50 Националь ная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮД ЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
КАЗАХСТАНА
Есымханова Зейнегуль Клышбековна,
кандидат экон.наук, профессор
Университет «Туран -Аста на» , г.Нур -Султан
Сакенова Злиха Магауяновна ,
кандидат экон.наук, доцент
Университет «Туран -Астана» , г.Нур -Султан
Жуанышев Азамат Ержанович,
Ст.преподаватель, магистр
Университет « Туран -Астана» , г.Нур -Султан
Са кенов Нурлан Амангельдинович,
кандидат экон.наук, доцент
Казахский университет технологии и бизнеса, г.Нур -Султан
SOME TRENDS OF FUNCT ION ING OF THE KAZAKHSTA N BUDGET SYSTE M
Yessymkhanova Zei negul Klyshbe kovna
сandidate of Science, pr ofessor
of «Turan -Astana» University, Nur -Sultan
Sakenova Zlikha Magauyanovna
сandidate of Science, assi stant professor
of «Turan -Astana» University, Nur -Sul tan
Zhuanyshev Azamat E rzhanovich
senior teacher , master
of «Turan -Astana» University, Nur -Sultan
Sakenov Nurlan Amangeldinovich
сandidate of Scie nce, assistant profes sor
of KazUIT , Nur -Sultan
Аннотация
В статье рассматриваю тся современное состояни е бюджетн ой системы Казахстана и влияние ее
показателей на экономику страны. Здесь п роанализированы статистические данные, отражающие роль
налогов в доход ах республиканског о бюджета, и х динамика и структура . Также проведено сравнение
показателей темпов роста налоговых поступлений и темпов роста номинального ВВП и их влияние на
проведение бюджетной полити ки страны.
Abstract
The article d iscusses the current state of the budget system of Kazakhstan a nd the impact of its indicators on
the country's economy. It analyzes statistical data reflecting the role of taxes in the republican budget revenues,
their dyn amics and structure. The authors also compared the ind icators of the growth rate of tax revenues and the
growth rate of nominal GDP and their impact on the implementation of the country's budget policy.
Ключевые слова : бюджет, бюджетная система, принципы б юджетной системы, государственный
бюджет, доходы бюдже та, расходы бюджета, валовой внутренний продукт, бюджетная политика .
Keywords : budget, budget system, principles of the budget system, state budget, budget revenues, budget
expenditures, gross domestic product, budget policy /
Бюджет ная система занимает гл авное звено в
финансовой системе страны, который призван
обеспечивать государственные органы власти
денежными средствами для выполнения
государственн ых функций и задач, так как
правительство страны спос обно удовлетворить
общественные п отребности.
В теории налогообложения существуют
мнения, что «….Распространенной концеп цией
является теория налога как регулятора экономики.
Для данной теории сущностным м оментов налогов
выступает не то обстоятельство, что о ни выступают
доходом государства либо некой платой за услуги,
которые государство оказывает обществу, а
возможности использования налога как средство
воздействия на экономическое развитие страны... »
[1, с.365 ]. В этой связи можно отметить о роли
налогов в перераспределении валового
внутре ннего продукта страны .
В бюджетно й системе государственный
бюджет является инструментом проведения
фискальной политики, который при помощи
налогов и государственных затра т распределяет
централизованные денежные средства меж ду
различными отраслями экономики , способствуя
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20 51
экономи ческому росту и сдерживанию
безработицы.
Казахстанский ученый -экономист А.
Есентугелов подчеркивает: «…в последние годы
происходит снижение доли госу дарственных
бюджетных расходов и доходов в ВВП, что с вязано
с снижением с 2006 года ст авок ряда налогов…... В
таком виде государственные бюджетные расходы и
налоговая нагрузка на экономику выглядит совсем
не обременительными…» [2, с.337 -338 ]. Здесь
следует отметить то, что налоговая политика
Казахстана напра влена на дальнейшее
совершенствов ание системы налогооб ложения и
снижения налогового бремени, что делает
налоговую систему привлекательной для
инвестиционной деятельности.
Через республиканский бюджет
осуществляется процесс распределения и
перераспределени я стоимости валового
внутреннего продукта и национальн ого дохода
страны между отраслями экономики, регионами,
социальными группами населения. На
республиканский бюджет возложено
финансирование общегосуд арственных
мероприятий, связанных с обеспечением
оборо носпособности государства, управ лением,
развитием наук и, подготовкой
высококвалифицированных кадров.
Средства республиканского бюджета
являются главным источником финансирования
структурной перестройки экономики, развития
перспективных направлений в сфере производства.
Большую роль играе т республиканский бюдж ет в
поддержании и развитии искусства, культуры,
средств массовой информации.
Известно, что наличие в государственном
устройстве страны территориаль ных образований
обуславливает необходимость наделения их
определенными полномочиями и объемом
финансовых рес урсов для обеспечения
жизнедеятельности в них. В этой связи в структуре
финансовой системы выделяются особым звеном
местные бюджеты. В современной отечественной
науке налоги в основном рассматриваются к ак
источник наполнения доходной части бюджета с
исполь зованием мобилизационной и фискальной
функции, тогда как социальная и
перераспределительная пр оявляются все слабее и
слабее [3 ]. О высокой фискально сти налогов в
Казахстане свидетельствует анализ динами ки
темпов роста налоговых поступ лений в
государственны й бюджет и темпов роста ВВ П.
По состоянию на 2019 года местные органы
самоуправления состоят из 17 регионов (14
областей и 3 города республиканского значения),
соответственно столько же областных и горо дских
бюджетов с территориальным и органами
исполнения бюджетов. Местный бюджет состоит
из:
• Бюджет области, города
республиканского значения и столицы;
• Бюджет города районного значения;
• Бюджет аула, поселка, сельского округа.
За последние годы в Казахстане налогово -
бюджетная политика нос ит несколько фискальны й
характер, однако, удельный вес налоговых
поступлений в доходах бюджета страны ежегодно
снижается. В таблице 1 приведены данные о
структуре доходной части республиканского
бюджетов РК за период 20 16 -2018 годы [4 ].
Таблица 1
Доход ы Республ иканского бюд жета РК 2016 – 2018 гг.
№ Доходы
(в млрд. тенге) 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп изменен. 2018 г./ 2016г. в
(%)
1 Налоговые п оступления 4 275 ,
9
4 848 ,
0
5 592 ,
4 130 ,8
2 Неналоговые поступления 298 , 2 159 , 9 120 , 2 40,3
3 Поступления о т продажи основного
капитала
7, 8
4, 3
5, 62 72,1
4 Поступления трансфертов 3 080 ,
3 4 67, 6 2933 , 5 95,2
Всего 7 662 ,
2
9 691 ,
8
8 651 ,
7 112 ,9
Источник: составлено на основе данных Министрества финансов РК [4].
Сог ласно теоретических трактовок ,
государственный бюджет распределяет 20%
валового внутреннего продукта. Внут ренний
валовый продукт страны - это главный индикатор
экономического роста, при помощи него
прогнозируется объемы налоговых поступлений.
Поступления г осударственного бюджета
включают в себя доходы, суммы погашения
бюджетных кредитов, поступления от продажи
финансовых активов, займы.
По результатам анализа доходов
республика нского бюджета, с 2016 по 2018 гг. ,
выросли налоговые поступления на 30,8%, а
нен алоговые поступления, поступлени я
трансфертов сократил ись (около 60% и 30%
соответственно) , также несколько сократились
поступления от продажи основного капитала
примерно на 5%.
В этой связи авторами на основе
статистических данных Комитета государственны х
доходов Республики Казахст ан проанализирована
52 Националь ная ассоциация ученых (НАУ) # 51, 20 20
динами ка налоговых по ступлений за последние три
года в разрезе уровней бюджета (местный бюджет
и республиканский бюджет). Указанная динамика
показала устойчивый рост по всем уровням
бюджета и приведена на рис унке 1 [4].
Рису нок 1 – Динамика налоговых поступ лений за 2015 -2017 гг. в разрезе уровней бюджета [4]
Примечание – составле но на основе данных Министрества фи нансов РК
Как видно из диаграммы наблюдается рост
налоговых поступлений, так как данная диаг рамма
отражает их фа ктическое поступление по годам в
разрезе республиканского и местного бюджета, что
позволяет говорить об успешной посл едовательной
бюджетной пол итике страны .
В этой связи можно отметить, что очень
справедливо мнение о том, что построение
оптимальной налогов ой системы основывается на
зависим ости между производством,
налогообложением и формированием доходов
государства. [5, с.25 -32].
В настоящее вре мя в бюджетной системе РК
существуют регионы доноры и регионы
реципиенты, то есть сложилась н еравномерные
объемы доходов между бюджетами разных
уро вней. Бедные регионы остро нуждаются в
бюджетных субвенциях, так как у них слабая
налоговая база и соответств енно низкая
собираемость налогов. Города и области с
высокими доходами и достаточной бюджетно й
обеспеченностью по двергаются бюджетным
изъятиям в вы шестоящий бюджет с тем, чтобы
сбалансировать бюджетную систему и сократить
дефицит наличностей.
Согласно Бюд жетного Кодекса Республики
Казахстан бюджетная система страны
основывается на следующих 14 пр инципах:
единства, п олноты, реалистичности,
транспарен тности, последовательности,
результативности, самостоятельности бюджета,
преемственности, обоснованности,
сво евременности, единства кассы, эффективности,
ответственности и принцип адресности и целевого
характера бюджетных средств [6].
Вышеперечисленные при нципы на основе которых
функционирует современная бюджетная система
страны, свидетельствует об эффективности и
результативности проводимой бюджетной
политики государства. С 2009 года бюджетное
планирова ние Казахстана переш ло на
среднесрочное планирование – трехлетний
бюджет, основанный на бюджетировании,
ориентированному на результат (БОР).
Таким образом, в насто ящее время
правительством Казахстана проводится
стимулирующая фискальная политика и создается
активный дефицит , к огда увеличиваются расходы
на соци альную сферу и снижаются налоговые
поступления . Возросшие затраты на социальную
поддержку, здравоохранение, о бразование
способствует улучшению человеческого капитала и
повышению совокупного спроса, соот ветственно
ускоря етс я темп экономического роста и созд ается
благоприятный инвестиционный климат в регионах
и в целом в стране .
Литература:
Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория
налогообложения. Алматы : ТОО «Издательство
«НОРМА -К» 2011. – 2002. 392с .
Есентугел ов А. «Стратегия пр оцветания
страны в условиях меняюще гося мира. Уроки
мирового кризиса и модернизация казахстанской
экономики. Монография . Алматы : 2011. – 400 с.
Аймаков Б. Становление и развитие налоговой
системы Казахстана // Вестник налогов и
инвестици й, № 3 -4, 2014. – С.14 -19 .
Данные Министерства Финансо в Республики
Казахстан // http:// www.minfin.gov.kz /
Юрченко В.Р. Методологические аспекты
расчета показателя налоговой нагрузки /
В.Р.Юрченко // Финансы и кред ит. – 2007. - №20
(260), С.25 -32.
Бюджетный Кодекс Рес публики Казахстан от 4
декабря 2008 года (с изм. и доп. На 01.01.2019г. ).
4909
6051
6838
3358
4303
4875
1551 1748 1963
0
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
2015 2016 2017
Динамика налоговых поступлений за период 2015 -2017 гг.
Государственный
бюджет
Республиканский
бюджет
Местный бюджет
млрд.тенге