ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ (16-22)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/08/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
57,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
16-22
Автор:
Емельянов Станислав Сергеевич
старший преподаватель , Институт транспорта, сервиса и туризма ГБОУ ВО НГИЭУ ,
старший преподаватель , Институт транспорта, сервиса и туризма ГБОУ ВО НГИЭУ ,
Анотация: В данной статье рассмотрены основные факторы, которые влияют на здоровый образ жизни у студентов. В современном мире, данная проблема является актуальной, так как многие студенты ведут неправильный образ жизни.
Ключевые слова:
здоровый образ жизни;
работоспособность; студенты; распорядок дня; физическая активность; неправильное питание; вредные привычки;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1.Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012.
3.Воинов, В. Б., Кирой В. Н. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология. 1998. №3. С. 43-48.
4.Заруба Н. А., Казин Э. М., Федоров А. И., Панина Т. С. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса // Мир образования - образование в мире. 2001. № 1. С. 146.
16 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Обра зование и саморазвитие. 2012. Т. 1. № 29. С.
44 -50.
3. Марчук Н.Ю. Психолого -педагогические
особенности дистанционного
обучения/ /Педагогическое образование в России.
2013. № 4. С. 78 -85
4. Кочетова Ю.Ю. Особенности применения
тьюторского сопровождения в дистанци онном
обра зовании // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2014. № 1 (33).
С. 116 -118.
5. Караваева К.В. Влияние возрастных
особенностей обучающихся на их отношение к
дистанционному образованию // Вестник
Удмуртского университета. Серия Филосо фия.
Пси хология. П едагогика. 2015. № 3 -2. С. 67 -70.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Емельянов Станислав Сергеевич
старший преподаватель
Институт транспорта, сервиса и туризма
ГБОУ ВО НГИЭУ
р.п.Воротынец
FORMATION OF A HEALTH Y L IFESTYLE AMONG STUDENTS
Stanislav Emelyanov
senior teacher
Institute of transport, service and tourism SEI IN NHIEU
r. p.Vorotynets
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены основные факторы, которые влияют на здоровый образ жизни у
студентов. В совреме нном мире, данная проблема явля ется актуальной, так как многие студенты ведут
неправильный образ жизни.
ANNOTATION
This article discusses the main factors that affect the healthy lifestyle of students. In the modern world, this
problem is relevant, since m any s tudents lead the wrong lifestyle.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, работоспособность, студенты, распорядок дня, физическая
активность, неправильное питание, вредные привычки.
Keywords: healthy lifestyle, working capaci ty, students, daily routine, phys ical activity, poor nutrition, bad
habits.
Одна из важных задач современного общества
– это сохранение здоровья молодого поколения.
Для того, чтобы подготовить
высококвалифицированных специалистов,
необходимо укреплять и в дальнейшем
поддерживать пр авильны й и здоровый образ
жизни, так улучшиться вы носливость и
работоспособность студентов. При обучении,
студенты испытывают высокую нагрузку, что до
начала обучение в вузе было совсем для них
непривычно.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось
не так д авно, в XX веке, его автором стал
профессор -фармак олог Израиль Брехман.
По определению ВОЗ (всемирная организация
здравоохранения), здоровый образ жизни (ЗОЖ) –
это поведение и мышление человека,
обеспечивающие ему сохранение и укрепление
здоровья; индивид уальная система привычек,
которая обеспечивает чел овеку необходимый
уровень жизнедеятельности для решения задач,
связанных с выполнением обязанностей и для
решения личных проблем и запросов; система
жизни, обеспечивающая достаточный и
оптимальный обмен чел овека с о средой и тем
самым позволяющая сохранить здоровье на
безопасном или благоприятном уровне.
Наиболее распространённые факторы,
которые оказывают негативное влияние на
здоровье человека:
1. Неправильный распорядок дня;
2. Низкая физическая активность;
3. Неп рав ильн ое питание;
4. Вредные привычки.
Чтобы выявит ь интерес о здоровом образе
жизни у студентов института «Транспорта, сервиса
и туризма», было проведено анкетирование, в
котором учувствовало 100 человек. В результате,
мы получили следующие данные:
На воп рос: « Какой у вас расп орядок дня?»,
ответы на данн ый вопрос, представлены на рисунке
1.
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 17
Рисунок 1. – Диаграмма распределения ответов респондентов
Правильный распорядок дня – это чередование
труда и отдыха, для поддержания здоровья и
работоспособност и человека на высшем уровне.
При грамотном соблюдении распорядка дня, вы не
будете переутомляться и создадите оптимальные
условия для работоспособности, тем самым, не
нанося вред здоровью.
На вопрос: «Какова ваша физическая
активность?», ответы получились следующие:
Рисунок 2. – Диаграмма распределения ответов респондентов
В наше время, с развитием информационных
технологий человек стал меньше двигаться. Низкая
физическая активность способствует ряду
различных заболеваний (инсульт, сахарный диабет,
ож ирение и др.), что уменьшает
продолжительность жизни и снижает
работоспособность. Физическими упражнениями
заниматься необходимо, чтобы поддерживать
уровень своего здоровья на протяжении всей
жизни, ведь движение – это жизнь.
На вопрос «Правильно ли вы пит аетесь?»,
ответили следующим образ ом:
Рисунок 3. – Диаграмма ответов респондентов
36%
64%
Правильный Не правильный
58%
42%
Низкая Высокая
23%
77%
Правильно
Не правильно
18 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Правильное питание – важный компонент
здорового образа жизни. Рациональным считается
питание, которое сбалансировано и подобрано с
учётом пол а, возраста, трудовой нагр узкой ,
климатическими условиями и инди видуальными
составляющими. У студентов, из -за постоянной
нехватки времени и быстрого темпа жизни,
приводят к нарушению питания. Приём пищи
должен проходить в одно и тоже время, а также
включат ь в себя БЖУ (белки, жиры и угл еводы),
различные группы витамино в и минеральные
вещества, для правильного роста и развития
молодого организма.
На вопрос: «Есть ли у вас вредные
привычки?», ответы на данный вопрос,
представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. – Диаграмма ответов респон дентов
Вредные привычки, такие как табакокурение и
распитие алкогольных напитков, являются самыми
распространенными среди молодёжи. Научно
доказано, что курение снижает восприимчивость
учебных материалов, а также приводит к
возникно вению различных заболе ваний – рак
лёгких, воспаления трахеи, хро нические бронхиты
и бронхиальная астма и другие. При частом и
длительном употреблении алкогольных напитков,
может начаться алкогольная зависимость. Даже
небольшая доза алкоголя, наносит органи зму вред,
что отражает ся не тол ько на физическом состоянии,
но и на психологическом аспекте здоровья.
По результатам опроса можно сказать, что
большинство студенческой молодежи
воспринимает здоровье на уровне физического
благополучия и считает основным усл овием его
сохранения о тказ от в редных привычек, правильно
питать ся и заниматься физической культурой.
Однако в их сохранении, еще не сформировано
отношение к здоровью, как к главной ценности.
Формирование здорового образа жизни у
студентов в образовательно м процессе является
важнейшей з адачей общества. Необходимо
стиму лировать студентов к укреплению,
сохранению своего здоровья, заниматься
пропагандой и поддержанием здорового образа
жизни, что приведёт к ещё большему увеличению
количества людей, ведущих здор овый образ жизни.
В об разовател ьный процесс необходимо внедрение
знаний, упражнений, направленных на развитие
здорового образа жизни.
Список литература:
1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и
физическая культура студента. М.: Альфа -М;
ИНФРА -М, 201 2.
3. Воинов, В. Б., Кирой В. Н . Критерии оценки
уровня здоро вья // Валеология. 1998. №3. С. 43 -48.
4. Заруба Н. А., Казин Э. М., Федоров А. И.,
Панина Т. С. Социальные и педагогические
аспекты сохранения здоровья субъектов
образовательного процесса // Мир образования -
образо вание в ми ре. 2001. № 1. С. 146.
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОНЯТИЯ «РИСК» КАК
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Каращук Любовь Николаевна
старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педа гогики
Федер альное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министер ства
здравоохранения Российской Федерации
г. Рязань
Шалимова Елена Никола евна
старший преподав атель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Мин истерства
здравоохранения Российской Федерации
79%
21%
Да Нет
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 19
г. Рязань
DIFFERENT APPROACHES IN THE STUDY OF RANGE OF PROBLEMS OF CONCEPT
«RISK» AS PHENOMENOLOGICAL BASIS OF FEATURES OF FAMILIES OF HIGH -RISK GROUP.
Karashchuk Lyubov Nikolaevna
Senior Lecturer of the Dep artment of G eneral and Special Psychology with a course in pedagogy
Ryazan State Medical University
Ryazan
Shalimova Elena Nikolaevna
Senior Lecturer of the Dep artment of General and Special Psychology with a course in pedagogy
Ryazan State Medical Univers ity
Ryazan
АННОТАЦИЯ
Статья раскрывает социально -педагогические функции, уточнения, классификации,
совершенствования методологических и практико -ориентированных подходов в рамках понятия «семьи
группы риска». Анализируется социально -педагогическое понятие феномена ри ска. Даетс я теоретико -
меодологический анализ семей «группы риска».
ABSTRACT
The article reveals the socio -pedagogical functions, refinement, classification, improvement of
methodological and practice -oriented approaches in the framework of the concept of “family at risk”. The socio -
pedagogical concept of the risk phenomenon is analyzed. A theoretical and methodological analysis of the families
of the “risk group” is given.
Ключевые слова: феномен риска; психолого -педагогические риски; семьи группы риска;
педагогичес кая рискология.
Keywords: risk phenomenon; psychological and pedagogical risks; risk group families; pedagogical
riskology.
На сегодняшний день проблематика
социально -педагогического феномена носящего
название «семьи группы риска» приобретает в се
большую актуальность. Социально -культурное
развитие общества находится в сложном этапе
развития, где духовные и материальные ценности
находятся в противоборстве, что характеризует его
как конфликтное, или кризисное развитие.
Элементы этого конфликта - противоречия .
Например: этническое самосознание -
межэтническая непримиримость,
конфессиональная солидарность - агрессивный
религиозный фанатизм, гипертрофированная
толерантность - терроризм, гуманистические
доктрины политических основ государства -
тоталит арное полож ение в контексте
декларативных гуманистических направленностей.
И это далеко не полный перечень социо -
культурного кризиса, как открытой системы
противоречий [2,7]. Этот конфликт затрагивает
практически все слои общества и главный институт
общест ва – семью, взрослое население не всегда в
состоянии объяснить это противоборство для себя,
выбирая ту или иную сторону конфликта, что
сказывается на адаптации и особенностях
поведения и детской популяции, которая
социализируется в обществе на основе ценно стей
принят ых в семье. В результате некоторые семьи
продуцируют различные риски для формирования
еще неокрепшей личности ребенка. Помогая
формировать адекватные ценности и понятия
социально -общественного характера, создавая
среду для воспитания благоприятн ых качеств
личности, педагог будет способствовать
позитивной социализации участников семейного
процесса в рамках группы риска. Что в дальнейшем
может оказать благоприятное воздействие на
общество в целом.
Определение «семьи группы риска» является
на сегодн яшний день в целом сформировавшимся
общим научным понятием, но различные авторы и
школы, тем не менее, вносят некоторые различия в
его трактовки. Таким образом, мы видим
потребность в уточнении и классификации
различных подходов в современном научном
сообщ естве.
Опр еделимся в первую очередь с понятием
слова «риск» в его психолого -педагогическом
контексте. Обсуждение проблематики рисков
пришло в педагогическую и психологическую
науку из социологии и экономики в связи
актуальным значением прогнозов различных
рисков соц иализации ребенка, их описания,
классификации, профилактики. В социологической
направленности рискологией занимались такие
ученые как А. П. Альгин, В. И. Зубков, А. А.
Исмаилов, Х. Йоффе [3]. Так же существенное
значение в понимание отдельных со ставляющих
понятия риск внесли Е.Т. Вентцель, Н.Н. Воробьев,
Ю. Козелецкий, Г.А. Хай.
Социально -философская направленность
решения проблематики понятия риск решалась в
работе таких авторов как А. П. Альгина, В. Н.
Лысцова, В. А. Петровского и др. В работах
отмечались этические и нравственные
составляющие риска. Данное понятия являлось
модификатором адекватных, цивилизованных
человеческих поступков и нравственных выборов.
В разработке понятия риск предпринимались
попытки как в рамках социально -психологическо й
20 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
– это раб оты Р. Лазаруса, Л.Н. Коган, так и в рамках
общепсихологической направленности – это
работы А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского и В.А.
Нерсесяна.
На заре социальной педагогики понятие риск
как основу девиации в социализации детей
использовали таки е авторы ка к Ю.В. Василькова,
Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, Н. Ф.
Голованова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, А.В.
Мудрик, Ф.А. Мустафаева [1].
В социальной педагогике основное внимание
уделяется трем аспектам: сознание, отношение,
поведение. Эти аспек ты обеспечи вают
теоретическое обоснование специфики технологии
принятия решения педагогом в ситуациях
неопределенности. Авторы данных работ: П. Вудс,
Р. Шретор, Г. Турнер, Л. Бартор - Великобритания,
Ж. Беснар - Франция, В.А. Ядов, Ф.Р. Филиппов,
В.Я. Неча ев - Россия , С. Хиндерфунк и В. Шефульд
– Германия [13].
В научном сообществе риски изучаются в
социально -педагогической среде (А.А.Баймашева,
Н.Д.Никандров), в детско -подростковой среде
(А.А.Арламов, П.Н.Шабров)[13].
Первоначально понятие «риск» положите льно
коррели ровало с понятием «опасность», с
дальнейшим развитием определенного ущербного
жизненного сценария.
Риск в рамках социологической
направленности представляет собой такую
жизнедеятельность индивида, в которой
представлен ряд негативных со циальных
последствий для достижений индивида в процессе
жизнедеятельности, касающихся его статусных
особенностей [9].
Изучение происхождения рисков в рамках
социальной направленности показало, что в их
основе лежат исторические, социокультурные и
групповы е параме тры [1].
Рисковые ситуации в свою очередь создают
определенные защитные механизмы у личности,
такие как идентичность, то есть личность
идентифицируется с микросоциумом, вбирая в себя
образы представления, типы мышления
общепринятые и привычные их м икрогруп пе [14].
Психологическая направленность изучения
феномена риска, рассматривает его как:
а. неудачу в различных видах деятельности. То
есть в рамках некоторых действий человек
совершает ошибки, грозящие потерями;
б. различные ситуации выбора.
Таким образом , социально -психологические
формы риска составляют следующие категории:
негативные типы воспитания, в первую очередь
эмоционально -отвергающий; стрессогенные виды
деятельности; «трудный» контингент (дети с
девиациями, дети -мигранты, дети -беспризорни ки)
и мн . др.
Педагогическая составляющая рискового
развития личности рассматривается в
образовательном процессе, который способствует и
контролирует социализацию ребенка.
Педагогические риски – это неэффективный
педагогический процесс, который формируется в
конте ксте дефицит а понимания субъектов данного
процесса особенностей и последующих негативных
вариантов развития ситуации не только внутри
данного процесса, но и внешних угроз со стороны
общества биологического, социального,
культурного, экономического характер а
безопасной жизнедеятельности человека[2].
Педагогическая рискология направляет свой
интерес на три вектора, выделяя личностный риск,
физический риск и технологический риск.
Таким образом, терминология понятия «риск»
является достаточно сложной, многомер ной и
неодно значной, ей присущи специфические
особенности. Качества, черты, свойства, элементы
этого феномена будут зависеть от направленности
исследователя.
В рамках изучаемой направленности мы будем
опираться на понятие педагогический риск как
«характер истику педаг огического решения в
ситуации неопределенности с наиболее вероятным
прогнозом ожидаемого результата, где принцип
минимизации педагогических рисков в социально -
педагогическом исследовании профилактики
девиаций является одним из условий м одификац ии
методов д иагностики девиантного поведения и
факторов, влияющих на распространение девиаций
в молодежной среде» [2, с. 57]. Такое определение
социально -педагогическому понятию «риск» дает в
своей монографии доктор педагогических наук
А.А. Арламов .
Социа льно -педа гогический подход в изучении
проблематики понятия риск выделяет три
неразделимые составляющие - это риск, которому
подвергаются воспитанники, родители, учителя (в
отдельности и все вместе). Кроме того, психолого -
педагогическая направленнос ть риска связана со
следующими понятиями: социализация личности,
оптимизация педагогической деятельности, а так
же профилактика позитивного сотрудничества
участников воспитательного процесса.
Вследствие чего, говоря о семьях группы
риска, подразумевается, что эти семьи наход ятся
под воздействием некоторых нежелательных
факторов, которые могут оказать влияние или не
оказать оного. По факту мы имеем в виду две
стороны риска. С одной стороны, это риск
создаваемый для общества семьями данной
категории. С друго й сторон ы, общество так же
продуцирует некоторые риски для данных семей, с
которыми они могут справиться, а могут и не
справиться, что в любом случае, опять таки, может
повлечь негативные последствия для общества.
Получается замкнутый круг, который требует
вмешате льства специ алистов различной
направленности, в том числе психологической и
социально -педагогической.
Данное понятие - «группы риска» - появилось
в советском периоде развития научных и
прикладных психолого -педагогических
исследований в рамках запро са приор итетности
об щественных интересов. Что позволило выделить
различные категории семей, поведенческие
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 21
особенности которых представляли некоторую
опасность для ближнего окружения в частности и
социума в целом, так как поступки противоречили
общественным нормам.
На современном этапе эти категории семей
рассматриваются учеными, с точки зрения того,
какому риску подвергаются сами рисковые группы,
это могут быть такие риски как: потеря жизни,
потеря или значительное ухудшение здоровья,
потеря и значительное ухудшен ие условий д ля
полноценной жизнедеятельности и развития и т.д.
Определение семьи группы риска, по мнению
ряда ученых, на современном этапе требует
некоторой корректировки и не является достаточно
точным. В эту категорию часто включают семьи
имеющие асоциал ьную или амо ральную
направленность, что на самом деле заужает
проблематику риска семейных групп. На самом
деле проблематика данного понятия гораздо шире
[4].
Кроме того, проблему составляет сама
формулировка понятия «семья группы риска», не
смотря на много численные ра боты. Кроме данного
понятия используются такие как:
«неблагополучные», «деструктивные»,
«проблемные», «дисфункциональные» или
«негармоничные» семьи. Круг проблем данных
семей очень широк, это социальные, медицинские,
психологические, пр авовые, материальные ,
педагогические и другие стороны
жизнедеятельности. Несмотря на широту
определений и проблематики, одну основную
особенность данного вида семей выделить
представляется возможным – это крайне
негативное влияние на личность ребенка, ее
формирова ние и социал изацию. Это отрицательное
деструктивное влияние сказывается в виде
разнообразных, рано закрепляющихся отклонений
поведения [8].
Но проблемы указанного характера:
социальные, медицинские, психологические,
правовые, материальные, педагог ические и др.
могут возникать практически в любых семьях, но
не каждая семья, столкнувшаяся с каким либо
видом проблематики жизненного обеспечения
становится семьей из группы риска. Если семья,
преодолевая трудности, сплачивается, объединяет
свои усилия дл я преодо ления различ ного вида
невзгод, то мы не вправе присвоить данной семье
статус неблагополучной. Но не всегда родители
или лица их заменяющие находят в себе силы
справиться с трудностями, снижается активность,
уверенность в своих силах, происходит зам ыкание
на собственны х проблемах, что провоцирует
дефицит внимания к жизни и развитию ребенка.
Страдает семья как группа и страдает и
воспитательный процесс [8]. Таким образом,
несмотря на разные варианты раскрытия понятия
"неблагополучная семья", главной ее особе нностью
явля ется отрицательное, разрушительное,
десоциализирующее влияние на формирование
личности ребенка, которое проявляется в виде
разного рода ранних поведенческих отклонений.
Итак, к группе риска можно отнести ту семью,
которая не справляется с одной или несколь кими
своими функциями.
Различные исследования юридического,
психолого -педагогического, медико -социального
характера выделяют такие факторы, негативно
сказывающиеся на жизнедеятельности семьи как:
• социально -экономический фактор (плох ая
финан совая обеспе ченность семьи, негативные
жилищные условия);
• медико -санитарный фактор (отсутствие
гигиены, заболевания хронического характера,
отягощенная наследственная);
• социально -демографический фактор (сюда
относят неполные семьи, многодетные семьи,
семьи с пожил ыми родителями, повторные браки,
семьи со сводными детьми);
• социально -психологический фактор (семьи
характеризующиеся как конфликтные, с
аффективно окрашенным эмоциональным фоном,
отсутствием воспитательной составляющей
родителей, низ кий обще образователь ный уровень,
искаженные ценностные ориентации);
• криминальный фактор (аддикции,
асоциальный образ жизни родителей, семейные
разборки, жестокость и садизм, наличие
судимостей у членов семьи, приверженность к
преступному миру) [11].
Соци альные р аботники для четкого
определения специфики данных семей выделяют
три типа:
1. условно -адаптивные, то есть это
благополучная семья;
2. семья «группы риска», то есть эта та семья,
в которой не выполняются те или иные функции;
3. неблагополучная семья, то есть это та семья,
с которой прои сходит затруднение в работе из -за
комплекса трудностей, с которыми эта семья
столкнулась [6].
Таким образом, семья социального риска, это
та семья, которая испытывает трудности и
проблемы, которые ограничивают благоприятны е
условия для жизнедеятельности всех ее членов.
Выделяют следующие причины попадания
ребенка в семью группы риска:
• алкоголизм родит елей или одного из них;
• асоциальное поведение родителей;
• формирование квартиры под притоны
криминального или асоциально го характера;
• причинение тяжкого вреда здоровью или
лишение жизни одного из родителей в присутствии
ребенка;
• жестокое обращение с ребенком;
• конфликты со сверстниками [10 , c.56 ].
Характеризуя семьи группы риска, Елизаров
А.Н. выделить следующее:
1. С лабость аналитических способностей
сложившейся жизненной ситуации в семье.
Отсутствие возможности выдвигать цели,
способствующие улуч шению жизненной ситуации.
2. Слабость способности вербализировать
проблемы семейного характера, а так же трудности
22 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
пониман ия объяснений причин неблагополучия и
возможностей улучшения жизненной ситуации.
3. Повышенный негативный эмоциональный
фон, характе ризующийся чрезмерным количеством
эмоций агрессивного, властного, доминирующего
характера. Пониженное положительное
эмоцион альное состояние семейных отношений,
таких как забота, помощь, любовь.
4. Присутствие проблематики аддикций
алкогольного и наркотичес кого характера [5].
Е.И. Холостова рассматривает понятие семей
«группы риска» в более узком диапазоне. Автор
обращает внима ние на социальный характер
происхождения данного феномена и описывает его
как «категории людей чье социальн ое положение
по тем или ин ым критериям не имеет стабильности,
которым практически невозможно в одиночку
преодолеть трудности, возникшие в их жизни,
способные в результате привести их если не к
биологической гибели, то к потере ими социальной
значимости, духовности, морального облик а» [12,
c.15].
Обобщая данный материал, можно сделать
вывод, что семья «группы риска» - это такая
категория семей, которая в силу различных
жизненных обстоятельств более других
категориальных групп подвергается
отрицательным внешним влияниям со стороны
социума и не справляется с ними, кроме того не
выполняет своих функций. Говоря о риске, мы
имеем в виду двустороннее понятие, рассматривая
его и как риск для социума, и как для семьи и детей
в этой семье. Характеризуются эти семьи
определенными проблем ами вн утреннего
характера, например: слабость аналитических
способностей, трудностями в вербализации
проблем, повышенной аффектив ностью
негативного характера, проблемы с аддикцией.
Список литературы:
1. Алешинков М. С. Комплексные угрозы
российскому обществу XXI в ека: онтологические и
методологические основы прогнозирования.
Ростов н/Д, 2004. - 214с.
2. Арламов А.А. Деятельностный подход в
социально -педагогическом исследован ии
профилактики девиаций. Волгоград, 2010. - 264 с.
3. Бехманн Г. Современное общество:
общество р иска, информационное общество,
общество знаний. Пер. с нем. М.: Логос, 2010. - 248
с.
4. Грицай А.Г. Семьи группы риска в
стру ктуре типологии неблагополучных // Вестни к
Адыгейского государственного университета. -
2009. - №3. - 5 с.
5. Детская беспризорность и безнадзорность
проблемы и пути решения /Аналитический вестник
Совета Федерации, Федерального собрания
Российской Федерации № 20 (1 76). М, 2002. - 480 с.
6. Олиференко Л.Я, Шульга Т.И, Дементьева
И.Ф. Социально -педагогическая поддержка детей
группы риска. М., 2002. - 256с.
7. Поломошнов П.А. Личность и кризис
культуры в социальной философии П. Сорокина. //
Современные проблемы науки и образования . –
2014. – № 5.;URL: http://www.science -
education.ru/ru/article/view?id=14853 (дата
обращения: 20.03 .2020).
8. Понятие и типы неблагополучных семей //
Целуйко В. М. Психология неблагополучной
семьи: Книга для педагогов и родителей . -
М.:Издател ьство ВЛАДОС -ПРЕСС , 2003. - С.4 -7,
80 -81.
9. Порфирьев Б. Н. Риск и безопасность:
определение понятий // Риск в социальном
пространстве / под ред. А. В. Мозговой. М., 2001. –
220с.
10. Психологическое сопровождение лиц,
переживших насилие в семье: Научно -
метод ическое пособие / Под ред. проф. Ю.П.
Платонова . – СПб.: Санкт -Петербургский
государственный институт психолог ии и
социальной работы, 2002. - 234 с.
11. Рогова Ю.А., Агулина С.В. Семьи «группы
риска» как социальная и психолого -педагогическая
проблема / Ю.А. Р огова, С.В. Агулина
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8548.pdf
12. Холостова Е.И. Технология социальной
работы/ под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой .
Издательско -торговая корпорация «Дашков и Ко»,
2013. - 478 с.
13. Шабров П. Н. Социально -педагогические
риски к ак характерная черта современной
российской школы // Вестник Курского гос. ун -та
им. Н. А. Некрасова. 2009. № 4. - 5с.
14. Якимова Е. Ф. Йоффе Х. Фено мен риска:
от восприятия – к социальному представлению.
[Эле ктрон ный ресурс] — Режим доступа - URL:
www: Foxi t Reader 2.3 – [14921548. pdf]
Обра зование и саморазвитие. 2012. Т. 1. № 29. С.
44 -50.
3. Марчук Н.Ю. Психолого -педагогические
особенности дистанционного
обучения/ /Педагогическое образование в России.
2013. № 4. С. 78 -85
4. Кочетова Ю.Ю. Особенности применения
тьюторского сопровождения в дистанци онном
обра зовании // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2014. № 1 (33).
С. 116 -118.
5. Караваева К.В. Влияние возрастных
особенностей обучающихся на их отношение к
дистанционному образованию // Вестник
Удмуртского университета. Серия Филосо фия.
Пси хология. П едагогика. 2015. № 3 -2. С. 67 -70.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Емельянов Станислав Сергеевич
старший преподаватель
Институт транспорта, сервиса и туризма
ГБОУ ВО НГИЭУ
р.п.Воротынец
FORMATION OF A HEALTH Y L IFESTYLE AMONG STUDENTS
Stanislav Emelyanov
senior teacher
Institute of transport, service and tourism SEI IN NHIEU
r. p.Vorotynets
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены основные факторы, которые влияют на здоровый образ жизни у
студентов. В совреме нном мире, данная проблема явля ется актуальной, так как многие студенты ведут
неправильный образ жизни.
ANNOTATION
This article discusses the main factors that affect the healthy lifestyle of students. In the modern world, this
problem is relevant, since m any s tudents lead the wrong lifestyle.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, работоспособность, студенты, распорядок дня, физическая
активность, неправильное питание, вредные привычки.
Keywords: healthy lifestyle, working capaci ty, students, daily routine, phys ical activity, poor nutrition, bad
habits.
Одна из важных задач современного общества
– это сохранение здоровья молодого поколения.
Для того, чтобы подготовить
высококвалифицированных специалистов,
необходимо укреплять и в дальнейшем
поддерживать пр авильны й и здоровый образ
жизни, так улучшиться вы носливость и
работоспособность студентов. При обучении,
студенты испытывают высокую нагрузку, что до
начала обучение в вузе было совсем для них
непривычно.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось
не так д авно, в XX веке, его автором стал
профессор -фармак олог Израиль Брехман.
По определению ВОЗ (всемирная организация
здравоохранения), здоровый образ жизни (ЗОЖ) –
это поведение и мышление человека,
обеспечивающие ему сохранение и укрепление
здоровья; индивид уальная система привычек,
которая обеспечивает чел овеку необходимый
уровень жизнедеятельности для решения задач,
связанных с выполнением обязанностей и для
решения личных проблем и запросов; система
жизни, обеспечивающая достаточный и
оптимальный обмен чел овека с о средой и тем
самым позволяющая сохранить здоровье на
безопасном или благоприятном уровне.
Наиболее распространённые факторы,
которые оказывают негативное влияние на
здоровье человека:
1. Неправильный распорядок дня;
2. Низкая физическая активность;
3. Неп рав ильн ое питание;
4. Вредные привычки.
Чтобы выявит ь интерес о здоровом образе
жизни у студентов института «Транспорта, сервиса
и туризма», было проведено анкетирование, в
котором учувствовало 100 человек. В результате,
мы получили следующие данные:
На воп рос: « Какой у вас расп орядок дня?»,
ответы на данн ый вопрос, представлены на рисунке
1.
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 17
Рисунок 1. – Диаграмма распределения ответов респондентов
Правильный распорядок дня – это чередование
труда и отдыха, для поддержания здоровья и
работоспособност и человека на высшем уровне.
При грамотном соблюдении распорядка дня, вы не
будете переутомляться и создадите оптимальные
условия для работоспособности, тем самым, не
нанося вред здоровью.
На вопрос: «Какова ваша физическая
активность?», ответы получились следующие:
Рисунок 2. – Диаграмма распределения ответов респондентов
В наше время, с развитием информационных
технологий человек стал меньше двигаться. Низкая
физическая активность способствует ряду
различных заболеваний (инсульт, сахарный диабет,
ож ирение и др.), что уменьшает
продолжительность жизни и снижает
работоспособность. Физическими упражнениями
заниматься необходимо, чтобы поддерживать
уровень своего здоровья на протяжении всей
жизни, ведь движение – это жизнь.
На вопрос «Правильно ли вы пит аетесь?»,
ответили следующим образ ом:
Рисунок 3. – Диаграмма ответов респондентов
36%
64%
Правильный Не правильный
58%
42%
Низкая Высокая
23%
77%
Правильно
Не правильно
18 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Правильное питание – важный компонент
здорового образа жизни. Рациональным считается
питание, которое сбалансировано и подобрано с
учётом пол а, возраста, трудовой нагр узкой ,
климатическими условиями и инди видуальными
составляющими. У студентов, из -за постоянной
нехватки времени и быстрого темпа жизни,
приводят к нарушению питания. Приём пищи
должен проходить в одно и тоже время, а также
включат ь в себя БЖУ (белки, жиры и угл еводы),
различные группы витамино в и минеральные
вещества, для правильного роста и развития
молодого организма.
На вопрос: «Есть ли у вас вредные
привычки?», ответы на данный вопрос,
представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. – Диаграмма ответов респон дентов
Вредные привычки, такие как табакокурение и
распитие алкогольных напитков, являются самыми
распространенными среди молодёжи. Научно
доказано, что курение снижает восприимчивость
учебных материалов, а также приводит к
возникно вению различных заболе ваний – рак
лёгких, воспаления трахеи, хро нические бронхиты
и бронхиальная астма и другие. При частом и
длительном употреблении алкогольных напитков,
может начаться алкогольная зависимость. Даже
небольшая доза алкоголя, наносит органи зму вред,
что отражает ся не тол ько на физическом состоянии,
но и на психологическом аспекте здоровья.
По результатам опроса можно сказать, что
большинство студенческой молодежи
воспринимает здоровье на уровне физического
благополучия и считает основным усл овием его
сохранения о тказ от в редных привычек, правильно
питать ся и заниматься физической культурой.
Однако в их сохранении, еще не сформировано
отношение к здоровью, как к главной ценности.
Формирование здорового образа жизни у
студентов в образовательно м процессе является
важнейшей з адачей общества. Необходимо
стиму лировать студентов к укреплению,
сохранению своего здоровья, заниматься
пропагандой и поддержанием здорового образа
жизни, что приведёт к ещё большему увеличению
количества людей, ведущих здор овый образ жизни.
В об разовател ьный процесс необходимо внедрение
знаний, упражнений, направленных на развитие
здорового образа жизни.
Список литература:
1. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и
физическая культура студента. М.: Альфа -М;
ИНФРА -М, 201 2.
3. Воинов, В. Б., Кирой В. Н . Критерии оценки
уровня здоро вья // Валеология. 1998. №3. С. 43 -48.
4. Заруба Н. А., Казин Э. М., Федоров А. И.,
Панина Т. С. Социальные и педагогические
аспекты сохранения здоровья субъектов
образовательного процесса // Мир образования -
образо вание в ми ре. 2001. № 1. С. 146.
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОНЯТИЯ «РИСК» КАК
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА
Каращук Любовь Николаевна
старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педа гогики
Федер альное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министер ства
здравоохранения Российской Федерации
г. Рязань
Шалимова Елена Никола евна
старший преподав атель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Мин истерства
здравоохранения Российской Федерации
79%
21%
Да Нет
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 19
г. Рязань
DIFFERENT APPROACHES IN THE STUDY OF RANGE OF PROBLEMS OF CONCEPT
«RISK» AS PHENOMENOLOGICAL BASIS OF FEATURES OF FAMILIES OF HIGH -RISK GROUP.
Karashchuk Lyubov Nikolaevna
Senior Lecturer of the Dep artment of G eneral and Special Psychology with a course in pedagogy
Ryazan State Medical University
Ryazan
Shalimova Elena Nikolaevna
Senior Lecturer of the Dep artment of General and Special Psychology with a course in pedagogy
Ryazan State Medical Univers ity
Ryazan
АННОТАЦИЯ
Статья раскрывает социально -педагогические функции, уточнения, классификации,
совершенствования методологических и практико -ориентированных подходов в рамках понятия «семьи
группы риска». Анализируется социально -педагогическое понятие феномена ри ска. Даетс я теоретико -
меодологический анализ семей «группы риска».
ABSTRACT
The article reveals the socio -pedagogical functions, refinement, classification, improvement of
methodological and practice -oriented approaches in the framework of the concept of “family at risk”. The socio -
pedagogical concept of the risk phenomenon is analyzed. A theoretical and methodological analysis of the families
of the “risk group” is given.
Ключевые слова: феномен риска; психолого -педагогические риски; семьи группы риска;
педагогичес кая рискология.
Keywords: risk phenomenon; psychological and pedagogical risks; risk group families; pedagogical
riskology.
На сегодняшний день проблематика
социально -педагогического феномена носящего
название «семьи группы риска» приобретает в се
большую актуальность. Социально -культурное
развитие общества находится в сложном этапе
развития, где духовные и материальные ценности
находятся в противоборстве, что характеризует его
как конфликтное, или кризисное развитие.
Элементы этого конфликта - противоречия .
Например: этническое самосознание -
межэтническая непримиримость,
конфессиональная солидарность - агрессивный
религиозный фанатизм, гипертрофированная
толерантность - терроризм, гуманистические
доктрины политических основ государства -
тоталит арное полож ение в контексте
декларативных гуманистических направленностей.
И это далеко не полный перечень социо -
культурного кризиса, как открытой системы
противоречий [2,7]. Этот конфликт затрагивает
практически все слои общества и главный институт
общест ва – семью, взрослое население не всегда в
состоянии объяснить это противоборство для себя,
выбирая ту или иную сторону конфликта, что
сказывается на адаптации и особенностях
поведения и детской популяции, которая
социализируется в обществе на основе ценно стей
принят ых в семье. В результате некоторые семьи
продуцируют различные риски для формирования
еще неокрепшей личности ребенка. Помогая
формировать адекватные ценности и понятия
социально -общественного характера, создавая
среду для воспитания благоприятн ых качеств
личности, педагог будет способствовать
позитивной социализации участников семейного
процесса в рамках группы риска. Что в дальнейшем
может оказать благоприятное воздействие на
общество в целом.
Определение «семьи группы риска» является
на сегодн яшний день в целом сформировавшимся
общим научным понятием, но различные авторы и
школы, тем не менее, вносят некоторые различия в
его трактовки. Таким образом, мы видим
потребность в уточнении и классификации
различных подходов в современном научном
сообщ естве.
Опр еделимся в первую очередь с понятием
слова «риск» в его психолого -педагогическом
контексте. Обсуждение проблематики рисков
пришло в педагогическую и психологическую
науку из социологии и экономики в связи
актуальным значением прогнозов различных
рисков соц иализации ребенка, их описания,
классификации, профилактики. В социологической
направленности рискологией занимались такие
ученые как А. П. Альгин, В. И. Зубков, А. А.
Исмаилов, Х. Йоффе [3]. Так же существенное
значение в понимание отдельных со ставляющих
понятия риск внесли Е.Т. Вентцель, Н.Н. Воробьев,
Ю. Козелецкий, Г.А. Хай.
Социально -философская направленность
решения проблематики понятия риск решалась в
работе таких авторов как А. П. Альгина, В. Н.
Лысцова, В. А. Петровского и др. В работах
отмечались этические и нравственные
составляющие риска. Данное понятия являлось
модификатором адекватных, цивилизованных
человеческих поступков и нравственных выборов.
В разработке понятия риск предпринимались
попытки как в рамках социально -психологическо й
20 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
– это раб оты Р. Лазаруса, Л.Н. Коган, так и в рамках
общепсихологической направленности – это
работы А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского и В.А.
Нерсесяна.
На заре социальной педагогики понятие риск
как основу девиации в социализации детей
использовали таки е авторы ка к Ю.В. Василькова,
Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, Н. Ф.
Голованова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, А.В.
Мудрик, Ф.А. Мустафаева [1].
В социальной педагогике основное внимание
уделяется трем аспектам: сознание, отношение,
поведение. Эти аспек ты обеспечи вают
теоретическое обоснование специфики технологии
принятия решения педагогом в ситуациях
неопределенности. Авторы данных работ: П. Вудс,
Р. Шретор, Г. Турнер, Л. Бартор - Великобритания,
Ж. Беснар - Франция, В.А. Ядов, Ф.Р. Филиппов,
В.Я. Неча ев - Россия , С. Хиндерфунк и В. Шефульд
– Германия [13].
В научном сообществе риски изучаются в
социально -педагогической среде (А.А.Баймашева,
Н.Д.Никандров), в детско -подростковой среде
(А.А.Арламов, П.Н.Шабров)[13].
Первоначально понятие «риск» положите льно
коррели ровало с понятием «опасность», с
дальнейшим развитием определенного ущербного
жизненного сценария.
Риск в рамках социологической
направленности представляет собой такую
жизнедеятельность индивида, в которой
представлен ряд негативных со циальных
последствий для достижений индивида в процессе
жизнедеятельности, касающихся его статусных
особенностей [9].
Изучение происхождения рисков в рамках
социальной направленности показало, что в их
основе лежат исторические, социокультурные и
групповы е параме тры [1].
Рисковые ситуации в свою очередь создают
определенные защитные механизмы у личности,
такие как идентичность, то есть личность
идентифицируется с микросоциумом, вбирая в себя
образы представления, типы мышления
общепринятые и привычные их м икрогруп пе [14].
Психологическая направленность изучения
феномена риска, рассматривает его как:
а. неудачу в различных видах деятельности. То
есть в рамках некоторых действий человек
совершает ошибки, грозящие потерями;
б. различные ситуации выбора.
Таким образом , социально -психологические
формы риска составляют следующие категории:
негативные типы воспитания, в первую очередь
эмоционально -отвергающий; стрессогенные виды
деятельности; «трудный» контингент (дети с
девиациями, дети -мигранты, дети -беспризорни ки)
и мн . др.
Педагогическая составляющая рискового
развития личности рассматривается в
образовательном процессе, который способствует и
контролирует социализацию ребенка.
Педагогические риски – это неэффективный
педагогический процесс, который формируется в
конте ксте дефицит а понимания субъектов данного
процесса особенностей и последующих негативных
вариантов развития ситуации не только внутри
данного процесса, но и внешних угроз со стороны
общества биологического, социального,
культурного, экономического характер а
безопасной жизнедеятельности человека[2].
Педагогическая рискология направляет свой
интерес на три вектора, выделяя личностный риск,
физический риск и технологический риск.
Таким образом, терминология понятия «риск»
является достаточно сложной, многомер ной и
неодно значной, ей присущи специфические
особенности. Качества, черты, свойства, элементы
этого феномена будут зависеть от направленности
исследователя.
В рамках изучаемой направленности мы будем
опираться на понятие педагогический риск как
«характер истику педаг огического решения в
ситуации неопределенности с наиболее вероятным
прогнозом ожидаемого результата, где принцип
минимизации педагогических рисков в социально -
педагогическом исследовании профилактики
девиаций является одним из условий м одификац ии
методов д иагностики девиантного поведения и
факторов, влияющих на распространение девиаций
в молодежной среде» [2, с. 57]. Такое определение
социально -педагогическому понятию «риск» дает в
своей монографии доктор педагогических наук
А.А. Арламов .
Социа льно -педа гогический подход в изучении
проблематики понятия риск выделяет три
неразделимые составляющие - это риск, которому
подвергаются воспитанники, родители, учителя (в
отдельности и все вместе). Кроме того, психолого -
педагогическая направленнос ть риска связана со
следующими понятиями: социализация личности,
оптимизация педагогической деятельности, а так
же профилактика позитивного сотрудничества
участников воспитательного процесса.
Вследствие чего, говоря о семьях группы
риска, подразумевается, что эти семьи наход ятся
под воздействием некоторых нежелательных
факторов, которые могут оказать влияние или не
оказать оного. По факту мы имеем в виду две
стороны риска. С одной стороны, это риск
создаваемый для общества семьями данной
категории. С друго й сторон ы, общество так же
продуцирует некоторые риски для данных семей, с
которыми они могут справиться, а могут и не
справиться, что в любом случае, опять таки, может
повлечь негативные последствия для общества.
Получается замкнутый круг, который требует
вмешате льства специ алистов различной
направленности, в том числе психологической и
социально -педагогической.
Данное понятие - «группы риска» - появилось
в советском периоде развития научных и
прикладных психолого -педагогических
исследований в рамках запро са приор итетности
об щественных интересов. Что позволило выделить
различные категории семей, поведенческие
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 21
особенности которых представляли некоторую
опасность для ближнего окружения в частности и
социума в целом, так как поступки противоречили
общественным нормам.
На современном этапе эти категории семей
рассматриваются учеными, с точки зрения того,
какому риску подвергаются сами рисковые группы,
это могут быть такие риски как: потеря жизни,
потеря или значительное ухудшение здоровья,
потеря и значительное ухудшен ие условий д ля
полноценной жизнедеятельности и развития и т.д.
Определение семьи группы риска, по мнению
ряда ученых, на современном этапе требует
некоторой корректировки и не является достаточно
точным. В эту категорию часто включают семьи
имеющие асоциал ьную или амо ральную
направленность, что на самом деле заужает
проблематику риска семейных групп. На самом
деле проблематика данного понятия гораздо шире
[4].
Кроме того, проблему составляет сама
формулировка понятия «семья группы риска», не
смотря на много численные ра боты. Кроме данного
понятия используются такие как:
«неблагополучные», «деструктивные»,
«проблемные», «дисфункциональные» или
«негармоничные» семьи. Круг проблем данных
семей очень широк, это социальные, медицинские,
психологические, пр авовые, материальные ,
педагогические и другие стороны
жизнедеятельности. Несмотря на широту
определений и проблематики, одну основную
особенность данного вида семей выделить
представляется возможным – это крайне
негативное влияние на личность ребенка, ее
формирова ние и социал изацию. Это отрицательное
деструктивное влияние сказывается в виде
разнообразных, рано закрепляющихся отклонений
поведения [8].
Но проблемы указанного характера:
социальные, медицинские, психологические,
правовые, материальные, педагог ические и др.
могут возникать практически в любых семьях, но
не каждая семья, столкнувшаяся с каким либо
видом проблематики жизненного обеспечения
становится семьей из группы риска. Если семья,
преодолевая трудности, сплачивается, объединяет
свои усилия дл я преодо ления различ ного вида
невзгод, то мы не вправе присвоить данной семье
статус неблагополучной. Но не всегда родители
или лица их заменяющие находят в себе силы
справиться с трудностями, снижается активность,
уверенность в своих силах, происходит зам ыкание
на собственны х проблемах, что провоцирует
дефицит внимания к жизни и развитию ребенка.
Страдает семья как группа и страдает и
воспитательный процесс [8]. Таким образом,
несмотря на разные варианты раскрытия понятия
"неблагополучная семья", главной ее особе нностью
явля ется отрицательное, разрушительное,
десоциализирующее влияние на формирование
личности ребенка, которое проявляется в виде
разного рода ранних поведенческих отклонений.
Итак, к группе риска можно отнести ту семью,
которая не справляется с одной или несколь кими
своими функциями.
Различные исследования юридического,
психолого -педагогического, медико -социального
характера выделяют такие факторы, негативно
сказывающиеся на жизнедеятельности семьи как:
• социально -экономический фактор (плох ая
финан совая обеспе ченность семьи, негативные
жилищные условия);
• медико -санитарный фактор (отсутствие
гигиены, заболевания хронического характера,
отягощенная наследственная);
• социально -демографический фактор (сюда
относят неполные семьи, многодетные семьи,
семьи с пожил ыми родителями, повторные браки,
семьи со сводными детьми);
• социально -психологический фактор (семьи
характеризующиеся как конфликтные, с
аффективно окрашенным эмоциональным фоном,
отсутствием воспитательной составляющей
родителей, низ кий обще образователь ный уровень,
искаженные ценностные ориентации);
• криминальный фактор (аддикции,
асоциальный образ жизни родителей, семейные
разборки, жестокость и садизм, наличие
судимостей у членов семьи, приверженность к
преступному миру) [11].
Соци альные р аботники для четкого
определения специфики данных семей выделяют
три типа:
1. условно -адаптивные, то есть это
благополучная семья;
2. семья «группы риска», то есть эта та семья,
в которой не выполняются те или иные функции;
3. неблагополучная семья, то есть это та семья,
с которой прои сходит затруднение в работе из -за
комплекса трудностей, с которыми эта семья
столкнулась [6].
Таким образом, семья социального риска, это
та семья, которая испытывает трудности и
проблемы, которые ограничивают благоприятны е
условия для жизнедеятельности всех ее членов.
Выделяют следующие причины попадания
ребенка в семью группы риска:
• алкоголизм родит елей или одного из них;
• асоциальное поведение родителей;
• формирование квартиры под притоны
криминального или асоциально го характера;
• причинение тяжкого вреда здоровью или
лишение жизни одного из родителей в присутствии
ребенка;
• жестокое обращение с ребенком;
• конфликты со сверстниками [10 , c.56 ].
Характеризуя семьи группы риска, Елизаров
А.Н. выделить следующее:
1. С лабость аналитических способностей
сложившейся жизненной ситуации в семье.
Отсутствие возможности выдвигать цели,
способствующие улуч шению жизненной ситуации.
2. Слабость способности вербализировать
проблемы семейного характера, а так же трудности
22 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
пониман ия объяснений причин неблагополучия и
возможностей улучшения жизненной ситуации.
3. Повышенный негативный эмоциональный
фон, характе ризующийся чрезмерным количеством
эмоций агрессивного, властного, доминирующего
характера. Пониженное положительное
эмоцион альное состояние семейных отношений,
таких как забота, помощь, любовь.
4. Присутствие проблематики аддикций
алкогольного и наркотичес кого характера [5].
Е.И. Холостова рассматривает понятие семей
«группы риска» в более узком диапазоне. Автор
обращает внима ние на социальный характер
происхождения данного феномена и описывает его
как «категории людей чье социальн ое положение
по тем или ин ым критериям не имеет стабильности,
которым практически невозможно в одиночку
преодолеть трудности, возникшие в их жизни,
способные в результате привести их если не к
биологической гибели, то к потере ими социальной
значимости, духовности, морального облик а» [12,
c.15].
Обобщая данный материал, можно сделать
вывод, что семья «группы риска» - это такая
категория семей, которая в силу различных
жизненных обстоятельств более других
категориальных групп подвергается
отрицательным внешним влияниям со стороны
социума и не справляется с ними, кроме того не
выполняет своих функций. Говоря о риске, мы
имеем в виду двустороннее понятие, рассматривая
его и как риск для социума, и как для семьи и детей
в этой семье. Характеризуются эти семьи
определенными проблем ами вн утреннего
характера, например: слабость аналитических
способностей, трудностями в вербализации
проблем, повышенной аффектив ностью
негативного характера, проблемы с аддикцией.
Список литературы:
1. Алешинков М. С. Комплексные угрозы
российскому обществу XXI в ека: онтологические и
методологические основы прогнозирования.
Ростов н/Д, 2004. - 214с.
2. Арламов А.А. Деятельностный подход в
социально -педагогическом исследован ии
профилактики девиаций. Волгоград, 2010. - 264 с.
3. Бехманн Г. Современное общество:
общество р иска, информационное общество,
общество знаний. Пер. с нем. М.: Логос, 2010. - 248
с.
4. Грицай А.Г. Семьи группы риска в
стру ктуре типологии неблагополучных // Вестни к
Адыгейского государственного университета. -
2009. - №3. - 5 с.
5. Детская беспризорность и безнадзорность
проблемы и пути решения /Аналитический вестник
Совета Федерации, Федерального собрания
Российской Федерации № 20 (1 76). М, 2002. - 480 с.
6. Олиференко Л.Я, Шульга Т.И, Дементьева
И.Ф. Социально -педагогическая поддержка детей
группы риска. М., 2002. - 256с.
7. Поломошнов П.А. Личность и кризис
культуры в социальной философии П. Сорокина. //
Современные проблемы науки и образования . –
2014. – № 5.;URL: http://www.science -
education.ru/ru/article/view?id=14853 (дата
обращения: 20.03 .2020).
8. Понятие и типы неблагополучных семей //
Целуйко В. М. Психология неблагополучной
семьи: Книга для педагогов и родителей . -
М.:Издател ьство ВЛАДОС -ПРЕСС , 2003. - С.4 -7,
80 -81.
9. Порфирьев Б. Н. Риск и безопасность:
определение понятий // Риск в социальном
пространстве / под ред. А. В. Мозговой. М., 2001. –
220с.
10. Психологическое сопровождение лиц,
переживших насилие в семье: Научно -
метод ическое пособие / Под ред. проф. Ю.П.
Платонова . – СПб.: Санкт -Петербургский
государственный институт психолог ии и
социальной работы, 2002. - 234 с.
11. Рогова Ю.А., Агулина С.В. Семьи «группы
риска» как социальная и психолого -педагогическая
проблема / Ю.А. Р огова, С.В. Агулина
[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8548.pdf
12. Холостова Е.И. Технология социальной
работы/ под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой .
Издательско -торговая корпорация «Дашков и Ко»,
2013. - 478 с.
13. Шабров П. Н. Социально -педагогические
риски к ак характерная черта современной
российской школы // Вестник Курского гос. ун -та
им. Н. А. Некрасова. 2009. № 4. - 5с.
14. Якимова Е. Ф. Йоффе Х. Фено мен риска:
от восприятия – к социальному представлению.
[Эле ктрон ный ресурс] — Режим доступа - URL:
www: Foxi t Reader 2.3 – [14921548. pdf]