Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (40-42)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 53, Том: 4, Страницы в выпуске: 40-42
Автор: Жмакина Марина Владимировна
МАОУ СОШ №32 , Тюмень
Анотация: В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современной школе в диадах: «педагог-обучающийся», «педагог-педагог», «педагог-коллектив», обусловленные вызовами современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога
Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональное взаимодействие;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Ардабацкая И.А. Создание образовательных комплексов: традиции и инновации // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С.25-29. 2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c. 3. Казантеева В. В. От педагогического воздействия – к взаимодействию // Школа. - 2013. - № 1. - С. 69-72.
40 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
мире и гражданскую идентичность личности.
Рассмотрев главны е аспекты препода вания
истории в рамках внедрения ФГОС, был выявлен
ряд основных проблем в изучении истории и одной
из таких проблем стала оценка сформированности
компетенций в процессе освоения дисциплины
«История».
В результате были разработана специальн ая
матрица оценки сформированности компетенций,
которая может помочь преподавателям и студентам
в учебном процессе, дав точную и компетентную
оценку основных знаний, умений и навыков.

Список литературы
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как
преподавать ист орию в современно й школе: теория
и методика [Текст] / Е.Е.Вяземский, О.Ю.
Стрелова// История. – 2006. - №19. – с. 43 -49.
2. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении
роли и механизмах подготовки научно -
педагогических кадров в высшем учебном
заведении [Текст] / С.Д.Резник, Е.С . Джевицкая//
Гуманитарные научные исследования. 2014, №12 -1
(40). - С. 125 -135.
3. «Положение о фонде оценочных средств для
проведения текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся» [Электронный
ресурс]. – Режим досту па: http://ngiei.ru
4. Федеральный государственный
образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности
23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта», утвержденный
приказ ом Минобрнауки Ро ссии от 22.04. 2014г. №
383 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
5. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности
предоставления образовательных услуг в
региональных вузах // Вест ник НГИЭИ. 2018. № 10
(89). С. 119 -134.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННО СТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Жмакина Марина Владимировна
директор МАОУ СОШ №32
г.Тюмень

ABOUT SOME FEATURES OF PROFESSIONAL INTERAC TION OF THE TEACHER IN THE
CON DITIONS OF MODERN SC HOOL

Zhmakina Marina
Director of MAGEI CSS № 32
Tyumen

Аннотация
В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в современной школе в
диадах: «педагог -обучающийс я», «педагог -педагог», «педагог -коллектив», обусло вленные вызовами
современности. Отмечается необходимость постоянного непрерывного самообразования педагога .
Abstract
In the article the peculiarities of professional interaction in modern school are considered in dyads: "teacher -
student", "teacher -teacher" , "teacher -team", due to the challenges of modernity. The need for constant continuous
self -education of the teacher is noted.
Ключевые слова: образовательный процесс; профессиональное взаимодействие .
Keywords: educational process; professional interaction .

Педагогическая деятельность является одним
из видов профессиональной деятельности, в
которой взаимодействие включенных в нее
субъектов определяет ее качество и эффективность.
В настоящее время проводятся системные
изменения в области образования, котор ые
предъявляют конкретные требования к участникам
педагогического процесса. При этом меняются не
только подходы к отбору и структурированию
содержания, организации процесса, но меня ется
сам характер отношений участников
педагогического процесса, их взаимны е позиции в
образовании. Создаются условия, при которых
участники образовательного процесса становятся
сотрудниками совместной деятельности, а поэтому
каждый из них имеет право на и ндивидуальный
выбор, на личностное самоопределение и
самореализацию [4, с.4 ]. Очевидно, что успех
образовательного процесса зависит от характера
взаимодействия его участников, форм выражения и
удовлетворения их потребностей и желаний,
использования индивид уальных природных
способностей и возможностей, ориентирования на
развитие л ичности, а потому невозможен без
активности всех участников образовательного
процесса [2].
Образовательный процесс школы
предполагает взаимодействие педагога и
обучающегося через с истемно - деятельностный и
исследовательский подход в образовании, через
совместное социально -педагогическое
проектирование и результативную, успешную
самореализацию всех участников образовательной
деятельности.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 41
Профессиональное взаимодействие в
педагогиче ской среде – процесс, состоящий из
различных компонентов: дидактических,
воспитательных и социально - педагогических. Это
обусловлено и опосредовано учебно -
воспитательной деятельностью, целями обучения и
воспитания, а также присутствует во всех видах
деяте льности: познавательной, трудовой,
творческой, в основе которых лежит
сотру дничество. Субъектная проблематика
профессионального взаимодействия является
важным фактором повышения уровня
эффективности педагогического процесса, так как
способствует саморазвит ию и самореализации
личности не только ученика, но и учителя;
позволяет рас крыть потенциальные возможности
каждого в области самосовершенствования;
обеспечивает благоприятный микроклимат,
характеризующийся открытостью, доверием и
поддержкой.
На сегодняшний день существует ряд
тенденций, которые определяют особенности
профессионал ьного взаимодействия в рамках
функционирования современной школы.
Остановимся на некоторых их них.
Педагог должен быть психологически готов к
динамично изменяющимся условиям рынка
образовательных услуг, обладать способностью к
быстрым изменениям специализа ции в рамках
базового образования, умениями прогнозирования
и оценивания социальных последствий своей
профессиональной деятельности [3, с.70]. В
подобной ситуации педагог оказываетс я перед
лицом необходимости повышения уровня
собственного профессионализма, необходимостью
формирования широкого кругозора в научном и
гуманитарном планах.
Необходимость постоянного непрерывного
повышения профессионализма, создание условий
для здоровой кон куренции, способствует
установлению контактов между педагогами, их
професси ональному взаимодействию, постоянному
обмену информацией в диаде «педагог -педагог»,
обмену опытом и усвоению передового опыта
других педагогов. Необходимость
профессионального разви тия актуализирует и
взаимодействие в системе «педагог – коллектив»,
способс твует формированию новых поведенческих
стратегий, направленных на повышение уровня
профессионализма каждого из его членов и самого
коллектива в целом.
В сфере профессионального вза имодействия
наблюдается стремление к постоянному
саморазвитию, что приводит к внедрению
качественно новых технологий, передовых практик
в процесс обучения. Отмечается изменение
формулировок целей образовательного процесса,
формулируются качественно новые з адачи, что
обуславливает качественно новое содержание
обучения, трансформир ует все аспекты
взаимодействия.
Одной из глобальных тенденций признается
появление образовательных стартапов как
альтернативы традиционной системы обучения.
Так появляются новые аль тернативные
решения, которые реализуются в стартапах, новых
глобальных стру ктурах, новых образовательных
продуктах. Наличие альтернативных решений,
дополнительных образовательных ресурсов ставит
перед педагогом задачу интеграции
дополнительной информации в практику
реализации образовательного процесса, повышает
его ответственност ь за выбор содержания
обучения, наполнение образовательной
деятельности.
При использовании альтернативных
образовательных решений все виды
профессионального взаимодействия приобрет ают
опосредованный характер, осуществляются
посредством ПК, исключают прямо е
взаимодействие.
Формируется вариативность обучения,
наличие возможностей самостоятельного
распределения времени. Наличие многочисленных
вариативных программ повышает ответственно сть
педагога за выбор программы обучения, ее
содержание, соответствие поста вленным целям и
задачам обучения.
Отмечается разрушение социального
института семьи, появление нового поколения
«детей Маугли». Педагог оказывается в
качественно новых условиях уче та новой
социально -психологической реальности, которые
по сегодняшний день остаются
малоисследованными в рамках современной
психологической науки, что приводит к
актуализации поисков преимущественно
воспитательных форм, методов, приемов,
направленных на уч ет индивидуально -
психологических особенностей нового поколения
детей. Измен яются взаимоотношения в диаде
«педагог -обучающийся», основанные на учете
особенностей ребенка, для которого виртуальное,
игровое пространство выступает приоритетным по
отношению к р еальному, что может приобретать
формы многочисленного использования игровых
технологий, создания игровых ситуаций,
проведение диагностик с целью выявления
возможных отклонений в развитии ребенка и пр.
Еще одной особенностью времени является
тенденция объединения дошкольных
образовательных организаций со школами в
территориальные образовательные комплексы.
Главной целью создания образовательных
комплексов является непрерывное сопровождение
ребенка на разных уровнях образования. Единая
концепци я воспитания и обучения на этапах
дошкольного,
начального, общего и среднего образования,
создание единого пространства дополнительного
образования позволят развить способности и
возможности каждого ребенка путем интеграции
деятельности всех специалистов, работающих с
ним [1, с.26]. В связи с этим возникает

42 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
необходимость пересмотра профессионал ьного
взаимодействия между всеми участниками
образовательного процесса.
Таким образом, новые вызовы времени
приводят к изменению профессионального
взаимодействия в пе дагогической среде школы,
развитию отношений сотрудничества «на равных»
между субъектами о бразовательного процесса,
требуют от педагога постоянного саморазвития,
повышения своего профессионального уровня.

Список литературы
1. Ардабацкая И.А. Создание
образо вательных комплексов: традиции и
инновации // Ярославский педагогический вестник.
- 2016. - №3. - С.25 -29.
2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика:
Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016.
- 477 c.
3. Казантеева В. В. От педагогического
воздействия – к взаимодействию // Школа. - 2013. -
№ 1. - С. 69 -72.
4. Родионова Н.Ф., Ривкина С.В.
Взаимоде йствие субъектов педагогического
процесса как источник его обновления // Человек и
образование. - 2012. - №2 - С.4 -9.

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСО ВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИС ТИКИ ФИНАНСОВОГО ПОВ ЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Медведь Ирина Валерь евна
аспирант кафедры психологии
Академия постдипломного педагогического образования
г. Санкт -Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.4.53.183
Аннотация
Организация финансов ого обучения в школе – актуальная задача современного образования. В связи
с этим возникает необходимость оценки эффективности внедряемых образовательных программ, в том
числе путем выявления характера их влияния на финансового поведения обучающихся.
С ст атье проводится сравнительный анализ влияния на типы, модели и стратегии финансового
поведения обучающихся 5 -ых классов двух различных по содержанию образовательных программ в
составе одной и той же модели формирования финансовой грамотности полученный мет одом опроса,
проведенным «До» и «После» обучения по ним.
Полученные результаты раскрывают механизм влияния программ на финансовое поведение и могут
быть полезны педагогам при разработке обучающих программ.
Ключевые слова: финансовое обучение; модель форм ирова ния финансовой грамотности; программа
формирования финансовой грамотности; финансовое поведение.

Не требует доказательств мысль о том, что
эффективное финансовое обучение должно
сопровождаться развитием финансового поведения
и развитием личностных качест в:
целеустремленности, самостоятельности и
ответственности (эти личностные качества
выделены нами и сходя из здравого смысла и
представления о финансово грамотном поведении),
лежащих в основе финансового поведения, а так же
развитием «навыков XXI века»: кре ативностью,
критическим мышлением, коммуникацией и
координацией [8].
В 2018 году в г. Санкт -Петерб урге в ходе
диссертационного исследования апробирована на
практике модель формирования финансовой
грамотности со следующими характеристиками:
• Форма обучения : урочное (12 целых
уроков).
• Способ интеграции: в предмет
(обществознание) на уровне образовательно й
программы.
• Применяемая технология обучения:
технология модерации.
• Методы обучения: командные и
диалоговые методы обучения. Для развития в
учениках навыков и компетенций XXI века
использован адаптированный вариант
Сингапурской методики преподавания, кото рая
построена на командных и диалоговых методах
обучения и соответствует принципам и целям
технологии модерации [10].
• Обучающая программа: программы
формиро вания финансовой грамотности А2 и А3
[4].
В результате апробации получены данные,
подтверждающие э ффективность (способность
позитивно влиять на развитие навыков и
личностных качеств) представленной модели
методами наблюдения и математической
статистики, д оказывающими фактическое усвоения
обучающей программы.
В настоящей статье научный интерес
сосредот очен на содержательных характеристиках
обучающих программ формирования финансовой
грамотности А2 и А3, которые являются
смысловым ядром модели формирования
финансовой грамотности. Необходимо добавить,
что интеграция программ формирования
финансовой грамотн ости осуществлялась в курс
обществознания для 5 -х классов под. ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 6 -ое изд., 2015 [7].
Программа формирования финансовой
грамотности
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×