СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (15-17)
Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале:
2020/09/14
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых,
Выпуск:
58,
Том: 2,
Страницы в выпуске:
15-17
Автор:
Далингер Виктор Алексеевич
доктор педагогических наук, профессор , Омский государственный педагогический университет , Омск
доктор педагогических наук, профессор , Омский государственный педагогический университет , Омск
Автор:
Федоров Виктор Павлович
старший преподаватель, Северо-Восточный государственный университет, Магадан
старший преподаватель, Северо-Восточный государственный университет, Магадан
Анотация: В статье рассматриваются ценности образования в XXI веке, охарактеризованы основные положения современной социокультурной среды, раскрывается сущность социокультурного подхода к созданию стратегии образования, анализируются новые формы и виды обучения, упор сделан на массовых открытых онлайн-курсах.
Ключевые слова:
социокультурная среда;
стратегия образования; социокультурный подход к созданию стратегии образования; массовые открытые онлайн-курсы;
Данные для цитирования: Федоров Виктор Павлович . СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (15-17). Национальная Ассоциация Ученых.
Проблемы Педагогических наук. 2020/09/14;
58(2):15-17
- PDF версия
- Текстовая версия
Скачать в формате PDF
Список литературы: 1. Гайдамак Е. С. Разработка массовых открытых онлайн-курсов в профессиональной подготовке бакалавра по направлению
«Педагогическое образование» // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – С. 218 – 221.
2. Гречушкина Н. В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательной системе вуза // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научнопрактической конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – С. 101 – 104.
3. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в инновационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым стандартам).
4. Кувшинов Н. Н. Один год в MOODLE – плюсы и минусы системы // Лучшие практики электронного обучения: материалы I методической конференции / Министерство образования и науки РФ; национальный исследовательский Томский государственный университет. – Томск: ТГУ, 2015. – С. 27 – 32.
5. Лапчик М. П. Информатизация образования: Омский тренд // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – С. 8 – 18.
6. Никитенко А. В. О подготовке студентов к работе с дистанционными образовательными технологиями // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – С. 279 – 281.
7. Травкин И. Ю. Массовое, открытое, онлайн – параллельно или вместе? // Высшее образование в России. – 2015. – № 12. – С. 18 – 22.
8.Кондаков А.М. Образование 3.0: Большая перемена: http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2014/04/Obrazovaniie_3.0.pdf
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 15
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕ НЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБ РАЗОВАНИЯ
Далингер Виктор Алексеевич
доктор педагогических наук, профессор
Омский государственный педагогический университет
г. Омск
Федоров Виктор Павлович
старший преподаватель кафедры педагогики и валеологии
Северо -Восточный госу дарственный университ ет
г. Магадан
CURRENT TRENDS IN RUSSIAN EDUCATION
Dalinger Viktor
doctor of pedagogical sciences, professor
Omsk State Pedagogical University
Omsk
Fedorov Viktor
Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Valeology
Northeast ern Sta te University
Magadan
Аннотация
В статье рассматриваются ценности образования в XXI веке, охарактеризованы основные положения
современной социокультурной среды, раскрывается сущность социокультурного подхода к созданию
стратегии образования, анализи руются новые формы и виды обучения, упор сделан на массовых открытых
онлайн -курсах.
Abstract
The article examines the values of education in the 21st century, describes the basic provisions of the modern
sociocultural environment, reveals the essence of t he soc iocultural approach to the creation of education strategy,
analyzes new forms a nd types of education, focuses on mass open online courses.
Ключевые слова: социокультурная среда, стратегия образования, социокультурный подход к
созданию стратегии образ ования , массовые открытые онлайн -курсы.
Keywords : sociocultural environment, educati on strategy, sociocultural approach to creating education
strategy, mass open online courses.
Ценности образования не инвариантны, они
меняются в соответствии с установк ами
соци окультурной среды общества как пространства
развития его инновационного потенци ала,
формирования качеств и ценностей личности,
развития и преумножения культуры.
Ценностями образования в XXI веке
называют: инициативность и нацеленность на
приобретен ие новых компетенций; готовность и
способность к технологическим,
организац ионным, соци альным инновациям;
сотрудничество и взаимная ответственность;
креативность; критическое мышление; высокая
социальная активность и компетентность в
осуществлении социальн ых взаим одействий;
информационная грамотность[8].
Современную социокультурную среду мож но
охарактеризовать такими параметрами:
-стремительные изменения;
-новые способы восприятия и интерпретации
мира;
-культурное и социальное разнообразие;
-взаимодействие разнообр азных жизненных
укладов;
-технологизированность;
-основана на общечеловеческих и
национальных ценностях.
Сегодня обсуждаются проблемы, связанные с
социокультурными подходами к созданию
стратегии образования. В ходе обсуждение этого
вопроса отмечает ся, что учащиеся – полно ценные
члены учебного сообщества; каждый учащийся
движется по с обственной образовательной
траектории; основной целью обучения является
формирование общеучебных компетенций, таких
как: когнитивных, эмоциональных,
стратегических; учен ику дано право принимать
значительную часть решений самостоятельно (это
касается таких аспектов, как: что изучать, как
изучать и какие ресурсы для этого использовать).
Сформированность навыков и компетенций
XXI века более значимы для экономического роста,
чем трад иционные индикаторы образования
(продолжительность обу чения, охват населения
об разованием и т.д.). Сформированность ключевых
компетенций XXI века у населения – требование
всеобщее.
Из литературных источников известно, что
массовое овладение ключевы ми компе тенциями
обеспечивает до 0,5 -0,65% роста ВВП в год (данные
США 2012 года, при с реднегодовых темпах роста
ВВП – 2- 2,5%).
В настоящее время государство, общество
формируют спрос на новые формы и виды
обучения, которые бы обеспечили большую
16 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
адаптивно сть обра зовательных систем и
технологий к меняющимся запросам человека:
требуется создать такую инфраструктуру
образования, которая бы смогла обслуживать
каждого человека в течение всей жизни.
Содержание образования должно быть
социально сконструировано и обновлят ься в
зависимости от контента.
Если раньше в педагогике отмечала сь
передача знаний от учителя к ученику, то сейчас
говорят о том, что знания конструируются
учениками в процессе совместно - значимой
деятельности.
Если раньше мобильные устройства
конф исковыва лись у дверей класса, то сейчас
наблюдается а ктивное использован ие этих
устройств для персонализации образовательного
процесса и повышения мотивации к учению.
Прежде упор делался на индивидуализации и
дифференциации обучения, а сейчас все громче
заявляют о персонализации в обучении; согласно
положениям этой теории учен ик выбирает
соответствующие технические средства и ресурсы
для обучения, ученики создают круг сверстников,
учителей и т.д., которые помогают им в учебе и
направляют учебный процесс.
Ка к отмеча ет А.М.Кон даков: «В основе
современного образования не оборудова ние, не
программное обеспечение, а образ мышления» [8].
Мы живем в эпоху четвертой информационной
революции, которая совершенствуется, благодаря
информационно -коммуникационным технолог иям.
Зад ача педагога не закрывать обучающимся выход
в информационное про странство, а научить в нем
ориентироваться, научить использовать его для
решения своих познавательных и жизненных
проблем.
Остался в прошлом лозунг: «Образование на
всю жизнь», на смен у ему пр ишел другой:
«Образование в течение жизни». Сегодня
необходимы н е только знания, умения и навыки, но
и осознанные человеком способности
(возможности) их реализации для эффективной
деятельности. Знания становятся важнейшим
фактором экономического ро ста и ст ратегическим
ресурсом.
Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская отмечают:
«Информационное общество – это социально -
экономический уклад, в котором производство
информационных продуктов и оказание
информационных услуг преобладают над всеми
видами социально -эко номическ ой активности
людей» [3, 6] .
Кардинальные изменения в сфере образования
связаны со стремительным развитием интернет,
персональных цифровых устройств и технологий
высокоскоростной передачи информации. Эти
изменения касаются всех уровней образования , в
том числе и высшего.
В отечественной системе высшего
образ ования активно развиваются массовые
открытые онлайн -курсы (МООС) (англ. Massive
Open Online Coursse ) – одна из современных форм
дистанционного образования [1; 2; 4; 6; 7].
Массовое распространен ие МООК в мире и в
России началось с 2012 года.
С 2015 года за пущен проект «Открытое
образование» ( http ://npoed .ru) – современная
образовательная платформа, предлагающая
онлайн -курсы по базовым дисциплинам,
изучаемым в росси йских ун иверситетах.
Требования и рекомендации по разработке
МООК, публикуемых на Национальной платформе
открытого образования, представлены на сайте
URL :http ://npoed .ru/files /np оed_rules _1.0. pdf .
В Омс ком государственном педагогическом
университет (ОмГПУ) дистанционное обучение
строится на основе системы «Модус» ( LMS
Moodle ) (модульная объектно -ориентированная
динамическая учебная среда) – наиболее
распространенная система дистанционного
обучени я.
Целес ообра зно студентам предложить
учебн ый курс, посвященный проектированию и
разработке онлайн -курсов. В ОмГПУ учебная
дисциплина «Разработка массовых открытых
онлайн -курсов» включена в учебный план
подготовки бакалавров по направлению 44.03.05
«Педаго гическое образование» (с двумя
профилями по дготовки), профили «Информатика и
технология», «Математика и информатика».
Эта дисциплина практико -ориентированная,
основной задачей которой является приобретение
компетенций в области проектирования и
разработки дистанци онного курса по технологии
МООК.
В процессе изучения этого курса бакалавры:
систематизируют знания об открытых
образовательных ресурсах и МООК; знакомятся с
особенностями крупнейших мировых и российских
платформ онлайн -обучения; знакомятся с лучшим и
практи ками, технологиями и инструментами
разработки, внедрения, сопровождения и
продвижения курсов в формате МООК; получают
представление об основных этапах создания
МООК, их продолжительности и содержании,
планировании работы; осваивают платформу для
создания и проведения массовых открытых
образ овательных курсов на примере edx [1].
Для оказания помощи студентам в освоении
этого курса Е.С. Гайдамак разработан электронный
курс, который размещен на образовательном
портале ОмГПУ ( https ://edu .omgpu .ru/). Стру ктура,
содержание и тема тическое планирован ие этого
курса представлено в работе [1].
Омский государственный педагогический
университет является одним из центров,
обеспечивающего дистанционное обучение
различных слоев населения г. Омск и Омской
области.
Орг ани зующи м центром в заимодействия
является у правляющий модуль «ОмГПУ -Регион»,
интегрирующий работу всех порталов ОмГПУ, в
числе которых образовательный портал
университета, многофункциональный портал
«Школа», портал открытого образования
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 17
«OPEN .ОмГПУ», интег рирую щие развитие
сетевых видов взаимодействия со школьниками,
студентами, учителями, учреждениями
образования [5].
Являясь важным ресурсным центром
региональной системы образования, ОмГПУ
реализует продуктивное взаимодействие с
образовательными организаци ями реги она на
основе применения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Массовые открытые онлайн -курсы появились
в 2007 году. Интеграция МООК в образовательную
среду вуза – одна из тенденций современного
вузовского образования.
Р.В. Гре чушкина отмечает: «Массо вые
открытые онлайн -курсы – это организованный
целенаправленный образовательный процесс,
построенный на основе педагогических принципов
и обеспечиваемый средствами современных
информационно -коммуникационых технологий [2,
102 ].
По пр инцип у организации семей ство МООК
разделяют на такие виды:
- хМООС и курсы, организованные по типу
хМООС (ДОСС, SMOC , ВООС, SPOC );
- сМООС ( Connectivity MOOC ) –
коннективистские массовые открытые онлайн -
курсы;
- tack -based МООС – курсы , основанные на
задач ном подходе;
- rМООС ( Rh izomatic MOOC ) – курсы,
построенные на принципах ризоматического
обучения.
Использование МООК в учебном процессе
будет зависеть от того, какая организационная
модель обучения выбрана: индивидуальная , когда
обучающийся выбира ет и изу чает курс
самостоятельно ; смешанного обучения , когда
преподаватель выбирает курс и определяет, как он
будет использован им в преподавании дисциплины,
а студент – при изучении дисциплины; сетевого
взаимодействия , когда отбор и включение курсов в
обр азовател ьный процесс осуществляе тся
ответственными лицами образовательной
организации.
Использование онлайн -курсов предполагает
наличие оснащенной материально -технической
база вуза для поддержки учебного процесса в ИКТ -
насыщенной образовательной среде.
Гот овн ость преподавате лей и студент ов
использовать МООК в образовательном процессе
складывается из четырех компонентов: три из них
одинаковы дл обеих сторон (компьютерная
грамотность, информационная готовность,
психологическая готовность), а для преподавателе й
есть е ще одна составляющая: ди дактическая
готовность.
МООК могут в образовательном процессе
использоваться в таких модификациях: 1) полная
замена курса, преподаваемого очно; 2) частичная
замена преподаваемого курса, его отдельных
модулей (разделов);
3) самостоя тельная раб ота студентов; 4)
расширение курса за счет ресурсов МООК.
Практика показывает, что наиболее
целесообразна последняя модификация.
Проблематика, связанная с внедрением
онлайн -курсов в образовательный процесс
педагогических вузов широка и м ногообра зна, но
уже оче видно, что их использование будет
обеспечивать высокий уровень качества
реализации основных профессиональных
образовательных программ по подготовке
педагогов.
Литература:
1. Гайдамак Е. С. Разработка массовых
открытых онлайн -курсов в професс иональн ой
подготовке бакалавра по направлению
«Педагогическое образование» // Информатизация
образования: теория и практика: сборник
материалов Международной научно -практической
конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. –
Омск: Изд -во ОмГПУ, 2017 . – С. 21 8 – 221 .
2. Гречушкина Н. В. Массовые открытые
онлайн -курсы в образовательной системе вуза //
Информатизация образования: теория и практика:
сборник материалов Международной научно -
практической конференции / под общ. ред. М. П.
Лапчика. – Омск: Из д-во ОмГП У, 2017 . – С. 101 –
104.
3. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория
обучения в инновационном обществе. – М.:
Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым
стандартам).
4. Кувшинов Н. Н. Один год в MOODLE –
плюсы и минусы системы // Лучшие практ ик и
элект ронного обучения: материалы I методической
конференции / Министерство образования и науки
РФ; национальный исследовательский Томский
государственный университет . – Томск: ТГУ, 2015.
– С. 27 – 32.
5. Лапчик М. П. Информатизация образования:
Омский тренд // Информатизация образования:
теория и практика: сборник материалов
Международной научно -практической
конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. –
Омск: Изд -во ОмГПУ, 2017. – С. 8 – 18.
6. Никитенко А. В. О подготовке студентов к
работе с дистанцион ны ми обра зовател ьными
технологиями // Информатизация образования:
теория и практика: сборник материалов
Международной научно -практической
конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. –
Омск: Изд -во ОмГПУ, 2017. – С. 279 – 281.
7. Травкин И. Ю. Массовое, откр ыт ое, онл айн
– параллельно или вместе? // Высшее образование
в России. – 2015. – № 12. – С. 18 – 22.
8.Кондаков А.М. Образование 3.0: Большая
перемена:
http ://www .edu54. ru/sites /default /files /upload /2014/0
4/Obrazovaniie _3.0. pdf
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕ НЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБ РАЗОВАНИЯ
Далингер Виктор Алексеевич
доктор педагогических наук, профессор
Омский государственный педагогический университет
г. Омск
Федоров Виктор Павлович
старший преподаватель кафедры педагогики и валеологии
Северо -Восточный госу дарственный университ ет
г. Магадан
CURRENT TRENDS IN RUSSIAN EDUCATION
Dalinger Viktor
doctor of pedagogical sciences, professor
Omsk State Pedagogical University
Omsk
Fedorov Viktor
Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Valeology
Northeast ern Sta te University
Magadan
Аннотация
В статье рассматриваются ценности образования в XXI веке, охарактеризованы основные положения
современной социокультурной среды, раскрывается сущность социокультурного подхода к созданию
стратегии образования, анализи руются новые формы и виды обучения, упор сделан на массовых открытых
онлайн -курсах.
Abstract
The article examines the values of education in the 21st century, describes the basic provisions of the modern
sociocultural environment, reveals the essence of t he soc iocultural approach to the creation of education strategy,
analyzes new forms a nd types of education, focuses on mass open online courses.
Ключевые слова: социокультурная среда, стратегия образования, социокультурный подход к
созданию стратегии образ ования , массовые открытые онлайн -курсы.
Keywords : sociocultural environment, educati on strategy, sociocultural approach to creating education
strategy, mass open online courses.
Ценности образования не инвариантны, они
меняются в соответствии с установк ами
соци окультурной среды общества как пространства
развития его инновационного потенци ала,
формирования качеств и ценностей личности,
развития и преумножения культуры.
Ценностями образования в XXI веке
называют: инициативность и нацеленность на
приобретен ие новых компетенций; готовность и
способность к технологическим,
организац ионным, соци альным инновациям;
сотрудничество и взаимная ответственность;
креативность; критическое мышление; высокая
социальная активность и компетентность в
осуществлении социальн ых взаим одействий;
информационная грамотность[8].
Современную социокультурную среду мож но
охарактеризовать такими параметрами:
-стремительные изменения;
-новые способы восприятия и интерпретации
мира;
-культурное и социальное разнообразие;
-взаимодействие разнообр азных жизненных
укладов;
-технологизированность;
-основана на общечеловеческих и
национальных ценностях.
Сегодня обсуждаются проблемы, связанные с
социокультурными подходами к созданию
стратегии образования. В ходе обсуждение этого
вопроса отмечает ся, что учащиеся – полно ценные
члены учебного сообщества; каждый учащийся
движется по с обственной образовательной
траектории; основной целью обучения является
формирование общеучебных компетенций, таких
как: когнитивных, эмоциональных,
стратегических; учен ику дано право принимать
значительную часть решений самостоятельно (это
касается таких аспектов, как: что изучать, как
изучать и какие ресурсы для этого использовать).
Сформированность навыков и компетенций
XXI века более значимы для экономического роста,
чем трад иционные индикаторы образования
(продолжительность обу чения, охват населения
об разованием и т.д.). Сформированность ключевых
компетенций XXI века у населения – требование
всеобщее.
Из литературных источников известно, что
массовое овладение ключевы ми компе тенциями
обеспечивает до 0,5 -0,65% роста ВВП в год (данные
США 2012 года, при с реднегодовых темпах роста
ВВП – 2- 2,5%).
В настоящее время государство, общество
формируют спрос на новые формы и виды
обучения, которые бы обеспечили большую
16 Национальная ассоци ация ученых (НАУ) # 58, 20 20
адаптивно сть обра зовательных систем и
технологий к меняющимся запросам человека:
требуется создать такую инфраструктуру
образования, которая бы смогла обслуживать
каждого человека в течение всей жизни.
Содержание образования должно быть
социально сконструировано и обновлят ься в
зависимости от контента.
Если раньше в педагогике отмечала сь
передача знаний от учителя к ученику, то сейчас
говорят о том, что знания конструируются
учениками в процессе совместно - значимой
деятельности.
Если раньше мобильные устройства
конф исковыва лись у дверей класса, то сейчас
наблюдается а ктивное использован ие этих
устройств для персонализации образовательного
процесса и повышения мотивации к учению.
Прежде упор делался на индивидуализации и
дифференциации обучения, а сейчас все громче
заявляют о персонализации в обучении; согласно
положениям этой теории учен ик выбирает
соответствующие технические средства и ресурсы
для обучения, ученики создают круг сверстников,
учителей и т.д., которые помогают им в учебе и
направляют учебный процесс.
Ка к отмеча ет А.М.Кон даков: «В основе
современного образования не оборудова ние, не
программное обеспечение, а образ мышления» [8].
Мы живем в эпоху четвертой информационной
революции, которая совершенствуется, благодаря
информационно -коммуникационным технолог иям.
Зад ача педагога не закрывать обучающимся выход
в информационное про странство, а научить в нем
ориентироваться, научить использовать его для
решения своих познавательных и жизненных
проблем.
Остался в прошлом лозунг: «Образование на
всю жизнь», на смен у ему пр ишел другой:
«Образование в течение жизни». Сегодня
необходимы н е только знания, умения и навыки, но
и осознанные человеком способности
(возможности) их реализации для эффективной
деятельности. Знания становятся важнейшим
фактором экономического ро ста и ст ратегическим
ресурсом.
Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская отмечают:
«Информационное общество – это социально -
экономический уклад, в котором производство
информационных продуктов и оказание
информационных услуг преобладают над всеми
видами социально -эко номическ ой активности
людей» [3, 6] .
Кардинальные изменения в сфере образования
связаны со стремительным развитием интернет,
персональных цифровых устройств и технологий
высокоскоростной передачи информации. Эти
изменения касаются всех уровней образования , в
том числе и высшего.
В отечественной системе высшего
образ ования активно развиваются массовые
открытые онлайн -курсы (МООС) (англ. Massive
Open Online Coursse ) – одна из современных форм
дистанционного образования [1; 2; 4; 6; 7].
Массовое распространен ие МООК в мире и в
России началось с 2012 года.
С 2015 года за пущен проект «Открытое
образование» ( http ://npoed .ru) – современная
образовательная платформа, предлагающая
онлайн -курсы по базовым дисциплинам,
изучаемым в росси йских ун иверситетах.
Требования и рекомендации по разработке
МООК, публикуемых на Национальной платформе
открытого образования, представлены на сайте
URL :http ://npoed .ru/files /np оed_rules _1.0. pdf .
В Омс ком государственном педагогическом
университет (ОмГПУ) дистанционное обучение
строится на основе системы «Модус» ( LMS
Moodle ) (модульная объектно -ориентированная
динамическая учебная среда) – наиболее
распространенная система дистанционного
обучени я.
Целес ообра зно студентам предложить
учебн ый курс, посвященный проектированию и
разработке онлайн -курсов. В ОмГПУ учебная
дисциплина «Разработка массовых открытых
онлайн -курсов» включена в учебный план
подготовки бакалавров по направлению 44.03.05
«Педаго гическое образование» (с двумя
профилями по дготовки), профили «Информатика и
технология», «Математика и информатика».
Эта дисциплина практико -ориентированная,
основной задачей которой является приобретение
компетенций в области проектирования и
разработки дистанци онного курса по технологии
МООК.
В процессе изучения этого курса бакалавры:
систематизируют знания об открытых
образовательных ресурсах и МООК; знакомятся с
особенностями крупнейших мировых и российских
платформ онлайн -обучения; знакомятся с лучшим и
практи ками, технологиями и инструментами
разработки, внедрения, сопровождения и
продвижения курсов в формате МООК; получают
представление об основных этапах создания
МООК, их продолжительности и содержании,
планировании работы; осваивают платформу для
создания и проведения массовых открытых
образ овательных курсов на примере edx [1].
Для оказания помощи студентам в освоении
этого курса Е.С. Гайдамак разработан электронный
курс, который размещен на образовательном
портале ОмГПУ ( https ://edu .omgpu .ru/). Стру ктура,
содержание и тема тическое планирован ие этого
курса представлено в работе [1].
Омский государственный педагогический
университет является одним из центров,
обеспечивающего дистанционное обучение
различных слоев населения г. Омск и Омской
области.
Орг ани зующи м центром в заимодействия
является у правляющий модуль «ОмГПУ -Регион»,
интегрирующий работу всех порталов ОмГПУ, в
числе которых образовательный портал
университета, многофункциональный портал
«Школа», портал открытого образования
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 58, 20 20 17
«OPEN .ОмГПУ», интег рирую щие развитие
сетевых видов взаимодействия со школьниками,
студентами, учителями, учреждениями
образования [5].
Являясь важным ресурсным центром
региональной системы образования, ОмГПУ
реализует продуктивное взаимодействие с
образовательными организаци ями реги она на
основе применения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Массовые открытые онлайн -курсы появились
в 2007 году. Интеграция МООК в образовательную
среду вуза – одна из тенденций современного
вузовского образования.
Р.В. Гре чушкина отмечает: «Массо вые
открытые онлайн -курсы – это организованный
целенаправленный образовательный процесс,
построенный на основе педагогических принципов
и обеспечиваемый средствами современных
информационно -коммуникационых технологий [2,
102 ].
По пр инцип у организации семей ство МООК
разделяют на такие виды:
- хМООС и курсы, организованные по типу
хМООС (ДОСС, SMOC , ВООС, SPOC );
- сМООС ( Connectivity MOOC ) –
коннективистские массовые открытые онлайн -
курсы;
- tack -based МООС – курсы , основанные на
задач ном подходе;
- rМООС ( Rh izomatic MOOC ) – курсы,
построенные на принципах ризоматического
обучения.
Использование МООК в учебном процессе
будет зависеть от того, какая организационная
модель обучения выбрана: индивидуальная , когда
обучающийся выбира ет и изу чает курс
самостоятельно ; смешанного обучения , когда
преподаватель выбирает курс и определяет, как он
будет использован им в преподавании дисциплины,
а студент – при изучении дисциплины; сетевого
взаимодействия , когда отбор и включение курсов в
обр азовател ьный процесс осуществляе тся
ответственными лицами образовательной
организации.
Использование онлайн -курсов предполагает
наличие оснащенной материально -технической
база вуза для поддержки учебного процесса в ИКТ -
насыщенной образовательной среде.
Гот овн ость преподавате лей и студент ов
использовать МООК в образовательном процессе
складывается из четырех компонентов: три из них
одинаковы дл обеих сторон (компьютерная
грамотность, информационная готовность,
психологическая готовность), а для преподавателе й
есть е ще одна составляющая: ди дактическая
готовность.
МООК могут в образовательном процессе
использоваться в таких модификациях: 1) полная
замена курса, преподаваемого очно; 2) частичная
замена преподаваемого курса, его отдельных
модулей (разделов);
3) самостоя тельная раб ота студентов; 4)
расширение курса за счет ресурсов МООК.
Практика показывает, что наиболее
целесообразна последняя модификация.
Проблематика, связанная с внедрением
онлайн -курсов в образовательный процесс
педагогических вузов широка и м ногообра зна, но
уже оче видно, что их использование будет
обеспечивать высокий уровень качества
реализации основных профессиональных
образовательных программ по подготовке
педагогов.
Литература:
1. Гайдамак Е. С. Разработка массовых
открытых онлайн -курсов в професс иональн ой
подготовке бакалавра по направлению
«Педагогическое образование» // Информатизация
образования: теория и практика: сборник
материалов Международной научно -практической
конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. –
Омск: Изд -во ОмГПУ, 2017 . – С. 21 8 – 221 .
2. Гречушкина Н. В. Массовые открытые
онлайн -курсы в образовательной системе вуза //
Информатизация образования: теория и практика:
сборник материалов Международной научно -
практической конференции / под общ. ред. М. П.
Лапчика. – Омск: Из д-во ОмГП У, 2017 . – С. 101 –
104.
3. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория
обучения в инновационном обществе. – М.:
Просвещение, 2011. – 190 с. – (Работаем по новым
стандартам).
4. Кувшинов Н. Н. Один год в MOODLE –
плюсы и минусы системы // Лучшие практ ик и
элект ронного обучения: материалы I методической
конференции / Министерство образования и науки
РФ; национальный исследовательский Томский
государственный университет . – Томск: ТГУ, 2015.
– С. 27 – 32.
5. Лапчик М. П. Информатизация образования:
Омский тренд // Информатизация образования:
теория и практика: сборник материалов
Международной научно -практической
конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. –
Омск: Изд -во ОмГПУ, 2017. – С. 8 – 18.
6. Никитенко А. В. О подготовке студентов к
работе с дистанцион ны ми обра зовател ьными
технологиями // Информатизация образования:
теория и практика: сборник материалов
Международной научно -практической
конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. –
Омск: Изд -во ОмГПУ, 2017. – С. 279 – 281.
7. Травкин И. Ю. Массовое, откр ыт ое, онл айн
– параллельно или вместе? // Высшее образование
в России. – 2015. – № 12. – С. 18 – 22.
8.Кондаков А.М. Образование 3.0: Большая
перемена:
http ://www .edu54. ru/sites /default /files /upload /2014/0
4/Obrazovaniie _3.0. pdf