СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РАМКАХ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ (38-40)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/05/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
54,
Том: 3,
Страницы в выпуске:
38-40
Автор:
Козилова Лидия Васильевна
доцент, кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
доцент, кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
Анотация: В статье раскрывается некоторые моменты содержания рабочей программы дисциплины Научные исследования в профессиональной деятельности педагогического профиля в рамках магистерской программы Менеджмент в образовании. Акцентируется внимание на перечне самостоятельных заданий для обучающихся по данной программе с целью формирования компетенций в процессе научноисследовательской деятельности.
Ключевые слова:
научно-исследовательская деятельность;
магистрант; педагогический профиль; аннотация; глоссарий; образовательная программа;
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Ковальчук Ф.А. «Педагогика успеха»: педагогико-антропологическое содержание современного российского образованиямир науки, культуры, образования. № 2 (21) 2010. С. 10
2. Козилова Л.В. Теоретические и методологические основы формирования профессиональной культуры педагога в условиях образовательной среды педагогического университета //Современное педагогическое образование. № 8, 2019.
https://drive.google.com/file/d/1V42f4VfldBVXpnvm
IRQ0_c91x9LlWYXK/view С. 73-77
3. Козилова Л.В. Развитие коммуникативных, научно-исследовательских умений и навыков обучающихся высшей школы как залог успешной их подготовки к будущей профессии
//Современное педагогическое образование
https://drive.google.com/file/d/1rA7HsgypDjveeJ-T-
RhfGfkU8KhKpYyS/view № 12, 2019. С. 223-226
4. Бим - Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь // М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
5. Харченко Л.Н. Концепция программы подготовки преподавателя высшей школы. Монография. М. Издательство Директ-Медиа,
2014. - 240 с.
38 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫ Е ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ Р АБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ НАУЧНЫЕ И ССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕС СИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО СТИ
ПЕ ДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛ Я В РАМКАХ МАГИСТЕРС КОЙ ПРОГРАММЫ
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВ АНИИ
Козилова Лидия Васильевна
доцент, к.п.н.,
доцент ка федры управления образова тельными системами
имени Т.И. Шамовой
института социально -гуманитарного образования
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,
Москва
THE CONTENT AND MAIN STA GES OF IMPLEMENTATIO N OF THE WORK PROGRAM OF
THE DISCIPLINE SCIENTIF IC RESEARCH IN PROFE SSIONAL ACTIVITY OF THE
PEDAGOGICAL PROFILE WITHIN THE MASTER'S PROGRAM MANAGEMENT I N EDUCATION
Kozilova Lidiya
associate Professor,
candidate of pedagogical Scienc es,
associate Professor o f the Department of manag ement of educational systems
named after T. I. Shamova
of the Institute of social and humanitarian education
of the Federal state budgetary educational institution of higher education
Moscow pedagogical state University,
Moscow
Аннотация
В статье раскрывается некоторые моменты содержани я рабочей программы дисциплины Научные
исследования в профессиональной деятельности педагогического профиля в рамках магистерской
программы Менеджмент в образовании. Акцентиру ется внимание на переч не самостоятельных заданий
для обучающихся по данной програ мме с целью формирования компетенций в процессе научно -
исследовательской деятельности.
Abstract
The article reve als some aspects of the content of the work program of the discipline Scientific res earch in
professional activity of the pedagogical profile in the framework of the master's program Management in
education. Attention is focused on the list of independent tasks for students in this program in order to form
competencies in the process of r esearch activities.
Ключевые слова : научно -исследовательская деятельность, магистрант, педагогический профи ль,
аннотация, глоссарий. образовательная программа.
Keywords : research activity, master's degree, pedagogical profile, abs tract, Glossary. educatio nal program.
Современное высшее образование
рассматрива ется как ответ на вызовы времени, как
совокупность практико -ориентированных умений
и теоретических знаний, обеспечивающих
необходимый уровень профессиональных
компетентностей на протяжении всего пери ода
профессиональной деятельности, как ресурс
развития ин новационной деятельности высшего
образования [1] .
Обновление профессионального содержания
подготовки к управленческой деятельности,
ориентация на новый тип педагогического
критического мышления, кот орый соответствует
социокультурным вызовам современной эп охи,
приоритетность формирования у педагогических
работников ключевых компетенций в
интеллектуальном, нормативно -правовом, научно -
исследовательском, организационно -
управленчес ком аспектах, а также – это те
необходимые черты современного руководителя
ОО, ко торые формированию таких качеств
личности, как креативность, самостоятельность,
инициативность, мобильность, что способствует
подготовке специалиста, востребованного на рынке
труда, позволят осуществ лять динамику развития
всего образовательного процесса в
образовательной организации.
На примере реализации рабочей программы
дисциплины Научные исследования в
профессиональной деятельности педагогического
профиля в рамках магистерс кой программы
Менеджмент в образовании, раскроем ее
содержание и основные этапы р еализации.
Исходя из названия программы «Менеджмент
в образовании» по направлению подготовки
44.04.01. Педагогическое образование наряду с
управленческим видом деятельности, г лавным
является научно -исследовательский. И это
неслучайно, так как конечной целью является
подготовка управленческих кадров в сфере
образования на всех уровнях образования, а как
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 39
итог - подготовка и защита магистерской
диссертации.
Целью дисциплины являет ся формирование
представ лений о системном подходе в построении
научных исследований в профессиональной
деятельности педагогического профиля,
готовности к самостоятельному поиску решения
исследовательских задач.
В процессе обучения в магистратуре
обучающий ся учится решать целый р яд
профессиональных задач, с реди которых
выполнение научно -исследовательские: анализ,
систематизация и обобщение результатов научных
исследований в сфере науки и образования путем
применения комплекса исследовательских методов
при р ешении конкретных научно -
исследовательских задач; пр оведение и анализ
результатов научного исследования в сфере науки
и в области образования с использованием
современных научных методов и технологий.
Важным является не только развитие
способностей к абстр актному мышлению, которо е
является вариацией человеч еского познания,
представляющей собой выделение существенных
качеств и взаимодействий предметов, отвлечение
от остальных их качеств и связей, которые
считаются частными и несущественным ; анализу,
т.е. раз ложению на части,
мыслен ное структурирование исследу емого объек
та на составные части, выделения их отдельных
свойств, с целью изучения. О бобщение как метод
научного исследования позволяет человеку
обнаруживать в многообразии предметов нечто
общее, необходи мое ему для правильной
ориентации в окружающем мире. По мнению
Немова Р.С., … «обобщение выступает как
соединение существенного (абстрагирование) и
связывание его с классом предметов и явлений.
Понятие становится одной из форм мысленного
обобщения» [4].
Работа с научной информаци ей, формирование
навыков раб оты с нормативными правовыми
документами, проведения сравнительного анализа
данных позволяет развитию критического
мышления магистранта.
В результате изучения дисциплины,
магистрант овладевает знаниями о структуре,
особенностях системного подхода, его реализации
на практике. У меет использовать знание
современных проблем науки и образования при
решении профессиональных задач, а также
анализировать результаты научных исследований,
применять их при решении ко нкретных научно -
исследов ательских задач в сфере науки и
образования, самостоятельно осуществлять
научное исследование, использовать
индивидуальные креативные способности для
самостоятельного решения исследовательских
задач и др. Не мало важное - самостояте льно
приобретать и испол ьзовать, в том числе с
помощью информационных технологий, новые
знания и умения формировать ресурсно -
информационную базу исследования.
Основные темы, раскрываемые в рамках
образовательной программы:
1. Понятие «системный подход». Си стемный
подход: определе ние, сущность, виды.
2. Научные исследования: структура,
особенности их проведения в сфере образования.
3. Н аучные исследования в профессиональной
деятельности педагогического профиля.
4. Ход научного исследования. Характерные
при знаки научного исследова ния.
6. Типы научных ис следований: обзорно –
аналитический, обзорно -критический,
теоретический, эмпирически -описательный,
эмпирически –объяснительный,
экспериментальный.
7. Принципы педагогических исследований.
8. Понятие «управленч еская деятельность».
В п роцессе проведения аудит орных занятий
(лекция, семинар) обучающиеся знакомятся с
данными темами дисциплины по окончании
которых организуется промежуточный контроль в
форме опроса, теста. Знакомство с темой № 2
«Научные исследования в профессиональной
деяте льности. Построение н ауч ных исследований в
профессиональной деятельности педагогического
профиля» как правило на лекции, в ходе которой
подробно преподаватель излагает лекционный
материал и на конкретных примерах показывает
разные в иды научных исследований , а также
раскрывает осо бенности подготовки, организации
исследований. По окончании лекции предлагается
выполнить небольшой тест по теме. Д ля
выполнения дальнейшей самостоятельной работы
обучающимся в рамках продолжения изучения
дис циплины «Научные исследо вания в
профессиональной деятельности педагогического
профиля» предлагается составление глоссария
основных понятий своего планируемого
исследования. Например, если тема работы
примерно звучит так: «Управление развитием
конфликтологи ческой компетентности пе дагога»,
то важно рассмо треть основные понятия как
компетентность, компетенция, конфликт,
конфликологическая компетентность с точки
зрения педагогики, психологии, философии,
социологии. И оформить в виде таблицы с
наименованием испо льзованных источников. Д ля
правильного оформлени я задания предлагается
образец глоссария, а также к нему некоторые
пояснения о том, что глоссарий (тезаурус, словарь
терминов), который содержит ин формацию в
соответствии с конкретной исследовательской или
пр актической задачей.
Для анализа результатов нау чных
исследований, умения применять их при решении
конкретных научно -исследовательских задач в
сфере науки и образования важно обучающихся
познакомить с предыдущим научным, научно -
практическим опытом, накопле нным в
предстоящей теме исследования. Для этого
необходимо выполнить следующее задание, а
именно, подготовить аннотации диссертаций
кандидатских, докторских за последние 5 -7
40 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
исследования. Это одно из сложных трудоемких
заданий, так как необходимо научиться работать с
научными ист очниками, поиском их в б иблиотеках,
электронных ресурсах. Задача отыскать через
интернет –ресурсы, библиотеки научные работы за
последние 5 -7 лет по примерной теме своего
исследования, изучить эти работы и составить
аннотацию по каж дой работе. Образец анно таций
диссертаций предлагаем.
Аннотация – небольшое связное описание и
оценка содержания структуры книги или статьи.
Работа над аннотацией помогает исследователю
ориентироваться в ряде источников на одну тему, а
также при обзоре и п одборе литературы.
Реком ендует ся, прежде, чем составлять
аннотацию на диссертацию, необходимо
ознакомиться с полным текстом диссертации,
понять в чем заключена проблема, цель
исследования, каковы пути решения. После этого
составить аннотацию, в которой исп ользовать
глаголы конста тирующ его характера (автор
анализирует, доказывает, излагает, констатирует и
др.), а также оценочные стандартные
словосочетания (уделяет особое внимание, особо
важный вопрос, приходится констатировать,
убедительно доказывает, особен но детально
анализирует и др.) . таким образом, знакомясь с
научным текстом, магистрант учится видеть
проблему исследования, цель, задачи, пополнять
лексический запас научных понятий, овладевать
научно -исследовательскими навыками, что в
дальнейшем помогает выполнять диссертационно е
иссл едование.
Критерии оценки для выполнения задания
следующие: актуальный список научно -
педагогической литературы, конкретизация
трактовки в соответствии со спецификой изучения
дисциплины и темы предстоящей магистерской
диссертац ии; соответствие оформле ния
требованиям; работа сдана в срок.
Следующее задание для самостоятельного
выполнения обучающимися это работа с научной
литературой по примерной теме исследования и
выполнение к онспектирования источников в
количестве 15 – 30 наиме нований.
Конспектирован ие тек ста - это мощное
средство развития и саморазвития личности
будущего педагога, его моральной
ответственности, направленные на развитие
познавательной самостоятельности будущего
педагога, его умений самому приобретать,
углублять , расширять, творчески п ерераб атывать и
осмысливать полученные знания. Это еще и
формирование научного стиля деятельности
педагога, что немаловажно для педагога -
исследователя [3].
Помимо отбора научных источников для
своего планируемого исследования за пос ледние 10
лет необходимо прави льно научиться оформлять
строго в соответствии с требованиями ГОСТ Р
7.0.97 -2016 и ГОСТ 7.05 -2008.
На протяжении всего периода обучения в
магистратуре, начиная с первой встречи знакомства
преподавателя с обучающимся, выстраива ется
общение, в ходе кот орого происходит
заимствование научного мышления преподавателя,
что впоследствии сказывается на дальнейшей
подготовке диссертации магистранта.
Организуя, таким образом, работу
преподавателя с обучающимся, важно отметить,
что общение служит каналом, по кото рому
осуществляется познание, средством,
развивающим индивидуальность, инструментом
воспитания необходимых черт личности, способом
передачи опыта и развития умения общаться [5].
Таким образом, нами представлены некоторые
содержатель ные аспекты реализации р абочей
программы дисциплины Научные исследования в
профессиональной деятельности педагогического
профиля в рамках магистерской программы
Менеджмент в образовании, которые, на наш
взгляд, являются основными для подготовки
обучающихся к самостоятельному поис ку реш ения
исследовательских задач, выполнения
магистерской диссертации.
Литература:
1. Ковальчук Ф.А. «Педагогика успеха»:
педагогико -антропологическое содержание
современного российского образованиямир науки,
культуры, образования. № 2 (21) 2010. С. 10
2. Коз илова Л.В. Теоретические и
методологические основы формирования
профессиональной культуры педагога в условиях
образовательной среды педагогического
университета // Современное педагогическое
образование. № 8, 2019.
https://drive.google.com/file/d/1V42f4VfldBVXpnvm
IRQ0_c91x9LlWYXK/view С. 73 -77
3. Козилова Л.В. Развитие коммуникативных,
научно -исследовательских умений и навыков
обучающихся высшей школы как залог
успешной их по дготовки к будущей профессии
//Современное педагогическое образование
https://drive.google.com/file/d/1rA7HsgypDjveeJ -T-
RhfGfkU8KhKpYyS/view № 12 , 2019. С. 223 -226
4. Бим - Бад Б. М. Педагогический
энциклопедический словарь // М.: Большая
Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
5. Харченко Л.Н. Конц епция программы
подготовки преподавателя высшей школы.
Монография. М. Издательство Директ -Медиа,
2014. - 240 с.
© Козилова Л.В., 20 20
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫ Е ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ Р АБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ НАУЧНЫЕ И ССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕС СИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО СТИ
ПЕ ДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛ Я В РАМКАХ МАГИСТЕРС КОЙ ПРОГРАММЫ
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВ АНИИ
Козилова Лидия Васильевна
доцент, к.п.н.,
доцент ка федры управления образова тельными системами
имени Т.И. Шамовой
института социально -гуманитарного образования
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,
Москва
THE CONTENT AND MAIN STA GES OF IMPLEMENTATIO N OF THE WORK PROGRAM OF
THE DISCIPLINE SCIENTIF IC RESEARCH IN PROFE SSIONAL ACTIVITY OF THE
PEDAGOGICAL PROFILE WITHIN THE MASTER'S PROGRAM MANAGEMENT I N EDUCATION
Kozilova Lidiya
associate Professor,
candidate of pedagogical Scienc es,
associate Professor o f the Department of manag ement of educational systems
named after T. I. Shamova
of the Institute of social and humanitarian education
of the Federal state budgetary educational institution of higher education
Moscow pedagogical state University,
Moscow
Аннотация
В статье раскрывается некоторые моменты содержани я рабочей программы дисциплины Научные
исследования в профессиональной деятельности педагогического профиля в рамках магистерской
программы Менеджмент в образовании. Акцентиру ется внимание на переч не самостоятельных заданий
для обучающихся по данной програ мме с целью формирования компетенций в процессе научно -
исследовательской деятельности.
Abstract
The article reve als some aspects of the content of the work program of the discipline Scientific res earch in
professional activity of the pedagogical profile in the framework of the master's program Management in
education. Attention is focused on the list of independent tasks for students in this program in order to form
competencies in the process of r esearch activities.
Ключевые слова : научно -исследовательская деятельность, магистрант, педагогический профи ль,
аннотация, глоссарий. образовательная программа.
Keywords : research activity, master's degree, pedagogical profile, abs tract, Glossary. educatio nal program.
Современное высшее образование
рассматрива ется как ответ на вызовы времени, как
совокупность практико -ориентированных умений
и теоретических знаний, обеспечивающих
необходимый уровень профессиональных
компетентностей на протяжении всего пери ода
профессиональной деятельности, как ресурс
развития ин новационной деятельности высшего
образования [1] .
Обновление профессионального содержания
подготовки к управленческой деятельности,
ориентация на новый тип педагогического
критического мышления, кот орый соответствует
социокультурным вызовам современной эп охи,
приоритетность формирования у педагогических
работников ключевых компетенций в
интеллектуальном, нормативно -правовом, научно -
исследовательском, организационно -
управленчес ком аспектах, а также – это те
необходимые черты современного руководителя
ОО, ко торые формированию таких качеств
личности, как креативность, самостоятельность,
инициативность, мобильность, что способствует
подготовке специалиста, востребованного на рынке
труда, позволят осуществ лять динамику развития
всего образовательного процесса в
образовательной организации.
На примере реализации рабочей программы
дисциплины Научные исследования в
профессиональной деятельности педагогического
профиля в рамках магистерс кой программы
Менеджмент в образовании, раскроем ее
содержание и основные этапы р еализации.
Исходя из названия программы «Менеджмент
в образовании» по направлению подготовки
44.04.01. Педагогическое образование наряду с
управленческим видом деятельности, г лавным
является научно -исследовательский. И это
неслучайно, так как конечной целью является
подготовка управленческих кадров в сфере
образования на всех уровнях образования, а как
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20 39
итог - подготовка и защита магистерской
диссертации.
Целью дисциплины являет ся формирование
представ лений о системном подходе в построении
научных исследований в профессиональной
деятельности педагогического профиля,
готовности к самостоятельному поиску решения
исследовательских задач.
В процессе обучения в магистратуре
обучающий ся учится решать целый р яд
профессиональных задач, с реди которых
выполнение научно -исследовательские: анализ,
систематизация и обобщение результатов научных
исследований в сфере науки и образования путем
применения комплекса исследовательских методов
при р ешении конкретных научно -
исследовательских задач; пр оведение и анализ
результатов научного исследования в сфере науки
и в области образования с использованием
современных научных методов и технологий.
Важным является не только развитие
способностей к абстр актному мышлению, которо е
является вариацией человеч еского познания,
представляющей собой выделение существенных
качеств и взаимодействий предметов, отвлечение
от остальных их качеств и связей, которые
считаются частными и несущественным ; анализу,
т.е. раз ложению на части,
мыслен ное структурирование исследу емого объек
та на составные части, выделения их отдельных
свойств, с целью изучения. О бобщение как метод
научного исследования позволяет человеку
обнаруживать в многообразии предметов нечто
общее, необходи мое ему для правильной
ориентации в окружающем мире. По мнению
Немова Р.С., … «обобщение выступает как
соединение существенного (абстрагирование) и
связывание его с классом предметов и явлений.
Понятие становится одной из форм мысленного
обобщения» [4].
Работа с научной информаци ей, формирование
навыков раб оты с нормативными правовыми
документами, проведения сравнительного анализа
данных позволяет развитию критического
мышления магистранта.
В результате изучения дисциплины,
магистрант овладевает знаниями о структуре,
особенностях системного подхода, его реализации
на практике. У меет использовать знание
современных проблем науки и образования при
решении профессиональных задач, а также
анализировать результаты научных исследований,
применять их при решении ко нкретных научно -
исследов ательских задач в сфере науки и
образования, самостоятельно осуществлять
научное исследование, использовать
индивидуальные креативные способности для
самостоятельного решения исследовательских
задач и др. Не мало важное - самостояте льно
приобретать и испол ьзовать, в том числе с
помощью информационных технологий, новые
знания и умения формировать ресурсно -
информационную базу исследования.
Основные темы, раскрываемые в рамках
образовательной программы:
1. Понятие «системный подход». Си стемный
подход: определе ние, сущность, виды.
2. Научные исследования: структура,
особенности их проведения в сфере образования.
3. Н аучные исследования в профессиональной
деятельности педагогического профиля.
4. Ход научного исследования. Характерные
при знаки научного исследова ния.
6. Типы научных ис следований: обзорно –
аналитический, обзорно -критический,
теоретический, эмпирически -описательный,
эмпирически –объяснительный,
экспериментальный.
7. Принципы педагогических исследований.
8. Понятие «управленч еская деятельность».
В п роцессе проведения аудит орных занятий
(лекция, семинар) обучающиеся знакомятся с
данными темами дисциплины по окончании
которых организуется промежуточный контроль в
форме опроса, теста. Знакомство с темой № 2
«Научные исследования в профессиональной
деяте льности. Построение н ауч ных исследований в
профессиональной деятельности педагогического
профиля» как правило на лекции, в ходе которой
подробно преподаватель излагает лекционный
материал и на конкретных примерах показывает
разные в иды научных исследований , а также
раскрывает осо бенности подготовки, организации
исследований. По окончании лекции предлагается
выполнить небольшой тест по теме. Д ля
выполнения дальнейшей самостоятельной работы
обучающимся в рамках продолжения изучения
дис циплины «Научные исследо вания в
профессиональной деятельности педагогического
профиля» предлагается составление глоссария
основных понятий своего планируемого
исследования. Например, если тема работы
примерно звучит так: «Управление развитием
конфликтологи ческой компетентности пе дагога»,
то важно рассмо треть основные понятия как
компетентность, компетенция, конфликт,
конфликологическая компетентность с точки
зрения педагогики, психологии, философии,
социологии. И оформить в виде таблицы с
наименованием испо льзованных источников. Д ля
правильного оформлени я задания предлагается
образец глоссария, а также к нему некоторые
пояснения о том, что глоссарий (тезаурус, словарь
терминов), который содержит ин формацию в
соответствии с конкретной исследовательской или
пр актической задачей.
Для анализа результатов нау чных
исследований, умения применять их при решении
конкретных научно -исследовательских задач в
сфере науки и образования важно обучающихся
познакомить с предыдущим научным, научно -
практическим опытом, накопле нным в
предстоящей теме исследования. Для этого
необходимо выполнить следующее задание, а
именно, подготовить аннотации диссертаций
кандидатских, докторских за последние 5 -7
40 Нацио нальная ассоциация ученых (НАУ) # 54, 20 20
исследования. Это одно из сложных трудоемких
заданий, так как необходимо научиться работать с
научными ист очниками, поиском их в б иблиотеках,
электронных ресурсах. Задача отыскать через
интернет –ресурсы, библиотеки научные работы за
последние 5 -7 лет по примерной теме своего
исследования, изучить эти работы и составить
аннотацию по каж дой работе. Образец анно таций
диссертаций предлагаем.
Аннотация – небольшое связное описание и
оценка содержания структуры книги или статьи.
Работа над аннотацией помогает исследователю
ориентироваться в ряде источников на одну тему, а
также при обзоре и п одборе литературы.
Реком ендует ся, прежде, чем составлять
аннотацию на диссертацию, необходимо
ознакомиться с полным текстом диссертации,
понять в чем заключена проблема, цель
исследования, каковы пути решения. После этого
составить аннотацию, в которой исп ользовать
глаголы конста тирующ его характера (автор
анализирует, доказывает, излагает, констатирует и
др.), а также оценочные стандартные
словосочетания (уделяет особое внимание, особо
важный вопрос, приходится констатировать,
убедительно доказывает, особен но детально
анализирует и др.) . таким образом, знакомясь с
научным текстом, магистрант учится видеть
проблему исследования, цель, задачи, пополнять
лексический запас научных понятий, овладевать
научно -исследовательскими навыками, что в
дальнейшем помогает выполнять диссертационно е
иссл едование.
Критерии оценки для выполнения задания
следующие: актуальный список научно -
педагогической литературы, конкретизация
трактовки в соответствии со спецификой изучения
дисциплины и темы предстоящей магистерской
диссертац ии; соответствие оформле ния
требованиям; работа сдана в срок.
Следующее задание для самостоятельного
выполнения обучающимися это работа с научной
литературой по примерной теме исследования и
выполнение к онспектирования источников в
количестве 15 – 30 наиме нований.
Конспектирован ие тек ста - это мощное
средство развития и саморазвития личности
будущего педагога, его моральной
ответственности, направленные на развитие
познавательной самостоятельности будущего
педагога, его умений самому приобретать,
углублять , расширять, творчески п ерераб атывать и
осмысливать полученные знания. Это еще и
формирование научного стиля деятельности
педагога, что немаловажно для педагога -
исследователя [3].
Помимо отбора научных источников для
своего планируемого исследования за пос ледние 10
лет необходимо прави льно научиться оформлять
строго в соответствии с требованиями ГОСТ Р
7.0.97 -2016 и ГОСТ 7.05 -2008.
На протяжении всего периода обучения в
магистратуре, начиная с первой встречи знакомства
преподавателя с обучающимся, выстраива ется
общение, в ходе кот орого происходит
заимствование научного мышления преподавателя,
что впоследствии сказывается на дальнейшей
подготовке диссертации магистранта.
Организуя, таким образом, работу
преподавателя с обучающимся, важно отметить,
что общение служит каналом, по кото рому
осуществляется познание, средством,
развивающим индивидуальность, инструментом
воспитания необходимых черт личности, способом
передачи опыта и развития умения общаться [5].
Таким образом, нами представлены некоторые
содержатель ные аспекты реализации р абочей
программы дисциплины Научные исследования в
профессиональной деятельности педагогического
профиля в рамках магистерской программы
Менеджмент в образовании, которые, на наш
взгляд, являются основными для подготовки
обучающихся к самостоятельному поис ку реш ения
исследовательских задач, выполнения
магистерской диссертации.
Литература:
1. Ковальчук Ф.А. «Педагогика успеха»:
педагогико -антропологическое содержание
современного российского образованиямир науки,
культуры, образования. № 2 (21) 2010. С. 10
2. Коз илова Л.В. Теоретические и
методологические основы формирования
профессиональной культуры педагога в условиях
образовательной среды педагогического
университета // Современное педагогическое
образование. № 8, 2019.
https://drive.google.com/file/d/1V42f4VfldBVXpnvm
IRQ0_c91x9LlWYXK/view С. 73 -77
3. Козилова Л.В. Развитие коммуникативных,
научно -исследовательских умений и навыков
обучающихся высшей школы как залог
успешной их по дготовки к будущей профессии
//Современное педагогическое образование
https://drive.google.com/file/d/1rA7HsgypDjveeJ -T-
RhfGfkU8KhKpYyS/view № 12 , 2019. С. 223 -226
4. Бим - Бад Б. М. Педагогический
энциклопедический словарь // М.: Большая
Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
5. Харченко Л.Н. Конц епция программы
подготовки преподавателя высшей школы.
Монография. М. Издательство Директ -Медиа,
2014. - 240 с.
© Козилова Л.В., 20 20