36 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОДХОДЫ К ТРАКТОВКЕ ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ:
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Коротаева Евгения Владиславовна
Доктор педагогических наук, профессор
Уральский государственный педагогический универс итет
Екатеринбург
APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL
INTERACTIONS: A RETROSPECTIVE ANALYSIS
Korotaeva Evgeniya Vladislavovna
PhD, Professor
Ural state pedagogical University
Yekaterinburg
АННОТАЦИЯ
В каждой научной области время от времени н аступае т необходимость подведения некоторых итогов,
сравнительного анализа, что позволило бы выделить определенные периоды, сущностные события,
ключевую терминологию и т.д. Относительно к научной области психолого -педагогических
взаимодей ствий можно выдели ть четыре этапа в развитии и осмыслении этого направления: этап
реконструкции психолого -педагоги ческой науки, интеграции пед агогики и психологии в рамках
образовательного процесса; этап модернизации и этап «опережающей практики», начавший в цифровую
эпоху. Очевидно, что они еще ждут своего анализа и методологического осмысления как в научной теории,
так и в практике образовател ьного процесса.
ABSTRACT
In every scientific field, from time to time there is a need to sum up some results, com parative analysis,
which would allow you to identify certain periods, essential events, key terminology, etc. In relation to the
scientific fi eld of psychological and pedagogical interactions, there are four stages in the development and
understanding of t his direction: the stage of reconstruction of psychological and pedagogical science, the
integration of pedagogy and psychology in the educati onal process; the stage of modernization and the stage of
"advanced practice", which began in the digital age. It is obvious that th ey are still waiting for their analysis and
methodological understanding both in the scientific theory and in the practice o f the educational process.
Ключевые слова : психолого -педагогические взаимодействия: этапы трансформации подходов к
трактовкам психол ого -педагогическим взаимодействиям.
Keywords : psychological and pedagogical interactions: stages of transformation of approa ches to
interpretation of psychological and pedagogical interactions
Научная область, изучающая психолого -
педагог ические взаимодей ствия, достаточно
обширна. Ретроспективное ее изучение позволило
выявить в ней четыре этапа, различающиеся по
подходам к пони манию психолого -педагогический
взаимодействий, по соответствующей трактовке
номинации терминов и понятий, наиболее
характерных для того или иного эт апа. При этом
имеет смысл уточнить временные рамки
ретроспективного анализа: с ш естидесятых годов
прошлого в ека до наших дней.
Можно выделить четыре этапа:
реконструктивный, интегративный,
«модернизационный» и этап «опере жающей
практики». Дадим краткую ха рактеристику
каждого из этапов.
1 этап (1960 -1980 -е гг.) можно обозначить как
этап реконструкции в психолог о-педагогической
области науки. В эти годы, с одной стороны,
продолжала свое развитие советская педагогика,
имеюща я основной целью воспитание будуще го
строителя коммунизма. С другой – вновь начала
развиваться отечественная психо логия (после
кризиса предвое нного десятилетия, военного
времени, послевоенного строительства),
актуализирующая наработки школ, запрещенных в
30-е годы (школы В .М. Бехтерева, Л. С.
Выготского). Это активизировало интерес не
только к прежним, но и к новым исс ледовательским
направлениям – когнитивной и возрастной
психологии (работы Л.И. Божович, В.В. Давыдова,
М.А. Холодной и др.).
В педагогике дом инировали коллек тивистские
подходы к пониманию взаимодействий в учебно -
воспитательном процессе. Поэтому и основной
типологией взаимодействий, к которой обращались
чаще всего, была классификация стилей
руководства, предложенная еще К. Левиным:
авторитарный, демократический и либеральный. В
более поздний период названия стилей были
номинально трансформированы (директивн ый,
коллегиальный и попустит ельский), хотя суть их
практически не изменилась (И.К. Киянова,
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 37
Л.М. Кроль, Е.В. Ксенчук, Е.Л. Михайлова,
Н.Н. Обо зов и др.).
Отме тим при этом, что педагогика и
психология в этот период существовали достаточно
параллельно, развиваясь, преимущественно в св оей
научной области. Хотя исследователи -психологи
(Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Д.
Левитов и др.) а ктивно обращались к учебно -
воспита тельному процессу как продуктивной базе
для научных изысканий (где имелись групп ы детей,
подростков, соотнес енные по возрастным и
социально ориентированным и другим критериям).
2-й этап (с конца 80 -х гг. до начала
двухтыс ячных годов) хара ктеризуется интег рацией
пед агогики и психологии относительно
образовательного процесса. Поэтому он условно
обозначен как «инт егративный». С точки зрения
политического и социокультурного развития
страны, в этот период происходит смена
госуд арственного курса , меняется форма
собственности, рушатся границы, разделяющие до
того «запад» и «восток» и др. Это не могло не
сказаться на об щей атмосфере и на подходах в
сфере психолого -педагогических исследований.
Стали активно развиваться контакты учен ых в
области псих ологии; идеи гума нистической
психологии были с энтузиазмом восприняты
отечественными теоретиками и практиками для
исследовани я жизнедеятельности индивида и
общества, а также применительно к педагогической
среде.
Это видоизменяло ракурс из учения
межличност ных взаим одействий образовательной
сферы. Коллективистская педагогика (труды А.С.
Макаренко, С.А. Сухомлинского и др.) начала
сменяться установками гуманистической
психологии педагогикой и психологией ненасилия
и т.п.), вниманием к изучени ю конкретного
инд ивида, ученика, у чителя (работы С.Л.
Братченко [1], И.А. Зимн ей, А.Н. Леонтьева, А.К.
Марковой [2],, Ю.М. Орлов а и др.).
Данн ое положение сказалось и на изменении
терминологии: до названного периода
применительно к педпроцессу чаще всего
использовались сущ ествительные, име ющие,
обобщающие значения: ученик, учитель, педагог,
воспитанник и т.п. Но с кон ца ХХ в., благодаря
интеграц ии психологии и педагогики, участников
педпроцесса начали рассматривать в качестве
«субъектов», подчеркивая вниман ие к их личности,
субъектности, ин ициативности, самостоятельности
и т.д. Стал активно пониматься вопрос о
допустим ости отношения к ученику как к
«объекту» педагогических воздействий.
Был представлен подход, базирующийся на
идее «постепенного перенесения от ветственности
за собственную жизнь и самостоятельное решение
индивидуальн ых проблем на самого растущего
человека», что нашло отражение в таких вида
взаимодействий, как «защита», «помощь»,
«поддержка» и «сопровождение» (В.П.
Бедерханова, О.С. Газман [3], Н. Б. Крылова и др.) .
Отметим, что именно в этот период в
нормативных документах («Закон об образовании»
1992 г.) за учеником закрепляется опреде ление
«обучающийся». Это субстантивированное
причастие полно внутренних противоречий. С
одной стороны, приставка « об -» явно подводи т к
пониманию уча щегося как объекта, которого
обучают. С другой стороны, возвратная частица « -
ся» свидетельствует о том, что ученик вполне
способен обучить себя сам. Частично это
положение соответствует позиции студента,
ученика старших кл ассов, где самооб учение
допустимо и даже приветствуется. Но
применительно к начальной школе, к пятому -
шестому клас сам, понятие «обучающиеся»
оказывается значительно шире тех функций и
действий, которые выполняются учениками в этот
период обучения.
3-й эта п (с дв ухтысячных годов до 2010 г.)
можно обозначить как «модернизационный»
относительно всего российского образования».
Адаптация двухуровневой системы высшего
образования закономерно вызвала пересмотр и
совершенствование программ профессиональной
подгото вки буд ущих педаг огов, комп етенции
которых были тесно связаны с знаниями и
умениями в области психолого -педагогических
взаимодействий.
В отдельных дисциплинах государственного
образовательного стандарта по направлению
540600 «Педагогика» были обозн ачены у становк и,
связанн ые с анали зируемой нами областью : формы
взаимодействия человека с миром («Психология
человека»); человек как субъект взаимодействия;
(«Практическая социальная психология»);
психология взаимодействия в системе: учитель –
ученик – кла сс («Пе дагогич еская псих ология»);
формы взаимодействия субъектов в
педагогических процессах («Практическая
педагогика»).
Между тем в школах образовательный процесс
продолжал осуществляться учителями,
получившими традиционное – классическое –
профессионально -педа гогическое образо вание,
ориентиров анное на реализацию субъект -
объектного подхода в обучении. Возникло
противоречие между ожиданиями общества,
перспективой развития образования как
социального института, с одной стороны, и
психологической и педагогической н еготовностью
педа гогов к реализаци и этих ожиданий, с другой.
Это отразилось и на анализе, и на трактовке
взаимоотн ошений и взаимодействий участников
образовательного процесса. Достаточно новым
аспектом стало признание того факта, что
взаимодействия в педа гогике могут носи ть как
позитивный , так и негативный характер. Я.Л.
Коломинский в «Психологии педагогического
взаим одействия» (2007) описывает четыре типа
взаимоотношений учителя к своим ученикам:
«тепло -тепло»; «внутри тепло – снаружи холодно»;
«внутри хо лодно – снаружи т епло»; «холодно -
холодно» [4]. Как следствие, появилась типология
38 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 57, 20 20
психолого -педагогических взаимоде йствий, где
описывались различные виды субъектно -
объектных контактов участников образовательного
процесса [5].
В это период был обозначен нов ый подход к
осмыс лению психоло го-педагогических
взаимодействий: смена когнитивной центрации на
ценностно ориентиров анную, гуманизм и
толерантность в контактах субъектов в
образовательной ситуации, поиск
соответствующих сценариев психолого -
педагогической по ддержки и сопрово ждения и т.д.
Это в свою очередь породило необходимость
определенного согласования наработанной те ории
и практики с нормативными документами.
В 2012 г. выходит новый «Закон об
образовании Российской Федерации». И это
последнее десятилетие можно обозначить как
начало 4 -го этапа в процессе развития и изучения
психолого -педагогических взаимодействий в
об разовании. Особенность этого этапа обозначено
в его номинации «этап опережающей практики».
Социально -культурные преобразования этого
периода привнесли в сист ему образования н овые
аспекты, с вязанные с организацией иных,
непривычных взаимодействий в сфере
образования.
Внедрена новая – дистанционная – форма
обучения. Новые электронные средства обучения
позволили не только удлинить дистанцию межд у
субъектами обра зовательного проц есса, но и
видоизменить методы: наглядные, словесные,
практические. Умелый учител ь, используя
возможности цифрового обучения, не
предоставляет готовую информацию ученику, но
делает его активным, инициативным со -
участником процесса познания и освоения новог о с
учетом возможностей цифровых гаджетов [работы
Б.Е. Стариченко [5], А.С. Кукуш иной и др.).
Появился новый тип – «электронное», сетевое
взаимодействие, вебинары, открытые
образовательные платформы, что вебинаров,
котор ые делает систему контактов субъек тов более
открытой, способствует преодолению
автономности, установлению разнообра зных
партнерских – как горизонтальных, так и
вертикальных – отношений. Что, в свою очередь,
привело к постановке вопросов, связанных с
психол огичес кой безопас ностью само й
образовательной среды (как внешней, так и
внутренней), психологическим благополучием
субъектов образования (как обучающегося, так и
педагога) и др.
И сам факт того, что мы во многом идем за
возникающей ситуацией, не успевая а нализировать
ее и предупреждать не которые риски, тоже
является свидетельством «этапа опережающей
практики».
Любопыт но, что в нормативных документах
федерального уровня устоявшееся словосочетание
«участник образовательной деятельности»
заменено на «участник ов образовательны х
отношений». Отн ошения – это более широкое
понятие по сравнению с деятельностью,
включающее в себ я различные роли участников –
активные, нейтральные, пассивные. А вот понятие
«субъекта образовательного процесса»
практически ушло из термин ологии управленце в от
образования. Обращение к «субъекту», правда,
можно встретить в учебных пособиях,
посвященных педагогическому взаимодействию
(работы И.В. Дубровиной [6]),, Е.В. Неумоевой -
Колчеданцевой, А.П. Панфиловой и А.В.
Долматова [7]), но, как по казывает анализ, в них
представлен ы наработки, относящиеся ко второму
и третьему этапам описываемого феномена.
Ита к, на данный момент можно выделить
четыре этапа в развитии и осмыслении психолого -
педагогических взаимодействий и
взаимоотношений участников образовательного
процесса: 1 -й эта п может быть назван как этап
реконструкции психолого -педагогической науки,
пришед шийся на 1960 -1980 -е гг.; 2 -й этап - отмечен
интеграцией педагогики и психологии в рамках
образовательного процесса (с конца 80 -х гг. до
двух тысячных годов); 3-й этап связан с началом
модернизации российского образования (первое
десятилетие XXI в.) и 4 -й э тап, этап «опережающей
практики», начавшийся с цифровой эпохи XXI
века, еще ждет своего анализа и методологического
осмысления как в теории, так и в практике.
В итоге можно сделать вывод о том, что
психолого -педагогические взаимодействия в
образовательном пространстве представляют собой
систему взаимообусловленных контактов в единстве
социальных, психологических и собственно
педагогических свя зей, где социальн ая сторона
предоп ределяет направленность этих
взаимодействий, психологическая анализирует и
уточня ет механизмы и прогнозирует результаты
контактов, а педагогическая обеспечивает сам
формат взаимодействий участников системы
образования.
Ли тература:
1. Бра тче нко, С. Л . Введение в гуманитарную
экспертизу образования. СПб. : С. -Петер. гос. ун -т
пед. масте рства, 2003.
2. Маркова А. К., Никонова А. Я.
Психологические особенности индивидуального
стиля деятельности учителя // Вопросы
психологии. 1987. № 5.
3. Га зм ан О. С . Педагогическая поддержка
детей в образовании как инновационная проблема
// Новые ценности образования: десять концепций
и эссе. Москва, 1995.
4. Коломинский Я Л., Плескачева Н. М., Заяц
И.И., Митрахович О.А . Психология
педагогич еского взаимодей ствия. СП б. : Речь, 2007.
5. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий:
теория и практика. Екатеринбург : ООО «СВ -96»,
2011.
6. Психолого -педагогическое взаимодействие
участников образовательного процесса в 2 ч. Часть
1 : учебник для акаде мического бакала вриата / под
Национальная ассоциация уче ных (НАУ) # 57, 20 20 39
редакцией И. В. Дубровиной. М.: Издательство
Юрайт, 2019.
7. Панфилова, А. П. Взаимодействие
участников образовательного процесса : учебник и
практикум для академического бакалавриата ; под
редакцией А. П. Панфиловой. М.: Изда тельство
Юрайт, 2019.