РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (27-32)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.53.175
Дата публикации статьи в журнале:
2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
53,
Том: 3,
Страницы в выпуске:
27-32
Автор:
Родин Владимир Федорович
доктор педагогических наук, Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя,
доктор педагогических наук, Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя,
Анотация: В статье рассматриваются некоторые педагогические условия развития познавательного интереса у слушателей ввузов МВД России в современных условиях. Обоснована роль преподавателя в развитии познавательного интереса у слушателей в процессе обучения.
Ключевые слова:
Педагогический процесс;
познавательный интерес; познавательная деятельность; развитие способностей; взаимосвязь видов деятельности; профессиональная культура;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001 г.
2. Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: итоги подведены – проблемы остаются// Вестник высшей школы, –М., 1985, №11.
3. Коротков Э.Н. Технология проблемнодеятельного обучения в ВУЗе. – М.:ВПА, 1988.
4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. –М.: Знание, 1984.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1985.
6. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. – Воронеж: МОДЭК, 1998.
7. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. –М.: Педагогика, 1994.
8. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Учебное пособие. – Ижевск, 1994.
9. Родин В.Ф., Грошев И.В., Калиниченко И.А., Эриашвили Н.Д. и др. Психология. –
М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – СПб, 2001.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 27
7. Именины. Алина. День Ангела. Значение
имени… - ljubimyj -
prazdnik .ru>imeniny/zhenskie_imen iny…alina/
https://ljubimyj -prazdnik.ru/imeniny/zhenskie
imena /615 -alina/
8. Литература для школьников. Александр
Сергеевич Грибоедов (1795 – 1929). Портреты.
http://www.hallenna.narod.ru/gri boedov _portrety.html
9. Озерова Е.Г. Дискурсивное пространство
русского лирико -прозаического текста. /
Автореферат дисс. … доктора филол. наук. –
Белгород, 2012. 39 с.
10. Признание (Пушкин) Материал из
Викитеки — свободной библиотеки
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%8
0%D0 %B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0% BD
%D0%B8%D0%B5_(%D0%9F%D1%83%D1%88%
D0%BA%D0%B8%D0%BD)
11. Рогозин Д.М. К ак работает
автоэтнография? / Журнал «Социологическое
обозрение», 2015. Том 14. №11. RUSSIAN
SOCIOLOGICAL REVIEW. 2015. VOL. 14. NO 1. –
С. 224 -273.
12. Р У К О Й П О Д А Т Ь . Ч А С Т Ь 2 Марина
Вологжанина 28 фев раля 2012 г.
https://pravoslavie.ru/51846.html
13. Семченок Л.И. Историография жанра
новеллы: теоретический аспект. / Вестник
Полоцк ого государственного университета. Серия
А. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.
Ли тературоведение . 2011, №2. С.51 -59.
14. Стихи классиков > ♥ Вероника Тушнова:
Стихи > Вероника Тушнов а — Сто часов счастья
Вероника Тушнова — Сто часов счастья: Стих
https://rustih.ru/veronika -tus hnova -sto -chasov -
schastya /
15. Стихи классиков > ♥ Федор Тютчев: Стихи
> Федор Тютчев — Накануне годовщины 4 августа
1864 г. Федор Тют чев — Накануне годовщины 4
августа 1864 г: Стих
https://rustih.ru/fedor -tyutchev -nakanune -
godovshhiny -4-avgusta -1864 -g/
16. Сычева Л.В. Роль пи сьма в методике
преподава ния русского языка как иностранного. /
Журнал Актуальные вопросы современной
филологии и журналистики 2015
Область наук Языкознание и
литературоведение
https:/ /cyberleninka.ru/article/n/17240249
17. Татаринов А.В. Автобиогра фический
дискурс в с овременной русской прозе. / Журнал
Вестник Майкопского государственного
технологического университета Область наук
Языко знание и литературоведение 2012 ВАК
https://cyberleninka.ru/article/n/14932348
18. Чалова Л.В. Актуализация личности через
художественный портрет. / Научно -методический
электронный журнал Концепт . – 2012 - №12
(декабрь). - АРТ 12177. ОБЛАСТЬ НАУК
Литература. Ли тературоведение. Уст ное народное
творчество.
https ://cyberl eninka .ru/article /n/aktual izatsiya -
lichnosti -cherez -hudozhestvennyy -portret
19. «Что делать ?» / Передача канала ТРК
«Культура», ведущий – Виталий Третьяков. Эфир
от 8 мая 2019 года.
Источники на английском языке
01. Cynthia Helen Brock , Adeline Borti , Tia
Frahm , Lori Howe , Dilnoz a Khasilova , Karen Ventura -
Kalen . Employing Autoethnography to Exa mine Our
Diverse Identities: Striving Towards Equitable and
Socially Just Stances in Literacy Teaching and
Research 19 (1) : 105 -124 2017 (International J. of
Mu lticultural Education) https://ijme -
journal.org/index.php/ijme/article/view/1258/1171
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬ НОГО ИНТЕРЕСА У СЛУШ АТЕЛЕЙ ОБРАЗОВ АТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИ И В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИ Я.
Родин Владимир Федорович
доктор педагогических на ук, профессор,
академик РА ЕН, профессор кафедры
юридической пс ихологии
УНК ПСД Московского университета
МВД России имени В.Я Кикотя
тел: 8 -917 -570 -56-21
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.53.175
THE DEVELOP MENT OF COGNITIVE IN TEREST AMONG STUDENT S OF EDUCATIONAL
INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUS SIA IN THE LEARNING
PROCESS.
Rodin Vladimir Fedor ovich
doctor of pedagogical sciences, professor,
academic of t he Russian Academy of Natural Sciences,
professor of the department of legal psychology,
UNK PSD, Federal State Public Educational
Establis hment of Higher Education
"Moscow University of t he Mini stry of Internal
28 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Affairs of the Russian Federation named
after V.Y. Kikot
tel: 8 -917 -570 -56-21
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые педагогические условия развития познавател ьного интерес а у
слушателей ввузов МВД России в современных усло виях. Обоснована роль преподавателя в развитии
познавательного интереса у слушателей в процессе обучения .
Annotation
The article discusses some pedagogical conditions for the developme nt of cognitive inter est among students
of higher educational institutions of the Minist ry of Internal Affairs of Russia in modern conditions. The role of
the teacher in the development of cognitive interest among students is substantiated.
Ключевые слова: Педагогический проце сс, познавательный интерес, познавательная деятель ность,
развитие способностей, взаимосвязь видов деятельности, пр офессиональная культура.
Keywords: Pedag ogical process, cognitive interest, cognitive activity, development of abilities,
interc onnection of t ypes of activity, professional culture.
Научная специальность по публикуемому материалу: 13.00.08 — общая педагоги ка, теория и
методика, образовательный процесс
Scientific specia lty on the published material: 13.00.08 - general pedagogy, theory and methodo logy,
educational process
В психол ого -педагогической литературе
существует несколько подходов к выявлению
условий развития глубокого, устой чивого
познавательного интереса у слушателей.
Проведенный нами анализ позволил выделить
ряд общих условий, соблюден ие которых
способствует формированию , развитию и
укреплению познавательного интереса у
слушателей вузов МВД РФ.
Рассмотрим их:
1. Максимальна я опора на активную
познавательную деятельность обучающихся.
Познание в его социальном з начении
рассматривается в п сихологии и педагогике как
самый нео бходимый исторический процесс
накопления духовных ценностей, отражающий
законы природы, общества, межчело веческих
отношений, жизни самого человека. «Каждый
индивид, - писал Б.Г. Ананьев, - вмес те со своим
поколением вклю чается в этот процесс прежде
всего у сваивает продукты общественного развития:
определенные духовные ценности эпохи,
образующие путем интериор изации его
внутренний мир" 1. Таким образом, познавательная
деятельность для общего разви тия человека и
формирования его личности является
приоритетной. Под влиянием познавательной
деятельности развиваются все процессы сознания
человека. Познание требует, в о-первых, активной
работы мысли, и, во -вторых, совокупности всех
процессов сознательной деятельности.
2. Проведение процесса обучения на высоком
уровне сложности .
Это условие основано на постоянном
совершенствовании операционной стороны
обучения. Именно он о обеспечивает укрепление и
углубление познавательного интереса на базе того,
что обучен ие систематически и оптимал ьно
совершенствует деятельность позн ания во всех ее
1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.,
2001 г., с 168.
проявлениях. Очевидно, что познавательный
интерес слушателей не может формироваться,
разв иваться и крепнуть, если операционная сторона
учения остаётся постоянной. Следовательно, путь
обобщений, отыскания закономерностей, которым
подчиняются видимые явления и процессы, путь
овладения всё более сложными и совершенными
умениями непосредственно вл ияет на уровень
развития слушателя и на его познавательный
интерес.
3. Эмоциональная атм осфера обучения,
образовате льной деятельности.
Данное условие с вязано со всеми функциями
обучения - образовательной, развивающей,
воспитывающей - и оказывает как
непоср едственное, так и опосредованное влияние
на интерес. Благополучная атмосфера учения
прин осит слушателю те переживан ия, о которых в
своё время Д.И. Писа рев говорил: «Каждому
человеку свойственно желание быть умнее, лучше
и догадливей» 2. Анализируя педагогич ескую
литературу и опираясь на вузовскую практику, мы
утверждаем, что положительная эмоц иональная
обстановка обучен ия и учения сопряжена с двумя
главны ми источниками развития слушателей: с их
деятельностью и общением. Каждый из этих
источников рождает мног означные отношения и
определяет личное настроение обучающихся.
Разумеется, оба эти источ ника не изолированы
друг от друга, они всё время взаимно
перепл етаются в учебном процессе, и вместе с тем
их влияние на личность различно: один из них
непосредственно в лияет на познавательную
деятельность и интерес, другой - опосредованно.
4. Четвёртое важ ное условие, обеспечивающее
благотворное влияние на интерес и н а личность в
целом, - благоприятное общение в учебном
процессе .
2 Писарев Д.И. Избранные педагогические
сочи нения. – М.: Педагогика, 19 94., с.21
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 29
Одной из существенных особенностей как
юн ошеского возраста, так и в целом всей
жизнедеятельности слушателей (особенно по
сравнени ю с периодом их учебы в шко ле) является
расширение круга мыслит ельно -значимых
отношений. Поэтому данное условие
применительно к слушателям приобретает особый
смысл.
Обу чение в вузе МВД представляет собой
сложный процесс общения слушателей между
собой, с пр еподавателями, с командирам и. Этот
процесс создаёт многообразне йшую гамму
отношений, опосредованное влияние которых на
формирование познавательного интереса очень
велик о. Такое влияние трудно измерить, однако
всегда можно наблюдать в реальной
действительно сти и оценивать как по резу льтатам
обученности слушателей, так и по уровню развития
их познавательных интересов.
По мнению С.Л. Рубинштейна, человек, входя
в окружающий мир, способен изменять его не
только своими действиями, но и своим отношением
к окружаю щему миру, особенно к людям 3.
Следовательно, благодаря отношени ям, которые
складываются в образовательном процессе вуза и в
общении, может быть создана благоприятная
атмосфера для учения и развития личности
слушателя.
В целом, принимая во внимание опыт,
накопленный отечественными и зарубежными
учёными, педагогами -прак тиками по созданию
условий формирования и развития познавательного
интереса, следует отметить, что каждое из
названных условий в той или иной степени
применимо к предмету нашего исследования.
Данные условия являются общи ми и актуальными
для различных катег орий обучающихся. Эти
условия значимы для преподавания различных
учебных дисциплин в вузе.
Наряду с выдел ением вышеперечисленных
общих условий, нами также были выявлены
частные педагогические у словия , которые
способствую т формированию и развитию
познавател ьного интереса слушателей вузов МВД
РФ.
При выделении частных условий учитывалось,
что проблема выявления условий развития
познавательного интереса слушателей вузов МВД
решалась на основе лично стно -ориентированного
подхо да. Данный подход предполагает психо лого -
педагогическую диагностику и интерпретацию
индивидуальных особенностей обучающихся,
совмест ное с ними проектирование этапов
дальнейшего развития, адаптацию учебно -
воспитательных средств к характеру личности
слушател я, вовлечение его в педагогические и
жизненные события, раскрепощение для диалога,
творчества, профессионального и личностного
разви тия.
3 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. –
СПб., 2001.
Частными условиями эффективного
формирования и развития познавательного
интереса слушателей вузов МВД РФ являются:
- оп ора на принцип комбинирования
различ ных видов деятельности в процессе
профессиональной подготовки слушателей;
- формирование навыков профессионального
общения, в целом, профессиональной культуры в
деятельности офицеров МВД;
- соз дание и реализация модели с убъектно -
субъектных отношений между слушателями и
педагогами (преподавателями и командирами,
руководителями) в ходе образовательного
процесса.
Теоретическое обоснование первого
педагогического условия - опора на принцип
комбиниро вания различных видов деяте льности -
базируется на идеях Б.Г. А наньева, А.И Леонтьева,
В.Н. Мясищева, М.Н. Сказкина и др. ученых:
- в учебном процессе происходит, с одной
стороны, социально и педагогически ценное
освещение опыта, накопленного человечеством , а с
другой - деятельно -активное присвоение этого
опыта при по мощи овладения способами
познавательной и других видов деятельности;
- основой взаимосвя зи является единство
познания, общения, обогащению которых
способствуют предметно -практическая,
художеств енная, игровая, общественна я,
экспериментальная, научная и друг ие виды
деятельности;
- взаимосвязь видов деятельности возникает в
различных сочетаниях;
- особое место в учебно -воспитательном
процессе занимает общение, которое является
основанием для взаимо связи любого сочетания.
Без условно, указанные виды деятельности не
исчерпывают всего их многообразия.
Многообразные виды деятельности, в которые
включе н слушатель вуза МВД, направлены на
развитие его познавательных интересов.
Необходимо отметить особую рол ь сочетания
познавательной и практической деятельности. Н.А.
Ме нчинская трактует усвоение знаний и их
применение как две стороны единого процесса.
Прим енение знаний, таким образом, выступает не
только как способ выявления того, действительно
ли усвоено зна ние, но и как способ его ра скрытия и
закрепления. Знание, котор ое учащийся
воспринимает как личностно значимое,
приобретает истинную ценность и влияет на
развитие его познавательного интереса. Личностно
значимыми для обучаемых становятся те знания,
которые «они прочувствовали, испыт али на
практике, хотели бы сохранить в запасниках своей
долговременной памяти, те которые составляют их
жизненный опыт: памя ть мыслей, чувств,
действий» 4.
4 Менчинская Н.А. Проблемы обучения,
воспитания и психологического развития ребенка.
– Воронеж: МОДЭК, 1998 .
30 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Познание, практическое применение и
общение являются той основой, которая формирует
важнейшие личност ные образования обучаемых -
интерес к миру, людям, полезной деятельности,
активность, самостоятельность. Как эти, так и
друг ие виды деятельности способствуют
выявлению потенциальных возможностей
слушателя, удовлетворению его инте ресов,
содействуют гармонич ескому развитию
индивидуальности.
Мы полагаем, что общность сущностных
свойств всех видов деятельности и особенности
каждой из них обеспечивают взаимодополняемость
и существенно обогащают процесс обучения в
целом. Проведенное нам и исследование вскрыло
знач ительные резервы развития познавател ьных
интересов слушателей вузов МВД на основе
взаимосвязи видов деятельности, включённых в
процесс преподавания. Подтверждается положение
Б.Г. Ананьева о том, что включение обучаемого в
разност ороннюю деятельность, котор ая способна
удовлетворять его духовн ые запросы и
потребности, реализовывать индивидуальные
склонности, - важнейший фактор ра звития
личности, формирования её интересов».
В ходе исследования мы убедились в
следующем:
- взаимосвязь видов деятельности в
образо вательном процессе в вузе многоплано ва и
разнообразна;
- взаимодействие различных видов
деятельности удовлетворяет много обр азные
запросы слушателей вуза. Каждый вид
деятельности, способствуя выявлению
потенциальных возможностей обучаемого,
содействует гар моническому развитию
индивидуальност и. Так, кто -то углубляется в
процесс познания, стремится к научно -
исследовательской рабо те, кто -то предпочитает
видеть результат своих практических действий,
кто -то удовлетворяет свои эстетичес кие
склонности, творческие потребности;
- сочетание познаватель ной и практической
деятельности, осуществляемой через имеющийся и
формируемый жизненный опыт слушателей вузов
МВД, способствует профессиональному и
личностному развитию обучаемых;
- особое мест о занимает процесс взаимосв язи
познавательной деятельности и об щения, что
способствует обмену опытом и информацией,
приобретенных за пределами образова тельного
процесса;
- связь с социальной значимой и
профессиональной: деятельностью обеспечивает
значитель ный интерес и эмоциональный подъем
обучаемых. Социальная значим ость их труда,
познания и общения, укрепляемая результатом,
становится и стимулом, и пот ребностью слушателя
вуза.
5 Лерне р И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание,
1984, с. 51.
Таким образом, мы приходим к заключению,
что опора на принцип комбинирования ра зличных
видов деятельности, их взаимодействие и
взаимодополнени е в процессе профессиональной
подготовки слушателей вузов МВД является
важным условием р азвития познавательного
интереса.
Рассмотрим следующее условие -
формирование навыков профессионального
общения и, в целом, професси ональной культуры в
деятельности офи церов МВД.
Данное условие мы обосновываем в свете идей
А.А. Реана, B.Л. Васильева, М.И. Еникеева, В.Я.
Кикотя, В.Л., Цветкова, Н.А. Федорова и др.
Цель всегда выступает как промежуточное
звено между социальным и методиче ским: с одной
стороны, она обусловле на объективными нуждами
общества, с другой - сама определяет всю систему
обучения. Зачас тую формулируемая в настоящее
время цель - научить слушателей навыкам
профессионального общения - не отра жает тех
задач, которые сто ят перед офицером МВД (в его
професс иональной подготовке) в сфере общения.
При таком подходе цель превращается в самоцель:
умение общаться ради умения общаться, и только.
Цель образования в вузе МВД значительно шире,
чем приобрет ение определённых навыков и ли
умений, а потенциальные возможнос ти подготовки
в плане общения значительно шире.
В законе Российской Федерации «Об
образ овании» одной из важнейших целей
образования называется формирование личности
учащегося.
Мы так же пришли к выводу, о том, что
разви тие познавательного интереса слушате лей в
процессе профессиональной подготовки в вузе
зависит от содержания образования. И.Я . Лернер
отмечал, что «любое обучение есть передача
молодому поколению культуры» 5. Исходя из этого,
кажда я учебная дисциплина несёт обучающимся
определённый объём культ уры, некую часть
накопленного человечеством культурного фонда.
Поэтому мы считаем, что п роцесс
профессиональной подготовки в вузе слушателей
должен формировать у обучаемых
профессиональную куль туру и профессиональную
ком петентность.
Развивающий эффект проц есса формирования
профессиональной культуры как цели подготовки
слушателей в вузе заключ ается в использовании
специальных средств обучения, способствующих
развитию коммуникативных и речевых
спо собностей; психических функ ций, связанных с
речевой деятельност ью; коммуникабельности;
воли; целеустремленности; активности.
По мнению А.В. Барабанщико ва, А.Н.
Леонтьева, В. В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.
ученых, развитие указанных способностей является
обязательным компонентом сис темы обучения.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 31
Таким образом, если р ассматривать цель
профессиональной подготовки слушателя в вузе
МВД в широком смысле как формирование
профессиональной культуры, то, безусловно, в ходе
этого процесса расширяется сфера познавате льных
интересов обучаемых, создаются более глубокие
условия для их развития.
Третье условие - создание и реализация
модели субъектно -субъектных отношен ий между
слушателями и педагогами (преподавателями и
командирами, руководителями вуза) в ходе
образовател ьного процесса.
В современн ом образовании, в том числе и в
педа гогике высшей военной школы, используются
как объектный, так и субъектный подход к
лично сти обучаемого. В соответствии с первым
подходом, обучаемый рассматривается как объект
целенаправленных п едагогических воздействий,
среды, условий и средств учебно -восп итательного
(образовательного) процесса. При субъектном
подходе слушатель (с позиций дан ного подхода они
рассматриваются как обучающиеся) понимается
как активный участник образовательного проце сса,
способный оказать на н его существенное влияние,
перестроит ь его в соответствии с потребностями
своей личности, интересами саморазвития. Он
самоцен ен, поэтому свойства личности "не
задаются» преподавателем, командиром в
соответствии с нормативами, а «в остребуются»,
поскольку они изначально заложены природой в
слуш ателя в качестве потенциала его личностного
саморазвития. С этих позиций в контексте
лич ностно - ориентированного подхода
образование, обучение, профессиональное и
личностное развитие осуществля ется как процесс
субъект -субъектного педагогического
взаимодейс твия, основанный на диалоге, обмене
информацией, сотрудничестве его участников.
Содержан ие совместной педагогической
деятельности имеет открытый характер, как
педагогическое взаимодействие.
Сво еобразие проблемы деятельно сти в
педагогике состоит, прежде все го, в том, что этот
феномен связан с педагогическим процессом,
который включает в себя д еятельность обучающего
и деятельность обучаемого.
Слушатель в одном случае выступает как
объект деятельно сти преподавателя, в другом - как
субъект учения или иной деяте льности.
Деятельность в педагогике является основой
выработки у субъекта необходимых чер т деятеля.
Это важно для всестороннего развития личности
слушателя и его познавательных интересов.
Опирая сь на методологию теории о ведущей
роли деятельности в процессе развития и
формирования личности, мы определили, что
фактор отношений, вызываемых деяте льностью,
образует в педагогическом процессе особые,
многозначные связи:
- с предметной стороной деятельн ости;
- с процессом выполне ния;
- с соучастниками учебного проц есса;
с собственным статусом в деятельности.
Принято считать, что субъектом деятельности
в учебном процессе является педагог, так как он
ставит цели, организует учебную деятельность
обучаемых, побуждает их к действию,
корректирует и подводит к конечному ре зультату.
Однако, если рассматривать цель
профессиональной подготовки слушат елей вузов
МВД как овладение профессиональной культурой,
формирование военно -профессиональной
компетенции офицера МВД , назначение
деятельности п реподавателя (командира) меняется.
Важнейшим становится стремление педагога к
тому, чтобы слушатель сознательно и
целенаправленно осуществлял собственную
образовательную деятельность, руководствовался
ценностными мотивами, осущес твлял
самоорганизацию в дея тельности. Не утрачивая
ведущей роли в педагогическом процессе,
преподаватель обязан способствовать тому, чтобы
слушатели становились субъектами деятельности.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что до
тех пор, пока побуждени е к деятельности
слушателя будет постоянно исходить от педагога , а
его собственная деятельность не будет опираться
на «внутреннюю среду», и нтерес останется
непостоянным, ситуативным, а при отсутствии
специальных побуждений извне и вовсе угаснет.
И наоборот , когда слушатель занимает
позицию субъекта деятельности, проце сс развития
познавательного интереса принимает
принципиально иной характер. Мы обратили
внимание на то, что в подобной деятельности
субъекта механизмы познавательного интереса
многообразнее, сл ожнее и ближе к самой лично сти.
По нашему мнению, это происходи т потому, что
активная, сознательная образовательная
деятельность слушателя создаёт особую
внутреннюю предрасположенность к учению.
Практика учебно -воспитательного процесса в
ВУЗЕ показывает, что наиболее плодотворно
пр отекает образовательная деятельность в процессе
профессиональной подготовки на основе
субъектно -субъектных отнош ений. Возникает
«сплав» эрудиции, мастерства и деятельности
педагога, - с одной стороны, и самостоятельной
деятельнос ти обучающихся, направляемы х
познавательным интересом, - с друг ой. В этих
условиях образуется единая, объединенная целями
и мотивами деятел ьность, увлекающая и самим
процессом овладения знаниями, навыками,
умениями, и получением высокого результата в
профе ссиональной подготовке.
В педагогическом процессе могут
присут ствовать и субъектно -объектные отношения.
В какие -то моменты обучаемые высту пают как
объект деятельности педагога, а бывает и наоборот
- в некоторых ситуациях педагог может выступать
как объект деятельности обучающихся, хотя при
благоприятном течении учебн ого процесса
преподаватель, даже будучи объектом учебной
деятельности слушат ель, не перестаёт оставаться
стимулятором их познавательных интересов.
Однако при формировании профессиональной
32 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
компе тенции обучающихся в вузе о сновной
моделью взаимоотношений долж ны выступать
субъект -субъектные отношения. Именно эта
модель, на наш взгляд, и является важным
условием развития познавательного интереса
слушателей в процессе обучения в вузе МВД.
Таким образо м доказано, что условия
фор мирования и развития познавательного
интереса слушателей в вузе МВД «работают» в
наиболее оптимальном режиме, если
профессиональные и личностные качества
педагога отвечает определенным требованиям .
Во -первых, преподаватели, коман диры, другие
должностные ли ца вуза МВД РФ сами должны
быть носи телями профессиональной культуры,
обладать профессиональной компетентностью ,
так как без этого немыслимо обучение слушателей.
Данный тезис предполагает:
• высокий уровень профессионального,
пед агогического мастерства, не прерывное его
совершенствование;
• о тношение к своей профессиональной
деятельности как к системе духовных и куль турных
ценностей, воспитание такого отношения у
слушателей.
Во -вторых, педагог как личность должен
обладать качествам и, способствующими
формиров анию познавательного интереса у
обуч аемых. Суть этого тезиса состоит в
следующем:
• только личность может воспит ывать
личность;
• личность преподавателя в вузе - один из
основных источников раз -
вития познавательного интереса
обу чающихся.
В-третьих, уровен ь методического
мастерства педагога должен быть высоким ,
поскольку содержание процесса преподавания и
его органи зация при вышеперечисленных условиях
формирования и развития познавательного
интереса слушателей в вузе МВД выходят н а более
сложный уровень.
Ит ак, мы выявили и теоретически обосно вали
условия формирования и развития познавательного
интереса слушателей в х оде образовательного
процесса в вузе МВД. Таким образом:
при выявлении условий мы учитывали
социальный заказ к вузам МВД, требования к
высшей шк оле; опыт, накопленный
отечественным и и зарубежными учёными и
педагогами -практиками по созданию условий
формиров ания и развития познавательных
интересов обучающихся; возможности личностно
ориентированного и компетентного подхода;
исследование позволило выя вить следующий
комплекс условий форм ирования и развития
познавательного интереса слушателей в вузе
МВД:
общие ус ловия : максимальная опора на
активную познавательную деятельность
обучающихся; проведение процесса обучения на
оптима льном уровне сложности; эмо циональная
атмосфера обучения, образ овательной
деятельности; благоприятное общение в учебном
процессе.
частные у словия : опора на принцип
комбинирования различных видов деятельности в
процессе профессиональной подготовки
слушателе й вузов МВД; формирование н авыков
профессионального общения, в целом, культуры
профессиональной деятельности офицеров МВД;
создание и реали зация модели субъектно -
субъектных отношений между слушателями и
педагогами (преподавателями и командирами,
руководите лями) в ходе образовательно го
процесса.
Список литературы:
1. Анан ьев Б.Г. Человек как предмет
познания. СПб, 2001 г.
2. Барабанщиков А.В. Пробле мное обучение:
итоги подведены – проблемы остаются// Вестник
высшей школы, –М., 1985, №11.
3. Коротков Э.Н. Технология п роблемно -
деятельного обуче ния в ВУЗе. – М.:ВПА, 1988.
4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. –М.:
Знание, 1984.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. –
М.: Педагогика, 1985.
6. Менчинская Н.А. Проблемы обучения,
воспитания и психологического развития ребенка.
– Воронеж : МОДЭК, 1998.
7. Писарев Д.И . Избранные педагогические
сочинения. –М.: Педагогика, 1994.
8. Реан А.А. Психология педагогическ ой
деятельности. Учебное пособие. – Ижевск, 1994.
9. Родин В.Ф., Грошев И.В., Калиниченко
И.А., Эриашвили Н.Д. и др. Психология. –
М.:ЮНИТИ -ДАНА, 2016.
10. Рубинштейн С.Л . Проблемы общей
психологии. – СПб, 2 001.
7. Именины. Алина. День Ангела. Значение
имени… - ljubimyj -
prazdnik .ru>imeniny/zhenskie_imen iny…alina/
https://ljubimyj -prazdnik.ru/imeniny/zhenskie
imena /615 -alina/
8. Литература для школьников. Александр
Сергеевич Грибоедов (1795 – 1929). Портреты.
http://www.hallenna.narod.ru/gri boedov _portrety.html
9. Озерова Е.Г. Дискурсивное пространство
русского лирико -прозаического текста. /
Автореферат дисс. … доктора филол. наук. –
Белгород, 2012. 39 с.
10. Признание (Пушкин) Материал из
Викитеки — свободной библиотеки
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%8
0%D0 %B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0% BD
%D0%B8%D0%B5_(%D0%9F%D1%83%D1%88%
D0%BA%D0%B8%D0%BD)
11. Рогозин Д.М. К ак работает
автоэтнография? / Журнал «Социологическое
обозрение», 2015. Том 14. №11. RUSSIAN
SOCIOLOGICAL REVIEW. 2015. VOL. 14. NO 1. –
С. 224 -273.
12. Р У К О Й П О Д А Т Ь . Ч А С Т Ь 2 Марина
Вологжанина 28 фев раля 2012 г.
https://pravoslavie.ru/51846.html
13. Семченок Л.И. Историография жанра
новеллы: теоретический аспект. / Вестник
Полоцк ого государственного университета. Серия
А. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.
Ли тературоведение . 2011, №2. С.51 -59.
14. Стихи классиков > ♥ Вероника Тушнова:
Стихи > Вероника Тушнов а — Сто часов счастья
Вероника Тушнова — Сто часов счастья: Стих
https://rustih.ru/veronika -tus hnova -sto -chasov -
schastya /
15. Стихи классиков > ♥ Федор Тютчев: Стихи
> Федор Тютчев — Накануне годовщины 4 августа
1864 г. Федор Тют чев — Накануне годовщины 4
августа 1864 г: Стих
https://rustih.ru/fedor -tyutchev -nakanune -
godovshhiny -4-avgusta -1864 -g/
16. Сычева Л.В. Роль пи сьма в методике
преподава ния русского языка как иностранного. /
Журнал Актуальные вопросы современной
филологии и журналистики 2015
Область наук Языкознание и
литературоведение
https:/ /cyberleninka.ru/article/n/17240249
17. Татаринов А.В. Автобиогра фический
дискурс в с овременной русской прозе. / Журнал
Вестник Майкопского государственного
технологического университета Область наук
Языко знание и литературоведение 2012 ВАК
https://cyberleninka.ru/article/n/14932348
18. Чалова Л.В. Актуализация личности через
художественный портрет. / Научно -методический
электронный журнал Концепт . – 2012 - №12
(декабрь). - АРТ 12177. ОБЛАСТЬ НАУК
Литература. Ли тературоведение. Уст ное народное
творчество.
https ://cyberl eninka .ru/article /n/aktual izatsiya -
lichnosti -cherez -hudozhestvennyy -portret
19. «Что делать ?» / Передача канала ТРК
«Культура», ведущий – Виталий Третьяков. Эфир
от 8 мая 2019 года.
Источники на английском языке
01. Cynthia Helen Brock , Adeline Borti , Tia
Frahm , Lori Howe , Dilnoz a Khasilova , Karen Ventura -
Kalen . Employing Autoethnography to Exa mine Our
Diverse Identities: Striving Towards Equitable and
Socially Just Stances in Literacy Teaching and
Research 19 (1) : 105 -124 2017 (International J. of
Mu lticultural Education) https://ijme -
journal.org/index.php/ijme/article/view/1258/1171
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬ НОГО ИНТЕРЕСА У СЛУШ АТЕЛЕЙ ОБРАЗОВ АТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИ И В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИ Я.
Родин Владимир Федорович
доктор педагогических на ук, профессор,
академик РА ЕН, профессор кафедры
юридической пс ихологии
УНК ПСД Московского университета
МВД России имени В.Я Кикотя
тел: 8 -917 -570 -56-21
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.3.53.175
THE DEVELOP MENT OF COGNITIVE IN TEREST AMONG STUDENT S OF EDUCATIONAL
INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUS SIA IN THE LEARNING
PROCESS.
Rodin Vladimir Fedor ovich
doctor of pedagogical sciences, professor,
academic of t he Russian Academy of Natural Sciences,
professor of the department of legal psychology,
UNK PSD, Federal State Public Educational
Establis hment of Higher Education
"Moscow University of t he Mini stry of Internal
28 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Affairs of the Russian Federation named
after V.Y. Kikot
tel: 8 -917 -570 -56-21
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые педагогические условия развития познавател ьного интерес а у
слушателей ввузов МВД России в современных усло виях. Обоснована роль преподавателя в развитии
познавательного интереса у слушателей в процессе обучения .
Annotation
The article discusses some pedagogical conditions for the developme nt of cognitive inter est among students
of higher educational institutions of the Minist ry of Internal Affairs of Russia in modern conditions. The role of
the teacher in the development of cognitive interest among students is substantiated.
Ключевые слова: Педагогический проце сс, познавательный интерес, познавательная деятель ность,
развитие способностей, взаимосвязь видов деятельности, пр офессиональная культура.
Keywords: Pedag ogical process, cognitive interest, cognitive activity, development of abilities,
interc onnection of t ypes of activity, professional culture.
Научная специальность по публикуемому материалу: 13.00.08 — общая педагоги ка, теория и
методика, образовательный процесс
Scientific specia lty on the published material: 13.00.08 - general pedagogy, theory and methodo logy,
educational process
В психол ого -педагогической литературе
существует несколько подходов к выявлению
условий развития глубокого, устой чивого
познавательного интереса у слушателей.
Проведенный нами анализ позволил выделить
ряд общих условий, соблюден ие которых
способствует формированию , развитию и
укреплению познавательного интереса у
слушателей вузов МВД РФ.
Рассмотрим их:
1. Максимальна я опора на активную
познавательную деятельность обучающихся.
Познание в его социальном з начении
рассматривается в п сихологии и педагогике как
самый нео бходимый исторический процесс
накопления духовных ценностей, отражающий
законы природы, общества, межчело веческих
отношений, жизни самого человека. «Каждый
индивид, - писал Б.Г. Ананьев, - вмес те со своим
поколением вклю чается в этот процесс прежде
всего у сваивает продукты общественного развития:
определенные духовные ценности эпохи,
образующие путем интериор изации его
внутренний мир" 1. Таким образом, познавательная
деятельность для общего разви тия человека и
формирования его личности является
приоритетной. Под влиянием познавательной
деятельности развиваются все процессы сознания
человека. Познание требует, в о-первых, активной
работы мысли, и, во -вторых, совокупности всех
процессов сознательной деятельности.
2. Проведение процесса обучения на высоком
уровне сложности .
Это условие основано на постоянном
совершенствовании операционной стороны
обучения. Именно он о обеспечивает укрепление и
углубление познавательного интереса на базе того,
что обучен ие систематически и оптимал ьно
совершенствует деятельность позн ания во всех ее
1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.,
2001 г., с 168.
проявлениях. Очевидно, что познавательный
интерес слушателей не может формироваться,
разв иваться и крепнуть, если операционная сторона
учения остаётся постоянной. Следовательно, путь
обобщений, отыскания закономерностей, которым
подчиняются видимые явления и процессы, путь
овладения всё более сложными и совершенными
умениями непосредственно вл ияет на уровень
развития слушателя и на его познавательный
интерес.
3. Эмоциональная атм осфера обучения,
образовате льной деятельности.
Данное условие с вязано со всеми функциями
обучения - образовательной, развивающей,
воспитывающей - и оказывает как
непоср едственное, так и опосредованное влияние
на интерес. Благополучная атмосфера учения
прин осит слушателю те переживан ия, о которых в
своё время Д.И. Писа рев говорил: «Каждому
человеку свойственно желание быть умнее, лучше
и догадливей» 2. Анализируя педагогич ескую
литературу и опираясь на вузовскую практику, мы
утверждаем, что положительная эмоц иональная
обстановка обучен ия и учения сопряжена с двумя
главны ми источниками развития слушателей: с их
деятельностью и общением. Каждый из этих
источников рождает мног означные отношения и
определяет личное настроение обучающихся.
Разумеется, оба эти источ ника не изолированы
друг от друга, они всё время взаимно
перепл етаются в учебном процессе, и вместе с тем
их влияние на личность различно: один из них
непосредственно в лияет на познавательную
деятельность и интерес, другой - опосредованно.
4. Четвёртое важ ное условие, обеспечивающее
благотворное влияние на интерес и н а личность в
целом, - благоприятное общение в учебном
процессе .
2 Писарев Д.И. Избранные педагогические
сочи нения. – М.: Педагогика, 19 94., с.21
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 29
Одной из существенных особенностей как
юн ошеского возраста, так и в целом всей
жизнедеятельности слушателей (особенно по
сравнени ю с периодом их учебы в шко ле) является
расширение круга мыслит ельно -значимых
отношений. Поэтому данное условие
применительно к слушателям приобретает особый
смысл.
Обу чение в вузе МВД представляет собой
сложный процесс общения слушателей между
собой, с пр еподавателями, с командирам и. Этот
процесс создаёт многообразне йшую гамму
отношений, опосредованное влияние которых на
формирование познавательного интереса очень
велик о. Такое влияние трудно измерить, однако
всегда можно наблюдать в реальной
действительно сти и оценивать как по резу льтатам
обученности слушателей, так и по уровню развития
их познавательных интересов.
По мнению С.Л. Рубинштейна, человек, входя
в окружающий мир, способен изменять его не
только своими действиями, но и своим отношением
к окружаю щему миру, особенно к людям 3.
Следовательно, благодаря отношени ям, которые
складываются в образовательном процессе вуза и в
общении, может быть создана благоприятная
атмосфера для учения и развития личности
слушателя.
В целом, принимая во внимание опыт,
накопленный отечественными и зарубежными
учёными, педагогами -прак тиками по созданию
условий формирования и развития познавательного
интереса, следует отметить, что каждое из
названных условий в той или иной степени
применимо к предмету нашего исследования.
Данные условия являются общи ми и актуальными
для различных катег орий обучающихся. Эти
условия значимы для преподавания различных
учебных дисциплин в вузе.
Наряду с выдел ением вышеперечисленных
общих условий, нами также были выявлены
частные педагогические у словия , которые
способствую т формированию и развитию
познавател ьного интереса слушателей вузов МВД
РФ.
При выделении частных условий учитывалось,
что проблема выявления условий развития
познавательного интереса слушателей вузов МВД
решалась на основе лично стно -ориентированного
подхо да. Данный подход предполагает психо лого -
педагогическую диагностику и интерпретацию
индивидуальных особенностей обучающихся,
совмест ное с ними проектирование этапов
дальнейшего развития, адаптацию учебно -
воспитательных средств к характеру личности
слушател я, вовлечение его в педагогические и
жизненные события, раскрепощение для диалога,
творчества, профессионального и личностного
разви тия.
3 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. –
СПб., 2001.
Частными условиями эффективного
формирования и развития познавательного
интереса слушателей вузов МВД РФ являются:
- оп ора на принцип комбинирования
различ ных видов деятельности в процессе
профессиональной подготовки слушателей;
- формирование навыков профессионального
общения, в целом, профессиональной культуры в
деятельности офицеров МВД;
- соз дание и реализация модели с убъектно -
субъектных отношений между слушателями и
педагогами (преподавателями и командирами,
руководителями) в ходе образовательного
процесса.
Теоретическое обоснование первого
педагогического условия - опора на принцип
комбиниро вания различных видов деяте льности -
базируется на идеях Б.Г. А наньева, А.И Леонтьева,
В.Н. Мясищева, М.Н. Сказкина и др. ученых:
- в учебном процессе происходит, с одной
стороны, социально и педагогически ценное
освещение опыта, накопленного человечеством , а с
другой - деятельно -активное присвоение этого
опыта при по мощи овладения способами
познавательной и других видов деятельности;
- основой взаимосвя зи является единство
познания, общения, обогащению которых
способствуют предметно -практическая,
художеств енная, игровая, общественна я,
экспериментальная, научная и друг ие виды
деятельности;
- взаимосвязь видов деятельности возникает в
различных сочетаниях;
- особое место в учебно -воспитательном
процессе занимает общение, которое является
основанием для взаимо связи любого сочетания.
Без условно, указанные виды деятельности не
исчерпывают всего их многообразия.
Многообразные виды деятельности, в которые
включе н слушатель вуза МВД, направлены на
развитие его познавательных интересов.
Необходимо отметить особую рол ь сочетания
познавательной и практической деятельности. Н.А.
Ме нчинская трактует усвоение знаний и их
применение как две стороны единого процесса.
Прим енение знаний, таким образом, выступает не
только как способ выявления того, действительно
ли усвоено зна ние, но и как способ его ра скрытия и
закрепления. Знание, котор ое учащийся
воспринимает как личностно значимое,
приобретает истинную ценность и влияет на
развитие его познавательного интереса. Личностно
значимыми для обучаемых становятся те знания,
которые «они прочувствовали, испыт али на
практике, хотели бы сохранить в запасниках своей
долговременной памяти, те которые составляют их
жизненный опыт: памя ть мыслей, чувств,
действий» 4.
4 Менчинская Н.А. Проблемы обучения,
воспитания и психологического развития ребенка.
– Воронеж: МОДЭК, 1998 .
30 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Познание, практическое применение и
общение являются той основой, которая формирует
важнейшие личност ные образования обучаемых -
интерес к миру, людям, полезной деятельности,
активность, самостоятельность. Как эти, так и
друг ие виды деятельности способствуют
выявлению потенциальных возможностей
слушателя, удовлетворению его инте ресов,
содействуют гармонич ескому развитию
индивидуальности.
Мы полагаем, что общность сущностных
свойств всех видов деятельности и особенности
каждой из них обеспечивают взаимодополняемость
и существенно обогащают процесс обучения в
целом. Проведенное нам и исследование вскрыло
знач ительные резервы развития познавател ьных
интересов слушателей вузов МВД на основе
взаимосвязи видов деятельности, включённых в
процесс преподавания. Подтверждается положение
Б.Г. Ананьева о том, что включение обучаемого в
разност ороннюю деятельность, котор ая способна
удовлетворять его духовн ые запросы и
потребности, реализовывать индивидуальные
склонности, - важнейший фактор ра звития
личности, формирования её интересов».
В ходе исследования мы убедились в
следующем:
- взаимосвязь видов деятельности в
образо вательном процессе в вузе многоплано ва и
разнообразна;
- взаимодействие различных видов
деятельности удовлетворяет много обр азные
запросы слушателей вуза. Каждый вид
деятельности, способствуя выявлению
потенциальных возможностей обучаемого,
содействует гар моническому развитию
индивидуальност и. Так, кто -то углубляется в
процесс познания, стремится к научно -
исследовательской рабо те, кто -то предпочитает
видеть результат своих практических действий,
кто -то удовлетворяет свои эстетичес кие
склонности, творческие потребности;
- сочетание познаватель ной и практической
деятельности, осуществляемой через имеющийся и
формируемый жизненный опыт слушателей вузов
МВД, способствует профессиональному и
личностному развитию обучаемых;
- особое мест о занимает процесс взаимосв язи
познавательной деятельности и об щения, что
способствует обмену опытом и информацией,
приобретенных за пределами образова тельного
процесса;
- связь с социальной значимой и
профессиональной: деятельностью обеспечивает
значитель ный интерес и эмоциональный подъем
обучаемых. Социальная значим ость их труда,
познания и общения, укрепляемая результатом,
становится и стимулом, и пот ребностью слушателя
вуза.
5 Лерне р И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание,
1984, с. 51.
Таким образом, мы приходим к заключению,
что опора на принцип комбинирования ра зличных
видов деятельности, их взаимодействие и
взаимодополнени е в процессе профессиональной
подготовки слушателей вузов МВД является
важным условием р азвития познавательного
интереса.
Рассмотрим следующее условие -
формирование навыков профессионального
общения и, в целом, професси ональной культуры в
деятельности офи церов МВД.
Данное условие мы обосновываем в свете идей
А.А. Реана, B.Л. Васильева, М.И. Еникеева, В.Я.
Кикотя, В.Л., Цветкова, Н.А. Федорова и др.
Цель всегда выступает как промежуточное
звено между социальным и методиче ским: с одной
стороны, она обусловле на объективными нуждами
общества, с другой - сама определяет всю систему
обучения. Зачас тую формулируемая в настоящее
время цель - научить слушателей навыкам
профессионального общения - не отра жает тех
задач, которые сто ят перед офицером МВД (в его
професс иональной подготовке) в сфере общения.
При таком подходе цель превращается в самоцель:
умение общаться ради умения общаться, и только.
Цель образования в вузе МВД значительно шире,
чем приобрет ение определённых навыков и ли
умений, а потенциальные возможнос ти подготовки
в плане общения значительно шире.
В законе Российской Федерации «Об
образ овании» одной из важнейших целей
образования называется формирование личности
учащегося.
Мы так же пришли к выводу, о том, что
разви тие познавательного интереса слушате лей в
процессе профессиональной подготовки в вузе
зависит от содержания образования. И.Я . Лернер
отмечал, что «любое обучение есть передача
молодому поколению культуры» 5. Исходя из этого,
кажда я учебная дисциплина несёт обучающимся
определённый объём культ уры, некую часть
накопленного человечеством культурного фонда.
Поэтому мы считаем, что п роцесс
профессиональной подготовки в вузе слушателей
должен формировать у обучаемых
профессиональную куль туру и профессиональную
ком петентность.
Развивающий эффект проц есса формирования
профессиональной культуры как цели подготовки
слушателей в вузе заключ ается в использовании
специальных средств обучения, способствующих
развитию коммуникативных и речевых
спо собностей; психических функ ций, связанных с
речевой деятельност ью; коммуникабельности;
воли; целеустремленности; активности.
По мнению А.В. Барабанщико ва, А.Н.
Леонтьева, В. В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.
ученых, развитие указанных способностей является
обязательным компонентом сис темы обучения.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 31
Таким образом, если р ассматривать цель
профессиональной подготовки слушателя в вузе
МВД в широком смысле как формирование
профессиональной культуры, то, безусловно, в ходе
этого процесса расширяется сфера познавате льных
интересов обучаемых, создаются более глубокие
условия для их развития.
Третье условие - создание и реализация
модели субъектно -субъектных отношен ий между
слушателями и педагогами (преподавателями и
командирами, руководителями вуза) в ходе
образовател ьного процесса.
В современн ом образовании, в том числе и в
педа гогике высшей военной школы, используются
как объектный, так и субъектный подход к
лично сти обучаемого. В соответствии с первым
подходом, обучаемый рассматривается как объект
целенаправленных п едагогических воздействий,
среды, условий и средств учебно -восп итательного
(образовательного) процесса. При субъектном
подходе слушатель (с позиций дан ного подхода они
рассматриваются как обучающиеся) понимается
как активный участник образовательного проце сса,
способный оказать на н его существенное влияние,
перестроит ь его в соответствии с потребностями
своей личности, интересами саморазвития. Он
самоцен ен, поэтому свойства личности "не
задаются» преподавателем, командиром в
соответствии с нормативами, а «в остребуются»,
поскольку они изначально заложены природой в
слуш ателя в качестве потенциала его личностного
саморазвития. С этих позиций в контексте
лич ностно - ориентированного подхода
образование, обучение, профессиональное и
личностное развитие осуществля ется как процесс
субъект -субъектного педагогического
взаимодейс твия, основанный на диалоге, обмене
информацией, сотрудничестве его участников.
Содержан ие совместной педагогической
деятельности имеет открытый характер, как
педагогическое взаимодействие.
Сво еобразие проблемы деятельно сти в
педагогике состоит, прежде все го, в том, что этот
феномен связан с педагогическим процессом,
который включает в себя д еятельность обучающего
и деятельность обучаемого.
Слушатель в одном случае выступает как
объект деятельно сти преподавателя, в другом - как
субъект учения или иной деяте льности.
Деятельность в педагогике является основой
выработки у субъекта необходимых чер т деятеля.
Это важно для всестороннего развития личности
слушателя и его познавательных интересов.
Опирая сь на методологию теории о ведущей
роли деятельности в процессе развития и
формирования личности, мы определили, что
фактор отношений, вызываемых деяте льностью,
образует в педагогическом процессе особые,
многозначные связи:
- с предметной стороной деятельн ости;
- с процессом выполне ния;
- с соучастниками учебного проц есса;
с собственным статусом в деятельности.
Принято считать, что субъектом деятельности
в учебном процессе является педагог, так как он
ставит цели, организует учебную деятельность
обучаемых, побуждает их к действию,
корректирует и подводит к конечному ре зультату.
Однако, если рассматривать цель
профессиональной подготовки слушат елей вузов
МВД как овладение профессиональной культурой,
формирование военно -профессиональной
компетенции офицера МВД , назначение
деятельности п реподавателя (командира) меняется.
Важнейшим становится стремление педагога к
тому, чтобы слушатель сознательно и
целенаправленно осуществлял собственную
образовательную деятельность, руководствовался
ценностными мотивами, осущес твлял
самоорганизацию в дея тельности. Не утрачивая
ведущей роли в педагогическом процессе,
преподаватель обязан способствовать тому, чтобы
слушатели становились субъектами деятельности.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что до
тех пор, пока побуждени е к деятельности
слушателя будет постоянно исходить от педагога , а
его собственная деятельность не будет опираться
на «внутреннюю среду», и нтерес останется
непостоянным, ситуативным, а при отсутствии
специальных побуждений извне и вовсе угаснет.
И наоборот , когда слушатель занимает
позицию субъекта деятельности, проце сс развития
познавательного интереса принимает
принципиально иной характер. Мы обратили
внимание на то, что в подобной деятельности
субъекта механизмы познавательного интереса
многообразнее, сл ожнее и ближе к самой лично сти.
По нашему мнению, это происходи т потому, что
активная, сознательная образовательная
деятельность слушателя создаёт особую
внутреннюю предрасположенность к учению.
Практика учебно -воспитательного процесса в
ВУЗЕ показывает, что наиболее плодотворно
пр отекает образовательная деятельность в процессе
профессиональной подготовки на основе
субъектно -субъектных отнош ений. Возникает
«сплав» эрудиции, мастерства и деятельности
педагога, - с одной стороны, и самостоятельной
деятельнос ти обучающихся, направляемы х
познавательным интересом, - с друг ой. В этих
условиях образуется единая, объединенная целями
и мотивами деятел ьность, увлекающая и самим
процессом овладения знаниями, навыками,
умениями, и получением высокого результата в
профе ссиональной подготовке.
В педагогическом процессе могут
присут ствовать и субъектно -объектные отношения.
В какие -то моменты обучаемые высту пают как
объект деятельности педагога, а бывает и наоборот
- в некоторых ситуациях педагог может выступать
как объект деятельности обучающихся, хотя при
благоприятном течении учебн ого процесса
преподаватель, даже будучи объектом учебной
деятельности слушат ель, не перестаёт оставаться
стимулятором их познавательных интересов.
Однако при формировании профессиональной
32 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
компе тенции обучающихся в вузе о сновной
моделью взаимоотношений долж ны выступать
субъект -субъектные отношения. Именно эта
модель, на наш взгляд, и является важным
условием развития познавательного интереса
слушателей в процессе обучения в вузе МВД.
Таким образо м доказано, что условия
фор мирования и развития познавательного
интереса слушателей в вузе МВД «работают» в
наиболее оптимальном режиме, если
профессиональные и личностные качества
педагога отвечает определенным требованиям .
Во -первых, преподаватели, коман диры, другие
должностные ли ца вуза МВД РФ сами должны
быть носи телями профессиональной культуры,
обладать профессиональной компетентностью ,
так как без этого немыслимо обучение слушателей.
Данный тезис предполагает:
• высокий уровень профессионального,
пед агогического мастерства, не прерывное его
совершенствование;
• о тношение к своей профессиональной
деятельности как к системе духовных и куль турных
ценностей, воспитание такого отношения у
слушателей.
Во -вторых, педагог как личность должен
обладать качествам и, способствующими
формиров анию познавательного интереса у
обуч аемых. Суть этого тезиса состоит в
следующем:
• только личность может воспит ывать
личность;
• личность преподавателя в вузе - один из
основных источников раз -
вития познавательного интереса
обу чающихся.
В-третьих, уровен ь методического
мастерства педагога должен быть высоким ,
поскольку содержание процесса преподавания и
его органи зация при вышеперечисленных условиях
формирования и развития познавательного
интереса слушателей в вузе МВД выходят н а более
сложный уровень.
Ит ак, мы выявили и теоретически обосно вали
условия формирования и развития познавательного
интереса слушателей в х оде образовательного
процесса в вузе МВД. Таким образом:
при выявлении условий мы учитывали
социальный заказ к вузам МВД, требования к
высшей шк оле; опыт, накопленный
отечественным и и зарубежными учёными и
педагогами -практиками по созданию условий
формиров ания и развития познавательных
интересов обучающихся; возможности личностно
ориентированного и компетентного подхода;
исследование позволило выя вить следующий
комплекс условий форм ирования и развития
познавательного интереса слушателей в вузе
МВД:
общие ус ловия : максимальная опора на
активную познавательную деятельность
обучающихся; проведение процесса обучения на
оптима льном уровне сложности; эмо циональная
атмосфера обучения, образ овательной
деятельности; благоприятное общение в учебном
процессе.
частные у словия : опора на принцип
комбинирования различных видов деятельности в
процессе профессиональной подготовки
слушателе й вузов МВД; формирование н авыков
профессионального общения, в целом, культуры
профессиональной деятельности офицеров МВД;
создание и реали зация модели субъектно -
субъектных отношений между слушателями и
педагогами (преподавателями и командирами,
руководите лями) в ходе образовательно го
процесса.
Список литературы:
1. Анан ьев Б.Г. Человек как предмет
познания. СПб, 2001 г.
2. Барабанщиков А.В. Пробле мное обучение:
итоги подведены – проблемы остаются// Вестник
высшей школы, –М., 1985, №11.
3. Коротков Э.Н. Технология п роблемно -
деятельного обуче ния в ВУЗе. – М.:ВПА, 1988.
4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. –М.:
Знание, 1984.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. –
М.: Педагогика, 1985.
6. Менчинская Н.А. Проблемы обучения,
воспитания и психологического развития ребенка.
– Воронеж : МОДЭК, 1998.
7. Писарев Д.И . Избранные педагогические
сочинения. –М.: Педагогика, 1994.
8. Реан А.А. Психология педагогическ ой
деятельности. Учебное пособие. – Ижевск, 1994.
9. Родин В.Ф., Грошев И.В., Калиниченко
И.А., Эриашвили Н.Д. и др. Психология. –
М.:ЮНИТИ -ДАНА, 2016.
10. Рубинштейн С.Л . Проблемы общей
психологии. – СПб, 2 001.