Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 17
О ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕС СИОНА ЛЬНОГ О ОБРАЗОВАНИЯ
Перескокова Татьяна Аркадьевна
кандидат пед. наук, доцент
Филиал Российского государственного
геологоразведочного университета имени
Серго Орджоникидзе
г. Старый Оскол
ABOUT PERSONAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS
Pere skokova Tatiana
Candidate of Science (Pedagogy),
associate Professor of
Starooskolsky branch of the Russian State Geological
exploration University (SOF MGRI) ,
Stary Oskol
Аннотация
Рассмотрена проблема формирования в период обучения социально – личн остных качеств будущих
пр офессионалов в ответ на требования работодателей – основных потребителей выпускников в узов.
Приведены результаты самооценки студентами своих личных черт характера. Сформули рованы
предложения по совершенство ванию образовательного пр оцесса и повышения психол ого –педагогической
квалификации преподавателей.
Abstract
Considered the problem of the formation of socio - personal qualities of future professionals in response to
the requirements of employers - the main consumers of university graduates during the training period. Shown
that students are guided mainly by the pragmatic goals of higher ed ucation associated with a future stable financial
situation. The results of students' self -esteem of their personal character traits are given. S uggestions for improving
the educational process and improving the psychological and pedagogical qualifications of teachers are formulated.
Ключевые слова: социально – личностные качества, компетентность, самооценка, индивидуа льные
консультации.
Key words: social and personal qualities, competence, self -esteem, individual consultations.
Работодатели – основные п отребители
выпускников си стемы получения
профессионального образования требуют
формиров ания у них социально – личностных
характеристик, таких как ответственность,
инициативность, дисциплинированность,
сообразительность, коллективиз м,
доброжелательность, ув ажение к людям,
самокрити чность , требовательность к себе.
Но эти черты характера не появятся у
выпускников вузов и колледжей сами по себе. Они
должны формироваться у студентов в течение всего
периода обучения.
Действующий закон «О б образовании в РФ»
устан авливает приоритетность в оспита ния
обучаемых в государственной системе получения
образо вания. Однако, в системе получения
профессионального образования воспитанию
уделяется мало внимания, считая, что это удел
семьи и общеобразовате льной школы.
И это несмо тря на резу льтаты
многочисленны х исследований, показывающих
снижение куль турного и нравственного уровня,
развитие индивидуализма, инфантильности у
современной молодежи.
Самооценка студентов
Развитию индивидуализма способствует
ката строфически низкая психол огическая культура
молоде жи. От сюда незнание своих личностных
качеств, неумение общатьс я и оценивать поступки
людей, низкая культура поведения. Низкий уровень
самосознания не позволяет молодежи выстраивать
свою систему самовоспитан ия. Психологи
рекомендуют для приобретения психоло гическ ой
культуры начинать с познания самого себя.
Знание себя, своих нравственных и
психических устоев дает возможность
контролировать свои действия и поведение.
Начальным этапом самопознания личности
является его самооценка.
Само оцен ка предполагает анализ с воих
способностей, своих жизненны х целей и
возможностей их достижения, а также своего места
среди других людей. Разумная самооценка своих
особенностей и возможностей обычно
обеспечивает соответствующи й уровень
притязаний, гибкос ть по отношению к
поставленн ым целям. Такой человек более активен,
энергичен и оптим истичен. Это очень важно для
самовоспитания.
Мы провели исследование самооценки
студентов II курса заочного обучения, учитывая их
общение в рабо чих коллективах.
Воспользов ались мето дикой, представлен ной
в работе [1, с. 131 -133].
В двух столбцах таблицы 1 приведены
разнообразные положительные и отрицательные
черты личности. Студенты отмечали в обоих
18 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
колонках те черты, которыми они, как, им кажетс я,
обладают (независимо от с тепени их
выраженности).
Таб лиц а 1
Тест для самооценки
Положительные черты Отрицательные черты
Аккуратность
Вдумчивость
Гордость
Жизнерадостность
Заботливость
Искренность
Легковерие
Мечтательность
Настойчивость
Нежность
Осторожность
Обаяние
Радушие
Стыдливость
Рассудочность
Упорство
Энтузиазм
Непринужденность
Терпеливость
Сострадательность
Беспечность
Грубость
Завистливость
Злопамятность
Капризность
Медлительность
Мстительность
Нервозность
Несдержанность
Обидчивость
Подозрительность
Презритель ность
Педантичность
Развяз ность
Непринужденность
Уступчивость
Холодность
Застенчивость
Мнительность
Увлекаемость
Число положительных и отрицательных черт,
которые приписали себе студенты, соотносится с
максимальным числом черт в соответствующем
столбце таблицы 2, т.е. 20.
Если результат положительных черт близок к
единице, то, скорее всего, данная личность сильно
переоценивает себя. Результат, близкий к нулю,
свидетельствует о н едооценке и повышенной
самокритичности. При результате близком к 0,5
можно утверждать, что дан ный человек обладает
нормальной (средней) самооценкой, он достаточно
критически себя восприним ает.
Таким же способом делаются выводы на
основании сравнения выдел енных студентами
отрицательных черт с приведенными в таблице 2. В
этом случае результат, близк ий к нулю,
свидетельствует о завышенной самооценке,
близкий к единице – заниженной, к 0,5 –
но рмальной.
Все возможные значения положительных и
отрицательных черт разбили на интервалы равные
0,2.
За нормальную самооценку приняты зна чения,
попадающие в инт ервал 0,4 – 0,6. Отклонениями от
среднего (нормального) пока зателя самооценки
можно считать значения положительных и
отрицательных черт от 0 до 0,4 и от 0,6 до 1, 0.
На рис. 1 представлено распределение
студентов по результатам их
самооценки.
Интервалы оценок
Рисун ок 1. Распределение студентов по результатам самооценки
(ПЧ - положительные черты, ОЧ - отрицательные черты)
0
10
20
30
40
50
60
70
0 - 0,2 0,2 -0,4 0,4 - 0,6 0.6 - 0,8 0,8 - 1,0
ПЧ
ОЧ
%
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 59, 20 20 19
Полученные результаты показывают, что
нормальной (адекватной) самооценкой
положительных черт (0,4 – 0,6) обл адают 50%
студентов, а отрицательных че рт (0,4 – 0,6) – лишь
12,5 % (на графике этот интервал выделен
красными линиями). Остальные студенты, также
50%, недооце нивают свои положительные качества
(интервалы 0 - 0,2 и 0,2 - 0,4 в совокупности), а
переоцениваю щих себя не оказалось. А вот по
отрицат ельным качествам завышают себя 87,5%
студентов (интервалы 0 – 0,2 и 0,2 – 0,4
соответственно). Недооценивающих себя по
отрицательным качествам также не оказалось.
Как же реагировать на результаты самооценки
студентов?
Необходимо обратиться к накопленному
опыту поведения людей с различными
личн остными чертами.
Установлено, что человек с завышенной
самооценкой часто станови тся жестким,
агрессивным, неуживчивым. Такие специалисты
плохо взаимодействуют в команде, становяс ь
руководителями, проявляют подозрител ьность в
отношении подчиненных. Им свойственен
авторитарный стиль руководства,
сверхчувствительность к критике. Они не
становятся лидерами сотрудников, их боятся и не
уважают.
Но не менее опасна для развития личности
заниженная самооценка. Такие люди не ставят
перед собой высокие цели, преувеличивают
значение неудач. Им свойственна нерешительность
и боязливость, пессимизм и негативное
мировоззрение, сверхчувствительность к критике.
На производстве специалисты с занижен ной
самооценкой зачастую боятся брать на себя
ответственность за работу коллектива, поэтому не
стремятся стать руководителями, хотя и обладают
потенциальными способностями.
Однако человек с заниженной самооценкой
легче поддается влиянию и имеет больше шанс ов
прийти к нормальной (адекватной) самооценке, чем
человек с завышенной самооценкой.
Познав и оценив себя, человек может
сознательно управлять своим пове дением и
заниматься самовоспитанием.
В связи с этим, для всех студентов рассчитали
обобщенную характе ристику их личностных черт.
Принял и условную шкалу:
• нормальная самооценка – 3 балла;
• недооценка ПЧ и завышенная ОЧ – по 2
балла;
• завышенная ПЧ и заниженна я ОЧ – по 1
баллу.
1) Таким образом, нормальной обобщенной
самооценке по двум параметрам (положительные и
отрицательные черты) будет соотве тствовать
критерий равный 6 баллам.
В таблице 2 приведено распределение
студентов по их обобщенным личностным
качествам . Видно, что у студентов не выработано
самопознание. У 50% из них совокупность
положительных и отрицат ельных личностных
качеств находитс я на уровне 3 балла, что
составляет только половину от желательного
уровня. Это свидетельствует о низком уровне
психолог ической грамотности студентов.
Таблица 2
Распределение студентов по уровню обобщенных личностных кач еств
Баллы обобщенных качеств 1 2 3 4 5 6
% студентов 0 0 50 37,5 0 12,5
Ранее нами проводился анализ самооценки
студентов I и III курсов очного обучения,
поступивших в вуз после окончания средней
школы [6, с. 124 -126]. Распределение студентов по
рез ультатам самооценки представлен о в таблице 3.
Таблица 3
Распределение студенто в по результатам самооценки
Интервалы оценок 0 - 0,4 0,4 - 0,6 0,6 - 1,0
Курсы обучения I III I III I III
% студентов с ПЧ 60 12 40 38 0 40
% студентов с ОЧ 80 69 12 19 8 12
Результаты самооценки студенто в очного
обучения мало отличаю тся от выше приведенных
результатов студентов – заочников. Также
наблюдается недооценка положительных черт и
переоценка отрицательных. Максимум
обобщающих критериев у студентов I курса также
- 3 б алла, а студентов III курса 3 – 4 балла .
Это свидетельствует о недостаточном
личностном развитии студентов за трехгодичный
период обучения.
Предложения
На наш взгляд, для формирования личностных
качеств студентов в организациях
профессионального образо вания должна быть
создан а «восп итывающая» среда. Как уже
отмечалось выше, характер мол одежи будет
формироваться в действиях.
Следовательно, необходимо перейти к
активным методам обучения, при которых
деятельность обучаемых носит про дуктивный,
творческий, п оисковый характер. К так им мето дам
относят: дидактические игры, анализ конкретных
ситу аций, решение проблемных задач, выполнение
проектов, мозговой штурм. Мы не должны
забывать, что только деятельность приводит к
пониманию нового и выработке умения его
исп ользования.
20 Национальная ассоциация у ченых (НАУ) # 59, 20 20
Традиционная лекци онно – семинарская
система обучения базировалась на передаче
информации и ее запоминании. Но этого
недостаточно для получения современного
профессионального образования. Развивающий
характер обучения н аиболее эффективен при
специальной направленност и взаим одействия
преподавателей и обучаемых на всестороннее
развитие личности. Наибольший результат
развития личности достигается при использовании
интерактивного обучения, т. е. такого обучения,
при котором осуществляется обмен дей ствиями
студентов с преп одавате лем и самих студентов
друг с другом [2, с. 14 -15].
Обучение необходимо осуществлять с учетом
соответствия личности типу профессии. Об этом
шла речь в нашей публикации в журнале
«Экономика в промышленн ости» [3, с. 90 -91].
В период 2000 – 2015 годы всем ст удентам
технических направлений ч итался курс
«Психология и педагогика». Во время
практических занятий этого курса выявлялись
различные личностные качества студентов и им
давались рекомендации по их улу чшению,
результаты опрос ов доводились до руковод ства
вы пускающими кафедрами. К сожалению, в
последние годы в у чебные планы бакалавриата и
специалитета технических направлений
подготовки дисциплина «Психология и
педагогика» не включается. Приведенные выше
результаты наглядно показ ывают к чему это
приводи т. Они свидетельствуют, что вопросам
воспитания студенческой м олодёжи в процессе
обучения должно быть уделено серьёзное
внимание. При этом, как советовал Ю.П. Адлер
(один из основоположников идеологии качеств а в
нашей стране), не ну жно надеяться на наказан ия. В
образовательном процессе они не способствуют
достижению успеха [4, с. 43].
А вот если всесторонне оценить среду, в
которой находятся обучаемые, сделать её
мотивирующей, творческой, привлекательной, с
пр еодолением препятствий и наградами
победителям, то можн о рассчитывать на
повышение каче ства подготовки будущих
специалистов.
Многие преподаватели выступают против
проведения опроса студентов. Это связано, на наш
взгляд, с недопониманием цели такого опроса,
которая должна заключат ься в выявлении областей
улучше ния организации учебного процесса и
взаимоотношений пре подавателя со студентами.
Большинство преподавателей, начиная
свой курс, проводят «входной» контроль для
оценки подготовленности студентов к во сприятию
нового материал а. В случае неблагополучных
рез ультатов на головы студентов обрушивается
волна критики. Ну и что? Критика не поможет,
время упущено. А нужно это повторить, провести
коррекцию! И настоящие преподаватели это
делают, так как учить при отсутствии понимания
обу чаемыми бесполезно и без нравств енно.
Заключение
Многие преподаватели уверены, что добиться
воспитанности выпускников сложнее, чем обучить
специальности. Но это необходимо, если мы хотим
построить справедливое общество. В сфере
промы шленного производства на ша страна отстает
по уро вню про изводительности труда. По
экспертным зарубежным оценкам 20% из общей
доли роста эффективности производства
определяется состоянием основных фондов, а 80%
- «человеческим фактором». Значит, поведение
персонала играет важнейшую роль в достижении
резул ьтатов. В организациях должна быть создана
культура труда, осн ованная на ответственности,
дисциплинированности, инициативности,
исполнительности, самостоятельности всех
работников. Выпускники вузов – это кадр овый
потенциал отечестве нной экономики. Именно о ни
могу т стать катализатором формирования
эффективных трудовых отношений и привития
идеологии качества работникам сферы
материального производства и сферы услуг.
Для подготовки таких специалистов в системе
по лучения профессиональног о образования
внедрять н овые те хнологии обучения с
использованием принципа
студентоцен трированности. А для студентов ввести
учебные дисциплины: Психология личности,
Инженерная психология, факультативные курсы
типа «Познай себя». Вспомним пророческие слова
М. Горького: «В карете прош лого никуда не
уедешь».
Литература
1. Тутушкина М.К. Практическая
психологи я. // С. -Пет.: Дидактика Плюс. 1997. 335с.
2. Нигматуллина И.В. Игра как метод
интерактивного обучения в высшей школе. //
Высшее обр азование сегодня. 2017. №5 . С.13 -19.
3. Соловьев В. П., Перес кокова Т. А. Оценка
соответствия личностных качеств студентов
выбранной профессии. // Экономика в
промышленности. 2015. №3. С. 88 -94.
4. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI
в.: проблемы, перспективы, решения. // Качество и
жизнь. 2015. №4. С.37 - 45.