Предыдущая запись
LANGUAGES IN THE FACE OF GLOBALIZATION (5-6)
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ УСЛУГ (7-9)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/11/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
60,
Том: 1,
Страницы в выпуске:
7-9
Автор:
Кардия Ирина Евгеньевна
ГПО АУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна , Ярославль
ГПО АУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна , Ярославль
Анотация: В статье описан опыт проведения интегрированных занятий в Ярославском колледже сервиса и дизайна. Рассматривается роль межпредметной интеграции в подготовке будущих специалистов сферы услуг.
Ключевые слова:
межпредметные связи;
целостность обучения; обучение по профессии парикмахер;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: Список литературы
1. Григорян М.Э., Болдыревский П.Б. Междисциплинарная интеграция в реализации компетентностного подхода //Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Международный журнал прикладных и фундаментальных
исследований. – 2016. – № 6 (часть 1) – С. 145-148
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕЖПРЕДМЕ ТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ У СЛУГ
Кардия Ирина Евгеньевна
ГПО АУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна
Россия , г. Ярославль
INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN THE TRAINING OF SERVICE SECTOR SPECIALISTS
Kardiya Irina Yevgenyevna
Yaroslavl College of Service and Design
Russia , Yaros lavl
АННОТАЦИЯ
В статье описан опыт проведения интегрированных занятий в Ярославском колледже сервиса и
дизайна. Рассматривается роль межпредметной интеграции в подготовке будущих специалистов сферы
услуг.
ANNOTATION
The article describes the experience of integrated s tudies at the Yaroslavl College of Service and Design. It
is reported the role of interdisciplinary integration in specialist training in the service sector
Ключевые слова: межпредметные связи, целостность обучения, обучение по профессии пар икмахер.
Key wo rds: interdisciplinary relations, integrity of training, job training of hairdresser.
Основной целью среднего профессионального
образования является подготовка
высококвалифицированных специалистов, в
полной мере реализующих свой потенци ал,
становление знающего специалиста,
ответственного за результаты и качество своей
деятельности. Современный специалист должен не
только обладать определенным набором знаний,
умений и навыков, но уметь ориентироваться в
нестандартных производственных ситу аци ях и
находить новые, нетипичные производственные
решения.
Знания, навыки и компетенции не могут
формироваться в рамках отдельных дисциплин.
Важным условием достижения результативности в
формировании компетенций является
междисциплинарная интеграция.
Ст уде нт должен воспринимать
профессиональное образование по любой
специальности как целостный процесс, и
рассматривать изучение любой дисциплины, в том
числе и общеобразовательного цикла, как
составную часть профессиональной подготовки.
Междисциплинарная интегр ация с оздает
возможности для формирования у обучающихся
целостной картины взаимосвязанного и
взаимозависимого мира. Студент, многократно
применяя знания по каждой изучаемой или
изученной дисциплине за рамками самой
дисциплины, в новых условиях, форми рует у мение
применять знания и в профессиональной
деятельности [1, с. 145 -148].
Рассмотрим возможные направления
междисциплинарной интеграции на примере
организации образовательного процесса по
программе подготовки квалифицированных
рабочих и служащих 43. 01.02 Парикмахер.
Одним из условий проведения
интегрированных занятий явилось вычленение
междисциплинарного объекта изучения: он должен
был быть актуальным и проблемным, содержать
естественную межпредметную связь. Одно и то же
понятие в рамках каждой конкр етной дисцип лины
часто определяется по -разному, что затрудняет
восприятие учебного материала. Разрыв этих
связей тормозит формирование практических
умений и навыков обучающихся. Знания,
получаемые обучающимися, должны
подкрепляться конкретным содержанием б удущей
деяте льности специалиста.
Занятие 1 по теме «Белки – природные
полимеры»
Занятие проводилось на основе интеграции
трех дисциплин «Химия», «Биология», «Основы
физиологии кожи и волос». Актуальность
выбранной темы занятия объяснялась наличием
таких п роблем , как разобщенность общих понятий
о составе и значении белка для организма в целом
и в будущей профессиональной деятельности
парикмахера. Студенты не понимали связь между
строением белка и выполняемыми
парикмахерскими технологиями (например,
химическ ая зав ивка). С точки зрения биологии
было важно научиться понимать строение белка и
его состав, с точки зрения химии – вредное
воздействие химических веществ на белок, а с
точки зрения физиологии кожи и волос – уметь
использовать сведения о белке в будущей
профе ссиона льной деятельности. Целью занятия
было углубление и расширение имеющихся знаний
у обучающихся о строении белка, его роли в
жизнедеятельности организма , формирование
исследовательских компетенций у студентов ,
развитие умения работать в команде.
Занят ие пр оходило в форме конференции с
элементами лабораторного практикума и включало
в себя несколько этапов. Первый этап - пленарное
заседание, где с докладами – презентациями
8 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 2020
выступали студенты в качестве приглашенных
гостей. Этот этап требовал предва ритель ной
работы студентов. В качестве опережающего
задания были предложены следующие темы
выступлений: анализ анкетирования студентов 1
курса профессии парикмахер «Что я знаю о
белке?», история открытия белка, исследования в
области применения протеинов в уходе за во лосами
(на примере фирмы L’Or éal). На втором этапе все
студенты разделились на группы (химики, биологи,
физиологи). Для каждой группы было отведено
свое рабочее место, оснащенное компьютером. Все
группы получили папку с заданием (инструкция,
ин формац ионный текст, перечень вопросов для
обсуждения в аудитории), папку с изображением на
рабочем столе компьютера. Студенты изучали
текст, формулировали тему сообщения, подбирали
изображения и создавали презентацию. На третьем
этапе проходило выступление групп с
пос ледующим обсуждением сообщения всей
аудиторией. На четвертом этапе проведена
исследовательская лабораторная работа (рисунок
1), где студенты исследовали влияние спирта на
структуру белка, доказывая вредное влияние
химических веществ на изменени е стру ктуры
белка. На этапе рефлексии использовался прием
написания синквейна со словом «белок» и
самооценка работы каждого участника в группе.
Рисунок 1 – скрин заданий исследовательской работы
Занятие 2 по теме «Состав и свойства
шампуней. Уход за волос ами»
Занятие проводилось на основе интеграции
дисциплин: «Химия». «Основы физиологии кожи и
волос», «Санитария и гигиена парикмахерских
услуг». В данном случае актуальность темы
занятия связана с развитием сег мента
профессиональной косметики для волос. Для
успешной работы парикмахер должен владеть не
только разнообразными приемами стрижки волос,
но и ориентироваться во всем многообразии
косметических средств, а также знать, как
используемые в парикмахерском рем есле вещества
взаимодействуют с разными типами кожи и волос,
как ухаживать за волосами, как не повредить их,
применяя химикаты и различное оборудование.
Учебное занятие проводилось в соответствии с
основными положениями практико -
ориентированного обучения с использованием
элементов образовательной техно логии «Развитие
критического мышления». На этапе вызова
задавались вопросы для актуализации опорных
знаний студентов по теме, демонстрировался
видеоролик из серии «Среда обитания. Шампуни».
Использовался прием З-Х-У (что мы знаем, что
хотим узнать, что узн али) путем заполнения
таблицы на разных этапах занятия. На этапе
осмысления было представлено выступление
студентки с опережающим домашним заданием –
сообщение по теме «История возникновения
шампуня», затем ра бота с информационным
текстом, результатом кото рой являлась
заполненная синтез – таблица (рису нок 2).
Информационный текст отражал часто
встречающиеся и значимые для понимания темы
сведения, завуалированные общим текстом.
Студентам необходимо было вычленит ь самое
главное, чтобы дать четкое определение понятию.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 9
Рисунок 2 – скрин синтез -таблицы
На этапе рефлексии проходило целостное
осмысление, обобщение полученной информации
путем обсуждения выполненного задания и ответов
на дополнительные вопросы. А так же для проверки
приобретенных знаний опытны м путем
проводилась небольшая практическая работа по
определению рН и пенообразования шампуней.
Только имея знания по физиологии и санитарии
можно было сделать правильный вывод по
результатам химического исследования.
Предлагаемые на занятии задания с
проф ессиональной направленностью, отражающ ие
специфик у конкретной профессии, позволили
углубить и расширить профессиональные знания
обучающихся. Результатом проведенных занятий
был положительный эмоциональный настрой
студентов, развитие профессионально – важны х
качеств при работе с клиентом (умение выделять
главное, анализировать, сравнивать), развитие
умения использовать полученные знания в
профессиональной деятельности.
Погружение студентов в ситуацию
профессиональной деятельности посредством
междисциплинарны х связей позволило создать
дополнительные условия для формирования у
будущего парикмахера целостного восприятия
мира. Именно поэтому междисциплинарная
интеграция является важным условием и
результатом комплексного подхода в подготовке
будущих специалистов сферы услуг.
Список литературы
1. Григорян М.Э., Бо лдыревский П.Б.
Междисциплинарная интеграция в реализации
компетентностного подхода //Нижегородский
государственный университет им. Н.И.
Лобачевского, Нижний Новгород, Международный
журнал прикладных и фунда ментальных
исследований. – 2016. – № 6 (часть 1) – С. 145 -148
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕЖПРЕДМЕ ТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ У СЛУГ
Кардия Ирина Евгеньевна
ГПО АУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна
Россия , г. Ярославль
INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN THE TRAINING OF SERVICE SECTOR SPECIALISTS
Kardiya Irina Yevgenyevna
Yaroslavl College of Service and Design
Russia , Yaros lavl
АННОТАЦИЯ
В статье описан опыт проведения интегрированных занятий в Ярославском колледже сервиса и
дизайна. Рассматривается роль межпредметной интеграции в подготовке будущих специалистов сферы
услуг.
ANNOTATION
The article describes the experience of integrated s tudies at the Yaroslavl College of Service and Design. It
is reported the role of interdisciplinary integration in specialist training in the service sector
Ключевые слова: межпредметные связи, целостность обучения, обучение по профессии пар икмахер.
Key wo rds: interdisciplinary relations, integrity of training, job training of hairdresser.
Основной целью среднего профессионального
образования является подготовка
высококвалифицированных специалистов, в
полной мере реализующих свой потенци ал,
становление знающего специалиста,
ответственного за результаты и качество своей
деятельности. Современный специалист должен не
только обладать определенным набором знаний,
умений и навыков, но уметь ориентироваться в
нестандартных производственных ситу аци ях и
находить новые, нетипичные производственные
решения.
Знания, навыки и компетенции не могут
формироваться в рамках отдельных дисциплин.
Важным условием достижения результативности в
формировании компетенций является
междисциплинарная интеграция.
Ст уде нт должен воспринимать
профессиональное образование по любой
специальности как целостный процесс, и
рассматривать изучение любой дисциплины, в том
числе и общеобразовательного цикла, как
составную часть профессиональной подготовки.
Междисциплинарная интегр ация с оздает
возможности для формирования у обучающихся
целостной картины взаимосвязанного и
взаимозависимого мира. Студент, многократно
применяя знания по каждой изучаемой или
изученной дисциплине за рамками самой
дисциплины, в новых условиях, форми рует у мение
применять знания и в профессиональной
деятельности [1, с. 145 -148].
Рассмотрим возможные направления
междисциплинарной интеграции на примере
организации образовательного процесса по
программе подготовки квалифицированных
рабочих и служащих 43. 01.02 Парикмахер.
Одним из условий проведения
интегрированных занятий явилось вычленение
междисциплинарного объекта изучения: он должен
был быть актуальным и проблемным, содержать
естественную межпредметную связь. Одно и то же
понятие в рамках каждой конкр етной дисцип лины
часто определяется по -разному, что затрудняет
восприятие учебного материала. Разрыв этих
связей тормозит формирование практических
умений и навыков обучающихся. Знания,
получаемые обучающимися, должны
подкрепляться конкретным содержанием б удущей
деяте льности специалиста.
Занятие 1 по теме «Белки – природные
полимеры»
Занятие проводилось на основе интеграции
трех дисциплин «Химия», «Биология», «Основы
физиологии кожи и волос». Актуальность
выбранной темы занятия объяснялась наличием
таких п роблем , как разобщенность общих понятий
о составе и значении белка для организма в целом
и в будущей профессиональной деятельности
парикмахера. Студенты не понимали связь между
строением белка и выполняемыми
парикмахерскими технологиями (например,
химическ ая зав ивка). С точки зрения биологии
было важно научиться понимать строение белка и
его состав, с точки зрения химии – вредное
воздействие химических веществ на белок, а с
точки зрения физиологии кожи и волос – уметь
использовать сведения о белке в будущей
профе ссиона льной деятельности. Целью занятия
было углубление и расширение имеющихся знаний
у обучающихся о строении белка, его роли в
жизнедеятельности организма , формирование
исследовательских компетенций у студентов ,
развитие умения работать в команде.
Занят ие пр оходило в форме конференции с
элементами лабораторного практикума и включало
в себя несколько этапов. Первый этап - пленарное
заседание, где с докладами – презентациями
8 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 2020
выступали студенты в качестве приглашенных
гостей. Этот этап требовал предва ритель ной
работы студентов. В качестве опережающего
задания были предложены следующие темы
выступлений: анализ анкетирования студентов 1
курса профессии парикмахер «Что я знаю о
белке?», история открытия белка, исследования в
области применения протеинов в уходе за во лосами
(на примере фирмы L’Or éal). На втором этапе все
студенты разделились на группы (химики, биологи,
физиологи). Для каждой группы было отведено
свое рабочее место, оснащенное компьютером. Все
группы получили папку с заданием (инструкция,
ин формац ионный текст, перечень вопросов для
обсуждения в аудитории), папку с изображением на
рабочем столе компьютера. Студенты изучали
текст, формулировали тему сообщения, подбирали
изображения и создавали презентацию. На третьем
этапе проходило выступление групп с
пос ледующим обсуждением сообщения всей
аудиторией. На четвертом этапе проведена
исследовательская лабораторная работа (рисунок
1), где студенты исследовали влияние спирта на
структуру белка, доказывая вредное влияние
химических веществ на изменени е стру ктуры
белка. На этапе рефлексии использовался прием
написания синквейна со словом «белок» и
самооценка работы каждого участника в группе.
Рисунок 1 – скрин заданий исследовательской работы
Занятие 2 по теме «Состав и свойства
шампуней. Уход за волос ами»
Занятие проводилось на основе интеграции
дисциплин: «Химия». «Основы физиологии кожи и
волос», «Санитария и гигиена парикмахерских
услуг». В данном случае актуальность темы
занятия связана с развитием сег мента
профессиональной косметики для волос. Для
успешной работы парикмахер должен владеть не
только разнообразными приемами стрижки волос,
но и ориентироваться во всем многообразии
косметических средств, а также знать, как
используемые в парикмахерском рем есле вещества
взаимодействуют с разными типами кожи и волос,
как ухаживать за волосами, как не повредить их,
применяя химикаты и различное оборудование.
Учебное занятие проводилось в соответствии с
основными положениями практико -
ориентированного обучения с использованием
элементов образовательной техно логии «Развитие
критического мышления». На этапе вызова
задавались вопросы для актуализации опорных
знаний студентов по теме, демонстрировался
видеоролик из серии «Среда обитания. Шампуни».
Использовался прием З-Х-У (что мы знаем, что
хотим узнать, что узн али) путем заполнения
таблицы на разных этапах занятия. На этапе
осмысления было представлено выступление
студентки с опережающим домашним заданием –
сообщение по теме «История возникновения
шампуня», затем ра бота с информационным
текстом, результатом кото рой являлась
заполненная синтез – таблица (рису нок 2).
Информационный текст отражал часто
встречающиеся и значимые для понимания темы
сведения, завуалированные общим текстом.
Студентам необходимо было вычленит ь самое
главное, чтобы дать четкое определение понятию.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 9
Рисунок 2 – скрин синтез -таблицы
На этапе рефлексии проходило целостное
осмысление, обобщение полученной информации
путем обсуждения выполненного задания и ответов
на дополнительные вопросы. А так же для проверки
приобретенных знаний опытны м путем
проводилась небольшая практическая работа по
определению рН и пенообразования шампуней.
Только имея знания по физиологии и санитарии
можно было сделать правильный вывод по
результатам химического исследования.
Предлагаемые на занятии задания с
проф ессиональной направленностью, отражающ ие
специфик у конкретной профессии, позволили
углубить и расширить профессиональные знания
обучающихся. Результатом проведенных занятий
был положительный эмоциональный настрой
студентов, развитие профессионально – важны х
качеств при работе с клиентом (умение выделять
главное, анализировать, сравнивать), развитие
умения использовать полученные знания в
профессиональной деятельности.
Погружение студентов в ситуацию
профессиональной деятельности посредством
междисциплинарны х связей позволило создать
дополнительные условия для формирования у
будущего парикмахера целостного восприятия
мира. Именно поэтому междисциплинарная
интеграция является важным условием и
результатом комплексного подхода в подготовке
будущих специалистов сферы услуг.
Список литературы
1. Григорян М.Э., Бо лдыревский П.Б.
Междисциплинарная интеграция в реализации
компетентностного подхода //Нижегородский
государственный университет им. Н.И.
Лобачевского, Нижний Новгород, Международный
журнал прикладных и фунда ментальных
исследований. – 2016. – № 6 (часть 1) – С. 145 -148