Национальная Ассоциация Ученых

Опубликовать статью в международном научном журнале. Бесплатная регистрация в РИНЦ, печатный номер журнала и сертификат участника научной публикации.

Generic selectors
Exact matches only
Искать в заголовках
Искать в контенте

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (42-46)

Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.4.53.183
Дата публикации статьи в журнале: 2020/04/09
Название журнала:Национальная Ассоциация Ученых, Выпуск: 53, Том: 4, Страницы в выпуске: 42-46
Автор: Медведь Ирина Валерьевна
Академия постдипломного педагогического образования , Санкт-Петербург
Анотация: Организация финансового обучения в школе – актуальная задача современного образования. В связи с этим возникает необходимость оценки эффективности внедряемых образовательных программ, в том числе путем выявления характера их влияния на финансового поведения обучающихся. С статье проводится сравнительный анализ влияния на типы, модели и стратегии финансового поведения обучающихся 5-ых классов двух различных по содержанию образовательных программ в составе одной и той же модели формирования финансовой грамотности полученный методом опроса, проведенным «До» и «После» обучения по ним. Полученные результаты раскрывают механизм влияния программ на финансовое поведение и могут быть полезны педагогам при разработке обучающих программ.
Ключевые слова: финансовое обучение; модель формирования финансовой грамотности; программа формирования финансовой грамотности; финансовое поведение;

  • PDF версия
  • Текстовая версия
Скачать в формате PDF

Список литературы: 1. Годфри, Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами. – М.: Издательство «Добрая книга», 2006. — 224 с. 2. Зарубина, Н.Н. Финансовое поведение как объект социологического анализа / Н.Н. Зарубина // Зарубина Н.Н. Экономическая социология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Зарубина. — 3-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 378 с. — С. 154-159. 3. Липсиц, И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы / И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 208 с. 4. Медведь, И.В. Модель формирования финансовой грамотности обучающихся: оценка эффективности / И.В. Медведь // Modern Humanities Success/Успехи гуманитарных наук. – 2020. - №4 . 5. Медведь, И.В. Опросник по финансовой грамотности школьников как инструмент педагогического исследования: требования к содержанию [Электронный ресурс] / И.В. Медведь // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 3. URL: http://www.scienceeducation.ru/article/view?id=27652 (дата обращения: 14.03.2019). 6. Медведь, И.В Формула финансовой грамотности – финансовое обучение и финансовое воспитание: соотношение понятий / И.В. Медведь // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 6. 7. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. -: -е изд. – М.:Просвещение, 2015. -217с. 8. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19)). 9. Шингаев, С.М., Медведь, И.В. Психологопедагогическое обеспечение финансового воспитания школьников: учебно-методическое пособие. — СПб. 2019 (в печати). 10. Эффективные методики преподавания для развития в учениках навыков и компетенций XXI века [Электронный ресурс]. URL: https://eic.educare.sg/ (дата обращения: 01.03.2020)
42 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
необходимость пересмотра профессионал ьного
взаимодействия между всеми участниками
образовательного процесса.
Таким образом, новые вызовы времени
приводят к изменению профессионального
взаимодействия в пе дагогической среде школы,
развитию отношений сотрудничества «на равных»
между субъектами о бразовательного процесса,
требуют от педагога постоянного саморазвития,
повышения своего профессионального уровня.

Список литературы
1. Ардабацкая И.А. Создание
образо вательных комплексов: традиции и
инновации // Ярославский педагогический вестник.
- 2016. - №3. - С.25 -29.
2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика:
Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016.
- 477 c.
3. Казантеева В. В. От педагогического
воздействия – к взаимодействию // Школа. - 2013. -
№ 1. - С. 69 -72.
4. Родионова Н.Ф., Ривкина С.В.
Взаимоде йствие субъектов педагогического
процесса как источник его обновления // Человек и
образование. - 2012. - №2 - С.4 -9.

ВЛИЯНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСО ВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИС ТИКИ ФИНАНСОВОГО ПОВ ЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Медведь Ирина Валерь евна
аспирант кафедры психологии
Академия постдипломного педагогического образования
г. Санкт -Петербург
DOI: 10.31618/nas.2413 -5291.2020.4.53.183
Аннотация
Организация финансов ого обучения в школе – актуальная задача современного образования. В связи
с этим возникает необходимость оценки эффективности внедряемых образовательных программ, в том
числе путем выявления характера их влияния на финансового поведения обучающихся.
С ст атье проводится сравнительный анализ влияния на типы, модели и стратегии финансового
поведения обучающихся 5 -ых классов двух различных по содержанию образовательных программ в
составе одной и той же модели формирования финансовой грамотности полученный мет одом опроса,
проведенным «До» и «После» обучения по ним.
Полученные результаты раскрывают механизм влияния программ на финансовое поведение и могут
быть полезны педагогам при разработке обучающих программ.
Ключевые слова: финансовое обучение; модель форм ирова ния финансовой грамотности; программа
формирования финансовой грамотности; финансовое поведение.

Не требует доказательств мысль о том, что
эффективное финансовое обучение должно
сопровождаться развитием финансового поведения
и развитием личностных качест в:
целеустремленности, самостоятельности и
ответственности (эти личностные качества
выделены нами и сходя из здравого смысла и
представления о финансово грамотном поведении),
лежащих в основе финансового поведения, а так же
развитием «навыков XXI века»: кре ативностью,
критическим мышлением, коммуникацией и
координацией [8].
В 2018 году в г. Санкт -Петерб урге в ходе
диссертационного исследования апробирована на
практике модель формирования финансовой
грамотности со следующими характеристиками:
• Форма обучения : урочное (12 целых
уроков).
• Способ интеграции: в предмет
(обществознание) на уровне образовательно й
программы.
• Применяемая технология обучения:
технология модерации.
• Методы обучения: командные и
диалоговые методы обучения. Для развития в
учениках навыков и компетенций XXI века
использован адаптированный вариант
Сингапурской методики преподавания, кото рая
построена на командных и диалоговых методах
обучения и соответствует принципам и целям
технологии модерации [10].
• Обучающая программа: программы
формиро вания финансовой грамотности А2 и А3
[4].
В результате апробации получены данные,
подтверждающие э ффективность (способность
позитивно влиять на развитие навыков и
личностных качеств) представленной модели
методами наблюдения и математической
статистики, д оказывающими фактическое усвоения
обучающей программы.
В настоящей статье научный интерес
сосредот очен на содержательных характеристиках
обучающих программ формирования финансовой
грамотности А2 и А3, которые являются
смысловым ядром модели формирования
финансовой грамотности. Необходимо добавить,
что интеграция программ формирования
финансовой грамотн ости осуществлялась в курс
обществознания для 5 -х классов под. ред. Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 6 -ое изд., 2015 [7].
Программа формирования финансовой
грамотности

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 43
В программе А2 акцент сделан на финансовое
обучение (усилен знаниевый компонент):
програм ма разработана на основе материалов по
финансовой грамотности И.В. Липсица и Е.А.
Вигдорчик [3], а в программе А3 - акцент на
финансовое воспитание (усилен м орально -
этический компонент), в основе программы подход
Дж.Годфри [1]. В соответствии с программами
были запланированы к проведению по 2 урока.
Темы уроков представлены в табл. 1.
Таблица 1
Содержательная характеристика обучающих программ
Программа форми рования финансовой грамотности
А2
Программа формирования финансовой грамотности
А3:
Тема №1. Деньги – что это такое Тема №1. Финансовая грамотность. Что умеют
делать финансов грамотные люди.
Тема №2. Откуда у семьи берутся деньги. Тема №2. Учимся вести с чет деньгам.
Тема №3. Образование в жизни человека. Тема №3. Образование в жизни человека. Учимся
планировать
Тема №4. Риски потери денег и имущества и как
человек может от этого защититься.
Тема №4. Дружба и деньги. Учимся говорить о
деньгах.
Тема №5. Собственный бизнес -собственные
проблемы
Тема №5. Благотворител ьность. Учимся с помощью
денег изменять мир.
Тема№ 6. Банки: кредиты и вклады. Тема №6. Финансовые институты и инструменты

Анализа результатов апробации программ,
позволил уточнить принципы интеграции, при
соблюдении которых возможна бесконфликтная
интеграция в любую образовательную программу
5-го класса основной школы (обществознания,
информатики, математики, географии), а именно:
1. Принцип соответствия смыслового поля
раздела изучаемой ди сциплины смысловому полю
раздела финансовой грамотности.
2. Принцип взаимного дополнения
смысловых полей.
3. Принцип наибольшего охвата дисциплин:
считаем необходимым введение информации по
финансов ой грамотности не только в
обществознание, но и в некотор ые главы
информатики, математики, географии с целью
увеличения области применения финансовых
знаний.
4. Принцип возрастосообразности под
которым мы понимаем необходимость учитывать
финансовые потребн ости возраста, доступные
финансовые практики и финансовые ценности,
выявляемые путем опроса.
Есть основания полагать, что соблюдение
принципов интеграции приводит к усилению
влияния программы формирования финансовой
грамотности на финансовое поведение
обуч ающихся.
Финансовое поведение обучающихся
Под финансовым поведением предполагается
внешние проявления деятельности по
использованию денег, ориентированную на
достижение личных финансовых целей [2].
Финансовое поведение складывается в
процессе финансовой с оциализации путем
усложнения в зависимости от возраста, о пыта,
финансовых возможностей и многих других
факторов [8]. Является очевидным, что
обучающиеся 5 -6 классов не могут быть
заемщиками, инвесторами, не могут создавать
депозитные счета и т.д., но у них есть
представление о назначении банковской системы,
есть понимание того, что деньги можно и нужно
преумножать и вкладывать – фиксируется живой
интерес и любопытство к тому, как это можно
сделать. Есть основания утверждать, что все
элементы, из которых в п оследствии будут
формироваться стратегии финансового пове дения,
находятся в зоне ближайшего развития
обучающихся 5 -6 классов и без соответствующего
подкрепления в обучении затухают: интерес
обучающихся 5 -6 классов не становится
деятельностью обучающихся 9 -11 классов [8].
Н.Н.Зарубина выделяет 2 типа, 4 модели и 5
стратегий финансового поведения, которые
представлены в табл. 2 [2]. Считаем возможным
добавить третий тип финансового поведения -
благотворительное поведение, под которым можно
понимать доброволь ные, регулярные выплаты,
осуществляемые по собственному в ыбору из
личных средств с благотворительными целями
какой -либо организации или человеку.
Методом опроса путем применения
авторского «Опросника по финансовой
грамотности» для 5 -6 классов получен масс ив
данных, при систематизации которого выявлена
динамика изменений финансового поведения
обучающихся 5«В» класса (программа А3) и 5«Г»
класса (программа А2) «До» и «После обучения».
Наиболее информативными для характеристики
финансового поведения в “Опросн ике по
финансовой грамотности” для 5 -6 являются
вопросы № 8,11,12,13,15 [4,5]. В качестве примера
ниже приведен сравнительный анализ данных,
полученных в качестве ответа на вопрос №13,
оформленный в виде проблемной задачи: «Некий
человек хочет приобрести н овомодный сотовый
телефон за 70 тыс. рублей. Этот человек
ежемесячно зарабатывает 40 ты. рублей, из
которых 30 тыс. рублей он тратит на свою жизнь.
Посоветуй, пожалуйста, как этому человеку лучше
поступить»? Полученные ответы позволяют нам
описать кредитно -земную стратегию финансового
поведения обучающихся по пр ограмме А2 и А3.

44 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
На рис. 3.35. показано графическое выражение
характера изменений финансового поведения
обучающихся 5«В» под влиянием программы А3.

Рис. 3.35. Динамика кредитн о-заемной стратегии финансового поведения обучающихся 5 “В”

1. Покупка пре дмета роскоши, по
результатам опроса, не является поводом для
создания долговых отношений с банком
(количество обучающихся, выбирающих
банковский кредит как реше ние проблемной
задачи, до обучения по программе было
незначительно, а после обучения - снизилос ь до
0%) или друзьями (количество обучающихся,
готовых попросить деньги в долг у друзей, после
обучения повысилось с 0% на незначительную
величину) также, не явл яется поводом для
обращения к родственникам с просьбой о подарке
(количество обучающихся, рассм атривающих
просьбу о подарке как способ получить предмет
роскоши).
2. Прослеживается отчетливая тенденция
развития самостоятельности, автономии,
ответственного ф инансового поведения,
ответственного отношения к тратам, которая может
быть проиллюстрирована с ледующими цифрами:
количество обучающихся, выбирающих опцию
“копить” уменьшилось с 52% до 37,5%, количество
готовых “экономить и копить” тоже уменьшилось с
19% д о 16,7%, а вот количество обучающихся 5“В”
класса, готовых рассмотреть вариант “экономить,
копи ть и подрабатывать”, выросло с 14,5% до 25%.
Мы считаем, что в результате обучения по
программе А3 у обучающихся, во -первых,
произошла дифференциация и формиров ание
понятий “накопление”, “экономия” и “подработка”,
как следствие, расширился поведенческий
репертуар традиционного финансового поведения.
Во -вторых, в основании кредитно -заемной
стратегии поведения находится рациональный
подход с “опорой на себя”. Важно подчеркнуть, что
кредитно -заемное (долговое) поведение не связано
у обучающихся 5“В” класса с приобретением
предметов роскоши.
На рис. 3.36 показано графическое выражение
характера изменений финансового поведения
обучающихся 5«Г» под влиянием программы А2 .

Рис. 3.36. Динамика кредитно -заемной стратегии финансового поведения обучающихся 5 “Г” кл асса
4,80%
52%
19%
9,50%
14,30%
28,60%
0%
0%
37,50%
16,70%
8,30%
25%
25%
4,20%
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%
Кредит в банке
Копить
Экономить и копить
Попросить у родных
Экономить, копить и подрабатывать
Отказаться от покупки
Взять в долг у друзей
До После
4%
62,50%
0%
8%
12%
4%
4%
13,60%
68,20%
18,20%
9,10%
9,10%
9,10%
0%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Кредит в банке
Копить
Экономить и копить
Попросить у родных
Экономить, копить и подрабатывать
Отказаться от покупки
Взять в долг у друзей
До После

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20 45
Очевидно, что программа А2 повлияла на
формирование долгового поведения обучающихся
иначе, чем программа А3. В резуль тате освоения
программы А2 у обучающихся заложены основы
внутренне согласованного, прагматичного
кредитно -заемного поведения, которое выражается
в формировании причинно -следственных связей
между банковским кредитом (дополнительной
статьей расходов) и необх одимостью экономить на
повседневных расходах. Мы считаем, что подобное
понимание основано прежде всего, на знании
устройства банковск ого кредитования и снижении
страха перед возникновением долговых
обязательств перед банком и умения на
элементарном уровне составлять личный
финансовый план. Таким образом, программа А2 не
только расширяет репертуар традиционного
финансового поведения за с чет дифференциации и
формирования понятий “накопление”, “экономия”
и “подработка”, но и добавляет к нему кредитно -
заемное п оведение как применимый финансовый
инструмент.
Приведенный выше пример иллюстрирует,
каким образом удалось сосредоточить внимание на
различных аспектах финансового поведения.
Выделение типов позволяет дифференцировать
финансовое поведение (целое) на части и описать
структуру и содержание каждой части (типа
финансового поведения), что и было сделано в
процессе обобщения полученных данны х. Далее
выделение моделей (образцов) позволило изучить,
когда и как происходит формирование образцов
финансового пове дения. Информация об этом
может играть решающее значение в вопросах
коррекции финансового поведения. Понимание
финансовых стратегий как ко мплекса
предпочитаемых действий для решения жизненных
задач позволяет исследовать динамику развития и
усложнения финан сового поведения в зависимости
от возраста – эта тема требует отдельного
освящения. Резюмируя сказанное выше можно
сделать ряд обобщений, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Влияние обучающих программ на характеристики финансового пове дения
Характеристики финансового
поведения: Программа А3 модель М3 Программа А2 модель М4
Типы:
• рациональное;
• ценностно
ориентированное [27, с. 154 -
159];
• благотворительное
Стимулирующее влияние на
развитие типов поведения:
• рациональное
• благотворительное
Стимулирующее влияние на
развитие на типы поведения:
• рациональное
• благотворительное
Снижение на уровне ценностно
ориентированного поведения
Модели:
• традицио нная;
• аффективное;
• сознательно -
дисфункциональная;
• устойчиво
некомпетентная [27, с. 154 -
159].
Развитие традиционной
модели поведения в сторону:
• опоры на себя и свои
силы;
• дифференциации
понятий
• расширения
поведенческого репертуара
Коррекция аффективной и
устойчиво некомпетентной
модели поведения
Развитие традиционно й модели
поведения в сторону:
• опоры на себя и свои силы;
• дифференциации понятий
• расширения
поведенческого репертуара
Коррекция аффективной и
устойчиво некомпетентной модели
поведения
Стратегии:
• потребительская;
• кредитно -заемная;
• сберегательная;
• страховая;
• инвестиционная [27,
с. 154 -159].
Влияние на стратегии
поведения:
• сберегательную –
сильное влияние
• кредитно -заемную
Влияние на стратегии поведения:
• страховую
• сберегательную
• кредитно -заемную

Подводя итог сказанному, можно сделать
следующий вывод: несмотря на разницу в
содержании, влияние программ А2 и А3 на
финансовое поведение обучающихся сопоставимо.
Есть основания утверждать, что единицей
формирования финансовой грамотности в
обучении явля ется модель формирования
финансовой грамотности. В составе модели любая
грамотно составленная обучающая программа
способна запустить процесс развития финансового
поведения обучающихся в целом. Механизм
коррекции «западающих» характеристик
финансового повед ения может быть построен на
значительном усилении соответствующей
содержательной части в программе.

Список литературы
1. Годфри, Дж. Как научить ребенка
обращаться с деньгами. – М.: Издательство
«Добрая книга», 2006. — 224 с.
2. Зарубина, Н.Н. Финансовое поведе ние как
объект социологического анализа / Н.Н. Зарубина //

46 Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 53, 20 20
Зарубина Н.Н. Экономическая социология:
учебник и практикум для академического
бакалавриата / Н.Н. Зарубина. — 3-е изд. — М.:
Издательство Юрайт, 2016. — 378 с. — С. 154 -159.
3. Липсиц, И. Финансовая грамотность:
материалы для учащихся. 5 –7 классы / И.В.
Липсиц, Е.А. Вигдорчик. — М.: ВИТА -ПРЕСС,
2015. — 208 с.
4. Медведь, И.В. Модель формирования
финансовой грамотности обучающихся: оценка
эффективности / И.В. Медведь // Modern Humani ties
Success/ Успехи гу манитарных наук. – 2020. - №4 .
5. Медведь, И.В. Опросник по финансовой
грамотности школьников как инструмент
педагогического исследования: требования к
содержанию [Электронный ресурс] / И.В. Медведь
// Современные проблемы науки и образ ования. —
2018. — № 3. URL: http://www.science -
education.ru/article/view?id=27652 (дата обращения:
14.03.2019).
6. Медведь, И.В Формула финансовой
грамотности – финансовое обучение и финанс овое
воспитание: соотн ошение понятий / И.В. Медведь
// Педагогическое образование и наука. — 2019. —
№ 6.
7. Обществознание. 5 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций/под ред.
Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. -: -е изд. –
М.:Просвещение, 2015. -217с.
8. Универс альные компетентности и новая
грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра.
Предварительные выводы международного
доклада о тенденциях трансформации школьного
образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А.
Баранников, И.М. Реморенко; Национальный
исс ледовательский универс итет «Высшая школа
экономики», Институт образования. — М.: НИУ
ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная
аналитика образования. № 2 (19)).
9. Шингаев, С.М., Медведь, И.В. Психолого -
педагогическое обеспечение финансового
воспитания шко льников: учебно -методи ческое
пособие. — СПб. 2019 (в печати).
10. Эффективные методики преподавания для
развития в учениках навыков и компетенций XXI
века [Электронный ресурс]. URL:
https://eic.educare.sg/ ( дата обращения: 01.03.2020)
Наверх
Юридические науки

12.00.01

Теория и история права и государства; история правовых учений

юридические

12.00.02

Конституционное право, муниципальное право

юридические

12.00.03

Гражданское право; предпренимательское право; семейное право;
международное частное право

юридические

12.00.04

Предпринимательское право; арбитражный процесс

юридические

12.00.05

Трудовое право; право социального обеспечения

юридические

12.00.06

Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

юридические

12.00.08

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

юридические

12.00.09

Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза;
оперативно-розыскная деятельность

юридические

12.00.10

Международное право, европейское право

юридические

12.00.11

Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохрани-
тельной деятельности, адвокатура

юридические

12.00.12

Управление в социальных экономических системах (юридические
аспекты); правовая информатика; применение математических
методов и вычислительной техники в юридической деятельности

юридические

12.00.13

Финансовое право; бюджетное право; налоговое право; банковское
право; валютно-правовое регулирование; правовое регулирование
выпуска и обращения ценных бумаг; правовые основы аудитор-
ской деятельности

юридические

12.00.14

Административное право, финансовое право, информационное
право

юридические

12.00.15

Гражданский процесс; арбитражный процесс

юридические

×
Экономические науки

08.00.01

Экономическая теория

экономические

08.00.02

История экономических учений

экономические

08.00.03

История народного хозяйства

экономические

08.00.04

Региональная экономика

экономические

08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством: теория управления
экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация
и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление
инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда

экономические

08.00.06

Логистика

экономические

08.00.07

Экономика труда

экономические

08.00.08

Эффективность капитальных вложений и новой техники

экономические

08.00.09

Ценообразование

экономические

08.00.10

Финансы, денежное обращение и кредит

экономические

08.00.11

Статистика

экономические

08.00.12

Бухгалтерский учет, статистика

экономические

08.00.13

Математические и инструментальные методы экономики

экономические
физико-
математические

08.00.14

Мировая экономика

экономические

08.00.15

Экономика зарубежных социалистических стран

экономические

08.00.16

Экономика капиталистических стран

экономические

08.00.17

Экономика развивающихся стран

экономические

08.00.18

Экономика народонаселения и демография

экономические

08.00.19

Экономика природопользования и охраны окружающей среды

экономические

08.00.20

Экономика стандартизации и управление качеством продукции

экономические

08.00.21

Транзитивная экономика

экономические

08.00.27

Землеустройство

экономические

08.00.28

Организация производства

экономические

08.00.30

Экономика предпринимательства

экономические

×
Физико-математические науки

01.01.00

Математика

 

01.01.01

Математический анализ

Математика

01.01.02

Дифференциальные уравнения

Математика

01.01.03

Математическая физика

Математика

01.01.04

Геометрия и топология

Математика

01.01.05

Теория вероятностей и математическая статистика

Математика

01.01.06

Математическая логика, алгебра и теория чисел

Математика

01.01.07

Вычислительная математика

Математика

01.01.09

Дискретная математика и математическая кибернетика

Математика

01.01.11

(Системный анализ и автоматическое управление)

Математика

01.02.00

Механика

Механика

01.02.01

Теоретическая механика

Механика

01.02.04

Механика деформируемого твердого тела

Механика

01.02.05

Механика жидкости, газа и плазмы

Механика

01.02.06

Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры

Механика

01.02.07

Динамика сыпучих тел, грунтов и горных пород

Механика

01.02.08

Биомеханика

Механика

01.03.00

Астрономия

Астрономия

01.03.01

Астрометрия и небесная механика

Астрономия

01.03.02

Астрофизика, радиоастрономия

Астрономия

01.03.03

Физика Солнца

Астрономия

01.03.04

Планетные исследования

Астрономия

01.04.00

Физика

Физика

01.04.01

Приборы и методы экспериментальной физики

Физика

01.04.02

Теоретическая физика

Физика

01.04.03

Радиофизика

Физика

01.04.04

Физическая электроника

Физика

01.04.05

Оптика

Физика

01.04.06

Акустика

Физика

01.04.07

Физика конденсированного состояния

Физика

01.04.08

Физика плазмы

Физика

01.04.09

Физика низких температур

Физика

01.04.10

Физика полупроводников

Физика

01.04.11

Физика магнитных явлений

Физика

01.04.13

Электрофизика, электрофизические установки

Физика

01.04.14

Теплофизика и теоретическая теплотехника

Физика

01.04.16

Физика атомного ядра и элементарных частиц

Физика

01.04.17

Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва

Физика

01.04.18

Кристаллография, физика кристаллов

Физика

01.04.19

Физика полимеров

Физика

01.04.20

Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника

Физика

01.04.21

Лазерная физика

Физика

01.04.22

Сверхпроводимость

Физика

01.04.23

Физика высоких энергий

Физика

×
Биологические науки

03.00.01

Радиобиология

биологические

03.00.02

Биофизика

биологические

03.00.03

Молекулярная биология

биологические

03.00.04

Биохимия

биологические

03.00.05

Ботаника

биологические

03.00.06

Вирусология

биологические

03.00.07

Микробиология

биологические

03.00.08

Зоология

биологические

03.00.09

Энтомология

биологические

03.00.10

Ихтиология

биологические

03.00.11

Эмбриология, гистология и цитология

биологические

03.00.12

Физиология и биохимия растений

биологические

03.00.13

Физиология

биологические

03.00.14

Антропология

биологические

03.00.15

Генетика

биологические

03.00.16

Экология

биологические

03.00.18

Гидробиология

биологические

03.00.19

Паразитология

биологические

03.00.20

Гельминтология

биологические

03.00.22

Криобиология

биологические

03.00.23

Биотехнология

биологические

03.00.24

Микология

биологические

03.00.25

Гистология, цитология, клеточная биология

биологические

03.00.26

Молекулярная генетика

биологические

03.00.27

Почвоведение

биологические

03.00.28

Биоинформатика

биологические

03.00.29

Охрана живой природы

биологические

03.00.30

Биология развития, эмбриология

биологические

03.00.31

Интродукция и акклиматизация

биологические

03.00.32

Биологические ресурсы

биологические

03.00.33

Протистология

биологические

×
Технические науки

05.01.00

Инженерная геометрия и компьютерная графика

технические

05.02.00

Машиностроение и машиноведение

технические

05.03.00

Обработка конструкционных материалов в машиностроении

технические

05.04.00

Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение

технические

05.05.00

Транспортное, горное и строительное машиностроение

технические

05.07.00

Авиационная и ракетно-космическая техника

технические

05.08.00

Кораблестроение

технические

05.09.00

Электротехника

технические

05.11.00

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные
приборы и системы

технические

05.12.00

Радиотехника и связь

технические

05.13.00

Информатика, вычислительная техника и управление

технические

05.14.00

Энергетика

технические

05.15.00

Разработка полезных ископаемых

технические

05.16.00

Металлургия

технические

05.17.00

Химическая технология

технические

05.18.00

Технология продовольственных продуктов

технические

05.19.00

Технология материалов и изделия текстильной и легкой промышленности

технические

05.20.00

Процессы и машины агроинженерных систем

технические

05.21.00

Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного
хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы
дерева

технические

05.22.00

Транспорт

технические

05.23.00

Строительство

технические

05.24.00

Геодезия

технические

05.25.00

Документальная информация

технические

05.26.00

Безопасность жизнедеятельности человека

технические

05.27.00

Строительство

электроника

×
Географические науки

11.00.01

Физическая география, геофизика и геохимия ландшафтов

географические

11.00.02

Экономическая, социальная и политическая география

географические

11.00.04

Геоморфология и эволюционная география

географические

11.00.05

Биогеография и география почв

географические

11.00.07

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

географические

11.00.08

Океанология

географические

11.00.09

Метеорология, климатология, агрометеорология

географические

11.00.11

Охрана окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов

географические

11.00.12

Географическая картография и геоинформатика

географические

11.00.13

Гляциология и геокриология

географические

11.00.14

Географическая экология

географические

×
Медицинские науки

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские

14.00.03

Эндокринология

медицинские

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские

14.00.07

Гигиена

медицинские

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.12

Лечебная физкультура и спортивная медицина

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские

14.00.17

Нормальная физиология

медицинские

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.23

Гистология, цитология, эмбриология

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Хирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские

14.00.30

Эпидемиология

медицинские

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.34

Курортология и физиотерапия)

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммулология

медицинские

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские

14.00.42

Клиническая фармакология)

медицинские

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские

14.00.47

Гастроэнтэрология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.49

Биологическая и медицинская кибернетика)

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина,
курортология и физиотерапия

медицинские

14.00.52

Социология медицины

медицинские

14.00.53

Геронтология и гериатрия

медицинские

14.00.55

Медико-социальная экспертиза и медико-социальная
реабилитация

медицинские

×
Философские науки

09.00.01

Онтология и теория познания

философские

09.00.02

Теория научного социализма и коммунизма

философские

09.00.03

История философии

философские

09.00.04

Эстетика

философские

09.00.05

Этика

философские

09.00.06

Философия религии

философские

09.00.07

Логика

философские

09.00.08

Философия науки и техники

философские

09.00.10

Философия политики и права

философские

09.00.11

Социальная философия

философские

09.00.13

Религиоведение, филосовская антропология,
философия культуры

философские
исторические

×
Фармацевтические науки

15.00.01

Технология лекарств и организация фармацевтического дела

фармац-кие

15.00.02

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

фармац-кие

×
Филологические науки

10.01.00

Литературоведение

 

10.01.01

Русская литература

филологические

10.01.02

Литература народов Российской Федерации (с указанием
конкретной литературы или группы литератур)

филологические

10.01.03

Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной
литературы)

филологические

10.01.04

Литература зарубежных социалистических стран

филологические

10.01.05

Литература народов Европы, Америки и Австралии

филологические

10.01.06

Литература народов Азии и Африки

филологические

10.01.08

Теория литературы. Текстология

филологические

10.01.09

Фольклористика

филологические

10.01.10

Журналистика

филологические
политические

10.01.11

Текстология

филологические

10.02.00

Языкознани

 

10.02.01

Русский язык

филологические

10.02.02

Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

10.02.03

Славянские языки

филологические

10.02.04

Германские языки

филологические

10.02.05

Романские языки

филологические

10.02.06

Тюркские языки

филологические

10.02.07

Финно-угорские и самодийские языки

филологические

10.02.08

Иранские языки

филологические

10.02.09

Кавказские языки

филологические

10.02.10

Кавказские языки

филологические

10.02.14

Классическая филология, византийская и новогреческая филология

филологические

10.02.15

Балтийские языки

филологические

10.02.16

Монгольские языки

филологические

10.02.17

Семитские языки

филологические

10.02.19

Теория языка

филологические

10.02.20

Сравнительно-историческое, типологическое и сопостовительное
языкознание

филологические

10.02.21

Прикладная и математическая лингвистика

филологические

10.02.22

Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки,
аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного
языка или языковой семьи)

филологические

×
Сельскохозяйственные науки

06.01.00

Агрономия

сельхоз-ные

06.02.00

Зоотехния

сельхоз-ные

06.03.00

Лесное хозяйство

сельхоз-ные

×
Химические науки

02.00.01

Неорганическая химия

химические

02.00.02

Аналитическая химия

химические

02.00.03

Органическая химия

химические

02.00.04

Физическая химия

химические

02.00.05

Электрохимия

химические

02.00.06

Высокомолекулярные соединения

химические

02.00.08

Химия элементоорганических соединений

химические

02.00.09

Химия высоких энергий

химические

02.00.10

Биоорганическая химия

химические

02.00.11

Коллоидная химия и физико-химическая механика

химические

02.00.13

Нефтехимия

химические

02.00.14

Радиохимия

химические

02.00.15

Катализ

химические

02.00.16

Химия и технология композиционных материалов

химические

02.00.17

Математическая и квантовая химия

химические

02.00.18

Химия, физика и технология поверхности

химические

02.00.19

Химия высокочистых веществ

химические

02.00.20

Хроматография

химические

02.00.21

Химия твердого тела

химические

×
Исторические науки

07.00.01

История Коммунистической партии Советского Союза

исторические

07.00.02

Отечественная история

исторические

07.00.03

Всеобщая история (соответствующего периода)

исторические

07.00.04

История коммунистического и рабочего движения и
национально-освободительных движений

исторические

07.00.05

История международных отношений и внешней политики

исторические

07.00.06

Археология

исторические

07.00.07

Этнография, энтология и антропология

исторические

07.00.09

Историография, источниковедение и методы исторического
исследования

исторические

07.00.10

История науки и техники

исторические
физико-
математические
химические
биологические
геолого-
минералогические
технические
сельско-
хозяйственные
географические
медицинские
ветеринарные
архитектура

07.00.12

История искусства

исторические

07.00.13

История марксизма-ленинизма

исторические

07.00.14

Партийное строительство

исторические

07.00.15

История международных отношений и внешней политики

исторические

×
Военные науки

20.01.00

Военно-теоретические науки

военные

20.02.00

Военно-специальные науки

военные

×
Геолого-минералогические науки

04.00.01

Общая и региональная геология

геология

04.00.02

Геохимия

геология

04.00.03

Биогеохимия

геология

04.00.04

Геотектоника

геология

04.00.06

Гидрогеология

геология

04.00.07

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

геология

04.00.08

Петрография, вулканология

геология

04.00.09

Палеонтология и стратиграфия

геология

04.00.10

Геология океанов и морей

геология

04.00.11

Геология, поиски и разведка рудных и нерудных месторождений,
металлогения

геология

04.00.12

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.13

Геохимические методы поисков месторождений полезных
ископаемых

геология

04.00.16

Геология, поиски и разведка месторождений твердых горючих
ископаемых

геология

04.00.17

Геология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений

геология

04.00.20

Минералогия, кристаллография

геология

04.00.21

Литология

геология

04.00.22

Геофизика

геология

04.00.23

Физика атмосферы и гидросферы

геология

04.00.24

Экологическая геология

геология

×
Педагогические науки

13.00.01

Общая педагогика, история педагогики и образования

педагогические

13.00.02

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням
образования)

педагогические

13.00.03

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия)

педагогические

13.00.04

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры

педагогические
психологические

13.00.05

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

педагогические

13.00.06

Теория и методика воспитания (по направлениям и сферам деятельности

педагогические

13.00.07

Теория и методика дошкольного образования

педагогические

13.00.08

Теория и методика профессионального образования

педагогические

×
Культурология

24.00.01

Теория и история культуры

культурология
философские
исторические
социологические
искусствоведение

24.00.02

Историческая культурология

культурология
философские
исторические

24.00.03

Музееведение, консервация и реставрация историко-
культурных объектов

культурология
искусствоведение
исторические
технические

24.00.04

Прикладная культурология

культурология
искусствоведение
технические

×
Ветеринарные науки

16.00.01

Диагностика болезней и терапия животных

ветеринарные

16.00.02

Патология, онкология и морфология животных

ветеринарные

16.00.03

Ветеринарная эпизоотология, микология с микотоксикологией
и иммунология

ветеринарные

16.00.04

Ветеринарная фармакология с токсикологией

ветеринарные

16.00.05

Ветеринарная хирургия

ветеринарные

16.00.06

Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

16.00.07

Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных

ветеринарные

16.00.08

Гигиена животных, продуктов животноводства и ветеринарно-
санитарная экспертиза

ветеринарные

×
Психологические науки

19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии

психологические

19.00.02

Психофизиология

психологические
биологические
медицинские

19.00.03

Психология труда, инженерная психология, эргономика

психологические
технические

19.00.04

Медицинская психология

психологические
медицинские

19.00.05

Социальная психология

психологические
политические

19.00.06

Юридическая психология

психологические
юридические

19.00.07

Педагогическая психология

психологические

19.00.10

Коррекционная психология

психологические

19.00.11

Психология личности

психологические

19.00.12

Политическая психология

психологические
политические

19.00.13

Психология развития, акмеология

психологические
педагогические

×
Политические науки

23.00.01

Теория политики, история и методология политической науки

политические
исторические

23.00.02

Политические институты, этнополитическая конфликтология,
национаные и политические процессы и технологии

политические
социологические
юридические

23.00.03

Политическая культура и идеология

политические
социологические
юридические

23.00.04

Политическая проблемы международных отношений и
глобального развития

политические
юридические

×
Науки о Земле

25.00.01

Общая и региональная геология

о земле

25.00.02

Палеонтология и стратиграфия

о земле

25.00.03

Геотектоника и геодинамика

о земле

25.00.04

Петрология, вулканология

о земле

25.00.05

Минералогия, кристаллография

о земле

25.00.06

Литология

о земле

25.00.07

Гидрогеология

о земле

25.00.08

Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение

о земле

25.00.09

Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.10

Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых

о земле

25.00.11

Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых,
минерагения

о земле

25.00.12

Геология, поиски и разведка горючих ископаемых

о земле

25.00.13

Обогащение полезных ископаемых

о земле

25.00.14

Технология и техника геологоразведочных работ

о земле

25.00.15

Технология бурения и освоения скважин

о земле

25.00.16

Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика,
маркшейдерское дело и геометрия недр

о земле

25.00.17

Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

о земле

25.00.18

Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых

о земле

25.00.19

Строительство и эксплуатация нефтегазоводов, баз и хранилищ

о земле

25.00.20

Геомеханика, разрушение пород взрывом, рудничная аэрогазо-
динамика и горная теплофизика

о земле

25.00.21

Теоретические основы проектирования горно-технических систем

о земле

25.00.22

Геотехнология(подземная, открытая и строительная)

о земле

25.00.23

Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
ландшафтов

о земле

25.00.24

Экономическая, социальная и политическая география

о земле

25.00.25

Геоморфология и эволюционная география

о земле

25.00.26

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

о земле

25.00.27

Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия

о земле

25.00.28

Океанология

о земле

25.00.29

Физика атмосферы и гидросферы

о земле

25.00.30

Метеорология, климатология, агрометеорология

о земле

25.00.31

Гляциология и криология Земли

о земле

25.00.32

Геодезия

о земле

25.00.33

Картография

о земле

25.00.34

Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия

о земле

25.00.35

Геоинформатика

о земле

25.00.36

Геоэкология

о земле

×
Архитектура

18.00.01

Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия

архитектура
искусствоведение

18.00.02

Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции
архитектурной деятельности

архитектура
технические

18.00.04

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов

архитектура
технические

×
Социологические науки

22.00.01

Теория, методология и история социологии

социологические

22.00.02

Методы социологических исследований

социологические

22.00.03

Экономическая социология и демография

социологические

22.00.04

Социальная структура, социальные институты и процессы

социологические

22.00.05

Политическая социология

социологические

22.00.06

Социология культуры, духовной жизни

социологические

22.00.07

Общественное мнение

социологические

22.00.08

Социология управления

социологические

×
Искусствоведение

17.00.01

Театральное искусство

искусствоведение

17.00.02

Музыкальное искусство

искусствоведение

17.00.03

Кино-, теле- и другие экранные искусства

искусствоведение

17.00.04

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
и архитектура

искусствоведение

17.00.05

Декоративное и прикладное искусство

искусствоведение

17.00.06

Техническая эстетика и дизайн

искусствоведение

17.00.07

Музееведение. Консервация, реставрация и хранение
художественных ценностей

искусствоведение

17.00.08

теория и история культуры

искусствоведение

17.00.09

Теория и история искусства

искусствоведение
философские
исторические

×