Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

О ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (17-20)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/10/12
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 59, Том: 1, Страницы в выпуске: 17-20
Автор: Перескокова Татьяна Аркадьевна
кандидат пед. наук, доцент, Филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе, Старый Оскол
Анотация: Рассмотрена проблема формирования в период обучения социально – личностных качеств будущих профессионалов в ответ на требования работодателей – основных потребителей выпускников вузов. Приведены результаты самооценки студентами своих личных черт характера. Сформулированы предложения по совершенствованию образовательного процесса и повышения психолого–педагогической квалификации преподавателей.
Ключевые слова: социально – личностные качества; компетентность; самооценка; индивидуальные консультации;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Тутушкина М.К. Практическая психология. // С.-Пет.: Дидактика Плюс. 1997. 335с. 2. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения в высшей школе. // Высшее образование сегодня. 2017. №5. С.13-19. 3. Соловьев В. П., Перескокова Т.А. Оценка соответствия личностных качеств студентов выбранной профессии. // Экономика в промышленности. 2015. №3. С. 88-94. 4. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. // Качество и жизнь. 2015. №4. С.37 - 45.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 17
О ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕС СИОНА ЛЬНОГ О ОБРАЗОВАНИЯ

Перескокова Татьяна Аркадьевна
кандидат пед. наук, доцент
Филиал Российского государственного
геологоразведочного университета имени
Серго Орджоникидзе
г. Старый Оскол

ABOUT PERSONAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS

Pere skokova Tatiana
Candidate of Science (Pedagogy),
associate Professor of
Starooskolsky branch of the Russian State Geological
exploration University (SOF MGRI) ,
Stary Oskol

Аннотация
Рассмотрена проблема формирования в период обучения социально – личн остных качеств будущих
пр офессионалов в ответ на требования работодателей – основных потребителей выпускников в узов.
Приведены результаты самооценки студентами своих личных черт характера. Сформули рованы
предложения по совершенство ванию образовательного пр оцесса и повышения психол ого –педагогической
квалификации преподавателей.
Abstract
Considered the problem of the formation of socio - personal qualities of future professionals in response to
the requirements of employers - the main consumers of university graduates during the training period. Shown
that students are guided mainly by the pragmatic goals of higher ed ucation associated with a future stable financial
situation. The results of students' self -esteem of their personal character traits are given. S uggestions for improving
the educational process and improving the psychological and pedagogical qualifications of teachers are formulated.
Ключевые слова: социально – личностные качества, компетентность, самооценка, индивидуа льные
консультации.
Key words: social and personal qualities, competence, self -esteem, individual consultations.

Работодатели – основные п отребители
выпускников си стемы получения
профессионального образования требуют
формиров ания у них социально – личностных
характеристик, таких как ответственность,
инициативность, дисциплинированность,
сообразительность, коллективиз м,
доброжелательность, ув ажение к людям,
самокрити чность , требовательность к себе.
Но эти черты характера не появятся у
выпускников вузов и колледжей сами по себе. Они
должны формироваться у студентов в течение всего
периода обучения.
Действующий закон «О б образовании в РФ»
устан авливает приоритетность в оспита ния
обучаемых в государственной системе получения
образо вания. Однако, в системе получения
профессионального образования воспитанию
уделяется мало внимания, считая, что это удел
семьи и общеобразовате льной школы.
И это несмо тря на резу льтаты
многочисленны х исследований, показывающих
снижение куль турного и нравственного уровня,
развитие индивидуализма, инфантильности у
современной молодежи.
Самооценка студентов
Развитию индивидуализма способствует
ката строфически низкая психол огическая культура
молоде жи. От сюда незнание своих личностных
качеств, неумение общатьс я и оценивать поступки
людей, низкая культура поведения. Низкий уровень
самосознания не позволяет молодежи выстраивать
свою систему самовоспитан ия. Психологи
рекомендуют для приобретения психоло гическ ой
культуры начинать с познания самого себя.
Знание себя, своих нравственных и
психических устоев дает возможность
контролировать свои действия и поведение.
Начальным этапом самопознания личности
является его самооценка.
Само оцен ка предполагает анализ с воих
способностей, своих жизненны х целей и
возможностей их достижения, а также своего места
среди других людей. Разумная самооценка своих
особенностей и возможностей обычно
обеспечивает соответствующи й уровень
притязаний, гибкос ть по отношению к
поставленн ым целям. Такой человек более активен,
энергичен и оптим истичен. Это очень важно для
самовоспитания.
Мы провели исследование самооценки
студентов II курса заочного обучения, учитывая их
общение в рабо чих коллективах.
Воспользов ались мето дикой, представлен ной
в работе [1, с. 131 -133].
В двух столбцах таблицы 1 приведены
разнообразные положительные и отрицательные
черты личности. Студенты отмечали в обоих

18 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
колонках те черты, которыми они, как, им кажетс я,
обладают (независимо от с тепени их
выраженности).
Таб лиц а 1
Тест для самооценки
Положительные черты Отрицательные черты
Аккуратность
Вдумчивость
Гордость
Жизнерадостность
Заботливость
Искренность
Легковерие
Мечтательность
Настойчивость
Нежность
Осторожность
Обаяние
Радушие
Стыдливость
Рассудочность
Упорство
Энтузиазм
Непринужденность
Терпеливость
Сострадательность
Беспечность
Грубость
Завистливость
Злопамятность
Капризность
Медлительность
Мстительность
Нервозность
Несдержанность
Обидчивость
Подозрительность
Презритель ность
Педантичность
Развяз ность
Непринужденность
Уступчивость
Холодность
Застенчивость
Мнительность
Увлекаемость

Число положительных и отрицательных черт,
которые приписали себе студенты, соотносится с
максимальным числом черт в соответствующем
столбце таблицы 2, т.е. 20.
Если результат положительных черт близок к
единице, то, скорее всего, данная личность сильно
переоценивает себя. Результат, близкий к нулю,
свидетельствует о н едооценке и повышенной
самокритичности. При результате близком к 0,5
можно утверждать, что дан ный человек обладает
нормальной (средней) самооценкой, он достаточно
критически себя восприним ает.
Таким же способом делаются выводы на
основании сравнения выдел енных студентами
отрицательных черт с приведенными в таблице 2. В
этом случае результат, близк ий к нулю,
свидетельствует о завышенной самооценке,
близкий к единице – заниженной, к 0,5 –
но рмальной.
Все возможные значения положительных и
отрицательных черт разбили на интервалы равные
0,2.
За нормальную самооценку приняты зна чения,
попадающие в инт ервал 0,4 – 0,6. Отклонениями от
среднего (нормального) пока зателя самооценки
можно считать значения положительных и
отрицательных черт от 0 до 0,4 и от 0,6 до 1, 0.
На рис. 1 представлено распределение
студентов по результатам их
самооценки.

Интервалы оценок
Рисун ок 1. Распределение студентов по результатам самооценки
(ПЧ - положительные черты, ОЧ - отрицательные черты)

0
10
20
30
40
50
60
70
0 - 0,2 0,2 -0,4 0,4 - 0,6 0.6 - 0,8 0,8 - 1,0
ПЧ
ОЧ
%

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 19
Полученные результаты показывают, что
нормальной (адекватной) самооценкой
положительных черт (0,4 – 0,6) обл адают 50%
студентов, а отрицательных че рт (0,4 – 0,6) – лишь
12,5 % (на графике этот интервал выделен
красными линиями). Остальные студенты, также
50%, недооце нивают свои положительные качества
(интервалы 0 - 0,2 и 0,2 - 0,4 в совокупности), а
переоцениваю щих себя не оказалось. А вот по
отрицат ельным качествам завышают себя 87,5%
студентов (интервалы 0 – 0,2 и 0,2 – 0,4
соответственно). Недооценивающих себя по
отрицательным качествам также не оказалось.
Как же реагировать на результаты самооценки
студентов?
Необходимо обратиться к накопленному
опыту поведения людей с различными
личн остными чертами.
Установлено, что человек с завышенной
самооценкой часто станови тся жестким,
агрессивным, неуживчивым. Такие специалисты
плохо взаимодействуют в команде, становяс ь
руководителями, проявляют подозрител ьность в
отношении подчиненных. Им свойственен
авторитарный стиль руководства,
сверхчувствительность к критике. Они не
становятся лидерами сотрудников, их боятся и не
уважают.
Но не менее опасна для развития личности
заниженная самооценка. Такие люди не ставят
перед собой высокие цели, преувеличивают
значение неудач. Им свойственна нерешительность
и боязливость, пессимизм и негативное
мировоззрение, сверхчувствительность к критике.
На производстве специалисты с занижен ной
самооценкой зачастую боятся брать на себя
ответственность за работу коллектива, поэтому не
стремятся стать руководителями, хотя и обладают
потенциальными способностями.
Однако человек с заниженной самооценкой
легче поддается влиянию и имеет больше шанс ов
прийти к нормальной (адекватной) самооценке, чем
человек с завышенной самооценкой.
Познав и оценив себя, человек может
сознательно управлять своим пове дением и
заниматься самовоспитанием.
В связи с этим, для всех студентов рассчитали
обобщенную характе ристику их личностных черт.
Принял и условную шкалу:
• нормальная самооценка – 3 балла;
• недооценка ПЧ и завышенная ОЧ – по 2
балла;
• завышенная ПЧ и заниженна я ОЧ – по 1
баллу.
1) Таким образом, нормальной обобщенной
самооценке по двум параметрам (положительные и
отрицательные черты) будет соотве тствовать
критерий равный 6 баллам.
В таблице 2 приведено распределение
студентов по их обобщенным личностным
качествам . Видно, что у студентов не выработано
самопознание. У 50% из них совокупность
положительных и отрицат ельных личностных
качеств находитс я на уровне 3 балла, что
составляет только половину от желательного
уровня. Это свидетельствует о низком уровне
психолог ической грамотности студентов.
Таблица 2
Распределение студентов по уровню обобщенных личностных кач еств
Баллы обобщенных качеств 1 2 3 4 5 6
% студентов 0 0 50 37,5 0 12,5

Ранее нами проводился анализ самооценки
студентов I и III курсов очного обучения,
поступивших в вуз после окончания средней
школы [6, с. 124 -126]. Распределение студентов по
рез ультатам самооценки представлен о в таблице 3.
Таблица 3
Распределение студенто в по результатам самооценки
Интервалы оценок 0 - 0,4 0,4 - 0,6 0,6 - 1,0
Курсы обучения I III I III I III
% студентов с ПЧ 60 12 40 38 0 40
% студентов с ОЧ 80 69 12 19 8 12

Результаты самооценки студенто в очного
обучения мало отличаю тся от выше приведенных
результатов студентов – заочников. Также
наблюдается недооценка положительных черт и
переоценка отрицательных. Максимум
обобщающих критериев у студентов I курса также
- 3 б алла, а студентов III курса 3 – 4 балла .
Это свидетельствует о недостаточном
личностном развитии студентов за трехгодичный
период обучения.
Предложения
На наш взгляд, для формирования личностных
качеств студентов в организациях
профессионального образо вания должна быть
создан а «восп итывающая» среда. Как уже
отмечалось выше, характер мол одежи будет
формироваться в действиях.
Следовательно, необходимо перейти к
активным методам обучения, при которых
деятельность обучаемых носит про дуктивный,
творческий, п оисковый характер. К так им мето дам
относят: дидактические игры, анализ конкретных
ситу аций, решение проблемных задач, выполнение
проектов, мозговой штурм. Мы не должны
забывать, что только деятельность приводит к
пониманию нового и выработке умения его
исп ользования.

20 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
Традиционная лекци онно – семинарская
система обучения базировалась на передаче
информации и ее запоминании. Но этого
недостаточно для получения современного
профессионального образования. Развивающий
характер обучения н аиболее эффективен при
специальной направленност и взаим одействия
преподавателей и обучаемых на всестороннее
развитие личности. Наибольший результат
развития личности достигается при использовании
интерактивного обучения, т. е. такого обучения,
при котором осуществляется обмен дей ствиями
студентов с преп одавате лем и самих студентов
друг с другом [2, с. 14 -15].
Обучение необходимо осуществлять с учетом
соответствия личности типу профессии. Об этом
шла речь в нашей публикации в журнале
«Экономика в промышленн ости» [3, с. 90 -91].
В период 2000 – 2015 годы всем ст удентам
технических направлений ч итался курс
«Психология и педагогика». Во время
практических занятий этого курса выявлялись
различные личностные качества студентов и им
давались рекомендации по их улу чшению,
результаты опрос ов доводились до руковод ства
вы пускающими кафедрами. К сожалению, в
последние годы в у чебные планы бакалавриата и
специалитета технических направлений
подготовки дисциплина «Психология и
педагогика» не включается. Приведенные выше
результаты наглядно показ ывают к чему это
приводи т. Они свидетельствуют, что вопросам
воспитания студенческой м олодёжи в процессе
обучения должно быть уделено серьёзное
внимание. При этом, как советовал Ю.П. Адлер
(один из основоположников идеологии качеств а в
нашей стране), не ну жно надеяться на наказан ия. В
образовательном процессе они не способствуют
достижению успеха [4, с. 43].
А вот если всесторонне оценить среду, в
которой находятся обучаемые, сделать её
мотивирующей, творческой, привлекательной, с
пр еодолением препятствий и наградами
победителям, то можн о рассчитывать на
повышение каче ства подготовки будущих
специалистов.
Многие преподаватели выступают против
проведения опроса студентов. Это связано, на наш
взгляд, с недопониманием цели такого опроса,
которая должна заключат ься в выявлении областей
улучше ния организации учебного процесса и
взаимоотношений пре подавателя со студентами.
Большинство преподавателей, начиная
свой курс, проводят «входной» контроль для
оценки подготовленности студентов к во сприятию
нового материал а. В случае неблагополучных
рез ультатов на головы студентов обрушивается
волна критики. Ну и что? Критика не поможет,
время упущено. А нужно это повторить, провести
коррекцию! И настоящие преподаватели это
делают, так как учить при отсутствии понимания
обу чаемыми бесполезно и без нравств енно.
Заключение
Многие преподаватели уверены, что добиться
воспитанности выпускников сложнее, чем обучить
специальности. Но это необходимо, если мы хотим
построить справедливое общество. В сфере
промы шленного производства на ша страна отстает
по уро вню про изводительности труда. По
экспертным зарубежным оценкам 20% из общей
доли роста эффективности производства
определяется состоянием основных фондов, а 80%
- «человеческим фактором». Значит, поведение
персонала играет важнейшую роль в достижении
резул ьтатов. В организациях должна быть создана
культура труда, осн ованная на ответственности,
дисциплинированности, инициативности,
исполнительности, самостоятельности всех
работников. Выпускники вузов – это кадр овый
потенциал отечестве нной экономики. Именно о ни
могу т стать катализатором формирования
эффективных трудовых отношений и привития
идеологии качества работникам сферы
материального производства и сферы услуг.
Для подготовки таких специалистов в системе
по лучения профессиональног о образования
внедрять н овые те хнологии обучения с
использованием принципа
студентоцен трированности. А для студентов ввести
учебные дисциплины: Психология личности,
Инженерная психология, факультативные курсы
типа «Познай себя». Вспомним пророческие слова
М. Горького: «В карете прош лого никуда не
уедешь».

Литература
1. Тутушкина М.К. Практическая
психологи я. // С. -Пет.: Дидактика Плюс. 1997. 335с.
2. Нигматуллина И.В. Игра как метод
интерактивного обучения в высшей школе. //
Высшее обр азование сегодня. 2017. №5 . С.13 -19.
3. Соловьев В. П., Перес кокова Т. А. Оценка
соответствия личностных качеств студентов
выбранной профессии. // Экономика в
промышленности. 2015. №3. С. 88 -94.
4. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI
в.: проблемы, перспективы, решения. // Качество и
жизнь. 2015. №4. С.37 - 45.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×