Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ (36-39)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/08/10
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 57, Том: 2, Страницы в выпуске: 36-39
Автор: Коротаева Евгения Владиславовна
Доктор педагогических наук, профессор , Уральский государственный педагогический университет , Екатеринбург
Анотация: В каждой научной области время от времени наступает необходимость подведения некоторых итогов, сравнительного анализа, что позволило бы выделить определенные периоды, сущностные события, ключевую терминологию и т.д. Относительно к научной области психолого-педагогических взаимодействий можно выделить четыре этапа в развитии и осмыслении этого направления: этап реконструкции психолого-педагогической науки, интеграции педагогики и психологии в рамках образовательного процесса; этап модернизации и этап «опережающей практики», начавший в цифровую эпоху. Очевидно, что они еще ждут своего анализа и методологического осмысления как в научной теории, так и в практике образовательного процесса.
Ключевые слова: психолого-педагогические взаимодействия; этапы трансформации подходов к трактовкам психолого-педагогическим взаимодействиям;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Братченко, С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. СПб. : С.-Петер. гос. ун-т пед. мастерства, 2003. 2. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. 3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Москва, 1995. 4. Коломинский Я Л., Плескачева Н. М., Заяц И.И., Митрахович О.А. Психология педагогического взаимодействия. СПб. : Речь, 2007. 5. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург : ООО «СВ-96», 2011. 6. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Издательство практикум для академического бакалавриата ; под Юрайт, 2019. редакцией А. П. Панфиловой. М.: Издательство
36 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ:
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Коротаева Евгения Владиславовна
Доктор педагогических наук, профессор
Уральский государственный педагогический универс итет
Екатеринбург

APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL
INTERACTIONS: A RETROSPECTIVE ANALYSIS

Korotaeva Evgeniya Vladislavovna
PhD, Professor
Ural state pedagogical University
Yekaterinburg

АННОТАЦИЯ
В каждой научной области время от времени н аступае т необходимость подведения некоторых итогов,
сравнительного анализа, что позволило бы выделить определенные периоды, сущностные события,
ключевую терминологию и т.д. Относительно к научной области психолого -педагогических
взаимодей ствий можно выдели ть четыре этапа в развитии и осмыслении этого направления: этап
реконструкции психолого -педагоги ческой науки, интеграции пед агогики и психологии в рамках
образовательного процесса; этап модернизации и этап «опережающей практики», начавший в цифровую
эпоху. Очевидно, что они еще ждут своего анализа и методологического осмысления как в научной теории,
так и в практике образовател ьного процесса.
ABSTRACT
In every scientific field, from time to time there is a need to sum up some results, com parative analysis,
which would allow you to identify certain periods, essential events, key terminology, etc. In relation to the
scientific fi eld of psychological and pedagogical interactions, there are four stages in the development and
understanding of t his direction: the stage of reconstruction of psychological and pedagogical science, the
integration of pedagogy and psychology in the educati onal process; the stage of modernization and the stage of
"advanced practice", which began in the digital age. It is obvious that th ey are still waiting for their analysis and
methodological understanding both in the scientific theory and in the practice o f the educational process.
Ключевые слова : психолого -педагогические взаимодействия: этапы трансформации подходов к
трактовкам психол ого -педагогическим взаимодействиям.
Keywords : psychological and pedagogical interactions: stages of transformation of approa ches to
interpretation of psychological and pedagogical interactions

Научная область, изучающая психолого -
педагог ические взаимодей ствия, достаточно
обширна. Ретроспективное ее изучение позволило
выявить в ней четыре этапа, различающиеся по
подходам к пони манию психолого -педагогический
взаимодействий, по соответствующей трактовке
номинации терминов и понятий, наиболее
характерных для того или иного эт апа. При этом
имеет смысл уточнить временные рамки
ретроспективного анализа: с ш естидесятых годов
прошлого в ека до наших дней.
Можно выделить четыре этапа:
реконструктивный, интегративный,
«модернизационный» и этап «опере жающей
практики». Дадим краткую ха рактеристику
каждого из этапов.
1 этап (1960 -1980 -е гг.) можно обозначить как
этап реконструкции в психолог о-педагогической
области науки. В эти годы, с одной стороны,
продолжала свое развитие советская педагогика,
имеюща я основной целью воспитание будуще го
строителя коммунизма. С другой – вновь начала
развиваться отечественная психо логия (после
кризиса предвое нного десятилетия, военного
времени, послевоенного строительства),
актуализирующая наработки школ, запрещенных в
30-е годы (школы В .М. Бехтерева, Л. С.
Выготского). Это активизировало интерес не
только к прежним, но и к новым исс ледовательским
направлениям – когнитивной и возрастной
психологии (работы Л.И. Божович, В.В. Давыдова,
М.А. Холодной и др.).
В педагогике дом инировали коллек тивистские
подходы к пониманию взаимодействий в учебно -
воспитательном процессе. Поэтому и основной
типологией взаимодействий, к которой обращались
чаще всего, была классификация стилей
руководства, предложенная еще К. Левиным:
авторитарный, демократический и либеральный. В
более поздний период названия стилей были
номинально трансформированы (директивн ый,
коллегиальный и попустит ельский), хотя суть их
практически не изменилась (И.К. Киянова,

Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 37
Л.М. Кроль, Е.В. Ксенчук, Е.Л. Михайлова,
Н.Н. Обо зов и др.).
Отме тим при этом, что педагогика и
психология в этот период существовали достаточно
параллельно, развиваясь, преимущественно в св оей
научной области. Хотя исследователи -психологи
(Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Д.
Левитов и др.) а ктивно обращались к учебно -
воспита тельному процессу как продуктивной базе
для научных изысканий (где имелись групп ы детей,
подростков, соотнес енные по возрастным и
социально ориентированным и другим критериям).
2-й этап (с конца 80 -х гг. до начала
двухтыс ячных годов) хара ктеризуется интег рацией
пед агогики и психологии относительно
образовательного процесса. Поэтому он условно
обозначен как «инт егративный». С точки зрения
политического и социокультурного развития
страны, в этот период происходит смена
госуд арственного курса , меняется форма
собственности, рушатся границы, разделяющие до
того «запад» и «восток» и др. Это не могло не
сказаться на об щей атмосфере и на подходах в
сфере психолого -педагогических исследований.
Стали активно развиваться контакты учен ых в
области псих ологии; идеи гума нистической
психологии были с энтузиазмом восприняты
отечественными теоретиками и практиками для
исследовани я жизнедеятельности индивида и
общества, а также применительно к педагогической
среде.
Это видоизменяло ракурс из учения
межличност ных взаим одействий образовательной
сферы. Коллективистская педагогика (труды А.С.
Макаренко, С.А. Сухомлинского и др.) начала
сменяться установками гуманистической
психологии педагогикой и психологией ненасилия
и т.п.), вниманием к изучени ю конкретного
инд ивида, ученика, у чителя (работы С.Л.
Братченко [1], И.А. Зимн ей, А.Н. Леонтьева, А.К.
Марковой [2],, Ю.М. Орлов а и др.).
Данн ое положение сказалось и на изменении
терминологии: до названного периода
применительно к педпроцессу чаще всего
использовались сущ ествительные, име ющие,
обобщающие значения: ученик, учитель, педагог,
воспитанник и т.п. Но с кон ца ХХ в., благодаря
интеграц ии психологии и педагогики, участников
педпроцесса начали рассматривать в качестве
«субъектов», подчеркивая вниман ие к их личности,
субъектности, ин ициативности, самостоятельности
и т.д. Стал активно пониматься вопрос о
допустим ости отношения к ученику как к
«объекту» педагогических воздействий.
Был представлен подход, базирующийся на
идее «постепенного перенесения от ветственности
за собственную жизнь и самостоятельное решение
индивидуальн ых проблем на самого растущего
человека», что нашло отражение в таких вида
взаимодействий, как «защита», «помощь»,
«поддержка» и «сопровождение» (В.П.
Бедерханова, О.С. Газман [3], Н. Б. Крылова и др.) .
Отметим, что именно в этот период в
нормативных документах («Закон об образовании»
1992 г.) за учеником закрепляется опреде ление
«обучающийся». Это субстантивированное
причастие полно внутренних противоречий. С
одной стороны, приставка « об -» явно подводи т к
пониманию уча щегося как объекта, которого
обучают. С другой стороны, возвратная частица « -
ся» свидетельствует о том, что ученик вполне
способен обучить себя сам. Частично это
положение соответствует позиции студента,
ученика старших кл ассов, где самооб учение
допустимо и даже приветствуется. Но
применительно к начальной школе, к пятому -
шестому клас сам, понятие «обучающиеся»
оказывается значительно шире тех функций и
действий, которые выполняются учениками в этот
период обучения.
3-й эта п (с дв ухтысячных годов до 2010 г.)
можно обозначить как «модернизационный»
относительно всего российского образования».
Адаптация двухуровневой системы высшего
образования закономерно вызвала пересмотр и
совершенствование программ профессиональной
подгото вки буд ущих педаг огов, комп етенции
которых были тесно связаны с знаниями и
умениями в области психолого -педагогических
взаимодействий.
В отдельных дисциплинах государственного
образовательного стандарта по направлению
540600 «Педагогика» были обозн ачены у становк и,
связанн ые с анали зируемой нами областью : формы
взаимодействия человека с миром («Психология
человека»); человек как субъект взаимодействия;
(«Практическая социальная психология»);
психология взаимодействия в системе: учитель –
ученик – кла сс («Пе дагогич еская псих ология»);
формы взаимодействия субъектов в
педагогических процессах («Практическая
педагогика»).
Между тем в школах образовательный процесс
продолжал осуществляться учителями,
получившими традиционное – классическое –
профессионально -педа гогическое образо вание,
ориентиров анное на реализацию субъект -
объектного подхода в обучении. Возникло
противоречие между ожиданиями общества,
перспективой развития образования как
социального института, с одной стороны, и
психологической и педагогической н еготовностью
педа гогов к реализаци и этих ожиданий, с другой.
Это отразилось и на анализе, и на трактовке
взаимоотн ошений и взаимодействий участников
образовательного процесса. Достаточно новым
аспектом стало признание того факта, что
взаимодействия в педа гогике могут носи ть как
позитивный , так и негативный характер. Я.Л.
Коломинский в «Психологии педагогического
взаим одействия» (2007) описывает четыре типа
взаимоотношений учителя к своим ученикам:
«тепло -тепло»; «внутри тепло – снаружи холодно»;
«внутри хо лодно – снаружи т епло»; «холодно -
холодно» [4]. Как следствие, появилась типология

38 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
психолого -педагогических взаимоде йствий, где
описывались различные виды субъектно -
объектных контактов участников образовательного
процесса [5].
В это период был обозначен нов ый подход к
осмыс лению психоло го-педагогических
взаимодействий: смена когнитивной центрации на
ценностно ориентиров анную, гуманизм и
толерантность в контактах субъектов в
образовательной ситуации, поиск
соответствующих сценариев психолого -
педагогической по ддержки и сопрово ждения и т.д.
Это в свою очередь породило необходимость
определенного согласования наработанной те ории
и практики с нормативными документами.
В 2012 г. выходит новый «Закон об
образовании Российской Федерации». И это
последнее десятилетие можно обозначить как
начало 4 -го этапа в процессе развития и изучения
психолого -педагогических взаимодействий в
об разовании. Особенность этого этапа обозначено
в его номинации «этап опережающей практики».
Социально -культурные преобразования этого
периода привнесли в сист ему образования н овые
аспекты, с вязанные с организацией иных,
непривычных взаимодействий в сфере
образования.
Внедрена новая – дистанционная – форма
обучения. Новые электронные средства обучения
позволили не только удлинить дистанцию межд у
субъектами обра зовательного проц есса, но и
видоизменить методы: наглядные, словесные,
практические. Умелый учител ь, используя
возможности цифрового обучения, не
предоставляет готовую информацию ученику, но
делает его активным, инициативным со -
участником процесса познания и освоения новог о с
учетом возможностей цифровых гаджетов [работы
Б.Е. Стариченко [5], А.С. Кукуш иной и др.).
Появился новый тип – «электронное», сетевое
взаимодействие, вебинары, открытые
образовательные платформы, что вебинаров,
котор ые делает систему контактов субъек тов более
открытой, способствует преодолению
автономности, установлению разнообра зных
партнерских – как горизонтальных, так и
вертикальных – отношений. Что, в свою очередь,
привело к постановке вопросов, связанных с
психол огичес кой безопас ностью само й
образовательной среды (как внешней, так и
внутренней), психологическим благополучием
субъектов образования (как обучающегося, так и
педагога) и др.
И сам факт того, что мы во многом идем за
возникающей ситуацией, не успевая а нализировать
ее и предупреждать не которые риски, тоже
является свидетельством «этапа опережающей
практики».
Любопыт но, что в нормативных документах
федерального уровня устоявшееся словосочетание
«участник образовательной деятельности»
заменено на «участник ов образовательны х
отношений». Отн ошения – это более широкое
понятие по сравнению с деятельностью,
включающее в себ я различные роли участников –
активные, нейтральные, пассивные. А вот понятие
«субъекта образовательного процесса»
практически ушло из термин ологии управленце в от
образования. Обращение к «субъекту», правда,
можно встретить в учебных пособиях,
посвященных педагогическому взаимодействию
(работы И.В. Дубровиной [6]),, Е.В. Неумоевой -
Колчеданцевой, А.П. Панфиловой и А.В.
Долматова [7]), но, как по казывает анализ, в них
представлен ы наработки, относящиеся ко второму
и третьему этапам описываемого феномена.
Ита к, на данный момент можно выделить
четыре этапа в развитии и осмыслении психолого -
педагогических взаимодействий и
взаимоотношений участников образовательного
процесса: 1 -й эта п может быть назван как этап
реконструкции психолого -педагогической науки,
пришед шийся на 1960 -1980 -е гг.; 2 -й этап - отмечен
интеграцией педагогики и психологии в рамках
образовательного процесса (с конца 80 -х гг. до
двух тысячных годов); 3-й этап связан с началом
модернизации российского образования (первое
десятилетие XXI в.) и 4 -й э тап, этап «опережающей
практики», начавшийся с цифровой эпохи XXI
века, еще ждет своего анализа и методологического
осмысления как в теории, так и в практике.
В итоге можно сделать вывод о том, что
психолого -педагогические взаимодействия в
образовательном пространстве представляют собой
систему взаимообусловленных контактов в единстве
социальных, психологических и собственно
педагогических свя зей, где социальн ая сторона
предоп ределяет направленность этих
взаимодействий, психологическая анализирует и
уточня ет механизмы и прогнозирует результаты
контактов, а педагогическая обеспечивает сам
формат взаимодействий участников системы
образования.

Ли тература:
1. Бра тче нко, С. Л . Введение в гуманитарную
экспертизу образования. СПб. : С. -Петер. гос. ун -т
пед. масте рства, 2003.
2. Маркова А. К., Никонова А. Я.
Психологические особенности индивидуального
стиля деятельности учителя // Вопросы
психологии. 1987. № 5.
3. Га зм ан О. С . Педагогическая поддержка
детей в образовании как инновационная проблема
// Новые ценности образования: десять концепций
и эссе. Москва, 1995.
4. Коломинский Я Л., Плескачева Н. М., Заяц
И.И., Митрахович О.А . Психология
педагогич еского взаимодей ствия. СП б. : Речь, 2007.
5. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий:
теория и практика. Екатеринбург : ООО «СВ -96»,
2011.
6. Психолого -педагогическое взаимодействие
участников образовательного процесса в 2 ч. Часть
1 : учебник для акаде мического бакала вриата / под

Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 39
редакцией И. В. Дубровиной. М.: Издательство
Юрайт, 2019.
7. Панфилова, А. П. Взаимодействие
участников образовательного процесса : учебник и
практикум для академического бакалавриата ; под
редакцией А. П. Панфиловой. М.: Изда тельство
Юрайт, 2019.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×