СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ (23-25)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/09/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
58,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
23-25
Автор:
Тлехатук Сусанна Руслановна
доктор фил. наук, профессор , Адыгейский государственный университет , Майкоп
доктор фил. наук, профессор , Адыгейский государственный университет , Майкоп
Автор:
Меретукова Мариета Муратовна
кандидат фил. наук, доцент , Адыгейский государственный университет , Майкоп
кандидат фил. наук, доцент , Адыгейский государственный университет , Майкоп
Автор:
Хуажева Замира Гидовна
, Адыгейский государственный университет , Майкоп
, Адыгейский государственный университет , Майкоп
Анотация: Статья посвящена вопросу социальной адаптации иностранных учащихся на довузовском этапе подготовки в высшей школе России, которая имеет ряд особенностей. В работе описываются общие цели социальной адаптации иностранных учащихся, а также условия и влияние внешней среды на сам процесс адаптации иностранных учащихся к новым условиям учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова:
социальная адаптация;
национальные особенности; русский язык как иностранный; критерии адаптации;
Данные для цитирования: Меретукова Мариета Муратовна Хуажева Замира Гидовна . СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ (23-25). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Педагогических наук. 2020/09/14;
58(2):23-25
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Мартюшов, В.Ф. О механизме социальной
адаптации иностранных учащихся в российском
вузе / В.Ф. Мартюшов // Научный вестник МГТУ
ГА. - № 94 (12). - М., 2005. - С. 106-112
2.Гаранина, О.Д. Методологические основы
разработки принципов построения системы
социальной адаптации иностранных граждан к
образовательной среде технического вуза России /
О.Д. Гаранина // Научный вестник МГТУ ГА. -
№43. - М., 2001. - С.70-75
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 23
работы. Но внедрение дистанционных форм
должно включать в себя не только обучение
онлайн, но и изменение формата диалогического
педагогического взаимодейс твия.
Список литератур ы:
1. Ерофеева А.В. Педагогический диалог в
процессе изучения иностранного языка в вузе: дис.
канд. пед. наук. / А.В. Ерофеева - Нижний
Новгород, 2014. – 143 с.
2. Ушакова О.А. О коммуникации,
видеоуроках и проблемах педагогов //
Професси он альное образование и рынок труда. –
2020 – № 2. – с. 88 -89.
3. Ходорковская А.Л. Перестать отрицать и
начать учить онлайн // Профессиональное
образование и рынок труда. – 2020 – № 2. – с. 39 -41.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСК ОЙ
ПОДГОТОВ КИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ
Тлехатук Сусанна Руслановна
доктор фил. наук, профессор
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп
Меретукова Мариета Муратовна
кандидат фил. наук, доцент
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп
Хуажева З амира Гидовн а
кандидат фил. наук, доцент
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп
FEATURES OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE -UNIVERSITY
TRAINING IN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
Tlekhatuk Susanna
Dr. Phil. Sciences, professor
Ad yghe State University,
Maykop
Meretukova Marieta
Candidate Phil. Sciences, associate professor
Adyghe State University,
Maykop
Khuazheva Zamira
Candidate Phil. Sciences, associate professor
Adyghe State University,
Maykop
Аннотация
Статья посвящена вопр осу социальной адаптации иностранных учащихся на довузовском этапе
подготовки в высшей школе России, которая имеет ряд особенностей. В работе описываются общие цели
социальной адаптации иностранных учащихся, а также условия и влияние внешней среды на с ам п роце сс
адаптац ии иностранных учащихся к новым условиям учебно -воспитательного процесса.
Abstract
The article is devoted to the issue of social adaptation of foreign students at the pre -university stage of
preparation in higher education in Russia, whi ch h as a number of features. The article describes the general goals
of social adaptation of foreign students, as well as the conditions and influence of the external environment on the
very process of adaptation of foreign students to the new conditions o f th e edu cational process.
Ключевые слова: социальная адаптация, национальные особенности, русский язык как
иностранный, критерии адаптации.
Key words: social adaptation, national features, Russian as a foreign language, adaptation criteria.
Вопросы адапт ации иностранных граждан в
российской высшей школе нач али активно
разрабатываться в начале 90 -х годов. Это связано с
появлением ставших доступными западных
научных работ, в частности в области когнитивной
психологии, которая приобрела популярность и
среди российских исследователей, а также с
необходимостью по иска новых путей повышения
качества довузовской подготовки.
Процесс адаптации иностранных учащихся в
российском вузе представляет собой некую
целостность, включающую, с одной стороны,
активное их приспо собление к новой системе
обучения на неродном языке в неродной
24 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
материальной и социокультурной среде,
культурным нормам и ценностям этой среды, а с
другой стороны, определённое изменение самой
среды, в соответствии с потребностями и
особенностями контингент а иностранных
студентов [1 ,с. 106].
Социальная адаптация понимается как процесс
включения иностранных граждан на всех этапах
обучения в многообразные виды социального
взаимодействия (учебного, профессионального,
бытового, культурного и др.), в результате ч его
осуществляется освоени е социальной роли
учащегося и достижение социально -
психологического комфорта.
Общая цель социальной адаптации
иностранных учащихся, являющихся субъектами
адаптации, трактуется нами как достижение
высоких результатов во всех видах деятельности на
основе опт имизации взаимодействия иностранны х
учащихся с образовательной средой вуза,
выступающей объектом адаптации. Оптимизация
взаимодействия иностранного субъекта с
образовательной средой предполагает приведение
субъекта адаптации в соответствие с нормами и
напр авлениями развития образовательной среды.
Образовательная среда понимается как
система, включающая совокупность 1) условий 2)
ресурсов, обеспечивающих реализацию этих
условий и 3) видов деятельности иностранных
учащихся, ада птирующихся к соответствующим
условиям. Для эффективного осуществл ения
учебно -воспитательного процесса на
подготовительном этапе необходима совокупность
следующих условий:
- учебные (академические), в состав
которых включаются учебно -организационные и
учебно -методические. В содержание учеб но-
организационного элемента включ аются формы
учебных занятий, предусмотренные учебными
планами, организация проведения учебных
занятий, а также система контроля выполнения
учебного плана учащимися. Учебно -методические
услов ия включают содержание учебных
дисциплин, определяемое учебными пр ограммами,
систему методического обеспечения процесса
обучения, методическую компетентность
преподавателей;
- условия ролевой идентификации,
помогающие иностранным гражданам освоить роль
студе нта: знание прав и обязанностей, правил
участия в учебной и социок ультурной
деятельности, норм общежития;
- социокультурные условия,
предполагающие учёт национально -культурной
специфики иностранных студентов и условий,
способствующих их культурному развитию (язык,
религия, соблюдение нацио нальных традиций и
др.);
- социально -бытовые условия,
обеспечивающие организацию быта иностранных
студентов (проживание, питание и т.д.).
Следует учитывать, что иностранные
учащиеся, поступающие на обучение в российские
вузы, это достаточно зрелые в социальн ом плане
личности, сформированные под влиянием той
среды, в которой они жили на родине. Своей
деятельностью они не только формируют цели
адаптации, но и оказывают определённое влияние
на ту среду, в которой находятся. Это оз начает, что
при формировании усл овий, необходимых для их
успешной адаптации, мы должны учитывать
данный факт.
Внешняя среда, к которой приспосабливаются
участники адаптации, по мнению В.Ф. Мартюшова,
включает в себя 5 основных компонентов:
- природную среду, влияние которой
особенно сильно на начально этапе адаптации,
когда иностранцы тол ько приезжают в Россию из
стран, чьи климатические условия значительно
отличаются от российских;
- образовательную среду, которая
включает учебно -организационную и учебно -
методическую составляющие;
- социокульт урную среду, которая
представляет собой набор культурных норм и
традиций, прав ил поведения, ценностей, принятых
в нашей стране;
- сферу межличностного и межгруппового
общения, представляющая условия создания
благоприятного психологического климата и
обеспече ния коммуникативной активности
иностранных учащихся в межличностном и
межгрупп овом взаимодействии с российскими
студентами и преподавателями;
- сферу быта и досуга.
Подготовительный факультет, на котором
обучаются иностранные слушатели, представляет
для них первую и основную среду, в которой они
проходят процесс адаптации. Эта среда д олжна
учитывать национально -культурную специфику
иностранных учащихся и, с одной стороны,
обеспечивать возможность выполнения
иностранцами соответствующих культурных норм
и тради ций, а с другой стороны, создавать условия
для освоения ими норм, правил повед ения,
ценностей, принятых в нашей стране.
Все перечисленные компоненты внешней
среды воздействуют определённым образом на
иностранного учащегося или группу учащихся,
которые изби рательно воспринимают и
перерабатывают эти воздействия в соответствии со
своим и личностными характеристиками,
национальным менталитетом, образовательными
традициями и даже физиологическими
особенностями. Это означает, что национальные
особенности учащихся имеют непосредственное
влияние на процесс их социально -психологической
и физио логической адаптации.
Наконец, существуют критерии, которые
показывают, насколько эффективно реализуются
условия, составляющие образовательную среду.
Выделяют объективные и субъе ктивные критерии
социальной адаптации. «Объективные критерии
фиксируют меру ус пешности выполнения
иностранными студентами определённых видов
деятельности по основным направлениям
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 25
адаптации. Показателями этих критериев являются
объективные характеристики ин остранных
учащихся. Субъективные критерии характеризуют
оценочные отношения ин остранных учащихся, их
показателем является степень удовлетворённости
формами, содержанием и условиями учебного
процесса, социокультурными и бытовыми
условиями, условиями межличн остного
взаимодействия» [2, с.73].
Таким образом, мы делаем вывод, что
адаптац ия иностранных учащихся в российском
вузе представляет собой педагогическую систему,
включающую субъект, объект, условия и факторы
адаптации, целью которой является достижение
субъектом (иностранным учащимся) высоких
результатов во всех видах деятельности с помощью
педагогических условий, сформированных
субъектом адаптации (российским вузом).
Список литературы.
1. Мартюшов, В.Ф. О механизме социальной
адаптации иностранных учащихся в российс ком
вузе / В.Ф. Мартюшов // Научный вестник МГТУ
ГА. - № 94 (12). - М., 2005. - С. 106 -112
2. Гаранина, О.Д. Методологические основы
разработки принципов построения системы
социальной адаптации иностранных граждан к
образовательной среде техническог о вуза России /
О.Д. Гаранина // Научный вестник МГТУ ГА. -
№43. - М., 2001. - С.70 -75
РОЛЬ ВЫЕЗДНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Полякова Офелия Робертовна
кандидат пед. наук
Российский Государственный Гуманитарный Унив ерситет
г. Москва
ROLE OF OUTCOMING CLASSES IN TRAINING PROFESSIONAL WORKERS
IN THE SPHERE OF TOURISM
Polyakova Ofeliya Robertovna
Candidate of Pedagogic Science
Russian State University for the Humanities, Moscow
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.58.276
Аннотация
В статье рассматривается знач ение выездных занятий при под готовке работников туристской
сферы. Также в статье уделено внимание актуальному вопросу подготовки кадров для проведения
выездных занятий.
Abstract
The article discusses the importance of field training in the training of work ers in the tourism sector. Also,
the article pays attention to the topical issue of training personnel for field training.
Ключевые слова: туризм, выездные занятия, экскурсии, обучение, туристские выставки.
Keywords: tourism, offsite classes, excursion s, t raining, tourist exhibitions.
Туризм сегодня является динамично
развивающейся отраслью, которая способствует
активному экономическому росту многих стран
мира. По прогнозам Всемирной туристской
организации, сфера туризма будет активно
развиваться и в будущ ем. Число путешествующих
к 2030 году достигнет 2 млрд. человек в год, что
означает увеличение туристских прибытий в 3 раза
по сравнению с 2000 годом. Совокупный вклад
туризма в мировой валовой внутренний продукт
составляет около 8,3 трлн. долларов США .
Для Ро ссии ра звитие туризма важно, так как
это способствует решению как экономических, так
и социальных проблем. Возрастающий интерес
населения к туризму и путешествиям привел к
появлению новых направлений, увеличению
предприятий индустрии туризма, повыш енным
требовани ям к качеству обслуживания. В связи с
этим большое значение имеет подготовка
кадров для данной отрасли.
Перед образовательной сферой стоит
серьезная задача подготовки
высококвалифицированных специалистов для
туристской индустрии и предостав ления
качествен ного профессионального туристского
образования. В «Стратегии развития туризма в РФ
на период до 2035 года» особое внимание уделяется
вопросу подготовки кадров в сфере туризма. Более
300 средних и высших учебных заведений России
готовят специ алист ов для сфе ры туризма и
гостеприимства. Тем не менее, проблема нехватки
квалифицированных кадров в необходимом для
поддержания развития отрасли объеме все еще
стоит достаточно остро. Руководитель Ростуризма
Зарина Догузова назвала одной из основных
кад ровых проблем в туристской отрасли
превалирование теории над практикой. Сегодня в
туристской отрасли наблюдается спрос на
работников, не только обладающих знаниями, но и
умеющих применить эти знания для решения задач
практического характера в своей
професс ионал ьной деятель ности. [1]
В процессе подготовки кадров для туристской
отрасли, несомненно, должно происходить
работы. Но внедрение дистанционных форм
должно включать в себя не только обучение
онлайн, но и изменение формата диалогического
педагогического взаимодейс твия.
Список литератур ы:
1. Ерофеева А.В. Педагогический диалог в
процессе изучения иностранного языка в вузе: дис.
канд. пед. наук. / А.В. Ерофеева - Нижний
Новгород, 2014. – 143 с.
2. Ушакова О.А. О коммуникации,
видеоуроках и проблемах педагогов //
Професси он альное образование и рынок труда. –
2020 – № 2. – с. 88 -89.
3. Ходорковская А.Л. Перестать отрицать и
начать учить онлайн // Профессиональное
образование и рынок труда. – 2020 – № 2. – с. 39 -41.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСК ОЙ
ПОДГОТОВ КИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ
Тлехатук Сусанна Руслановна
доктор фил. наук, профессор
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп
Меретукова Мариета Муратовна
кандидат фил. наук, доцент
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп
Хуажева З амира Гидовн а
кандидат фил. наук, доцент
Адыгейский государственный университет
г. Майкоп
FEATURES OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE -UNIVERSITY
TRAINING IN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
Tlekhatuk Susanna
Dr. Phil. Sciences, professor
Ad yghe State University,
Maykop
Meretukova Marieta
Candidate Phil. Sciences, associate professor
Adyghe State University,
Maykop
Khuazheva Zamira
Candidate Phil. Sciences, associate professor
Adyghe State University,
Maykop
Аннотация
Статья посвящена вопр осу социальной адаптации иностранных учащихся на довузовском этапе
подготовки в высшей школе России, которая имеет ряд особенностей. В работе описываются общие цели
социальной адаптации иностранных учащихся, а также условия и влияние внешней среды на с ам п роце сс
адаптац ии иностранных учащихся к новым условиям учебно -воспитательного процесса.
Abstract
The article is devoted to the issue of social adaptation of foreign students at the pre -university stage of
preparation in higher education in Russia, whi ch h as a number of features. The article describes the general goals
of social adaptation of foreign students, as well as the conditions and influence of the external environment on the
very process of adaptation of foreign students to the new conditions o f th e edu cational process.
Ключевые слова: социальная адаптация, национальные особенности, русский язык как
иностранный, критерии адаптации.
Key words: social adaptation, national features, Russian as a foreign language, adaptation criteria.
Вопросы адапт ации иностранных граждан в
российской высшей школе нач али активно
разрабатываться в начале 90 -х годов. Это связано с
появлением ставших доступными западных
научных работ, в частности в области когнитивной
психологии, которая приобрела популярность и
среди российских исследователей, а также с
необходимостью по иска новых путей повышения
качества довузовской подготовки.
Процесс адаптации иностранных учащихся в
российском вузе представляет собой некую
целостность, включающую, с одной стороны,
активное их приспо собление к новой системе
обучения на неродном языке в неродной
24 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
материальной и социокультурной среде,
культурным нормам и ценностям этой среды, а с
другой стороны, определённое изменение самой
среды, в соответствии с потребностями и
особенностями контингент а иностранных
студентов [1 ,с. 106].
Социальная адаптация понимается как процесс
включения иностранных граждан на всех этапах
обучения в многообразные виды социального
взаимодействия (учебного, профессионального,
бытового, культурного и др.), в результате ч его
осуществляется освоени е социальной роли
учащегося и достижение социально -
психологического комфорта.
Общая цель социальной адаптации
иностранных учащихся, являющихся субъектами
адаптации, трактуется нами как достижение
высоких результатов во всех видах деятельности на
основе опт имизации взаимодействия иностранны х
учащихся с образовательной средой вуза,
выступающей объектом адаптации. Оптимизация
взаимодействия иностранного субъекта с
образовательной средой предполагает приведение
субъекта адаптации в соответствие с нормами и
напр авлениями развития образовательной среды.
Образовательная среда понимается как
система, включающая совокупность 1) условий 2)
ресурсов, обеспечивающих реализацию этих
условий и 3) видов деятельности иностранных
учащихся, ада птирующихся к соответствующим
условиям. Для эффективного осуществл ения
учебно -воспитательного процесса на
подготовительном этапе необходима совокупность
следующих условий:
- учебные (академические), в состав
которых включаются учебно -организационные и
учебно -методические. В содержание учеб но-
организационного элемента включ аются формы
учебных занятий, предусмотренные учебными
планами, организация проведения учебных
занятий, а также система контроля выполнения
учебного плана учащимися. Учебно -методические
услов ия включают содержание учебных
дисциплин, определяемое учебными пр ограммами,
систему методического обеспечения процесса
обучения, методическую компетентность
преподавателей;
- условия ролевой идентификации,
помогающие иностранным гражданам освоить роль
студе нта: знание прав и обязанностей, правил
участия в учебной и социок ультурной
деятельности, норм общежития;
- социокультурные условия,
предполагающие учёт национально -культурной
специфики иностранных студентов и условий,
способствующих их культурному развитию (язык,
религия, соблюдение нацио нальных традиций и
др.);
- социально -бытовые условия,
обеспечивающие организацию быта иностранных
студентов (проживание, питание и т.д.).
Следует учитывать, что иностранные
учащиеся, поступающие на обучение в российские
вузы, это достаточно зрелые в социальн ом плане
личности, сформированные под влиянием той
среды, в которой они жили на родине. Своей
деятельностью они не только формируют цели
адаптации, но и оказывают определённое влияние
на ту среду, в которой находятся. Это оз начает, что
при формировании усл овий, необходимых для их
успешной адаптации, мы должны учитывать
данный факт.
Внешняя среда, к которой приспосабливаются
участники адаптации, по мнению В.Ф. Мартюшова,
включает в себя 5 основных компонентов:
- природную среду, влияние которой
особенно сильно на начально этапе адаптации,
когда иностранцы тол ько приезжают в Россию из
стран, чьи климатические условия значительно
отличаются от российских;
- образовательную среду, которая
включает учебно -организационную и учебно -
методическую составляющие;
- социокульт урную среду, которая
представляет собой набор культурных норм и
традиций, прав ил поведения, ценностей, принятых
в нашей стране;
- сферу межличностного и межгруппового
общения, представляющая условия создания
благоприятного психологического климата и
обеспече ния коммуникативной активности
иностранных учащихся в межличностном и
межгрупп овом взаимодействии с российскими
студентами и преподавателями;
- сферу быта и досуга.
Подготовительный факультет, на котором
обучаются иностранные слушатели, представляет
для них первую и основную среду, в которой они
проходят процесс адаптации. Эта среда д олжна
учитывать национально -культурную специфику
иностранных учащихся и, с одной стороны,
обеспечивать возможность выполнения
иностранцами соответствующих культурных норм
и тради ций, а с другой стороны, создавать условия
для освоения ими норм, правил повед ения,
ценностей, принятых в нашей стране.
Все перечисленные компоненты внешней
среды воздействуют определённым образом на
иностранного учащегося или группу учащихся,
которые изби рательно воспринимают и
перерабатывают эти воздействия в соответствии со
своим и личностными характеристиками,
национальным менталитетом, образовательными
традициями и даже физиологическими
особенностями. Это означает, что национальные
особенности учащихся имеют непосредственное
влияние на процесс их социально -психологической
и физио логической адаптации.
Наконец, существуют критерии, которые
показывают, насколько эффективно реализуются
условия, составляющие образовательную среду.
Выделяют объективные и субъе ктивные критерии
социальной адаптации. «Объективные критерии
фиксируют меру ус пешности выполнения
иностранными студентами определённых видов
деятельности по основным направлениям
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 25
адаптации. Показателями этих критериев являются
объективные характеристики ин остранных
учащихся. Субъективные критерии характеризуют
оценочные отношения ин остранных учащихся, их
показателем является степень удовлетворённости
формами, содержанием и условиями учебного
процесса, социокультурными и бытовыми
условиями, условиями межличн остного
взаимодействия» [2, с.73].
Таким образом, мы делаем вывод, что
адаптац ия иностранных учащихся в российском
вузе представляет собой педагогическую систему,
включающую субъект, объект, условия и факторы
адаптации, целью которой является достижение
субъектом (иностранным учащимся) высоких
результатов во всех видах деятельности с помощью
педагогических условий, сформированных
субъектом адаптации (российским вузом).
Список литературы.
1. Мартюшов, В.Ф. О механизме социальной
адаптации иностранных учащихся в российс ком
вузе / В.Ф. Мартюшов // Научный вестник МГТУ
ГА. - № 94 (12). - М., 2005. - С. 106 -112
2. Гаранина, О.Д. Методологические основы
разработки принципов построения системы
социальной адаптации иностранных граждан к
образовательной среде техническог о вуза России /
О.Д. Гаранина // Научный вестник МГТУ ГА. -
№43. - М., 2001. - С.70 -75
РОЛЬ ВЫЕЗДНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Полякова Офелия Робертовна
кандидат пед. наук
Российский Государственный Гуманитарный Унив ерситет
г. Москва
ROLE OF OUTCOMING CLASSES IN TRAINING PROFESSIONAL WORKERS
IN THE SPHERE OF TOURISM
Polyakova Ofeliya Robertovna
Candidate of Pedagogic Science
Russian State University for the Humanities, Moscow
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.2.58.276
Аннотация
В статье рассматривается знач ение выездных занятий при под готовке работников туристской
сферы. Также в статье уделено внимание актуальному вопросу подготовки кадров для проведения
выездных занятий.
Abstract
The article discusses the importance of field training in the training of work ers in the tourism sector. Also,
the article pays attention to the topical issue of training personnel for field training.
Ключевые слова: туризм, выездные занятия, экскурсии, обучение, туристские выставки.
Keywords: tourism, offsite classes, excursion s, t raining, tourist exhibitions.
Туризм сегодня является динамично
развивающейся отраслью, которая способствует
активному экономическому росту многих стран
мира. По прогнозам Всемирной туристской
организации, сфера туризма будет активно
развиваться и в будущ ем. Число путешествующих
к 2030 году достигнет 2 млрд. человек в год, что
означает увеличение туристских прибытий в 3 раза
по сравнению с 2000 годом. Совокупный вклад
туризма в мировой валовой внутренний продукт
составляет около 8,3 трлн. долларов США .
Для Ро ссии ра звитие туризма важно, так как
это способствует решению как экономических, так
и социальных проблем. Возрастающий интерес
населения к туризму и путешествиям привел к
появлению новых направлений, увеличению
предприятий индустрии туризма, повыш енным
требовани ям к качеству обслуживания. В связи с
этим большое значение имеет подготовка
кадров для данной отрасли.
Перед образовательной сферой стоит
серьезная задача подготовки
высококвалифицированных специалистов для
туристской индустрии и предостав ления
качествен ного профессионального туристского
образования. В «Стратегии развития туризма в РФ
на период до 2035 года» особое внимание уделяется
вопросу подготовки кадров в сфере туризма. Более
300 средних и высших учебных заведений России
готовят специ алист ов для сфе ры туризма и
гостеприимства. Тем не менее, проблема нехватки
квалифицированных кадров в необходимом для
поддержания развития отрасли объеме все еще
стоит достаточно остро. Руководитель Ростуризма
Зарина Догузова назвала одной из основных
кад ровых проблем в туристской отрасли
превалирование теории над практикой. Сегодня в
туристской отрасли наблюдается спрос на
работников, не только обладающих знаниями, но и
умеющих применить эти знания для решения задач
практического характера в своей
професс ионал ьной деятель ности. [1]
В процессе подготовки кадров для туристской
отрасли, несомненно, должно происходить