Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ (ПРАКТИЧЕСКИЕ КУРСЫ) В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (14-16)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/08/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 57, Том: 2, Страницы в выпуске: 14-16
Автор: Быстренина Наталья Николаевна
старший преподаватель , Сургутский Государственный педагогический Университет , Сургут
Анотация: Статья затрагивает вопросы организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения. Автор рассматривает особенности применения дистанционного обучения в условиях обычной жизнидеятельности и акцентирует внимание на трудностях осуществления практической деятельности в условиях введения ограничительных мер. В работе анализируется роль преподавателя и роль студента в достижении эффективности учебных результатов. В статье подчеркивается необходимость разработки дополнительных мер по осуществлению образовательной деятельности.
Ключевые слова: дистанционное обучение; онлайн-обучение; практический курс; теоретический блок; самостоятельная работа;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Журавлев В.Ю. Особенности и иллюзии дистанционного образования // Решетневские чтения. 2013. Т. 2. № 17. С. 476-478 2. Хузиахметов А.Н., Насибуллов Р.Р. Учебная деятельность студента ВУЗа на этапе Образование и саморазвитие. 2012. Т. 1. № 29. С. 44-50. 3. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения//Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78-85 4. Кочетова Ю.Ю. Особенности применения тьюторского сопровождения в дистанционном образовании // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 1 (33). С. 116-118. 5. Караваева К.В. Влияние возрастных особенностей обучающихся на их отношение к дистанционному образованию // Вестник
14 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРЕДМЕТНОЙ
ПОДГОТОВКИ (ПРАКТИ ЧЕСКИЕ КУРСЫ) В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБ УЧЕНИЯ

Быстренина Наталья Николаевн а
старший преподаватель
Сургутский Государственный педагогический Университет
г.Сургут

ORGANISATION OF EDUCATION PROCESS ON DISCIPLINES OF PROFILE PREPARATION
(PRACTICAL COURSES) IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Bystrenina Natalja Nikolayevna
Senior pr ofessor
Surgut State Pedagogical University
Surgut

АННОТАЦИЯ
Статья затрагивает вопросы организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения.
Автор рассматривает особ енности применения дистанционного обу чения в условиях обычной
жизнидеятельнос ти и акцентирует внимание на трудностях ос уществления практической деятельности в
условиях введения ограничительных мер. В работе анализируется роль преподавателя и роль студента в
достижении эффективности учебных ре зультатов. В статье подчеркивается необх одимость разработки
дополнительных мер по осуществлению образовательной деятельности.
ABSTRACT
The article touches upon the issues of teaching process organization in conditions o f distance education. The
author conc erns the features of distance education application in conditions of common life and focuses attention
on the problems of practice realization in conditions of restrictive measures introduction. In the paper the roles o f
a professor and a student in reachi ng the effectivity of learning results a re under analysis. The necessity of extra
measures development on keeping educational activity is underlined in the article.
Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн -обучение, практический курс, теоретический
блок, самостоятельная работа.
Keywords: distance education, online -education, practical course, theoretical block, self -directed learning.

Дистанционное обучение мо жно определить
как процесс взаимодействия студента и
преподавателя на расстоянии с сохранени ем всех
присущих обучению компонентов (целей,
содержания, методов, организационных форм,
средств обучения) и с применением специфических
технических средств (интерн ет-технологий или
других интерактивных сред).
Дистанционное обучение всегда считалось
отдель ной формой обучения наравне с очной и
воспринималось лишь как дополнительный способ
приобретения знаний или подготовки к экзаменам.
Всемирная сеть интернета и стрем ительное
развитие информационных т ехнологий дают
возможность любому пройти полноценные
дистанционные курсы и программы повышения
квалификации от престижных университетов,
коммерческих и некоммерческих компаний из
разных стран, находясь в любой точке планет ы.
Во время дистанционного обучения студент
занимается самостоятельно по разработанной
программе, просматривает записи вебинаров,
решает задачи, консультируется с преподавателем
в онлайн -чате и периодически отправляет ему на
проверку свои работы. Логическ им продолжением
дистанционного обучения счит ается онлайн -
обучение, что подразумевает получение знаний и
навыков при помощи компьютера или какого -либо
гаджета, подключенного к интернету в режиме
“здесь и сейчас”. Такое обучение позволяет
полностью погрузить ся в образовательную среду и
повышать квалиф икацию без отрыва от рабочего
процесса.
Понятие “дистанционное обучение” указывает
на то, что между студентом и преподавателем
существует расстояние. “Онлайн -обучение”
означает, что это обучение происходит при по мощи
интернет -соединения и гаджетов. Таким о бразом, в
сложившихся условиях мы можем говорить о
процессе обучения как о способе получения знаний
студентами и взаимодействии с преподавателем на
расстоянии посредством интернет -соединения.
Многочисленные опрос ы позволяют выделить
такие преимущества дист анционного обучения как
индивидуальный темп обучения — изучать
материалы можно по собственному графику, без
привязки к группе, времени и месту занятия;
доступность — учиться можно с любого
компьютера в удобное вр емя; персональные
консультации с преподавате лем — эффективная
обратная связь от преподавателей в ходе всего
периода обучения.
Безусловно, полный переход на
дистанционное обучение вызвало недовольства со
стороны субъектов образовательного процесса, в
особен ности, преподавателей. Необходимо было
полно стью перестроить учебный процесс и создать
максимально комфортные условия для студентов
по достижению учебных результатов. Предметы
теоретического блока выглядят наиболее

Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 15
выигрышно в данной ситуации. Под предмета ми
теоретического блока понимаются дисциплин ы,
осваиваемые посредством лекций и семинаров. По
крайней мере, лекционный блок можно смело
освоить дистанционно, а семинары проводить в
форме видеоконференций. Иначе обстоят дела с
практическими курсами, где осв оение дисциплин
проходит, в основном, посред ством прямого
взаимодействия преподаватель -студент, студент -
студент. Конечно, онлайн -обучение здесь
выступает как основная форма обучения, однако,
не все средства получения знаний могут быть
реализованы даже поср едством «электронного
визуально -слухового» к онтакта.
Кроме того следует заметить, что негативное
влияние на результат учебно -воспитательного
процесса оказывает и полное отчуждение
обучаемого от преподавателя, что значительно
снижает его познавательную акт ивность [2, 3].
Большинство студентов испыты вают затруднения в
умении учиться самостоятельно, поскольку
дистанционная форма обучения требует от них
умения самим
планировать учебную деятельность, обрабатывать
информацию, анализировать достигнутые
результаты [4].
В рамках дисциплин Практический курс
английского/французского языков и Практическая
фонетика английского языка все занятия проходят
в форме постоянного прямого контакта. Любая
работа, организованная в рамках занятия, требует
участия студентов. Напри мер, организация парной
или групповой работы вызывает ряд трудностей в
условиях дистанционного обучения. Обеспечив
возможность студентам видеть и слышать
преподавателя и других студентов, мы только
говорим, задаем вопросы и получаем ответы,
создаем дискусс ии, т.е. в основном, осуществляется
фронталь ная работа. «В онлайн -классе знания
рождаются,
главным образом, через отношения и
взаимодействия между людьми. Ключом к
учебному
процессу являются взаимодействия между самими
студентами, взаимодействия между
преп одавателями и студентами и сотрудничество в
учебе, являющееся результатом этих
взаимодействий» [1]. В случае с заданием на
составление диалога или реализации ролевой игры
работа может осуществляться только спонтанно
или в качестве домашней работы. Однако, в такой
ситуации теряются такие качества как
ситуативность, реакция на собеседника, языковая
догадка. Такой вид деятельности как домашнее
чтение тоже создает определенные трудности в
выполнении. Домашнее чтение состоит из двух
блоков: представление собстве нно прочитанной
книги в соответствии с заран ее представленными
требованиями и лексические карточки.
Представить прочитанный материал в виде
монологического высказывания особого труда не
составляет. Единственный недостаток в таких
условиях заключается в нев озможности
удостовериться, что студент говор ит
самостоятельно, а не читает. А вот работа с
лексическими карточками представляет собой
индивидуальный опрос по содержимому
лексической единицы, где студент должен
продемонстрировать владение лексическим
миниму мом содержания произведения. За
невозможност ью осуществить должный контроль
по работе студента данный вид работы подвергался
реорганизации. В результате, от студента
требовалось создать упражнения с использованием
лексических единиц. Мероприятия,
запланиро ванные в форме конференций,
проходили должны м образом, однако, следует
заметить, что технически это более затратно по
времени.
Отдельное место занимает Практическая
фонетика английского языка, так как процесс
совершенствования и коррекции
произносительных навыков дистанционно
реализовать очень сложн о. Все занятия построены
на постоянном прослушивании студентами
преподавателя, поэтапном выполнении заданий,
сиюминутных коррекциях, взаимооценивании
студентами и т.д. Безусловно, студенты были
обеспечены материа лами для прослушивания, но
была утрачена воз можность оценить друг друга в
процессе фонетико -интонационного анализа. Такая
форма работы как создание видеороликов с
демонстрацией основных интонационных моделей
имела тоже примитивный формат. При очном
обучени и студенты имели возможность снять
материал в реальных условиях, а в дистанционном
формате были представлены простые диалоги.
Следуя статистическим результатам
проведенного опроса среди людей двух возрастных
групп (18 -25 лет и 25 -40 лет), можно
констатиро вать, что первая группа уверенно
высказывала сь за дистанционное
образование, а вторая утверждала, что в приоритете
всегда будет традиционное образование. Очевидно,
что люди более старшего возраста, с наличием
большего жизненного опыта признают достоинства
дистанционного обучения, но все же считают, что
пока оно не способно дать тот же уровень знаний,
что и очное обучение [5].
Подводя итоги вышесказанному, можно
достоверно констатировать, что образовательный
процесс может быть реализован при любых
условия и обстоятельствах, однако, потребуется
много в ремени и усилий, чтобы перестроить его
под формат дистанционного обучения. И это уже
будет совершенно другая эпоха, полностью
сосредоточенная на цифровизации и
технологизации, лишенная человеческого фактора.

Сп исок литературы:
1. Журавлев В.Ю. Особенности и иллюзии
дистанционного образования // Решетневские
чтения. 2013. Т. 2. № 17. С. 476 -478
2. Хузиахметов А.Н., Насибуллов Р.Р.
Учебная деятельность студента ВУЗа на этапе
перехода к дистанционному образованию //

16 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
Обра зование и саморазвитие. 2012. Т. 1. № 29. С.
44 -50.
3. Марчук Н.Ю. Психолого -педагогические
особенности дистанционного
обучения/ /Педагогическое образование в России.
2013. № 4. С. 78 -85
4. Кочетова Ю.Ю. Особенности применения
тьюторского сопровождения в дистанци онном
обра зовании // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2014. № 1 (33).
С. 116 -118.
5. Караваева К.В. Влияние возрастных
особенностей обучающихся на их отношение к
дистанционному образованию // Вестник
Удмуртского университета. Серия Филосо фия.
Пси хология. П едагогика. 2015. № 3 -2. С. 67 -70.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Емельянов Станислав Сергеевич
старший преподаватель
Институт транспорта, сервиса и туризма
ГБОУ ВО НГИЭУ
р.п.Воротынец

FORMATION OF A HEALTH Y L IFESTYLE AMONG STUDENTS

Stanislav Emelyanov
senior teacher
Institute of transport, service and tourism SEI IN NHIEU
r. p.Vorotynets

АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены основные факторы, которые влияют на здоровый образ жизни у
студентов. В совреме нном мире, данная проблема явля ется актуальной, так как многие студенты ведут
неправильный образ жизни.
ANNOTATION
This article discusses the main factors that affect the healthy lifestyle of students. In the modern world, this
problem is relevant, since m any s tudents lead the wrong lifestyle.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, работоспособность, студенты, распорядок дня, физическая
активность, неправильное питание, вредные привычки.
Keywords: healthy lifestyle, working capaci ty, students, daily routine, phys ical activity, poor nutrition, bad
habits.

Одна из важных задач современного общества
– это сохранение здоровья молодого поколения.
Для того, чтобы подготовить
высококвалифицированных специалистов,
необходимо укреплять и в дальнейшем
поддерживать пр авильны й и здоровый образ
жизни, так улучшиться вы носливость и
работоспособность студентов. При обучении,
студенты испытывают высокую нагрузку, что до
начала обучение в вузе было совсем для них
непривычно.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось
не так д авно, в XX веке, его автором стал
профессор -фармак олог Израиль Брехман.
По определению ВОЗ (всемирная организация
здравоохранения), здоровый образ жизни (ЗОЖ) –
это поведение и мышление человека,
обеспечивающие ему сохранение и укрепление
здоровья; индивид уальная система привычек,
которая обеспечивает чел овеку необходимый
уровень жизнедеятельности для решения задач,
связанных с выполнением обязанностей и для
решения личных проблем и запросов; система
жизни, обеспечивающая достаточный и
оптимальный обмен чел овека с о средой и тем
самым позволяющая сохранить здоровье на
безопасном или благоприятном уровне.
Наиболее распространённые факторы,
которые оказывают негативное влияние на
здоровье человека:
1. Неправильный распорядок дня;
2. Низкая физическая активность;
3. Неп рав ильн ое питание;
4. Вредные привычки.
Чтобы выявит ь интерес о здоровом образе
жизни у студентов института «Транспорта, сервиса
и туризма», было проведено анкетирование, в
котором учувствовало 100 человек. В результате,
мы получили следующие данные:
На воп рос: « Какой у вас расп орядок дня?»,
ответы на данн ый вопрос, представлены на рисунке
1.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×