Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (15-18)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
Дата публикации статьи в журнале: 2020/11/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 60, Том: 1, Страницы в выпуске: 15-18
Автор: Минтинова Надежда Анатольевна
учитель английского языка ,
Автор: Кускова Ирина Валерьевна
учитель английского языка ,
Анотация: Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К её основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда.
Ключевые слова: УРОК;
Данные для цитирования: Кускова Ирина Валерьевна . СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (15-18). Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Педагогических наук. 2020/11/09; 60(1):15-18

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка // Журнал «Иностранные языки в школе», №4, 1987 – с.13. 2. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского и во внеклассной работе. // Английский язык, №4, 2008 – с.36 3. Басик Т.А. Добро пожаловать в мир английского языка. – Минск, 2002. 4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка.// Журнал «Вопросы психологии», №6, 1966 – с.47. 5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.,1975. 6. Коптелова И.Е. Игры со словами. //Журнал «Иностранные языки в школе», №1, 2003 – с.10. 7. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. – Донецк, 2001. 8. Магомедова Л.П. // Английский язык, №22, 2008 – с.5-7 9. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М., 2005. 10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога, М., 2000. 11. Стронин М.В. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981. 12. http: //festival.1september.ru
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 15

родителями со своими проектами, ко торые
разраб атывают несколько лет подряд.
Выпускники вальдорфских школ не знают
страха не только перед экзаменами, но и перед
будущим. Большинство из них поступают в вузы
Владимира, успешно учатся и заканчивают
университеты Москвы и Санкт -Петербурга. Успех
вальдорфско й педагогики в ее сегодняшней
актуальности.
«Воспитание и преподавание не могут просто
опираться на формальное педагогическое
образование, они должны рождаться из
вдохновения, действующего в нас так, чтобы через
нас детям открывались живущие в нашей душе
тайны мироздания: как если бы мы являлись только
посредником для того, что сам Мир хочет сказать
ребенку»[4].

Список литературы :
1. Вальдорфская школа города Владимира //
URL: http://wl33.ru/
2. Штайнер Р. Внутреннее развитие человека
//Лекция 1904г.
3. Штайнер Р. Антропософия и Теософия
//Лекция 1904г.
4. Штайнер Р. Методика обучения и
предпосылки воспитания //Первое полное издание
трудов Рудольфа Штайнера, 1994г.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬ НИКОВ.

Минтинова Надежда Анатольевна
учитель английского языка
Кускова Ирина Валерьевна
учитель английского языка

Современное управление школой в качестве
одной из своих задач рассматривает повышен ие
эффективности учебного труда в каж дую единицу
времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда.
К её основным составляющим относятся:
повышение целенаправленности обучения,
усиление его мотивации, информационной ёмкости
содержания образования, применение
современных методов обучения, активиз ация
темпов учебных действий, развити е рефлексивных
навыков труда.
Одной из ведущих тенденций современной
методики обучения иностранным языкам является
поиск таких методов обучения, которые наиболее
полно соответствова ли бы поставленным целям. И,
это, пре жде всего использование игрового мето да
обучения, как достаточно интересного и
эффективного в организации учебной деятельности
учащихся.
Использование этого метода призвано
способствовать созданию благоприятной
психолог ической атмосфере общения и помогать
учащимся увидеть в иностранном языке реальное
средство общения. Игровые формы обучения
позволяют использовать все уровни усвоения
знаний: от воспроизводящей деятельности через
преобразующую к главной цели – творческо -
по исковой деятельности. Учащиеся повтор яют в
играх то, к чему относятся с по лным вниманием,
что им доступно наблюдать и что доступно их
пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих
учёных, есть вид развивающей, социальной
деятельности, форма социального оп ыта, одна из
сложных способностей чел овека.
Как достичь того, чтобы школьники были
заинтересованы в изучении иностранного языка?
Обучать, играя?
В результате своей работы, мы пришли к
выводу, что игра – уникальный феномен
общечеловеческой культуры, её исто к и вершина.
Ни в каких видах деятель ности человек не
демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои
психофизические, интеллектуальные способности,
как в игре. Игра – регулятор всех жизненных
позиций учащегося. Школа игры, такова, что в ней
обучаемый – и ученик, и учитель одновременно.
Задач а педагога – заботиться не только о т ом, чтобы
ребенок получил какой -то запас знаний, который
лежал бы «мертвым грузом», но и о том, чтобы
ребенок был включён в такую деятельность, где бы
научился мыслить, творчески под ходить к делу и
чтобы эта деятельност ь приносила самые
положительные эмоци ональные переживания.
Процессы развития и обучения являются тесно
связанными и взаимно обусловленными. Но
развитие не следует за обучением как тень,
автоматически, оно зависит от хар актера и
содержания обучения. «Ребено к – не сосуд,
который нужно заполнить , а факел, который нужно
зажечь». Поэтому необходимо включать учащихся
в такую деятельность, где ему нужно было бы
мыслить, действовать, понимать.
Известно как важно пробудить интере с
учащихся к предмету, уйти от формал ьной
зубрёжки, внести в учебный проце сс игровые,
развлекательные элементы, активизировать
познавательные мотивы обучения. В этом
отношении иностранный язык – особый предмет.
Ученики проходят долгий путь усвоения чужого
языка, заучивания новых слов, работы со словарём,
анализа грамматических к онструкций… И всё? А
как хочется уже сейчас получить подлинное
удовлетворение от общения с иной языковой
культурой, самостоятельно прочитать по -
английски занимательный текст, оценить
знаменитый, своеобразный английский юмор,
пополнить свой лексический запа с английской
пословицей, скороговоркой, удивить друзей
знанием английских стихов, считалок и загадок.

16 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 2020

Обучение через увлечение – вот цель современного
урока.
Проведение уроков и внек лассных
мероприятий в оригинальной, н етрадиционной
форме направлено не тол ько на развитие основных
видов речевой деятельности, но и на формирование
ассоциативного мышления, памяти, навыков
общения в коллективе, творческой инициативы
школьника.
Известно, чт о младший школьный возраст
является н аиболее благоприятным для усвоения
ин остранного языка.
Для учащихся порой сложно даётся
произношение иноязычных звуков. Их введение
можно обыграть в игровой ситуации. Тогда
постановка содержательной, коммуникативно -
игро вой, а не формально -произносительной задачи
позволит придать коммуникативн ую ценность
каждому звуку. Ученикам следует предложить
определенные ассоциации, например:
Пчела/з/жужжит
Ветер/ h/дует
Змея/ s/шипит
Муха/ zh/жужжит
Элементы игры, неожиданности обеспечивают
осознанную, самостоятельную дея тельность. На
каждом уроке необходимо создать ситуацию
успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности. Игра – это особо
организованное занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра всегда
предполагает принятия решения, как поступить,
что сказать, как выиграть? Желание решить эти
вопросы обостряет мыслител ьную деятельность
играющих. А если ребёнок будет при этом говорить
на английском языке? Здесь таятся богатые
обучающие возможности. Дети над этим не
задумываются. Для них игра – увлек ательное
занятие. В игре все равны. Она посильна даже
самым слабым учащим ся. Более того, слабый по
языковой подготовке может стать первым в игре:
находчивость и сообразительность може т стать
порой более важным, чем знание предмета. Чувства
равенства, атмос фера увлеченности и радости,
ощущение посильности занятий, заданий – всё это
даёт возможность ребятам преодолеть
стеснительность, мешающую свободно
употреблять в речи слова чужого язы ка, и
благотворно сказывается на результатах обучения.
Незаметно усваивае тся языковой материал, а
вместе с этим возникает чувство
удовлетворенност и.
Данный практический материал может быть
использован для повышения мотивации изучения
английского языка, а также для развития речевых
навыков учащихся.
Выбери себе роль любого сказ очного героя.
Представься ре бятам и расскажи, что ты
умеешь делать. Изобрази действия.
Эти и другие упражнения превращаем в игры.
При этом детям предлагаем некоторые атрибуты,
чтобы ребенок почувствовал себя в роли какого -
либо героя или персонажа.
В ходе таких и гр учащиеся, сами того не
замечая, произносят фразу одну за другой как на
этапе говорения, так и новые грамматические
структуры.
При излучении различных рифмовок и
стихотворени й также предлагаем детям одну из
ролей, которую они должны разыграть, как в
театре.
Мышь и кот.
- Little mouse, little mouse Маленькая
мышка ,
- Where is your house? Где твой дом ?
- Little cat? Little cat Маленькая кошка
- I am a poor mouse Я бедная мышка
- I have no house . У меня нет дома .
Игра с мячом (учащиеся в кругу).
Give the ball who has blue eyes ( дай мяч тому , у
кого голубые глаза ),
Give the ball who has dark hair ( дай мяч тому , у
кого тёмные волосы ) и т.д.
Кто поймал – I have …
В процессе этой игры учащиеся учатся
употреблять речевые образцы, содержащие
определённые грамматическ ие структуры;
развивают речевую активность и
самостоятельность учащихся.
Тайное послание.
Это задание хорошо подходит в начале
учебного года, когда алфавит подзабыт.
Прои зносятся разные слова, например:
Clown
Apple
Teacher
Учащиеся записывают только первую букву
каждого слова, которое они слышат.
С – А – Т Прочитайте получившееся слово.
Говоря о реализации определенных
методических подходов к обучению с
использованием игровых ситуаций, можно
отметить, что в них нашли своё воплощение идеи
системной интеграци и эмоциональности в
процессе обучения иностранными языками.
Думается, что нравственность и личность в цел ом
воспитываются не только и не столько через разум,
сколько через эмоции и чувства, что очень присуще
нашим школьникам. Следовательно,
использование и гры на уроках иностранного языка
способствует реализации воспитательных и
развивающих целей обучения. Дан ный подход
предполагает:
- необходимость задей ствовать на уроке три
сферы учащихся: эмоциональную, когнитивную,
психомоторную;
- отсутствие страха и на пряжение в атмосфере
уро ка, культ хороших взаимоотношений, скрытый
характер контроля.
Последние годы свидетельствуют о
значительном повышении интереса к английскому
языку как к средству международного общения. Он
уже признан языком профессионального общени я в
разных сферах деятельности, а появление
компьютеров поставило использование

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 20 20 17

английского языка в особо е положение по
сравнению с другими языками.
Развивающее значение игры заложено в самой
природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там, где
эмоции, там а ктивность, там внимание и
воображение, там работает мышление.
Вот некоторые из них:
Игра «Охотники».
На доске скотчем прикреплены слова в
транскрипции. Вызываются 2 «охотника»; у
каждого своя «сумка». Я называю слово, дети ищут
его транскрипцию. Кто первым нашел слово, тот
снимает с доски «добычу» и кладет в свою «сумку».
Побеждает тот, кто набрал больше карт очек.
Победитель затем демонстрирует свою «доб ычу»
ребятам, доставая карточки из сумки и читая их.
Игра «Покупатели»
Класс делится на 2 команды. Одна команда
может «покупать» только с лова ,в которых буква
«С» читается как « S», а другая –слова, в которых
эта буква читается как « К». В быстром темпе
по казываются детям карточки со словами:
Carrot cat center cinema nice club welcome city .
Задача команды – успеть озвучить («к упить»
слово)
Игры на развитие внимания.
Игра в кругу.
Может проводиться при изучении различных
тем для тренировки грамматических структур. Дети
сидят на стульях по кругу. (Тема «Спорт»).
If you can swim (jump , run , play ) change your
sea t.
Если вы умеете плавать (прыгать, бегать,
играть), поменяйте своё мест.
Игра «Запретное число».
Тренировать учащихся в счёте. Дети стоят в
кругу и считают по очереди, но некоторые числа
могут быть «запретными», например, четные числа.
Учащиеся, по очеред и считают, вместо
«запретного» числа ученик хлопает в ладоши.
Игра «Живо тные».
Тренировать учащихся в названиях различных
животных, в употреблении личных местоимений с
глаголом to be.
Учащиеся в кругу. Каждый держит в руках
игрушку. Дети по очереди назыв ают животное
соседа и своё животное.
P1: He is a rabbit. I am a monkey.
P2: He is a monkey. I am an elephant .
Использование обучающих игр всегда даёт
хорошие результаты, повышает интерес к
предмету, позволяет сконцентрировать внимание
на главном – овладени е речевыми навыками в
процессе естественной ситуации общения во время
игр ы.
При организации игры многое зависит от
учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и
умение вовремя уйти в сторону, быть незаметным –
и с другой стороны, в особенности, если вед ущие в
игре – дети. В ходе игры не исправляются ошибки,
а отмечаются на к акие языковые явления следует
обратить внимание, над чем поработать. Главное
при проведении игры – создать доброжелательную
атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.
В зависимости от целей и задач у рока
используются различные игры, в процессе
закрепление учебного материала, на этапе его
активизации в речи учащихся.
Место игр на уроке и отводимое игре время
зависит от: подготовки учащихся, изучаемого
материала, поставленных целей и усл овий урока.
Если игра используется как тренировочное
упражнение при первичном закреплении
материала, то отводится 15 минут, в дальнейшем же
эта игра проводится в 5 минут и служит
повторением пройденного материала, разрядкой на
уроке. Ряд групповых игр мог ут быть эффек тивны
при введении нового материала. Одну и ту же игру
можно использовать на различных этапах урока.
Успех использования игр зависит от атмосферы
необходимого речевого общения, которая
создается в классе. Важно, чтобы учащиеся
привыкли к таком у общению, ув леклись и стали
участниками одного процесса.
Конечно, урок иностранного языка – это не
только игра. Доверительность и непринужденность
общения с учащимися благодаря общей игровой
атмосфере, располагают учащихся к серьезным
разговорам, обсужде нию любых реа льных
ситуаций.
Игра, как убеждает опыт, способствует
развитию творческой активности учащихся при
изучении иностранного языка. Она несет в себе
немалое нравственное начало, ибо делает труд –
овладение иностранным языком – радостным,
творчески м, коллективн ым.
Языковые игры предназначаются для
формирования произносительных, лексических и
грамматических навыков и тренировки
употребление языковых явлений на
подготовительном, предкоммуникативном этапе
(говорения) овладение иностранным языком.
Обуч ающи е игры по дразделяются в связи с
их целями и задачами на фонетические,
орфографические, лексические, грамматические и
творческие.
Основными целями фонетических игр
являются следующие: формирование учащихся
фонетического слуха; формирование и
совершенст вование навык ов установление звука –
буквенных соответствий и значение слов наслух.
Фонетическую зарядку можно вести с широким
привлечением коротких стихотворений с часто
встречающимися нетрадиционными звуками,
такими как
One, one, one
Little dog run
Two, two, two,
Ca ts see you,
Three, three, three,
Birds on the tree,
Four, four, four,
Rats on the floor.
Humpty, Dumpty sat on a wall,
Humpty, Dumpty had a great fall,

18 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 60, 2020

All the King’s horses
And all the King’s men
Couldn’t put Humpty together again.
Для расслабления, снятия напряжения, отдыха
на уроке обязательно проводятся зарядки:
Clap, clap, clap your hands
Clap your hands together,
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together.
Two little feet go tap, tap, tap
Two little hands go clap, c lap, clap
Two little feet go jump, jump, jump
Two little hands go thump, thump, thump.
Всё это очень помогает развитию интереса у
ребят, они обретают веру в свои силы, что могут
учить язык, говорить на нем, петь, читать стихи.
Орфографические игры ставят с воей цель ю
формирование навыков сочетания букв в слове;
упражнения учащихся в написани и английских
букв, слов.
Грамматические игры способствуют
развитию речевой творческой активности
учащихся; учат употреблению речевых образцов,
содержащих определенные гр амматические
трудности.
«Заяц – хваста».
Это очень простая игра, нацеленная на
отработ ку настоящего совершенного времени.
Составляется 15 -20 предложений в этом времени,
например:
I have eaten lunch with President Putin .
Steven Spilberg has asked me to pla y in his next
move.
I have climbed the Everest.
Один из игроков тянет 1 -е предложение и
громко читает его. Задача остальных – по очереди
попытаться произнести что -то еще более
впечатляющее, не изменяя значимый глагол.
P1: I have eaten lunch with President Putin.
P2: So what? I have eaten lunch with President
Putin.
Лексические игры направл ены на тренировку
учащихся в употреблении лексики в ситуациях,
приближенных к естественной обстановке;
развивает речевую реакцию учащихся.
«Ассоциативные классики».
На д оске ватман, на котором нарисованы
классики. Учащиеся называют номер квадрата, в
котор ом зашифрована своя категория, например,
животное. За определенное время учащиеся
должны назвать слова из этой категории.
Творческие игры нацелены на обучение
учащихся п ониманию смысла однократного
высказывания; выде лению главного в потоке
информации; рас познаванию отдельных речевых
образцов и сочетанию слов в потоке речи; развитию
слуховой памяти и реакции – этому учат
аудитивные игры; речевые же игры как составная
часть творческих игр, учат учащихся умению
выражать мысли в их логической
последовательност и; учат практически и творчески
применять полученные навыки.
Изучение литературы по теме «Игра на уроке
английского языка». Наблюдая за реакцией ребят
на новые игры, можн о сделать вывод, что игра
является одним из сильных мотивов овладении
учащимся английс ким языком. Необходимо
использовать разнообразные игры с самых первых
уроков; чтобы привить интерес ребят к своему
предмету, разбудить в них желание заниматься
языком, по селить уверенность в своих силах,
разрушить комплекс страха перед ошибками.
Подводя ит ог, хочется отметить следующее,
что игра как одна из форм отражения ведущей
деятельности может соответствовать возрасту
учащихся начальной школы.
Игры – это эффективный способ повышения
качест ва и продуктивности обучения английскому
языку. В результате их использования учитель
добивается хороших результатов, повышается
интерес ребят к уроку. Игры помогают детям
проявить свое творчество, ведут к сближению
взрослых и детей.
Игровая методика положительно влияет не
только на формирование универсальных учебных
действий обучающихся, их познавательных
интересов в рамках ФГОС, но и способствует
осознанному освоению английского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алесина Е.В. Учебные игры н а уроках
английского языка // Журнал «Иностранные языки
в школе», №4, 1987 – с.13.
2. Арт амонова Л.Н. Игры на уроке
Английского и во внеклассной работе. //
Английский язык, №4, 2008 – с.36
3. Басик Т.А. Добро пожаловать в мир
английского языка. – Минск, 2002.
4. Выготский Л.С. Игра и её роль в
психологическом развитии ребёнка.// Журнал
«Вопросы психологии», №6, 1966 – с.47.
5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое
значение. М.,1975.
6. Коптелова И.Е. Игры со словами. //Журнал
«Иностранные языки в школе», №1, 2003 – с.1 0.
7. Кулиш В.Г. Занимательный английский
для детей. – Донецк, 2001.
8. Магомедо ва Л.П. // Английский язык, №22,
2008 – с.5 -7
9. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках
английского языка. Учебное пособие. М., 2005.
10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в
деятельности п едагога, М., 2000.
11. Стронин М.В. Обучающие игры на уроках
английского языка : (из опыта работы). Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 1981.
12. http : //festival.1september.ru
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×