ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ (23-25)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/08/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
57,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
23-25
Автор:
Мартынова Елена Александровна
доктор пед. наук, профессор , Челябинский государственный университет, Челябинск
доктор пед. наук, профессор , Челябинский государственный университет, Челябинск
Автор:
Голованова Вероника Андреевна
бакалавр , Челябинский государственный университет , Челябинск
бакалавр , Челябинский государственный университет , Челябинск
Анотация: Цель работы состоит в обосновании организационно-педагогических и психологических условий повышения эффективности процесса формирования иноязычных способностей детей, обучающихся в младших классах. На основании теоретического анализа, практического опыта, корреляционного исследования выделены психологические детерминанты, взаимосвязанные с иноязычными способностями - умственная активность, эмоциональность и мотивация достижения успеха. С использованием методик, направленных на развитие этих психологических детерминант, разработана эффективная программа формирования иноязычных способностей.
Ключевые слова:
иноязычные способности;
общеобразовательная школа; младшие классы; психологические детерминанты;
Данные для цитирования: Голованова Вероника Андреевна . ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ (23-25). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Педагогических наук. 2020/08/10;
57(2):23-25
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1.Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам М.: Просвещение,
1965. 227 c.
2. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагоги, 1992. 160 c.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. С/Пб.: Питер, 2015. 705 с.
4. Рыжов В.В., Бурова И.В., Федосеева О.И. Построение когнитивной модели иноязычных способностей студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. Режим доступа:
URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=22589 (дата обращения: 23.07.2020).
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 22.07.2020).
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 23
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТ НЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ
Мартынова Елена Александр овна
доктор пед. наук, профессор
Челябинский госуда рственный университет
г. Челябинск
Голованова Вероника Андреевна
бакалавр
Челябинский государственный университет
г. Челябинск
FORMATION OF THE JU NIOR PUPILS LANGUAGE ABILITIES BASED ON THE
DEVELOPMENT O F PERSONAL PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS
-
АННОТАЦИЯ
Цель работы состоит в обосновании организационно -педагогических и психологических условий
повышения эффективности процесса формирования иноязычных способностей детей, обучающихся в
младших классах. На осн овании теоретического анализа, практическо го опыта, корреляционного
исследования выделены психологические детерминанты, взаимосвязанные с иноязычными способностями
- умственная активность, эмоциональность и мотивация достижения успеха. С использованием мет одик,
направленных на развитие этих психол огических детерминант, разработана эффективная программа
формирования иноязычных способностей.
ABSTRACT
The article is aimed at justification the organizational, pedagogical and psychological conditions that incre ase
the effectiveness of the process of forming ch ildrens foreign -language abilities in primary school. Based on
theoretical analysis, practical experience, and correlation research, psychological determinants related to foreign
language abilities are iden tified: mental activity, emotionality, a nd motivat ion to achieve success. Using methods
aimed at developing these psychological determinants, an effective program for the formation of foreign language
abilities has been developed.
Ключевые слова: иноязычные способности; общеобразовательная школа; младшие классы;
психологические детерминанты.
Keywords: foreign -language abilities; secondary school; younger groups; psychological determinants.
Изучение иностранного языка в начальной
шк оле направлено на развитие личности
школьн ика, формирование его речевых,
коммуникативных и культуроведческих навыков.
Все это непосредственно связано с развитием
иноязычных способностей. К основным
результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования
предметной области «Иностранный язык»
относятся приобретение начальных навыков
общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, освоение правил
речевого и неречевого поведения, освоение
начальных лингвистич еских представлений,
необходимых для овладения на элементарном
уровне устной и письменной речью на иностранном
языке, формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в
других стр анах, с детским фольклором и
доступными образцами детской литературы [5].
В р аботе В.В. Рыжова, И.В. Буровой,
О.И. Федосеевой под иноязычными способностями
понимается «система индивидуальных
психофизиологических, психологических,
нравственно -духовных особе нн остей человека,
обеспечивающих успешность овладения и
использования иных яз ыков как средства общения,
понимания и взаимопонимания, связанных с
легкостью, гибкостью, динамикой и радостью
овладения языком, а также его применения в
иноязычной коммуникации» [4, С.2].
Данная работа рассматривает педагогический
процесс формирования ин оязычных способностей
у детей, обучающихся в младших классах школы,
который существенно отличается от подобного
процесса в более позднем возрастном периоде.
Дети в возрасте семи – одиннадцати лет зачастую
не осознают или осознают не в полной мере
необходим ость изучения иностранного языка. В
отличие от взрослых людей, которые могут
задействовать свои способности сознательно, ставя
перед собой конкретные цели и достигая их,
школьники используют иноязычные способности
интуитивно, отрывочно, а могут и вовсе не видеть
необходимости в этом. Следует учитывать также
недостаточную развитость иноязычных
способностей в связи с небольшим социальным и
коммуникативным опытом. Не всегда имеющиеся
знания грамматических основ лингвистики языка
соответствуют реальному уровню их
практического применения в быту, дома, в школе.
24 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Теоретические наработки и практический
педагогический опыт ясно указывают на то, что
формирование иноязычных способностей младши х
школьников должно происходить в
психологически комфортных и адекватных
особ енностям данного возраста детей психолого -
педагогических условиях образовательного
процесса. Авторы в данной работе выделяют и
исследуют две группы таких условий.
Первое условие – организационно -
педа гогического характера, позволяет определить
ведущий вид д еятельности при формировании
иноязычных способностей. Уже отмечалась
невозможность младших школьников долго
заниматься монотонной деятельностью, дети
начинают отвлекаться, переклю чать свое внимание
на другие предметы, им необходима частая смена
видов деяте льности во время занятий. Поэтому для
формирования иноязычных способностей следует
использовать такой комплекс форм, методов и
приемов, которые будут учитывать возрастные
особенно сти их поведения, чтобы способствовать
эффективному и поэтапному формированию
знаний, практических умений и навыков
школьников. К таким методам относятся,
например, активная работа с текстом, с
иллюстрациями; интерактивная работа с
видеофильмами, другие ин терактивные методы;
выполнение коммуникативных заданий,
направленных на форми рование навыков
построения логической монологической речи,
ведение диалога, работа в команде; обучение
навыкам поиска необходимой информации. Также
следует учитывать такую особенн ость младших
школьников как склонность к игре. В условиях
игровых отношений р ебенок добровольно
упражняется, осваивает нормативное поведение.
Важно, что в играх, более чем где -либо, от ребенка
требуется умение соблюдать правила, считаться с
другими, он пол уч ает уроки справедливых
равноправных отношений.
Второе условие – это услови е
психологического характера. Оно определяет
психологическую основу для построения более
эффективной методики формирования иноязычных
способностей детей, будучи сориентированным н а
развитие необходимых психологических
личностных детерминант, взаимосвязанны х с
этими способностями.
Идея связи психологии с методикой
преподавания иностранных языков была основой
концепции Б.В. Беляева. Решение психологических
проблем обучения иностранн ым языкам позволяет
решить основной вопрос методики: как надо
строить учебный процесс, чтобы достичь
эффективного владения иностранным языком.
Психология находится в основе методики
преподавания иностранных языков наряду с
другими науками, оказывая влияние на методы и
способы преподавания иностранных языков [1].
Придерживаясь этог о подхода, когда путь к
совершенствованию методики обучения
иностранным языкам связан с учетом
психологических закономерностей обучения,
авторы исследуют с позиции современной
нач альной школы (особенности развития детей,
условия и образовательные возможнос ти школы)
то, как именно должен протекать процесс
овладения иностранным языком и какие именно
методы, способы и приемы обучения должны
считаться при этом наилучшими.
Известно так же , что выделяют ся психические
познавательные процессы, составляющие «ядро»
способностей, которые способствуют овладению
учебным предметом [3]. Такие общие факторы, как
способности к выполняемой деятельности,
умственная активность, учебная мотивация,
волев ые качества личности, эмоциональность,
являются предметом исследования в рабо тах
многих отечественных психологов, изучавших
проблемы психической детерминации успешности
учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Л.
Гальперин, И.А. Зимняя, В.Л. Крутецкий, Н.С.
Лейтес, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Н.
Теплов и др.). В ряде работ подче ркивается, что
такая важная детерминанта, как адекватная учебная
мотивация, у младших школьников по отношению
к иностранному языку как к учебному предмету
обычно выражена недостат оч но [2]. Её
формирование в учебном процессе по отношению к
иностранному язык у находится в прямой
зависимости от положительного эмоционального
отношения и успеха учеников при овладении
иностранным языком. То же можно сказать о
волевых качествах личности де тей. В результате
младшие школьники при недостаточно развитых
психологических характеристиках (слабые волевые
качества, низкая мотивация, слабо выраженные
эмоции успеха и удовлетворения от овладения
иностранным языком) часто могут не справляться с
трудност ям и, возникающими в процессе его
усвоения.
В данной работе на основании теор етического
анализа и практического педагогического опыта
выделены такие психологические детерминанты
процесса формирования иноязычных способностей
младших школьников как умственна я активность,
эмо циональность и мотивация достижения успеха
(«ядро» способностей). Поставлена цель выявления
эффективности их влияния на формирование их
иноязычных способностей.
Умственная активность характеризуется как
умение логически мыслит ь и владеть т акими
различными мыслительными операциями, как
самостоятельное мышление и поисковая
активность, как умственная гибкость, умение
мобилизовать внимание и память, выразить мысли
разными способами, в том числе графическим,
пластическим, лингвистич еским.
Эмоц ио нальнос ть связывается с развитием
этических чувств, доброжелательностью и
эмоционально -нравственной отзывчивостью;
пониманием и сопереживанием чувствам других
людей; положительной установкой на изучение
языка, культуры, истории другого народ а.
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 25
Учебная м отивация проя вляется в интересе к
новым знаниям, познавательной потребности,
желании получить одобрение, похвалу, хорошие
отметки, желанию действовать в команде
сверстников и на благо общей коллективной
деятельности.
Для подтверждения значимос ти выделенног о
авторами этого «ядра» способностей был
осуществлен корреляционный анализ Спирмена,
который позволил доказать и сформулировать
статистический выверенный вывод: существует
статистически достоверная взаимосвязь между
показателями иноязычных спо собностей и
показателями учебн ой мотивации,
эмоциональности, умственной активности.
Следовательно, для эффективного
формирования иноязычных способностей
учащихся младших классов в процессе изучения
иностранного языка необходимо создавать
выявленные и обосн ованные выше психолого -
педагог ические условия, развивая психологические
детерминанты, взаимосвязанные с иноязычными
способностями.
Одним из способов их формирования может
стать разработанная авторами программа, которая
способствует изучению младшими школь никами
иноязы чн ой коммуникации , стимулирует развитие
коммуникативной культуры, развивает
когнитивные и коммуникативно -речевые умения и
навыки.
К педагогическим задачам разработанной
программы для учащихся младших классов
относятся активизация метапознават ельного
потен ци ала, формирован ие иноязычных
способностей на основе развития основных
компонентов и детерминант иноязычных
способностей (интеллектуальный, волевой,
мотивационный, психофизиологический,
эмоциональный); обучение младших школьников
иноязычной к оммуникации с учетом возрастны х
особенностей, стимулирование развития их
коммуникативной культуры. При реализации
программы используется комплекс форм, методов
и приемов с учетом возрастных и психологических
особенностей детей данного возраста, которые
спо собствуют эфф ективному и поэта пному
формированию знаний, практических речевых
умений и навыков школьников. С этой целью
эффективно использовать игру как определяющий
в младшем школьном возрасте естественный вид
деятельности. Именно игровая деятельность
вкл ючена в прогр ам му развития ино язычных
способностей у младших школьников как один из
ведущих способов деятельности. При разработке
программы авторы опирались на следующие
методы формирования иноязычных способностей:
активная работа с текстом, коммуникативно е
задание, со ставление монолог а, активная работа с
иллюстрациями, интерактивная работа с
видеофильмом, интерактивная деловая игра,
коллективное творческое дело. Работа по
программе включает как первичную, так и
итоговую оценочную диагностику
сформированнос ти иноязычных способностей.
Разработанная программа помогает
формированию эмоционального интереса к новым
знаниям, положительной установки на изучение
языка, культуры и истории другого народа,
способствует успешному использованию
иностранного языка как средства общен ия и
взаимопоним ания, связанных с возможностью
общаться со сверстниками из других стран, в том
числе в различных современных социокультурных
международных кластерах, лагерях, летних школах
и в зарубежных поездках, развитие положительных
конструктивных эмоц ий , желанию стат ь успешным
в команде сверстников, а также развивает
нравственно -этические гуманитарные чувства.
Литература
1. Беляев, Б. В. Очерки по психологии
обучения иностранным языкам М.: Просвещение,
1965. 227 c.
2. Непомнящая, Н. И. Становление личности
ребёнк а 6 -7 лет. М.: Педагоги, 1992. 160 c.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей
психологии. С/Пб.: Питер, 2015. 705 с.
4. Рыжов В.В., Бурова И.В., Федосеева О.И.
Построение когнитивной модели иноязычных
способностей студентов // Современные пробле мы
науки и обра зования. 2015. № 2 -2. Режим доступа:
URL : http ://science -
education .ru/ru/article /view ?id=22589 (дата
обращения: 23.07.2020).
5.Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего
образования. Режим доступа: URL : https ://fgos.ru/
(дата о бращения: 22.07.2020).
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТ НЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ
Мартынова Елена Александр овна
доктор пед. наук, профессор
Челябинский госуда рственный университет
г. Челябинск
Голованова Вероника Андреевна
бакалавр
Челябинский государственный университет
г. Челябинск
FORMATION OF THE JU NIOR PUPILS LANGUAGE ABILITIES BASED ON THE
DEVELOPMENT O F PERSONAL PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS
-
АННОТАЦИЯ
Цель работы состоит в обосновании организационно -педагогических и психологических условий
повышения эффективности процесса формирования иноязычных способностей детей, обучающихся в
младших классах. На осн овании теоретического анализа, практическо го опыта, корреляционного
исследования выделены психологические детерминанты, взаимосвязанные с иноязычными способностями
- умственная активность, эмоциональность и мотивация достижения успеха. С использованием мет одик,
направленных на развитие этих психол огических детерминант, разработана эффективная программа
формирования иноязычных способностей.
ABSTRACT
The article is aimed at justification the organizational, pedagogical and psychological conditions that incre ase
the effectiveness of the process of forming ch ildrens foreign -language abilities in primary school. Based on
theoretical analysis, practical experience, and correlation research, psychological determinants related to foreign
language abilities are iden tified: mental activity, emotionality, a nd motivat ion to achieve success. Using methods
aimed at developing these psychological determinants, an effective program for the formation of foreign language
abilities has been developed.
Ключевые слова: иноязычные способности; общеобразовательная школа; младшие классы;
психологические детерминанты.
Keywords: foreign -language abilities; secondary school; younger groups; psychological determinants.
Изучение иностранного языка в начальной
шк оле направлено на развитие личности
школьн ика, формирование его речевых,
коммуникативных и культуроведческих навыков.
Все это непосредственно связано с развитием
иноязычных способностей. К основным
результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования
предметной области «Иностранный язык»
относятся приобретение начальных навыков
общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, освоение правил
речевого и неречевого поведения, освоение
начальных лингвистич еских представлений,
необходимых для овладения на элементарном
уровне устной и письменной речью на иностранном
языке, формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в
других стр анах, с детским фольклором и
доступными образцами детской литературы [5].
В р аботе В.В. Рыжова, И.В. Буровой,
О.И. Федосеевой под иноязычными способностями
понимается «система индивидуальных
психофизиологических, психологических,
нравственно -духовных особе нн остей человека,
обеспечивающих успешность овладения и
использования иных яз ыков как средства общения,
понимания и взаимопонимания, связанных с
легкостью, гибкостью, динамикой и радостью
овладения языком, а также его применения в
иноязычной коммуникации» [4, С.2].
Данная работа рассматривает педагогический
процесс формирования ин оязычных способностей
у детей, обучающихся в младших классах школы,
который существенно отличается от подобного
процесса в более позднем возрастном периоде.
Дети в возрасте семи – одиннадцати лет зачастую
не осознают или осознают не в полной мере
необходим ость изучения иностранного языка. В
отличие от взрослых людей, которые могут
задействовать свои способности сознательно, ставя
перед собой конкретные цели и достигая их,
школьники используют иноязычные способности
интуитивно, отрывочно, а могут и вовсе не видеть
необходимости в этом. Следует учитывать также
недостаточную развитость иноязычных
способностей в связи с небольшим социальным и
коммуникативным опытом. Не всегда имеющиеся
знания грамматических основ лингвистики языка
соответствуют реальному уровню их
практического применения в быту, дома, в школе.
24 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Теоретические наработки и практический
педагогический опыт ясно указывают на то, что
формирование иноязычных способностей младши х
школьников должно происходить в
психологически комфортных и адекватных
особ енностям данного возраста детей психолого -
педагогических условиях образовательного
процесса. Авторы в данной работе выделяют и
исследуют две группы таких условий.
Первое условие – организационно -
педа гогического характера, позволяет определить
ведущий вид д еятельности при формировании
иноязычных способностей. Уже отмечалась
невозможность младших школьников долго
заниматься монотонной деятельностью, дети
начинают отвлекаться, переклю чать свое внимание
на другие предметы, им необходима частая смена
видов деяте льности во время занятий. Поэтому для
формирования иноязычных способностей следует
использовать такой комплекс форм, методов и
приемов, которые будут учитывать возрастные
особенно сти их поведения, чтобы способствовать
эффективному и поэтапному формированию
знаний, практических умений и навыков
школьников. К таким методам относятся,
например, активная работа с текстом, с
иллюстрациями; интерактивная работа с
видеофильмами, другие ин терактивные методы;
выполнение коммуникативных заданий,
направленных на форми рование навыков
построения логической монологической речи,
ведение диалога, работа в команде; обучение
навыкам поиска необходимой информации. Также
следует учитывать такую особенн ость младших
школьников как склонность к игре. В условиях
игровых отношений р ебенок добровольно
упражняется, осваивает нормативное поведение.
Важно, что в играх, более чем где -либо, от ребенка
требуется умение соблюдать правила, считаться с
другими, он пол уч ает уроки справедливых
равноправных отношений.
Второе условие – это услови е
психологического характера. Оно определяет
психологическую основу для построения более
эффективной методики формирования иноязычных
способностей детей, будучи сориентированным н а
развитие необходимых психологических
личностных детерминант, взаимосвязанны х с
этими способностями.
Идея связи психологии с методикой
преподавания иностранных языков была основой
концепции Б.В. Беляева. Решение психологических
проблем обучения иностранн ым языкам позволяет
решить основной вопрос методики: как надо
строить учебный процесс, чтобы достичь
эффективного владения иностранным языком.
Психология находится в основе методики
преподавания иностранных языков наряду с
другими науками, оказывая влияние на методы и
способы преподавания иностранных языков [1].
Придерживаясь этог о подхода, когда путь к
совершенствованию методики обучения
иностранным языкам связан с учетом
психологических закономерностей обучения,
авторы исследуют с позиции современной
нач альной школы (особенности развития детей,
условия и образовательные возможнос ти школы)
то, как именно должен протекать процесс
овладения иностранным языком и какие именно
методы, способы и приемы обучения должны
считаться при этом наилучшими.
Известно так же , что выделяют ся психические
познавательные процессы, составляющие «ядро»
способностей, которые способствуют овладению
учебным предметом [3]. Такие общие факторы, как
способности к выполняемой деятельности,
умственная активность, учебная мотивация,
волев ые качества личности, эмоциональность,
являются предметом исследования в рабо тах
многих отечественных психологов, изучавших
проблемы психической детерминации успешности
учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Л.
Гальперин, И.А. Зимняя, В.Л. Крутецкий, Н.С.
Лейтес, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Н.
Теплов и др.). В ряде работ подче ркивается, что
такая важная детерминанта, как адекватная учебная
мотивация, у младших школьников по отношению
к иностранному языку как к учебному предмету
обычно выражена недостат оч но [2]. Её
формирование в учебном процессе по отношению к
иностранному язык у находится в прямой
зависимости от положительного эмоционального
отношения и успеха учеников при овладении
иностранным языком. То же можно сказать о
волевых качествах личности де тей. В результате
младшие школьники при недостаточно развитых
психологических характеристиках (слабые волевые
качества, низкая мотивация, слабо выраженные
эмоции успеха и удовлетворения от овладения
иностранным языком) часто могут не справляться с
трудност ям и, возникающими в процессе его
усвоения.
В данной работе на основании теор етического
анализа и практического педагогического опыта
выделены такие психологические детерминанты
процесса формирования иноязычных способностей
младших школьников как умственна я активность,
эмо циональность и мотивация достижения успеха
(«ядро» способностей). Поставлена цель выявления
эффективности их влияния на формирование их
иноязычных способностей.
Умственная активность характеризуется как
умение логически мыслит ь и владеть т акими
различными мыслительными операциями, как
самостоятельное мышление и поисковая
активность, как умственная гибкость, умение
мобилизовать внимание и память, выразить мысли
разными способами, в том числе графическим,
пластическим, лингвистич еским.
Эмоц ио нальнос ть связывается с развитием
этических чувств, доброжелательностью и
эмоционально -нравственной отзывчивостью;
пониманием и сопереживанием чувствам других
людей; положительной установкой на изучение
языка, культуры, истории другого народ а.
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 25
Учебная м отивация проя вляется в интересе к
новым знаниям, познавательной потребности,
желании получить одобрение, похвалу, хорошие
отметки, желанию действовать в команде
сверстников и на благо общей коллективной
деятельности.
Для подтверждения значимос ти выделенног о
авторами этого «ядра» способностей был
осуществлен корреляционный анализ Спирмена,
который позволил доказать и сформулировать
статистический выверенный вывод: существует
статистически достоверная взаимосвязь между
показателями иноязычных спо собностей и
показателями учебн ой мотивации,
эмоциональности, умственной активности.
Следовательно, для эффективного
формирования иноязычных способностей
учащихся младших классов в процессе изучения
иностранного языка необходимо создавать
выявленные и обосн ованные выше психолого -
педагог ические условия, развивая психологические
детерминанты, взаимосвязанные с иноязычными
способностями.
Одним из способов их формирования может
стать разработанная авторами программа, которая
способствует изучению младшими школь никами
иноязы чн ой коммуникации , стимулирует развитие
коммуникативной культуры, развивает
когнитивные и коммуникативно -речевые умения и
навыки.
К педагогическим задачам разработанной
программы для учащихся младших классов
относятся активизация метапознават ельного
потен ци ала, формирован ие иноязычных
способностей на основе развития основных
компонентов и детерминант иноязычных
способностей (интеллектуальный, волевой,
мотивационный, психофизиологический,
эмоциональный); обучение младших школьников
иноязычной к оммуникации с учетом возрастны х
особенностей, стимулирование развития их
коммуникативной культуры. При реализации
программы используется комплекс форм, методов
и приемов с учетом возрастных и психологических
особенностей детей данного возраста, которые
спо собствуют эфф ективному и поэта пному
формированию знаний, практических речевых
умений и навыков школьников. С этой целью
эффективно использовать игру как определяющий
в младшем школьном возрасте естественный вид
деятельности. Именно игровая деятельность
вкл ючена в прогр ам му развития ино язычных
способностей у младших школьников как один из
ведущих способов деятельности. При разработке
программы авторы опирались на следующие
методы формирования иноязычных способностей:
активная работа с текстом, коммуникативно е
задание, со ставление монолог а, активная работа с
иллюстрациями, интерактивная работа с
видеофильмом, интерактивная деловая игра,
коллективное творческое дело. Работа по
программе включает как первичную, так и
итоговую оценочную диагностику
сформированнос ти иноязычных способностей.
Разработанная программа помогает
формированию эмоционального интереса к новым
знаниям, положительной установки на изучение
языка, культуры и истории другого народа,
способствует успешному использованию
иностранного языка как средства общен ия и
взаимопоним ания, связанных с возможностью
общаться со сверстниками из других стран, в том
числе в различных современных социокультурных
международных кластерах, лагерях, летних школах
и в зарубежных поездках, развитие положительных
конструктивных эмоц ий , желанию стат ь успешным
в команде сверстников, а также развивает
нравственно -этические гуманитарные чувства.
Литература
1. Беляев, Б. В. Очерки по психологии
обучения иностранным языкам М.: Просвещение,
1965. 227 c.
2. Непомнящая, Н. И. Становление личности
ребёнк а 6 -7 лет. М.: Педагоги, 1992. 160 c.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей
психологии. С/Пб.: Питер, 2015. 705 с.
4. Рыжов В.В., Бурова И.В., Федосеева О.И.
Построение когнитивной модели иноязычных
способностей студентов // Современные пробле мы
науки и обра зования. 2015. № 2 -2. Режим доступа:
URL : http ://science -
education .ru/ru/article /view ?id=22589 (дата
обращения: 23.07.2020).
5.Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего
образования. Режим доступа: URL : https ://fgos.ru/
(дата о бращения: 22.07.2020).