Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ (16-22)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/08/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 57, Том: 2, Страницы в выпуске: 16-22
Автор: Емельянов Станислав Сергеевич
старший преподаватель , Институт транспорта, сервиса и туризма ГБОУ ВО НГИЭУ ,
Анотация: В данной статье рассмотрены основные факторы, которые влияют на здоровый образ жизни у студентов. В современном мире, данная проблема является актуальной, так как многие студенты ведут неправильный образ жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; работоспособность; студенты; распорядок дня; физическая активность; неправильное питание; вредные привычки;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1.Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012. 3.Воинов, В. Б., Кирой В. Н. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. №3. С. 43-48. 4.Заруба Н. А., Казин Э. М., Федоров А. И., Панина Т. С. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса // Мир образования - образование в мире. 2001. № 1. С. 146.
16 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Обра зование и саморазвитие. 2012. Т. 1. № 29. С.
44 -50.
3. Марчук Н.Ю. Психолого -педагогические
особенности дистанционного
обучения/ /Педагогическое образование в России.
2013. № 4. С. 78 -85
4. Кочетова Ю.Ю. Особенности применения
тьюторского сопровождения в дистанци онном
обра зовании // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2014. № 1 (33).
С. 116 -118.
5. Караваева К.В. Влияние возрастных
особенностей обучающихся на их отношение к
дистанционному образованию // Вестник
Удмуртского университета. Серия Филосо фия.
Пси хология. П едагогика. 2015. № 3 -2. С. 67 -70.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Емельянов Станислав Сергеевич
старший преподаватель
Институт транспорта, сервиса и туризма
ГБОУ ВО НГИЭУ
р.п.Воротынец

FORMATION OF A HEALTH Y L IFESTYLE AMONG STUDENTS

Stanislav Emelyanov
senior teacher
Institute of transport, service and tourism SEI IN NHIEU
r. p.Vorotynets

АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены основные факторы, которые влияют на здоровый образ жизни у
студентов. В совреме нном мире, данная проблема явля ется актуальной, так как многие студенты ведут
неправильный образ жизни.
ANNOTATION
This article discusses the main factors that affect the healthy lifestyle of students. In the modern world, this
problem is relevant, since m any s tudents lead the wrong lifestyle.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, работоспособность, студенты, распорядок дня, физическая
активность, неправильное питание, вредные привычки.
Keywords: healthy lifestyle, working capaci ty, students, daily routine, phys ical activity, poor nutrition, bad
habits.

Одна из важных задач современного общества
– это сохранение здоровья молодого поколения.
Для того, чтобы подготовить
высококвалифицированных специалистов,
необходимо укреплять и в дальнейшем
поддерживать пр авильны й и здоровый образ
жизни, так улучшиться вы носливость и
работоспособность студентов. При обучении,
студенты испытывают высокую нагрузку, что до
начала обучение в вузе было совсем для них
непривычно.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось
не так д авно, в XX веке, его автором стал
профессор -фармак олог Израиль Брехман.
По определению ВОЗ (всемирная организация
здравоохранения), здоровый образ жизни (ЗОЖ) –
это поведение и мышление человека,
обеспечивающие ему сохранение и укрепление
здоровья; индивид уальная система привычек,
которая обеспечивает чел овеку необходимый
уровень жизнедеятельности для решения задач,
связанных с выполнением обязанностей и для
решения личных проблем и запросов; система
жизни, обеспечивающая достаточный и
оптимальный обмен чел овека с о средой и тем
самым позволяющая сохранить здоровье на
безопасном или благоприятном уровне.
Наиболее распространённые факторы,
которые оказывают негативное влияние на
здоровье человека:
1. Неправильный распорядок дня;
2. Низкая физическая активность;
3. Неп рав ильн ое питание;
4. Вредные привычки.
Чтобы выявит ь интерес о здоровом образе
жизни у студентов института «Транспорта, сервиса
и туризма», было проведено анкетирование, в
котором учувствовало 100 человек. В результате,
мы получили следующие данные:
На воп рос: « Какой у вас расп орядок дня?»,
ответы на данн ый вопрос, представлены на рисунке
1.

Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 17
Рисунок 1. – Диаграмма распределения ответов респондентов

Правильный распорядок дня – это чередование
труда и отдыха, для поддержания здоровья и
работоспособност и человека на высшем уровне.
При грамотном соблюдении распорядка дня, вы не
будете переутомляться и создадите оптимальные
условия для работоспособности, тем самым, не
нанося вред здоровью.
На вопрос: «Какова ваша физическая
активность?», ответы получились следующие:

Рисунок 2. – Диаграмма распределения ответов респондентов

В наше время, с развитием информационных
технологий человек стал меньше двигаться. Низкая
физическая активность способствует ряду
различных заболеваний (инсульт, сахарный диабет,
ож ирение и др.), что уменьшает
продолжительность жизни и снижает
работоспособность. Физическими упражнениями
заниматься необходимо, чтобы поддерживать
уровень своего здоровья на протяжении всей
жизни, ведь движение – это жизнь.
На вопрос «Правильно ли вы пит аетесь?»,
ответили следующим образ ом:

Рисунок 3. – Диаграмма ответов респондентов

36%
64%
Правильный Не правильный
58%
42%
Низкая Высокая
23%
77%
Правильно
Не правильно

18 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Правильное питание – важный компонент
здорового образа жизни. Рациональным считается
питание, которое сбалансировано и подобрано с
учётом пол а, возраста, трудовой нагр узкой ,
климатическими условиями и инди видуальными
составляющими. У студентов, из -за постоянной
нехватки времени и быстрого темпа жизни,
приводят к нарушению питания. Приём пищи
должен проходить в одно и тоже время, а также
включат ь в себя БЖУ (белки, жиры и угл еводы),
различные группы витамино в и минеральные
вещества, для правильного роста и развития
молодого организма.
На вопрос: «Есть ли у вас вредные
привычки?», ответы на данный вопрос,
представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. – Диаграмма ответов респон дентов

Вредные привычки, такие как табакокурение и
распитие алкогольных напитков, являются самыми
распространенными среди молодёжи. Научно
доказано, что курение снижает восприимчивость
учебных материалов, а также приводит к
возникно вению различных заболе ваний – рак
лёгких, воспаления трахеи, хро нические бронхиты
и бронхиальная астма и другие. При частом и
длительном употреблении алкогольных напитков,
может начаться алкогольная зависимость. Даже
небольшая доза алкоголя, наносит органи зму вред,
что отражает ся не тол ько на физическом состоянии,
но и на психологическом аспекте здоровья.
По результатам опроса можно сказать, что
большинство студенческой молодежи
воспринимает здоровье на уровне физического
благополучия и считает основным усл овием его
сохранения о тказ от в редных привычек, правильно
питать ся и заниматься физической культурой.
Однако в их сохранении, еще не сформировано
отношение к здоровью, как к главной ценности.
Формирование здорового образа жизни у
студентов в образовательно м процессе является
важнейшей з адачей общества. Необходимо
стиму лировать студентов к укреплению,
сохранению своего здоровья, заниматься
пропагандой и поддержанием здорового образа
жизни, что приведёт к ещё большему увеличению
количества людей, ведущих здор овый образ жизни.
В об разовател ьный процесс необходимо внедрение
знаний, упражнений, направленных на развитие
здорового образа жизни.

Список литература:
1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и
физическая культура студента. М.: Альфа -М;
ИНФРА -М, 201 2.
3. Воинов, В. Б., Кирой В. Н . Критерии оценки
уровня здоро вья // Валеология. 1998. №3. С. 43 -48.
4. Заруба Н. А., Казин Э. М., Федоров А. И.,
Панина Т. С. Социальные и педагогические
аспекты сохранения здоровья субъектов
образовательного процесса // Мир образования -
образо вание в ми ре. 2001. № 1. С. 146.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОНЯТИЯ «РИСК» КАК
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Каращук Любовь Николаевна
старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педа гогики
Федер альное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министер ства
здравоохранения Российской Федерации
г. Рязань
Шалимова Елена Никола евна
старший преподав атель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Мин истерства
здравоохранения Российской Федерации
79%
21%
Да Нет

Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 19
г. Рязань

DIFFERENT APPROACHES IN THE STUDY OF RANGE OF PROBLEMS OF CONCEPT
«RISK» AS PHENOMENOLOGICAL BASIS OF FEATURES OF FAMILIES OF HIGH -RISK GROUP.
Karashchuk Lyubov Nikolaevna
Senior Lecturer of the Dep artment of G eneral and Special Psychology with a course in pedagogy
Ryazan State Medical University
Ryazan
Shalimova Elena Nikolaevna
Senior Lecturer of the Dep artment of General and Special Psychology with a course in pedagogy
Ryazan State Medical Univers ity
Ryazan

АННОТАЦИЯ
Статья раскрывает социально -педагогические функции, уточнения, классификации,
совершенствования методологических и практико -ориентированных подходов в рамках понятия «семьи
группы риска». Анализируется социально -педагогическое понятие феномена ри ска. Даетс я теоретико -
меодологический анализ семей «группы риска».
ABSTRACT
The article reveals the socio -pedagogical functions, refinement, classification, improvement of
methodological and practice -oriented approaches in the framework of the concept of “family at risk”. The socio -
pedagogical concept of the risk phenomenon is analyzed. A theoretical and methodological analysis of the families
of the “risk group” is given.
Ключевые слова: феномен риска; психолого -педагогические риски; семьи группы риска;
педагогичес кая рискология.
Keywords: risk phenomenon; psychological and pedagogical risks; risk group families; pedagogical
riskology.

На сегодняшний день проблематика
социально -педагогического феномена носящего
название «семьи группы риска» приобретает в се
большую актуальность. Социально -культурное
развитие общества находится в сложном этапе
развития, где духовные и материальные ценности
находятся в противоборстве, что характеризует его
как конфликтное, или кризисное развитие.
Элементы этого конфликта - противоречия .
Например: этническое самосознание -
межэтническая непримиримость,
конфессиональная солидарность - агрессивный
религиозный фанатизм, гипертрофированная
толерантность - терроризм, гуманистические
доктрины политических основ государства -
тоталит арное полож ение в контексте
декларативных гуманистических направленностей.
И это далеко не полный перечень социо -
культурного кризиса, как открытой системы
противоречий [2,7]. Этот конфликт затрагивает
практически все слои общества и главный институт
общест ва – семью, взрослое население не всегда в
состоянии объяснить это противоборство для себя,
выбирая ту или иную сторону конфликта, что
сказывается на адаптации и особенностях
поведения и детской популяции, которая
социализируется в обществе на основе ценно стей
принят ых в семье. В результате некоторые семьи
продуцируют различные риски для формирования
еще неокрепшей личности ребенка. Помогая
формировать адекватные ценности и понятия
социально -общественного характера, создавая
среду для воспитания благоприятн ых качеств
личности, педагог будет способствовать
позитивной социализации участников семейного
процесса в рамках группы риска. Что в дальнейшем
может оказать благоприятное воздействие на
общество в целом.
Определение «семьи группы риска» является
на сегодн яшний день в целом сформировавшимся
общим научным понятием, но различные авторы и
школы, тем не менее, вносят некоторые различия в
его трактовки. Таким образом, мы видим
потребность в уточнении и классификации
различных подходов в современном научном
сообщ естве.
Опр еделимся в первую очередь с понятием
слова «риск» в его психолого -педагогическом
контексте. Обсуждение проблематики рисков
пришло в педагогическую и психологическую
науку из социологии и экономики в связи
актуальным значением прогнозов различных
рисков соц иализации ребенка, их описания,
классификации, профилактики. В социологической
направленности рискологией занимались такие
ученые как А. П. Альгин, В. И. Зубков, А. А.
Исмаилов, Х. Йоффе [3]. Так же существенное
значение в понимание отдельных со ставляющих
понятия риск внесли Е.Т. Вентцель, Н.Н. Воробьев,
Ю. Козелецкий, Г.А. Хай.
Социально -философская направленность
решения проблематики понятия риск решалась в
работе таких авторов как А. П. Альгина, В. Н.
Лысцова, В. А. Петровского и др. В работах
отмечались этические и нравственные
составляющие риска. Данное понятия являлось
модификатором адекватных, цивилизованных
человеческих поступков и нравственных выборов.
В разработке понятия риск предпринимались
попытки как в рамках социально -психологическо й

20 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
– это раб оты Р. Лазаруса, Л.Н. Коган, так и в рамках
общепсихологической направленности – это
работы А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского и В.А.
Нерсесяна.
На заре социальной педагогики понятие риск
как основу девиации в социализации детей
использовали таки е авторы ка к Ю.В. Василькова,
Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, Н. Ф.
Голованова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, А.В.
Мудрик, Ф.А. Мустафаева [1].
В социальной педагогике основное внимание
уделяется трем аспектам: сознание, отношение,
поведение. Эти аспек ты обеспечи вают
теоретическое обоснование специфики технологии
принятия решения педагогом в ситуациях
неопределенности. Авторы данных работ: П. Вудс,
Р. Шретор, Г. Турнер, Л. Бартор - Великобритания,
Ж. Беснар - Франция, В.А. Ядов, Ф.Р. Филиппов,
В.Я. Неча ев - Россия , С. Хиндерфунк и В. Шефульд
– Германия [13].
В научном сообществе риски изучаются в
социально -педагогической среде (А.А.Баймашева,
Н.Д.Никандров), в детско -подростковой среде
(А.А.Арламов, П.Н.Шабров)[13].
Первоначально понятие «риск» положите льно
коррели ровало с понятием «опасность», с
дальнейшим развитием определенного ущербного
жизненного сценария.
Риск в рамках социологической
направленности представляет собой такую
жизнедеятельность индивида, в которой
представлен ряд негативных со циальных
последствий для достижений индивида в процессе
жизнедеятельности, касающихся его статусных
особенностей [9].
Изучение происхождения рисков в рамках
социальной направленности показало, что в их
основе лежат исторические, социокультурные и
групповы е параме тры [1].
Рисковые ситуации в свою очередь создают
определенные защитные механизмы у личности,
такие как идентичность, то есть личность
идентифицируется с микросоциумом, вбирая в себя
образы представления, типы мышления
общепринятые и привычные их м икрогруп пе [14].
Психологическая направленность изучения
феномена риска, рассматривает его как:
а. неудачу в различных видах деятельности. То
есть в рамках некоторых действий человек
совершает ошибки, грозящие потерями;
б. различные ситуации выбора.
Таким образом , социально -психологические
формы риска составляют следующие категории:
негативные типы воспитания, в первую очередь
эмоционально -отвергающий; стрессогенные виды
деятельности; «трудный» контингент (дети с
девиациями, дети -мигранты, дети -беспризорни ки)
и мн . др.
Педагогическая составляющая рискового
развития личности рассматривается в
образовательном процессе, который способствует и
контролирует социализацию ребенка.
Педагогические риски – это неэффективный
педагогический процесс, который формируется в
конте ксте дефицит а понимания субъектов данного
процесса особенностей и последующих негативных
вариантов развития ситуации не только внутри
данного процесса, но и внешних угроз со стороны
общества биологического, социального,
культурного, экономического характер а
безопасной жизнедеятельности человека[2].
Педагогическая рискология направляет свой
интерес на три вектора, выделяя личностный риск,
физический риск и технологический риск.
Таким образом, терминология понятия «риск»
является достаточно сложной, многомер ной и
неодно значной, ей присущи специфические
особенности. Качества, черты, свойства, элементы
этого феномена будут зависеть от направленности
исследователя.
В рамках изучаемой направленности мы будем
опираться на понятие педагогический риск как
«характер истику педаг огического решения в
ситуации неопределенности с наиболее вероятным
прогнозом ожидаемого результата, где принцип
минимизации педагогических рисков в социально -
педагогическом исследовании профилактики
девиаций является одним из условий м одификац ии
методов д иагностики девиантного поведения и
факторов, влияющих на распространение девиаций
в молодежной среде» [2, с. 57]. Такое определение
социально -педагогическому понятию «риск» дает в
своей монографии доктор педагогических наук
А.А. Арламов .
Социа льно -педа гогический подход в изучении
проблематики понятия риск выделяет три
неразделимые составляющие - это риск, которому
подвергаются воспитанники, родители, учителя (в
отдельности и все вместе). Кроме того, психолого -
педагогическая направленнос ть риска связана со
следующими понятиями: социализация личности,
оптимизация педагогической деятельности, а так
же профилактика позитивного сотрудничества
участников воспитательного процесса.
Вследствие чего, говоря о семьях группы
риска, подразумевается, что эти семьи наход ятся
под воздействием некоторых нежелательных
факторов, которые могут оказать влияние или не
оказать оного. По факту мы имеем в виду две
стороны риска. С одной стороны, это риск
создаваемый для общества семьями данной
категории. С друго й сторон ы, общество так же
продуцирует некоторые риски для данных семей, с
которыми они могут справиться, а могут и не
справиться, что в любом случае, опять таки, может
повлечь негативные последствия для общества.
Получается замкнутый круг, который требует
вмешате льства специ алистов различной
направленности, в том числе психологической и
социально -педагогической.
Данное понятие - «группы риска» - появилось
в советском периоде развития научных и
прикладных психолого -педагогических
исследований в рамках запро са приор итетности
об щественных интересов. Что позволило выделить
различные категории семей, поведенческие

Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 21
особенности которых представляли некоторую
опасность для ближнего окружения в частности и
социума в целом, так как поступки противоречили
общественным нормам.
На современном этапе эти категории семей
рассматриваются учеными, с точки зрения того,
какому риску подвергаются сами рисковые группы,
это могут быть такие риски как: потеря жизни,
потеря или значительное ухудшение здоровья,
потеря и значительное ухудшен ие условий д ля
полноценной жизнедеятельности и развития и т.д.
Определение семьи группы риска, по мнению
ряда ученых, на современном этапе требует
некоторой корректировки и не является достаточно
точным. В эту категорию часто включают семьи
имеющие асоциал ьную или амо ральную
направленность, что на самом деле заужает
проблематику риска семейных групп. На самом
деле проблематика данного понятия гораздо шире
[4].
Кроме того, проблему составляет сама
формулировка понятия «семья группы риска», не
смотря на много численные ра боты. Кроме данного
понятия используются такие как:
«неблагополучные», «деструктивные»,
«проблемные», «дисфункциональные» или
«негармоничные» семьи. Круг проблем данных
семей очень широк, это социальные, медицинские,
психологические, пр авовые, материальные ,
педагогические и другие стороны
жизнедеятельности. Несмотря на широту
определений и проблематики, одну основную
особенность данного вида семей выделить
представляется возможным – это крайне
негативное влияние на личность ребенка, ее
формирова ние и социал изацию. Это отрицательное
деструктивное влияние сказывается в виде
разнообразных, рано закрепляющихся отклонений
поведения [8].
Но проблемы указанного характера:
социальные, медицинские, психологические,
правовые, материальные, педагог ические и др.
могут возникать практически в любых семьях, но
не каждая семья, столкнувшаяся с каким либо
видом проблематики жизненного обеспечения
становится семьей из группы риска. Если семья,
преодолевая трудности, сплачивается, объединяет
свои усилия дл я преодо ления различ ного вида
невзгод, то мы не вправе присвоить данной семье
статус неблагополучной. Но не всегда родители
или лица их заменяющие находят в себе силы
справиться с трудностями, снижается активность,
уверенность в своих силах, происходит зам ыкание
на собственны х проблемах, что провоцирует
дефицит внимания к жизни и развитию ребенка.
Страдает семья как группа и страдает и
воспитательный процесс [8]. Таким образом,
несмотря на разные варианты раскрытия понятия
"неблагополучная семья", главной ее особе нностью
явля ется отрицательное, разрушительное,
десоциализирующее влияние на формирование
личности ребенка, которое проявляется в виде
разного рода ранних поведенческих отклонений.
Итак, к группе риска можно отнести ту семью,
которая не справляется с одной или несколь кими
своими функциями.
Различные исследования юридического,
психолого -педагогического, медико -социального
характера выделяют такие факторы, негативно
сказывающиеся на жизнедеятельности семьи как:
• социально -экономический фактор (плох ая
финан совая обеспе ченность семьи, негативные
жилищные условия);
• медико -санитарный фактор (отсутствие
гигиены, заболевания хронического характера,
отягощенная наследственная);
• социально -демографический фактор (сюда
относят неполные семьи, многодетные семьи,
семьи с пожил ыми родителями, повторные браки,
семьи со сводными детьми);
• социально -психологический фактор (семьи
характеризующиеся как конфликтные, с
аффективно окрашенным эмоциональным фоном,
отсутствием воспитательной составляющей
родителей, низ кий обще образователь ный уровень,
искаженные ценностные ориентации);
• криминальный фактор (аддикции,
асоциальный образ жизни родителей, семейные
разборки, жестокость и садизм, наличие
судимостей у членов семьи, приверженность к
преступному миру) [11].
Соци альные р аботники для четкого
определения специфики данных семей выделяют
три типа:
1. условно -адаптивные, то есть это
благополучная семья;
2. семья «группы риска», то есть эта та семья,
в которой не выполняются те или иные функции;
3. неблагополучная семья, то есть это та семья,
с которой прои сходит затруднение в работе из -за
комплекса трудностей, с которыми эта семья
столкнулась [6].
Таким образом, семья социального риска, это
та семья, которая испытывает трудности и
проблемы, которые ограничивают благоприятны е
условия для жизнедеятельности всех ее членов.
Выделяют следующие причины попадания
ребенка в семью группы риска:
• алкоголизм родит елей или одного из них;
• асоциальное поведение родителей;
• формирование квартиры под притоны
криминального или асоциально го характера;
• причинение тяжкого вреда здоровью или
лишение жизни одного из родителей в присутствии
ребенка;
• жестокое обращение с ребенком;
• конфликты со сверстниками [10 , c.56 ].
Характеризуя семьи группы риска, Елизаров
А.Н. выделить следующее:
1. С лабость аналитических способностей
сложившейся жизненной ситуации в семье.
Отсутствие возможности выдвигать цели,
способствующие улуч шению жизненной ситуации.
2. Слабость способности вербализировать
проблемы семейного характера, а так же трудности

22 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
пониман ия объяснений причин неблагополучия и
возможностей улучшения жизненной ситуации.
3. Повышенный негативный эмоциональный
фон, характе ризующийся чрезмерным количеством
эмоций агрессивного, властного, доминирующего
характера. Пониженное положительное
эмоцион альное состояние семейных отношений,
таких как забота, помощь, любовь.
4. Присутствие проблематики аддикций
алкогольного и наркотичес кого характера [5].
Е.И. Холостова рассматривает понятие семей
«группы риска» в более узком диапазоне. Автор
обращает внима ние на социальный характер
происхождения данного феномена и описывает его
как «категории людей чье социальн ое положение
по тем или ин ым критериям не имеет стабильности,
которым практически невозможно в одиночку
преодолеть трудности, возникшие в их жизни,
способные в результате привести их если не к
биологической гибели, то к потере ими социальной
значимости, духовности, морального облик а» [12,
c.15].
Обобщая данный материал, можно сделать
вывод, что семья «группы риска» - это такая
категория семей, которая в силу различных
жизненных обстоятельств более других
категориальных групп подвергается
отрицательным внешним влияниям со стороны
социума и не справляется с ними, кроме того не
выполняет своих функций. Говоря о риске, мы
имеем в виду двустороннее понятие, рассматривая
его и как риск для социума, и как для семьи и детей
в этой семье. Характеризуются эти семьи
определенными проблем ами вн утреннего
характера, например: слабость аналитических
способностей, трудностями в вербализации
проблем, повышенной аффектив ностью
негативного характера, проблемы с аддикцией.

Список литературы:
1. Алешинков М. С. Комплексные угрозы
российскому обществу XXI в ека: онтологические и
методологические основы прогнозирования.
Ростов н/Д, 2004. - 214с.
2. Арламов А.А. Деятельностный подход в
социально -педагогическом исследован ии
профилактики девиаций. Волгоград, 2010. - 264 с.
3. Бехманн Г. Современное общество:
общество р иска, информационное общество,
общество знаний. Пер. с нем. М.: Логос, 2010. - 248
с.
4. Грицай А.Г. Семьи группы риска в
стру ктуре типологии неблагополучных // Вестни к
Адыгейского государственного университета. -
2009. - №3. - 5 с.
5. Детская беспризорность и безнадзорность
проблемы и пути решения /Аналитический вестник
Совета Федерации, Федерального собрания
Российской Федерации № 20 (1 76). М, 2002. - 480 с.
6. Олиференко Л.Я, Шульга Т.И, Дементьева
И.Ф. Социально -педагогическая поддержка детей
группы риска. М., 2002. - 256с.
7. Поломошнов П.А. Личность и кризис
культуры в социальной философии П. Сорокина. //
Современные проблемы науки и образования . –
2014. – № 5.;URL: http://www.science -
education.ru/ru/article/view?id=14853 (дата
обращения: 20.03 .2020).
8. Понятие и типы неблагополучных семей //
Целуйко В. М. Психология неблагополучной
семьи: Книга для педагогов и родителей . -
М.:Издател ьство ВЛАДОС -ПРЕСС , 2003. - С.4 -7,
80 -81.
9. Порфирьев Б. Н. Риск и безопасность:
определение понятий // Риск в социальном
пространстве / под ред. А. В. Мозговой. М., 2001. –
220с.
10. Психологическое сопровождение лиц,
переживших насилие в семье: Научно -
метод ическое пособие / Под ред. проф. Ю.П.
Платонова . – СПб.: Санкт -Петербургский
государственный институт психолог ии и
социальной работы, 2002. - 234 с.
11. Рогова Ю.А., Агулина С.В. Семьи «группы
риска» как социальная и психолого -педагогическая
проблема / Ю.А. Р огова, С.В. Агулина
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8548.pdf
12. Холостова Е.И. Технология социальной
работы/ под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой .
Издательско -торговая корпорация «Дашков и Ко»,
2013. - 478 с.
13. Шабров П. Н. Социально -педагогические
риски к ак характерная черта современной
российской школы // Вестник Курского гос. ун -та
им. Н. А. Некрасова. 2009. № 4. - 5с.
14. Якимова Е. Ф. Йоффе Х. Фено мен риска:
от восприятия – к социальному представлению.
[Эле ктрон ный ресурс] — Режим доступа - URL:
www: Foxi t Reader 2.3 – [14921548. pdf]
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×