О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (40-42)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
53,
Том: 4,
Страницы в выпуске:
40-42
Автор:
Жмакина Марина Владимировна
МАОУ СОШ №32 , Тюмень
МАОУ СОШ №32 , Тюмень
Анотация: В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современной школе в диадах: «педагог-обучающийся», «педагог-педагог», «педагог-коллектив», обусловленные вызовами современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога
Ключевые слова:
образовательный процесс;
профессиональное взаимодействие;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Ардабацкая И.А. Создание образовательных комплексов: традиции и инновации // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С.25-29.
2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика:
Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016.
- 477 c.
3. Казантеева В. В. От педагогического воздействия – к взаимодействию // Школа. - 2013. - № 1. - С. 69-72.
40 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
мире и гражданскую идентичность личности.
Рассмотрев главны е аспекты препода вания
истории в рамках внедрения ФГОС, был выявлен
ряд основных проблем в изучении истории и одной
из таких проблем стала оценка сформированности
компетенций в процессе освоения дисциплины
«История».
В результате были разработана специальн ая
матрица оценки сформированности компетенций,
которая может помочь преподавателям и студентам
в учебном процессе, дав точную и компетентную
оценку основных знаний, умений и навыков.
Список литературы
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как
преподавать ист орию в современно й школе: теория
и методика [Текст] / Е.Е.Вяземский, О.Ю.
Стрелова// История. – 2006. - №19. – с. 43 -49.
2. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении
роли и механизмах подготовки научно -
педагогических кадров в высшем учебном
заведении [Текст] / С.Д.Резник, Е.С . Джевицкая//
Гуманитарные научные исследования. 2014, №12 -1
(40). - С. 125 -135.
3. «Положение о фонде оценочных средств для
проведения текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся» [Электронный
ресурс]. – Режим досту па: http://ngiei.ru
4. Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта», утвержденный
приказ ом Минобрнауки Ро ссии от 22.04. 2014г. №
383 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
5. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности
предоставления образовательных услуг в
региональных вузах // Вест ник НГИЭИ. 2018. № 10
(89). С. 119 -134.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННО СТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Жмакина Марина Владимировна
директор МАОУ СОШ №32
г.Тюмень
ABOUT SOME FEATURES OF PROFESSIONAL INTERAC TION OF THE TEACHER IN THE
CON DITIONS OF MODERN SC HOOL
Zhmakina Marina
Director of MAGEI CSS № 32
Tyumen
Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современной школе в
диадах: «педагог -обучающийс я», «педагог -педагог», «педагог -коллектив», обусло вленные вызовами
современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога .
Abstract
In the article the peculiarities of professional interaction in modern school are considered in dyads: "teacher -
student", "teacher -teacher" , "teacher -team", due to the challenges of modernity. The need for constant continuous
self -education of the teacher is noted.
Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональное взаимодействие .
Keywords: educational process; professional interaction .
Педагогическая деятельность является одним
из видов профессиональной деятельности, в
которой взаимодействие включенных в нее
субъектов определяет ее качество и эффективность.
В настоящее время проводятся системные
изменения в области образования, котор ые
предъявляют конкретные требования к участникам
педагогического процесса. При этом меняются не
только подходы к отбору и структурированию
содержания, организации процесса, но меня ется
сам характер отношений участников
педагогического процесса, их взаимны е позиции в
образовании. Создаются условия, при которых
участники образовательного процесса становятся
сотрудниками совместной деятельности, а поэтому
каждый из них имеет право на и ндивидуальный
выбор, на личностное самоопределение и
самореализацию [4, с.4 ]. Очевидно, что успех
образовательного процесса зависит от характера
взаимодействия его участников, форм выражения и
удовлетворения их потребностей и желаний,
использования индивид уальных природных
способностей и возможностей, ориентирования на
развитие л ичности, а потому невозможен без
активности всех участников образовательного
процесса [2].
Образовательный процесс школы
предполагает взаимодействие педагога и
обучающегося через с истемно - деятельностный и
исследовательский подход в образовании, через
совместное социально -педагогическое
проектирование и результативную, успешную
самореализацию всех участников образовательной
деятельности.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 41
Профессиональное взаимодействие в
педагогиче ской среде – процесс, состоящий из
различных компонентов: дидактических,
воспитательных и социально - педагогических. Это
обусловлено и опосредовано учебно -
воспитательной деятельностью, целями обучения и
воспитания, а также присутствует во всех видах
деяте льности: познавательной, трудовой,
творческой, в основе которых лежит
сотру дничество. Субъектная проблематика
профессионального взаимодействия является
важным фактором повышения уровня
эффективности педагогического процесса, так как
способствует саморазвит ию и самореализации
личности не только ученика, но и учителя;
позволяет рас крыть потенциальные возможности
каждого в области самосовершенствования;
обеспечивает благоприятный микроклимат,
характеризующийся открытостью, доверием и
поддержкой.
На сегодняшний день существует ряд
тенденций, которые определяют особенности
профессионал ьного взаимодействия в рамках
функционирования современной школы.
Остановимся на некоторых их них.
Педагог должен быть психологически готов к
динамично изменяющимся условиям рынка
образовательных услуг, обладать способностью к
быстрым изменениям специализа ции в рамках
базового образования, умениями прогнозирования
и оценивания социальных последствий своей
профессиональной деятельности [3, с.70]. В
подобной ситуации педагог оказываетс я перед
лицом необходимости повышения уровня
собственного профессионализма, необходимостью
формирования широкого кругозора в научном и
гуманитарном планах.
Необходимость постоянного непрерывного
повышения профессионализма, создание условий
для здоровой кон куренции, способствует
установлению контактов между педагогами, их
професси ональному взаимодействию, постоянному
обмену информацией в диаде «педагог -педагог»,
обмену опытом и усвоению передового опыта
других педагогов. Необходимость
профессионального разви тия актуализирует и
взаимодействие в системе «педагог – коллектив»,
способс твует формированию новых поведенческих
стратегий, направленных на повышение уровня
профессионализма каждого из его членов и самого
коллектива в целом.
В сфере профессионального вза имодействия
наблюдается стремление к постоянному
саморазвитию, что приводит к внедрению
качественно новых технологий, передовых практик
в процесс обучения. Отмечается изменение
формулировок целей образовательного процесса,
формулируются качественно новые з адачи, что
обуславливает качественно новое содержание
обучения, трансформир ует все аспекты
взаимодействия.
Одной из глобальных тенденций признается
появление образовательных стартапов как
альтернативы традиционной системы обучения.
Так появляются новые аль тернативные
решения, которые реализуются в стартапах, новых
глобальных стру ктурах, новых образовательных
продуктах. Наличие альтернативных решений,
дополнительных образовательных ресурсов ставит
перед педагогом задачу интеграции
дополнительной информации в практику
реализации образовательного процесса, повышает
его ответственност ь за выбор содержания
обучения, наполнение образовательной
деятельности.
При использовании альтернативных
образовательных решений все виды
профессионального взаимодействия приобрет ают
опосредованный характер, осуществляются
посредством ПК, исключают прямо е
взаимодействие.
Формируется вариативность обучения,
наличие возможностей самостоятельного
распределения времени. Наличие многочисленных
вариативных программ повышает ответственно сть
педагога за выбор программы обучения, ее
содержание, соответствие поста вленным целям и
задачам обучения.
Отмечается разрушение социального
института семьи, появление нового поколения
«детей Маугли». Педагог оказывается в
качественно новых условиях уче та новой
социально -психологической реальности, которые
по сегодняшний день остаются
малоисследованными в рамках современной
психологической науки, что приводит к
актуализации поисков преимущественно
воспитательных форм, методов, приемов,
направленных на уч ет индивидуально -
психологических особенностей нового поколения
детей. Измен яются взаимоотношения в диаде
«педагог -обучающийся», основанные на учете
особенностей ребенка, для которого виртуальное,
игровое пространство выступает приоритетным по
отношению к р еальному, что может приобретать
формы многочисленного использования игровых
технологий, создания игровых ситуаций,
проведение диагностик с целью выявления
возможных отклонений в развитии ребенка и пр.
Еще одной особенностью времени является
тенденция объединения дошкольных
образовательных организаций со школами в
территориальные образовательные комплексы.
Главной целью создания образовательных
комплексов является непрерывное сопровождение
ребенка на разных уровнях образования. Единая
концепци я воспитания и обучения на этапах
дошкольного,
начального, общего и среднего образования,
создание единого пространства дополнительного
образования позволят развить способности и
возможности каждого ребенка путем интеграции
деятельности всех специалистов, работающих с
ним [1, с.26]. В связи с этим возникает
42 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
необходимость пересмотра профессионал ьного
взаимодействия между всеми участниками
образовательного процесса.
Таким образом, новые вызовы времени
приводят к изменению профессионального
взаимодействия в пе дагогической среде школы,
развитию отношений сотрудничества «на равных»
между субъектами о бразовательного процесса,
требуют от педагога постоянного саморазвития,
повышения своего профессионального уровня.
Список литературы
1. Ардабацкая И.А. Создание
образо вательных комплексов: традиции и
инновации // Ярославский педагогический вестник.
- 2016. - №3. - С.25 -29.
2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика:
Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016.
- 477 c.
3. Казантеева В. В. От педагогического
воздействия – к взаимодействию // Школа. - 2013. -
№ 1. - С. 69 -72.
4. Родионова Н.Ф., Ривкина С.В.
Взаимоде йствие субъектов педагогического
процесса как источник его обновления // Человек и
образование. - 2012. - №2 - С.4 -9.
ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСО ВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИС ТИКИ ФИНАНСОВОГО ПОВ ЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Медведь Ирина Валерь евна
аспирант кафедры психологии
Академия постдипломного педагогического образования
г. Санкт -Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.4.53.183
Аннотация
Организация финансов ого обучения в школе – актуальная задача современного образования. В связи
с этим возникает необходимость оценки эффективности внедряемых образовательных программ, в том
числе путем выявления характера их влияния на финансового поведения обучающихся.
С ст атье проводится сравнительный анализ влияния на типы, модели и стратегии финансового
поведения обучающихся 5 -ых классов двух различных по содержанию образовательных программ в
составе одной и той же модели формирования финансовой грамотности полученный мет одом опроса,
проведенным «До» и «После» обучения по ним.
Полученные результаты раскрывают механизм влияния программ на финансовое поведение и могут
быть полезны педагогам при разработке обучающих программ.
Ключевые слова: финансовое обучение; модель форм ирова ния финансовой грамотности; программа
формирования финансовой грамотности; финансовое поведение.
Не требует доказательств мысль о том, что
эффективное финансовое обучение должно
сопровождаться развитием финансового поведения
и развитием личностных качест в:
целеустремленности, самостоятельности и
ответственности (эти личностные качества
выделены нами и сходя из здравого смысла и
представления о финансово грамотном поведении),
лежащих в основе финансового поведения, а так же
развитием «навыков XXI века»: кре ативностью,
критическим мышлением, коммуникацией и
координацией [8].
В 2018 году в г. Санкт -Петерб урге в ходе
диссертационного исследования апробирована на
практике модель формирования финансовой
грамотности со следующими характеристиками:
• Форма обучения : урочное (12 целых
уроков).
• Способ интеграции: в предмет
(обществознание) на уровне образовательно й
программы.
• Применяемая технология обучения:
технология модерации.
• Методы обучения: командные и
диалоговые методы обучения. Для развития в
учениках навыков и компетенций XXI века
использован адаптированный вариант
Сингапурской методики преподавания, кото рая
построена на командных и диалоговых методах
обучения и соответствует принципам и целям
технологии модерации [10].
• Обучающая программа: программы
формиро вания финансовой грамотности А2 и А3
[4].
В результате апробации получены данные,
подтверждающие э ффективность (способность
позитивно влиять на развитие навыков и
личностных качеств) представленной модели
методами наблюдения и математической
статистики, д оказывающими фактическое усвоения
обучающей программы.
В настоящей статье научный интерес
сосредот очен на содержательных характеристиках
обучающих программ формирования финансовой
грамотности А2 и А3, которые являются
смысловым ядром модели формирования
финансовой грамотности. Необходимо добавить,
что интеграция программ формирования
финансовой грамотн ости осуществлялась в курс
обществознания для 5 -х классов под. ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 6 -ое изд., 2015 [7].
Программа формирования финансовой
грамотности
мире и гражданскую идентичность личности.
Рассмотрев главны е аспекты препода вания
истории в рамках внедрения ФГОС, был выявлен
ряд основных проблем в изучении истории и одной
из таких проблем стала оценка сформированности
компетенций в процессе освоения дисциплины
«История».
В результате были разработана специальн ая
матрица оценки сформированности компетенций,
которая может помочь преподавателям и студентам
в учебном процессе, дав точную и компетентную
оценку основных знаний, умений и навыков.
Список литературы
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как
преподавать ист орию в современно й школе: теория
и методика [Текст] / Е.Е.Вяземский, О.Ю.
Стрелова// История. – 2006. - №19. – с. 43 -49.
2. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении
роли и механизмах подготовки научно -
педагогических кадров в высшем учебном
заведении [Текст] / С.Д.Резник, Е.С . Джевицкая//
Гуманитарные научные исследования. 2014, №12 -1
(40). - С. 125 -135.
3. «Положение о фонде оценочных средств для
проведения текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся» [Электронный
ресурс]. – Режим досту па: http://ngiei.ru
4. Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта», утвержденный
приказ ом Минобрнауки Ро ссии от 22.04. 2014г. №
383 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
5. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности
предоставления образовательных услуг в
региональных вузах // Вест ник НГИЭИ. 2018. № 10
(89). С. 119 -134.
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННО СТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Жмакина Марина Владимировна
директор МАОУ СОШ №32
г.Тюмень
ABOUT SOME FEATURES OF PROFESSIONAL INTERAC TION OF THE TEACHER IN THE
CON DITIONS OF MODERN SC HOOL
Zhmakina Marina
Director of MAGEI CSS № 32
Tyumen
Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современной школе в
диадах: «педагог -обучающийс я», «педагог -педагог», «педагог -коллектив», обусло вленные вызовами
современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога .
Abstract
In the article the peculiarities of professional interaction in modern school are considered in dyads: "teacher -
student", "teacher -teacher" , "teacher -team", due to the challenges of modernity. The need for constant continuous
self -education of the teacher is noted.
Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональное взаимодействие .
Keywords: educational process; professional interaction .
Педагогическая деятельность является одним
из видов профессиональной деятельности, в
которой взаимодействие включенных в нее
субъектов определяет ее качество и эффективность.
В настоящее время проводятся системные
изменения в области образования, котор ые
предъявляют конкретные требования к участникам
педагогического процесса. При этом меняются не
только подходы к отбору и структурированию
содержания, организации процесса, но меня ется
сам характер отношений участников
педагогического процесса, их взаимны е позиции в
образовании. Создаются условия, при которых
участники образовательного процесса становятся
сотрудниками совместной деятельности, а поэтому
каждый из них имеет право на и ндивидуальный
выбор, на личностное самоопределение и
самореализацию [4, с.4 ]. Очевидно, что успех
образовательного процесса зависит от характера
взаимодействия его участников, форм выражения и
удовлетворения их потребностей и желаний,
использования индивид уальных природных
способностей и возможностей, ориентирования на
развитие л ичности, а потому невозможен без
активности всех участников образовательного
процесса [2].
Образовательный процесс школы
предполагает взаимодействие педагога и
обучающегося через с истемно - деятельностный и
исследовательский подход в образовании, через
совместное социально -педагогическое
проектирование и результативную, успешную
самореализацию всех участников образовательной
деятельности.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 41
Профессиональное взаимодействие в
педагогиче ской среде – процесс, состоящий из
различных компонентов: дидактических,
воспитательных и социально - педагогических. Это
обусловлено и опосредовано учебно -
воспитательной деятельностью, целями обучения и
воспитания, а также присутствует во всех видах
деяте льности: познавательной, трудовой,
творческой, в основе которых лежит
сотру дничество. Субъектная проблематика
профессионального взаимодействия является
важным фактором повышения уровня
эффективности педагогического процесса, так как
способствует саморазвит ию и самореализации
личности не только ученика, но и учителя;
позволяет рас крыть потенциальные возможности
каждого в области самосовершенствования;
обеспечивает благоприятный микроклимат,
характеризующийся открытостью, доверием и
поддержкой.
На сегодняшний день существует ряд
тенденций, которые определяют особенности
профессионал ьного взаимодействия в рамках
функционирования современной школы.
Остановимся на некоторых их них.
Педагог должен быть психологически готов к
динамично изменяющимся условиям рынка
образовательных услуг, обладать способностью к
быстрым изменениям специализа ции в рамках
базового образования, умениями прогнозирования
и оценивания социальных последствий своей
профессиональной деятельности [3, с.70]. В
подобной ситуации педагог оказываетс я перед
лицом необходимости повышения уровня
собственного профессионализма, необходимостью
формирования широкого кругозора в научном и
гуманитарном планах.
Необходимость постоянного непрерывного
повышения профессионализма, создание условий
для здоровой кон куренции, способствует
установлению контактов между педагогами, их
професси ональному взаимодействию, постоянному
обмену информацией в диаде «педагог -педагог»,
обмену опытом и усвоению передового опыта
других педагогов. Необходимость
профессионального разви тия актуализирует и
взаимодействие в системе «педагог – коллектив»,
способс твует формированию новых поведенческих
стратегий, направленных на повышение уровня
профессионализма каждого из его членов и самого
коллектива в целом.
В сфере профессионального вза имодействия
наблюдается стремление к постоянному
саморазвитию, что приводит к внедрению
качественно новых технологий, передовых практик
в процесс обучения. Отмечается изменение
формулировок целей образовательного процесса,
формулируются качественно новые з адачи, что
обуславливает качественно новое содержание
обучения, трансформир ует все аспекты
взаимодействия.
Одной из глобальных тенденций признается
появление образовательных стартапов как
альтернативы традиционной системы обучения.
Так появляются новые аль тернативные
решения, которые реализуются в стартапах, новых
глобальных стру ктурах, новых образовательных
продуктах. Наличие альтернативных решений,
дополнительных образовательных ресурсов ставит
перед педагогом задачу интеграции
дополнительной информации в практику
реализации образовательного процесса, повышает
его ответственност ь за выбор содержания
обучения, наполнение образовательной
деятельности.
При использовании альтернативных
образовательных решений все виды
профессионального взаимодействия приобрет ают
опосредованный характер, осуществляются
посредством ПК, исключают прямо е
взаимодействие.
Формируется вариативность обучения,
наличие возможностей самостоятельного
распределения времени. Наличие многочисленных
вариативных программ повышает ответственно сть
педагога за выбор программы обучения, ее
содержание, соответствие поста вленным целям и
задачам обучения.
Отмечается разрушение социального
института семьи, появление нового поколения
«детей Маугли». Педагог оказывается в
качественно новых условиях уче та новой
социально -психологической реальности, которые
по сегодняшний день остаются
малоисследованными в рамках современной
психологической науки, что приводит к
актуализации поисков преимущественно
воспитательных форм, методов, приемов,
направленных на уч ет индивидуально -
психологических особенностей нового поколения
детей. Измен яются взаимоотношения в диаде
«педагог -обучающийся», основанные на учете
особенностей ребенка, для которого виртуальное,
игровое пространство выступает приоритетным по
отношению к р еальному, что может приобретать
формы многочисленного использования игровых
технологий, создания игровых ситуаций,
проведение диагностик с целью выявления
возможных отклонений в развитии ребенка и пр.
Еще одной особенностью времени является
тенденция объединения дошкольных
образовательных организаций со школами в
территориальные образовательные комплексы.
Главной целью создания образовательных
комплексов является непрерывное сопровождение
ребенка на разных уровнях образования. Единая
концепци я воспитания и обучения на этапах
дошкольного,
начального, общего и среднего образования,
создание единого пространства дополнительного
образования позволят развить способности и
возможности каждого ребенка путем интеграции
деятельности всех специалистов, работающих с
ним [1, с.26]. В связи с этим возникает
42 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
необходимость пересмотра профессионал ьного
взаимодействия между всеми участниками
образовательного процесса.
Таким образом, новые вызовы времени
приводят к изменению профессионального
взаимодействия в пе дагогической среде школы,
развитию отношений сотрудничества «на равных»
между субъектами о бразовательного процесса,
требуют от педагога постоянного саморазвития,
повышения своего профессионального уровня.
Список литературы
1. Ардабацкая И.А. Создание
образо вательных комплексов: традиции и
инновации // Ярославский педагогический вестник.
- 2016. - №3. - С.25 -29.
2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика:
Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016.
- 477 c.
3. Казантеева В. В. От педагогического
воздействия – к взаимодействию // Школа. - 2013. -
№ 1. - С. 69 -72.
4. Родионова Н.Ф., Ривкина С.В.
Взаимоде йствие субъектов педагогического
процесса как источник его обновления // Человек и
образование. - 2012. - №2 - С.4 -9.
ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСО ВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИС ТИКИ ФИНАНСОВОГО ПОВ ЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Медведь Ирина Валерь евна
аспирант кафедры психологии
Академия постдипломного педагогического образования
г. Санкт -Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.4.53.183
Аннотация
Организация финансов ого обучения в школе – актуальная задача современного образования. В связи
с этим возникает необходимость оценки эффективности внедряемых образовательных программ, в том
числе путем выявления характера их влияния на финансового поведения обучающихся.
С ст атье проводится сравнительный анализ влияния на типы, модели и стратегии финансового
поведения обучающихся 5 -ых классов двух различных по содержанию образовательных программ в
составе одной и той же модели формирования финансовой грамотности полученный мет одом опроса,
проведенным «До» и «После» обучения по ним.
Полученные результаты раскрывают механизм влияния программ на финансовое поведение и могут
быть полезны педагогам при разработке обучающих программ.
Ключевые слова: финансовое обучение; модель форм ирова ния финансовой грамотности; программа
формирования финансовой грамотности; финансовое поведение.
Не требует доказательств мысль о том, что
эффективное финансовое обучение должно
сопровождаться развитием финансового поведения
и развитием личностных качест в:
целеустремленности, самостоятельности и
ответственности (эти личностные качества
выделены нами и сходя из здравого смысла и
представления о финансово грамотном поведении),
лежащих в основе финансового поведения, а так же
развитием «навыков XXI века»: кре ативностью,
критическим мышлением, коммуникацией и
координацией [8].
В 2018 году в г. Санкт -Петерб урге в ходе
диссертационного исследования апробирована на
практике модель формирования финансовой
грамотности со следующими характеристиками:
• Форма обучения : урочное (12 целых
уроков).
• Способ интеграции: в предмет
(обществознание) на уровне образовательно й
программы.
• Применяемая технология обучения:
технология модерации.
• Методы обучения: командные и
диалоговые методы обучения. Для развития в
учениках навыков и компетенций XXI века
использован адаптированный вариант
Сингапурской методики преподавания, кото рая
построена на командных и диалоговых методах
обучения и соответствует принципам и целям
технологии модерации [10].
• Обучающая программа: программы
формиро вания финансовой грамотности А2 и А3
[4].
В результате апробации получены данные,
подтверждающие э ффективность (способность
позитивно влиять на развитие навыков и
личностных качеств) представленной модели
методами наблюдения и математической
статистики, д оказывающими фактическое усвоения
обучающей программы.
В настоящей статье научный интерес
сосредот очен на содержательных характеристиках
обучающих программ формирования финансовой
грамотности А2 и А3, которые являются
смысловым ядром модели формирования
финансовой грамотности. Необходимо добавить,
что интеграция программ формирования
финансовой грамотн ости осуществлялась в курс
обществознания для 5 -х классов под. ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 6 -ое изд., 2015 [7].
Программа формирования финансовой
грамотности