разработанная программа помогает
формированию эмоционального интереса к новым
знаниям, положительной установки на изучение
языка, культуры и истории другого народа,
способствует успешному использованию
иностранного языка как средства общен ия и
взаимопоним ания, связанных с возможностью
общаться со сверстниками из других стран, в том
числе в различных современных социокультурных
международных кластерах, лагерях, летних школах
и в зарубежных поездках, развитие положительных
конструктивных эмоц ий , желанию стат ь успешным
в команде сверстников, а также развивает
нравственно -этические гуманитарные чувства.


Литература
1. Беляев, Б. В. Очерки по психологии
обучения иностранным языкам М.: Просвещение,
1965. 227 c.
2. Непомнящая, Н. И. Становление личности
ребёнк а 6 -7 лет. М.: Педагоги, 1992. 160 c.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей
психологии. С/Пб.: Питер, 2015. 705 с.
4. Рыжов В.В., Бурова И.В., Федосеева О.И.
Построение когнитивной модели иноязычных
способностей студентов // Современные пробле мы
науки и обра зования. 2015. № 2 -2. Режим доступа:
URL : http ://science -
education .ru/ru/article /view ?id=22589 (дата
обращения: 23.07.2020).
5.Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего
образования. Режим доступа: URL : https ://fgos.ru/
(дата о бращения: 22.07.2020).
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×