Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

СОВРЕМЕННАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА (13-15)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/11/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 60, Том: 1, Страницы в выпуске: 13-15
Автор: Козликов Роман Алексеевич
магистрант педагогического института , Владимирский государственный университет , Владимир
Анотация: Вальдорфская школа стала одной из самых популярных систем обучения и развития ребенка. В данной статье представлены особенности системы вальдорфского обучения в России на примере Владимирской школы.
Ключевые слова: вальдорфская школа; вальдорфская педагогика; современная школа; обучение и развитие детей;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Вальдорфская школа города Владимира //URL: http://wl33.ru/ 2. Штайнер Р. Внутреннее развитие человека//Лекция 1904г. 3. Штайнер Р. Антропософия и Теософия//Лекция 1904г. 4. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания //Первое полное издание трудов Рудольфа Штайнера, 1994г.
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 13

СОВРЕМЕННАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА

Козликов Роман Алексеевич
магистрант педагогического института
Владимирского государственного университета
г. Владимир

MODERN WALDORF SCHOOL

Roman A. Kozlikov
master's student of the pedagogical Institu te
Vladimir state University
Vladimir
АННОТАЦИЯ
Вальдорфская школа стала одной из самых популярных систем обучения и развития ребенка. В
данной статье представлены особенности системы вальдорфского обучения в Росс ии на примере
Владимирской школы.
ABSTRACT
The Waldorf school has become one of the most popular systems for teaching and developing children. This
article presents the features of the Waldorf education system in Russia on the example of the Vladimir school.
Ключевые слова : вальдорфская школа, валь дорфская педагогика, совре менная школа, обучение и
развитие детей.
Keywords : Waldorf school, Waldorf pedagogy, modern school, education and development of children.

Во всем мире в се большую популярность
приобретает такая педагогическая система
развития р ебенка, как вальдорфская школа. В
настоящее время их свыше тысячи. Размах
вальдорфского движения огромен. Только в 14
странах Европы насчитывается 600 вальдорфских
школ, они есть в Азии, Америке и России. Эта
методика существует более ста лет, но
популярно сть и развитие в России она получила
только в последние двадцатилетия.
В основе вальдорфской системы находится
Антропософия ( от греческих слов «антропос» -
«человек» и «софия» - «му дрость» ), ее автором и
основателем был Рудольф Штайнер. Антропософия
- это разновидность теософии ( учения о единении
человеческой души с божеством ), которая ставит
своей целью раскрытие скрытых способностей
человека с помощью системы специальных
упражнений .
Эвритмия - сочетание особого
гармонизирующего движения, напоминающего
тан ец и пантомиму, с поэтической речью или
музыкой. Эвритмическое дв ижение является по
характеру художественным и одновременно
целительным, потому что основано на глубоком
переживании и понимании красоты и законов
музыки и речи.
Музыка - каждый класс сам выби рает
музыкальный инструм ент: деревянная флейта,
барабаны …
Живопись - дети изучают, как цвета
смешиваются, как из двух или нескольких цветов
получить новый. Основная цель живописи - это
развитие у ребенка абстрактного мышления.
Рисование - дети работают с мелками,
карандашам и, углем, тушью, чернилами …
Рукоделие - На этих уроках дети шьют, вяжут,
работают с пчелиным воском, создают марионетки
для кукольного спектакля, валяют поделки из
шерсти.
Ремесло - дети работают с деревом, глиной и
металлом …
Театральн ое искусс тво - дети и педагог
совместно выбирают произведение, работают над
сценарием и распределением ролей. Ребята создают
костюмы и декорации.
Вальдорфская школа базируется на двух
принципах: Первый, здесь детей не учат, здесь дети
учатся сами. Второй, нельзя ребен ка сравнивать с
другим, ребенком, его можно сравнивать только с
самим собой!
На первый взгляд может показаться, что оба
тезиса противоречат друг другу, но это не так.
Чтобы это понять, необходимо узнать, как
проходит процесс учебы в вальдорфско й школе. В
нашей работе речь пойдет о владимирской
вальдорфской школе.
Характерные особенности вальдорфской
школы :
Как в традиционную, так и в вальдорфскую
школу дети приходят в возрасте 6 -7 лет в первый
класс. Их встречает классный руководитель,
который б удет проводн иком в мир знаний.
Классный руководитель ведет все предметы в
течение младшей школы и в 5, 6 классах. В средней
и старшей школе классный руководитель
выполняет роль наставника, который помогает
детям справляться с трудностями во время учебы.
В начальной ш коле детям запрещено играть с
пластиковыми, механическими, электронными и
другими стандартными игрушками. Сегодня
существует такое понятие, как вальдорфская
игрушка. Она помогают развивать воображение.
Самый лучший вариант, если эта игрушка буд ет
сделана в начале руками родителей, а позже детьми.
В первом классе дети начинают учиться играть
на музыкальном инструменте. Чтобы его получить,

14 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 2020

он должен создать для него «домик». Если это
деревянная флейта, то малыш сам (в первом классе)
вяжет для нее чехол, в кот ором «флейта будет
жить». Каждый класс - это отдельный и яркий этап
в развитии ребенка. Например, в первом классе
дети изучают сказки о добре и зле. Во втором
классе они знакомятся с былинами и сказаниями,
изучают природу. В третьем классе дети постигают
основы библии.
Ребята до седьмого класса не получают
школьных оценок. Классный руководитель вместо
скудных и бессмысленных отметок составляет
полноценный отчет успеваемости ребенка,
который передается родителям. Они и классный
руководитель посто янно находят ся в тесном
контакте друг с другом.
В первом классе дети пишут и оформляют
тетради, рисуют мелками. Во втором классе они
переходят на карандаши, в третьем/четвертом
классах ребята пишут чернильной ручкой (другие
виды ручек запрещено использоват ь до восьмог о
класса).
На уроках живописи дети знакомятся с
разными цветами. Вначале они знают только три
цвета: красный, синий и желтый. Если кому -то
нужно получить другой цвет, он должен в
правильной пропорции смешать исходные тона.
Как получить верную ф ормулу цвета , ребенок
узнает сам из удачного или не удачного
эксперимента. Если на уроках живописи ребенок
изображает абстрактные фигуры, то на уроках
рисования - реальность. Если на уроках живописи
инструментом были краски, то на уроках рисования
– уголь, тушь, каран даш, чернила.
На занятиях по рукоделию ребенок работает с
различными материалами и в различных техниках.
Дети не только умеют шить и вязать, но и валять
поделки из шерсти, работают с пчелиным воском.
На уроках ремесла дети работают с деревом,
глиной, метал лом. Принцип работы прост: из
целого получается целое. В восьмом и в девятом
классах ученики сами создают марионеток для
кукольного спектакля. Дети продумывают, как
будет выглядеть кукла, во что она будет одета.
Ребята сами придумывают и готовя т для
марион еток декорации.
Каждый учебный год заканчивается
«театральным фестивалем». Все классы в начале
лета ставят спектакли по мотивам произведений,
которые изучали в течение учебного года. Если в
первом классе спектакль ставят родители, то со
второг о по одиннад цатый класс – сами учащиеся.
Во время учебы дети получают теоретические
знания о природе и ее взаимодействии с человеком.
Ученики с классным руководителем совершают
путешествие для закрепления на практике
полученных знаний…
Структура учебного года :
Учебны й год в вальдорфской, как и в
традиционной школе, состоит из четвертей. В
составе одной четверти несколько эпох. Эпоха
может длиться одну -две недели, во время которых
ученики глубоко погружаются в один из учебных
предметов. В эпоху истории глав ным предмето м
каждый день будет история, в эпоху биологии –
таким предметом будет биология и т. д.
Исключение составляют русский язык, литература,
математика, физкультура, рукоделие и ремесло,
живопись и рисование, музыка. «Эпохальное»
преподавание учебных предметов и меет ряд
плюсов и минусов:
Глубокое погружение в предмет, с
обязательной экспериментальной составляющей;
от простого к сложному путем самостоятельных
умозаключений - так у ребенка формируется
понятийный аппарат. Полученный таким образом
материа л закрепляет ся лучше. Если в
традиционной школе у детей программа рассчитана
на весь учебный год, то в вальдорфской школе один
предмет состоит из двух эпох, которые ребята
изучают в разные полугодия.
Школьные праздники :
Праздник урожая : Сентябрь пробегает
незаметно, и вот мы уже стоим на пороге
Праздника урожая, с благодарностью принимая все
изобилие даров осенней природы, в то же время,
понимая, что она отдает нам свою силу, чтобы мы
смогли противостоять надвигающемуся темному
холодному времени.
День свят ого Михаи ла : Праздник урожая
трансформируется в школе в праздник Мужества,
праздник Михаила. Мы уже не можем просто
бездумно пользоваться дарами природы, мы
начинаем осознавать свою ответственность за
происходящее на земле. «Если не я, то кто? Что
делает ч еловека своб одным?» На эти вопросы
ребята пытаются ответить, проходя через
испытания …
Праздник фонариков : Чтобы пережить темное
ноябрьское время нужно зажечь фонарики. Но
никакой внешний свет не прогонит тьму, царящую
внутри человека. Это может сделать са м человек
через труд и заботу о других…
Адвент : За четыре недели до Рождества
начинается в младших классах с еще одного
маленького праздника — Рождественская спираль.
Настроение этого праздника может быть
сокровенным и в то же время очень серьезным. Нам
уж е не нужно и скать свет, он уже затеплился в
детских душах и самое главное — донести его до
Праздника Рождества.
Рождественская ярмарка : Но впереди еще
Ярмарка! Самое грандиозное мероприятие года!
Когда все — учителя, ученики, родители, бабушки,
дедушки и п росто знаком ые работают над тем,
чтобы школа превратилась на один день в
сказочный дворец, где можно найти все, что душе
угодно. Мастерские, кафе, представления, продажа
сувениров, которые создали родители и дети...
Каждый класс старается как может. Лучше всего
получа ется, когда удается совместить тему года и
работу мастерских -кафе, например, в греческом
кафе — 5 класс или ладье викингов — 4 класс.
Выпускной : В конце одиннадцатого класса
выпускники выступают перед школой и

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 15

родителями со своими проектами, ко торые
разраб атывают несколько лет подряд.
Выпускники вальдорфских школ не знают
страха не только перед экзаменами, но и перед
будущим. Большинство из них поступают в вузы
Владимира, успешно учатся и заканчивают
университеты Москвы и Санкт -Петербурга. Успех
вальдорфско й педагогики в ее сегодняшней
актуальности.
«Воспитание и преподавание не могут просто
опираться на формальное педагогическое
образование, они должны рождаться из
вдохновения, действующего в нас так, чтобы через
нас детям открывались живущие в нашей душе
тайны мироздания: как если бы мы являлись только
посредником для того, что сам Мир хочет сказать
ребенку»[4].

Список литературы :
1. Вальдорфская школа города Владимира //
URL: http://wl33.ru/
2. Штайнер Р. Внутреннее развитие человека
//Лекция 1904г.
3. Штайнер Р. Антропософия и Теософия
//Лекция 1904г.
4. Штайнер Р. Методика обучения и
предпосылки воспитания //Первое полное издание
трудов Рудольфа Штайнера, 1994г.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬ НИКОВ.

Минтинова Надежда Анатольевна
учитель английского языка
Кускова Ирина Валерьевна
учитель английского языка

Современное управление школой в качестве
одной из своих задач рассматривает повышен ие
эффективности учебного труда в каж дую единицу
времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда.
К её основным составляющим относятся:
повышение целенаправленности обучения,
усиление его мотивации, информационной ёмкости
содержания образования, применение
современных методов обучения, активиз ация
темпов учебных действий, развити е рефлексивных
навыков труда.
Одной из ведущих тенденций современной
методики обучения иностранным языкам является
поиск таких методов обучения, которые наиболее
полно соответствова ли бы поставленным целям. И,
это, пре жде всего использование игрового мето да
обучения, как достаточно интересного и
эффективного в организации учебной деятельности
учащихся.
Использование этого метода призвано
способствовать созданию благоприятной
психолог ической атмосфере общения и помогать
учащимся увидеть в иностранном языке реальное
средство общения. Игровые формы обучения
позволяют использовать все уровни усвоения
знаний: от воспроизводящей деятельности через
преобразующую к главной цели – творческо -
по исковой деятельности. Учащиеся повтор яют в
играх то, к чему относятся с по лным вниманием,
что им доступно наблюдать и что доступно их
пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих
учёных, есть вид развивающей, социальной
деятельности, форма социального оп ыта, одна из
сложных способностей чел овека.
Как достичь того, чтобы школьники были
заинтересованы в изучении иностранного языка?
Обучать, играя?
В результате своей работы, мы пришли к
выводу, что игра – уникальный феномен
общечеловеческой культуры, её исто к и вершина.
Ни в каких видах деятель ности человек не
демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои
психофизические, интеллектуальные способности,
как в игре. Игра – регулятор всех жизненных
позиций учащегося. Школа игры, такова, что в ней
обучаемый – и ученик, и учитель одновременно.
Задач а педагога – заботиться не только о т ом, чтобы
ребенок получил какой -то запас знаний, который
лежал бы «мертвым грузом», но и о том, чтобы
ребенок был включён в такую деятельность, где бы
научился мыслить, творчески под ходить к делу и
чтобы эта деятельност ь приносила самые
положительные эмоци ональные переживания.
Процессы развития и обучения являются тесно
связанными и взаимно обусловленными. Но
развитие не следует за обучением как тень,
автоматически, оно зависит от хар актера и
содержания обучения. «Ребено к – не сосуд,
который нужно заполнить , а факел, который нужно
зажечь». Поэтому необходимо включать учащихся
в такую деятельность, где ему нужно было бы
мыслить, действовать, понимать.
Известно как важно пробудить интере с
учащихся к предмету, уйти от формал ьной
зубрёжки, внести в учебный проце сс игровые,
развлекательные элементы, активизировать
познавательные мотивы обучения. В этом
отношении иностранный язык – особый предмет.
Ученики проходят долгий путь усвоения чужого
языка, заучивания новых слов, работы со словарём,
анализа грамматических к онструкций… И всё? А
как хочется уже сейчас получить подлинное
удовлетворение от общения с иной языковой
культурой, самостоятельно прочитать по -
английски занимательный текст, оценить
знаменитый, своеобразный английский юмор,
пополнить свой лексический запа с английской
пословицей, скороговоркой, удивить друзей
знанием английских стихов, считалок и загадок.
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×